Использование компьютерных технологий в формировании естественнонаучных представлений о Космосе у дошкольников старшей группы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 34 34 страницы
  • 48 + 48 источников
  • Добавлена 24.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОСМОСЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования естественнонаучных представлений о Космосе у старших дошкольников………7
1.2 Компьютерные технологии: значение, виды методика работа со старшими дошкольниками по формированию естественнонаучных представлений о Космосе ……………………………………………………………………………..11

ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОСМОСЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Подбор диагностик на выявление естественнонаучных представлений о Космосе для дошкольников старшей группы ……….……………………………21
2.2 Комплекс мероприятий с использованием компьютерных технологий для дошкольников старшей группы по формированию естественнонаучных представлений о Космосе…………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...34
Фрагмент для ознакомления

Это показало необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на формированиеестественнонаучных представлений о Космосе у дошкольников старшей группы.Нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на формированиеестественнонаучных представлений о Космосе у дошкольников старшей группы. Он состоит из четырех разделов, включающих всего шесть мероприятий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКниги, печатная периодика Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: система работы в ст. группе детского сада. –Москва: Мозаика-Синтез, 2016.Гурштейн А.А. Люди и звёзды. – Москва, 2017.– 180 с.Вереникина И.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов // Наука и современность. - 2015. - № 39. Л.А.Венгер иВ.С.Мухина «Психология дошкольника»., 1985.Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной– Москва: Белый город, 2003. Гаджиева З.М. Общая педагогическая характеристика детей дошкольного возраста // гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - №2.Тимошилов Н.Е. Информация и информационные технологии. Самара: 2005. – 148 с.Ушилов С.С. Информационные технологии. Учебное пособие. – М.: СПб, 2001. – 118 с. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов// Школьные технологии. – 2005. - №1.Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с. 14.Камзалова, Т. А. Первая книга знаний. [Текст] / Т. А. Камзалова. — Смоленск: Русич, 2009. – 48с.Яружина, А. И. Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом / А. И. Яружина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI.Уман, А. И.  Технологический подход к обучению : учебное пособие для вузов / А. И. Уман. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. — (Образовательный процесс). —Левитан, Е.П. Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной [Текст] / Е.П. Левитан // Земля и Вселенная. – Санкт – Петербург, 2016. - № 3. С. 76–81.Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие: учебное пособие / Т.А. Апинян. – Санкт - Петербург: Издательство Санкт – Петербург, 2003. - 400с.Выготский, Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: хрестоматия / составители Т.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2000. - С. 19-35.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации: учебное пособие / Н.Ф. Губанова – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 120 с.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.Саморукова П.Г. (ред.) Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.— М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. —432 с. Научный редактор — академик РАО Г.А. Ягодин/Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский Центр «Академия», 2001.—184 с. I$В 5-7695-0800-0.Шарошкина, Т. А. Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля / Т. А. Шарошкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 567-570.Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л. Ф. Обуховой,Г. В. Бурменской. М., 2001.Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1975. 239 с.Н. Н.Поддьяков. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние дальние горизонты. Н. Н. Поддьяков, 2021. ООО «Образовательные проекты», 2021Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 288 с.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средствБухаркина М.Ю. Обучение для будущего: Учеб. Пособие.Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. Учеб. пособие для студ.пед. вузов и системы повыш.квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. -М.: Издательский центр «Академия»,1999.- 224 с.Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблем и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 264 с. Семенова О.Ю. Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения (специальности 080109, 080502, 080105) / О.Ю. Семенова. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2010. — 49 с.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г.Захарова. —8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2013. 208 с. — (Сер. Бакалавриат).Алексей Денисов - Информационные технологии. 2-е издание. Учебное пособие«Компьютерные технологии в высшем образовании» — книга автора Редкол.: Предисл. А. Н. Тихонова]. Издано: (1994).Козлова, Г. Г. Информационные системы и технологии банковского дела : учебное пособие / Г. Г. Козлова. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. — 112 с. Опросник для учителя по адаптации первоклассников (Л.М. Ковалёва)Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков методики ABLLS-R. Овсянникова Т.М., Лапшина С.А.,Тыжинова Н.Ю., Бердникова А.А. // Аутизм и нарушения развития. 2018 Т. 16 № 2 С. 29—37. doi: 10.17759/autdd.2018160204Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой–– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.Новые педагогические и информационные технологии в сис-Гузеев В.В. Интернет источники[Статья]. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями (cyberleninka.ru)[Диагностическая методика]. 45.pdf (i-schools.ru)[Статья]. Актуализация и модернизация ключевых понятий теории педагогических систем В. П. Беспалько и её основные принципы с позиции компетентностного и технологического подходов к обучению в вузе (cyberleninka.ru)[Статья]. Качество информатизации школьного образования (cyberleninka.ru)[Статья]. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (cyberleninka.ru)[Статья]. Роль и значение компьютерных технологий как педагогических технологий (cyberleninka.ru)[Статья]. garmonizaciya-psihofizicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-detej-27-10-22_0207-0211.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)Нормативные акты Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028. – М.: 235 с.Приложение АЗанятие с использованием интерактивных средств «12 минут во Вселенной»Цель: познакомить детей с историческим событием – первый выход человека в открытый космос; показать трудности и значимость данного мероприятия, сделать акцент на личностных качествах Алексея Леонова.Задачи:Образовательные: формировать у детей естественнонаучные представления о первом выходе человека в открытый космос; о личности космонавта А. Леонова.Развивающие: развивать и активизировать творческие способности детей, исследовательские умения;Воспитательные:воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, первой преодолевшей силу земного притяжения и вышедшей в открытый космос.Оборудование: ноутбуки с доступом в Интернет, проектор, презентация к занятию, интерактивная доска, раздаточные материалы (детали различных костюмов (спецодежды), карточки с изображением вещей необходимых в космосе, рюкзак космонавта, скотч, фломастеры).Формы работы: беседа, рассказ, работа в командах, обмен мнениями, просмотр видеоматериала, практическая работа. Ход мероприятияВводная часть:Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Несколько десятилетий назад почти все мальчишки и девчонки в нашей стране на вопрос: кем они хотят стать, когда вырастут, отвечали одинаково: «Космонавтом!». Наверное, и сейчас среди вас есть ребята, которые мечтают о космосе. Наше сегодняшнее мероприятие называется «12 минут во Вселенной». Ребята, как вы думаете о каком величайшем достижении в освоении космоса мы сегодня будем говорить?Выслушиваем предположения детей (Ответы: о том, как человек впервые побывал в открытом космосе, о том, как первый космонавт вышел из космического корабля и т.д.).Воспитатель: сегодня вы узнаете еще об одном космонавте, совершившим значимый поступок в истории развития космоса – Алексее Леонове, мы порассуждаем о нем как о человеке, о космонавте, о его подвиге. Вы попробуете оценить его работу, мы проведем небольшой опыт, который поможет вам осознать всю трагичность ситуации с выходом человека в открытый космос.Программа проверки готовности ваших экипажей «Союз» и «Восток» состоит из 3 модулей. Каждый модуль соответствует той или иной области знаний, которые могут пригодиться вам в полете.Основная часть:Модуль №1. «Выход во Вселенную»Воспитатель: Ребята сейчас вам предстоит посмотреть видеофрагмент о великом космонавте, вышедшим в открытый космос. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полета на космическом корабле "Восход-2", на котором он был вторым пилотом. Видеофрагмент: https://youtu.be/v_Plzys76PsВоспитатель: сейчас наша задача заполнить вместе пропуски в тексте и восстановить описание этого величайшего события. Текст: “Сегодня 18 ………. 19...5 года в ….. часов 35 минут по московскому времени при полете космического корабля “……………- 2”, впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. - “…………”, что там у вас происходит? - “………..”- 2 не отвечает. Визуальный контакт с “Алмазом-2” потерян. - Давление, ………………., температура, все растет! “Алмаз”, продолжайте вызывать “Алмаз-2”.Воспитатель: это видео обрывается на словах: Алмаз, продолжайте вызывать “Алмаз-2!” Ребята, как вы думаете, что могло произойти дальше?Выдвигают гипотезы (Ответы: скорее всего, когда Леонов был в открытом космосе что-то произошло с его костюмом и он не мог выйти на связь с командиром).Воспитатель: на самом деле, когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом "Восхода-2" использовался страховочный трос.Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру. Поэтому Леонов, рискуя жизнью, вынужден был стравливать в скафандре давление почти до критического. В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка - переворачиваться в тесном пространстве.Воспитатель: Как вы думаете было ли страшно А. Леонову? Можно ли считать его поступок героическим? Какими качествами по вашему мнению должен обладать космонавт?Ответы: возможно ему и было страшно, но как настоящий герой А. Леонов взял себя в руки и не дал страху овладеть им. Настоящий космонавт должен быть: надежным напарником, сильным, отважным, способным с холодной головой решать, что делать в критических ситуациях, не впадая в панику.Модуль №2. «Одень космонавта»Воспитатель: Костюм А.Леонова был не до конца адаптирован для выхода в открытый космос именно поэтому его скафандр из-за температуры и давления раздулся как воздушный шарик. Опыт: Воспитатель демонстрирует наглядный пример, надувает воздушный шарик и пытается засунуть его в граненый стакан, который напоминает отсек космического корабля. Воспитатель, сдувая шарик объясняет детям, что Леонову нужно было подобно шарику выпустить почти весь кислород, чтобы пролезть в отсек космического корабля.Воспитатель: интересно ли вам узнать из каких частей состоит скафандр космонавта? (дети выражают свою заинтересованность)Задание: перед вами множество деталей различных костюмов (спецодежды) разных профессий. Ваша задача выбрать из них части космического костюма и собрать полный комплект скафандра для выхода в космос. (дети пытаются собрать полный комплект)Воспитатель: Я думаю вы хорошо справились с задачей, а теперь обратите внимание на слайд презентации и давайте узнаем какова же роль каждой части космического скафандра. (дети узнают о составных частях скафандра)Воспитатель: пришло время проверить насколько хорошо ваши экипажи готовы к полету, сейчас нужно подготовить капитанов к выходу в открытый космос. У каждой команды есть вырезанные детали космического костюма, вам нужно надеть обмундирование на своего капитана, оформить скафандры в стиле своей команды и рассказать из каких частей состоит его костюм (дети экипируют своих капитанов).Модуль №3. «Срочная инвентаризация»Воспитатель: Ребята, теперь я точно уверена, что ваши экипажи готовы к полету в космос, нам осталось лишь собрать необходимые вещи.Как вы думаете, какие вещи нам обязательно нужны в космосе? Все ли вещи, которые мы используем в повседневной жизни, мы сможем взять с собой? (дети выдвигают свои предположения о том, что можно взять с собой в космос, что им обязательно пригодиться)Воспитатель: в нашей повседневной жизни мы используем множество вещей, без которых мы не мыслим наше существование, вещи, которые делают наш быт уютнее и организованнее. В космосе действует те же правила, и существует ряд простых вещей, которые наряду с продуктами грандиозных научных открытий и изобретений прочно вошли в обиход космонавтов.Задание: сейчас на столе вы можете увидеть 2 пустых рюкзака и множество различных предметов или их изображения, задача вашего экипажа положить в рюкзак только те вещи, которые, по-вашему, мнение необходимы в космосе. Воспитатель по очереди приглашает по одному участнику из каждой команды, затем выбрать и положить в рюкзак ту вещь, которую они берут с собой в космос.Список предметов: книга, блокнот, ручка, съедобная зубная паста, карандаш, диван жевательная, резинка, тренажер, ножи, таблетки, ножницы, бинт, фен, ключи, открытка, конверт, сухая смесь, кукла, газета, скрепка, несмываемый гель, беговая дорожка.Воспитатель: Ребята все вещи собраны, но есть те предметы, которые ни одна из команд не захотела взять с собой, например, ножи, диван, фен. Почему же вы отказались брать эти вещи? Ответы детей: Эти вещи не будут приносить пользу в космосе, так как они делают это дома, а также некоторые из них могут быть опасны для жизни.Заключительный этап:Воспитатель: Ваши экипажи “Союз” и “Восток” прошли программу проверки готовности к выходу в открытый космос. Поздравляю с успешным прохождением подготовки к полету в космос! Теперь вам необходимо создать пост с родителями в своем блоге, о сегодняшнем мероприятии «12 минут во Вселенной». Поделиться впечатлениями, новыми открытиями, опубликовать фотографии своих капитанов в скафандрах. (дети оформляют пост в блоге своей команды).РефлексияВоспитатель: Наше с вами мероприятие подходит к концу. Что вы нового узнали? Что большего всего понравилось? Как вы думаете смогли бы вы стать настоящим космонавтом и покорять просторы вселенной?(можно было вставить какие-то картинки с занятия по теме)

Книги, печатная периодика
1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: система работы в ст. группе детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2016.
2. Гурштейн А.А. Люди и звёзды. – Москва, 2017. – 180 с.
3. Вереникина И.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов // Наука и современность. - 2015. - № 39.
4. Л.А.Венгер и В.С.Мухина «Психология дошкольника»., 1985.
5. Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной– Москва: Белый город, 2003.
6. Гаджиева З.М. Общая педагогическая характеристика детей дошкольного возраста // гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы. - 2016. - №2.
7. Тимошилов Н.Е. Информация и информационные технологии. Самара: 2005. – 148 с.
8. Ушилов С.С. Информационные технологии. Учебное пособие. – М.: СПб, 2001. – 118 с.
9. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов// Школьные технологии. – 2005. - №1.
10. Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. с. 14.
11. Камзалова, Т. А. Первая книга знаний. [Текст] / Т. А. Камзалова. — Смоленск: Русич, 2009. – 48с.
12. Яружина, А. И. Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом / А. И. Яружина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI.
13. Уман, А. И. Технологический подход к обучению : учебное пособие для вузов / А. И. Уман. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. — (Образовательный процесс). —
14. Левитан, Е.П. Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной [Текст] / Е.П. Левитан // Земля и Вселенная. – Санкт – Петербург, 2016. - № 3. С. 76–81.
15. Апинян, Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие: учебное пособие / Т.А. Апинян. – Санкт - Петербург: Издательство Санкт – Петербург, 2003. - 400с.
16. Выготский, Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: хрестоматия / составители Т.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2000. - С. 19-35.
17. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации: учебное пособие / Н.Ф. Губанова – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 120 с.
18. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
19. Саморукова П.Г. (ред.) Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
20. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.— М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. —432 с. Научный редактор — академик РАО Г.А. Ягодин/
21. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский Центр «Академия», 2001.—184 с. I$В 5-7695-0800-0.
22. Шарошкина, Т. А. Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля / Т. А. Шарошкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 567-570.
23. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л. Ф. Обуховой,Г. В. Бурменской. М., 2001.
24. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1975. 239 с.
25. Н. Н.Поддьяков. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние дальние горизонты. Н. Н. Поддьяков, 2021. ООО «Образовательные проекты», 2021
26. Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 288 с.
27. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.
28. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
29. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств
30. Бухаркина М.Ю. Обучение для будущего: Учеб. Пособие.
31. Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. Учеб. пособие для студ.пед. вузов и системы повыш.квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. -М.: Издательский центр «Академия»,1999.- 224 с.
32. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблем и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 264 с.
33. Семенова О.Ю. Программа дисциплины и методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения (специальности 080109, 080502, 080105) / О.Ю. Семенова. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2010. — 49 с.

34. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г.Захарова. —8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2013. 208 с. — (Сер. Бакалавриат).

35. Алексей Денисов - Информационные технологии. 2-е издание. Учебное пособие

36. «Компьютерные технологии в высшем образовании» — книга автора Редкол.: Предисл. А. Н. Тихонова]. Издано: (1994).

37. Козлова, Г. Г. Информационные системы и технологии банковского дела : учебное пособие / Г. Г. Козлова. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. — 112 с.
38. Опросник для учителя по адаптации первоклассников (Л.М. Ковалёва)
39. Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков методики ABLLS-R. Овсянникова Т.М., Лапшина С.А.,Тыжинова Н.Ю., Бердникова А.А. // Аутизм и нарушения развития. 2018 Т. 16 № 2 С. 29—37. doi: 10.17759/autdd.2018160204
40. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой–– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
41. Новые педагогические и информационные технологии в сис-

42. Гузеев В.В.
Интернет источники
41. [Статья]. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями (cyberleninka.ru)
42. [Диагностическая методика]. 45.pdf (i-schools.ru)
43. [Статья]. Актуализация и модернизация ключевых понятий теории педагогических систем В. П. Беспалько и её основные принципы с позиции компетентностного и технологического подходов к обучению в вузе (cyberleninka.ru)
44. [Статья]. Качество информатизации школьного образования (cyberleninka.ru)
45. [Статья]. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (cyberleninka.ru)
46. [Статья]. Роль и значение компьютерных технологий как педагогических технологий (cyberleninka.ru)
47. [Статья]. garmonizaciya-psihofizicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-detej-27-10-22_0207-0211.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)

Нормативные акты
48. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028. – М.: 235 с.