Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Гражданское право
  • 7 7 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 12.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

На основании части 3 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Вопрос о компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, регулируется нормами статьи 16.1 ГК РФ: в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.Однако антимонопольное законодательство в настоящее время не содержит механизма компенсации убытков, возникающих при ограничении конкуренции в случаях правомерных действий и актов органов власти, не подпадающих под запрет антимонопольного законодательства и не являющихся по смыслу Закона о защите конкуренции нарушением антимонопольного законодательства. Следует отметить также отсутствие в современном законодательстве системы оценки ущерба и определения размера его компенсации при принятии решений, ограничивающих конкуренцию. При этом необходимо подчеркнуть, что антимонопольный контроль за принятием таких решений не осуществляется. Соответственно, указанное состояние правового регулирования неизбежно влечет снижение эффективности принятия решений в экономической сфере, связанных с ограничением конкуренции, включая сферу судостроения.Кроме того, нельзя не затронуть состояние и перспективы развития антимонопольной политики в складывающейся в последние годы экономической ситуации.Так, серьезное влияние на антимонопольное регулирование оказал период пандемии, когда задачей антимонопольных органов было с одной стороны – снизить давление на и без того пострадавший от введения ограничений бизнес, с другой – усилить регулирующее воздействие в отдельных отраслях экономики.В условиях коронавируса антимонопольный орган осуществлялежедневный мониторинг цен на жизненно важные товары и товары первой необходимости. В целях контроля ситуации на отдельных ранках была организована работа оперативного штаба.Федеральная антимонопольная служба принимала меры по борьбе с недобросовестным поведением компаний, в том числе в случае ввода потребителей в заблуждение относительно товаров и услуг, якобы являющихся средством лечения коронавируса. Нестабильные рыночные условия активизировали деятельность хозяйствующих субъектов по заключению антиконкурентных соглашений. В России давно существовали тенденции к усилению антикартельной политики, в том числе по ужесточению ответственности за сговоры. В сложившихся условиях антимонопольный орган особенно пристальное внимание уделил ситуации на продовольственных и фармацевтических рынках, поскольку именно они потенциально были наиболее подвержены монополизации. Кроме того, контролировалось поведение субъектов естественных монополий в части навязывания невыгодных потребителям условий и услуг, принятия решений об отказе в заключении договоров, необоснованного завышения цен.В связи с пандемией коронавируса органами власти были приняты определенные меры поддержки бизнеса, в том числе отменены плановые проверки, сократили число оснований для проведения внеплановых проверок (к ним стали относиться только угрозы жизни и здоровью людей). Введена отсрочка по уплате административных штрафов на три и более месяцев. Изменения претерпели и правила осуществления закупок, порядок применения штрафных санкций в случае неисполнения контракта, исполнителю предоставили право требовать освободить от них.В связи с проведениемспециальной военной операции в очередной раз изменилось состояние конкуренции. Многие крупные хозяйствующие субъекты ушли с российских рынков, их заменили более мелкие предприниматели. Появился дефицит товаров, попавших под санкции, имеется острая необходимость решать вопросформирования обоснованной цены на них.С другой стороны, перераспределение долей на товарных рынках — это положительная тенденция с точки зрения конкуренции. К мерам, которые принимают государственные органы для снижения давления на бизнес относятся: замена административных штрафов предупреждениями, продление моратория на плановые проверки и ограничений оснований проведения внеплановых проверок, повышение стоимости сделок, которые подлежат согласованию с антимонопольным органом, внесение изменения правил внесения в реестр недобросовестных поставщиков.Подводя итог, стоит отметить, что антимонопольная политика является одним из важнейших инструментов государственного управления экономическими процессами, направленными на формирование и развитие высокоэффективной экономики, обладающей значительным потенциалом роста и позволяющей решать весь комплекс социально-экономических задач. В Российской Федерации в настоящее время антимонопольное регулированиенаправлено на снижение давления на бизнес и усиление регулирующего воздействия наестественные монополии, мониторинг состояния отдельных рынков, наиболее подверженных монополизации в связи с экономической ситуацией в стране.Библиографический список1. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376 с. 2. Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. 2-е издание. М., 2014. С. 17. 3.  Конкуренция как правовая ценность // Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография / Отв. ред. А.В. Габов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Юриспруденция, 2016. 4. Защита конкуренции от органов государственной власти и местного самоуправления (на примере России, Республики Армения, Литовской Республики, Республики Беларусь) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3. С. 212 - 219. 5. Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник // Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В., СПС "КонсультантПлюс". 6. Очерки современной капиталистической конкуренции. М., 1932. С. 8; Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Богданова, А.Н. Голикова и др. М., 1993. С. 92. 7. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Богданова, А.Н. Голикова и др. М., 1993. С. 92. 8. Экономика. Вводный курс. / Самуэльсон П., М., 1964. С. 670. 9. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы // Татаринова С.С. Конкурентное право. 2013. № 3. С. 6 - 9. 10. Тенденции развития антимонопольного законодательства России на современном этапе //Татаринова С., Аспирантский вестник Поволжья. 2011. N 7 - 8. С. 185.11. Комплаенс как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства // Пузыревский С.А., Конкуренция и право. 2014. № 5. С. 5 - 9. 12. Проблемы антимонопольного регулирования // Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: коллективная монография / под общ. ред. профессора, заслуженного юриста РФ С.В. Запольского. М.: Прометей, 2017. С. 320 - 338;

1. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376 с.
2. Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, А.Г. Сушкевич. 2-е издание. М., 2014. С. 17.
3. Конкуренция как правовая ценность // Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография / Отв. ред. А.В. Габов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Юриспруденция, 2016.
4. Защита конкуренции от органов государственной власти и местного самоуправления (на примере России, Республики Армения, Литовской Республики, Республики Беларусь) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3. С. 212 - 219.
5. Антимонопольное (конкурентное) право: Учебник // Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В., СПС "КонсультантПлюс".
6. Очерки современной капиталистической конкуренции. М., 1932. С. 8; Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Богданова, А.Н. Голикова и др. М., 1993. С. 92.
7. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Богданова, А.Н. Голикова и др. М., 1993. С. 92.
8. Экономика. Вводный курс. / Самуэльсон П., М., 1964. С. 670.
9. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы // Татаринова С.С. Конкурентное право. 2013. № 3. С. 6 - 9.
10. Тенденции развития антимонопольного законодательства России на современном этапе // Татаринова С., Аспирантский вестник Поволжья. 2011. N 7 - 8. С. 185.
11. Комплаенс как способ предупреждения нарушений антимонопольного законодательства // Пузыревский С.А., Конкуренция и право. 2014. № 5. С. 5 - 9.
12. Проблемы антимонопольного регулирования // Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: коллективная монография / под общ. ред. профессора, заслуженного юриста РФ С.В. Запольского. М.: Прометей, 2017. С. 320 - 338;