Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 63 + 63 источника
- Добавлена 07.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 4
1.1. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4
1.2. Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности 12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА 21
2.1. Социальная поддержка детей-сирот 21
2.2. Основные направления государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 36
ГЛАВА 3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 45
3.1. Защита в судебном порядке основных прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 45
3.2. Проблемные вопросы судебной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Следует отметить, что наибольший общественный резонанс вызвала инициатива ограничения «повторного усыновления в течении одного года». При этом в пояснительной записке к законопроекту указано, что данная мера направлена на снижение количества случаев вторичного сиротства, когда опекуны, к которым могут относиться и родственники, меняют свое решение и отдают усыновленного ребенка обратно в детские дома и интернаты. Также уточняется, что годовой мораторий на последующее усыновление или опеку установлен потому, что именно в этот период перед приемными родителями стоят такие задачи, как перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, его знакомство с правилами и традициями семьи, и от успешности их решения зависит соблюдение прав и интересов сироты.«Однако в Исследовательском центре частного права им. С.С. Алексеева при президенте (ИЦЧП), экспертное заключение которого на новую редакцию законопроекта также присутствует в сопроводительных материалах, говорится, что ограничение «не более одного ребенка на воспитание в год» противоречит закрепленному в законодательстве приоритету семейного воспитания, необоснованно ограничивает возможность устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, а потому законопроект не может быть поддержан».Отмечается, что уже в январе 2023 года данный законопроект был снят с рассмотрения данный законопроект вследствие большого общественного резонанса. Отмечается, что общественность видит в данном законопроекте множество потенциальных рисков, связанных в первую очередь с тем, что бабушки и дедушки могут остаться без возможности усыновления.Также говоря про государственную политику в отношении усыновления детей следует отметить, что согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 «усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников».Об этом также напомнил Верховный суд в Обзоре судебной практики.1 августа 2022 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 174451-8 «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации» «о запрете на усыновление и передачу под опеку российских детей-сирот гражданам недружественных стран. Авторы законопроекта убеждены: российские дети должны воспитываться в традиционных духовно-нравственных ценностях России, тогда как передача сирот в семьи граждан недружественных стран противоречит национальным ценностям».При этом отмечается, что международное усыновление является крайней мерой во всем мире, особенно в Европейских странах. Связано это в первую очередь с тем, что попадание в приемную семью для ребенка, оставшегося без попечения родителей априори стрессовая ситуация, но, когда накладывается смена окружения, новый менталитет, языковой барьер, это может стать крайне сложным испытанием для ребенка.На данный момент данный законопроект не принят. Можно говорить о том, что количество детей, усыновленных иностранными гражданами за последние годы крайне низко вследствие чего данная законодательная инициатива по итогу не окажет существенного влияния на положение детей-сирот.Таким образом можно говорить о том, что государственная политика в отношении детей-сирот является, по нашему мнению, неоднородной. В данной сфере представляется необходимым учитывать в первую очередь интересы ребенка и при этом просчитывать все социальные риски с тем, чтобы не пострадал несовершеннолетний.Очевидно, что воспитание в семье для любого ребенка будет намного приоритетнее чем воспитание в Детском доме или интернате. При этом следует отметить, что и воспитание в рамках семьи может внести свои негативные последствия на психику и общее состояние ребенка. Так называемое вторичное сиротство, при котором ребенок, попавший в семью, снова возвращается в интернат или Детский дом, по нашему мнению, служит крайне негативным фактором для неустоявшейся детской психики, что по итогу порождает множество проблем уже во взрослом возрасте. Именно исходя из этого государство стремится контролировать и регулировать сферу усыновления с тем, чтобы попадание в приемную семью не стало негативным фактором для несовершеннолетнего ребенка.В данный момент, по нашему мнению, наблюдается активное содействие уже взрослым детям-сиротам, такие как предоставление льгот в образовательных учреждениях, предоставление жилья или Жилищных сертификатов для приобретения недвижимого имущества, но при этом в отношении передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей напротив принимаются спорные законопроекты, которые одновременно направлены на защиту прав и интересов детей-сирот, но в тоже самое время в определенной степени ограничивают их право и возможность на усыновление и попадание в семью.Вопрос государственной политики в сфере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей крайне сложный и неоднозначный и побуждает учитывать интересы ребенка. Однако зачастую бывает так, что интересы несовершеннолетнего одновременно и учтены, и одновременно ущемлены. Именно поэтому представляется необходимым дальнейшее регулирование рассматриваемой сферы с тем, чтобы качественно повысить государственную политику и меры социальной помощи в отношении детей-сирот.ГЛАВА 3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ3.1. Защита в судебном порядке основных прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейРанее в рамках выпускной квалификационной работы нами были изучены различные меры государственной поддержки, а также социальная помощь, предоставляемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Именно большой объем предоставляемых льгот и преференций в определенной степени приводит к тому, что зачастую законные права и интересы несовершеннолетних детей-сирот нарушаются, вследствие чего необходимым становится обращение в судебные органы для восстановления нарушенного права.Необходимость в судебной защите возникает, когда права или законные интересы нарушаются действием, бездействием или решением третьей стороны. В некоторых случаях в рамках претензионной процедуры можно достичь мирового соглашения. Если стороны достигают компромисса путем переговоров, то нет необходимости передавать дело в суд. Однако, к сожалению, нарушения прав детей являются частью сегодняшней реальности.Так С.К. Жиляевавыделяет ряд требований, которые предъявляются в судебном порядке для восстановления нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяя из них особо восстановление прав детей на получение жилого помещения.Следует также отметить, что особенностью защиты несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что от имени данной категории граждан может выступать прокуратура.Прокуратура уделяет особое внимание оказанию своевременной помощи детям, находящимся в социально опасном положении, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляет постоянный надзор за соблюдением законодательства о защите имущественных и неимущественных прав детей, охране жизни и здоровья несовершеннолетних. А.С. Смирнова отмечает, что одним из наиболее эффективных способов защиты прав детей, находящихся в социально опасном положении, таких как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является возбуждение прокурором дела в их интересах.Сыбанкулова Е. М. говорит о том, что Прокуроры играют важную роль в охране и защите прав детей в целом и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, осуществляя прокурорский надзор в системе защиты прав и законных интересов детей-сирот. Являясь надведомственным государственным надзором за соблюдением законности в стране, этот надзор обеспечивает своевременное выявление нарушений прав детей, привлечение нарушителей к ответственности и восстановление нарушенных прав.Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке, предусмотренном ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально незащищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.Как было отмечено ранее основные вопросы, а равно требования, с которыми обращаются лица в интересах детей-сирот, как отметил Верховный суд в своем Обзоре судебной практики «составляют следующие споры: споры о включении в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, а также граждан, ранее относившихся к указанной категории и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями;о признании незаконным исключения из указанного списка и о восстановлении в списке; о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в установлении факта невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях; о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и о выселении из жилого помещения и другие».Верховный суд также указывает, что в целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории представляется необходимым обозначить ряд правовых позиций, необходимых для единого правоприменения. См. приложение 3.На основании изученной судебной практики можно говорить о том, что основным основание для обращения ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, является незаконное исключение из списка-очереди нуждающихся лиц, которым положено предоставление жилых помещений для проживания. Основаниями отказа служат различные причины, такие как наличие регистрации в жилом помещении или нахождении в собственности у законных родителей ребенка, оставшегося без попечения родителей, имущества, которым впоследствии будет обеспечен ребенок в случае смерти родителей как наследник первой очереди. Все эти незаконные отказы ущемляют права детей. Помимо этого, следует отметить, что нами были рассмотрены судебные дела, которые были обжалованы в Верховном Суде РФ. Тем самым можно говорить о том, что суды первой и даже апелляционной инстанции зачастую неправильно и слишком широко толкуют положения законодательства вследствие чего выносят незаконные решения. Все это по итогу негативно сказывается на детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, которые не могут в установленном порядке получить положенное им жилое помещение для проживания.Таким образом можно говорить о том, что судебная практика неоднородна и в данной связи для единства правоприменения имеют пояснения, данные Пленумом Верховного суда РФ, который обозначает основные спорные моменты. Однако следует отметить, что даже при наличии различных разъяснений от ВС РФ права детей-сирот продолжают нарушаться, что может свидетельствовать о несовершенстве всей системы и необходимости ее качественного реформирования.3.2. Проблемные вопросы судебной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейГоворя про основные проблемы, существующие в рамках защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует отметить, что они в первую очередь связаны с основной мерой поддержки, а именно с предоставлением жилого помещения для проживания.По словам А.Н. Тарасовой, закон гарантирует определенным категориям граждан возможность получения бесплатного или доступного жилья из государственного и муниципального жилищных фондов. Одной из таких категорий граждан являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в силу различных жизненных обстоятельств. Эта категория граждан установлена законом - она не условна. Несовершеннолетние являются наиболее уязвимыми и максимально незащищенными в нашем обществе с социальной и правовой точки зрения. Этот вывод основан, прежде всего, на том, что в силу своего возраста, физической и психологической незрелости и неопытности дети не способны самостоятельно, без посторонней помощи, защищать свои личные права. Если дети, имеющие родителей или законных представителей, могут рассчитывать на их помощь, поддержку и содействие, то дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, крайне уязвимы в этих вопросах. Поэтому вопрос обеспечения жильем всегда был очень важен для этих детей. Более того, их большое количество говорит о том, что проблема сирот в нашей стране не должна быть забыта и должна быть в центре внимания государственных органов.По мнению И. А. Шитовой и Л. В. Морозова, важным аспектом этой проблемы является недостаточная реализация государственных программ по обеспечению жильем. Авторы подчеркивают, что основной причиной существования жилищной проблемы является отсутствие качественного управления жилищным фондом.Механизм распределения мер государственной поддержки в виде жилья можно объяснить следующим образом:Дети поступают в детские дома и покидают их в возрасте 18 лет. Разумеется, уровень правовых знаний этих граждан зачастую не позволяет им своевременно, то есть в возрасте от 18 до 23 лет, обратиться за регистрацией и постановкой на учет в очередь лиц, нуждающихся в получении жилья в местные органы власти. Сотрудники детских домов мало что делают для просвещения воспитанников об их жилищных правах, повышения уровня их правовой грамотности и правовой культуры. В результате дети узнают о своих правах гораздо позже. С другой стороны, если государство гарантирует право на жилье сразу после выхода из детского дома, то почему регистрация должна осуществляться при выходе из учреждения, а не при поступлении? Кто несет ответственность за то, что выпускники детских домов остаются без жилья или вынуждены десятилетиями ждать регистрации в этот период (18-23 года)? При помещении ребенка в детский дом основную ответственность за него несут директор детского дома и опекун. Поэтому было бы логично регистрировать и осуществлять постановку на учет таких детей после того, как они попали в детский дом.Тем самым можно говорить о том, что одной из основных проблем предоставления различных мер поддержки детям-сиротам со стороны государства, в том числе жилого помещения для последующего проживания, является неосведомленность и юридическая неграмотность детей, оставшихся без попечения родителей, из чего вытекает следующая проблема, обозначенная А.М. Березиной и П.В. Шумовым, а именно - утрата права на получение жилья для лиц, которым уже исполнилось 23 года.Авторы отмечают, что, хотя существует хорошо развитая судебная практика по обжалованию действий/процедур органов государственной власти в отношении постановки на учет, нуждающихся детей-сирот, к сожалению, они не испытывают оптимизма в отношении того, что выпускники детских домов смогут успешно решить этот вопрос в суде. Областные и районные администрации ссылаются на закон, который четко определяет возраст, с которого выпускники детских домов должны быть зарегистрированы, и не принимают во внимание ничего сверх того, что предусмотрено этим законом.В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г., социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Следовательно, для данной категории лиц достижение 23-летнего возраста не должно становиться основанием отказа в постановке на учет. Кроме этого, считаем, что тут нельзя говорить ни о какой исковой давности и обычном порядке обжалования действий/бездействия органов государственной власти, так как несвоевременное обращение в судебные органы также является формальным поводом для отказа этой категории граждан в предоставлении им жилья.Таким образом можно говорить о том, что в законодательстве четко и прямо закреплены основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений для последующего проживания. Однако судебные органы, а равно органы исполнительной власти субъектов, уполномоченные на предоставление указанных жилых помещений повсеместно нарушают права и законные интересы детей. Связано это может быть, по нашему мнению, со следующими факторами.Во-первых, общий уровень правовой неграмотности детей, оставшихся без попечения родителей и получающих воспитание в специализированных учреждениях (Детских домах). Законодательство четко устанавливает сроки для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения – от 18 до 23 лет. Данные сроки являются строгими и при этом не подлежат увеличению. Тем самым ребенок, выходя из Детского дома должен не только думать об образовании и дальнейшем трудоустройстве, но также о постановке на учет для предоставления жилого помещения. Основная проблема заключается в низкой юридической грамотности указанных лиц, с учетом того, что сотрудники Детских домов не проводят разъяснительные беседы с воспитанниками, ребенок-сирота, выходя во взрослый мир оказывается неготовым к тем вызовам, которые делает ему общество.В данном случае представляется необходимым повышать юридическую грамотность детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Необязательно возлагать данные функции на воспитателей Детских домов, поскольку они не являются специалистами в данной правовой области. Представляется возможным возложить данные функции на сотрудников Прокуратуры РФ, с тем чтобы они знакомили детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с действующим законодательством, а также с теми правами и обязанностями, которыми наделяется данное лицо по достижении 18-летнего возраста.Во-вторых, низкое финансирование программы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и как следствие большое количество отказов. По нашему мнению, можно говорить о том, что именно низкое финансирование и отсутствие жилых помещений в Жилищном фонде для детей-сирот приводит к повсеместным отказам данным лицам. Действительно, в связи с кризисной ситуацией в стране и в мире стоимость жилья существенно увеличилась, вследствие того финансовых средств, которые ранее выделялись на обеспечение детей-сирот жильем в данный момент недостаточно и как итог органы государственной власти и местного самоуправления не могут в полной мере обеспечить указанные категории лиц необходимым социальным благом – жилым помещением. Выход из этой ситуации, как уже было отмечено ранее в рамках выпускной квалификационной работы, первой в Российской Федерации предприняла Калининградская область, введя на своей территории Жилищный сертификат, по которому нуждающийся ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, получает не жилое помещение по договору специализированного найма, а денежную сумму в виде сертификата на приобретение жилья. В таком случае ребенок получает не квартиру, а денежные средства на ее приобретение. Можно предположить, что до кризисного периода, а равно до роста цен на недвижимое имущество, именно сумма данного Жилищного сертификата и составляла ту сумму, которая должна быть выделена на обеспечение жильем каждого ребенка. Однако вследствие роста цен на жилье данных финансовых средств стало очевидно не хватать, вследствие чего было принято решение заменить предоставление жилья в натуральной форме, на материальное обеспечение.В данном случае для решения вопросов обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется возможным повсеместное введение на территории Российской Федерации подобного Жилищного сертификата, который не только закроет все вопросы и проблемы с предоставлением жилых помещений, но также, возможно, уменьшит нагрузку на местные бюджеты, поскольку предоставляемая сумму по Жилищному сертификату составляет меньше чем стоимость реального полноценного жилья.В-третьих, отсутствие единообразной судебной практики, в ходе которой судами при вынесении решения допускаются ошибки, в том числе вследствие широкого толкования норм законодательства.В данном случае единственным выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, является принятие и вынесение Верховным судом РФ новых Обзоров судебной практики и Постановлений Пленума ВС РФ, с тем чтобы привести судебную практику к единству.Таким образом подводя итоги по изученному материалу можно говорить о том, что в сфере социального обеспечения, а также защиты прав детей-сирот имеется множество проблем и пробелов. Связаны они в первую очередь с тем, что основу данных мер поддержки составляют финансовые вопросы и в силу ограниченности бюджетных средств на первый план становится не обеспечение законных прав и интересов детей-сирот, а грамотное перераспределение бюджетных средств, что не может негативно не сказаться не детях, чьи права ущемляются. ЗАКЛЮЧЕНИЕИнститут семьи и детства несомненно является важной составляющей современного общества и также выступает как приоритетное направление социальной политики любого государства.В рамках семьи вопросами воспитания подрастающего поколения несомненно занимаются родители, которые ответственны как за материальное, так и за психологическое состояние своих детей. Совершенно иная ситуация складывается в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае роль ответственного взрослого за неимением родителей занимает государство в лице уполномоченных органов, которые имеют своей целью обеспечение и поддержку детей-сирот.Можно говорить о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются крайне уязвимой и при этом особо охраняемой группой населения. Ведь только полноценное и здоровое подрастающее поколение – это залог успешного развития государства и всего мира в целом.Важную роль в вопросах обеспечения и поддержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей играют органы опеки и попечительства, которые следят за тем, чтобы права и законные интересы детей не были нарушены. Также следует отметить Прокуратуру РФ, которая обеспечивает поддержку и защиту в случае нарушения прав и законных интересов детей в судебном порядке.Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется широкий спектр мер социальной поддержки, среди которых получение бесплатного образования, обеспечение жилым помещением для проживания, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, а также помощь и поддержка при трудоустройстве.Тем самым можно говорить о том, что государство, осознавая уязвимое положение данной категории граждан стремится максимально помочь и оказать достаточную поддержку с тем, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей стали полноценными членами социума. Это прослеживается в планомерности и закономерности рассматриваемых мер социальной поддержки. По достижении ребенок возраста совершеннолетия, а зачастую и раньше при условии получения образования на базе 9 классов, сирота обеспечивается правом на бесплатное образование. После окончания учебного заведения, и при условии постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения, такое лицо получает по договору специализированного найма жилое помещение для проживания, а также помощь и содействие при трудоустройстве. Можно говорить, что это крайне правильная, а также эффективная цепочка действий со стороны государства, направленная на то, чтобы обеспечить ребенку, оставшемуся без попечения родителей комфортные и полноценные условия для взросления и выхода во взрослую жизнь.Таким образом можно говорить о том, что вся политика государства нацелена на то, чтобы обеспечить и предоставить достойные условия для становления ребенка-сироты как личности во взрослом возрасте. При этом, по нашему мнению, основой становления человека как личности служит не наличие возможности пройти бесплатное обучение или получить жилое помещение для проживания, а именно наличие полноценной семьи и наращивание семейных связей. Тем самым необходимо говорить о том, что основой социальной политики в отношении детей сирот должно стать именно развитие института усыновления (удочерения), с тем, чтобы ребенок сформировался как полноценная личность в рамках семьи. Именно поэтому таким резонансным выступил законопроект относительно запрета «повторного усыновления в течении одного года», который вызвал непринятие в общественных кругах. Несмотря на то, что авторы законопроекта указывают, что возвращение ребенка в Детский дом после усыновления служит крайне тяжелой психологической травмой, данная инициатива негативно скажется в первую очередь на детях-сиротах, а также может негативно повлиять на возможность усыновления детей их близкими родственниками, бабушками и дедушками.Говоря про права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует констатировать, что, имея множество прав и преференций, они не всегда в полной мере могут реализовать данные права вследствие множества нарушений со стороны уполномоченных органов, что приводит к необходимости обращения за восстановлением нарушенных прав в судебные органы. Как следует из изученной судебной практики основную массу дел, связанных с нарушением прав детей-сирот составляют дела о непредставлении по договору специализированного найма жилого помещения.У этой проблемы может быть несколько причин:- низкая правовая грамотность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и как следствие пропуска установленных сроков для постановки на учет, нуждающихся в получении жилого помещения;- недостаточное финансирование указанной отрасли, что приводит к множеству отказов в предоставлении жилых помещений с целью оптимизировать бюджетные затраты;- неоднородность судебной практики и неправильное толкование норм законодательства. В данном случае представляется необходимым говорить о совершенствовании всей законодательной базы, а также о приведении судебной практики к единству по средствам вынесений Верховным судом Постановлений с разъяснениями правоприменительных аспектов.Дети – это будущее нашей страны и уже сейчас необходимо сделать все возможное с тем, чтобы обеспечить им достойное и комфортное взросление и становление как личности.
1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Сборник Международных договоров СССР., М., 1993, Выпуск XLVI
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 25.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Парламентская газета от 15 января 2005 г. N 7-8
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880
8. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ // Российская газета от 30 апреля 2008 г. N 94
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
10. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14.07.2022 N 294-ФЗ // Российская газета, 21.07.2022
11. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант плюс»
12. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. N 23 ст. 2994
13. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СПС «Консультант плюс»
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вступило в силу с 1 сентября 2015 г.) // Российская газета. 27 мая. 2014
15. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 27.09.2021) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СПС «Консультант плюс»
16. Постановление Правительства Калининградской области от 12.04.2021 № 189 «О дополнительной разовой мере социальной поддержки в сфере реализации прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата гражданам, ранее относившимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области» (с изменениями на 16 января 2023 года) // СПС «Гарант ру»
17. «Обзор практики рассмотрения в 2021 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022) // СПС «Консультант плюс»
18. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) // СПС «Консультант плюс»
19. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 41-КГ18-36 // СПС «Консультант плюс»
20. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2019 года N 3-КГ19-3 // СПС «Консультант плюс»
21. Аблятипова Н.А., Подвезная Т.Г. Проблемы процессуального участия органов опеки и попечительства в делах о лишении родительских прав как способа защиты несовершеннолетних детей // Общество и право. 2019. №3 (69). С. 168-175
22. Березина А.М., Шумов П.В. Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей при получении жилых помещений // Бюллетень науки и практики. 2019. № 5. С. 390-394
23. Виноградова М.Ю. Особенности социального обеспечения детей-сирот // Проблемы науки. 2019. №10 (46). С. 70-72
24. Габриелян А. С., Павлова Г. Г. Органы опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. №4 (27). С. 21-25
25. Гилинский Я.В. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. Гилинский; Ассоц. Юридический центр. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова : Юридический центр Пресс, 2007. 525 с.
26. Голосова Н.С. Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2021. №4. С. 49-54
27. Гуцало Г.В. Роль органа опеки и попечительства в механизме защиты прав несовершеннолетних недееспособных граждан // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики.
Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 294-296
28. Долгова Д. Г. К вопросу об особенностях развития системы социальной помощи детям-сиротам в Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 221-224
29. Жиляева С. К. Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №7. С. 7-10
30. Калабихина И.Е. О реализации Национальной стратегии действий в интересах детей // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2015. №6. С. 58-80
31. Каюров Е.А. Некоторые аспекты повышения эффективности системы разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти в России // Законодательство и экономика. 2013. № 6. С. 9-29
32. Копылова А.С. Социально-экономические проблемы и социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 2811–2815
33. Король И. Г. Личные неимущественные права ребенка: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 222 с.
34. Костюхина А.Ю. К вопросу о проблемах реализации конституционного права на жилище детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Материалы XIII Всероссийской научнопрактической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 2020. C. 257-259
35. Левицкая Е.А., Пасикова Т.А. Особенности правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей: монография. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. 74 с.
36. Майстренко Г.А., Майстренко А.Г. Социальная защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Образование и право. 2022. №2. С. 153-158
37. Мальвина Д.С. Роль органов опеки и попечительства в охране и защите приемных детей // Аллея науки. 2018. № 6(22). С. 839-942
38. Мамаева А.К. Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник КРУ МВД России. 2009. №4. С. 35-39
39. Моршина Н.С., Кудрова С.Н. Правовое регулирование содержания детей в детских учреждениях по законодательству Российской Федерации // E-Scio. 2019. №6 (33). С. 1-12
40. Носова К. В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей // Молодой ученый. 2019. № 31 (269). С. 115-118
41. Пелипейченко О.В. Правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник науки. 2019. №9 (18). С. 55-60
42. Пелипейченко О.В. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как гарант достойного будущего // Вестник науки. 2019. №6 (15). С. 205-209
43. Права человека в России: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Л.Ю. Грудцыной. М.: Юркомпани, 2022. 272 с.
44. Ракина Т.Н. Обеспечение жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. №22. С. 110-118
45. Ретенко К. С. Органы опеки и попечительства как участники института опеки и попечительства // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 171-174
46. Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018. № 1 (9). С. 40–55
47. Святкина Т. П. Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. 2018. № 18 (204). С. 266-269
48. Семенова И.Ю. Органы опеки и попечительства как правовой механизм защиты прав детей в спорных ситуациях //Сб. статей «Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства». Уфа, 2016. С.109-112
49. Семенова И.Ю. Роль органов опеки и попечительства в охране и защите прав несовершеннолетних // Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, тенденции и закономерности. Материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. Том Часть 3. 2016. С. 14-16
50. Синькевич Е.А., Гостева Л.З. Среднее профессиональное и высшее образование как важнейший социальный институт адаптации детей-сирот к социальным условиям жизни в обществе // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №84. С. 57-60
51. Смирнова А. С. Защита прокурором в судебном порядке жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. 2020. № 44 (334). С. 280-282
52. Сыбанкулов Е. М. Прокурорский надзор в системе современной государственной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 348- 351
53. Тарасова, А. Н. Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. 2022. № 36 (431). С. 133-136
54. Чакалова М.С. О предоставлении органам местного самоуправления прав на осуществление государственных полномочий // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1. С. 12-15
55. Шитова И. А., Морозов Л. В. Проблемы охраны и защиты имущественных прав детей-сирот в РФ // Инновационная наука. 2016. № 11- 3. С. 123-125
56. Анна Кузнецова: для решения проблем детей-сирот необходима комплексная программа. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ // URL: http://duma.gov.ru/news/53065/ (дата обращения: 03.05.2023)Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Официальный сайт Минпросвещения России // URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 26.06.2023)
57. Обеспечение жильем детей-сирот. Официальный сайт Управления МВД России по Хабаровскому краю // URL: https://27.мвд.рф/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/Obespechenie_zhilem_detej_sirot ( дата обращения: 02.05.2023)
58. Дети-сироты старше 23 лет смогут получить сертификаты на покупку жилья в любом регионе. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ // URL: http://duma.gov.ru/news/56665/ (дата обращения: 03.05.2023)
59. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Официальный сайт Министерства просвещения РФ // URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans (дата обращения: 02.05.2023)
60. Расширяются гарантии социальной поддержки детей-сирот. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ // URL: http://duma.gov.ru/news/54666/ (дата обращения: 03.05.2023)
61. В Думу внесли ужесточающий условия усыновления и опеки закон // URL: https://www.rbc.ru/society/10/11/2022/636c283e9a79475f8a89c1b3 (дата обращения: 04.05.2023)
62. Совет Госдумы снял с рассмотрения законопроект о новом порядке усыновления детей-сирот // URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/01/24/960160-zakonoproekt-o-poryadke-usinovleniya-detei-sirot (дата обращения: 04.05.2023)
63. В России хотят принять новый «закон Димы Яковлева». Чем опасен запрет на усыновление гражданами недружественных стран? // URL: https://lenta.ru/articles/2022/08/02/children/ (дата обращения: 05.05.2023)