Практика реализации пособия по безработице по законодательству РФ
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 01.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические и законодательные основы пособия по безработице 6
1.1 Пособия по безработице: понятие, условия назначения и причины появления 6
1.2 Правовое регулирование отношений по обеспечению пособиями по безработице 20
2 Анализ практики реализации пособия по безработице 28
2.1 Особенности назначения и выплаты пособия по безработице 28
2.2 Актуальные проблемы реализации пособия по безработице 35
2.3 Перспективы правового регулирования отношения по обеспечению пособиями по безработице 40
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение А Классификация безработицы 57
Приложение Б Приоритетные направления государственной политики занятости в Российской Федерации 58
Приложение В Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице 59
Приложение Г Причины отказа в предоставлении пособия по безработице 60
Приложение Д Данные Росстата уровня безработицы по Республике Башкортостан 61
Приложение Е График актуальных данных общей численности безработных в России 62
На сегодняшний день в содержании Закона РФ «О занятости населенияРФ» отсутствуетзакрепление положений, касающихся проведения индексациипособия по безработице. Однако положения такого рода, предусматриваютсяПравительствомРФ.Указанноеявляетсясущественнымпротиворечиемч.2ст.39 Конституции РФ, которая закрепляет установление социальных пособий игосударственных пенсий исключительно на основании норм законодательстваРФ.Послепроведенияанализатекущегосостоянияполитикироссийскогогосударства в сфере содействия занятости населения, а также изучив правовоерегулированиеиорганизациюзанятостинаселения,втомчислеинформациюо компенсационныхвыплатахисоциальныхгарантияхвобластисодействиязанятости населения, удалось выяснить, что сформированная на территории РФсистемарассматриваемойгосударственнойдеятельностиобладаетперечнемнедостатков.В особенности следует отметить такой недостаток, суть которого состоитв том, что безработным лицо может быть признано исключительно по местусвоей регистрации. В отношении указанного следует обратить внимание на тотфакт, что со стороны законодателя в обязательном порядке от лица, желающегополучить статус безработного, требуется прохождение регистрации по местусвоейфактическойрегистрации,анепоместупостоянногопроживания(вслучае,еслитакиеотличаются).Данноетребованиенеоднократновыступаловкачествеоснованиявозникновения множества споров и дискуссий. Они обоснованы тем, что попричиневозросшеймиграции населения большая часть граждан ведут своютрудовую деятельность в значительной отдаленности от своего фактическогоместа регистрации. При возникновении некоторых жизненных обстоятельствэтоможетстатьпрепятствиемдляпрактическогоиспользованияданнымилицами присущего им права на прохождение регистрации в виде безработноголица, а также получения пособия, предусмотренного Законом РФ «О занятостинаселениявРФ».Спрактическойточки зрения большая часть жалоб подается в органыгосударственнойслужбызанятостипопричинеотказаврегистрациитехграждан, которые не имеют постоянной регистрации по месту фактическогопроживания. Указанное обусловлено тем, что большинство граждан являютсяобладателямидлительнойрегистрациипоместусвоегопостоянногопребывания,чтоявляетсясвидетельствомтого,чтоонипризнаюттаковоеместомсвоегопостояннопроживания.ВотношенииуказанноговопросаактуальнымявляетсяОпределениеКонституционногоСудаРФ«ПожалобегражданкиМоховойРиммыАлександровнынанарушениеееконституционныхправстатьями96и97Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации».Вегосодержанииведетсяречьоправомерностирассматриваемогоограничения с целью исключения правового злоупотребления, выражающегосяв возможности получения пособия по безработице сразу в нескольких местаходновременно.На сегодняшний день имеет место острая потребность в осуществленииразработкиипрактическогоприменениясовершенноновыхподходоввотношенииразрешенияпроблемы,касающейсятакогоявления,какбезработица.ВпервуюочередьэтоимеетнепосредственноеотношениекпреобразованиюзаконодательстваозанятостивРФ.Лица,признанныебезработными,являютсяобладателямигосударственнойподдержки,котораявыражаетсявгарантияхиправах,используемыхгражданамивходесвоейжизнедеятельности.Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что указанное неявляется стимулом для ее ведения подобным образом.Совместно суказанным,входеизученияправовогорегулированиясоциальной защиты безработныхгражданпомимонедостатковипробеловзаконодательства,былитакжеопределеныипутирешениятакихпроблем.Предложение,касающеесявнесенияизменениявпереченьдокументации, предоставляемой в органы государственной службы занятости.Здесьречьведетсяосправке,содержащейсведенияосреднемуровнедохода.Вдействующемзаконодательстве,аименно в п.2 ст.3 Закона РФ «ОзанятостинаселениявРФ»указано,чторешение,котороекасаетсяпризнания лица,зарегистрированногосцельюпоискаподходящеговидаработы,безработнымпринимаетсясостороныоргановгосударственнойслужбызанятостинаселенияпоместу регистрации гражданина в срок, составляющийнеболее11днейсмоментапредъявленияворганыслужбызанятостисоответствующегоперечнядокументов(паспорт,трудоваякнижкаилидокумент,еезамещающий,документ,являющийудостоверениемегопрофессиональной квалификации, справка о среднем доходе за период, равныйпоследним треммесяцам, по последнему месту работы), а для лиц, которыевпервыезанимаютсяпоискомподходящейработы,илинеимеютпрофессиональной квалификации – паспорт и документ о квалификации и (или)образовании.Недостаткиуказаннойнормысостоятвтом,чтосправкаосреднемдоходе, которая является частью общего перечня документов, предъявляемых вцент занятости населения, должна содержать сведения за последние три месяца.При составлении данного положения законодателем не был произведен учеттого факта, что граждане, планирующие приобрести статус безработного, моглине работать официально в течение нескольких лет подряд, соответственно, иминеможетбытьпредоставленаданнаясправкавкачествеобязательногодокументадляпрохождениярегистрациивкачествебезработноголица.Вотношениеуказанногоможетбытьсформированопредложениеовнесениидополненияп.2ст.3рассматриваемогоЗаконаввидеоговоркиопредоставлениисправкиодоходахзапоследние три месяца по последнемуместуработывтомслучае,«еслионможетеепредоставить».Данное предложение может быть обосновано следующим образом. Сутьвведения приведенного уточнения состоит в том, что отсутствие приведеннойсправки не будет являться основанием для отказа со стороны государственногоорганаслужбызанятостинаселениявпредоставленииобратившемусягражданинустатусабезработноголица,втомслучае,еслионотноситсяк категориилиц,которыепрекратиливедениеиндивидуальнойпредпринимательскойдеятельностиилижетехлиц,которыестремятсявосстановитьсвоютрудовуюдеятельностьпоследлительногоперерыва.Предложение, которое было приведено ранее. Суть указанного состоит в изменении установленного размера пособия по безработице.Всоответствиисп.2ст.30ЗаконаРФ«Озанятостинаселения»предусмотрено,чтопособие,назначаемоеприприсвоениистатуса «безработный» во всех других случаях, включая тех граждан, которые впервыезанимаютсяпоискомработыилижестремятсясновазанятьсятрудовойдеятельностью после длительного перерыва; лицам, которые были уволены втечениеодногогода,предшествующегонаступлениюбезработицы,иобладающие в указанной временной период официальным местом работы неменее26недель;лицам,которыебылинаправленынапрохождениеобучениясостороны органов службы занятости и были отчислены по причине совершениядействийвиновногохарактера,устанавливаетсявминимальномразмере.Недостатки приведенной нормы отражаются в том, что предусмотренныйдействующим законодательством МРОТ тем гражданам РФ, которые впервыеосуществляютпоискработыилижехотятвосстановитьсвоютрудовуюдеятельностьпоследлительногоперерыва,долженвыступатьвкачествестимула для граждан к ведению активного поиска подходящего места работы,чегозаконодателемнебылоучтено.В отношение указанного может быть предложено внесение изменения вп.2 ст.30 рассматриваемого Закона фразу «в размере минимального размерапособия» заменить его на положение «в размере величины установленного врегионе МРОТ». Это нововведение может быть обосновано тем, что при утратепостоянногозаработкасумма,котораяприравненакМРОТ,предоставитвозможностьбезработнымгражданамсохранитьзасобойболееменее приемлемыйуровеньжизнидомоментапоявлениянарынкетрудасоответствующихвакансий.Еслижевестиречьовозможныхпутяхразрешенияэкономическихпроблем, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с безработицей,то необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательными условияминормальногофункционированияявляются:ростэкономики,устойчивостьтакового,атакжегосударственнаяподдержка.Поддержкасостороныгосударствадолжнабытьоказана:а)припроведенииразработкипрограммпозанятостинаселения;б)припредоставлениибезработнымлицамфинансовойпомощи;в)принаправлениибезработныхгражданнапереподготовкудляприобретенияновыхпрофессиональныхнавыковинеобходимыхзнаний.В завершении рассмотрения данного вопроса можно прийти к выводу отом,чтосуществующиепроблемывсфереправовогорегулированияотношений, касающихся безработицы, в особенности обеспечения пособием побезработице, являются основаниями внесения в действующее законодательствоизменениядлярешениятаковых.НасегодняшнийденьвсодержанииЗаконаРФ«О занятости населения РФ» отсутствуетзакрепление положений, касающихсяпроведенияиндексациипособияпобезработице.Однакоположениятакогорода,предусматриваютсяПравительствомРФ.Указанное является существенным противоречием ч.2 ст.39 КонституцииРФ,которая закрепляет установление социальных пособий и государственныхпенсий исключительно нормами законодательства РФ. Следовательно, имеетпотребностьвнесенияврассматриваемыйЗаконположениеопроведениииндексациипособияпобезработице.Следующимнедостаткомявляетсяприсвоениестатусабезработного,соответственноирешенияопредоставлениипособияпобезработице,исключительнопоместурегистрациилица,обратившеговслужбузанятости.Указанноеобоснованотем,чтопопричиневозросшеймиграциинаселениябольшаячастьгражданведутсвоютрудовуюдеятельностьв значительнойотдаленности от своего фактического места регистрации. При возникновениинекоторыхжизненныхобстоятельствэтоможетстатьпрепятствиемдляпрактическогоиспользованияприсущегоимправанапрохождениерегистрациив виде безработного лица, а также получения пособия. Кроме того, еще однимнедостаткомявляетсянизкийразмерпособияпобезработице.ЛогичнымрешениемявляетсяприравниваниетаковогокМРОТ,чтопредоставитвозможностьбезработнымгражданамсохранитьзасобойболееменееприемлемыйуровеньжизнидомоментапоявлениянарынкетрудасоответствующихвакансий.ЗаключениеВ заключение проведения данного исследования можно прийти к нескольким выводам:1. Пособие по безработице представляет собой регулярно осуществляемые выплаты из средств государственного бюджета, которые предоставляются той категории лиц, представители которой признаны безработными в законодательно предусмотренном порядке. Цель назначения данного пособия состоит в предоставлении обеспечения материального характера для безработного лица и нетрудоспособных членов его семьи в период совершения поиска подходящего места работы. Выплата пособия осуществляется только тем гражданам, которые официально были признаны безработными.2. Проанализировав действующее нормативно-правовое регулирование пособия по безработице, был сформирован вывод о том, что ряд положений Закона РФ «О занятости населения РФ » следует подвергнуть реформированию. Так, ст.3 данного НПА, содержащее понятие «безработный гражданин», нуждается в дополнении. Таким дополнением является условие об отсутствии со стороны службы занятости населения предложений подходящего вида работы. Указанное дополнение обусловлено тем фактом, что весьма часто данными службами выдвигаются предложения по работе, которые не соответствуют профилю профессиональной подготовке обратившего к ним безработного гражданина3. Существует ряд характерных особенностей и нюансов, которые отличают назначение и выплату пособия по безработице от иных видов социальных пособий.Решение, касающееся назначения, выплаты рассматриваемого пособия, а также прекращения выплаты такового, принимается со стороны государственного органа службы занятости населения. В рамках действующего российского законодательства работа приведенного органа регламентируется положениями Закона РФ «О занятости населения РФ».4. Среди основных проблем в данной сфере встречаются следующие: А. Проблема определения величины пособия по безработице. Логично предположить, что решением указанной проблемы, для лиц, являющихся трудоспособными, следует определить размер рассматриваемого пособия в зависимости от МРОТа. Б. Проблема в возникновении задержки выплаты пособия по безработице, основанной на совершении работодателями виновных действий. В качестве решения может быть представлено наложение административной ответственности на работодателей за несвоевременное представление бывшему работнику сведений о занимаемой им должности и величине его заработной платы. В. Проблема, состоящая в неверном определении причины для назначения размера пособия по безработице, которая может быть решена посредством назначения на должность инспекторов службы занятости более квалифицированных сотрудников, которые ответственно подходят к своей работе.5. Безработица, совместно с занятостью населения, являет собой важный сегмент экономико-социального развития общества, в отношении развития правовых механизмов и инструментов управления. Он включает в свое содержание социальные и правовые итоги работы существующей на территории РФ системы права по разрешению споров, которые связаны с деятельностью трудового характера и направлены на предоставление защиты российских граждан от такого явления, как безработица. Существующие проблемы в сфере правового регулирования отношений, касающихся безработицы, в особенности обеспечения пособием по безработице, являются основаниями внесения в действующее законодательство изменения для решения таковых.На сегодняшний день в содержании Закона РФ «О занятости населения РФ» отсутствует закрепление положений, касающихся проведения индексации пособия по безработице. Однако положения такого рода, предусматриваются Правительством РФ. Указанное является существенным противоречием ч.2 ст.39 Конституции РФ, которая закрепляет установление социальных пособий и государственных пенсий исключительно нормами законодательства РФ. Следовательно, имеет потребность внесения изменений о проведении индексации пособия по безработице в рассматриваемый Закон.Пробелом действующего законодательства является обязательность предоставления справки о среднем заработке по последнему месту работы со стороны обратившего в центр занятости населения лица. Недостатком в данном случае является то, что справка, которая считается частью общего перечня документов, предъявляемых в цент занятости населения, должна содержать сведения за последние три месяца. Следующим недостатком является присвоение статуса безработного, соответственно и решения о предоставлении пособия по безработице, исключительно по месту регистрации лица, обратившего в службу занятости. Указанное обосновано тем, что по причине возросшей миграции населения множество граждан ведут свою трудовую деятельность в значительной отдаленности от своего фактического места регистрации. Еще одним недостатком является низкий размер пособия по безработице. Логичным решением является приравнивание такового кМРОТ, что предоставит возможность безработным гражданам сохранить за собой более менее приемлемый уровень жизни до момента появления на рынке труда соответствующих вакансий.Список использованных источниковНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Российская газета» от 10 декабря 1998 г.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право» т. 2Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. № 18 ст. 566О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год: Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2046 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21 ноября 2022 г. № 47 ст. 8212По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 № 19-П // Собрание законодательства РФ, 17.10.2016. № 42. Ст. 5991.Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан: Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 17, ст. 2009Закон Республики Башкортостан «О содействии занятости населения в Республике Башкортостан» // «Республика Башкортостан», № 193 от 4 октября 2012 г.Научная и учебная литератураАпрелкин, Р.Д. Проблемы в правовом регулировании социальной защиты граждан от безработицы / Р.Д. Апрелкин // ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ науки и ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 20 июня 2019 года. Том Часть 2. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 98-100. Бобкова, С.С. Пособие по безработице: проблемы правового регулирования / С.С. Бобкова // Научный Лидер. – 2022. – № 51(96). – С. 119-122. Ватян, А.Г. Выплата пособия по безработице: анализ судебной практики / А.Г. Ватян // Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Краснодар, 18 апреля 2019 года / Под редакцией С.В. Потапенко. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – С. 189-193.Вон, Су Ми. Безработица: ее причины и последствия / Су Ми Вон // Молодой ученый. – 2019. – № 17.1 (121.1). – С. 71-77. Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. – 2020. – № 6-6(110). – С. 64-66. Датиева, А.А. Безработица: ее причины и последствия / А.А. Датиева, Д.К. Санакоева // Актуальные проблемы социальной стратификации и трансформации в современных условиях: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов и практиков, Пенза, 16 октября 2020 года / Под редакцией И.А. Юрасова, В.А. Юдиной, Е.В. Кузнецовой, М.А. Таниной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2020. – С. 89-91.Исраилова, З.Р. Безусловный базовый доход и пособия по безработице: за и против / З.Р. Исраилова // Исследования молодых ученых: материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 62-66. Каштанова, П.А. Выплата пособия по безработице или безусловного базового дохода: влияние на занятость населения и перспективы для России / П.А. Каштанова, Н.С. Котленко // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 7. – С. 331-341. Кожухова, Д.А. К вопросу о государственном регулировании в сфере обеспечения занятости населения / Д.А. Кожухова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2019. – № 1-1. – С. 12-17.Козлова, И.В. Юридические факты, влияющие на размер пособия по безработице и сроки его выплаты / И.В. Козлова, А.П. Прохорова // Агрофорсайт. – 2020. – № 1(25). – С. 9.Матвеева, П.А. Территориальная специфика развития сферы занятости населения / П.А. Матвеева // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 2 (27). – С. 255-258.Мышко, Ф. Г. Роль государственных органов в назначении и выплате пособия по безработице / Ф. Г. Мышко, Т. М. Матяш // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 104-107. – DOI 10.24411/2414-3995-2019-10223. – EDN XUAURE.Наседкин, С.Ю. Основные формы занятости населения / С.Ю. Наседкин, Н.А. Бондаренко // Ученые заметки ТОГУ. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 284-290. Носова, Д.И. Система управления занятостью населения в РФ и оценка ее эффективности на современном этапе / Д.И. Носова // Дневник науки. – 2019. – № 7 (31). – С. 30. Орцханова, М.А. Занятость населения в России: состояние, проблемы и перспективы / М. А. Орцханова, М. И. Китиева, Ф. Я. Полонкоева // Молодой ученый. – 2019. – № 3(93). – С. 109-111. Пособие по безработице – как помощь государства: сравнительный анализ / Т.П. Матвеева, Н.В. Кузнецова, О.А. Рябова, Н.А. Кузнецова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. – № 1. – С. 149-154. Пуликов, В. Г. Проблема правового регулирования пособия по безработице в России / В. Г. Пуликов, Ю. В. Таранюк // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Сборник статей по материалам 75-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год, Краснодар, 02–16 марта 2020 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – С. 1297-1299. – EDN TBRLOZ.Радонова, А. В. Правовое регулирование занятости в современной России / А.В. Радонова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. – № 3(31). – С. 79-85. Радонова, А.В. Правовые аспекты занятости населения в Российской Федерации / А.В. Радонова // Вестник Уральского юридического института МВД России – 2019. – № 1(36). – С. 93-95. Родимушкина, О.В. Правовое регулирование пособия по безработице: международно-правовые основы и опыт Российской Федерации / О.В. Родимушкина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 2(35). – С. 359-362. Степанова, Л.А. Безработица, «самозанятость» и теневая экономика в современных условиях в России / Л.А. Степанова, Е.А. Андрюшина // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Белгород, 31 августа 2017 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. Том Часть IV. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2020. – С. 130-133. Толчанова, В.А. Проблемы и перспективы развития социальной защиты безработных в Российской Федерации / В.А. Толчанова // Научный Лидер. – 2021. – № 41(43). – С. 213-216. Шевченко, А.А. Занятость населения: основные проблемы / А.А. Шевченко // Синергия Наук. – 2019. – № 7. – С. 159-169.Электронные ресурсыПособие по безработице // [Электронный ресурс] – URL: http:// www.garant.ru/actual/posobiya/posob_bezrab/Решение Ленинского районного суда от 12 сентября 2020 по делу № 2-1624/2020 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 06.04.2023 г.)Решение Буинского городского суда от 29мая 2020 по делу № 2-432/2020 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 06.04.2023 г.)Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 30 июня 2019 № 2-2954/2019 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 06.04.2023 г.)Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2019 г. по делу № 2а-782/2019 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.05.2023 г.)Росстат зафиксировал новый исторический минимум безработицы в стране в ноябре 2022 года (interfax.ru) // [Электронный ресурс] – URL: http:// www.interfax.ru/business/879047Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 1998 г. № 183-О «По жалобе гражданки Моховой Риммы Александровны на нарушение ее конституционных прав статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Гарант» (Дата обращения:06.04.2023 г.)Приложение АКлассификация безработицыПриложение БПриоритетные направления государственной политики занятости в Российской ФедерацииПриложение ВРазмеры минимальной и максимальной величин пособия по безработицеТаблица 1. Для всех, кроме предпенсионеровГодМинимальная величинаМаксимальная величина20231500 руб.12792 руб. – в первые 3 месяца периода безработицы;500 руб. – в следующие 3 месяца периода безработицы.20221500 руб.12792 руб. – в первые 3 месяца периода безработицы;500 руб. – в следующие 3 месяца периода безработицы.20211500 руб.12130 руб. – в первые 3 месяца периода безработицы;500 руб. – в следующие 3 месяца периода безработицы.20201500 руб.12130 руб.20191500 руб.8000 руб.2009-2018850 руб.4900 руб.Таблица 2. Для предпенсионеровГодМинимальная величинаМаксимальная величина20231500 руб.12792 руб.20221500 руб.12792 руб.20211500 руб.12130 руб.20201500 руб.12130 руб.20191500 руб.11280 руб.Приложение ГПричины отказа в предоставлении пособия по безработицеПриложение ДДанные Росстата уровня безработицы по Республике БашкортостанПриложение ЕГрафик актуальных данных общей численности безработных в России
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Российская газета» от 10 декабря 1998 г.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право» т. 2
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563
6. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. № 18 ст. 566
7. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год: Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2046 // Собрание законодательства Российской Федерации, 21 ноября 2022 г. № 47 ст. 8212
8. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 № 19-П // Собрание законодательства РФ, 17.10.2016. № 42. Ст. 5991.
9. Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан: Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 17, ст. 2009
10. Закон Республики Башкортостан «О содействии занятости населения в Республике Башкортостан» // «Республика Башкортостан», № 193 от 4 октября 2012 г.
Научная и учебная литература
11. Апрелкин, Р.Д. Проблемы в правовом регулировании социальной защиты граждан от безработицы / Р.Д. Апрелкин // ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ науки и ОБРАЗОВАНИЯ: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 20 июня 2019 года. Том Часть 2. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 98-100.
12. Бобкова, С.С. Пособие по безработице: проблемы правового регулирования / С.С. Бобкова // Научный Лидер. – 2022. – № 51(96). – С. 119-122.
13. Ватян, А.Г. Выплата пособия по безработице: анализ судебной практики / А.Г. Ватян // Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Краснодар, 18 апреля 2019 года / Под редакцией С.В. Потапенко. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – С. 189-193.
14. Вон, Су Ми. Безработица: ее причины и последствия / Су Ми Вон // Молодой ученый. – 2019. – № 17.1 (121.1). – С. 71-77.
15. Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. – 2020. – № 6-6(110). – С. 64-66.
16. Датиева, А.А. Безработица: ее причины и последствия / А.А. Датиева, Д.К. Санакоева // Актуальные проблемы социальной стратификации и трансформации в современных условиях: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов и практиков, Пенза, 16 октября 2020 года / Под редакцией И.А. Юрасова, В.А. Юдиной, Е.В. Кузнецовой, М.А. Таниной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2020. – С. 89-91.
17. Исраилова, З.Р. Безусловный базовый доход и пособия по безработице: за и против / З.Р. Исраилова // Исследования молодых ученых: материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). – Казань: Молодой ученый, 2020. – С. 62-66.
18. Каштанова, П.А. Выплата пособия по безработице или безусловного базового дохода: влияние на занятость населения и перспективы для России / П.А. Каштанова, Н.С. Котленко // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 7. – С. 331-341.
19. Кожухова, Д.А. К вопросу о государственном регулировании в сфере обеспечения занятости населения / Д.А. Кожухова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2019. – № 1-1. – С. 12-17.
20. Козлова, И.В. Юридические факты, влияющие на размер пособия по безработице и сроки его выплаты / И.В. Козлова, А.П. Прохорова // Агрофорсайт. – 2020. – № 1(25). – С. 9.
21. Матвеева, П.А. Территориальная специфика развития сферы занятости населения / П.А. Матвеева // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 2 (27). – С. 255-258.
22. Мышко, Ф. Г. Роль государственных органов в назначении и выплате пособия по безработице / Ф. Г. Мышко, Т. М. Матяш // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 104-107. – DOI 10.24411/2414-3995-2019-10223. – EDN XUAURE.
23. Наседкин, С.Ю. Основные формы занятости населения / С.Ю. Наседкин, Н.А. Бондаренко // Ученые заметки ТОГУ. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 284-290.
24. Носова, Д.И. Система управления занятостью населения в РФ и оценка ее эффективности на современном этапе / Д.И. Носова // Дневник науки. – 2019. – № 7 (31). – С. 30.
25. Орцханова, М.А. Занятость населения в России: состояние, проблемы и перспективы / М. А. Орцханова, М. И. Китиева, Ф. Я. Полонкоева // Молодой ученый. – 2019. – № 3(93). – С. 109-111.
26. Пособие по безработице – как помощь государства: сравнительный анализ / Т.П. Матвеева, Н.В. Кузнецова, О.А. Рябова, Н.А. Кузнецова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. – № 1. – С. 149-154.
27. Пуликов, В. Г. Проблема правового регулирования пособия по безработице в России / В. Г. Пуликов, Ю. В. Таранюк // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Сборник статей по материалам 75-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год, Краснодар, 02–16 марта 2020 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. – С. 1297-1299. – EDN TBRLOZ.
28. Радонова, А. В. Правовое регулирование занятости в современной России / А.В. Радонова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. – № 3(31). – С. 79-85.
29. Радонова, А.В. Правовые аспекты занятости населения в Российской Федерации / А.В. Радонова // Вестник Уральского юридического института МВД России – 2019. – № 1(36). – С. 93-95.
30. Родимушкина, О.В. Правовое регулирование пособия по безработице: международно-правовые основы и опыт Российской Федерации / О.В. Родимушкина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 2(35). – С. 359-362.
31. Степанова, Л.А. Безработица, «самозанятость» и теневая экономика в современных условиях в России / Л.А. Степанова, Е.А. Андрюшина // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Белгород, 31 августа 2017 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. Том Часть IV. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2020. – С. 130-133.
32. Толчанова, В.А. Проблемы и перспективы развития социальной защиты безработных в Российской Федерации / В.А. Толчанова // Научный Лидер. – 2021. – № 41(43). – С. 213-216.
33. Шевченко, А.А. Занятость населения: основные проблемы / А.А. Шевченко // Синергия Наук. – 2019. – № 7. – С. 159-169.
Электронные ресурсы
34. Пособие по безработице // [Электронный ресурс] – URL: http:// www.garant.ru/actual/posobiya/posob_bezrab/
35. Решение Ленинского районного суда от 12 сентября 2020 по делу № 2-1624/2020 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 06.04.2023 г.)
36. Решение Буинского городского суда от 29мая 2020 по делу № 2-432/2020 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 06.04.2023 г.)
37. Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 30 июня 2019 № 2-2954/2019 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 06.04.2023 г.)
38. Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2019 г. по делу № 2а-782/2019 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.05.2023 г.)
39. Росстат зафиксировал новый исторический минимум безработицы в стране в ноябре 2022 года (interfax.ru) // [Электронный ресурс] – URL: http:// www.interfax.ru/business/879047
40. Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 1998 г. № 183-О «По жалобе гражданки Моховой Риммы Александровны на нарушение ее конституционных прав статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Гарант» (Дата обращения:06.04.2023 г.)
Вопрос-ответ:
Какое понятие имеет пособие по безработице?
Пособие по безработице - это социальное пособие, которое выплачивается гражданам Российской Федерации, утратившим работу по их вине, в целях временного обеспечения их до момента нахождения новой работы.
Какие условия необходимо соблюдать для получения пособия по безработице?
Для получения пособия по безработице необходимо утрачивать работу по собственной вине, быть зарегистрированным в органах службы занятости и активно искать новую работу.
Какие причины могут стать основанием для выплаты пособия по безработице?
Основаниями для выплаты пособия по безработице могут быть увольнение по сокращению штатов, прекращение деятельности работодателя, истечение срока трудового договора и другие причины, не зависящие от воли работника.
Как осуществляется назначение и выплата пособия по безработице?
Назначение и выплата пособия по безработице осуществляется органами службы занятости на основании заявления гражданина и предоставленных им документов. Пособие выплачивается в течение определенного периода, причем его размер зависит от предыдущих заработков работника.
Какие актуальные проблемы возникают при реализации пособия по безработице?
Актуальными проблемами реализации пособия по безработице являются недостаточная информированность граждан о доступных им правах и процедурах получения пособия, длительное ожидание решений о назначении пособия, сложности с получением необходимых документов и другие проблемы, связанные с бюрократическими процедурами и организацией службы занятости.
Что такое пособие по безработице и в каких случаях его назначают?
Пособие по безработице - это выплата, которую государство предоставляет безработным гражданам для временной поддержки. Оно назначается в случае, если человек утратил работу по собственному желанию или по решению работодателя и активно ищет новую работу.
Как регулированы отношения по обеспечению пособиями по безработице?
Отношения по обеспечению пособиями по безработице в России регулируются законодательством. Основные нормы и условия назначения пособия по безработице определены Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации".
Какие особенности назначения и выплаты пособия по безработице существуют?
Назначение и выплата пособия по безработице имеют свои особенности. Например, для получения пособия необходимо быть зарегистрированным как безработный в трудовой инспекции. Кроме того, пособие назначается на определенный период времени и выплачивается в соответствии с установленными нормами.
Какие актуальные проблемы возникают при реализации пособия по безработице?
При реализации пособия по безработице возникают различные проблемы. Некоторые из них связаны с сложностями в получении статуса безработного, длительностью процедуры назначения пособия и его выплаты, а также с ограничениями и контролем со стороны государства.
Какие перспективы развития правового регулирования пособия по безработице?
Перспективы развития правового регулирования пособия по безработице могут включать улучшение процедуры назначения и выплаты пособия, облегчение условий получения статуса безработного, а также усиление контроля за целевым использованием средств, выделяемых на пособие по безработице.