Роль государства в экономике России
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 01.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Здесь следует отметить, что в конце80-х-начале 90-х гг. ХХ в. экономика России находилась в предкризисном состоянии. В это время в стране принимались различные нормативные акты, которым власть стремилась ввести элементы рыночной экономики, такие как закон о предприятии, о кооперации и т.п. Такая ситуация, когда в стране одновременно присутствуют элементы командной экономики и элементы рынка, долго существовать не может – в итоге остается что-то одно. Это обусловлено тем, что жесткое централизованное планирование с присутствием всех характерных для него институтов не может эффективно сосуществовать со свободой экономических отношений, которая присуща рыночной системе. Эти явления будут противоречить друг другу, а, следовательно, мешать нормальному развитию национальной экономики.2) Формирование государственных монополий почти во всех сферах национального хозяйства. Одним из важнейших направлений регулирования экономики со стороны государства должна быть приватизация, т.е. передача государственного имущества в частную собственность. Связано это с тем, что когда собственность государства становится имуществом хозяйствующих субъектов, то предприниматели для того, чтобы выстоять в условиях рыночной конкуренции, направляют все имеющиеся ресурсы на развитие своего предприятия, тем самым увеличивая свой доход и доходы государства в целом. В результате устанавливается регулирующая роль цен, что в свою очередь способствуетповышению значения рынка для экономики[21].3) Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу государственного регулирования экономики. Существующие противоречия и неточности в законодательных актах, а также «подгонка» их положений под интересы определенных субъектов экономики, делают эффективность системы государственного регулирования экономики значительно ниже. 4) Расширенный бюрократический аппарат. Еще с советских времен в нашей стране сложилась громоздкая и, как следствие, малоэффективная система государственного управления. В России бюрократия существует на всех уровнях власти и значительно тормозить развитие отечественной экономики. По данным таблицы 1 можно проследить динамику изменения численности работников государственного аппарата за период с 2015 по 2021 гг.Таблица 2.1Численность работников органов государственной власти в России в 2015-2021 гг., тыс. человек[27]ПоказательГоды2015201620172018201920202021Численность работников органов гос. власти1572,21548,11711,91876,41946,321732156,3Таким образом, исходя из данных таблицы, видно, что за рассматриваемы в России произошло резкое увеличение численности работников государственных структур. Это объясняется, во-первых, тем, что в состав государственных служащих была включена численность территориальных органов МВД России, а во-вторых, присоединением Крыма. На диаграмме на рисунке 2 показана доля аппарата чиновников в России.[27]Рисунок 2 – Доля чиновников в общей численности работающего населения, %Так, в России доля работников органов власти в общей численности работающего населения превышает 30%, в то время как в других развитых странах она не превышает и 20%, кроме Франции. Это может свидетельствовать о том, что в нашей стране количество чиновников нерационально завышено, что не делает их службу более эффективной и снижает возможность более полного управления и контроля за деятельностью чиновничьего аппарата.Также следует отметить, что именно при помощи бюрократических структур в нашей стране происходит передел собственности, главным образом, в пользу самой правящей элиты, имеющей широкий доступ к национальным ресурсам и богатствам. Поэтому очевидно, что имеется определенная зависимость между степенью бюрократизации органов власти и уровнем коррупции в стране. Даже в иных современных развитых государствах и в экономической, и в политической сферах присутствует некоторая доля коррупции, устранить которую полностью ни одна страна пока не способна. В России высокий уровень коррупции был и остается серьезной проблемой в работе органов государственной власти[16].5) Слияние органов государственной власти и криминальных структур. Не смотря на все меры, которые реализуются в России в последнее время, преступления в системе государственной службы до сих пор имеют большие масштабы. Те преступления, которые совершают государственные управленцы и служащие при выполнении ими своих должностных обязанностей, не позволяют эффективно и в полной мере проводить соответствующие экономические реформы, а также оказывают отрицательное влияние на жизнь населения страны, уровень предоставления гражданам государственных гарантий[4].Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд мероприятий, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности государства по регулированию рыночной экономики: - реструктуризация системы органов государственной власти: здесь нужно говорить о передаче всех функций по управлению экономическими процессами в ведение органов исполнительной власти. В большинстве развитых современных стран создается не более пятнадцати министерств, обязательными из которых являются министерства финансов, здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел и обороны. Все остальные министерства должны формироваться обоснованно и в соответствии с потребностями развития государства на современном этапе;- приведение в соответствие численности государственных служащих путем ликвидации дублирования функций и установления централизованного контроля за их деятельностью;- развитие системы штрафов, предусмотренных для чиновников и госслужащих за нарушение ими своих должностных полномочий или использование служебного положения не по назначению;- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу государственного регулирования экономики.Говоря о рыночной экономике, следует отметить, что развитие этой системы предполагает, в первую очередь, формирование комфортных условий жизни населения. Именно поэтому и реализуемая государством экономическая политика должна преследовать цель построения социального государства. Что касается России, то основная цель здесь состоит в перераспределении национального дохода в пользу незащищенных слоев населения на принципах социальной солидарности. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, устранение социального неравенства, усиление экономического и политического значение России на мировой арене путем согласованного использования рыночных и государственных способов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рынка. Обязательными социальными задачами, которые необходимо решить при построении эффективной рыночной системы в России, являются:1) Формирование условий для реализации прав граждан на качественное образование, профессиональную подготовку в соответствии с требованиями рынка.2) Повышение здоровья нации, развитие массового спорта, туризма и физической культуры.3) Развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения.4) Формирование рынка труда, отвечающего современным требованиям. 5) Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет средств государственного бюджета.6) Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий.7) Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения[13].Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что роль государства в развитии эффективной рыночной экономики оценить довольно сложно. Так, непосредственно государством формируются благоприятные условия для ведения экономической деятельности, именно государство защищает частное предпринимательство от деятельности монополий, способствует удовлетворение потребностей граждан в социально-значимых товарах и услугах, обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность, а также помогает и поддерживаетнезащищённые слои населения. Но с другой стороны, активное вмешательство со стороны государства в работу рыночной системы способно значительно снизить его эффективность и серьезно навредить экономике страны. Именно поэтому основной задачей органов власти при построении системы государственного регулирования экономики должно быть нахождение такой оптимальной позиции, когда государство сможет поддерживать экономику в период ее стабильного функционирования и предпринять необходимые меры при возникновении кризисных ситуаций. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В работе были обозначены субъекты и объекты государственного регулирования экономики. Так, субъектами государственной экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.Объектами жеявляются те сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.В работе были выделены основные функции государства в регулировании рыночной экономики, такие как правовое обеспечение экономической деятельности, регулирование денежно-кредитных и валютных отношений, фискальная и бюджетная политика, антимонопольное регулирование, реализация национальных интересов в мировой экономике, поддержание социально-значимых отраслей народной хозяйства и др. Приведенный перечень функций может быть расширен как за счет их расчленения и конкретизации, так и на основе добавления вновь возникающих устойчивых задач.Также проведенный в работе анализ показал, что основными средствами регулирования рыночной экономики государством являются фискальная и денежно-кредитная политика, административные меры, а также государственная собственность, как метод госрегулированияМеханизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности России в том, что, во-первых, происходил переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в-третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще до сих пор так и не сложились.Среди проблем, с которым сталкивается государство в области регулирования экономики в России можно отнести следующие:1) Долгий переход от командно-административной к рыночной экономики. Дело в том, чтодирективное планирование со всеми его институтами присущее административно-командной экономике не может существовать вместе с предпринимательством илюбыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, темсамым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом. 2) Формирование государственных монополий почти во всех сферах национального хозяйства. 3) Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу государственного регулирования экономики. 4) Расширенный бюрократический аппарат. Еще с советских времен в нашей стране сложилась громоздкая и, как следствие, малоэффективная система государственного управления. 5) Слияние органов государственной власти и криминальных структур. Те преступления, которые совершают государственные управленцы и служащие при выполнении ими своих должностных обязанностей, не позволяют эффективно и в полной мере проводить соответствующие экономические реформы.Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в России для эффективного функционирования рыночной экономики, прежде всего,требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата. Какправило, в развитых странах, несмотря на различия вгосударственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило,министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количествоминистерств – двенадцать-пятнадцать, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальныесоздаются в зависимости от специфики страны. Так же следуетсократить численность работников в этих министерствах. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерации.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.4. Андрианов, В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии / В. Андрианов // Общество и экономика. – 2021.5. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса / Под ред. А.З. Бобылевой. – М.: Юрайт, 2018. 6. Бабушкина, Е.А. Антикризисное управление / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина. – М.: Эксмо, 2019. 7. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2020. 8. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2018. 9. Гаспарян, А.Г. Государственное регулирование в социальной сфере / А.Г. Гаспарян // Вопросы государственного управления. – 2022. 10. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: ЮНИТИ, 2018. 11. Донцова, Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. 12. Завельский, М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях / М.Г. Завельский. – М.: Наука, 2019. 13. Захарова, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 201714. Золин, И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования / И. Золин // Проблемы теории и практики управления. –2020. 15. Кац, И. Взаимодействие государства и рынка / И. Кац // Проблемы теории и практики управления. – 2022. 16. Лившиц, В. Роль государства в современной экономической системе / В. Лившиц // Вопросы экономики. – 2021.17. Мамедов, О. Д. Современная экономика / О. Д. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.18. Нуреев, Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев. –М.: Норма, 2019. 19. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 20. Талапина, Э. П. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / Э. П. Талапина // Государство и право. – 2021. – № 11. – C. 73-79.21. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / Под ред. Зельднер А.Г. – М.: Наука, 2017. 22. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А.Ф. Шишкин. – М.: Эксмо, 2018. 23. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ИНФРА-М, 2016. 25. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристь, 2018. 26. Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин. – М.: ИНФРА-М, 2019.27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Режим доступа – https://www.gks.ru/folder/11191.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
4. Андрианов, В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии / В. Андрианов // Общество и экономика. – 2021.
5. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса / Под ред. А.З. Бобылевой. – М.: Юрайт, 2018.
6. Бабушкина, Е.А. Антикризисное управление / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина. – М.: Эксмо, 2019.
7. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2020.
8. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2018.
9. Гаспарян, А.Г. Государственное регулирование в социальной сфере / А.Г. Гаспарян // Вопросы государственного управления. – 2022.
10. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: ЮНИТИ, 2018.
11. Донцова, Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021.
12. Завельский, М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях / М.Г. Завельский. – М.: Наука, 2019.
13. Захарова, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
14. Золин, И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования / И. Золин // Проблемы теории и практики управления. – 2020. 15. Кац, И. Взаимодействие государства и рынка / И. Кац // Проблемы теории и практики управления. – 2022.
16. Лившиц, В. Роль государства в современной экономической системе / В. Лившиц // Вопросы экономики. – 2021.
17. Мамедов, О. Д. Современная экономика / О. Д. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
18. Нуреев, Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2019.
19. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
20. Талапина, Э. П. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / Э. П. Талапина // Государство и право. – 2021. – № 11. – C. 73-79.
21. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / Под ред. Зельднер А.Г. – М.: Наука, 2017.
22. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А.Ф. Шишкин. – М.: Эксмо, 2018.
23. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ИНФРА-М, 2016.
25. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристь, 2018.
26. Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин. – М.: ИНФРА-М, 2019.
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Режим доступа – https://www.gks.ru/folder/11191.