реализация государственной программы в Российской Федераци
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 30.10.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Определение понятия и основные направления организации доступной среды жизнедеятельности для инвалидов 6
1.2. Общая характеристика программы «Доступная среда» 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Реализации государственной программы в Российской Федерации 26
2.2. Реализация программы «Доступная среда» в г. Сочи Краснодарского края………………………………………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Если обратиться к конкретным мерам, которые реализуются в рамках государственной программы «Доступная среда» в г. Сочи, то следует отметить, что в рамках Международных комплексных спортивных соревнований «Летние игры паралимпийцев «Мы вместе. Спорт», администрацией Сочи был проведен мониторинг обеспечения комфортной жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города. По поручению главы города было проведено исследование мест проведения соревнований, размещения и транспорта участников летних Паралимпийских игр по направлению "Спорт".Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации провел работу по адаптации дорог к требованиям доступности для людей с инвалидностью и другими ограниченными возможностями передвижения. Были обследованы подъемные механизмы на автобусных остановках и в пешеходных переходах.В настоящее время в Сочи ежедневно работает более 800 единиц крупного, среднего и малого транспорта, более 60 процентов из которых приспособлены для перевозки людей с ограниченными возможностями передвижения.Город Сочи с каждым годом становится все более доступным для людей с ограниченными возможностями передвижения, включая инвалидов, пожилых людей, людей с маленькими детьми и людей с временно ограниченными возможностями передвижения. Ежегодно на курортах и в туристических зонах появляется все больше доступных объектов, улучшается сервис и объекты потребительского рынка. В рамках реализации планов мероприятий по созданию безбарьерной среды для людей с инвалидностью и другими нарушениями мобильности улучшается доступность объектов, в том числе объектов здравоохранения, санаторно-курортного назначения.Помимо этого, следует отметить, что при подготовке к Олимпиаде 2014 г. в г. Сочи, как отмечалось ранее, была проведена масштабная работа по реконструкции города с тем, чтобы обеспечить доступ как зрителей, и самое главное паралимпийцев ко всем инфраструктурным объектам города.«Отмечается, что в Сочи «безбарьерная среда» создавалась в «эталонных зонах», под которыми могут пониматься участки территории города, в пределах которой инвалид может выйти из дома и добраться до любой точки, причем в такую зону обязательно будет входить больница, банк, почта, школа, загс и так далее. В городе сложный рельеф, иногда один подъезд дома на этаж ниже, чем другой, и 70% сельской местности, но тем не менее у нас уже 19 эталонных зон, и в них уже входят и жилые дома. Все новые строящиеся объекты, будь то дома или учебные заведения, магазины или больницы, соответствуют стандартам доступности: имеют широкие проемы, лифты, пандусы. При этом нельзя говорить о том, что все квартиры в высотных домах пригодны для тех, кто передвигается на коляске, но без паспорта доступности сейчас ни один объект не пройдет».Однако следует отметить, что определенные сложности происходят со старыми домами, в которых не представляется возможным организовать лифт или иные средства для беспрепятственного выхода из дома.Вместе с этим отмечается, что в Сочи был проведен мониторинг, в ходе которого были выявлены и учтены все инвалиды-колясочники, дома которых в первую очередь включаются в «эталонные зоны», в ходе которого происходит обследование дома специалистами краевой соцзащиты, архитекторами и строителями.По нашему мнению, подобные мероприятия, направленные на обеспечение доступности для маломобильных групп связаны в первую очередь с туристической привлекательностью города Сочи, и следовательно на обеспечение доступности всем гражданам всех объектов отдыха и инфрастуктуры.В данной связи следует отметить, что к данной категории относятся не только лица с ограниченными возможностями здоровья – инвалиды, но также пожилые люди и родители с малолетними детьми. По нашему мнению, реализация мероприятий по созданию доступной среды направлена не просто на улучшение условий доступности, а равно передвижения, исключительно для лиц с инвалидностью, но также и для иных категорий граждан, которые по каким-то причинам не могут полноценно передвигаться по городу, в силу различных обстоятельств: проблемы с опорно-двигательным аппаратом, наличие коляски с маленьким ребенком или преклонный возраст. Тем самым можно говорить о том, что создание доступной среды в городах России благоприятно влияет на различные категории граждан.«Отмечается, что в 2023 году по государственной программе «Доступная среда» в городском бюджете предусмотрено финансирование в три раза больше, чем в 2022 году. Всего же на развитие безбарьерной среды в Сочи по различным государственным программам, национальным проектам и за счет курортного сбора планируется привлечь около миллиарда рублей. Вопросы развития безбарьерной среды на курорте всегда находятся на особом контроле. Более 60 процентов общественного транспорта курорта адаптировано для людей с особыми потребностями. В Сочи на постоянной основе действует комиссия, которая проверяет объекты городской инфраструктуры на предмет их доступности для маломобильных групп. При принятии конкретных решений обязательно учитываем мнение общественных организаций инвалидов. Отдельная задача – усилить работу по повышению доступности городских пляжей к летнему курортному сезону».Тем самым можно отметить большую вовлеченность государства в решение вопросов предоставления доступной среды для маломобильных групп граждан, а также инвалидов. Осознавая значимость проводимых мероприятий, а также их влияние на все общество в целом, а равно на обеспечение комфортных условий для передвижения не только лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных граждан в городе Сочи, но также и иных туристов, государство из года в год увеличивает размеры финансирования указанной государственной программы.Действительно можно с уверенностью говорить о том, что такой показатель как функционирование на территории города 86 подъемных устройств надземных и подземных переходов, с учетом специфики рельефа города Сочи благоприятно скажется не только на удобстве передвижения отдельных категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно осуществлять передвижение по городу-курорту, но также и для других туристов, что еще больше, по нашему мнению, увеличивает туристическую привлекательность данного города.Администрацией города Сочи отдельно отмечается, что «по результатам мониторинга за 2022 год 85% из 927 объектов, включенных в реестры, признаны доступными. Этот показатель превышает прошлогодний на 5%. В 2023 году запланирован мониторинг 931 объекта. Особое внимание уделяется объектам дорожно-транспортной инфраструктуры, предприятиям розничной торговли и услуг, курортной сферы».При этом следует сказать о том, что реализация «Доступной среды» зачастую реализуется на практике с определенными проблемами и недостатками. Так на примере города Сочи отмечается, что де-факто наличие пандуса или тактильной плитки совсем не означает, что маломобильный граждан – инвалид, родители с коляской и маленькими детьми, пожилые граждане, будут иметь возможность полноценно воспользоваться данными приспособлениями в силу того, что учитывается их формальное наличие, но никак не их реальное применение на практике.Главной причиной подобных несовершенств является то, что изменение городской среды тормозит несовершенство законодательной базы. Так в нормативных документах содержится множество положений и пунктов, которые можно трактовать очень широким способом, вследствие чего архитекторы и проектировщики при планировании и реализации объекта боятся сделать меньше того, что обозначено в документации. Таким образом происходит хаотичная и бессистемная реализация программы «Доступная среда», в ходе которой пандусы, а также тактильная плитка для слабовидящих, устанавливается в различных местах без учета нужд и потребностей самих лиц с ограниченными возможностями здоровья, вследствие чего падает эффективность названных мер.«Особенность Сочи – рельеф, который нужно учитывать при благоустройстве. Архитекторы считают, что это можно грамотно использовать при проектировании. Например, формировать транспортную и пешеходную сеть без выделенных пандусов и лестниц. То есть, максимально использовать возможности рельефа. Однако это точечная работа, невозможно разом превратить город в комфортную среду. Об этом нужно задумываться при реконструкции отдельных улиц, парковых зон и т.д. Чтобы суть реконструкции была не в том, чтобы просто поменять плитку, а в том, чтобы усовершенствовать доступность».Тем самым можно говорить о том, что создание «доступной» и «безбарьерной среды» в условиях современных городов, и в частности города Сочи – это длительная и планомерная работа, в ходе которой в обязательном порядке должны быть учтены потребности и интересы самих маломобильных граждан. Так, например, отмечается, что в Сочи повсеместно используется тактильная плитка для слабовидящих, но при этом архитекторами и проектировщиками не берется в расчет то, что количество людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, которые вынуждены передвигаться на инвалидной коляске намного больше чем, например, слабовидящих. И в таком случае наличие рельефной плитки напротив затрудняет передвижение лиц на инвалидных колясках вследствие ребристой неровной поверхности.Таким образом «доступная среда» должна быть доступной и должны быть учтены интересы различных категорий маломобильных граждан с тем, чтобы действительно сделать город доступным и удобным для передвижения. При этом создание «безбарьерной среды» это далеко не единственное направление программы «Доступная среда» как на федеральном, так и на региональном уровне.Так в г. Сочи на базе школьного учебного заведения № 28 (МОБУ СОШ № 28) реализуется программа по предоставлению инклюзивного образования.«Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в частности для инвалидов, ограниченных жизнедеятельностью, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».Инклюзивное образование предусматривает включение детей с ОВЗ в образовательный процесс и перестройку всего процесса образования в средней школе для обеспечения образовательных потребностей всех детей.Проект «Инклюзивное образование» направлен на решение актуальной в наши дни проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Реализация проекта повысит степень интеграции детей с ОВЗ в социальную среду.Целью данного проекта выступает создание комфортных условий для обучения детей с ограниченными возможностями развития.Задачи: 1. Обеспечить равный доступ к получению образования и создание условий для успешного обучения детей с индивидуальными особенностями психического и физического развития.2. Организация психолого- педагогического сопровождения инклюзивного образования.3. Охрана и укрепление здоровья детей с учётом индивидуальных особенностей.4. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.В данной связи представляется необходимым отметить, что реализация программы «Доступная среда» нацелено не только на предоставление комфортных условий для доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья на различные объекты инфраструктуры, к которым также могут относиться и объекты образования. Но также предоставление комфортных условий для образовательного процесса, поскольку у лиц с инвалидностью ограниченные возможности здоровья зачастую не ограничиваются исключительно физиологическими проблемами, и в таком случае формальное предоставление доступа в учебное заведение не решит их вопросы с учебным процессом. Зачастую проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья также сказываются и на умственной деятельности, что влечет за собой необходимость применения особых подходов при обучении указанных категорий лиц.Отдельно следует отметить такой пункт в проекте «Инклюзивное образование» как «формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ». По нашему мнению, это крайне важный и значимый пункт, который должен применяться в рамках всей программы «Доступная среда» на всех уровнях. Люди с инвалидностью уже стали неотъемлемой частью нашего общества. Однако, с момента признания наличия инвалидов в нашем обществе, а равно с начала реализации государственной программы «Доступная среда» прошло совсем мало времени, вследствие чего граждане не до конца смогли изучить такую категорию лиц, как лица с ограниченными возможностями здоровья и, следовательно, понять все нюансы их жизни и жизнеобеспечения, вследствие чего порождается много заблуждений, что в свою очередь не оказывает благоприятное влияние как на все общество в целом. Так и на формирование уважительного отношения к данной категории граждан.Тем самым формирование уважительного отношения в обществе, по средствам информирования как граждан, так и по средствам предоставления условий для комфортного передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья по городу, окажет благоприятное и просветительское влияние на все общество в целом. В рамках данных мероприятий лица с ограниченными возможностями здоровья не только смогут полноценно перемещаться по городу и иметь равный доступ к объектам инфраструктуры, по средствам реализации «безбарьерной среды», но также станут полноценными членами общества, где иные граждане, которые зачастую никогда не сталкивались с проявлениями инвалидности, начнут уважительно относиться к лицам с ограниченными возможностями здоровья.Подводя итог по изученному материалу можно говорить о том, что город Сочи выступает, по нашему мнению, как один из самых доступных городов России для передвижения, а равно отдыха, как инвалидов, так и семей с детьми и пожилых граждан. Связано это в первую очередь с проведением в 2014 г. Олимпиады и Параолимпиады, при подготовке к которым были внесены существенные изменения во всю инфраструктуру города с тем, чтобы сделать ее более доступной как для гостей города, так и для паралимпийцев. Были оборудованы различные пандусы и спуски с тем, чтобы облегчить передвижение указанных категорий граждан.Помимо этого, происходит модернизация жилых домов, в которых проживают инвалиды, с тем, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно и беспрепятственно выходить из своего дома и пользоваться всеми объектами инфраструктурыОднако следует отметить, что есть определенные нюансы и проблемы при реализации «доступной среды», которые в первую очередь связаны с широким толкованием положений действующего законодательства, в ходе которого архитекторы и проектировщики стремясь сделать больше запланированного, устанавливают пандусы и рельефную плитку для слабовидящих без учета потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все это приводит к тому, что зачастую передвижение лиц по городу, особенно с проблемами опорно-двигательного аппарата, на инвалидных колясках, из-за неудобных пандусов, а равно из-за большого количества рельефной плитки, которая затрудняет передвижение, становится проблематичным и вопросы с доступной безбарьерной среде решаются только на уровне отчетов, тогда как на практике их использование и применение является неэффективным.В данном случае можно говорить про внесение изменений в действующее законодательство с тем, чтобы конкретизировать указанные спорные меры, чтобы создание доступной среды происходило эффективно.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог по изученному материалу можно говорить о том, что нами в рамках данной выпускной квалификационной работы в полной мере были выполненные поставленные цели и задачи.Количество людей с инвалидностью, а также маломобильных групп граждан, к которым могут относиться как родители с малолетними детьми, так и пожилые граждане, растет с каждым годом. Вследствие чего реализация государственной программы «Доступная среда» становится все более актуальной и значимой в рамках современного общества.Следует отметить, что программа «Доступная среда» включает в себя не только создание доступной «безбарьерной среды» для комфортного передвижения маломобильных граждан по городу и обеспечение доступа в объекты инфраструктуры, но также предусматривает активное развитие инклюзивного образования, что в свою очередь крайне актуально для лиц с нарушениями здоровья и инвалидностью.Отдельно хотелось бы сказать про инклюзивное образование. Лица с инвалидностью, и в частности дети-инвалиды, зачастую в рамках образовательного процесса нуждаются не только в комфортных и приемлемых условиях для доступа в учебное заведение, но также в специальных условиях обучения, которые будут разработаны индивидуально и отвечать всем требованиям образования детей с особенностями развития. Это, по нашему мнению, крайне важно в рамках современного общества, поскольку люди с инвалидностью должны стать полноценными членами общества, принимать активное участие в общественной жизни, осуществлять трудовую деятельность, на основе полученного образования, а равно иметь равный доступ ко всем объектам инфраструктуры.Как отмечалось в рамках работы программа «Доступная среда» действует уже более 10 лет, с 2011 г. С этого момента в Российской Федерации было много преобразований в тех сферах, которые непосредственно затрагивают права и интересы как людей с инвалидностью, так и маломобильных граждан. Модернизации подвергается образовательный процесс и существующие подходы с тем, чтобы обеспечить полноценное образование для всех. Изменения происходят и в городской среде, где происходит монтаж пандусов для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и родителей с малолетними детьми, которые передвигаются на колясках, а также монтаж рельефных плит для слабовидящих. При этом основная работа реализуется непосредственно на уровне регионов. В связи с чем представляется необходимым более подробно изучить г. Сочи Краснодарского края.Как уже было отмечено ранее, в рамках работы, Краснодарский край занял второе место в рейтинге по реализации государственной программы «Доступная среда». По нашему мнению, особое место в этом занимает г. Сочи, в котором в 2014 году была проведена Олимпиада и Параолимпиада, при подготовке к которым город был модернизирован и приспособлен для как олимпийцев с ограниченными возможностями здоровья, так и для маломобильных групп населения – гостей города.При этом следует отметить и проблемы, которые существуют в рамках реализации данной программы, на примере города Сочи. А именно – несистемное хаотичное применение всего комплекса мер «Доступной среды», таких как установка пандусов для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также рельефной плитки для слабовидящих. Проектировщиками и архитекторами, которые непосредственно реализуются меры «Доступной среды» широко толкуется положения закона, вследствие чего происходит избыточный монтаж данных приспособлений без учета интересов и мнения лиц, для которых непосредственно предназначены указанные меры. Таким образом избыточный монтаж рельефной плитки затрудняет передвижение по городу лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в силу неудобства передвижения по неровной ребристой поверхности. Таким образом можно говорить о том, что за более чем 10 лет своей реализации государственная программа «Доступная среда» существенно изменила облик российских городов. Благодаря данной программе лица с ограниченными возможностями здоровья стали полноценными членами общества, чьи права и интересы учитываются и при этом создаются как возможности для «безбарьерного» передвижения в рамках современных городов, что также актуально для маломобильных групп граждан, так и возможности для получения полноценного образования наравне с другими студентами, что по итогу предоставляет возможность лицам с ограниченными возможностями здоровья не только получить образование, но и впоследствии трудоустроиться, что еще больше увеличит их уровень жизни, а также степень вовлеченности в современное общество.
1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства РФ от 11 февраля 2013 г., №6, ст. 468
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Российская газета от 12 января 2005 г. N 1
6. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда" на 2011 - 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 49 ст. 6987
7. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2021 г. № 449 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» // СПС «Гарант ру»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 92 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 Управление качеством (уровень бакалавриата)» // СПС «Гарант ру»
9. ГОСТ Р 59811-2021: Доступная (безбарьерная) среда: Термины и определения // URL: https://tiflocentre.ru/documents/gost-r-59811-2021.php (дата обращения: 23.04.2023)
10. Свод правил СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. N 904/пр) // СПС «Гарант ру»
11. «СП 35-102-2001. Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам» (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 71) // М.: Госстрой РФ, ГУП ИОЗ, ГУП ЦПП, 2001
12. «СП 31-102-99. Свод правил по проектированию и строительству. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» // URL: https://docs.cntd.ru
13. Архипова О.В., Зелезинский А.Л., Породин И.В. Современные подходы к обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с ограниченными возможностями в инфраструктуре современного мегаполиса // ЭВ. 2021. №1 (24). С. 10-22
14. Белова Е.А., Чернявская С.А. Аспекты организации и реализации проекта «Доступная среда» // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). С. 41-48
15. Боброва О.Е. Доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья: недочеты в реализации программы в регионах // Синергия наук. 2019. № 31. С. 1568-1597
16. Волкова А.В., Тухватуллина М. А. Доступная городская среда для лиц с ограниченными возможностями // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008898 (дата обращения: 22.04.2023)
17. Гостенина В.И., Никитушкина Н.С. Анализ государственной программы «Доступная среда» в условиях перехода к проектному управлению // Экономика. Социология. Право. 2020. №1 (17). С. 65-71
18. Загайнова Г.Г. Гарантии реализации некоторых прав и свобод лицами с особым правовым статусом (инвалидами): опыт Краснодарского края // Юридическая наука. 2020. №5. С. 4-8
19. Зарипова Э.А. Создание доступной среды для получения профессионального образования лицам с ограниченными возможностями на примере Республики Татарстан // Модернизация системы профессионального образования, на основе регулируемого эволюционирования. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Международная академия наук педагогического образования; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2017. С. 56-65
20. Коробко Ю.В. Доступная среда образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №6 (79). С. 8-15
21. Кузова В.А. Проблемы создания доступной среды для маломобильных групп населения в Приморском крае // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1. С. 183–189
22. Магомедова А.Г. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. №4. С. 117-122
23. Макарова М.Р., Шутов Д.В. Доступная домашняя среда как форма перспективного развития и жизни маломобильных групп населения // Вестник Всероссийского общества специалистов по медикосоциальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2018. №2. С. 28–37
24. Мигранова Л.А., Ненахова Ю.С. Программа "Доступная среда" и оценка ее реализации инвалидами // Народонаселение. 2015. №1 (67). С. 107-122
25. Мясников И.Р., Старобина Е.М., Карасаева Л.А. Комплексный подход в организации доступной образовательной среды для инвалидов // Вестник ТГУ. 2018. №6 (176). С. 29-38
26. Нацун Л.Н. Условия жизни домохозяйств инвалидов (по данным выборочного обследования Росстата) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. №1 (61). С. 116-124
27. Проданова А. Д. Проблемы доступной среды // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 130-132
28. Романов П. В. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации. Анализ основных результатов исследования. М., 2009. 60 с.
29. Сапрыкина Л. А. Условия реализации доступной среды инклюзивного образования в вузах // Молодой ученый. 2017. № 10 (144). С. 444-446
30. Терскова С.Г., Мирюкова М.А. Процесс формирования доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью как приоритетное направление социальной политики: социологический анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №2. С. 1-7
31. Тухтамурод С.Н., Ойгул М. Об инклюзивном образовании // Scientific progress. 2021. №7. С. 132-137
32. Шарамыгина И.Е. Право инвалидов на доступную среду: опыт, проблемы и пути их решения // Реализация Конвенции ООН о правах инвалидов: опыт, проблемы, пути их решения: сб. науч. ст., материалов междунар. науч.-практ. конф. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 2017. С. 143–146
33. Шевель А. В. Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 179-185
34. Положение инвалидов. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 23.04.2023)
35. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». Официальный сайт Минтруд РФ //URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 23.04.2023)
36. Доклад комиссии социального развития ООН // URL: https://www.un.org/esa/socdev/enable/disecn520024r.pdf (дата обращения: 25.04.2023)
37. Доступ для граждан с ограниченными возможностями. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/391/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 29.04.2023)
38. Госпрограмма Доступная среда на 2023 годы // URL: https://restarmenia.ru/prava-potrebiteley/1207-gosprogramma-dostupnaya-sreda-na-2023-gody.html (дата обращения: 27.04.2023)
39. План реализации муниципальной программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Доступная среда» на 2023 год. Официальный портал города-курорта Сочи // URL: https://sochi.ru/gorodskaya-vlast/deyatelnost/mun-progr/obsh-info/193357/ (дата обращения: 01.05.2023)
40. Паралимпийцы оценили безбарьерную городскую среду в Сочи. Официальный портал города-курорта Сочи // URL: https://sochi.ru/press-sluzhba/novosti/13/191298/?ysclid=lh4a6c6p8l340648153 (30.05.2023)
41. Безбарьерный Сочи: можно ли в России полностью приспособить город для инвалидов? // URL: https://www.miloserdie.ru/article/bezbarernyj-sochi-mozhno-li-v-rossii-polnostyu-prisposobit-gorod-dlya-invalidov/ (дата обращения: 01.05.2023)
42. В Сочи в 2023 году бюджет муниципальной программы по формированию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения увеличен в три раза. Официальный портал города-курорта Сочи // URL: https://sochi.ru/press-sluzhba/novosti/11/197787/ (дата обращения: 01.05.2023)
43. Не споткнись: что не так с безбарьерной средой Сочи? // URL: https://news-meanings.ru/ne-spotknites-chto-ne-tak-s-bezbarernoj-sredoj-sochi/ (дата обращения: 30.05.2023)
44. Инклюзивное образование. Официальный портал города-курорта Сочи // URL: https://sochi.ru/zhizn-goroda/obrazovanie/investitsionnoe-byudzhetirovanie/school/201995/ (дата обращения: 30.04.2023)