совершенствование деятельности органов государственной власти по поддержке малого предпринимательства на примере Тамбовской области
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 11.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы поддержки малого предпринимательства 6
1.1 Инструменты поддержки малого предпринимательства 6
1.2 Полномочия органов государственной и муниципальной власти по поддержке малого предпринимательства 13
ГЛАВА 2. Анализ деятельности органов государственной власти по поддержке малого предпринимательства на территории Тамбовской области 19
2.1 Анализ развития малого предпринимательства в Тамбовской области 19
2.2 Анализ деятельности органов государственной власти по поддержке малого предпринимательства в Тамбовской области 23
ГЛАВА 3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности органов государственной власти по поддержке малого предпринимательства в Тамбовской области 36
3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности органов государственной власти по поддержке малого предпринимательства на территории Тамбовской области 36
3.2 Алгоритм реализации предлагаемых мероприятий 41
Заключение 54
Список литературы 60
Приложения 65
Мероприятие 3. Использовать в регионе модель SmartDistrict 4.0 для содействия цифровой трансформации малых предприятий.Оценивая современное влияние использования цифровых технологий для трансформации бизнес-процессов в малых предприятий Тамбовской области, предлагается использовать модель четырехуровневого подхода на региональном уровне к содействию цифровой трансформации малых предприятий которая включает в себя следующие элементы: деятельность властей по развития цифровой осведомленности МП Тамбовской области, провдению по инициативе властей области цифровых исследованийМП Тамбовской области, цифровое сотрудничествосо стороны властей области с МП Тамбовской области,управление процессами цифровой трансформацииМП Тамбовской области со стороны властей области (рис.13).Предложенная авторами модель SmartDistrict 4.0 продвигает содействия цифровой трансформации малых предприятий в соответствии с методологическим подходом, предусматривающим различные и растущие уровни вовлеченности малых предприятий и влияние содействия цифровой трансформации на их бизнес-модель, стратегические и организационные условия. В рамках реализации дачного мероприятия будет задействовано четыре уровня:Уровень 1 - осведомленность о цифровых технологиях МП Тамбовской области. Рисунок 13 - Модель четырехуровневогоподхода содействия региональных властей цифровой трансформации малых предприятийТамбовской области (модель SmartDistrict 4.0)Этот уровень основан на осведомленности о потенциальных возможностях содействия цифровой трансформации для малых и средних предприятий. Этот уровень предполагает участие более широкого и дифференцированного сообщества заинтересованных сторон участие посредством телефонных звонков и прямых встреч, направленных на информирование о проекте и сбор подписок.Уровень 2 - цифровой запросМП Тамбовской области.На этом уровне технологические решения, лежащие в основе SmartDistrict 4.0, представлены с точки зрения функциональных возможностей и потенциальных возможностей для привлечения внимания малых и средних предприятий и всех других заинтересованных сторон и т.д. Формы вовлечения МСП учитывают более высокий интерес МСП к проекту содействия цифровой трансформации и вовлекаются посредством рабочих сессий, семинаров, фокус-групп и т.д.Уровень 3 - цифровое сотрудничествоМП Тамбовской области. Исходя из их интересов, компании привлекаются к деятельности по изучению потенциальных преимуществ цифровизации в их собственных бизнес-процессах и стратегиях. На этом уровне существует ряд ограниченных компании МСП вовлечены; им разрешено использовать для поддержания своих административных и коммуникационных процессов.Уровень 4 - цифровая трансформацияМП Тамбовской области. Это самый высокий уровень вовлеченности, в котором заинтересовано ограниченное число малых и средних предприятий. МСП на этом уровне проявляют большой интерес к процессу оцифровки, и это может стать ключевым для достижения целей проекта. На данном этапе доступные технологии представляют собой в основном цифровые решения для производства, дистрибуции и оказывают более существенное влияние на компанию с точки зрения стратегических и организационных вопросов, связанных с бизнес-стратегией и организационными настройками. Кроме того, для каждого уровня вовлеченности в исследовании описываются и обсуждаются некоторые релевантные переменные, которые могут быть использованы менеджерами и предпринимателями для оценки уровня готовности к использованию цифровых технологий и способов оцифровки некоторых процессов.В качестве обоснования модели можно привести следующие тезисы:Новые цифровые парадигмы включают в себя широкий спектр стимулирующих цифровых технологий, таких как Интернет вещей, аддитивное производство, большие данные, искусственный интеллект, облачные вычисления и дополненная и виртуальная реальность. Широкое распространение этих технологий - всепроникающий процесс, который интересен всем отраслям, вызывая радикальную реконфигурацию организационных и стратегических моделей фирм, и это особенность, лежащая в основе появления индустрии 4.0 как нового промышленного сценария для цифровой трансформации.Широкое распространение и наукоемкий характер этих технологий раскрывают инновационный подход, ориентированный на развитие технологий, и открывают новые сценарии конкурентоспособности как инновационных, так и традиционных отраслей промышленности.При этом авторы [11] отмечают, что несмотря на то, что результаты Индустрии 4.0 в большей степени соответствуют организационным и стратегическим установкам крупных корпораций, из-за требуемых крупных инвестиций, а также человеческих ресурсов при наличии компетенций это требует гибкости, децентрализации, близости к клиентам и бережливых процессов принятия решений, которые, как правило, доступны малым и средним предприятиям.Цифровая трансформация в МСП - тема, представляющая большую актуальность и интерес в повестке дня ученых и практиков. Все более широкое использование передовых цифровых технологий трансформирует инновации и производственные процессы МСП. Современная цифровой среда предполагает фундаментальные изменения в конфигурации и выполнении бизнес-процессов, операционных процедурах и организационных возможностях. Но при этом цифровая трансформация для МСП является более сложной, так как внедрение цифровых технологий, как правило, требую значительных инвестиционных ресурсов, а МСП характеризуются ограниченными ресурсами не только финансовых, но и имеют пробелы в компетенциях, столь необходимых для руководства внедрением цифровой трансформацииИсходя из вышеуказанных предпосылок, модель SmartDistrict 4.0со стороны властей области, с учетом ключевых инициативы, запущенных в регионе, модельобеспечив «дорожную карту» направленной на поддержание процесса цифровой трансформации в МСП, Целью предлагаемых мероприятий является создание в Тамбовской области конкурентоспособной, гибкой и адаптивной модели механизма господдержки МП, которая обеспечит: высокий уровень индивидуализации использования инструментов поддержки, высокую скорость обновления и стабильную механизма поддержки, сформирует основу для устойчивого развития МП.Будут способствовать развитии сферы МП Тамбовского региона как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой – социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятостиПри разработке прогноза учитывались следующие элементы: – сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ; – прогноз социально-экономического развития Тамбовского региона; – приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития; – итоги социально-экономического развития Тамбовского региона. Прогноз исходит из того, что предложение мероприятия позволят существенно изменение внешних и внутренних условий развития МП Тамбовского региона. Увеличение количества субъектов малого предпринимательства в 2023-2025 годах прогнозируется с учетом постепенного восстановления экономики и реализации мероприятий региональных проектов: «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», подготовленных в соответствии с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».В прогнозном периоде ожидается положительной динамики оборота субъектов МП. Так, по консервативному варианту прогноза среднегодовой рост показателя планируется на уровне +1,0%, по базовому варианту прогноза - +3,0%, по целевому варианту прогноза +5,0%. Таблица 7Ожидаемые показатели реализации проектов предложенных мероприятия в Тамбовской области на 2023-2025 гг. (целевой вариант)Показатели реализации 2023 год2024 год 2025 год Количество самозанятых Тамбовского региона, тыс. человек нарастающим итогом 19 23 27 Количество действующих займов по схеме льготному финансированию, единиц 599 607 608 Созданные МП, единиц нарастающим итогом707 846 953 Количество предпринимателей участников проектов развития МП в рамках Мероприятия 1, ед нарастающим итогом 5293 6191 6967 Количество предпринимателей – участников региональной информационной платформа в рамках Мероприятия 2, ед. нарастающим итогом 31823 39202 45352 Количество МП, получивших поддержку «Акселерация» в рамках Мероприятия 3, ед нарастающим итогом5176 6838 7804 Количество объектов инфраструктурной поддержки развития МП, ед нарастающим итогом 175 204 232 Количество МП, получивших поддержку в сфере АПК, ед нарастающим итогом 203 282 375Функционирование оптимизированной инфраструктуры поддержки субъектов МП, будет способствовать решению организационных, административных и финансовых трудностей субъектов МП.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:Для повышения результативности господдержки МП Тамбовского региона как части механизма обеспечения устойчивости региональной социально-ориентированной экономикипредлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1.Стимулировать развития участия банковского сектора в механизме поддержки развития МП Тамбовского региона.Мероприятие 2. Использовать для обеспечения устойчивости социально-ориентированной экономики формирование «умные» региональных продуктов и услуг для повышения качества господдержки МП Тамбовского регионаМероприятие 3. Использовать в регионе модель SmartDistrict 4.0 для содействия цифровой трансформации малых предприятий.ЗаключениеПо итогам поведённого в первой главе исследования были получены следующие основные результаты: специфика малых предприятий появляется в следующих характеристиках: низкий стартовый капитал; возможность полного контроля за деятельностью;мобильность и гибкость; маркетинг;льготирование и поддержка от государства; недостаток ресурсов; конкуренция; высокий уровень риска; сложности с заемными средствами, так большинство банков откажет в кредите организациям малого бизнеса, которые только недавно вышли на рынок;монополизация рынка. Реализация деятельности малых предприятий может происходить в нескольких формах: производственной; коммерческой; посреднической; финансовой; консультативной. Так же было установлено, что развитье МП во многом зависит от региональной политики и располагаемым потенциалом для поддержки МП, так Тамбовская область обладает значительным предпринимательском потенциалам в ЦФО и Российской Федерации. В настоящее время в регионереализуется долговременная политика развития регионакак места, благоприятного для бизнеса, обеспечены условия для устойчивогоразвития целых отраслей промышленности, крупных промышленныхпредприятий и производственных комплексов, а также предпринимательства(малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развитияи внешней интеграции.За 2021-2022 гг. область укрепила свое местов топ-20 субъектов Российской Федерации по объемам промышленногопроизводства и инвестиций в основной капитал, выполненных работпо строительству и вводу жилых домов, по обороту розничной торговлии уровню безработицы.Основные инструменты поддержки можно разделить на несколько групп: Инфраструктура поддержкиФонд содействия кредитованию МСПФонд микрофинансирования МСПЦентр кластерного развитияТамбовский инновационный бизнес-инкубаторПоддержка начинающих предпринимателейГранты начинающим предпринимателямПоддержка монопрофильных муниципальных образованийРазвитие производственной деятельностиЛизинг оборудованияМодернизация оборудованияРазвитие социального предпринимательстваПоддержка социально- ориентированного бизнеса Дошкольные образовательные центрыЦентр молодежного инновационного творчества Формыгосударственной поддержки малого предпринимательства включают в себя такие как: правовая подсистема; органы государственной власти различных уровней, осуществляющие государственную поддержку малых предприятий; инфраструктура поддержки развития малых предприятий; направления и формы государственной поддержки малых предприятий; методы и инструменты господдержки малых предприятий. Механизм состоит из процессов двух видов: финансовой и нефинансовой поддержки.Как показал проведённый анализ в целом механизм государственнойподдержки малого бизнеса в регионе за 2021-2022 г. продемонстрировал свою эффективность, что подтверждается и показателями текущего стояния МП Тамбовской области. В системе региональных мер следует выделить такие как:Создан оперативный штаб по обеспечению устойчивого развития экономики Тамбовской области. Разработан план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики региона. Сохранена льготная процентная ставка по микрозаймамрегиональной МФО до 7% годовых. Региональная МФО предоставляет кредитные каникулы по договорам займа, заключенным до 01.03.2022.Прорабатывается мера по освобождению субъектов МСП от возврата в бюджет средств субсидии в случае недостижения показателей по результатам работы в году.Но при этом существует и целый ряд проблем и ограничении и проблемыгосударственной поддержки малого бизнеса и становится очевидной необходимость выработки оптимального подхода к построению взаимосвязи властных структур регионального уровня с сегментом предпринимательства, а также системы способов его поддержки, способствующей эффективному функционированию его субъектов. Были выделены следующие проблемы поддержки малых предприятий:Наличие совокупности факторов, негативно влияющих на формирование предпринимательской среды.Низкий уровень защиты прав собственности. Высокий уровень коррупции. Санкции и экономическая ситуация в стране в целом. Несовершенство налогового законодательства. Российское налоговое законодательство не способствует уменьшению налогового пресса на субъекты малого предпринимательства, несмотря на то, что государство принимает меры по его совершенствованию. Недостаточно проработанная правовая база в сфере трудовых отношений малого предпринимательства. Снижение эффективности работы субъектов малого предпринимательства ввиду отсутствия профессиональных знаний.Слабая информационная поддержка малого бизнеса.Неразвитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Отсутствие взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом.Перспективы развития МП Тамбовской области связаны со следующими направлениями:Принятие документов государственного стратегического планирования и новых госпрограмм в сфере проектов по развитию МП Тамбовской области;Запуск механизма финансирования и гарантирования еще предпроектной стадии проектов по развитию МП Тамбовской области.Запуск единой информационной системы для управления инвестиционными проектами с участием МП Тамбовской области от стадии идеи до реализации.Совместная выработка стратегических приоритетов, целевых показателей и мер поддержки инфраструктурных инвестиций и проектов по развитию МП Тамбовской области.Для повышения результативности господдержки МП Тамбовской области как части механизма обеспечения устойчивости региональной социально-ориентированной экономикипредлагаются следующие мероприятия:Мероприятие 1.Стимулировать развития участия банковского сектора в механизме поддержки развития МП Тамбовского региона.Мероприятие 2. Использовать для обеспечения устойчивости социально-ориентированной экономики формирование «умные» региональных продуктов и услуг для повышения качества господдержки МП Тамбовского регионаМероприятие 3. Использовать в регионе модель SmartDistrict 4.0 для содействия цифровой трансформации малых предприятий.Реализма мероприятия для поддержки МП Тамбовского региона включает в себя: формирования «умные» региональных продуктов и услуг для МП Тамбовского региона; массовая оптимизация деятельности субъектов потенциала элемента развития МП Тамбовского региона; децентрализация потенциала элемента развития МП Тамбовского региона;создание региональных сетей взаимодействия отдельных инструментов элемента развития МП Тамбовского региона; создание гибких систем предоставления региональных услуг элемента развития МП Тамбовского региона; совершенствование мониторинга ситуации МП Тамбовского региона, основанное на данных; создание гибких инноваций в жизненном цикле услуг господдержки; снижение транзакционных издержек элемента развития МП Тамбовского региона.Список литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149−ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/Бакалягин Г. Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства Текст / Г. Б. Бакалягин // Вопросы статистики. - 2019. - №8. - С.81-84. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учеб. Текст / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА- М, 2020. - 336 с.Баринова В.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: международный опыт и российские особенности / В.А.Баринова, А.Н.Красносельских // Экономическое развитие России. - 2019. - Т.26, N 1. - С.55-62.Богданова М.М. Изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве для субъектов малого бизнеса / М.М.Богданова, С.В.Левичева // Финансовый бизнес. - 2020. - N 4. - С.110-112.БондарикВ.Н. Некоторые информационно-технологические аспекты цифровой экономики / В.Н.Бондарик, А.В.Кудрявцев, А.А.Лощинин // Микроэкономика. - 2017. - N 4. - С.67-71.Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник. – М.: Либроком, 2019. – 264 с.Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб.пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб.пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 642 с. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России / В.Баринова, С.Земцов, В.Коцюбинский, А.Красносельских, Ю.Царева // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 11. - С.36-45.ГазетовА.Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журн. рос.права. - 2019. - N 12. - С.49-61.Горбунов В.К. Анализ малого и среднего предпринимательства: построение производственных функций с оценкой эффективных фондов / В.К.Горбунов, А.Г.Львов // Экономика и математические методы - 2021. - Т.57, N 3. - С.45-56.Глебова И.С., СадыртдиновР.Р. Государственное регулирование малого предпринимательства. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. - 326 с.Егоршин, А.П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.Ефимов О. Н. Экономика предприятия: учеб.пособиеТекст / О. Н. Ефимов. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 732 с.Инновационное предпринимательство / Горфинкель В. Я. [и др.] ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. - М: Юрайт, 2019. - 468 с.КамзабаеваМ.С. Оценка доступности финансирования малому инновационному предпринимательству / М.С.Камзабаева, Н.Е.Терешкина // Инновации. - 2019. - N 1. - С.34-39.КозеняшеваМ.М. Малый нефтегазовый бизнес: новые возможности и перспективы // Микроэкономика. - 2019. - N 2. - С.57-65.КолинК.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2019. – 201 с.Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова,. И.П. Дежкина, Ф.К. Казакова и др. –М.: ОАО «Издательст- во «Экономика», НОРМА, 2019. – 526с.Продвижение малых и средних высокотехнологичных инновационных предприятий России на глобальный технологический рынок / Л.В.Кожитов, А.В.Попкова, В.Г.Косушкин, Б.Г.Киселев, В.С.Верхович // Инновации. - 2021. - N 1. - С.12-19.Репина Е.Г. Исследование зависимости между развитием малого предпринимательства и микрофинансовой обеспеченностью регионов РФ / Е.Г.Репина, Л.К.Ширяева, Е.А.Федорова // Экономика и математические методы. - 2019. - Т.55, N 2. - С.41-57.Соболева И.В. Социальное самочувствие предпринимателей и наемных работников в малом бизнесе // Социол. исслед. - 2019. - N 4. - С.57-69.Третьякова М. Что поможет малому бизнесу получить госзаказ // Рос. Федерация сегодня. - 2019. - N 11. - С.48-53.Технопарки России: ежегодный обзор / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6. — М.: АКИТ РФ, 2020 — 110 с.Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебник Текст / М. Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 685 с.Мамина М.Т. Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 1. с. 362-366.Чеботарев В. Экономико-правовые проблемы достижения целевого показателя национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства / В.Чеботарев, В.Ионов // Общество и экономика. - 2019. - N 5. - С.28-39.Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. --М.: ИНФРА-М, 2019. – 165с. Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 сСайт Правительства Тамбовской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.tambov.gov.ru/gov/pravitelstvo-tambovskoj-oblasti.html/ (дата обращения: 11.03.2023)Инвестиционный паспорт региона [Электронный ресурс]. URL: https://invest.tmbreg.ru/development-institutions/(дата обращения: 11.03.2023)Навигатор инвестора [Электронный ресурс]. URL: https://lenoblinvest.ru/wa-apps/site/img_data/ru/pdf/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-2022.pdf/ (дата обращения: 11.03.2023)Garzoni A. et al. Fostering digital transformation of SMEs: a four levels approach // Management Decision. 2020. Vol. 58, № 8. P. 1543–1562.ПриложенияПриложение 1Приложение 2Оценка инвестиционного климата в регионе в 2022 г.Приложения 3Порядок получения господдержкиПриложение 4Институтов развития предпринимательства в регионеПродолжение приложения 4
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» / Федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149−ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Бакалягин Г. Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства Текст / Г. Б. Бакалягин // Вопросы статистики. - 2019. - №8. - С.81-84.
8. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учеб. Текст / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА- М, 2020. - 336 с.
9. Баринова В.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: международный опыт и российские особенности / В.А.Баринова, А.Н.Красносельских // Экономическое развитие России. - 2019. - Т.26, N 1. - С.55-62.
10. Богданова М.М. Изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве для субъектов малого бизнеса / М.М.Богданова, С.В.Левичева // Финансовый бизнес. - 2020. - N 4. - С.110-112.
11. Бондарик В.Н. Некоторые информационно-технологические аспекты цифровой экономики / В.Н.Бондарик, А.В.Кудрявцев, А.А.Лощинин // Микроэкономика. - 2017. - N 4. - С.67-71.
12. Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник. – М.: Либроком, 2019. – 264 с.
13. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
14. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.
15. Вахрушина М. А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие Текст / М. А. Вахрушина, Л. В. Пашкова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 381 с.
16. Вдовин, В.М. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, В.А. Валентинов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 642 с.
17. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России / В.Баринова, С.Земцов, В.Коцюбинский, А.Красносельских, Ю.Царева // Экономическое развитие России. - 2018. - Т.25, N 11. - С.36-45.
18. Газетов А.Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журн. рос. права. - 2019. - N 12. - С.49-61.
19. Горбунов В.К. Анализ малого и среднего предпринимательства: построение производственных функций с оценкой эффективных фондов / В.К.Горбунов, А.Г.Львов // Экономика и математические методы - 2021. - Т.57, N 3. - С.45-56.
20. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого предпринимательства. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. - 326 с.
21. Егоршин, А.П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
22. Ефимов О. Н. Экономика предприятия: учеб.пособие Текст / О. Н. Ефимов. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 732 с.
23. Инновационное предпринимательство / Горфинкель В. Я. [и др.] ; под редакцией В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. - М: Юрайт, 2019. - 468 с.
24. Камзабаева М.С. Оценка доступности финансирования малому инновационному предпринимательству / М.С.Камзабаева, Н.Е.Терешкина // Инновации. - 2019. - N 1. - С.34-39.
25. Козеняшева М.М. Малый нефтегазовый бизнес: новые возможности и перспективы // Микроэкономика. - 2019. - N 2. - С.57-65.
26. Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.
27. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. - СПб: ГУАП, 2019. – 201 с.
28. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова,. И.П. Дежкина, Ф.К. Казакова и др. –М.: ОАО «Издательст- во «Экономика», НОРМА, 2019. – 526с.
29. Продвижение малых и средних высокотехнологичных инновационных предприятий России на глобальный технологический рынок / Л.В.Кожитов, А.В.Попкова, В.Г.Косушкин, Б.Г.Киселев, В.С.Верхович // Инновации. - 2021. - N 1. - С.12-19.
30. Репина Е.Г. Исследование зависимости между развитием малого предпринимательства и микрофинансовой обеспеченностью регионов РФ / Е.Г.Репина, Л.К.Ширяева, Е.А.Федорова // Экономика и математические методы. - 2019. - Т.55, N 2. - С.41-57.
31. Соболева И.В. Социальное самочувствие предпринимателей и наемных работников в малом бизнесе // Социол. исслед. - 2019. - N 4. - С.57-69.
32. Третьякова М. Что поможет малому бизнесу получить госзаказ // Рос. Федерация сегодня. - 2019. - N 11. - С.48-53.
33. Технопарки России: ежегодный обзор / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6. — М.: АКИТ РФ, 2020 — 110 с.
34. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство: учебник Текст / М. Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 685 с.
35. Мамина М.Т. Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 1. с. 362-366.
36. Чеботарев В. Экономико-правовые проблемы достижения целевого показателя национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства / В.Чеботарев, В.Ионов // Общество и экономика. - 2019. - N 5. - С.28-39.
37. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. --М.: ИНФРА-М, 2019. – 165с.
38. Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 с
39. Сайт Правительства Тамбовской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.tambov.gov.ru/gov/pravitelstvo-tambovskoj-oblasti.html/ (дата обращения: 11.03.2023)
40. Инвестиционный паспорт региона [Электронный ресурс]. URL: https://invest.tmbreg.ru/development-institutions/(дата обращения: 11.03.2023)
41. Навигатор инвестора [Электронный ресурс]. URL: https://lenoblinvest.ru/wa-apps/site/img_data/ru/pdf/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-2022.pdf/ (дата обращения: 11.03.2023)
42. Garzoni A. et al. Fostering digital transformation of SMEs: a four levels approach // Management Decision. 2020. Vol. 58, № 8. P. 1543–1562.