Истоки журналистского мастерства (риторика, проповедь и т.д.)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 33 33 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 30.01.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Информационно-коммуникационная деятельность: у истоков мастерства
Глава 2. Вехи становления журналистского профессионализма и мастерства
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Но преемственность культурного развития сохранила тяготение человека к дальнейшему постижению законов природы и общества и формированию своего отношения к миру на основе знания о нем. Усилившаяся в XIX в. социологичность знания по-новому высветила роль факта в контексте системного отношения к реальности. И то и другое отразилось в журналистике.
В трудах отечественных и зарубежных журналистов ясно видна цепь взаимодействия факта, анализа, оценки. В истинно исследовательском, аналитическом произведении все эти три компонента находились в равновесии. Это однако не означает, что литературное мастерство утратило свою значимость. Действительно, возможно составить текст на основании стандартных правил. Однако ясно и то, что только творческая индивидуальность придаёт тексту неповторимость, уникальность, во многом зависящую от меры соотношения различных его частей, от способности корреспондента не только правильно мыслить и формулировать мысль для себя, но и находить те речевые способы выражения смысла, которые донесут авторскую идею до читателя, придав ей особую убедительность. И, возможно, «именно аналитическая журналистика наиболее полно концентрирует в себе единство слова и мысли, присущее человеческой природе».
То есть, возможно выделить ещё один тип профессионала в журналистской деятельности – журналиста-исследователя. Его появление не относится ни к европейской, ни к российской традиции. В XIX в. к журналистской деятельности оказываются причастными, например, африканские мыслители. Так, западноафриканский философ, лингвист-полиглот Э.У. Блайден, сотрудничая в ряде изданий, использовал методику аналитической прессы для изложения своей концепции особой роли Африки в развитии мировой цивилизации. Становление аналитической журналистики выступает как общемировая тенденция, которая, правда, не всегда могла полно реализоваться в силу тех или иных политических и социокультурных причин.
В XIX веке среди зарубежных редакторов-реформаторов успехом пользовался Эмиль де Жирарден (1806–1881), являвшийся одним из родоначальников массовой прессы. Он произвёл коренную коммерческую трансформацию французской газеты, а также впоследствии стал прообразом руководителя-торговца. Он принимал журналиста на работу в полном соответствии с существовавшими тогда условиями рынка. В английской печати с ним в определенной степени сопоставимы братья Альфред и Гарольд Хармсворты, чья предпринимательская активность удостоится официального призвания: оба они получили титулы лордов (пэрами станут и другие магнаты прессы в Англии). В Америке подобное положение занял Джозеф Пулитцер.
В конце XIX века в США центральной фигурой стал репортер, готовый на персональный подвиг ради необычной, сенсационной информации. Среди журналистов «выдающегося поступка» можно отметить американку Элизабет Кохран (Нелли Блай), обогнувшую земной шар за 72 дня (а не за 80, как герой известного романа Жюля Верна), и многих других. Сочетание личной смелости и глубоких знаний являлось характерным для корреспондента английской «Дейли Телеграф» Эмиля Джозефа Диллона (1854–1933): он учился в нескольких университетах, знал европейские и восточные языки. Информация, полученная им, являлась не только оперативной, но и в высшей мере достоверной. Современники полагали, что в Диллон соединились таланты журналиста, ученого и государственного деятеля.
Признавая открытую партийность журналистской (в том числе редакторской) работы К. Маркса и Ф. Энгельса, нельзя забывать о том, что их творческому методу было в полной мере свойственно рассмотрение фактов под углом зрения научной теории. Взаимосвязь отбора фактов, их анализа и – что очень важно – их синтеза отличают публицистическое мастерство К. Маркса и Ф. Энгельса. По мнению ученых, детально исследовавших их творческое наследие, профессионализм в контексте марксистской теории печати во многом связан с тем, что «журналист выступает всегда как исследователь, социолог, аналитик, сообщая о фактах, анализируя, сопоставляя их и обрабатывая, обобщая, абстрагируя из конкретных единичных событий, ситуаций их особенное и всеобщее содержание и выражая его в понятиях, общезначимых заключениях, выводах и предложениях». Этот исследовательский компонент профессионализма приобретает особую актуальность, когда речь заходит о журналистике «второго уровня» – аналитической.
В России XIX в. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов призывали изучать факты, делать выводы из них «на обоюдную пользу истории и теории», представлять результаты их анализа, «а не частные счеты , не множители и делители».
XIX столетие продолжило еще одну устойчивую международную тенденцию, существенную для понимания особенностей журналистского профессионализма: пресса продолжала оставаться сферой приложения общественно-литературного дарования писателей и поэтов, которые выступали в качестве редакторов, издателей и сотрудников газет и преимущественно журналов. Например, новое качество французской журналистики на стыке веков проявилось в том, что она в ряде случаев тесно смыкалась с литературой. Это вполне справедливо и для российской печати всего периода ее развития. Есть точка зрения, что по уровню литературного исполнения англосаксонский и германский журнализм на рубеже столетий несколько уступал своим зарубежным собратьям. Но и он содержит немало примеров, подтверждающих плодотворность профессионального участия писателей в прессе. Журналистское мастерство раскрывало в данном случае несколько иную свою сторону, впрочем, привычную для периодической печати: текст приобретал художественно-образный характер, предполагающий особый «набор» способностей его создателя – возрастала роль интуиции, воображения, усиливалась образная нагрузка слова.
На рубеже XIX–XX вв. как в Европе, так и в Америке получает развитие журналистское образование, что явилось доказательством востребованности данной профессии.
Первая половина XX века стала временем дальнейшего усложнения структуры журналистской профессии. В определенной степени данный процесс был связан с совершенствованием технологии средств массовой информации. Так, в 30-е гг. в типографии американской газеты «Нью-Йорк таймс» насчитывалось 1800 рабочих, в ее редакции – 616 сотрудников, в конторе – 953 человека, в правлении – 84. Появление телефона и его широкое использование в прессе динамизировало репортаж («рипортинг») и вызвало к жизни пресс-стенографирование и «рирайтинг», то есть редакционную подготовку к печати материалов, полученных от корреспондентов. Изменившаяся техника иллюстрации повысила престиж фоторепортера. По мнению одного из крупнейших пресс-магнатов Франции Жана Пруво (в 1931 г. он основал газету «Пари суар»), изображение стало властелином времени. Этому в большой мере способствовала возможность быстро передавать по телеграфу снимки с места события.
Развитие радиовещания также оказало влияние на процесс развития журналистики. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» вели поиск своего лица, конкурируя с прессой, вырабатывая особый профессиональный стиль. После организации первых публичных сеансов телевизионного вещания электронное средство информации постепенно добавило новые краски в палитру журналистской профессии.
XX век по-новому высветил проблему соотношения факта и мнения в журналистском творчестве. Отсутствие в журналистике «поля точного знания» вызвало озабоченность у наиболее серьезных сотрудников и исследователей западной прессы. Однако профессионализация журнализма, придание ему «антисубъективного» характера, предусматривавшего опору на факты, беспристрастность, правдивость, была чрезвычайно трудно достижима».
Впоследствии материальная зависимость журналиста на Западе значительно усилилась за счёт дальнейшей коммерциализации прессы, ее монополизации, массовизации, формирования информационного рынка.
Идеологическое размежевание и политическая дифференциация в контексте противостояния капитализма и социализма, зарождения национально-освободительного движения, появления фашистских режимов, нарастания военной угрозы и развязывания второй мировой войны привели к «практически повсеместному углублению политизации профессии, усилению в ней пропагандистских начал». Возрастала политическая ангажированность значительного числа журналистов, даже если они отказывались открыто признать это. «Четкое определение классовой, партийной позиции для многих превращалось в центральный, системообразующий элемент их деятельности». Журналист «должен был выбрать свое место в расстановке общественных сил, определить, на чьей стороне он сражается. Далеко не каждому удавалось противостоять обстоятельствам, не превратиться в исполнителя чужой воли, не оказаться жертвой социальной мифологии. Слово продолжало оставаться оружием борьбы».
Даже во второй половине XX века не был найден полный и исчерпывающий ответ на вопрос о том, возможно ли дать универсальное определение понятиям «журналистское мастерство» и «профессионализм журналиста». Тем не менее, вне всякого сомнения определились вполне устойчивые черты, которые и отличали журналистскую деятельность от других видов деятельности, а также определили её уникальность и индивидуальность.

Заключение

Таким образом, одними из наиболее важных истоков журналистского мастерства являются риторика и проповедь. Также нельзя отрицать значимости публицистики для развития журналистики и журналистского мастерства.
В частности, благодаря риторике журналистика обогатилась искусством убеждения, владения Словом. Риторика призывала автора выражать собственные мысли, что особенно важно для профессии журналиста. Наконец, риторика доказала значимость авторской индивидуальности, впоследствии данный принцип станет основой и журналистского мастерства. Текст должен обязательно носить авторский отпечаток, быть оригинальным, убедительным.
От историографии журналистика взяла ещё один важный принцип – достоверности информации и излагаемых фактов. К сожалению, в современной журналистике данный принцип актуален далеко не всегда.
Проповедническое начало также было сильно у признанных мастеров слова. Много примеров возможно привести из истории Восточной Европы. Синтез знаний и опыта являлся основой профессионализма знаменитых проповедников. Так, для ведения богословного диспута хазары попросили византийского императора прислать к ним «книжного» человека. Были выбраны создатели славянской азбуки – братья Кирилл (827–869) и Мефодий (ок. 815–885), поскольку они обладали как образованностью, так и опытом публичной полемики, то есть, являлись мастерами Слова.
В последующие века, особенно в эпоху Возрождения и Просвещения, понятия о журналистском мастерстве значительно обогатились, однако основой по-прежнему оставались принципы, заложенные значительно ранее – а именно принципы, сформированные под влиянием риторики, проповеди, историографии, публицистики, литературного творчества в целом.
Список литературы


Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М., 1999.
Гуревич С.М. Предпосылки возникновения марксистской теории журналистики - М., 1972.
Гуревич С.М. К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники теории коммунистической публицистики. - М., 1973.
Дживелегов А. Очерки итальянского Возрождения. - М., 1929.
Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. - М., 1994.
Кон И.С. Размышления об американской интеллигенции//Новый мир. 1968. №1. С. 174–177.
Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать США. - СПб., 1998.
Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России. (XVIII в. – 60-е гг. XIX в.). Автореф. докт. дис. - Л., 1986.
Herd, H. The March of Journalism. - London, 1952.
Read, D. The Power of News. The History of Reuters. 1849–1984. - Oxford University Press, 1992.

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. - М., 1994. С. 102.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Там же.

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Цит. по: Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Там же.

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Кон И.С. Размышления об американской интеллигенции//Новый мир. 1968. №1. С. 174–177.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 23
Дживелегов А. Очерки итальянского Возрождения. - М., 1929. С. 13.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996. С. 25.
Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996. С. 26.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Там же.

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Там же.

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Там же.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Там же.
Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996. С. 44.
Herd, H. The March of Journalism. - London, 1952. P. 13.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Read, D. The Power of News. The History of Reuters. 1849–1984. Oxford University Press, 1992. P. 5.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
См.: Гуревич С.М. Предпосылки возникновения марксистской теории журналистики. - М., 1972. С. 85.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Там же.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996. С. 50-51.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/


Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996. С. 58.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Гуревич С.М. К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники теории коммунистической публицистики. - М., 1973. С. 63.
Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России. (XVIII в. – 60-е гг. XIX в.). Автореф. докт. дис. - Л., 1986. С 28, 30.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать США. - СПб., 1998. С. 61.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/

Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996. С. 67.
Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/













3

1.Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М., 1999.
2.Гуревич С.М. Предпосылки возникновения марксистской теории журналистики - М., 1972.
3.Гуревич С.М. К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники теории коммунистической публицистики. - М., 1973.
4.Дживелегов А. Очерки итальянского Возрождения. - М., 1929.
5.Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. - М., 1994.
6.Кон И.С. Размышления об американской интеллигенции//Новый мир. 1968. №1. С. 174–177.
7.Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики. - Краснодар, 1996.
8.Основы творческой деятельности журналиста./Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000./Электронный ресурс//http://evartist.narod.ru/
9.Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать США. - СПб., 1998.
10.Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России. (XVIII в. – 60-е гг. XIX в.). Автореф. докт. дис. - Л., 1986.
11.Herd, H. The March of Journalism. - London, 1952.
12.Read, D. The Power of News. The History of Reuters. 1849–1984. - Oxford University Press, 1992.

Вопрос-ответ:

Какие исторические корни лежат в основе журналистского мастерства?

Истоки журналистского мастерства связаны с различными аспектами коммуникационной деятельности человека на протяжении истории. Одним из главных вех журналистского мастерства является развитие риторики в Древней Греции, которая уже в то время играла важную роль в выражении и передаче информации. Кроме того, проповедь также имела свои корни в древних религиозных традициях и влияла на развитие журналистского профессионализма.

Какие вехи можно выделить в становлении журналистского профессионализма?

Становление журналистского профессионализма прошло через несколько важных этапов. Одной из вех является развитие печатного дела и появление первых газет в XVII веке. Постепенно журналисты начали восприниматься как независимые профессионалы, следуя определенным стандартам работы. Другой вехой является появление первых профессиональных журналистских организаций в XIX веке, которые способствовали установлению этических и профессиональных норм в журналистике.

Как влияла социология на развитие журналистского мастерства?

Усиление социологичности знания в XIX веке привело к новому взгляду на роль факта в контексте системы коммуникации. Социология анализировала влияние общественных процессов на журналистскую деятельность и помогала формировать профессиональный и этический кодекс журналистов. Таким образом, социология влияла на развитие журналистского мастерства и повышение его профессионализма.

Какие знания помогают журналистам формировать свое отношение к миру?

Формирование отношения к миру на основе знания о нем является важной составляющей журналистского мастерства. Журналистам необходимо иметь глубокие знания о различных аспектах общества, политики, экономики, культуры и других областей. Только так можно адекватно освещать события и представлять информацию читателям. Поэтому непрерывное постижение законов природы и общества является неотъемлемой частью журналистского мастерства.

Какие основные истоки журналистского мастерства?

Основными истоками журналистского мастерства являются риторика, проповедь и т.д. Глава 1 "Информационно-коммуникационная деятельность у истоков мастерства" подробно раскрывает эту тему.

Что охватывает глава 2 "Вехи становления журналистского профессионализма и мастерства"?

Глава 2 рассматривает значимые этапы в развитии журналистского профессионализма и мастерства. Здесь освещаются ключевые события и достижения, которые привели к формированию современной журналистики.

Какие источники могут быть использованы в литературе по данной теме?

В списке литературы могут быть приведены различные источники, включая научные работы, учебники, статьи и публикации из журналистской сферы. Важно, чтобы литература была достоверной и актуальной.

Какое значение имеет усиление социологичности знания в XIX веке?

Усиление социологичности знания в XIX веке позволило новым светом рассмотреть роль факта в контексте системного анализа. Это позволило журналистам лучше понимать общество и системы, в которых они работают, и использовать это понимание для более качественной информационно-коммуникационной деятельности.

Какие факторы оказали наибольшее влияние на становление журналистского профессионализма?

На становление журналистского профессионализма оказали наибольшее влияние различные факторы, такие как развитие технологий, политические процессы, социальные изменения и культурные потребности общества. Все эти факторы объединились и повлияли на формирование норм и стандартов в журналистике.

Какие источники мастерства журналистики были установлены в главе 1?

В главе 1 "Информационно-коммуникационная деятельность у истоков мастерства" были установлены источники мастерства журналистики, такие как риторика и проповедь. Риторика помогает журналистам развивать умение выразительно и убедительно общаться с аудиторией, а проповедь, в свою очередь, укрепляет навыки публичного выступления и формирования мнения слушателей.

Что стало вехой становления журналистского профессионализма и мастерства по мнению главы 2?

Глава 2 "Вехи становления журналистского профессионализма и мастерства" считает, что важной вехой становления журналистского профессионализма и мастерства было усиление социологичности знаний в XIX веке. Это позволило более глубоко понять роль факта в контексте общества и задать тон развитию журналистики как профессии.