Государственная поддержка занятости инвалидов в Краснодарском крае
Заказать уникальную дипломную работу- 30 30 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 06.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Основы правового регулирования поддержки занятости и трудоустройства инвалидов в России……………………………………….6
1.1 Законодательство Российской Федерации в сфере занятости и трудоустройства инвалидов …………………………………………………...…6
1.2 Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства..…17
1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства………………………………………………………………….23
Глава 2. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Краснодарского края и пути их решения…………………..…28
2.1. Нормативно-правовое регулирование вопросов занятости инвалидов в Краснодарском крае……………………………………………………………...28
2.2 Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Краснодарском крае, пути их решения………………………………………………………….…..….35
Заключение………………………………………………………………..……...41
Список использованных источников и литературы…………………………...44
Рассмотрим их подробнее.В настоящее время на территории Краснодарского края действует постановление губернатора края «Об утверждении региональной программы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» на 2018 - 2024 годы».В соответствии с содержанием указанной программы установлено, что несмотря на существующие меры социальной поддержки и законодательство в Российской Федерации, люди с ограниченными возможностями здоровья, особенно молодые, все еще являются наиболее уязвимыми гражданами. Эта категория населения сталкивается с проблемами интеграции в общество при трудоустройстве, которые вызваны не только функциональными ограничениями, но и отсутствием опыта, неопределенностью в выборе профессии и недостаточными навыками. Успешная интеграция инвалидов в трудовую деятельность играет важную роль в их профессиональной реабилитации и интеграции в общество. В Краснодарском крае налажено взаимодействие различных организаций, включая профессиональные образовательные и высшие учебные заведения, центры занятости населения, некоммерческие организации, занимающиеся сопровождением инвалидов, для реализации мероприятий, направленных на адаптацию и трудоустройство инвалидов молодого возраста. В рамках этого взаимодействия организуется информационно-консультативное сопровождение выпускников-инвалидов и осуществляется адаптация на рабочих местах.Принимая во внимание вышеуказанные положения целью региональной программы выступает сопровождение получения профессионального образования, содействие трудоустройству и занятости инвалидов молодого возраста.Региональная программа направлена на решение нескольких задач, которые основываются на повышении конкурентоспособности инвалидов молодого возраста на рынке труда. Это включает в себя сохранение мотивации к трудовой деятельности, обеспечение специальных условий получения профессионального образования, создание условий для трудоустройства и содействие адаптации на рынке труда. Для того чтобы достичь поставленных целей, в рамках программы предусмотрено внедрение определенных мероприятий. Кроме того, целевые показатели программы определены в качестве индикаторов достижения желаемых результатов. Так, первый показатель - это повышение уровня конкурентоспособности и сохранение мотивации к трудовой деятельности инвалидов молодого возраста. Второй показатель определяет обеспечение образовательной инклюзии инвалидов в профессиональных образовательных учреждениях и координацию мероприятий на этапе трудоустройства. Третий показатель связан с созданием условий, которые способствуют расширению возможностей для трудоустройства и обеспечивают востребованность инвалидов молодого возраста на рынке труда. Наконец, четвертый показатель целевой программы - это содействие трудоустройству и адаптации инвалидов молодого возраста на рынке труда. Таким образом, региональная программа представляет собой комплексный подход к решению проблемы трудоустройства инвалидов молодого возраста. Она предусматривает внедрение мероприятий, направленных на достижение определенных целевых показателей, которые способствуют улучшению качества жизни этой категории граждан и созданию равных возможностей для всех.Другим Важным документом выступает Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 15 марта 2019 г. № 322 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов». Административный регламент, который определяет стандарты оказания государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, устанавливает очередность и сроки действий (административных процедур) министерства труда и социального развития Краснодарского края и государственных учреждений Краснодарского края центров занятости населения в муниципальных образованиях Краснодарского края при предоставлении государственной услуги. Она направлена на оказание помощи инвалидам, обеспечение их трудоустройства и увеличения их шансов на успешное содействие в занятости.Еще одним значимым документом является Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 25 ноября 2016 года №1502 «Об утверждении порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости». В качестве таких мероприятий согласно Порядка выступают: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов; создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организация обучения инвалидов новым профессиям.Таким образом, проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов являются актуальной темой в современном обществе. Они охватывают все аспекты жизни общества и связаны с глобальными экономическими, социальными и культурными изменениями. На примере Краснодарского края мы можем увидеть, что эта проблема стала одной из главных в регионе.Для того чтобы решить эти проблемы, в Краснодарском крае было принято ряд мер. В частности, были созданы специальные программы подготовки инвалидов к труду. Также открыты центры занятости для инвалидов, которые помогают им найти подходящую работу и получить необходимую квалификацию.Вместе с тем проблемы занятости и трудоустройства инвалидов продолжают оставаться серьезной проблемой. Несомненно в Краснодарском крае были предприняты конкретные шаги, которые помогают решить эту проблему, однако принятые меры не исключают необходимость дальнейшего усовершенствования правового регулирования исследуемой сферы.2.2. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Краснодарском крае, пути их решенияВ современном мире в развитых странах большое внимание уделяется вопросам социальной реабилитации и трудоустройства инвалидов. В Российской Федерации действуют целевые программы по социальной интеграции и поддержке инвалидов на рынке труда, но несмотря на это, многие российские регионы не используют потенциал людей с ограниченными возможностями. В стране только около 11% из более чем 14 миллионов инвалидов имеют работу, тогда как в развитых странах трудовая активность инвалидов значительно выше и достигает до 40-50%. Это свидетельствует о том, что необходимо совершенствовать государственную поддержку инвалидов, создавать новые социальные модели отношений, основанные на активном взаимодействии между инвалидами и обществом. В Краснодарском крае необходимо ориентироваться на более полное использование трудового потенциала людей с ограниченными возможностями, чтобы улучшить их материальное положение и уровень жизни. Служба занятости и социальной защиты Краснодарского края должна работать на совершенствование региональной поддержки использования трудоспособных инвалидов на рынке труда. Важными факторами, влияющими на заинтересованность работодателей в привлечении рабочей силы трудоспособных инвалидов, являются экономические условия, доступность экономических ресурсов и действующая государственная политика занятости инвалидов. Изучение зарубежного опыта показывает, что эффективная политика занятости трудоспособных инвалидов должна включать медицинские, социальные, экономические, организационные и технологические аспекты, а также особенности организации поддержки инвалидов и их реабилитации. Необходимо учитывать, что политика трудовой занятости инвалидов зависит от государственной политики, поведения работодателей, деятельности общественных организаций и других факторов. Модернизация социально-экономических условий на разных уровнях государственного управления является важным шагом к созданию благоприятной среды для инвалидов, что включает адаптированные рабочие места, доступную среду и учебные программы для новых профессий. В результате, развитие потенциала трудоспособных инвалидов при активном участии в экономической деятельности будет способствовать их личностному развитию и становлению на рынке труда. Ограничения в здоровье инвалидов часто обусловлены различными причинами, такими как врожденные патологии, травмы, профессиональные заболевания и участие в боевых действиях. Тем не менее, они могут быть компенсированы развитием других навыков и знаний, таких как повышение уровня образования и профессиональный опыт. Несмотря на снижение трудовой и профессиональной мобильности инвалидов, государственная служба занятости Краснодарского края предоставляет возможности для их стимулирования и трудоустройства. Тем не менее, препятствия в трудоустройстве инвалидов включают боязнь потерять льготы или пенсии, сложности из-за недостаточного уровня профессионального образования и квалификации, а также психологический барьер, связанный с отношением общества к инвалидам. Для решения этой проблемы необходимо разработать и реализовать долгосрочную стратегию формирования толерантного отношения общества к инвалидам. В Краснодарском крае региональный рынок труда регулируется системой льгот и преференций для работодателей, поддержкой государством специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, а также реализацией региональной целевой программы "Доступная среда". Однако изменения в федеральном законодательстве ослабили принцип обязательности квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, что снизило эффективность этого механизма во многих регионах, включая Краснодарский край.Одной из основных причин проблем с занятостью инвалидов являются низкие квалификация и недостаточная подготовка к труду. Они также сталкиваются с недостатком рабочих мест, адаптивными технологиями и надлежащей инфраструктурой на рабочем месте.Некоторые компании не хотят нанимать инвалидов, опасаясь экономических рисков, связанных с поддержкой их трудоустройства. Также существует недостаток информации о доступных рабочих местах и возможностях трудоустройства для инвалидов.В связи с этим на территории Краснодарского края, как и во всех странах мира, решение проблем этой категории граждан, является одной из приоритетных задач и требует наличия мер по формированию дополнительных форм государственной поддержки для трудоспособных инвалидов. Однако наличие законодательства, обязывающего государство обеспечивать разные формы поддержки, недостаточно. Необходимы комплексные меры по формированию дополнительных форм государственной поддержки, так как возможности государства ограничены, а проблем у этой категории граждан достаточно много.Одним из способов формирования эффективной государственной поддержке является обеспечение социальной защиты и интеграции трудоспособных инвалидов в общественную среду. В настоящее время на территории Краснодарского края действует ряд правовых актов, обеспечивающих социальную защиту этой категории граждан.Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оказывает поддержку институтами социальной защиты населения России, включая Краснодарский край. Проводятся мероприятия с целью создания условий для развития инвалидов, обеспечивающих полноценную, продуктивную и достойную жизнь.Важной формой государственной поддержки трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае является оказание содействия в трудоустройстве этой категории граждан. Государственная служба занятости населения Краснодарского края уже имеет в своей базе данных много предприятий, готовых к приему инвалидов на работу. Однако, необходимо доработать этот механизм, так как некоторые предприятия все еще оказываются неравнодушными к проблемам этой категории граждан. Важно развивать хорошие отношения между работодателями и инвалидами, регулярно поддерживать их наставлениями и консультациями, а также предоставлять инвалидам доступ к профессиональному обучению.Стимулирование трудовой деятельности трудоспособных инвалидов является еще одной важной формой государственной поддержки. Современные технологии находят способы работы, при которой возможно реабилитировать данную категорию граждан, дав им возможность достойно жить и работать по своему желанию. В Краснодарском крае проводятся регулярные конференции и семинары, на которых обсуждаются возможности различных видов трудовой деятельности, а также разрабатываются пути развития существующих рабочих мест для трудоспособных инвалидов.Следующим важным шагом в формировании дополнительных форм государственной поддержки является создание условий для самостоятельной жизни трудоспособных инвалидов. На территории Краснодарского края уже существуют определенные меры этого рода, такие как бесплатное предоставление жилья для инвалидов и предоставление им широкого спектра услуг, связанных со здравоохранением и образованием.Однако, мы видим, что с этими мерами связаны недостатки. Например, жилье, предоставляемое инвалидам, не всегда соответствует нормам комфортного проживания, а услуги по здравоохранению или образованию, в некоторых случаях, могут быть не только недостаточными, но и не качественными. В этой связи, необходимо прислушиваться к мнению и потребностям трудоспособных инвалидов, что позволит создать более благоприятные условия в этом направлении.Необходимо упрощение всех процедур по получению государственной поддержки. Для этого следует улучшить компетенции и квалификацию работников в учреждениях, которые занимаются оказанием помощи трудоспособным инвалидам, а также автоматизировать определенные процессы, связанные с получением государственных услуг данной категории граждан. Еще одной эффективной мерой выступает квотирование рабочих мест, в том числе малого и среднего бизнеса, в особенно в отношении тех работодателей, которые претендуют на получение инвестирования со стороны государства.Также обеспечит эффективность реализации законодательства в сфере поддержки занятости инвалидов инвестирование специальных проектов на территории края, направленных на устранение безработицы в субъекте.В целом, подчеркиваем, что на эту проблему, с которой сталкиваются многие трудоспособные инвалиды, обращают должное внимание власти Краснодарского края, однако необходимо заметить, что данная проблема может быть решена только комплексным методом. Все указанные выше меры по формированию дополнительных форм государственной поддержки должны быть реализованы в единой стратегии, которая позволит обеспечить полноценную жизнь для трудоспособных инвалидов.ЗаключениеТаким образом, в современном мире основными ценностями являются независимость, свобода и их сохранение. Однако, не все люди обладают этими правами, так как сталкиваются с различными препятствиями в своей жизни, которые мешают им иметь доступ к обычному образу жизни. Одной из таких категорий человек является трудоспособный инвалид. Недостаточность здоровья и нарушения физических возможностей приводят к уменьшению возможностей инвалидов в реализации трудовых планов и мечтаний.Одной из первостепенных задач государства является создание условий для успешной социальной интеграции каждого гражданина. В современной России особое внимание уделяется оказанию поддержки людям с инвалидностью, которые часто сталкиваются с трудностями в сфере трудоустройства. Для содействия интеграции инвалидов в общество правительство Российской Федерации разработало ряд программ и законодательных актов, регулирующих поддержку занятости и трудоустройства граждан с инвалидностью.В соответствии с действующей нормативно-правовой базой работодатели обязаны учитывать особенности инвалидов при трудоустройстве и предоставлять им рабочие места, соответствующие их индивидуальным потребностям и возможностям. При этом на работодателя возлагается ответственность за обеспечение безопасности и здоровья инвалидов на рабочем месте, за установление приемлемой для них рабочей нагрузки и за предоставление им достаточного количества времени на отдых.Кроме того, законодательством предусмотрен ряд льгот для работодателей, занимающих инвалидов. Так, налоговые вычеты и уменьшение налогооблагаемой базы предоставляются работодателям, предоставляющим такие льготы.Помимо законодательных актов, на регулирование трудоустройства и занятости инвалидов влияет политика государства в отношении социального благополучия населения. Так, в России реализуется несколько программ, направленных на повышение занятости и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из основных направлений таких программ является создание условий для трудоустройства инвалидов.Территория Краснодарского края также не является исключением в части активности регулирования вопросов занятости и трудоустройства инвалидов.Для того чтобы решить эти проблемы, в Краснодарском крае было принято ряд мер. В частности, были созданы специальные программы и регламенты подготовки инвалидов к труду. Принятые акты представляют собой комплексный подход к решению проблемы трудоустройства инвалидов молодого возраста. Они предусматривают внедрение мероприятий, направленных на достижение определенных целевых показателей, которые способствуют улучшению качества жизни этой категории граждан и созданию равных возможностей для всех.Вместе с тем проблемы занятости и трудоустройства инвалидов продолжают оставаться серьезной проблемой. Несомненно, в Краснодарском крае были предприняты конкретные шаги, которые помогают решить эту проблему, однако принятые меры не исключают необходимость дальнейшего усовершенствования правового регулирования исследуемой сферы.В заключение можно сказать, что значимость правового регулирования поддержки занятости и трудоустройства инвалидов заключается в том, что оно является неотъемлемой частью общей государственной политики по укреплению социальной интеграции каждого гражданина. Оно важно для обеспечения основных прав и свобод, а также защиты интересов человека с ограниченными возможностями здоровья в сфере трудоустройства и занятости. Данные нормы и правила способствуют дальнейшему развитию общества и повышению качества жизни всех его членов.Список использованных источников и литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Рос.газ. – 2001. – 31 декабря.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Рос.газ. –. 1995. – 2 декабря.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Рос.газ. – 1996. – 6 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Рос. газ. – 2012. – 9 мая.
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.04.2022.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363(ред. от 10.11.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2019.
Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2020 № 2655-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 - 2024 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.10.2020.
Приказ Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.11.2019.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 мая 2018 года № 292 «Об утверждении региональной программы "Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве» на 2018 - 2024 годы — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 15 марта 2019 г. № 322 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов» — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 25 ноября 2016 года № 1502 «Об утверждении порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости» — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
ВОЗ: более 1 млрд человек в мире имеют инвалидность: сайт. — Режим доступа: https://dislife.ru/materials/4320?ysclid=lh3i16rgm413225942— Загл. с экрана.
Архипова, А.Г. Гражданское право социального государства: сборник статей, посвященный 90-летию со дня рождения профессора А.Л. Маковского (1930 - 2020) / А.Г. Архипова, А.В. Асосков и др.; отв. ред. В.В. Витрянский, Е.А. Суханов. Москва: Статут, 2020. — 420 с.
Дискриминация работников: 5 полезных выводов из практики за 2019 - 2022 годы — Подготовлено для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2022.
Долинская, В.В., Долинская, Л.М. Специфика правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2019, —№ 6, —С. 24 - 30.
Жаворонков Р. Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов / Р. Н. Жаворонков. – М. : Издательство «Папирус», 2009. — 352 с.
Казаков, Е.С. Порядок соблюдения аптеками квоты для приема на работу // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. —2023, —№ 1, —С. 48 - 54.
Ковалева, Е.А. Защита и охрана трудовых прав работников // Трудовое право в России и за рубежом. —2023, —№ 1, —С. 44 - 47.
Конушкин, В.В. О надзоре за соблюдением трудовых прав граждан в Южном федеральном округе // Прокурор. —2015, —№ 3, —С. 53 - 56.
Маматказин, И.Р. Социально-обеспечительные компенсационные выплаты и компенсационная функция права социального обеспечения: проблемы теории // Актуальные проблемы российского права. —2022, —№ 6,— С. 90 - 98.
Наберушкина Э. К. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами / Э. К. Наберушкина. – М. : Директ-Медиа, 2020. — 150 сю
Новости от 01.04.2022 // Главная книга. —2022, —№ 8, —С. 4 - 10.
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ. —№ 6, —2022.
Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А. Комментарий к разделу X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ — Подготовлено для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2022.
Поплавская, В. Анализ судебной практики по привлечению к ответственности работодателя по вопросам трудоустройства инвалидов // Трудовое право. —2019,—№ 12, —С. 73 - 82.
Сафонова, М.Ф., Вялая, Е.С. Бюджетирование как инновационный инструмент управленческого учета в организациях санаторно-курортной отрасли // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. —2022, —№ 20, —С. 2 - 9.
Серегина, Л.В. Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью // Журнал российского права. —2022, —№ 6, —С. 105 - 125.
Чупрова, Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие — Подготовлено для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2022.