Этнос как научная категория. Межэтнические отношения и процессы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 20 20 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 31.05.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1.Понятие этноса в науке 4
2.Межэтнические отношения и их особенности 11
3.Конфликтные межэтнические отношения 16
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

И если субъекты химерных образований, т.е. люди с чужой и враждебной для этноса душой, при этом захватывают институты социальной жизни и национального самосознания (государство, средства массовой информации, образование, наука, искусство и т.п.), то процесс деэтнизации может идти чрезвычайно бурно [1].Межгрупповые и межэтнические отношения состоят их фаз сотрудничества и конфликтов. Под межэтническим конфликтом в широком смысле понимают любую конкуренцию между этносами — от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции. Во всех этих случаях другая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов. Этнические конфликты в «чистом» виде практически не существуют. Главный вопрос понимания специфики таких конфликтов — это их связь с феноменом этничности, т.е. являются ли конфликты неизбежными отношениями между людьми в связи с этническим многообразием человечества, или они функциональны. Если исходить из первого положения, то этносы надо считать изолированными образованиями с несовместимыми культурами. Если исходить из второй позиции, то этничность является лишь формой, а не сущностью этнических конфликтов.3.Конфликтные межэтнические отношенияМежэтнический конфликт определяется как разновидность социального конфликта. Природа межэтнического конфликта связана с характером наций и этносов, которые представляют собой государственно-политические, гражданско-правовые, социально-экономические, а также социокультурные общности людей [3].Сами конфликты вырастают на почве того, что возникают противоречия между интересами данных социальных организмов. Различие здесь состоит в том, что формирование интересов этноса осуществляется в качестве интересов замкнутой групповой организации людей и мышления, где индивид не может отделить себя от группы, и для него любая группа воспринимается как другая, чужая относительно своей. Социокультурная база, как основа существования этнического сообщества не исчезает в национальном, сохраняет свой конфликтогенный потенциал и может становиться причиной внутринациональных конфликтов, межнациональных распрей на почве разногласий социокультурного характера.В качестве субъектов межэтнических конфликтов выступают нации и этносы, представители разных культур, конфликт которых имеет глобальный уровень протекания. В национально-этническом конфликте участвуют нации и этносы, противопоставленные друг другу внутри полиэтнического и полинационального государства (этносы или их представители, с одной стороны и государство титульной нации, ее представители – с другой). Наконец, в межэтнических конфликтах участвуют этносы. Эскалация «межэтнического конфликта не может протекать локально внутри полинационального государства, эти конфликты с неизбежностью затрагивают интересы всей нации и могут привести к национально-этническим столкновениям, а также к конфликту между национальными государствами» [3].Национально-этнический и этнический конфликты характеризуются наличием внутренней эскалации, то есть ими может приниматься форма внутриэтнического и/или внутринационального конфликта, приобретаться локальный характер эскалации. В настоящее время в мире сложно найти межэтнические конфликты в чистом виде, чаще они носят второстепенный характер относительно основного конфликта (политического, экономического и др.), который традиционно определяется как объект конфликтной ситуации. Одна из особенностей межэтнического конфликта заключается в сложности определения его прямого (непосредственного) объекта, именно по этой причине в ряде исследований межэтнический конфликт не отмечается как самостоятельно существующее явление. Межэтнические конфликты не могут возникнуть неожиданно, они формируются на протяжении длительного периода времени. Здесь можно говорить о многообразии причин, которые приводят к межнациональным конфликтам. Их сочетание в каждом конкретном случае является особым. Вместе с тем, чтобы возник этнический конфликт, необходимо, чтобы присутствовали три фактора. Первый фактор связан с таким критерием, как уровень национального самосознания, которое может характеризоваться как адекватный, заниженный или завышенный. Два последних уровня и способствуют тому, что появляются этноцентристские устремления. Второй фактор заключается в том, что есть в обществе «критическая» масса социальных проблем, оказывающих давление на все стороны бытия нации. Третий фактор представлен политическими силами, способными использовать в борьбе за власть два первых фактора [3].Если провести анализ этнических конфликтов в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, то здесь можно выделить определенные причины возникновения и эскалации конфликтов исторического характера. В частности, речь идет о несправедливости административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольной перекройке границ национальных образований, депортации народов. В качестве результата насилия необходимо осуществлять рассмотрение несбалансированности преобразований общества, когда наблюдается перерастание социального и экономического неравенства, конкуренции на рынке труда, земли и жилья в межэтнические конфликты. В межэтнических отношениях особое место занимают этнокультурные конфликты. Одной из форм их являются конфликты между носителями старых и новых культурных норм и ориентации. В литературе описано несколько способов разрешения такого рода конфликтов в частности между аборигенами и мигрантами. Одним из них является ассимиляция, при которой человек полностью врастает в новую культуру, отказавшись от своей. Здесь трудности создает сама новая среда. Она сопротивляется врастанию, не воспринимает мигрантов как своих и постоянно выталкивает в своеобразные «гетто» - круг соплеменников и «сородичей». В частичной ассимиляции индивид поступается своей культурой в пользу новой только в какой-либо сфере: например, на работе он руководствуется нормами и ценностями новойкультуры, а дома, на досуге, в религиозной сфере остается приверженцем собственной культуры.От типа и формы конфликта зависят возможность и способы его разрешения. Обычно выделяется три стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне: применение правовых механизмов, переговоры, информационный путь. Когда говорят об информационном пути разрешения конфликта, имеется в виду взаимный обмен информацией конфликтующими сторонами, переговоры, акции в средствах массовой информации. В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективен прием «прерывание конфликта» для расширения поля его прагматического урегулирования.ЗаключениеВ самом общем виде этнос является социальной реальностью, т.е. представляет относительно самостоятельный компонент общественной жизни. Представляя собой естественно-исторический тип общности, этнос отличается от других социальных общностей (класс, нация) устойчивым образом жизни, господством традиций, практической направленностью своей культуры, непосредственным характером связей между его членами, психической сплоченностью поколений.Социальные функции этноса универсальны и фундаментальны. Он обеспечивает индивида набором ценностей и ориентации во всех типичных случаях жизни, создает ему условия безопасности и выживания. Представляя собой естественно-исторически сложившуюся межпоколенную общность, этнос осуществляет воспроизводство, социализацию и взаимодействие людей разного возраста, снабжает стереотипами переживаний и поступков, смыслов и объяснений всего окружающего и делает их тем самым личностями, т.е. «своими», «родными» людьми. В силу этого, по мнению ряда исследователей, этнос считается наиболее надежной и значимой социальной общностью, в психологическом поле которой рождается, живет и умирает каждый человек.Межэтнические отношения представляют собой разновидность социальных связей между структурными элементами общества, объектом и субъектом которых являются этнические группы. На макроуровне они носят надындивидуальный характер и касаются, прежде всего, проблем экономического, политического, культурного и т. д. статуса различных этнических сообществ в полиэтническом социуме, условий их жизнедеятельности. На мезоуровне межэтнические отношения выступают как межгрупповые в форме субъективно психологического отношения к соответствующимэтногруппам.На микроуровне речь идет о таких межличностных отношениях, при которых партнеры по взаимодействию и общению относятся друг к другу не как к конкретной личности, а как к представителю определенной этнической группы.Список литературыГусева М.О. Современный межнациональный конфликт: природа и особенности развития: автореф. дисс. канд. философ.наук. – М., 2011 Завалишин П.Е. Этнос как социальная общность :Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Тула, 2004. 158 c.Мугалова Ж.А. Причины и факторы возникновения конфликтов на этнической почве. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/34_6/Садохин, А.П. Основы этнологии : учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – Москва :Юнити, 2015. – 351 с. : ил. – (Cogitoergosum). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119009 – Библиогр. в кн. – ISBN 5-238-00583-0. – Текст : электронный.Социология межэтнических отношений : учебно-методическое пособие / сост. Д.А. Гатиятуллина ; Федеральное агентство по образованию, Казанский государственный технологический университет. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2010. – 129 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258764 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7882-1191-6. – Текст : электронный.

Список литературы

1. Гусева М.О. Современный межнациональный конфликт: природа и особенности развития: автореф. дисс. канд. философ. наук. – М., 2011
2. Завалишин П.Е. Этнос как социальная общность : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Тула, 2004. 158 c.
3. Мугалова Ж.А. Причины и факторы возникновения конфликтов на этнической почве. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/34_6/
4. Садохин, А.П. Основы этнологии : учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – Москва : Юнити, 2015. – 351 с. : ил. – (Cogito ergo sum). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119009 – Библиогр. в кн. – ISBN 5-238-00583-0. – Текст : электронный.
5. Социология межэтнических отношений : учебно-методическое пособие / сост. Д.А. Гатиятуллина ; Федеральное агентство по образованию, Казанский государственный технологический университет. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2010. – 129 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258764 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7882-1191-6. – Текст : электронный.