Программы социально экономического развития в системе стратегического планирования России (на примере СПБ)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 59 59 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 16.07.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1. Понятие и общая характеристика стратегического планирования 4
1.2. Основы формирования программ социально-экономического развития 8
1.3. Нормативно правовое регулирование сферы стратегического планирования Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 20
2.1. Разработка программ социально-экономического развития Ленинградской области 20
2.2. Обзор практической реализации программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга 28
2.3. Влияние программ социально-экономического развития на систему стратегического планирования 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 39
3.1. Основные проблемы в процессе разработки и реализации социально-экономических программ 39
3.2. Методы и пути совершенствования программ социально-экономического развития и системы стратегического планирования России 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Фрагмент для ознакомления

Из аналитики обратной связи о принятых мерах Стратегии можно проследить общий уровень удовлетворенности населения в разрезе применяемой программы и общего уровня развития города и качества жизни в нем. При этом всё еще остаются вопросы, требующие отдельного внимания.Для одного единичного петербуржца документация стратегии является достаточно абстрактной, т.к. описанные процедуры и мероприятия по повышению эффективности развития города описаны достаточно сложным языком для человека не имеющего высшего экономического образования. Очень важно обеспечить доступность и понятность описываемых методов и процедур.3.2. Методы и пути совершенствования программ социально-экономического развития и системы стратегического планирования РоссииОсновываясь на анализезарубежного и отечественного опыта,есть возможность сформулировать перечень путей решения проблем, связанных со стратегическим планированием. Данные проблемы связанны с низкой вовлеченностью населения в процессы государства и субъектов федерации. Применение нижеописанных методов позволит повысить эффективность применения документов планирования и прогнозирования на различных уровнях. Внедрение«мастер-плана» в планировочные и прогнозные процессы, который обеспечит унификацию пространственного и стратегического планирований. «Мастер-план» представляет собой комплекс элементов пространственного планирования, а также различных подходов к усовершенствованию социально-экономического развития. Первые упоминания о данном подходе можно проследить ещё в начале XXI столетия, а точнее в середине 10-х годов.Концепция реализации «мастер-плана» подразумевает, что в процессе подготовки документации проводится тщательная аналитика образа территории, составляется план долгосрочного развития, а также предусматривает широкое использование широкого аспекта различных внутренних и внешних факторов.При этом уровень разработки на уровне субъекта позволяет опираться на локальные характеристики конкретного региона или города. В каждом из них имеется свой индивидуальный подход к различным процедурам, будь то локальные правила землепользования и застройки, или более глобальные как планы поселения на каждой отдельной территории, продиктованные характеристиками ландшафта. При этом также существует множество различий, связанных со спецификой, которую не учитывает генеральный «мастер-план».«Мастер-план» субъекта представлен генеральной и комплексной стратегией, и его разработка производится на основании специфических отличительных особенностей территории субъекта, а также с учетом интересов заинтересованных сторон. Помимо этого, присутствует адресная направленность на жителей, которые и будут выступать объектами его реализации. «Мастер-план» составляется понятным для восприятия местным населением языком, что упрощает его понимание и реализацию.И последнее, но не по важности: в основе концепции лежат ценности, а не процедуры, которые обеспечивают уникальность стратегии [39].Реализация в процессе разработки «мастер-плана» таких механизмов как «адвокативное планирование» [17,78] и «соучаствующее проектирование» [20,15]. Данные механизмы позволяют обеспечить максимизацию вовлеченности заинтересованных сторон в процесс планирования и прогнозирования для создания эффективной стратегии развития.Адвокативное планирование предполагает под собой ликвидацию дисбаланса в переговорной силе между сторонами, в процессе долгосрочного планирования. Оно применимо при строительстве или сносе значимых зданий, реализации решения инфраструктурных вопросов, а также при принятии решения о возведении предприятий промышленного комплекса [16, 99]. Реализация данного направления осуществляется с помощью проведения общественной экспертизы. При реализации соучаствующего проектирования выделяются формы общественного участия жителей в процессе планирования на различных уровнях от краткосрочного до долгосрочного. При этом образуются группы с численностью до 100 человек, с участием различных представителей населения, и они в игровой форме имеют возможность принимать участие в формировании программ развития, что обеспечивает высокий уровень идентификации с проблемой.Таким образом обеспечивается эффективный и качественный диалог между представителями власти и жителями субъекта в процессе планирования и разработки стратегии социально-экономического развития. У управляющего аппарата появляется возможность выслушать «народное мнение» и на принимать дальнейшие меры по совершенствованию на основании четкого понимания существующих локальных проблем.Также обеспечивается ещё одна важная функция – развивается публичная жизнь местного общества и вместе с ней городская среда. Таким образом у жителей появляется возможность реализовывать свои креативные идеи по благоустройству и качественному развитию своего региона или города.На основании Федеральный законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» производится оптимизация процессов стратегического планирования и прогнозирования за счет эффективного задействования общественных слушаний.В рамках слушания освещаются вопросы, которые активно обсуждаются в обществе. Публичные слушания различных вопросов, касающихся документации стратегического планирования способны быть важным инструментом, в ходе реализации которого затрагиваются интересы различных социальных групп [26, 1-3]. Современный уровень развития технологий способствует размыканию различных кругов неосведомленности населения относительно вопросов развития субъекта. К сожалению, даже это не способствует в полной мере обеспечению знания граждан, так как низкий уровень организации становится препятствием.За счет осуществления внедрения различных существующих моделей и механизмов стратегического менеджмента из корпоративного сегмента возможно повышение эффективности организации процесса стратегического планирования и прогнозирования.Существуют определенные отличия между целями и механизмами управления в рамках субъекта федерации и на предприятии. При этом некоторые корпоративные решения вполне применимы в рамках реализации устойчивого развития города или региона. «Корпорация развития» моногородов с последующим применением должностного лица в роли «сити-менеджера» на территории РФ может стать эффективной практикой. В таком городе жители будут восприниматься как основные акционеры, которыми, по сути, они и являются вкладывая средства в виде налоговых отчислений в бюджет образования и рассчитывая на дивиденды в виде качественного уровня жизни. Также в данной модели граждане ждут получения полноценной картины существующей деятельности управления. В данном случае документация стратегического развития должна ложиться в основу деятельности города. Также важно отметить, что при составлении стратегического плана необходимо придерживаться принципа понятности, не только для представителей местного населения, но также и для возможных инвесторов, которые смогут принимать решения о вложении средств на основании прозрачности и доступности поставленных целей и задач стратегии.За счет обмена полученных знаний и опыта между сотрудниками управляющей власти и заинтересованных жителей в области разработки и реализации стратегических документов можно достигнуть повышения эффективности применения стратегии.В связи с тем, что прогнозирования и планирование не является новым течением в рамках развития города и его социально-экономической жизни, у сотрудников местного самоуправления имеются сформированные годами схемы, методы и процедуры по урегулированию. В данном случае нельзя опускать «человеческий фактор» - если всё работало до этого момента, то нет смысла вносить изменения в практику. Это неэффективное мышление. Для качественного развития региона необходимо постоянно совершенствовать и улучшать свои навыки, в том числе за счет получения рекомендаций и развития компетенций на основании чужого жизненного опыта.Основываясь на углубленном тематическом исследовании, можно заключить, что множество участников участвуют в формальном процессе стратегического планирования, который проявляется в письменном стратегическом документе. Таким образом, этот документ занимает центральное место в циклах итеративного обсуждения текста. По мере того, как отдельные лица высказывают свою интерпретацию текущего стратегического плана в ходе беседы, они могут вносить поправки в текст, которые затем формируют будущие текстовые версии плана. Этот цикл повторяется в рекурсивном процессе, в котором значения, приписываемые разговору и тексту, все больше сходятся в рамках окончательного согласованного плана [43]. Существуют различные программы развития и улучшения качества исполняемых задач для менеджеров субъектов федерации, которые проводились в течение последних 20 лет, самым ярким примеров можно считать проект Комиссии Европейского союза TACIS EDRUS 9604 «Муниципальный менеджмент в Российской Федерации», осуществлявшийся в 8 пилотных муниципалитетах в 1998–2001 гг. [27,19]. К сожалению, данные программы не имели грандиозного успеха и носили исключительно косметический характер.Данный вопрос можно усовершенствовать привлечением заинтересованных представителей местного населения для обмена качественного опыта. Реализацию подхода можно осуществлять за счет использования традиционных форма взаимодействия, таких как: проведение открытых и закрытых конференций и семинаров, круглых столов, организацию региональный, национальных и муниципальных симпозиумов, издание различных брошюр и прочее. Все вышеперечисленные методы и модели способны обеспечить эффективность прогнозирования и планирования стратегии социально-экономического развития в рамках субъектов федерации. На основании приведенных методов существует возможность повышение качества стратегической документации, обеспечение вовлеченности местного населения к вопросам и проблемам региона или города.Вывод по главе:Была разработана система методов совершенствования программ социально-экономического развития и системы стратегического планирования России:- внедрение «мастер-плана» в планировочные и прогнозные процессы, который обеспечит унификацию пространственного и стратегического планирований; - реализация в процессе разработки «мастер-плана» таких механизмов как «адвокативное планирование» и «соучаствующее проектирование»;- на основании Федеральный законов необходимо производить оптимизацию процессов стратегического планирования и прогнозирования за счет эффективного задействования общественных слушаний.За счет осуществления внедрения различных существующих моделей и механизмов стратегического менеджмента из корпоративного сегмента возможно повышение эффективности организации процесса стратегического планирования и прогнозирования.За счет обмена полученных знаний и опыта между сотрудниками управляющей власти и заинтересованных жителей в области разработки и реализации стратегических документов можно достигнуть повышения эффективности применения стратегии.Все вышеперечисленные методы и модели способны обеспечить эффективность прогнозирования и планирования стратегии социально-экономического развития в рамках субъектов федерации. На основании приведенных методов существует возможность повышение качества стратегической документации, обеспечение вовлеченности местного населения к вопросам и проблемам региона или города.ЗАКЛЮЧЕНИЕПрограммы социально экономического развития в системе стратегического планирования России играют большую роль в развитии регионов и выявлению подходов к урегулированию различных вопросов и вызовов, возникающих перед управленческим аппаратом субъекта.В ходе проведения исследования была достигнута его основная цель, а именно было изучено влияние программ социально-экономического развития на систему стратегического управления на государственном уровне и его отдельных субъектов (на примере Санкт-Петербурга).В ходе достижения цели были решены следующие задачи:изучены теоретические основы формирования программ социально-экономического развития и системы стратегического планирования в России. Стратегическое планирование на территории РФ осуществляется на различных уровнях: федеральном, субъектов РФ и муниципалитетов. Данный вид деятельности осуществляется на основании федеральных законодательных актов, контролирующих и регулирующих процесс планирования социально-экономического состояния территорий. определены основы нормативно-правового регулирования сферы стратегического планирования Российской Федерации. Основу нормативно-правого регулирования данной сферы составляют: Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [5] и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [7].изучена практическая реализация программ социально-экономического развития Санкт-Петербурга. На основании данного обзора были выявлены сильные стороны развития региона, проанализирована динамика таких показателей как ВРП за период с 2013 года и выявлена позитивная взаимосвязь реализации Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2035 года.был проведен анализ влияния программ социально-экономического развития на систему стратегического планирования. Выявлено, что развитие региональных социально-экономических программ является результатом воздействия большого количества различных факторов помимо действий местных органов управления. Так важную роль играют экономический и человеческий потенциал, развитие социальной инфраструктуры, транспорта, инженерного дела и энергетики, природные условия и многие другие факторы.был осуществлен анализ проблем социально-экономических программ в системе стратегического планирования. Основными проблемами являются: длительный период реализации программ снижает эффективность проведения смежной аналитики, большое количество документов стратегического планирования снижает эффективность их исполнения в связи с возникающими конфликтами при исполнении, недостаточна «локализация» текстов снижает эффективность программ, формальный характер обсуждения стратегических документов влечет за собой снижение вовлеченности населения, а также низкая осведомленность населения о программах стратегического развития.Была разработана система методов совершенствования программ социально-экономического развития и системы стратегического планирования России:Внедрение «мастер-плана» в планировочные и прогнозные процессы, который обеспечит унификацию пространственного и стратегического планирований; Реализация в процессе разработки «мастер-плана» таких механизмов как «адвокативное планирование» и «соучаствующее проектирование»;На основании Федеральный законов необходимо производить оптимизацию процессов стратегического планирования и прогнозирования за счет эффективного задействования общественных слушаний;За счет осуществления внедрения различных существующих моделей и механизмов стратегического менеджмента из корпоративного сегмента возможно повышение эффективности организации процесса стратегического планирования и прогнозирования.За счет обмена полученных знаний и опыта между сотрудниками управляющей власти и заинтересованных жителей в области разработки и реализации стратегических документов можно достигнуть повышения эффективности применения стратегии.Все вышеперечисленные методы и модели способны обеспечить эффективность прогнозирования и планирования стратегии социально-экономического развития в рамках субъектов федерации. На основании приведенных методов существует возможность повышение качества стратегической документации, обеспечение вовлеченности местного населения к вопросам и проблемам региона или города.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные документы ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 23.06.2016 № 210-ФЗ)//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014)//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/ ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Официальный интернет-портал правовой информации //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ ФЗот 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2016. № 3 (Вып. 3). С. 79//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/ФЗот 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ФЗот 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ФЗот 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» –//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/Постановление от 4 августа 2015 г. № 793 Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Гарант. - Режим доступа:http://government.ru/docs/19217/Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 3 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Гарант. - Режим доступа:https://base.garant.ru/74404210/Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:http://base.garant.ru/12160417/#ixzz50EW5i51sО Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года Закон Санкт-Петербурга от 19декабря 2018 года №771-164 //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru (дата обращения: 28.04.2023)Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36339/ (Дата обращения: 22.04.2023)Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2015 года № 396–75 «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Гарант. - Режим доступа:https://base.garant.ru/22926526/Закон Санкт‑Петербурга от 19.12.2018 № 771–164 (в редакции Закона Санкт‑Петербурга от 26.11.2020 № 507-112) «Стратегия социально-экономического развития Санкт‑Петербурга на период до 2035»//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа:https://www.consultant.ru/law/podborki/o_strategii_socialno-jekonomicheskogo_razvitiya_sankt-peterburga_na_period_do_2035_goda/Учебная и научная литератураАбдрахманова, Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования / Д.Р. Абдрахманова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2019. № 2 (4). С. 136-140.Акимов, П.И. Искореняя несправедливость в городе. История адвокативного планирования // Городские исследования и практики. – 2015. – Пилотный номер. – С. 93–102. Ворошилов, Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018. –196 с.Глаудеманс, М. Stadslab – полигон для урбанистов, нынешних и будущих // URBAN magazine. – 2015. – № 4 (9). – С. 134–141.Жукова, В.А. Методологический подход к разработке концепции территориального социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / В.А. Жукова // Международный научный журнал «Синергия наук» — 2018. – С. 138Ильина, И.Н. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ Москва 2016 – 43 с.Киселева,Л.С. Благополучие российского населения: архитектоника, субъективное восприятие и региональное своеобразие, Москва 21.09.2021 – 34 с.Мирошников, С. Н. Проблемы и направления стратегического планирования в региональном развитии // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 4. С. 61-77.Санофф, Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / пер. с англ. – Вологда: Проектная группа 8, 2015. – 170 с.Стратегическое планирование как основа формирования бюджетных-расходов субъектов Российской Федерации – Правовое регулирование расходов бюджета субъекта РФ, Москва 2022 – 27 с. Территориальное общественное самоуправление: Текущее состояние и примеры успешных практик из регионов России. – М.: Фонд «Устойчивое развитие», 2014. – 36 с.Харчикова, Н.В. Особенности управления экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Н.В. Харчикова // Научно-практический журнал Аллея Науки» — №9(25) – 2018. – С. 1-3.Цопа, Н.В. Методологические аспекты управления развитием территориальных образований [Текст] / Н.В. Цопа // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 15-21.Щербакова, Е.В. Механизм управления системой социально-экономического развития региона [Текст] / Е.В. Щербакова // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко — № 3(19). – 2018. – С. 68-74.Экономические стратегии активных городов / под ред. Б.М. Гринчеля, К. Шуссмана, Н.Е. Костылевой. – СПб.: Наука, 2002. – 499 с.Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов России / Н.В. Зенчева, Б.И. Герасимов; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов:Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 96 сИнтернет-источникиКайль, Я. Я. Епинина В.С. Специфика разработки и реализации программ социально-экономического развития на региональном уровне[Электронный ресурс] / Я.Я. Кайль, В.С. Епинина // Киберленинка— Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-razrabotki-i-realizatsii-programm-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-na-regionalnom-urovne (дата обращения: 26.04.2023)Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1313-р). – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93897/#ixzz50EVnal5OПятковская, Ю.В.Правовое регулирование расходов бюджета субъекта РоссийскойФедерации [Электронный ресурс] / Ю.В. Пятковская — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru (дата обращения: 27.04.2023)Сборник материалов к Международной конференции «Внедрение современных технологий в строительстве и ЖКХ». ГОРОДА: ФОРМИРОВАНИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Актау, 15-17 мая 2015 год. URL: http://e-gorod.ru (дата обращения 24.04.2023)Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим. – М.: StrelkaPress, 2014. – 520 с. 30. Что такое стратегическое планирование и как его разработать для своего бизнеса [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.calltouch.ru/blog/chto-takoe-strategicheskoe-planirovanie-i-kak-ee-razrabotat-dlya-svoego-biznesa/ (Дата обращения: 24.04.2023)Эскиев, М. А. Пути совершенствования социально-экономического развития / М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, Р. А. Ялмаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 309-313. Jimenez B. S. Strategic Planning and the Fiscal Performance of City Governments during the Great Recession/ Benedict S. Jimenez [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0275074012451051Phillips P. A. The Strategic Planning Index: A Tool for Measuring Strategic Planning Effectiveness/ Paul A. Phillips, Luiz Moutinho[Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/249701066_The_Strategic_Planning_Index_A_Tool_for_Measuring_Strategic_Planning_Effectiveness 7Silvestrov S. N. Interaction of Public Authorities in Strategic Planning/ Silvestrov S. N, S. A. Pobyvaev, I. I. Belyaev[Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/367086354_Interaction_of_Public_Authorities_in_Strategic_PlanningSpee A. P. Strategic planning as communicative process/ A. Paul Spee and Paula Jarzabkowski[Электронный ресурс]— Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/017084061141138744Wolf C. Strategic Planning Research: Toward a Theory-Driven Agenda/ Carola Wolf [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0149206313478185 10

Нормативные документы
1. ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 23.06.2016 № 210-ФЗ) //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
2. ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/
3. ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Официальный интернет-портал правовой информации //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
4. ФЗ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2016. № 3 (Вып. 3). С. 79//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/
5. ФЗ от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
6. ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
7. ФЗ от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» –//Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145996/
8. Постановление от 4 августа 2015 г. № 793 Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Гарант. - Режим доступа: http://government.ru/docs/19217/
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 3 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
10. Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/74404210/
11. Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12160417/#ixzz50EW5i51s
12. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года Закон Санкт-Петербурга от 19декабря 2018 года №771-164 //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 28.04.2023)
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36339/ (Дата обращения: 22.04.2023)
14. Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2015 года № 396–75 «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/22926526/
15. Закон Санкт‑Петербурга от 19.12.2018 № 771–164 (в редакции Закона Санкт‑Петербурга от 26.11.2020 № 507-112) «Стратегия социально-экономического развития Санкт‑Петербурга на период до 2035» //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Консультант Плюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/podborki/o_strategii_socialno-jekonomicheskogo_razvitiya_sankt-peterburga_na_period_do_2035_goda/
Учебная и научная литература
16. Абдрахманова, Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования / Д.Р. Абдрахманова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2019. № 2 (4). С. 136-140.
17. Акимов, П.И. Искореняя несправедливость в городе. История адвокативного планирования // Городские исследования и практики. – 2015. – Пилотный номер. – С. 93–102.
18. Ворошилов, Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018. –196 с.
19. Глаудеманс, М. Stadslab – полигон для урбанистов, нынешних и будущих // URBAN magazine. – 2015. – № 4 (9). – С. 134–141.
20. Жукова, В.А. Методологический подход к разработке концепции территориального социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / В.А. Жукова // Международный научный журнал «Синергия наук» — 2018. – С. 138
21. Ильина, И.Н. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ Москва 2016 – 43 с.
22. Киселева, Л.С. Благополучие российского населения: архитектоника, субъективное восприятие и региональное своеобразие, Москва 21.09.2021 – 34 с.
23. Мирошников, С. Н. Проблемы и направления стратегического планирования в региональном развитии // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 4. С. 61-77.
24. Санофф, Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / пер. с англ. – Вологда: Проектная группа 8, 2015. – 170 с.
25. Стратегическое планирование как основа формирования бюджетных-расходов субъектов Российской Федерации – Правовое регулирование расходов бюджета субъекта РФ, Москва 2022 – 27 с.
26. Территориальное общественное самоуправление: Текущее состояние и примеры успешных практик из регионов России. – М.: Фонд «Устойчивое развитие», 2014. – 36 с.
27. Харчикова, Н.В. Особенности управления экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Н.В. Харчикова // Научно-практический журнал Аллея Науки» — №9(25) – 2018. – С. 1-3.
28. Цопа, Н.В. Методологические аспекты управления развитием территориальных образований [Текст] / Н.В. Цопа // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 15-21.
29. Щербакова, Е.В. Механизм управления системой социально-экономического развития региона [Текст] / Е.В. Щербакова // Вестник ЛНУ имени Тараса Шевченко — № 3(19). – 2018. – С. 68-74.
30. Экономические стратегии активных городов / под ред. Б.М. Гринчеля, К. Шуссмана, Н.Е. Костылевой. – СПб.: Наука, 2002. – 499 с.
31. Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов России / Н.В. Зенчева, Б.И. Герасимов; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 96 с
Интернет-источники
32. Кайль, Я. Я. Епинина В.С. Специфика разработки и реализации программ социально-экономического развития на региональном уровне [Электронный ресурс] / Я.Я. Кайль, В.С. Епинина // Киберленинка — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-razrabotki-i-realizatsii-programm-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-na-regionalnom-urovne (дата обращения: 26.04.2023)
33. Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1313-р). – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93897/#ixzz50EVnal5O
34. Пятковская, Ю.В. Правовое регулирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] / Ю.В. Пятковская — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru (дата обращения: 27.04.2023)
35. Сборник материалов к Международной конференции «Внедрение современных технологий в строительстве и ЖКХ». ГОРОДА: ФОРМИРОВАНИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. Актау, 15-17 мая 2015 год. URL: http://e-gorod.ru (дата обращения 24.04.2023)
36. Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим. – М.: Strelka Press, 2014. – 520 с. 30.
37. Что такое стратегическое планирование и как его разработать для своего бизнеса [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.calltouch.ru/blog/chto-takoe-strategicheskoe-planirovanie-i-kak-ee-razrabotat-dlya-svoego-biznesa/ (Дата обращения: 24.04.2023)
38. Эскиев, М. А. Пути совершенствования социально-экономического развития / М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, Р. А. Ялмаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 309-313.
39. Jimenez B. S. Strategic Planning and the Fiscal Performance of City Governments during the Great Recession/ Benedict S. Jimenez [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0275074012451051
40. Phillips P. A. The Strategic Planning Index: A Tool for Measuring Strategic Planning Effectiveness/ Paul A. Phillips, Luiz Moutinho [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/249701066_The_Strategic_Planning_Index_A_Tool_for_Measuring_Strategic_Planning_Effectiveness 7
41. Silvestrov S. N. Interaction of Public Authorities in Strategic Planning/ Silvestrov S. N, S. A. Pobyvaev, I. I. Belyaev [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/367086354_Interaction_of_Public_Authorities_in_Strategic_Planning
42. Spee A. P. Strategic planning as communicative process/ A. Paul Spee and Paula Jarzabkowski [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/017084061141138744
43. Wolf C. Strategic Planning Research: Toward a Theory-Driven Agenda/ Carola Wolf [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0149206313478185 10