Языковая теория русского языка
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.05.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение………………………………………………………………….2- 3
Глава 1. История языковой теории русского языка.
1.1. Основные этапы развития языковой теории русского языка……………………………………………………………….4-7
1.2. Исторические и современные школы языковедения…………………………………………………..…8-16
1.3. Вклад выдающихся лингвистов в развитие языковой теории русского языка………………………………………………………….…….17-18
Глава 2. Фонетика русского языка.
2.1. Фонетические особенности и строй русского языка. Практические примеры из языкового материала.……………………………………………………....….………....19-21
2.2. Артикуляционные особенности русского языка……………..22-23
Глава 3. Морфология русского языка.
3.1. Морфологические категории русского языка……………...….24-27
Глава 4. Синтаксис русского языка.
4.1. Основные синтаксические конструкции русского языка….…28-29
4.2. Грамматические отношения между словами в предложении…………………………………………………………….…....30-32
4.3. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения…………………………………………………………….….…….33
Глава 5. Лексикология русского языка.
5.1. Лексические единицы русского языка…………………..……..34-35
5.2. Словообразование и его особенности в русском языке………36-37
5.3. Словоупотребление и стилистика русского языка……..……..38-40
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………....42-43
-Будущее время – это время, которое используется для описания действий, которые произойдут в будущем, например: "Я буду учить русский язык в университете".Глава 4. Синтаксис русского языка.Основные синтаксические конструкции русского языка.Основные синтаксические конструкции русского языка – это способы соединения слов в предложениях, определяющие их синтаксическую структуру и порядок следования. Некоторые из основных синтаксических конструкций русского языка включают: Предложение в простой форме – это высказывание, состоящее из одного подлежащего и одного сказуемого. Пример: "Я пошел."Предложение в сложном составе – это высказывание, состоящее из двух или более простых предложений, соединенных между собой союзами. Пример: "Он пришел, и мы пошли гулять."Вопросительное предложение – это высказывание, которое используется для задания вопроса. Обычно вопросительные предложения начинаются с вопросительного слова или слова-союза. Пример: "Кто пришел?"Повествовательное предложение – это высказывание, которое используется для описания событий или идей. Оно не выражает вопроса или приказа. Пример: "Он говорил о своих планах."Предложение-побудительное – это высказывание, которое используется для выражения приказа, просьбы или совета. Пример: "Приходите сегодня вечером."Условное предложение – это высказывание, которое содержит условие и его возможные последствия. Условные предложения могут быть реальными или условными. Пример: "Если я найду работу, я куплю новую машину."Сложносочиненное предложение – это высказывание, состоящее из двух или более предложений, соединенных между собой союзом, без использования подчинительной связи. Пример: "Она пошла в магазин, купила продукты и вернулась домой."Знание основных синтаксических конструкций русского языка важно для понимания и составления правильных предложений, а также для общения на русском языке в целом.Грамматические отношения между словами в предложении.Грамматические отношения между словами в предложении отражают связи между словами на уровне грамматической структуры предложения. Они указывают на роль каждого слова в предложении и на то, как слова связаны друг с другом, образуя предложение с определенным смыслом.Основные грамматические отношения в русском языке включают:Субъект и сказуемое.Субъект и сказуемое являются двумя основными членами предложения и играют важную роль в его структуре. Субъект выполняет действие, выраженное сказуемым, то есть указывает на то, кто или что совершает действие, а сказуемое сообщает о действии, которое совершается.Например, в предложении "Я пишу письмо" субъектом является "я", а сказуемым - "пишу письмо". В данном случае сказуемое состоит из глагола "пишу" и дополнения "письмо", которое указывает на то, что именно пишется.Существует несколько типов сказуемых в русском языке, включая глагольные, номинальные и составные. Глагольное сказуемое выражает действие, как в примере выше, где "пишу" - глагол. Номинальное сказуемое состоит из существительного или местоимения, которые указывают на состояние или свойство субъекта, например: "Я студент". Составное сказуемое включает в себя глагол и дополнительные слова, которые указывают на условия, при которых действие происходит, например: "Я пишу письмо вечером".Субъект и сказуемое могут быть выражены различными способами в предложении, включая порядок слов, окончания слов и использование вспомогательных глаголов. Однако независимо от формы, субъект и сказуемое всегда являются важными членами предложения, определяющими его смысл и структуру.Дополнение – это слово или словосочетание, которое указывает на то, что необходимо для завершения действия, выраженного глаголом, например: "Я жду автобус". В этом предложении "автобус" является дополнением, так как без этого слова действие "жду" не было бы завершенным.Обстоятельство – это слово или словосочетание, которое сообщает дополнительную информацию о действии, выраженном глаголом, например: "Она поет красиво". В этом предложении слово "красиво" является обстоятельством и сообщает информацию о том, как она поет.Атрибутивная связь – это грамматическое отношение между словами, при котором одно слово выступает в роли определения другого слова, например: "Зеленое дерево". Здесь слово "зеленое" выступает в роли атрибута, а слово "дерево" - в роли определяемого слова.Предикатив – это часть предложения, которая выражает свойства или состояние подлежащего, например: "Она красива". В этом предложении слово "красива" является предикативом и выражает свойство подлежащего "она".Однородные члены предложения - это слова или группы слов, выполняющие одинаковую грамматическую функцию и связанные между собой союзами (например, "и", "а", "но", "да" и т.д.).Однородные члены могут выполнять функции разных частей речи, например, они могут быть подлежащими, дополнениями, определениями или обстоятельствами. Они могут также быть выражены как одним словом, так и фразой.Примеры:-Я люблю читать и писать.-Он пришел домой, снял пальто и сел за стол.-Учитель объяснил новую тему ясно и доступно.-Я купил много фруктов: яблоки, апельсины, бананы и груши.Важно учитывать, что в одном предложении должны быть только однородные члены, которые связаны между собой союзами. Если в предложении есть слова, выполняющие другую функцию, то они не могут быть включены в однородные члены.Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения - это два типа сложных предложений в русском языке.Сложноподчиненное предложение содержит главное и зависимое предложения, связанные между собой союзом или другими словами-связками. Зависимое предложение выполняет функцию какого-то члена или членов главного предложения, например, может выступать в роли подлежащего, дополнения, определения и т.д. Примеры сложноподчиненных предложений: "Когда я закончу работу, я пойду домой", "Я знаю, что ты сделал прошлым летом".Сложносочиненное предложение состоит из двух или более самостоятельных предложений, связанных между собой сочинительными союзами. В сложносочиненном предложении все составляющие части равноправны друг другу, каждая из них может выполнять любую функцию в предложении. Примеры сложносочиненных предложений: "Я здесь живу и работаю", "Ты можешь пойти в кино или остаться дома".Отличительной чертой сложносочиненного предложения является наличие связующих слов (союзов), которые могут быть разных типов: соединительные (и, да, но), противительные (но, однако, а), разделительные (или, либо), усилительные (даже, тоже), причинно-следственные (потому что, так как) и др.Оба типа сложных предложений требуют от писателя или говорящего более высокого уровня языковых знаний и умения правильно структурировать свои высказывания.Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения являются основными типами сложных предложений в русском языке и используются для более точного выражения мысли и передачи сложных концепций.Глава 5. Лексикология русского языка.Лексические единицы русского языка.Лексические единицы русского языка - это слова и их значения, которые используются для обозначения предметов, понятий, действий и качеств в речи. Лексические единицы могут быть самостоятельными словами, а также частями слов (например, приставками и суффиксами), образующими новые слова и меняющими их значения.Существительные - это лексические единицы, обозначающие предметы, живые существа, явления и абстрактные понятия. Существительные могут быть единственного и множественного числа, иметь разные падежи и роды.Прилагательные - это лексические единицы, описывающие качества предметов и явлений. Прилагательные могут изменяться по роду, числу и падежу в зависимости от того, к чему они относятся.Глаголы - это лексические единицы, обозначающие действия и состояния. Глаголы могут изменяться по времени, лицу, числу и виду.Наречия - это лексические единицы, обозначающие обстоятельства действий, описываемых глаголами или качества, описываемые прилагательными. Наречия могут изменяться по степени сравнения.Местоимения - это лексические единицы, которые заменяют существительные или прилагательные, чтобы избежать повторений. Местоимения могут быть личными, притяжательными, указательными, вопросительными и относительными.Предлоги - это лексические единицы, указывающие на отношения между словами в предложении. Предлоги используются для выражения места, времени, причины, цели и других отношений.Союзы - это лексические единицы, которые используются для соединения слов, фраз и предложений. Союзы могут выражать противопоставление, добавление, причину, следствие и другие отношения.Частицы - это лексические единицы, которые не несут самостоятельного значения, но меняют оттенок значения других слов в предложении. Частицы могут выражать утверждение, отрицание, сомнение, удивление.Кроме того, лексические единицы могут быть классифицированы по многим другим критериям. Например, по происхождению слова: иноязычные, народные, инновационные и т.д. По значению: абстрактные, конкретные, оценочные и т.д. По стилистическому оттенку: разговорные, книжные, поэтические и т.д.Каждая лексическая единица имеет свои синтаксические, семантические и стилистические особенности, которые определяют ее использование в конкретном контексте. Лексика является одним из важнейших элементов языка и позволяет выражать различные мысли, чувства и отношения.Некоторые лексические единицы имеют несколько значений, которые могут быть связаны между собой или иметь различное значение в разных контекстах. Например, слово "банк" может означать финансовую организацию или место для хранения денег, а также может быть частью словосочетания "берег банка" и означать берег реки или озера.Лексические единицы также могут иметь различные словообразовательные формы, такие как приставки, суффиксы и окончания, которые могут изменять их значение, часть речи и другие грамматические характеристики. Например, слово "красный" может быть превращено в прилагательное с помощью суффикса -ый (красный - красный), а также в существительное с помощью суффикса -ость (красный - красность).Кроме того, лексические единицы могут иметь синонимы и антонимы - слова, которые имеют схожее или противоположное значение соответственно. Например, синонимами слова "дом" могут быть слова "жилище", "хата", "квартира", а антонимом - слово "улица".Словообразование и его особенности в русском языке.Словообразование - это процесс образования новых слов путем добавления приставок, суффиксов, окончаний и других морфем к уже существующим словам. Русский язык имеет богатые возможности для словообразования, что делает его гибким и разнообразным языком. Основным способом словообразования в русском языке является аффиксация – добавление приставок и суффиксов к корню слова. Префиксы (приставки) добавляются к началу корня, а суффиксы – к его концу.Некоторые из особенностей словообразования в русском языке:Для образования новых слов можно использовать несколько приставок или суффиксов одновременно. Например: безуспешно, безответный.В русском языке существует множество однокоренных слов – слов, образованных от одного и того же корня, но имеющих различные приставки и/или суффиксы. Например: книга, книжный, книжка, книжечка.Русский язык имеет богатый словарный запас за счет заимствования слов из других языков. Так, например, многие научные и технические термины в русском языке являются заимствованными из латинского и греческого языков.В русском языке существует множество сложных слов, образованных путем объединения двух и более слов. Например: автомобильный завод, космический корабль.Кроме аффиксации, в русском языке существуют и другие способы словообразования, например, сокращение слов (компьютер от компьютеризация), образование словосочетаний (танцевальный зал), слитное написание слов (подоконник).Знание особенностей словообразования в русском языке помогает правильно образовывать новые слова и понимать значения сложных слов.Словоупотребление и стилистика русского языка.Словоупотребление и стилистика русского языка - это область, которая изучает способы использования слов и выражений в различных стилях речи, а также в зависимости от контекста и ситуации общения. В русском языке существует множество различных стилей речи, таких как научный, официальный, литературный, разговорный, жаргонный и др.Разговорный стиль - используется в обыденной жизни при общении с друзьями, родственниками, коллегами и т.д. Характеризуется употреблением разговорных слов и выражений, неполными предложениями, иногда допущением грамматических ошибок.Литературно-разговорный стиль - используется в различных сферах общения, где требуется более формальное обращение. Характеризуется более точной и грамматически правильной речью, более высокой степенью формальности.Официально-деловой стиль - используется в официальных документах, при организации деловых встреч, конференций и т.д. Характеризуется строгими грамматическими правилами, использованием специальной лексики, стандартных оборотов и формул.Научный стиль - используется в научных работах, статьях, диссертациях и т.д. Характеризуется использованием специальной терминологии, формальными оборотами, часто содержит технические термины и формулы.Художественный стиль - используется в литературных произведениях. Характеризуется использованием фигур речи, метафор, образов, которые делают речь более образной и яркой. Может содержать сокращения, нестандартные слова и выражения, а также использование диалектов.Публицистический стиль - используется в СМИ, в том числе в газетах, журналах, на радио и телевидении. Характеризуется яркой и эмоциональной речью, использованием риторических приемов, обращением к читателю, зрителю или слушателю.Каждый стиль речи имеет свои особенности в использовании слов и выражений. Например, научный стиль характеризуется использованием терминов и специальной лексики, официальный стиль - употреблением высокопарных слов и оборотов, литературный стиль - использованием образности и разнообразия стилистических средств, разговорный стиль - свободным, непринужденным использованием слов и выражений, присущих повседневной речи.Стилистика русского языка также изучает стилистические приемы и фигуры речи, которые используются для создания эмоционального и выразительного эффекта в речи. Некоторые из таких приемов включают в себя метафоры, аллегории, эпитеты, сравнения, иронию, гиперболы и др.Стилистические приемы и фигуры речи — это способы использования языковых средств с целью создания определенного эффекта на слушателя или читателя. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных приемов и фигур речи:Метафора - это перенос значения от одного слова к другому на основе их сходства или контраста. Например, "море зеленых лесов" - метафора, которая описывает густой лес на фоне зеленой морской глади.Сравнение - это прием, при котором два объекта сравниваются, чтобы выявить их общие качества. Например, "его голос звучал как мелодия" - сравнение, которое помогает описать красоту голоса.Антитеза - это противопоставление двух противоположных понятий или идей. Например, "свет и тьма", "день и ночь".Эпитет - это прилагательное или фраза, которая описывает признак объекта или дает ему новый контекст. Например, "белоснежный снег", "горький опыт".Гипербола - это усиление реальности или преувеличение качества, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у слушателя или читателя. Например, "я ждал тебя вечность", "миллионы лет".Ирония - это использование слов, которые имеют прямое значение, но при этом подразумевается их противоположность. Например, "какой прекрасный дождливый день" - ирония, потому что дождливые дни обычно не считаются прекрасными.Знание стилистических особенностей русского языка позволяет говорящим более точно и эффективно выражать свои мысли в различных ситуациях общения и использовать язык соответствующим образом.Заключение.Языковая теория русского языка - это сложная и многогранная тема, которая изучает основы русской грамматики и лексики. В ходе изучения данной темы были рассмотрены фонетические, морфологические, синтаксические и лексические аспекты русского языка, а также основные стилистические приемы и фигуры речи.Фонетика русского языка изучает звуковой строй языка и его произношение, морфология - это учение о словах и их формах, синтаксис - это учение о связях слов в предложении, а лексика - это учение о словарном составе языка. Стилистические приемы и фигуры речи, такие как метафора, аллегория, эпитет и др., помогают выразительно и красочно описывать объекты и явления.Изучение языковой теории русского языка не только помогает улучшить знание языка, но и расширяет кругозор и понимание культуры народа. Русский язык - это один из самых красивых и мелодичных языков в мире, и его изучение является важным шагом на пути к лучшему пониманию русской культуры и истории.Список использованной литературы.Грамматика современного русского языка. Морфология. Синтаксис / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Флинта: Наука, 2011. – 347 с.А. А. Реформатский. Основы теории русской грамматики. — М.: Высшая школа, 1987. – 214 с.А. А. Потебня. Лекции по общей теории языка. — М.: Лабиринт, 2013. – 276 с.Ю. Д. Апресян. Избранные труды. Том 1. Грамматика текста. — М.: Языки русской культуры, 2006. – 193 с.Л. Л. Булыгина, Т. В. Шевченко. Русская грамматика в таблицах и схемах. — М.: Айрис-пресс, 2004. – 92 с.С. Г. Бархударов. Языковая личность: Очерки теории русской словесности. — М.: Языки славянской культуры, 2003. – 147 с.О. Ю. Герман. Лингвистический анализ текста. — М.: Флинта: Наука, 2008. – 174 с.Беляева Н.В. Особенности морфологической системы русского языка // Научный вестник МГЛУ. – 2018. – Т. 16. – № 1. – С. 45-49.Закирова З.Р. Особенности синтаксических конструкций русского языка // Вестник Татарского государственного гуманитарного института. – 2017. – № 1. – С. 30-34.Шаповалова А.В. Стилистика русского языка // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – № 1. – С. 22-30.Шмелев Д.Н. Теоретическая грамматика русского языка. – М.: Флинта, 2007. – 384 с.Ширяев Е.Н. Русская грамматика. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.Ломтева Н.С. Русская грамматика в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 128 с.Гордеева И.А. Структура и особенности русской фонетики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. – 2016. – № 1. – С. 68-75.
1. Грамматика современного русского языка. Морфология. Синтаксис / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Флинта: Наука, 2011. – 347 с.
2. А. А. Реформатский. Основы теории русской грамматики. — М.: Высшая школа, 1987. – 214 с.
3. А. А. Потебня. Лекции по общей теории языка. — М.: Лабиринт, 2013. – 276 с.
4. Ю. Д. Апресян. Избранные труды. Том 1. Грамматика текста. — М.: Языки русской культуры, 2006. – 193 с.
5. Л. Л. Булыгина, Т. В. Шевченко. Русская грамматика в таблицах и схемах. — М.: Айрис-пресс, 2004. – 92 с.
6. С. Г. Бархударов. Языковая личность: Очерки теории русской словесности. — М.: Языки славянской культуры, 2003. – 147 с.
7. О. Ю. Герман. Лингвистический анализ текста. — М.: Флинта: Наука, 2008. – 174 с.
9. Беляева Н.В. Особенности морфологической системы русского языка // Научный вестник МГЛУ. – 2018. – Т. 16. – № 1. – С. 45-49.
10. Закирова З.Р. Особенности синтаксических конструкций русского языка // Вестник Татарского государственного гуманитарного института. – 2017. – № 1. – С. 30-34.
11. Шаповалова А.В. Стилистика русского языка // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015. – № 1. – С. 22-30.
12. Шмелев Д.Н. Теоретическая грамматика русского языка. – М.: Флинта, 2007. – 384 с.
13. Ширяев Е.Н. Русская грамматика. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
14. Ломтева Н.С. Русская грамматика в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 128 с.
15. Гордеева И.А. Структура и особенности русской фонетики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. – 2016. – № 1. – С. 68-75.