Государственная социальная помощь и ее реализация в Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 36 + 36 источников
- Добавлена 03.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РФ 8
Правовое регулирование государственной социальной помощи 8
Понятие, цели, задачи и значение государственной социальной помощи 16
ГЛАВА 2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ 21
2.1. Виды государственной социальной помощи и круг лиц, имеющих право на предоставление государственной социальной помощи 21
2.2. Основания и условия предоставления государственной социальной помощи 33
2.3. Проблемы и перспективы развития государственной социальной помощи в РФ 40
Заключение 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
В случаях, когда государство не имеет прямого влияния на экономические субъекты, обеспечение высокого дохода от занятости в виде заработной платы является сложной задачей для государственных институтов. В таких случаях у государства есть возможность использовать инструменты социальной защиты. Социальное обеспечение - это метод перераспределения валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ для выравнивания личных доходов и поддержания полноценного социального статуса в случае социального риска и является эффективным механизмом борьбы с неравенством. Решение этой проблемы будет способствовать снижению социальной напряженности, вызванной крайним неравенством в уровне жизни различных слоев населения.Говоря про перспективы развития социальной сферы необходимо взять в расчет именно период после 2019 г., когда весь мир, и в том числе нашу страну, накрыла волна коронавирусной инфекции, которая в определенной степени изменила подход государства к вопросам социального обеспечения населения.Стоит отметить, что в феврале 2021 года была утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, находящейся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года. Этот документ определяет основные направления развития социальной сферы и предусматривает следующие аспекты мер социальной поддержки на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) Он предусматривает повышение адресности и эффективности, автоматизацию и упрощение мер поддержки и неактивный подход к их предоставлению. Важность этих мер обусловлена существованием различных мер социальной поддержки и тем, что стандарты их предоставления существенно различаются.Л.Н. Овчарова также указывает на ориентацию, на неактивный подход, как на важную часть плана развития социальной помощи. Предполагается, что переход от декларативных к идентифицируемым принципам оказания помощи поможет своевременно и точно оказывать помощь нуждающимся. Первым шагом в этом направлении стало то, что в конце 2020 года россияне начали получать уведомления о мерах помощи, на которые они могут рассчитывать в трех жизненных ситуациях: при рождении ребенка, наступлении инвалидности и выходе на пенсию. Первоначально планировалось, что уведомление будет осуществляться по телефону, но из-за низкого уровня ответов было решено, что уведомление будет осуществляться онлайн и через портал «Госуслуги».Как уже упоминалось улучшение адресности , которое является одним из приоритетов развития социальной помощи. Одним из инструментов для этого может стать внедрение комплексной оценки потребностей (уже используется во многих мерах, введенных в последние годы). Многокритериальная оценка потребностей включает в себя оценку доходов, имущества и статуса занятости.Семья может одновременно владеть квартирой, домом, дачей, земельным участком, гаражом, автомобилем, мотоциклом, трактором, лодкой. Сведения о наличии имущества проверяются по данным Росреестра, ГИБДД, ФНС и других ведомств, а также по документам, представленным после регистрации заявления.Критерий нулевого дохода предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи доходов, таких как стипендии, доходы от трудовой или предпринимательской деятельности и/или пенсии. Если доходов у взрослого члена семьи нет, то это должно быть обосновано объективными жизненными обстоятельствами.Тем самым можно говорить о том, что адресность социальной помощи в первую очередь нацелена на то, чтобы достоверно установить лиц, действительно нуждающихся в мерах социальной поддержки и предоставить материальную и иную помощь именно указанным лицам и в тоже самое время отсеять лиц, имеющих достаточный доход, но при этом скрывающих его. Данная мера повысит эффективность оказания мер социальной поддержки и при этом будет носить адресный характер, исходя из критериев дохода и нуждаемости определенных ячеек общества.Интересное наблюдение делает и А.Л. Белоусов. Он отмечает, что одной из важнейших задач, стоящих перед государством в современных условиях, является поиск эффективных механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения. Одним из таких инструментов преодоления экономического и социального неравенства является так называемый безусловный базовый доход.Так безусловный базовый доход нельзя рассматривать как средство социальной поддержки только во время кризиса. Безусловный базовый доход можно рассматривать как новый виток в развитии и становлении механизмов социальной защиты. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью изменения привычных форм социальной политики в результате ряда объективных факторов, таких как растущий разрыв в доходах в современном обществе, изменение структуры занятости в связи с явлениями автоматизации труда и экономического кризиса, старение населения. Одним из основных элементов новой социальной политики является реализация концепции безусловного базового дохода для помощи нуждающимся.Однако новая перспектива безусловного базового дохода должна быть комплексной, а не только разделенной на экономические, социальные и политические компоненты.Безусловный базовый доход с одной точки зрения может послужить как во благо, так и во вред. Для лиц, которые действительно попали в сложную жизненную ситуацию, но нацелены как можно скорее из нее выбраться, безусловный базовый доход может послужить некой поддержкой, чтобы как можно скорее исправить сложившуюся ситуацию. В тоже самое время для лиц, которые живут на государственные социальные пособия, подтверждая статус малоимущих и не стремящихся улучшить качество своей жизни, подобный безусловный базовый доход напротив будет служить неким оправданием и дальше не осуществлять полноценную трудовую деятельность, живя за счет государственных мер поддержки и пособий. Это по итогу негативно скажется как на самих граждан, так и на всем уровне мер государственной социальной поддержки. В тоже самое время наиболее более эффективной мерой государственной социальной поддержки становится социальный контракт, который направлен на то, чтобы предоставить гражданам определенную помощь, а также меры поддержки, чтобы лица, попавшие в сложную жизненную ситуацию, смогли самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию в жизни, но при помощи государства. Тем самым государство создаст пласт людей, которые при его помощи и поддержке смогли самостоятельно выбраться из сложной жизненной ситуации и впоследствии осуществлять трудовую деятельность, не рассчитывая на помощь со стороны государства, что по итогу благоприятно скажется на всей экономической сфере государства. Тем самым можно говорить о том, что безусловный базовый доход вместо помощи и поддержки оказывает более «расслабляющее» действие на население, тогда как «социальный контракт» напротив подвигнет граждан самостоятельно нести ответственность за свою жизнь и свое материальное положение.Таким образом, обобщая материал исследования, можно сказать, что одной из основных проблем современной системы социального обеспечения в Российской Федерации является ее неспособность в полной мере устранить существующее социальное неравенство и обеспечить адекватную защиту отдельных категорий населения. Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть существующий подход к созданию инструментов социальной поддержки.Наиболее перспективным вариантом реформы является введение механизма безусловного базового дохода. Однако расчеты показывают, что его введение создаст чрезмерную нагрузку на бюджетную систему. Поэтому в кратко- и среднесрочной перспективе представляется целесообразным продолжить реформирование действующих систем социального обеспечения путем постепенного внедрения отдельных элементов механизма безусловного базового дохода с учетом уже накопленного в этой области международного опыта.Помимо этого, следует отметить, что еще одной насущной проблемой в рамках правового регулирования сферы государственной социальной помощи выступает отсутствие единого нормативно-правового акта, нацеленного на регулирование указанной сферы. Отдельные правоотношения регулируются самостоятельными специальными нормативно-правовыми актами, которые в свою очередь зачастую отсылают к постановлениям Правительства или специальным региональным нормативно-правовым актам. Весь указанный плат правовой информации представляется сложным для восприятия, а также понимания обычным гражданином, которые и является субъектом получения мер государственной социальной поддержки и помощи. Данная юридическая неграмотность может привести к тому, что нуждающееся лицо может и вовсе не получить причитающееся ему социальное обеспечение или же получить его не в полной мере, что также негативно скажется на материальном положении такого лица.Представляется необходимым разработка соответствующего кодифицированного акта, направленного на урегулирование социального обеспечения.Однако, как уже было отмечено ранее, в силу специфических особенностей права социального обеспечения, а также большого массива нормативно-правовых актов, входящих в сферу правового регулирования данной отрасли, создание единого правового акта на данный момент представляется невозможным.Именно указанный фактор в полной мере свидетельствует о необходимости последовательного регулирования всей отрасли государственного социального обеспечения.Как уже было отмечено ранее, отрасль права социального обеспечения выступает крайне важной и значимой в рамках современного мира, так как именно указанная отрасль права нацелена на создание и предоставление равных условий для различных слоев населения, с тем чтобы в определенной степени уравнять их материальное положение и минимизировать уровень финансового расслоения в обществе. именно от уровня материального обеспечения граждан государства в конечном итоге зависит в целом все развитие и становление всех институтов государства.Помимо этого, меры государственной социальной помощи выступают зачастую как жизненно важные для нуждающихся слоев населения и вместе с этим как единственный источник дохода. Именно исходя из их значимости следует особое внимание уделить эффективным мерам регулирования, а также развития указанной отрасли.Следует отметить основные проблемы в рамках предоставления государственной социальной помощи:- Отсутствие единого кодификационного акта или федерального закона, направленного на регулирование отрасли права социального обеспечения. Нормы, регулирующие правоотношения в данной отрасли многообразны и при этом разрознены. Создание единого нормативно-правового акта собрало бы все положения в едином законе, что облегчило бы в определенной степени вопросы правоприменения. Однако, как уже отмечалось ранее, в рамках активно развивающейся и находящейся в стадии реформ отрасли права социального обеспечения создание единого правового акта не представляется возможным.- Активное старение населения, что приводит к необходимости поиска новых механизмов оказания мер государственной социальной помощи. Вместе с ростом нуждающихся граждан приходит понимание того, что существующие на данный момент меры поддержки и помощи неэффективны, в связи с чем необходим поиск новых путей развития рассматриваемой отрасли. Как было изучено в рамках работы и будет сказано далее, такими механизмами выступают, например, введение социального контракта и безусловный базовый доход.Говоря про перспективы развития всего права социального обеспечения, а равно мер государственной социальной поддержки, следует отметить позитивную, на мой взгляд, тенденцию, связанную с адресностью предоставления государственной социальной помощи.Государственная социальная помощи нацелена в первую очередь на оказание мер социальной поддержки лицам, непосредственно нуждающимся в определенный промежуток времен в силу различных причин – инвалидность, потеря работы и как следствие снижение доходов семьи – получение статуса малоимущих. Адресность предоставления мер государственной социальной поддержки подразумевает под собой идентификацию нуждающихся по средствам реальной оценки материального положения отдельных граждан и семей.Именно адресный характер мер государственной социальной помощи в целом эффективно влияет на всю сферу предоставления социальной помощи, а равно перераспределения бюджетных средств.Следует отметить, что в рамках выпускной квалификационной работы мной также были изучены новые механизмы, внедряемые в право социального обеспечения, такие как социальный контракт и безусловный базовый доход. Об их эффективности и целесообразности можно рассуждать долго. Но следует отметить, что указанные механизмы являются новыми для рассматриваемой отрасли, что говорит о неэффективности ранее применяемых мер государственной социальной поддержки, вследствие чего государство ищет новые пути развития указанной отрасли.Действительно, можно говорить о том, что «традиционные» социальные пособия утрачивают свою значимость в силу небольшого размера в рамках растущего уровня жизни. Тем самым можно говорить о том, что данная мера государственной социальной поддержки утрачивает свою эффективность и значимость, что ведет к необходимости разработки новых действенных механизмов, на основании которых нуждающиеся граждане действительно могли бы улучшить свое материальное положение.ЗАКЛЮЧЕНИЕГосударственная социальная помощь является важным механизмов социальной поддержки граждан в современном обществе. Российская Федерация, выступая социальным государством должна в полной мере обеспечить государственную помощь и поддержку нуждающимся гражданам.Современная социальная политика и в частности меры государственной социальной поддержки в данный момент актуальны как никогда. Связано этос расслоением в обществе и увеличением разрыва между доходами богатых и бедных. В целом «удорожание» уровня жизни ведет к тому, что малообеспеченные слои населения все больше нуждаются в материальной помощи и поддержке со стороны государства. Исходя из чего можно говорить о том, что основная цель государственной социальной помощи – полноценная материальная поддержка нуждающихся слоев населения с тем, чтобы предоставить им достойные условия жизни.Следует также сказать относительно определения государственной социальной помощи, которое прямо закреплено в законодательстве в ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ, но при этом несмотря на легальное определение закрепленное в законе ряд авторов, считает, что этого определения недостаточно и при этом относят к государственной социальной помощи и другие явления, такие как, например, пенсионное обеспечение, пособия и т.д. Однако следует говорить о том, что действующее законодательство правомерно акцентирует внимание на предоставление мер государственной социальной помощи именно малоимущим слоям населения, так как указанные выше меры социальной поддержки, такие как пенсии и пособия носят именно целенаправленный характер, вследствие чего к мерам государственной социальной помощи их, по моему мнению, отнести нельзя.Государственная социальная помощь является правомсо стороны государства. Исходя из чего в законодательстве закреплен перечень лиц, которые имеют право на получение мер государственной социальной поддержки. К таковым в рамках федерального законодательства отнесены ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды и дети-инвалиды, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. Вместе с этим на уровне отдельных субъектов РФ введен свой перечень лиц-получателей мер социальной помощи и, следовательно, установлены региональные меры социальной поддержки.Стоит также отметить, что для получения мер государственной социальной помощи представляется необходимым подтвердить свой статус, по средствам предоставления документов или, как в случае с инвалидами, по средствам прохождения медико-социальной экспертизы, в рамках которой будет установлена группа инвалидности.Как мы видим к получателям мер государственной социальной поддержки относятся категории граждан, попавшие в сложную жизненную ситуацию – инвалиды или ветераны войны, которые не могут по состоянию здоровья или в силу преклонного возраста осуществлять полноценную трудовую деятельность, граждане, чей среднедушевой доход составляет размер ниже величины прожиточного минимума. Все указанные лица нуждаются в своевременном, а главное оперативном и качественном оказании социальных услуг и назначении мер государственной социальной поддержки. Именно исходя из важности рассматриваемой сферы следует отметить, что проблемы и пробелы, которые имеются в праве социального обеспечения являются наиболее значимыми и вместе с этим требуют решения. В ходе дипломного исследования были выявлены следующие проблемы.Во-первых, отсутствие единого кодификационного акта представляет определенные проблемы в рассматриваемой сфере и в первую очередь для получателей социальных услуг, поскольку наличие множества подзаконных актов, регулирующих получение и назначение различных мер социальной поддержки, делает крайне трудным обычному человеку разобраться во всем массиве правовой информации. Следует отметить, что государственную социальную помощь регулирует не только федеральное законодательство, но также, как было отмечено в рамках выпускной квалификационной работы и на региональном уровне имеются правовые акты, направленные на регулирование данной сферы. При этом правовое регулирование, а равно меры государственной социальной помощи в первую очередь исходят не из нужд конкретных лиц-получателей государственной социальной помощи, а именно от финансовой возможности конкретных субъектов РФ, что ставит в неравные положения различные категории граждан, исходя из места их проживания. Все указанное свидетельствует о большом массиве действующих правовых актов и только приведение законодательства к единому кодификационному акту поможет решить указанные проблемы и привести все законодательство к единству. Однако, как было отмечено в рамках работы, большой массив нормативно-правовых актов, регулирующих данную отрасль, а равно активное реформирование, делает в данный момент почти невозможным реализацию данных мероприятий. Вместе с этим это не исключает необходимости правового регулирования, а равно совершенствования всей нормативно-правовой базы права социального обеспечения, исходя из значимости и важности рассматриваемой отрасли права.Во-вторых, активное старение населения и рост числа нуждающихся лиц, что приводит к необходимости поиска новых мер социальной поддержки. Так вместе с развитием всех общественных и социальных институтов, а равно с ростом уровня жизни, механизмы, которые ранее были актуальны для отрасли социального обеспечения утрачивают свою значимость и эффективность. Меры государственной социальной поддержки в виде денежных выплат становятся неактуальными в виду незначительного размера, а натуральная помощь в виде предоставления топлива, продуктов питания и медикаментов утрачивает свою значимость, ей на смену приходит финансовая поддержка. Все более актуальными становятся программы социальных контрактов, в рамках которых меры государственной социальной помощи малообеспеченным категориям населения выражаются не в денежном эквиваленте, а в предоставлении возможностей для профессионального роста и развития. Под социальным контрактом следует понимать договор о субсидии, на основании которого лицо-получатель мер социальной помощи сможет выйти на самообеспечение. Так в рамках социального контракта лицо, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума заключает социальный контракт с региональными органами социальной защиты, вследствие чего получает денежные средства для улучшения своего финансового положения за счет переобучения и открытия своего дела. Тем самым в рамках социального контракта нуждающемуся лицу предоставляется не единоразовая выплата, а денежные средства для приобретения новых компетенций и навыков с тем, чтобы впоследствии такое лицо вышло на совершенно новый уровень дохода и смогло выйти из статуса малоимущего. Также все более значимым и обсуждаемым становится вопрос введения безусловного базового дохода.Представляется необходимым и важным дальнейшее реформирование указанной отрасли, введение новых эффективных мер государственной социальной поддержки, которые в свою очередь будут носить не единовременный разовый характер, а комплексно оказывать воздействие на рост доходов населения и как следствие приводить к постепенному улучшению жизни граждан в целом.Помимо этого, немаловажным представляется дальнейшее совершенствование правового регулирования всей нормативно-правовой базы права социального обеспечения и особенно при предоставлении государственной социальной помощи, одного из важнейших институтов права социального обеспечения. Поскольку именно качественное и эффективное правовое регулирование служит базой и основой для развития всей отрасли.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Нормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 43 ст. 4904Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ «О ветеранах» // «Российская газета» от 25 января 1995 г. N19Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета, № 234, 02.12.1995.Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ // Российская газета от 21 июля 1999 г. N 139Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ // Парламентская газета от 20 декабря 2001 г. N 238-239Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 // Бюллетень нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 – 18Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-Р // СПС «Гарант ру»Закон Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области» // «Молодой коммунар» от 28.06.2012 № 68Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» // «Молодой коммунар» от 18.11.2008 № 126Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 9 ноября 2011 года) // СПС «Гарант ру»Научно-методическаялитература1. Абузяров Д.А. Социальная защита участников и инвалидов Великой отечественной войны в регионе: социологический аспект // URL: https://regionsar.ru/ru/node/157 (дата обращения: 09.04.2023)2. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Стельмах С.А., Омельченко И.В. Виды государственной социальной помощи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №4-2. С. 157-1593. Айданова В.К. Правовое регулирование социальной защиты малоимущих семей в современной России // Форум молодых ученых. 2019. №2 (30). С. 92-964. Андреева Е.А., Бычков Д. Г., Гришина Е.Е., Емцов Р.Г., Феоктистова О.А. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность // Монография. Москва. 2017. 144 с.5. Асланова С.Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования/ С.Х Асланова.- М.: Молодой ученый, 2019. С. 511-5146. Байкин И.А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищенность» // И.А Байкин. М.: Вестник МГТУ Станкин, 2018. С. 26-427. Бакиева Г. Р. Социальное обеспечение и его виды // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 345-347 8. Белоусов А.Л. Безусловный базовый доход как современный тренд развития механизмов социального обеспечения // Экономика. Налоги. Право. 2022. №3. С. 143-1509. Белоусова А. А. Совершенствование социальной защиты малоимущего населения // Молодой ученый. 2023. № 4 (451). С. 448-44910. Гетт А.С. Правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского, семейного, предпринимательского, международного частного права. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 4-1011. Кожевникова М. С. Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 8 (403). С. 107-110 12. Кокшарова Е. С. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 225-227 13. Павленко Д. С. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России // Молодой ученый. 2016. № 6.6 (110.6). С. 95-96 14. Попов С. В., Кручек И. В., Агашева И. П. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: PRO ET CONTRA // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. №2. С. 192-20215. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего: докл. К XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. Науч. Конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская (науч. Ред.); Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др. ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2022. 184 с. 16. Трутаева А.В. Правовое регулирование социального обеспечения в субъектах Российской Федерации: автореф. Дис… канд. Юрид. Наук. Омск. 2020. 28 с. 17. Усова О.А., Грищук В.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. 2019. №1. С. 18-2318. Фидий С.П. Современное состояние и меры государственной поддержки малоимущих категорий граждан РФ // Мировая наука. 2021. №1 (46). С. 222-22619. Шевель А. В. Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 179-18520. Яхова С.О. Нормативно-правовое регулирование социальной сферы. 2020 // URL: https://sowa-ru.com/item-work/2020-1483/ (дата обращения: 04.04.2023)Электронные ресурсыСоциальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений - URL: https://www.garant.ru/actual/70_letie_pobedy/soc_obespechenie/ Пенсия по инвалидности по группам в 2023 году - URL: https://www.kp.ru/putevoditel/lichnye-finansy/pensiya-po-invalidnosti-po-gruppam/
1. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 43 ст. 4904
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N5-ФЗ «О ветеранах» // «Российская газета» от 25 января 1995 г. N19
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета, № 234, 02.12.1995.
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ // Российская газета от 21 июля 1999 г. N 139
Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ // Парламентская газета от 20 декабря 2001 г. N 238-239
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 // Бюллетень нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 – 18
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-Р // СПС «Гарант ру»
Закон Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 98-ОЗ «О государственной социальной помощи в Воронежской области» // «Молодой коммунар» от 28.06.2012 № 68
Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» // «Молодой коммунар» от 18.11.2008 № 126
Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 9 ноября 2011 года) // СПС «Гарант ру»
Научно- методическая литература
1. Абузяров Д.А. Социальная защита участников и инвалидов Великой отечественной войны в регионе: социологический аспект // URL: https://regionsar.ru/ru/node/157 (дата обращения: 09.04.2023)
2. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Стельмах С.А., Омельченко И.В. Виды государственной социальной помощи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №4-2. С. 157-159
3. Айданова В.К. Правовое регулирование социальной защиты малоимущих семей в современной России // Форум молодых ученых. 2019. №2 (30). С. 92-96
4. Андреева Е.А., Бычков Д. Г., Гришина Е.Е., Емцов Р.Г., Феоктистова О.А. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность // Монография. Москва. 2017. 144 с.
5. Асланова С.Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования/ С.Х Асланова.- М.: Молодой ученый, 2019. С. 511-514
6. Байкин И.А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищенность» // И.А Байкин. М.: Вестник МГТУ Станкин, 2018. С. 26-42
7. Бакиева Г. Р. Социальное обеспечение и его виды // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 345-347
8. Белоусов А.Л. Безусловный базовый доход как современный тренд развития механизмов социального обеспечения // Экономика. Налоги. Право. 2022. №3. С. 143-150
9. Белоусова А. А. Совершенствование социальной защиты малоимущего населения // Молодой ученый. 2023. № 4 (451). С. 448-449
10. Гетт А.С. Правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского, семейного, предпринимательского, международного частного права. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. С. 4-10
11. Кожевникова М. С. Правовые основы предоставления социальной помощи гражданам в Российской Федерации непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 8 (403). С. 107-110
12. Кокшарова Е. С. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 225-227
13. Павленко Д. С. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России // Молодой ученый. 2016. № 6.6 (110.6). С. 95-96
14. Попов С. В., Кручек И. В., Агашева И. П. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: PRO ET CONTRA // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. №2. С. 192-202
15. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего: докл. К XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. Науч. Конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская (науч. Ред.); Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др. ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2022. 184 с.
16. Трутаева А.В. Правовое регулирование социального обеспечения в субъектах Российской Федерации: автореф. Дис… канд. Юрид. Наук. Омск. 2020. 28 с.
17. Усова О.А., Грищук В.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. 2019. №1. С. 18-23
18. Фидий С.П. Современное состояние и меры государственной поддержки малоимущих категорий граждан РФ // Мировая наука. 2021. №1 (46). С. 222-226
19. Шевель А. В. Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 179-185
20. Яхова С.О. Нормативно-правовое регулирование социальной сферы. 2020 // URL: https://sowa-ru.com/item-work/2020-1483/ (дата обращения: 04.04.2023)
Электронные ресурсы
1. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений - URL: https://www.garant.ru/actual/70_letie_pobedy/soc_obespechenie/ Пенсия по инвалидности по группам в 2023 году - URL: https://www.kp.ru/putevoditel/lichnye-finansy/pensiya-po-invalidnosti-po-gruppam/
Вопрос-ответ:
Какое правовое регулирование существует в Российской Федерации по вопросам государственной социальной помощи?
Правовое регулирование государственной социальной помощи в Российской Федерации осуществляется согласно законодательным актам, таким как Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральный закон "О государственной социальной помощи".
Что такое государственная социальная помощь и какова ее цель и задачи?
Государственная социальная помощь - это форма поддержки, оказываемая гражданам в трудной жизненной ситуации. Основной целью и задачами государственной социальной помощи являются обеспечение социальной защиты населения, предотвращение и устранение социальной незащищенности, поддержка и реабилитация граждан в трудной жизненной ситуации, а также развитие социального партнерства и гражданского общества.
Кто имеет право на получение государственной социальной помощи?
Право на получение государственной социальной помощи имеют граждане, находящиеся в социально незащищенном положении, а именно: малоимущие граждане, инвалиды, пенсионеры, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, пострадавшие от радиационных катастроф, и другие категории граждан.
Какие виды государственной социальной помощи существуют и какие круг лиц имеют право на ее предоставление?
Существуют различные виды государственной социальной помощи, такие как социальное пособие, компенсации, субсидии и другие. Круг лиц, имеющих право на предоставление государственной социальной помощи, включает малоимущих граждан, инвалидов, пенсионеров, безработных, многодетные семьи и другие социально уязвимые группы населения.
Какое правовое регулирование существует в России по государственной социальной помощи?
Существует правовое регулирование государственной социальной помощи в России. Вопросы государственной социальной помощи регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Что означает понятие "государственная социальная помощь"?
Государственная социальная помощь - это мероприятия, предоставляемые государством с целью оказания материальной помощи нуждающимся гражданам, а также предоставление им услуг и льгот для улучшения их жизненного уровня.
Какие задачи и цели ставит перед собой государственная социальная помощь?
Государственная социальная помощь имеет следующие задачи и цели: обеспечение преемственности и социальной защиты граждан, улучшение условий жизни и социального положения нуждающихся, формирование системы социальной поддержки.
Кто имеет право на государственную социальную помощь?
Право на государственную социальную помощь имеют граждане, находящиеся в социально-экономически непривилегированном положении, которые нуждаются в помощи для улучшения своего материального положения и жизненных условий.
Какие виды государственной социальной помощи существуют и кому они предоставляются?
Существуют различные виды государственной социальной помощи, например, денежные выплаты, материальная помощь, социальное обслуживание, трудоустройство и другие. Они предоставляются нуждающимся гражданам и семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации или испытывают материальные трудности.