кор-ка готовой работы. - Работа с синонимами на уроках русского языка в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 47 47 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 11.12.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Лингвистические и психолого-педагогические основы изучения синонимов в начальной школе
1.1 Понятие синонимии. Классификация синонимов
1.2Синонимические ряды
1.3Роль синонимов в языке. Функции синонимов
1.4Психолого-педагогические основы работы с синонимами
Выводы по первой главе
2. Анализ программ по русскому языку для начальной школы
2.1 Проблема синонимии в методике преподавания русского языка
2.2 Анализ программ по русскому языку для начальной школы
2.3 Анализ учебников по русскому языку для начальной школы
Выводы по второй главе
3.Опытно-экспериментальная работа по изучению синонимов в третьем классе
3.1Определение уровня владения синонимами в письменной речи учащихся (констатирующий эксперимент)
3.2Система упражнений и организация работы с синонимами на уроках русского языка в начальных классах
3.3Определение уровня сформированных умений и навыков овладения синонимами в результате обучающего эксперимента (контрольный эксперимент)
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Составь с ними словосочетания, изменяя, где нужно окончание прилагательных.
Синий, васильковый, бирюзовый, голубой, лазурный (цветы, небо).
Желтый, золотистый, лимонный, золотой, янтарный (песок, листья).
Шоколадный, коричневый, карий, кофейный, каштановый (глаза, волосы, платье)
Упражнения теоретического характера, связанные с выделением обязательного признака в синонимах
Упражнение 1
Устное задание. Рассмотри картинку, на ней изображены близнецы. Они очень похожи, но они и разные. Петя любит футбол, а Вася музыку. А чем близнецы отличаются от двойняшек? (двойняшки меньше похожи друг на друга). Слова близнецы и двойняшки – синонимы, потому что близки по значению, но означают разные понятия.
Упражнение 2
Аналогично упражнению 1 предлагается сравнить оттенки цветов (красного, синего). Вывод: цвет один, а оттенки разные. Так же синонимы: выражают одно понятие с разных сторон.
Упражнение 3
Задание для работы с интерактивной доской. Необходимо собрать из разбросанных в беспорядке слов близкие по значению. Слова: синий, желтый, красный, алый, голубой, бордовый, багряный, бирюзовый. Выполнению упражнения обязательно предшествует словарная работа с выявлением значений слов.
Упражнение 4.
Выбери из приведенных слов синонимы. Объясни, почему остальные слова синонимами не являются. Обозначь в каждом слове корень:
- основной, основа, главный, глава, основать, главенствовать;
- похвала, одобрение, одобрить, похвальный;
- думать, дума, мысленно, мыслить, размышлять.
Выполнение репродуктивных упражнений по образцу, ориентированных на конструирование синонимического ряда
Упражнение 1
Подбери к данным существительным синонимы, используя слова для справок. Запиши по образцу.
Образец. Актер – артист
Танцовщица, доктор, метель, школьник, беда, преподаватель, режим, боец.
Слова для справок: врач, ученик, солдат, пурга, учитель, балерина,
распорядок, несчастье.
Упражнение 2
Замени имена существительные в данных словосочетаниях синонимами, согласуя прилагательные с существительными. Запиши по образцу, используя слова для справок.
Образец: Радостная весть – радостное известие.
Радостная весть, мощная крепость, летний зной, страшный ураган, темная туча, сильное беспокойство.
Слова для справок: жара, буря, облако, укрепление, известие, тревога.
Упражнение 3.
Объясни значение слова. Что общего в значении слов группы?
Рассказ, повествование, история. Лодка, челн. Большой, огромный, громадный.
Упражнение 4.
Исключи лишние слова. Как можно назвать эти слова.
Огонь, дым, пламя. Алфавит, азбука, чистописание. Бросать, кидать, ловить. Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный, мужчина; Собака, пес, животное, кошка; Учитель, математик, педагог, историк, преподаватель.
Упражнение 5.
Прочитай слова первой группы и определи, что общего в их значениях. Чем все они отличаются от слов второй группы:
Ходить, шагать, бродить, прыгать. Летать, порхать, парить, реять.
Подняться, вскарабкаться, всплыть. Спуститься, упасть, сползти.
Упражнения устного характера, способствующие закреплению умения составлять синонимические ряды
Упражнение 1
Рассмотри картинки. Замени картинку словом, подбери к нему синоним, запиши по образцу. Примеры: врач-доктор, учитель-педагог, дождь-ливень. Возможны усложненные варианты: несколько картинок в порядке усиления признака: сила ветра (штиль, ветер, муссон, тайфун, шторм, смерч). В этом случае значение новых слов поясняется.
Упражнение 2
Работа с толковым словарем. Через выявление определения значения слова определяем его включенность в синонимический ряд. Например, бордовый – насыщенный красный цвет, близкий к цвету вишни. Следовательно, слова вишневый, красный, бордовый имеют общее значение.
Самостоятельное создание синонимических рядов
Упражнение 1
Прочитай предложения. Выпиши из них синонимы к слову сражение.
1. Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь. 3. «Куда это ты такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после побоища!» 4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
Упражнение 2
Спиши. Вставь подходящие по смыслу существительные.
1. Завтра молодые воины будут принимать . . . . Молодогвардейцы дали . . . сражаться до конца жизни. (присяга, обещание).
2. Землетрясение – стихийное . . . . Семью постигло большое . . . . (бедствие, несчастье).
3. Настоящее счастье в . . . для народа. В каждом . . . сноровка нужна. (дело, труд).
Упражнение 3
Прочитай. Выпиши выделенные существительные, подбери к ним синонимы, запиши парами.
1. Буря мглою небо кроет. 2. Выхожу один я на дорогу. 3. Человеку на работе воздается честь. 4. И грянул бой, Полтавский бой. 5. Не считай неприятеля овцою, считай его волком. 6. Лучше умереть, чем неправду терпеть. 7. Друг познается в беде. 8. Вдоль по улице метелица метет. В любую погоду с утра до утра по городу ходят к больным доктора. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.
Упражнение 4.
Подбери к выделенным словам близкие по смыслу. Почему автор выбрал именно такие слова?
Мышонок видел вдали над лугом маленького сокола-трясучку, но не боялся его. Пик понял опасность, только когда птица разом ринулась с места и стрелой понеслась к нему. Бежать было поздно. У мышонка от страха отнялись ноги. Он прижался грудью к земле и замер (В. Бианки).
Упражнение 5.
7. Прочитай начало сказки. Выбери из синонимических рядов самое подходящее слово и восстанови текст.
Заячьи следы.
У всякого зверя есть своя защита: у медведя (сильные, мощные, могучие) лапы, у волка (крепкие, надежные) зубы, у быка и барана – рога. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слезы. От (любого, каждого, всякого) зверя терпит заяц. Ни покоя ему, ни сытости. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить-петлять. Только охотник Микитов знает, как разгадать хитрые заячьи петли. Жил как-то, поживал в лесу заяц-белячок Вася. (Соорудил, построил, возвел) Вася под елкой (домик, жилище, избушку), еловой корой покрыл.
6. Упражнения, обнаруживающие связь образования синонимических рядов с функциями синонимов в речи
Упражнение 1
Спиши. К именам прилагательным подбери близкое по значению имя прилагательное и напиши его с тем же существительным.
Тихая езда - . . .
Тихий голос - . . .
Верный друг - . . .
Верный ответ - . . .
Ясное небо - . . .
Ясный ответ - . . .
Упражнение 2
Напиши имена прилагательные, обозначающие название цвета и его оттенков в таком порядке: 1) красный, 2) зеленый, 3) фиолетовый. С выделенными именами прилагательными составь и напиши словосочетания, изменяя, где нужно окончания прилагательных.
Сиреневый, алый, багровый, пунцовый, пурпурный, изумрудный, салатный, малахитовый, рубиновый, лиловый.
Таким образом, в ходе выполнения таких заданий при изучении разных частей речи у учащихся III класса происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно. В III классах целесообразно вводить группы из трех синонимов и более, что позволяет избежать повторения одного и того же слова. Весь комплекс упражнений по работе с синонимами можно представить в таблице 1.
Таблица 1
Упражнения с синонимами.
Упражнение Пример Дается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов). Составление предложений, позволяющих уточнить значение каждого слова. Огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный, микроскопический. Подбор синонимов к слову. Составление предложений с данным словом. Мягкий, трусиха, дырявый, побежал, весело, желание. Замена синонима в предложении. Лиса обманула медведя (косолапого). Выбор одного из двух-трех данных слов. Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

3.3. Определение уровня сформированных умений и навыков овладения синонимами в результате обучающего эксперимента (контрольный эксперимент)

Синонимической работе в школе традиционно уделяется большое внимание. Но анализ методической литературы и опыта работы учителей показывает, что чаще всего это внимание обращается на синонимику глаголов и прилагательных, работа же над синонимикой существительных оказывается по сравнению с ними значительно ослабленной. Исключение составляют только работы Н.К. Никитиной, в которых предложен ряд упражнений над синонимами при изучении имени существительного в 3 классе. Таким образом, большой пласт лексики оказывается у учащихся неактуализированным. В словарике синонимов для начальной школы М.Р. Львов из 206 синонимических рядов 77 - синонимы-существительные, и их необходимо «проработать» с детьми. [7, 57]
Наиболее органично синонимические экскурсы вписываются в общую систему работы по толкованию значений новых для учащихся слов. При этом существительные с конкретным значением (комбайн, спиннинг, шоссе) обычно толкуются с использованием экстралингвистических факторов: показа предмета, его изображения, муляжа и т.д. Слова же с более отвлеченным значением удобно толковать через синонимическую замену: тайфун - буря (в океане), отара - стадо (овец).
Над какими же группами существительных следует организовывать подобную работу? По нашему мнению, это:
а) слова с отвлеченным значением: благоухание - (приятный) запах; зной - жара; западня - ловушка;
б) заимствованные слова книжного типа, имеющие соответствия в русском языке: багаж - поклажа, груз; космос - Вселенная; турист - путешественник;
в) архаизмы: рать - войско, армия; воин - боец; очи - глаза;
г) термины из всех областей знаний, особенно заимствованные: томат - помидор; гиппопотам - бегемот; орфография - правописание.
При этом дети должны осознавать, что между синонимами почти всегда имеются различия либо в значении, либо в стилистике их употребления. Неумение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно выражающее понятие, приводит к многочисленным ошибкам типа: " По небу летело стадо стрижей". Предупреждение подобных ошибок достигается упражнениями в выборе синонима: "Боксер победил в бою (враг, противник, неприятель, недруг). Большую помощь учителю в работе по разграничению идеографических (семантических) синонимов может оказать "Краткий словарь синонимов русского языка" В.Н.Клюевой, в котором разъясняются различия в значениях синонимов. [7,58]
Другим важным аспектом в работе по синонимике существительных является устранение повторов слов в пределах одного предложения или в рядом стоящих предложениях.
Работу с этой весьма распространенной ошибкой следует понимать несколько шире, чем замена повторяющегося слова лексическим синонимом типа ребята - детвора - малыши. Сюда же нужно включить и замену слова описательным оборотом (белка - юркий зверек, ежик - колючий шар) и замену слов анафористическим местоимением (белка - она, та, которая). Есть и более частные аспекты синонимической работы. Это и разграничение паронимов (невежа - невежда, индийцы - индейцы) и устранение из речи детей разговорно-просторечной лексики типа «Подошла наша училка», «Вот какой здоровый домара» и т.д. Главное, чтобы синонимическая работа была не эпизодической, а представляла стройную систему. Она должна вестись на каждом уроке, а не только на уроках русского языка, то есть явиться определенным "сквозным" методом, системообразующим фактором интеграции предметов в начальных классах. Возможны также специальные интегрированные уроки: русский язык - чтение, русский язык - природоведение, чтение - природоведение и т.д.
Наиболее удачным с точки зрения возможностей интеграции с другими предметами является, на наш взгляд, учебник русского языка для 3 класса Т.Г. Рамзаевой. В нем много текстов, позволяющих не только привлечь материал и по природоведению, и по чтению, и по изобразительному искусству, но и провести эффективную работу по синонимике имен существительных.
Работа над синонимикой существительных не только поможет расширить и уточнить словарный запас учащихся, но и сможет послужить связующим звеном в комплексном, целостном познании действительности. Кроме того, синонимические экскурсы будут способствовать развитию вариативности мышления детей, чему немало уделяется времени и внимания на уроках. [7, 59]
Контрольный эксперимент представлял собой систему заданий на самостоятельное составление синонимического ряда. Цель эксперимента – выявить способность формировать синонимические ряды при конструировании предложений.
Задание 1
Прочитай стихотворение. Какое слово в тексте близко по значению к слову метель.
Улетела злая вьюга.
Принесли тепло грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
(А. Усанова)
Задание 2
Спиши предложения парами. Найди и подпиши в предложениях каждой пары существительные – синонимы.
1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.
Задание 3
К каждому существительному подбери синоним, напиши его.
Пилот – л___________ лентяй – б____________
метель – в_____________ приятель – т__________
воин – с_____________ ученик – ш____________
флаг – з__________________ роща – з______________

Заключение

В настоящее время начальная школа нуждается в совершенствовании методики словарно-семантической работы, т.к. существующая практика обучения не ориентирует младших школьников в словарной системе русского языка.
В результате проведенного эксперимента было установлено, что учащиеся начальной школы способны рассматривать лексические явления в совокупности парадигматических и синтагматических отношений, воспринимая в адаптированном виде идею о системности лексики.
Изучение системных синонимических и антонимических связей позволило формировать у детей лексико-семантический взгляд на слово. Это подтверждает анализ результатов экспериментального обучения.
У значительной части испытуемых улучшились лексикологические знания и умения: определение синонимов - на 20%, толкование лексического значения слов и выявление особенностей семантики - на 23%, подбор синонимов - на 15%.
Описанные в работе исследования синонимических отношений в лексике с позиции их системности представляет собой одну из попыток подойти с научных позиций к решению проблемы совершенствования словарно-семантической работы в начальной школе.
В связи с этим представляется возможным определить перспективные направления предпринятого нами исследования:
- дальнейшие поиски эффективных методов и приемов изучения в начальных классах системных связей в лексике;
- создание системы словарно-семантических упражнений во всех классах начальной школы;
- разработка спецкурса для студентов педагогических вузов с целью подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию русского языка с позиции системного подхода.
Список литературы

1. Акуленко В.В. Лексические средства выражения интенсивности качественного признака в современном русском языке. - Харьков: Харьк. ун-т, 1987. - 215 с.
2. Александрова П.С. О принципе составления словаря синонимов русского языка // Лексикографический сборник. - М. - Л.: Наука, 1963. - С.11 - 22.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А.Чешко. - М.: Рус.яз., 1986. - 600 с.
4. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 365 с.
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык/ М.: Азбуковник. 1999
6.Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.; Рус.яз., 1994.-455с.
7. Белянкова Н.М., Калишкина С.А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе. // Начальная школа, 2002 № 9. С. 57 - 59.
8. Брагина Л.А. Синонимические отношения в лексике и словарная статья // Современная русская лексикография. - Л.: Наука, 1981. - С. 54 - 61.
9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 1 кл. (1-4) // Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 64 с.
10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 2-го кл. (1-4) и 1-го кл. (1-3) // Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 167 с.
11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. (1-4) и 2-го кл. (1-3) Часть 1.// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 144 с.
12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. (1-4) и 2-го кл. (1-3) Часть 2.// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 2000. - 320 с.
13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 4-го кл. (1-4) и 3-го кл. (1-3)// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 2000. - 208 с.
14. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. [ Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец "Рус.яз. и лит.": Сборник / Вступ. ст. И.Ф. Протченко]. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
15. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1962.- 246 с.
16. Волина В.В. Русский язык. Переиздание - Екатеринбург: Издательство "Арго", 1996 (Серия "Учимся играя").
17. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
18. Введенская Л.А. Словарь синонимов русского языка. - 2-е изд., доп. - Ростов - на - Дону, 1982. - 170 с.
19. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. - М.: Гуманит. Изд. центр "Владос", 1997. - 400 с.: ил.
20. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
21. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. Международ. отношения, 1993.-280с.
22. Гольцова А.А., Жуков Е.В. «Современный русский литературный язык», Москва 1982
23. Дунаев А.И., Дымарский М.Я. Кожевников А.Ю. Русский язык и культура речи; учебник для вузов; Под.ред. В.Д, Черняк.- М. высшая школа; С-ПБ. издательство РГПУши А.И. Герцина, 2002.-509с.
24. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975.-11 с.
25. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Просвещение, 1999. - 127 с.
26. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
27. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
28. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 1999. - 159 с.
29. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 159 с.
30. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
31. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
32. Изволенская Л.Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников// Начальная школа. - 1982 - №1 - с. 22.
33. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие 2-е издание М. Флинта, Наука, 1999 №5.
34. Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - 244 с.
35. Клюева В.Н. Типы упражнений по синонимам // Русский язык в школе. - 1958. -№ 3. - с. 34 - 37.
36. Кодухов В.И. «Рассказы о синонимах»Москва 1984
37. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1972
38.Красных В.В жизненный или житейский? Русская речь 2000 № 1.
39. Купалова А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / М.: Просвещение, 1981.
40. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987.
41. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., "Высшая школа", 1974.
42. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
43.Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи; Учебное пособие. Под. ред. М.Ю. Максимова - М. 2001.-198с.
44. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
45. Новикова Л.А. Словарь антонимов русского языка / М., 1984.
46. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Российская АН; Российский фонд культуры, 1996. - 928 с.
47. Перчик Л.С. Русский язык и культура речи. Чел. 2004.
48. Попов Р.Н.,Вальков Д.Н., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
49. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. - М.: Просвещение, 1982. - 24 с.
50. Програмно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А.Вохмянина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
51. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1998. - 622 с.
52. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 112 с.
53. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 208 с.
54. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
55. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
56. Ушинский К.Д. Сочинения. - Т. 6. - М. - Л., 1946. - 448 с.
57. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
58. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология - Москва 1978г.
59.Черняк В.Г. Русский язык и культура речи / М. 2003.-203с
60. Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯ Ш. - 1978. - № 4. - С. 37.
61. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика / М. 1989 - С. 270.









3

1. Акуленко В.В. Лексические средства выражения интенсивности качественного признака в современном русском языке. - Харьков: Харьк. ун-т, 1987. - 215 с.
2. Александрова П.С. О принципе составления словаря синонимов русского языка // Лексикографический сборник. - М. - Л.: Наука, 1963. - С.11 - 22.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А.Чешко. - М.: Рус.яз., 1986. - 600 с.
4. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченков П.Ф. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 365 с.
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык/ М.: Азбуковник. 1999
6.Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.; Рус.яз., 1994.-455с.
7. Белянкова Н.М., Калишкина С.А. Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе. // Начальная школа, 2002 № 9. С. 57 - 59.
8. Брагина Л.А. Синонимические отношения в лексике и словарная статья // Современная русская лексикография. - Л.: Наука, 1981. - С. 54 - 61.
9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 1 кл. (1-4) // Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 64 с.
10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 2-го кл. (1-4) и 1-го кл. (1-3) // Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 167 с.
11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. (1-4) и 2-го кл. (1-3) Часть 1.// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 1997. - 144 с.
12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. (1-4) и 2-го кл. (1-3) Часть 2.// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 2000. - 320 с.
13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: Учеб. для 4-го кл. (1-4) и 3-го кл. (1-3)// Серия "Свободный ум". - М.: "Баллас", "С-инфо", 2000. - 208 с.
14. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. [ Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец "Рус.яз. и лит.": Сборник / Вступ. ст. И.Ф. Протченко]. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
15. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1962.- 246 с.
16. Волина В.В. Русский язык. Переиздание - Екатеринбург: Издательство "Арго", 1996 (Серия "Учимся играя").
17. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
18. Введенская Л.А. Словарь синонимов русского языка. - 2-е изд., доп. - Ростов - на - Дону, 1982. - 170 с.
19. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. - М.: Гуманит. Изд. центр "Владос", 1997. - 400 с.: ил.
20. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
21. Голуб И.Б,, Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. Международ. отношения, 1993.-280с.
22. Гольцова А.А., Жуков Е.В. «Современный русский литературный язык», Москва 1982
23. Дунаев А.И., Дымарский М.Я. Кожевников А.Ю. Русский язык и культура речи; учебник для вузов; Под.ред. В.Д, Черняк.- М. высшая школа; С-ПБ. издательство РГПУши А.И. Герцина, 2002.-509с.
24. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975.-С. 11.
25. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Просвещение, 1999. - 127 с.
26. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
27. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
28. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 1999. - 159 с.
29. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Жуйкова С.Ф., Карлсен Е.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 159 с.
30. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
31. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
32. Изволенская Л.Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников// Начальная школа. - 1982 - №1 - с. 22.
33. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие 2-е издание М. Флинта, Наука, 1999 №5.
34. Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - 244 с.
35. Клюева В.Н. Типы упражнений по антонимам // Русский язык в школе. - 1958. -№ 3. - с. 34 - 37.
36. Кодухов В.И. «Рассказы о синонимах»Москва 1984
37. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1972
38.Красных В.В жизненный или житейский? Русская речь 2000 № 1.
39. Купалова А.Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / М.: Просвещение, 1981.
40. Львов М.Р. и др. методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987.
41. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. М., "Высшая школа", 1974.
42. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
43.Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи; Учебное пособие. Под. ред. М.Ю. Максимова - М. 2001.-198с.
44. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
45. Новикова Л.А. Словарь антонимов русского языка / М., 1984.
46. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Российская АН; Российский фонд культуры, 1996. - 928 с.
47. Перчик Л.С. Русский язык и культура речи. Чел. 2004.
48. Попов Р.Н.,Вальков Д.Н., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
49. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. - М.: Просвещение, 1982. - 24 с.
50. Програмно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л.А.Вохмянина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
51. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1998. - 622 с.
52. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 112 с.
53. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 208 с.
54. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
55. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
56. Ушинский К.Д. Сочинения. - Т. 6. - М. - Л., 1946. - 448 с.
57. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
58. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология - Москва 1978г.
59.Черняк В.Г. Русский язык и культура речи / М. 2003.-203с
60. Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯ Ш. - 1978. - № 4. - С. 37.
61. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика / М. 1989 - С. 270.

Развитие языковых навыков, в то время как изучение синонимов и антонимов в начальной школе















Развитие языковых навыков, в то время как изучение синонимов и антонимов в начальной школе

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития языковой компетенции учащихся

1.1 Определение понятия «языковая компетенция»

.2 Психолого-педагогические базы развития компетенции

Глава 2. Теоретические основы развития языковой компетенции через изучение одновременного синонимов и антонимов в начальной школе

.1 Лингвометодические основы формирования и развития языковой компетентности

.2 Одновременное изучение синонимов и антонимов в начальной школе, как средство развития лингвистической компетенции

Вывод

Список литературы

Введение

Язык является важнейшим средством общения между людьми. Всегда говорит natal словами, то, что говорит собеседник, или спросите и задачи обучения иностранным языкам на что-то, или что-то спросить, и, конечно же, хочет, чтобы собеседник понял; собеседник же воспринимает и стремится понять говорящего адекватно мысли или желания говорящего. Для достижения взаимопонимания, участвующих в процессе коммуникации вынуждены пользоваться те, родного языка, которые являются общими для них, то есть пользоваться фонемами родного языка, сочетания слов и форм, чтобы строить фразы и предложения, в силу, в языке норм, уметь объединять предложения в более сложные целые [3].

Ребенок с первых шагов своей жизни, для того, чтобы общаться с окружающими его людьми и в условиях дошкольного воспитания, и на разных ступенях школьного обучения собственного родного языка, по крайней мере в той же степени, чтобы быть понятым окружающими, и, чтобы понять их.

Исследования детской речи показывают, что уже в школе период ребенок может достичь довольно высокого уровня развития языка, хотя «и в 7 лет ребенок еще не достиг полного усвоения всех традиционных форм», кроме того, он овладевает разговорно-бытовым стилем речи. Наоборот, грамматические элементы книжного стиля остаются неусвоенными. «Усвоение этих элементов литературного языка уже с возрастом снижается» [8].