Иконография русских музыкальных инструментов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 32 32 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 04.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. История и развитие иконографии русских музыкальных инструментов 6
1.1 Определение иконографии и ее связь с музыкальными инструментами 6
1.2 История развития иконографии русских музыкальных инструментов 7
1.3 Влияние социально-исторических факторов на иконографию русских музыкальных инструментов 9
1.4 Описание ключевых элементов иконографии русских музыкальных инструментов (образа, символов, атрибутов и т.д.) 10
Глава 2. Иконография русских народных музыкальных инструментов 14
2.1 Общая характеристика русских народных музыкальных инструментов 14
2.2 Описание иконографии народных музыкальных инструментов (гусля, балалайка, гармонь, свирель и т.д.) 15
2.3 Обзор использования иконографии в народных песнях и инструментальных композициях 17
2.4 Анализ влияния иконографии на создание и оформление народных музыкальных инструментов 18
Глава 3. Иконография профессиональных русских музыкальных инструментов 21
3.1 Обзор профессиональных русских музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балет, оперный театр и т.д.) 21
3.2 Описание иконографии профессиональных музыкальных инструментов и их использование в музыкальных произведениях 22
3.3 Анализ иконографии и ее связи с жанровыми особенностями профессиональной музыки 24
3.4 Обзор иконографических решений в оформлении музыкальных инструментов для профессионального использования 25
Заключение 27
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Скрипка - это еще один известный музыкальный инструмент, который имеет свою иконографию. Скрипичный корпус имеет форму симметричного четырехугольника и изготовлен из разных пород дерева. Скрипка также способна производить множество звуков, от мягких и тихих до громких и мощных. В музыкальном искусстве, скрипка часто используется для создания соло, оркестровой и камерной музыки.Еще одним важным элементом иконографии музыкальных инструментов является балет. Балет - это художественный жанр, который сочетает в себе музыку, танец и драматургию. В балете, музыкальные инструменты используются для создания музыкальной атмосферы и для сопровождения движений танцоров, что делает балет уникальным и завораживающим искусством.Наконец, оперный театр - это форма искусства, которая сочетает в себе музыку, пение и драматургию. Оперный театр уделяет большое внимание иконографии музыкальных инструментов, которые используются для создания постановок опер на большой сцене. Оркестр, рисованный декор, костюмы и реквизиты - все это важные элементы оперной иконографии.В заключение, иконография профессиональных музыкальных инструментов является важным элементом музыкального искусства и используется в классической, современной и народной музыке, танце и опере. Их внешний вид, формы и украшения создают уникальные визуальные образы, которые помогают интерпретировать музыку в сочетании со звуком.3.3 Анализ иконографии и ее связи с жанровыми особенностями профессиональной музыкиИконография – это наука, изучающая образы и символы, используемые в изобразительном искусстве. Она широко применяется в исследовании музыкальной культуры, поскольку музыка и образы часто связаны друг с другом. В данном реферате рассматривается связь иконографии с жанровыми особенностями профессиональной музыки.Понятие жанра в музыке указывает на общие характеристики с фиксированными элементами музыкальной формы, хорошо определенной функции и стиля исполнения. В иконографии жанровыми особенностями называются образы и символы, связанные с определенными жанрами музыки.Классическая музыка, которая охватывает период от XVIII до начала XX века, имеет множество жанров, среди которых можно выделить ораторию, оперу, симфонию, концерт и камерную музыку. В качестве примера иконографии оперы можно привести использование различных символов и образов, таких как маска, театр, флейта и другие, которые отражают разные аспекты оперного жанра.Симфонический жанр, который популяризировался Моцартом, Хайдном, Бетховеном и другими композиторами, также имеет свои иконографические элементы. Например, символы, связанные с симфоническим жанром, могут включать в себя такие элементы, как оркестр, дирижерскую палочку, ноты и т.д.Кроме классической музыки, иконография присутствует и в других жанрах музыки, таких как джаз, рок, поп-музыка и др. Например, в джазе изображение клавишного инструмента, саксофона, трубы и других символов можно отнести к иконографии данного жанра.В заключение, иконография – это важный аспект изучения музыки, как профессиональной, так и популярной. Связи между иконографическими элементами и жанровыми особенностями позволяют лучше понимать музыкальные произведения и их контекст. Если учитывать данный аспект при изучении музыки, можно получить новые знания и перспективы в этой области искусства.3.4 Обзор иконографических решений в оформлении музыкальных инструментов для профессионального использованияОформление музыкальных инструментов является важной частью их профессионального использования. Ведь нередко именно визуальное восприятие инструмента привлекает внимание музыкантов и покупателей. Поэтому в данном реферате будет рассмотрено, как используется иконография и различные дизайнерские решения в оформлении музыкальных инструментов для профессионального использования.Иконография в оформлении музыкальных инструментовИконография – это искусство изображения с помощью символов. В оформлении музыкальных инструментов иконография может использоваться для выражения интересов музыканта, а также для усиления эмоционального воздействия на аудиторию. Например, электрогитары для рок-музыкантов часто имеют агрессивный дизайн, а инструменты для классической музыки – более изысканный и элегантный.Один из наиболее известных примеров использования иконографии в оформлении музыкальных инструментов – это фирменный дизайн гитариста Джими Хендрикса. Его гитары часто украшались яркими красками, огнями и различными символами, которые отражали его личность и музыкальную идентичность.Дизайнерские решения для музыкальных инструментовВ оформлении музыкальных инструментов используются различные дизайнерские решения. К таким решениям можно отнести, например, использование разных материалов для изготовления корпуса инструмента, его формы и размера, а также использование различных декоративных элементов, таких как рисунки, узоры, накладки и т.д.Один из примеров дизайнерских решений – это использование необычных материалов для изготовления корпуса гитары. Например, гитары могут быть сделаны из алюминия, карбона, стекловолокна и других материалов, которые обычно не используются в традиционном гитарном производстве.Также существует тенденция к проектированию гитар с нестандартными формами. Например, гитара-топор, гитара в форме телефона и даже гитара в форме человеческого тела.Использование иконографии и различных дизайнерских решений в оформлении музыкальных инструментов – это не только способ подчеркнуть индивидуальность музыканта, но и привлечь внимание аудитории. Тем не менее, важно помнить, что дизайн инструмента не должен быть важнее его функциональности и звучания.ЗаключениеВ заключение можно сказать, что иконография русских музыкальных инструментов имеет большое значение для изучения истории музыкальной культуры России. Кроме того, иконы с изображением музыкальных инструментов являются важным источником информации для музыковедов, иконографов и историков искусства.Анализ икон с изображением музыкальных инструментов позволяет понять, какие инструменты использовались в разные исторические периоды, как они менялись и развивались, а также как они были восприняты в культуре и религии России.Иконография музыкальных инструментов отразила важную роль музыки в религиозной обрядности православной церкви. Кроме того, через изображение инструментов на иконах проходят темы музыкальной культуры, традиций и обычаев, семейных и общественных отношений.Таким образом, иконография русских музыкальных инструментов является важным наследием культуры России, которое необходимо сохранять и изучать, чтобы лучше понимать нашу историю и культурное наследие.В результате исследования иконографии русских музыкальных инструментов можно сделать следующие выводы:1. Русские музыкальные инструменты имеют долгую историю и богатую культурную традицию, которая отображается на иконах и других произведениях искусства.2. Иконография русских музыкальных инструментов часто связана с религиозными или народными обрядами и праздниками.3. На иконах часто изображаются самобытные русские инструменты, такие как гусли, домра, балалайка, дудки, гармонь и калимба.4. Иконография русских музыкальных инструментов является важным аспектом культурного наследия России и позволяет понять не только историю развития музыкальной культуры, но и жизнь народов России в целом.5. Многие изображения русских музыкальных инструментов на иконах и других произведениях искусства имеют символическое значение и являются свидетельством того, как важна музыка в жизни русского народа.Как и любой научно-исследовательский труд, тема курсовой работы по иконографии русских музыкальных инструментов может быть улучшена и дальнейше развиваться. Ниже представлены несколько предложений для улучшения данной темы:1. Изучение музыкальных инструментов через их изображения в различных культурах и эпохах. Рассмотрение иконографии русских музыкальных инструментов в контексте музыкальной культуры соседних стран и народов.2. Анализ социальной и культурной роли инструментов в разных исторических периодах. Изучение использования музыкальных инструментов в религиозных обрядах, народных праздниках, торжественных мероприятиях, военных действиях и т.д.3. Расширение темы на новые и современные русские музыкальные инструменты. Исследование иконографии электронных и цифровых инструментов, а также инструментов народной музыки и современного искусства.4. Развитие темы в направлении взаимодействия музыки и искусства. Рассмотрение иконографии музыкальных инструментов в различных художественных произведениях, таких как живопись, графика, скульптура и т.д.5. Изучение иконографии музыкальных инструментов в современных мультимедийных и компьютерных технологиях. Рассмотрение использования музыкальных инструментов в компьютерных играх и анимации, видеоклипах и т.д.В целом, тема иконографии русских музыкальных инструментов является очень интересной и может быть улучшена в различных направлениях и аспектах. Важно продолжать исследования в этой области, чтобы расширять и углублять знания о музыкальной культуре России и её месте в мировом контексте.Список использованных источников Алексеева, Г.В. Неисчерпаемый ресурс храмового искусства / Г. В. Алексеева // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. — 2020. — № 4. — С. 59-67. — ISSN 1997-0854. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/314738 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре : материалы конференции / редакторы Р. Н. Бажилин, О. В. Немкова. — Тамбов : ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2021. — 204 с. — ISBN 978-5-93691-163-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/261341 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Варламов, Д. И. Эволюция системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в условиях академического музыкального образования : монография / Д. И. Варламов. — Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2014. — 212 с. — ISBN 978-5-94841-171-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72104 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Князева, Н. А. Инструментоведение. Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты : учебное пособие для вузов / Н. А. Князева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 146 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11104-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495440 (дата обращения: 05.05.2023).Кобина, Л. И. Инструментоведение. Лекции : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Кобина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 139 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12607-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518665 (дата обращения: 05.05.2023).Кочеков, В. Ф. Ударные и духовые русские народные музыкальные инструменты : учебно-методическое пособие / В. Ф. Кочеков. — Челябинск : ЧГИК, 2006. — 48 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177700 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Сафиуллина, Л.Г. Становление му зыкальной сатирической иконографии: по материалам зарубежных карикатур XVIII — начала ХIХ вв / Л.Г. Сафиуллина, Р.Р. Рахматуллина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2016. — № 2. — С. 80-89. — ISSN 1990-8466. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308406 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Столпянский, П. Н. Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге / П. Н. Столпянский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 217 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-15504-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520496 (дата обращения: 05.05.2023).Н.Ф., к.(. РУССКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЯПОНСКИХ ИСТОЧНИКАХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в / к.(. Н.Ф. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2017. — № 4. — С. 5-10. — ISSN 1997-2857. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/307310 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

1. Алексеева, Г.В. Неисчерпаемый ресурс храмового искусства / Г. В. Алексеева // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. — 2020. — № 4. — С. 59-67. — ISSN 1997-0854. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/314738 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре : материалы конференции / редакторы Р. Н. Бажилин, О. В. Немкова. — Тамбов : ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2021. — 204 с. — ISBN 978-5-93691-163-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/261341 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Варламов, Д. И. Эволюция системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в условиях академического музыкального образования : монография / Д. И. Варламов. — Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2014. — 212 с. — ISBN 978-5-94841-171-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72104 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Князева, Н. А. Инструментоведение. Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты : учебное пособие для вузов / Н. А. Князева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 146 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11104-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495440 (дата обращения: 05.05.2023).
5. Кобина, Л. И. Инструментоведение. Лекции : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Кобина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 139 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12607-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518665 (дата обращения: 05.05.2023).
6. Кочеков, В. Ф. Ударные и духовые русские народные музыкальные инструменты : учебно-методическое пособие / В. Ф. Кочеков. — Челябинск : ЧГИК, 2006. — 48 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/177700 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Сафиуллина, Л.Г. Становление му зыкальной сатирической иконографии: по материалам зарубежных карикатур XVIII — начала ХIХ вв / Л.Г. Сафиуллина, Р.Р. Рахматуллина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2016. — № 2. — С. 80-89. — ISSN 1990-8466. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308406 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Столпянский, П. Н. Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге / П. Н. Столпянский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 217 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-15504-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520496 (дата обращения: 05.05.2023).
9. Н.Ф., к.(. РУССКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЯПОНСКИХ ИСТОЧНИКАХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в / к.(. Н.Ф. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2017. — № 4. — С. 5-10. — ISSN 1997-2857. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/307310 (дата обращения: 05.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.