ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ И ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ У ВЗРОСЛЫХ ЖЕНЩИН
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 74 + 74 источника
- Добавлена 30.11.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Самореализация в различных теориях развития 7
1.2. Особенности развития девочки с точки зрения Теории объектных отношений 26
1.3. Влияние ранних отношений ребенка с близким взрослым на эмоциональное развитие личности в концепциях Д. Винникота 34
1.4. Особенности гендерных ожиданий в отношении женщины в России (в историческом разрезе) 36
1.5. Влияние социальной составляющей на формирование отношений матери и ребенка 39
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 48
2.1. Организация, план и этапы исследования 48
2.2. Структура выборки и база исследования 50
2.3. Методы обработки данных 51
2.4. Анализ результатов исследования особенностей ранних отношений с матерью и выбора профессиональной реализации у взрослых женщин 51
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
Методики исследования: а) Общая анкета (соц.портрет).б)Модифицированный опросник Яремчук[72].Данная методика направлена на изучение типа привязанности с матери и предлагает рассматривать 3 типа: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий тип привязанности. Надежная привязанность определяется тем, что ребенок в присутствии матери чувствует себя в безопасности, использует мать как надежную базу для исследования мира. При тревожно-амбивалентной привязанности дети демонстрируют признаки тревоги даже до разлуки с матерью, тяжело переживают отсутствие матери, во время воссоединения проявляют амбивалентные реакции. Избегающая привязанность характеризуется низкой выразительностью переживаний детей во время разлуки с матерью, а также избеганием контакта при воссоединении с нею.В модифицированной методике есть 11 вопрос (7ой по счету), который отсутствует в классической методике Яремчук, кроме того модифицированный опросник адаптирован под взрослых – в классическом опроснике вопросы составлены в настоящем времени и предназначены для подростков.в) Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Шейна («Якоря карьеры»). Методика представляет собой опросник, направленный на диагностику ценностной составляющей профессиональной деятельности [73].г) Интегральная удовлетворенность трудом.Показатель, который отражает благополучие/не благополучие личности в трудовом коллективе – это «удовлетворенность трудом». С помощью этой методики можно оценить интерес к выполняемой работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др [74].2.2. Структура выборки и база исследованияВ исследовании приняли участие 51 женщина. В возрасте от 22 до 42 лет. Средний возраст испытуемых 31,57 лет. 43% (22 женщины) не замужем, 41% (21 женщина) состоит в браке, 16% (8 женщин в разводе). 1 женщина имеет среднее образование, 3 женщины имеют среднее профессиональное образование, 43 женщины имеют высшее образование, 4 женщины имеют 2 и более высших образований.Рис. 1. Ответ на вопрос: «Вы сейчас работаете по специальности?»Работают по специальности 29% женщин (15 человек), не работают по специальности 71% женщин (36 человек).Рис. 2. Ответ на вопрос: «Вы мечтали в детстве о том, «кем хотите стать, когда вырастете?»»Мечтали в детстве о том, «кем хотите стать, когда вырастете?» 88% женщин (45 человек), не мечтали 12% женщин (6 человек).Рис. 3. Ответ на вопрос: «Хотя бы одна детская мечта о будущей профессии реализовалась на текущий момент?»Реализовались мечты о будущей профессии у 33% женщин (17 человек), не реализовались мечты у 67% женщин (34 человека).2.3. Методы обработки данныхМетоды математико-статистической обработки данных: Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы «STATISTICA» v. 12.0. С целью установления взаимосвязи между переменными был использован критерий корреляции rs-Спирмена. 2.4. Анализ результатов исследования особенностей ранних отношений с матерью и выбора профессиональной реализации у взрослых женщинСтатистический анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении.Рис. 4 Показатели исследования типа привязанностиСамые высокие показатели исследования типа привязанности у обследованных женщин получены по переменной надежный тип привязанности и тревожно-амбивалентый тип привязанности. Самые низкие показатели типа привязанности у обследованных женщин получены по переменной избегающий тип привязанности.Можно предположить, что большинство женщин данной выборки имеют тревожно-амбивалентный и избегающий тип привязанности. Тревожно-амбивалентный тип привязанности приводит к тому, что ребенок не знает, как будет реагировать мать, так как мать, то очень чутко прислушивается к ребенку, то не реагирует вообще. То есть образ себя у женщин данной выборки является противоречивым, непостоянным и непредсказуемым. Из-за данного типа привязанности у обследованных женщин имеются проблемы: для них представляет сложность обратиться за помощью в ситуации стресса.Рис. 5 Показатели исследования карьерных ориентацийСамые высокие показатели исследования карьерных ориентаций у обследованных женщин получены по переменным: стабильность места работы, служение, интеграция стилей жизни, автономия. Самые низкие показатели карьерных ориентаций у обследованных женщин получены по переменным: стабильность места жительства, предпринимательство, профессиональная компетентность. Можно предположить, что для обследованных женщин главной ценностью является стабильность и надежность места работы, всю ответственность за свою карьеру обследованные перекладывают на своего нанимателя. Обследованные женщины предпочитают работу с людьми, хотят приносить пользу людям. Для женщин данной выборки является важным разнонаправленность жизни, то есть ценится вся жизнь в целом, и карьера, и семья, и саморазвитиеРис. 6 Показатели исследования интегральной удовлетворенности трудомСамые высокие показатели исследования удовлетворенности трудом у обследованных женщин получены по переменным: удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством, удовлетворенность условиями труда, интерес к работе, удовлетворенность достижениями. Самые низкие показатели удовлетворенности трудом у обследованных женщин получены по переменным: профессиональная ответственность, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, уровень притязаний в профессиональной деятельности.Можно предположить, что для обследованных женщин наиболее интересны в профессиональной деятельности взаимоотношения с другими сотрудниками или возможность общения. А также взаимоотношения с руководством, так как хорошие отношения с руководством обеспечивают надежность и стабильность места работы, которые являются для обследованных женщин основной карьерной ценностью.Рис. 7 Показатели исследования интегральной удовлетворенности трудомКак видно на рисунке 7 высокий уровень удовлетворенности трудом наблюдается у 96% женщин, низкий уровень удовлетворенности трудом наблюдается у 2% женщин, средний уровень наблюдается у 2% женщин. Можно предположить, что большинство обследованных женщин удовлетворены трудом.По переменной «работа по специальности» обследованные женщины были разделены на 2 группы: 1 группа – работают по специальности 15 человек, 2 группа – не работают по специальности 36 человек. Сравнительный анализ между группами проводился с помощью критерия Манна-Уитни. Данные представлены в таблице 1.Таблица 1. Сравнительный анализ результатов обследованных женщин, которые работают по специальности и обследованных женщин, которые не работают по специальности не работает по специальностиработает по специальностиRankSumRankSumU-Манна-Уитнир-уровень значимостиВызов5,974,791048,00278,00158,000,02Интеграция стилей жизни7,747,011033,00293,00173,000,05Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками94,4486,671020,50305,50185,500,08Удовлетворенность условиями труда95,8388,331006,00320,00200,000,04Как видно из таблицы 1 выявлены статистически достоверные различия по показателям исследования карьерных ориентаций и удовлетворенностью трудом у обследованных женщин, которые работают и не работают по специальности по переменным: вызов, интеграция стилей жизни, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, удовлетворенность условиями труда. Показатели обследованных женщин, которые не работают по специальности, выше по всем переменным. Можно предположить, что обследованные женщины, которые не работают по специальности, более склонны в профессиональной деятельности справляться с трудностями, стремятся к реализации себя не только в профессиональной деятельности, но и в семье, и в творческой деятельности, они более удовлетворены условиями труда и взаимоотношениями с другими сотрудниками.По переменной «надежный/ненадежный тип привязанности» обследованные женщины были разделены на 2 группы: 1 группа – надежный тип привязанности 20 человек, 2 группа – ненадежный тип привязанности 31 человек. Сравнительный анализ между группами проводился с помощью критерия Манна-Уитни. Данные представлены в таблице 2.Таблица 2. Сравнительный анализ результатов обследованных женщин, с надежным и ненадежным типом привязанности ненадежныйнадежныйRankSumRankSumU-Манна-Уитнир-уровень значимостиНадежный тип привязанности1,968,00352,00729,001,000,001Тревожно-амбивалентный тип привязанности5,332,47849,50185,5065,500,001Избегающий тип привязанности4,482,56625,50115,5070,500,04Как видно из таблицы 2 выявлены статистически достоверные различия по показателям исследования типа привязанности у обследованных женщин с надежным и ненадежным типом привязанности по всем переменным: надежный тип привязанности, тревожно-амбивалентный тип привязанности, избегающий тип привязанности. Показатели обследованных женщин с надежным типом привязанности выше показателей обследованных женщин с ненадежным типом привязанности по переменной надежный тип привязанности. Показатели обследованных женщин с ненадежным типом привязанности выше показателей обследованных женщин с надежным типом привязанности по переменным: тревожно-амбивалентный тип привязанности, избегающий тип привязанности. Можно предположить, что обследованные женщины были разделены на группы статистически достоверно.Далее был произведен корреляционный анализ в группах исследования. В группе обследованных женщин с надежным типом привязанности статистически достоверных взаимосвязей между переменными не выявлено.В группе обследованных женщин с ненадежным типом привязанности были получены следующие результаты. Данные представлены в таблице 2 (Приложение Б).Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить взаимосвязь особенностей ранних отношений с матерью и выбора профессиональной реализации у женщин с ненадежным типом привязанности. Данные представлены на рисунке 7.Положительные взаимосвязиОтрицательные взаимосвязиРис. 7 Взаимосвязи типа привязанности и выбора профессиональной реализации у обследованных женщин с ненадежным типом привязанностиКак видно на рисунке 7 выявлена прямая статистически достоверная взаимосвязь на уровне статистической достоверности р<0,05 между показателем по переменной типа привязанности избегающий и переменной карьерных ориентаций профессиональная компетентность, и обратной зависимостью с переменной карьерных ориентаций служение. То есть, чем выше показатели по переменной типа привязанности избегающий, тем выше показатели по переменной: профессиональная компетентность, и ниже показатели по переменной служение. Можно предположить, что у обследованных женщин с ненадежным типом привязанности в случае отстраненной, холодной матери наблюдается потребность в профессиональной реализации, желание стать очень хорошим профессионалом, стремление к высокой профессиональной компетентности. Однако, обследованные женщины с ненадежным типом привязанности не склонны посвящать свою профессиональную деятельность помощи другим людям.Выводы по второй главе1. Были рассмотрены проблемы взаимосвязи особенностей ранних отношений с матерью и выбора профессиональной реализации у взрослых женщин. Большинство женщин данной выборки имеют тревожно-амбивалентный и избегающий тип привязанности. Тревожно-амбивалентный тип привязанности приводит к тому, что ребенок не знает, как будет реагировать мать, так как мать, то очень чутко прислушивается к ребенку, то не реагирует вообще. То есть, образ себя у женщин данной выборки является противоречивым, непостоянным и непредсказуемым. Из-за данного типа привязанности у обследованных женщин имеются проблемы: для них представляет сложность обратиться за помощью в ситуации стресса.2.Была изучена мотивация профессиональной карьеры у женщин. Было установлено, что для обследованных женщин главной ценностью является стабильность и надежность места работы, всю ответственность за свою карьеру обследованные перекладывают на своего нанимателя. Обследованные женщины предпочитают работу с людьми, хотят приносить пользу людям. Для женщин данной выборки является важным разнонаправленность жизни, то есть ценится вся жизнь в целом, и карьера, и семья, и саморазвитие. Для обследованных женщин наиболее интересны в профессиональной деятельности взаимоотношения с другими сотрудниками или возможность общения. А также взаимоотношения с руководством, так как хорошие отношения с руководством обеспечивают надежность и стабильность места работы, которые являются для обследованных женщин основной карьерной ценностью. Обследованные женщины, которые не работают по специальности, более склонны в профессиональной деятельности справляться с трудностями, стремятся к реализации себя не только в профессиональной деятельности, но и в семье, и в творческой деятельности, они более удовлетворены условиями труда и взаимоотношениями с другими сотрудниками.3. Был изучен интегральный уровень удовлетворенности трудом у обследованных женщин. Было установлено, что высокий уровень удовлетворенности трудом наблюдается у 96% женщин, низкий уровень удовлетворенности трудом наблюдается у 2% женщин, средний уровень наблюдается у 2% женщин. Можно предположить, что большинство обследованных женщин удовлетворены трудом.4. Была установлена взаимосвязь материнского отношения и выбора профессиональной реализации у взрослых женщин. В группе обследованных женщин с ненадежным типом привязанности были получены следующие результаты. Выявлена прямая статистически достоверная взаимосвязь на уровне статистической достоверности р<0,05 между показателем по переменной типа привязанности избегающий и переменной карьерных ориентаций профессиональная компетентность, и обратной зависимостью с переменной карьерных ориентаций служение. То есть, чем выше показатели по переменной типа привязанности избегающий, тем выше показатели по переменной: профессиональная компетентность, и ниже показатели по переменной служение. Можно предположить, что у обследованных женщин с ненадежным типом привязанности в случае отстраненной, холодной матери наблюдается потребность в профессиональной реализации, желание стать очень хорошим профессионалом, стремление к высокой профессиональной компетентности. Однако, обследованные женщины с ненадежным типом привязанности не склонны посвящать свою профессиональную деятельность помощи другим людям.5. Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что существует взаимосвязь особенностей ранних отношений с матерью и выбора профессиональной реализации у взрослых женщин, можно считать доказанной.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ позволил сделать следующие выводы:выявить следующее: ранний психический онтогенез представляет собой индивидуальное развитие личности ребенка, своеобразие его психических преобразований в течение детства. Ребенок с момента рождения по мере воспитания постепенно приобретает общественную сущность, становится личностью. С возрастом изменяется социальная ситуация ребенка, ведущая деятельность, система отношений. Возрастные кризисы влекут за собой изменение родительского отношения, которое позволяет ребёнку выйти на новый уровень. Кризис трех лет является сложным периодом для ребёнка и его родителей, когда у ребенка появляется способность выделять свое «Я», отделять его от родителей и внешнего мира, выстраивать с матерью качественно новые отношения.Материнское поведение представляет собой совокупность действий по отношению к ребенку, которые определяют становление индивидуальной структуры личности. Материнское отношение можно рассматривать как личностное образование женщины, состоящее из ряда установок, ценностей, чувств и позиций, которые проявляются по отношению ребенку. С одной стороны, материнское отношение отражает личность женщин, с другой – отношение к ее ребенку. Личностные особенности матери отражаются на стиле воспитания ребенка. Современные матери характеризуются субъектностью, личностной зрелостью, стремлением к самоактуализации. При этом, многие современные женщины отличаются дисгармоничным сочетанием личностных черт. Материнское отношение к ребенку раннего возраста обусловлено возрастными, половыми и индивидуальными особенностями ребенка, а также личностью матери. Удовлетворение потребностей ребенка матерью способствует его гармоничному развитию – психическому, речевому, социальному. Современные исследования показывают, что у матерей преобладают такие стили отношения к ребенку раннего возраста как симбиоз и инфантилизация, что приводит к следующим последствиям – ребенок вырастает тревожным, застенчивым, несамостоятельным. Материнское отношение при наличии у ребенка нарушений в развитии связано со склонностью к самообвинению, непринятием ребёнка, чувство самопожертвования, что сменяется при принятии ребёнка с нарушениями ориентацией на обособление себя от ребенка, повышение критичности к себе, снижение чувства вины. Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:1. Были рассмотрены проблемы взаимосвязи особенностей ранних отношений с матерью и выбора профессиональной реализации у взрослых женщин. Большинство женщин данной выборки имеют тревожно-амбивалентный и избегающий тип привязанности. Тревожно-амбивалентный тип привязанности приводит к тому, что ребенок не знает, как будет реагировать мать, так как мать, то очень чутко прислушивается к ребенку, то не реагирует вообще. То есть, образ себя у женщин данной выборки является противоречивым, непостоянным и непредсказуемым. Из-за данного типа привязанности у обследованных женщин имеются проблемы: для них представляет сложность обратиться за помощью в ситуации стресса.2.Была изучена мотивация профессиональной карьеры у женщин. Было установлено, что для обследованных женщин главной ценностью является стабильность и надежность места работы, всю ответственность за свою карьеру обследованные перекладывают на своего нанимателя. Обследованные женщины предпочитают работу с людьми, хотят приносить пользу людям. Для женщин данной выборки является важным разнонаправленность жизни, то есть ценится вся жизнь в целом, и карьера, и семья, и саморазвитие. Для обследованных женщин наиболее интересны в профессиональной деятельности взаимоотношения с другими сотрудниками или возможность общения. А также взаимоотношения с руководством, так как хорошие отношения с руководством обеспечивают надежность и стабильность места работы, которые являются для обследованных женщин основной карьерной ценностью. Обследованные женщины, которые не работают по специальности, более склонны в профессиональной деятельности справляться с трудностями, стремятся к реализации себя не только в профессиональной деятельности, но и в семье, и в творческой деятельности, они более удовлетворены условиями труда и взаимоотношениями с другими сотрудниками.3. Был изучен интегральный уровень удовлетворенности трудом у обследованных женщин. Было установлено, что высокий уровень удовлетворенности трудом наблюдается у 96% женщин, низкий уровень удовлетворенности трудом наблюдается у 2% женщин, средний уровень наблюдается у 2% женщин. Можно предположить, что большинство обследованных женщин удовлетворены трудом.4. Была установлена взаимосвязь материнского отношения и выбора профессиональной реализации у взрослых женщин. В группе обследованных женщин с ненадежным типом привязанности были получены следующие результаты. Выявлена прямая статистически достоверная взаимосвязь на уровне статистической достоверности р<0,05 между показателем по переменной типа привязанности избегающий и переменной карьерных ориентаций профессиональная компетентность, и обратной зависимостью с переменной карьерных ориентаций служение. То есть, чем выше показатели по переменной типа привязанности избегающий, тем выше показатели по переменной: профессиональная компетентность, и ниже показатели по переменной служение. Можно предположить, что у обследованных женщин с ненадежным типом привязанности в случае отстраненной, холодной матери наблюдается потребность в профессиональной реализации, желание стать очень хорошим профессионалом, стремление к высокой профессиональной компетентности. Однако, обследованные женщины с ненадежным типом привязанности не склонны посвящать свою профессиональную деятельность помощи другим людям.5. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что существует взаимосвязь особенностей ранних отношений с матерью и выбора профессиональной реализации у взрослых женщин, подтвердилась.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ"___" _____________ 2023 г
1. Адлер, А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства [Текст] / А. Адлер; пер. с англ. Е.О. Любченко // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 306-308.
2. Антоненко, К. С. Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве / К. С. Антоненко, С. С. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. – 2021. – Т. 4. – № 3. – С. 92-102.
3. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. 1996. С. 131-143.
4. Базалева, Л. А. Личность женщины и материнство / Л. А. Базалева // Человек. Искусство. Вселенная. – 2015. – № 1. – С. 114-121.
5. Барановская, Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование): дис. ... канд. психол. наук / Т.И. Барановская. – Иваново, 2003. - 24 с.
6. Бачурова, С. Е. К вопросу об аспектах современных реалий материнства в России / С. Е. Бачурова // Инновации в науке. – 2017. – № 9(70). – С. 40-42.
7. Берулава, Г.А. Методология современной психологии [Текст] / Г.А. Берулава. – Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2009. – 439 с.
8. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. – М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
9. Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 79–87.
10. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки / Г.В. Бурменская, И.А. Борисова // Психологические проблемы современной российской семьи. – М., 2003. – С. 202-207.
11. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. – С. 5-35.
12. Буторин, Г.Г. Депривация как причина нарушений психического развития в детском возрасте / Г.Г. Буторин // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 632. – С. 136-149.
13. Буторин, Г.Г. Проблемы периодизации нормального и аномального психического развития в детском возрасте / Г.Г. Буторин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3. – С. 263-271.
14. Валитова, И. Е. Особенности самосознания матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья / И. Е. Валитова // Развитие личности. – 2018. – № 4. – С. 57-85.
15. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А. Василенко. – Москва, 2011. - 28 с.
16. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного воспитательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2 (19). – С. 286-289.
17. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В. Винникот. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2004. – 400 с.
18. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
19. Высотина, Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Высотина. – СПб., 2013. – 22 с.
20. Горбунова, Г. А. Потенциальные возможности самореализации личности и профессионального самоопределения [Текст] / Г, А. Горбунова - Самара: СаГА, 2008.
21. Горлова, Е.Л. Особенности родительской позиции по отношению к ребенку младенческого и раннего возраста / Е.Л. Горлова // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 179-193.
22. Горшков М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации/М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. -М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. -232 с.
23. Грибанов, Д. А. Материнское отношение к детям раннего возраста: гендерный аспект / Д. А. Грибанов, С. П. Иванова // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. – Псков: Псковский государственный университет, 2018. – С. 201-208.
24. Григорян, Е. Н. Типологические особенности дисгармоничных матерей / Е. Н. Григорян // Психологические проблемы современной семьи. – Екатеринбург: Без издательства, 2018. – С. 757-763.
25. Дмитриева, Е. А. Детско-родительские отношения как научная проблема психологии / Е. А. Дмитриева // Молодежь и современный мир: психологические проблемы взаимодействия. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. – С. 48-51.
26. Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. М.: Рама Паблишинг, 2013 –720 с.
27. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика. https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-prikladnye-osnovaniya-proforientatsii-teoriya-i-praktika
28. Дубинина, А.С. Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка / А.С. Дубинина // Universum: психология и образование. – 2019. – № 4. – С. 1-3.
29. Егорова, Л.Х. О важности сохранения психологического здоровья на разных этапах детского онтогенеза / Л.Х. Егорова // Гудеамус. – 2006. – № 1. – С. 11-16.
30. Зарубина Н.И. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их учет в педагогической деятельности / Н.И. Зарубина // Вопросы педагогики. – 2018. – №2 – С. 35-38.
31. Захарова, Е. И. Отношения дочери с матерью как фактор освоения ею собственного материнства / Е. И. Захарова // Мир психологии. – 2018. – № 1(93). – С. 134-143.
32. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 480с.
33. Зобнина, Т.В. Проявление родительского отношения в особенностях эмоционального взаимодействия матерей и их детей раннего возраста / Т.В. Зобнина // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. - № 2. – С. 52-56.
34. Кирюшкина, М.С. Социальное развитие ребенка раннего возраста / М.С. Кирюшкина // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. - № 2. – С. 5-11.
35. Коняева, Н.А. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Коняева. – Москва, 2005. – 27 с.
36. Котова, И.Б. Онтогенез развития личности: неоднозначность исследовательских трактовок / И.Б. Котова // Гуманизация образования. – 2012. – № 2. – С. 58-61.
37. Кретинина, Ю. Ф. Речевое развитие детей раннего возраста с применением детской книги / Ю. Ф. Кретинина, А. А. Кушнарева // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. – 2020. – № 12. – С. 69-71.
38. Лазурский, А.Ф. А.Ф. Лазурский. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности / А.Ф. Лазурский. – М.: Алетейя, 2001. – 192 c.
39. Лисина, М.И. Общение, личность и психология ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 384 с.
40. Мазурчук, Е.О. Актуализация субъектности матери в период восстановления родительских прав: автореф. дис. .. канд. психол. наук / Е.О. Мазурчук. – Москва, 2019. – 26 с.
41. Мамайчук, И.И. Изучение особенностей развития детей в условиях дизонтогенеза / И.И. Мамайчук // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 2. – С. 1-11.
42. Маслоу, А Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
43. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 408 с.
44. Махмутова, Р.К. Материнство как психологический феномен / Р.К. Махмутова // Вестник Удмуртского университета. – 2007. – № 2. – С. 1-8.
45. Нестерова, Е.А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников: автореф. дис. .. канд. психол. наук / Е.А. Нестерова. – Курган, 2005. – 26 с.
46. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст]: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: МПСИ, 2006. – 496 с.
47. Панькова, Г. Н. Особенности организации коррекционно-образовательного процесса группы раннего возраста в ДОО / Г. Н. Панькова // Матрица научного познания. – 2021. – № 11-2. – С. 336-341.
48. Пашкина, Е. А. Проблема принятия родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Пашкина // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 12(29). – С. 637-639.
49. Поливанова, К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 2. – С. 24-32.
50. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
51. Пьянкова, Л.А. Психологический контекст феномена материнства / Л.АА. Пьянкова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. - № 2. – С. 1-5.
52. Расчетина, С.А. Детско-материнские отношения как фактор развития ребенка в раннем возрасте / С.А. Расчетина // Социальное обслуживание семей и детей. Научно-методический сборник. – 2018. – № 14. – С. 24-36.
53. Савентышева, С.С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка раннего возраста / С.С. Савентышева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – Вып. 3. – С. 32-42.
54. Самарина Н. П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – № 3. – С. 104-109.
55. Саночкина, А. В. Специфика самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение / А. В. Саночкина, Н. Н. Васягина, С. Игнатжева // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 1. – С. 96-104.
56. Сафрян, А.М. Раннее детство как важнейший период онтогенеза / А.М Сафарян // Вестник экспериментального образования. – 2017. – № 2. – С. 1-6.
57. Семенова, Л.Э. Особенности родительского отношения и родительской позиции отцов и матерей детей раннего возраста / Л.Э. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - № 2. – С. 482-485.
58. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. – М.: ООО Апрель Пресс, 2000. – 464 с.
59. Спок, Б. Книга для родителей от доктора Спока / Б. Спок. − М. : Попурри, 2008. – 416 с.
60. Татаринцева, Т. Ф. Особенности материнского отношения к детям раннего и дошкольного возраста / Т. Ф. Татаринцева // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 4(45). – С. 162-172.
61. Токарева, Е.Н. Детско-родительные отношения как фактор развития общения детей раннего возраста / Е.Н. Токарева // Психология. Психофизиология. – 2011. – Вып.13. – С. 89-93.
62. Топорова, Л.В. Творчество Мелани Кляйн: монография / Л.В. Торопова. – СПб: «Бизнес-пресса», 2001. – 128 с.
63. Устинова, Н.А. Детерминанты развития самосознания матери // Дискуссия. Журнал научных публикаций. Педагогика и психология. – 2012. – № 6 (24). – С. 158–162.
64. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 22–37.
65. Фромм, Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
66. Ходырева, Е.А. Социально-психологический феномен девиантного материнства / Е.А. Ходырева, Т.С. Микова // Психологические проблемы современной российской семьи. – М., 2006. – С. 156-164.
67. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2019. – 250 с.
68. Шабанова, Е. В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра / Е. В. Шабанова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – 2013. – Вып. 3. – С. 80-86.
69. Щипунова, И. К. Особенности материнско-детских взаимоотношений и личностной сферы старших дошкольников с разными типами привязанности к матери / И. К. Щипунова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. – С. 154-156.
70. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. - 416 с.
71. Ярышко, Д. А. Особенности переживания стресса матерью как фактор возникновения психологических зависимостей у ребенка / Д. А. Ярышко // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2020. – № 1. – С. 423-430.
72. Яремчукhttp://www.psy.msu.ru/science/autoref/almazova/almazova_diss.pdf - диссертация Алмазовой О.В. (научный руководитель Бурменская Г.В.)
73. Якоряhttps://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0
74. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/113-diagnosis-pedkollektiva/1108-int?ysclid=lfpowuyf76876729975 Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп
Вопрос-ответ:
Имеет ли влияние взаимосвязь с матерью в раннем детстве на выбор профессиональной реализации у взрослых женщин?
Да, имеет. Исследования показывают, что качество отношений с матерью в раннем детстве может оказывать влияние на выбор профессиональной реализации у женщин.
Какое место занимает самореализация в разных теориях развития?
Самореализация занимает важное место в различных теориях развития. Она рассматривается как важный фактор, определяющий личностный и профессиональный рост человека.
Что предполагает Теория объектных отношений в отношении развития девочек?
Теория объектных отношений предполагает, что ранние отношения девочек с матерью и другими близкими взрослыми играют важную роль в их развитии. Они формируют основу для отношений и ожиданий в будущем, включая выбор профессиональной реализации.
Каково влияние ранних отношений ребенка с близким взрослым на эмоциональное развитие личности?
Влияние ранних отношений ребенка с близким взрослым на эмоциональное развитие личности исследовалось в концепциях Д. Винникота. Он считает, что эти отношения формируют базу для развития эмоциональных навыков и влияют на эмоциональное благополучие взрослых.
Каковы особенности гендерных ожиданий в отношении женщины в России?
В России существуют некоторые особенности гендерных ожиданий в отношении женщины. Например, ожидается, что женщины будут заниматься заботой о детях и семье, вместо профессиональной карьеры. Это может оказывать влияние на выбор профессиональной реализации у женщин.
Какие особенности ранних отношений с матерью связаны с выбором профессиональной реализации у взрослых женщин?
Особенности ранних отношений с матерью могут влиять на выбор профессиональной реализации у взрослых женщин. Если ранние отношения были поддерживающими, любящими и стимулирующими, то женщины могут чувствовать большую уверенность в себе и возможность развиваться профессионально. Если же ранние отношения были нарушены или недостаточно поддерживающими, то женщины могут испытывать трудности в профессиональной самореализации.
Какие теории развития рассматривают вопрос о влиянии ранних отношений с матерью на выбор профессиональной реализации?
Вопрос о влиянии ранних отношений с матерью на выбор профессиональной реализации исследуется в различных теориях развития. Одна из таких теорий - Теория объектных отношений, которая рассматривает влияние ранних отношений на эмоциональное развитие личности. Также рассматривается понятие самореализации в различных теориях развития.
Какие особенности развития девочки могут быть важны для выбора профессиональной реализации взрослой женщиной?
Из точки зрения Теории объектных отношений, особенности развития девочки могут оказать влияние на ее выбор профессиональной реализации взрослой женщиной. Например, если девочка имела положительный опыт ранних отношений с матерью, она может быть более уверенной в себе и иметь позитивное отношение к профессиональной самореализации.
Каким образом ранние отношения с близким взрослым влияют на эмоциональное развитие личности?
В концепциях Д. Винникота рассматривается влияние ранних отношений ребенка с близким взрослым на эмоциональное развитие личности. Эти отношения могут оказывать влияние на формирование эмоциональных реакций, самооценки и психологического благополучия взрослого человека.
Какие теории развития рассматривают вопрос самореализации?
Рассматривают вопрос самореализации такие теории развития, как теория психосоциального развития Эриксона, теория суперэго в психоанализе, теория самореализации по Мазлоу, теория развития личности Адлера и другие.
Какие особенности развития девочки рассматривает Теория объектных отношений?
Теория объектных отношений рассматривает особенности развития девочки в контексте формирования ее первичной объектной связи с матерью и влияния этой связи на формирование ее личности и отношения к себе и другим.
Как влияют ранние отношения ребенка с близким взрослым на его эмоциональное развитие?
Ранние отношения ребенка с близким взрослым оказывают значительное влияние на его эмоциональное развитие. Качество этих отношений определяет, каким образом ребенок узнает и регулирует свои эмоции, как он приспосабливается к стрессовым ситуациям, а также как он строит свои будущие отношения с другими людьми.