Интернет-общение как фактор адаптации студентов к условиям вузовской жизни

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 59 59 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 21.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации студентов к обучению в ВУЗе и студенческой жизни 6
1.1 Сущность и характеристика понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности адаптации студентов к обучению в вузе и студенческой жизни 10
1.3 Возможности общения в сети Интернет в области адаптации первокурсников 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни 32
2.1 Диагностика начального уровня адаптации студентов первого курса 32
2.2 Разработка комплекса внеучебных адаптационных мероприятий для студентов первокурсников с использованием коммуникативных возможностей социальных сетей 41
2.3 Оценка эффективности разработанного комплекса мероприятий 47
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список использованных источников 54
Фрагмент для ознакомления

Основная хитрость работы в социальной сети таких кураторов – это то, что они становятся синтетическими пользователями – то есть ведут группу от лица ВУЗа. Зовут этого пользователя так же, как и вуз (факультет), соответственно, на личной страничке — фотографии вуза, дата егосоздания, имя ректора. Пароль для входа в аккаунт синтетического пользователя известен всем младшим кураторам и активистам студенческого совета. Таким образом, при поступлении в ВУЗ, первокурсник получает от имени ВУЗа приглашение в группу и предложение дружить. Конечно, первокурсник с удовольствием принимает такое приглашение, так как это первый шаг к ощущению себя как члена студенческого сообщества. Поскольку синтетический пользователь обладает правами Администратора, то любая новость, которую он размещает вгруппе, сразу же рассылается всем членам группы.Итак, мы привлекли первокурсника в группу, следующий этап — втянуть студентов в интенсивное общение. Поскольку от имени «пользователя» работает достаточно много студентов, интенсивное общение обеспечивается легко. Итак, под информационными поводами, побуждающими студента-первокурсника втянуться в интенсивное общение, мы понимаем:- сообщения о предстоящих мероприятиях (конференции, слёты, семинары, тренинги);- итоги уже прошедших мероприятий – лауреаты, победители, фотоотчеты, видеоролики и т.п.;- поздравление студентов с днем рождения.Так как от имени Администратора в сети сидят сразу несколько пользователей, то информация обновляется очень быстро. Психологически, в момент адаптации, это очень важно — студент не идёт за информацией, а она сама к нему приходит, напоминая, что он не один, он участник группы.Основной «лейтмотив» общения в группе – дать понять первокурснику, что он не один, что он полноправный участник событий. Все мероприятия освещаются в сети в виде фото и видеоотчетов. Ответственные кураторы должны на каждом фото и видео отметить присутствующих на нем людей. Таким образом, первокурсник получает уведомление от социальной сети, что он «отмечен на фотографии», так у него появляется повод размещать свои фотографии, комментировать фотографии, то есть общаться. Заметим, что о каждом размещённом комментарии «ВК» тоже моментально информирует. Каждая такая отметка напоминает студенту, что он часть группы, что он участвовал «вместе с группой». Это формирует у студента ощущение общей ответственности, сопричастности, что, в свою очередь, приводит к принятию общих правил и интериоризации ценностей. Первые два месяца учебы в вузе проводится достаточно большое количество массовых мероприятий. Они различаются количеством участников (группа, поток, курс), видом деятельности (спортивные, художественные, развлекательные). Их общая задача — дать каждому студенту возможность показать себя с выигрышной для него стороны, создать для него ситуацию успеха, представить его одногруппникам. Проблема в том, что в ходе массового мероприятия трудно заметить нюансы, характеризующие особенности конкретного молодого человека. Здесь помогают фотоотчеты с мероприятий, которые оперативно размещаются в группе. С точки зрения РДП (рефлексивно-деятельностного подхода), фотографии — неограниченный ресурс информации. Например, на них хорошо видны лидеры, студенты, не нашедшие контакта с группой, люди, склонные к конфликту, к девиантному поведению, проявления симпатии и антипатии. Фотографии будут комментироваться, оцениваться участниками группы — это полезная для психолога информация, которая, благодаря специфике «ВК», доступна всем и всегда.Понятно, что общаться студент может не только при размещении и обсуждении фотографий. Если у него возникает вопрос, он размещает его «на стене» группы и максимально быстро получает ответ. Если ему хочется высказаться, и здесь «стена» в полном его распоряжении. Кроме того, одна из задач кураторов группы – создавать инфоповод, вбрасывать интересные вопросы, тем самым втягивая первокурсника в обсуждение. Обсуждаться в группе может и должно все, что угодно — учеба, трудоустройство, погода, взаимоотношения, жизнь в общежитии и т.п. В общении такого рода информация — не главное, главное – коммуникация, обсуждение, принадлежность к группе. Именно обмен мнениями позволяет студенту соотнести свою аксиологическую структуру с системой ценностей, принятых в новом для него коллективе, т. е. сформировать свое отношение, свою точку зрения.Это то, что касается «социальных» поводов для общения. Но есть и учебные поводы, студент, вступая в группу получает:- доступ к учебному расписанию и моментальные правки в нем;- доступ к учебным ресурсам: учебникам, пособиям, проспектам, методичкам и т.п.;- возможность пообщаться с преподавателем по поводу выполнения тех или иных работ и т.д. Проводя диагностическое исследование, мы выявили, что уже в старших классах школы 20 % первокурсников знали, в какой ВУЗ они пойдут, а, значит, если у ВУЗа есть группа ВКонтакте, абитуриент может начать с ним знакомиться еще учась в школе и почерпнуть всю нужную информацию не из официальных «сухих» источников, доверия к которым у абитуриента, естественно, еще нет, а от старших товарищей. Информация, полученная от авторитетного лица, субъективно окрашенная, эмоционально преподнесённая всегда более ценная, чем та, что взята из официального источника, полного скупой, сухой официальной лексики. Абитуриент начинает общаться, вступает в группу, постепенно привыкает к лицам собеседников (это наиболее активные студенты и курирующие группу преподаватели), к интерьерам вуза, которые постоянно видит на фотографиях мероприятий. Он начинает ходить на студенческие мероприятия, информацию о которых и приглашение ему от имени вуза (факультета) доставляет «ВК». Поэтому, когда студент заранее начинает знакомиться с вузовской средой, на момент поступления он не испытывает стресса, ибо новая социальная среда ему понятна и уже почти привычна. Благодаря созданной в социальной сети группе круг общения ее членов расширяется, в нее могут писать не только студенты и преподаватели, но также потенциальные работодатели, представители молодежных союзов и объединений, представители спортивных и творческих секций и т.д.Таким образом, если группа достаточно «раскручена», то она начинает выступать в роливедущего студенческого информационного канала. Кроме того, администрация ВУЗа имеет все возможности для того, чтобы контролировать контент группы, не допускать публикацию противоречивой, некорректной, оскорбительной информации.Ранее нами было отмечено, в процессе адаптации самыми тяжелыми для первокурсника могут стать первые недели обучения. В обозначенный период студентам психологически тяжело обратиться за помощью к психологу, куратору, сотруднику деканата, ибо все они — часть непривычного сообщества. Этот дискомфорт можно снизить, если ответственные за воспитательную и социальную работу, куратор, психолог будут достаточно активно общаться в группе. Есть и второй аспект — ощущая дискомфорт от недостатка общения, неумения выстроить отношения, студент может обозначить свою проблему в Интернете. Разумеется, это не будет прямой просьбой о помощи, но, например, изменения «статуса в сети», размещение вызывающих фотографий, внезапное удаление или переименование своей страницы «ВК» могут свидетельствовать о том, что молодому человеку нужна помощь или внимание. Обо всех этих изменениях «ВК» сразу же оповестит всех друзей студента (опция «ВК»), и «пользователя» в том числе. Итак, мы описали технологию работы со студентом-первокурсников в группе в социальной сети «ВК», отметим, как реализовывалась представленная технология с нашей выборкой студентов.В первую очередь, отметим, что группа «ВКонтакте» у Московского государственного психолого-педагогического университета уже создана и несколько лет успешно развивается.Итак, на первом этапе было проверено, все ли студенты из выборки состоят в группе. Оказалось, что большинство из них там состоят, но заходят в группу редко, а общение с ними никто не инициирует.На втором этапе мы назначили ответственных кураторов для данной выборки студентов – это три третьекурсника, которые являются активными пользователями социальной сети, состоят в студенческом совете и помогает первокурсникам оффлайн участвовать в мероприятиях.На третьем этапе происходило непосредственно все описанное нами ранее взаимодействие. Студенты были вовлечены в общение, активный обмен мнениями, со временем они стали задавать множество вопросов по учебе и по мероприятиям, перестали стесняться, нашли новых друзей и т.д. Важный пункт на котором мы бы хотели остановиться – это то, что такое налаженное взаимодействие должно продолжаться постоянно, а не только в «острый» период адаптации, тогда можно надеяться на отсутствие регресса и дезадаптации. В следующем параграфе мы проверим эффективность предложенных мероприятий. 2.3 Оценка эффективности разработанного комплекса мероприятийИтак, контрольное исследование осуществлялось по двум диагностическим методикам, так как первый социологический опрос являлся вводным и контрольному испытанию не подлежит.Таблица 3 – Результаты контрольной диагностики психологических характеристик, влияющих на адаптацию студентов в вузе, в %Уровнисформированностипоказателейсоциального критерия адаптацииШкала «Любознательность»Шкала «Организованность»Шкала «Активность»Условно общий уровеньКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапКонст.этапКонтр.этапВысокий3064426622303253Средний4626462854624839Низкий2410126248208С помощью U-критерия Манна Уитни мы проверили значимость сдвига уровней (таблица 4)Таблица 4 – U-критерий Манна-Уитни для диагностики уровня сформированности показателей социального критерия адаптацииСреднее значение в группе «Констатирующий этап»Среднее значение в группе «Контрольный этап»Эмпирическое значение критерияУровень значимостиСоциальный критерий адаптации9,2533,333310,017*Значение U-критерия находится в зоне значимости, из чего мы можем сделать вывод, что на социальный критерий адаптации предложенная программа оказала положительное влияние.Последняя методика, по которой мы оценивали изменения – это «Шкала психологического благополучия» (табл. 5).Таблица 5 – Результаты диагностики первокурсников по «Шкале психологического благополучия» на контрольном этапе, в %Шкала «Позитивные отношения»Шкала«Автономия»Шкала «Управлениесредой»Шкала «Личностный рост»Шкала «Цели в жизни»Шкала«Самопринятие»Шкала «Психологическоеблагополучие»КЭКтЭКЭКтЭКЭКтЭКЭКтЭКЭКтЭКЭКтЭКЭКтЭВысокий 16404660264884085020222130Средний4660383648446250684062705460Низкий380164268301024101882510С помощью U-критерия Манна Уитни мы проверили значимость сдвига уровней (таблица 5)Среднее значение в группе «Констатирующий этап»Среднее значение в группе «Контрольный этап»Эмпирическое значение критерияУровень значимостиПсихологический критерий адаптации85,08315,4171440,001*Значение U-критерия находится в зоне значимости, из чего мы можем сделать вывод, что на психологический критерий адаптации предложенная программа оказала положительное влияние.Таким образом, проведенное контрольное исследование доказало эффективность предложенной программы.Выводы по второй главеВ исследовании приняли участие 50 студентов-первокурсников Московского государственного психолого-педагогического университета: 35 девушек и 15 юношей, обучающихся на факультете юридической психологии.Были исследованы следующие критерии адаптации: социальный, профессиональный, психологический. Были использованы методики: социологический опрос;опросник «Методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов в вузе» (Н.Ю. Мелькумова, Н.Г. Живаев);опросник «Шкала психологического благополучия» (авт. К. Рифф).Подытоживая результаты констатирующего этапа исследования, мы можем сделать вывод о том, что яркой адаптационной проблемы среди опрошенных первокурсников нет. В общем по всем методикам превалирует средний уровень, однако, низкие показатели по шкалам благополучия, психологических характеристик, влияющих на адаптацию, сформированности социального критерия адаптации говорит нам о необходимости проведения дополнительной работы со студентами – первокурсниками. Нами была предложена технология использования социальной сети «ВКонтакте» для того, чтобы адаптация первокурсников проходила более эффективно и безболезненно.Контрольный этап исследования доказал эффективность предложенной программы.ЗаключениеОбобщая теоретические исследования по содержанию понятия «адаптация» определено, что адаптация студенческой молодежи связана прежде всего с обучением в вузе, с овладением многими новыми дисциплинами, необходимых для профессионального становления личности, погружением в новую, незнакомую среду. Поэтому, важнейшим фактором, влияющим на процесс социализации в этом возрасте, является обучающая деятельность. Адаптация является важным процессом в жизни каждого студента. Понятие «адаптация» рассматривается учеными с разных точек зрения, единым в них является то, что это приспособление индивида к условиям социальной среды и существования в нейЧерта социально-психологических особенностей адаптации студентов в условиях высшего учебного заведения позволяет классифицировать этапы адаптации, которые можно соотнести с периодизацией жизни человека. Было установлено, что личность – это человеческая индивидуальность, которая выступает как субъект познания и преобразования мира. В свою очередь, человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях: способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышление и т.д.Обоснование сущности адаптации студенческой молодежи доказывает, что поскольку студенческий возраст – это период активного формирования внутренней потребности личности соотносить собственные стремления с интересами общества, то он является сензитивным. Этот период означает наилучшее сочетание условий для формирование конкретных психических процессов для усвоения социального опыта, активной общественно значимой деятельности. Особенности процесса адаптации студентов обусловлены его стадиями.Определены психологические проблемы адаптации студенческой молодежи в условиях высших учебных заведений, а именно были обобщены трудности адаптации студентов на начальных этапах обучения в вузах, которые обусловлены рядом особенностей: переживания, связанные с переходным периодом – от школьного ко взрослой жизни; неопределенность мотивации выбора профессии; недостаточная психологическая подготовка к самостоятельной жизни, необходимость принимать решение и брать на себя ответственность за собственные действия и поступки; неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности; новые условия деятельности студента в учебном заведении и т.д.В эмпирическом исследовании приняли участие 50 студентов-первокурсников Московского государственного психолого-педагогического университета: 35 девушек и 15 юношей, обучающихся на факультете юридической психологии.Были исследованы следующие критерии адаптации: социальный, профессиональный, психологический. Были использованы методики: социологический опрос;опросник «Методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов в вузе» (Н.Ю. Мелькумова, Н.Г. Живаев);опросник «Шкала психологического благополучия» (авт. К. Рифф).Подытоживая результаты констатирующего этапа исследования, мы можем сделать вывод о том, что яркой адаптационной проблемы среди опрошенных первокурсников нет. В общем по всем методикам превалирует средний уровень, однако, низкие показатели по шкалам благополучия, психологических характеристик, влияющих на адаптацию, сформированности социального критерия адаптации говорит нам о необходимости проведения дополнительной работы со студентами – первокурсниками. Нами была предложена технология использования социальной сети «ВКонтакте» для того, чтобы адаптация первокурсников проходила более эффективно и безболезненно.Контрольный этап исследования доказал эффективность предложенной программы.Список использованных источниковАрхипова Т.Л. Социальные сети как средство организации учебного процесса / Т.Л. Архипова, Н.В. Осипова, М.С. Львов // Информационные технологии в образовании. 2015. № 22. С. 7-18.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.Бадаева Е.Р. Социальные сети как средство социальной адаптации студенческой молодежи / Е.Р. Бадаева, А.Д. Лапин // Современные технологии в социальной сфере: гуманитарные проблемы цифрового социума. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Под редакцией Т.И. Лавреновой. – 2018. – С. 52-57.Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе// Социс, 2000. – № 6. – С. 51-57.Бережковская, Е. Л. Психология раннего студенческого возраста / Е. Л. Бережковская. – М.: «Проспект», 2014. – 193 с.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. – 270 с.Блинова, Т. В. Педагогическое сопровождение процесса профессиональной адаптации студентов с разноуровневойдовузовской подготовкой / Т. В. Блинова. – Краснодар: «Новация», 2016. – 226 с.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1997. –352 с.Бондаренко В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность. М.: ГИТИС, 2019. – 258 с.Боровко И.Р., Власенко В. И. Опыт применения психометрической методики «Тест нервно-психической адаптации» // Военная медицина. – 2018.–№ 1. –С.112-115.Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе как фактор взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник университета: социология и управление персоналом. – 2017. – №6 (32). – С. 54- 59Булгаков, А. В. Психология межгрупповой адаптации / А. В. Булгаков. – М.: Московский гос. обл. ун-т, 2015. – 146 с.Васильева Е.Н. Эффективность обучения в вузе в контексте общения в социальных сетях / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании.– 2019. – № 2. – С. 759-766.Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С.В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике; сб. науч. трудов. Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – С.26-32.Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2018. – № 3 (51). – С. 37-48Власюк, Г. В. Социально-трудовая адаптация молодежи / Г. В. Власюк. – М.: НИИ развития проф. образования, 2017. – 53 сВоронов М. С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2003. – 214 c.Горулев П.С. Адаптация студентов факультета физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.04 [Урал. гос. акад. физ. культуры]. Челябинск: 2002. 22Дедов Н.П. Проблемы социальной адаптации личности в виртуальном пространстве межличностных отношений / Н.П. Дедов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. –2017. –Т. 6. –№ 2A.– С. 128-137.Дорохова Т.Ю. Влияние мотивов выбора профессии на адаптацию студентов к условиям университета // Качество науки - качество жизни: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (24-25 февраля 2006 г.). Тамбов: Першина, 2016. – С. 195-196.Дружинин В. Н. Психология способностей: избранные труды / отв. ред.: А. Л. Журавлёв, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. М. Институт психологии РАН, 2017. –540 с.Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2015. – 48с.Залесский М.Л. Как использовать социальные сети для решения проблем социализации и адаптации первокурсника в вузе / М.Л. Залесский // Актуальные проблемы социальной коммуникации. – 2015. – С. 120-126Кирьякова А.В. Аксиологический потенциал социальных сетей для высшего образования / А.В, Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 10 (210). – С. 83-87.Кислов А.Н. Использование социальной сети «ВКОНТАКТЕ» в образовательном процессе / А.Н. Кислов // Международный научно-популярный журнал. – 2015. – С. 1-13Колесов Д. В. Проблема адаптации в возрастной физиологии // Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. –152 с.Кручинина Г. А. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования: монография / Г. А. Кручинина, Н. Н. Дарьенкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. архитектурно-строит. ун-т". Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016.– 187 с.Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: СГУ, 1991. –76 с.Лычагина И. Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода: автореферат дис. ... 98 кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. Челябинск, 2017.– 23 сЛякишева О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности М-во образования и науки Российской Федерации, Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2005. –151 сМедведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. –С. 3 - 16.Морозова, Е. А. Психология социализации и социальной адаптации личности / Е. А. Морозова, Н. А. Никитин. – Москва : «Светлица», 2016. – 54 с.Николаева Э. Ф. Особенности адаптации первокурсников к обучению в высшем профессиональном учебном заведении // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. –2016. –№ 4. –С. 193-199Осипов, Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности: дис. . канд. педагогических наук. М., 2020.– 128 с.Петунова Ю.Л. Переживание одиночества студентами в период адаптации к вузу / Ю.Л. Петунова // В сборнике научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары, 2019. – С. 377-381.Пономарева О.С., Майорова Т.В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова, 2014. –№2. – С.82-86Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2016. – 622 с.Реан А.А. Психология личности.СПб.: Изд-во Питер, 2017.– 288сРогалева Г. И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве / Г.И. Рогалева // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2017. – № 5. – С. 221–225Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека: теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации / С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 364 сСавенкова И.В. Использование социальных сетей в учебном процессе как средство мотивации учащихся подготовительных факультетов / И.В. Савенкова // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. сборник статей I Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов: в 2 частях. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 213-216.Симаева, И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности / И. Н. Симаева. – Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2015. – 313 с.Стрельцова Я.Р. Адаптация иммигрантов в России: языковойаспект / Я.Р. Стрельцова // Россия и современный мир. - 2018. № 5. - С. 15-18Сухова А.Н. Специфика адаптации студентов к новым социокультурным реалиям // Материалы научно-практической конференции «Пятые Ковалевские чтения», С-Петербург, 2010. – С. 588-591.Трошихин, В. В. Профессиональная и социальная адаптация студентов: концептуальная модель и жизненная стратегия : монография / В. В. Трошихин, И. А. Коденко. – Белгород : Изд-во Белгородского ун-та кооп., экономики и права, 2014. – 200 с.Фролов, Ю. В. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных учреждениях : монография / Ю. В. Фролов, М. Э. Вайнер. – Москва : МГПУ, 2015. – 166 с.Хайруллина, Ю. Р. Молодой специалист: особенности социальнопрофессиональной адаптации: монография / Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Хизбуллина. – Казань : Казанский гос. энергетический ун-т, 2014. – 140 с.Хусаинова Р. Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующейдеятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Вят. гос. гуманитар. ун-т. Киров, 2005. 18 сШамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности: монография / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева. – Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2014. – 194 с.Шумских Т.Ю. Влияние сети интернет на процессы социальной адаптации школьников и студентов / Т.Ю. Шумских, М.В.Буданова // Центральный научный вестник. –2017. –Т. 2. –№ 9 (26). С. 3-6.Южанина, Н. С. Социокультурная адаптация в межэтнических взаимодействиях: монография / Н. С. Южанина, М. А. Южанин. – М.: МИИТ, 2013. – 273 с.

Архипова Т.Л. Социальные сети как средство организации учебного процесса / Т.Л. Архипова, Н.В. Осипова, М.С. Львов // Информационные технологии в образовании. 2015. № 22. С. 7-18.
Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
Бадаева Е.Р. Социальные сети как средство социальной адаптации студенческой молодежи / Е.Р. Бадаева, А.Д. Лапин // Современные технологии в социальной сфере: гуманитарные проблемы цифрового социума. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Под редакцией Т.И. Лавреновой. – 2018. – С. 52-57.
Беликова Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе// Социс, 2000. – № 6. – С. 51-57.
Бережковская, Е. Л. Психология раннего студенческого возраста / Е. Л. Бережковская. – М.: «Проспект», 2014. – 193 с.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. – 270 с.
Блинова, Т. В. Педагогическое сопровождение процесса профессиональной адаптации студентов с разноуровневой довузовской подготовкой / Т. В. Блинова. – Краснодар: «Новация», 2016. – 226 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: Издательство «Институт практической психологии», НПО «МОДЭК», 1997. –352 с.
Бондаренко В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность. М.: ГИТИС, 2019. – 258 с.
Боровко И.Р., Власенко В. И. Опыт применения психометрической методики «Тест нервно-психической адаптации» // Военная медицина. – 2018. –№ 1. –С.112-115.
Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе как фактор взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник университета: социология и управление персоналом. – 2017. – №6 (32). – С. 54- 59
Булгаков, А. В. Психология межгрупповой адаптации / А. В. Булгаков. – М.: Московский гос. обл. ун-т, 2015. – 146 с.
Васильева Е.Н. Эффективность обучения в вузе в контексте общения в социальных сетях / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. – № 2. – С. 759-766.
Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С.В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике; сб. науч. трудов. Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – С.26-32.
Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования, 2018. – № 3 (51). – С. 37-48
Власюк, Г. В. Социально-трудовая адаптация молодежи / Г. В. Власюк. – М.: НИИ развития проф. образования, 2017. – 53 с
Воронов М. С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2003. – 214 c.
Горулев П.С. Адаптация студентов факультета физической культуры и спорта к условиям обучения в вузе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.04 [Урал. гос. акад. физ. культуры]. Челябинск: 2002. 22
Дедов Н.П. Проблемы социальной адаптации личности в виртуальном пространстве межличностных отношений / Н.П. Дедов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. –2017. –Т. 6. –№ 2A. – С. 128-137.
Дорохова Т.Ю. Влияние мотивов выбора профессии на адаптацию студентов к условиям университета // Качество науки - качество жизни: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (24-25 февраля 2006 г.). Тамбов: Першина, 2016. – С. 195-196.
Дружинин В. Н. Психология способностей: избранные труды / отв. ред.: А. Л. Журавлёв, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. М. Институт психологии РАН, 2017. –540 с.
Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2015. – 48с.
Залесский М.Л. Как использовать социальные сети для решения проблем социализации и адаптации первокурсника в вузе / М.Л. Залесский // Актуальные проблемы социальной коммуникации. – 2015. – С. 120-126
Кирьякова А.В. Аксиологический потенциал социальных сетей для высшего образования / А.В, Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 10 (210). – С. 83-87.
Кислов А.Н. Использование социальной сети «ВКОНТАКТЕ» в образовательном процессе / А.Н. Кислов // Международный научно-популярный журнал. – 2015. – С. 1-13
Колесов Д. В. Проблема адаптации в возрастной физиологии // Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. –152 с.
Кручинина Г. А. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования: монография / Г. А. Кручинина, Н. Н. Дарьенкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. архитектурно-строит. ун-т". Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. – 187 с.
Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: СГУ, 1991. –76 с.
Лычагина И. Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода: автореферат дис. ... 98 кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. Челябинск, 2017. – 23 с
Лякишева О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности М-во образования и науки Российской Федерации, Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2005. –151 с
Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. –С. 3 - 16.
Морозова, Е. А. Психология социализации и социальной адаптации личности / Е. А. Морозова, Н. А. Никитин. – Москва : «Светлица», 2016. – 54 с.
Николаева Э. Ф. Особенности адаптации первокурсников к обучению в высшем профессиональном учебном заведении // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. –2016. –№ 4. –С. 193-199
Осипов, Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности: дис. . канд. педагогических наук. М., 2020. – 128 с.
Петунова Ю.Л. Переживание одиночества студентами в период адаптации к вузу / Ю.Л. Петунова // В сборнике научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары, 2019. – С. 377-381.
Пономарева О.С., Майорова Т.В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова, 2014. –№2. – С.82-86
Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2016. – 622 с.
Реан А.А. Психология личности.СПб.: Изд-во Питер, 2017. – 288с
Рогалева Г. И. Адаптация первокурсников в вузовском образовательном пространстве / Г.И. Рогалева // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2017. – № 5. – С. 221–225
Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека: теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации / С. И. Розум. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 364 с
Савенкова И.В. Использование социальных сетей в учебном процессе как средство мотивации учащихся подготовительных факультетов / И.В. Савенкова // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. сборник статей I Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов: в 2 частях. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 213-216.
Симаева, И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности / И. Н. Симаева. – Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2015. – 313 с.
Стрельцова Я.Р. Адаптация иммигрантов в России: языковой аспект / Я.Р. Стрельцова // Россия и современный мир. - 2018. № 5. - С. 15-18
Сухова А.Н. Специфика адаптации студентов к новым социокультурным реалиям // Материалы научно-практической конференции «Пятые Ковалевские чтения», С-Петербург, 2010. – С. 588-591.
Трошихин, В. В. Профессиональная и социальная адаптация студентов: концептуальная модель и жизненная стратегия : монография / В. В. Трошихин, И. А. Коденко. – Белгород : Изд-во Белгородского ун-та кооп., экономики и права, 2014. – 200 с.
Фролов, Ю. В. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных учреждениях : монография / Ю. В. Фролов, М. Э. Вайнер. – Москва : МГПУ, 2015. – 166 с.
Хайруллина, Ю. Р. Молодой специалист: особенности социальнопрофессиональной адаптации: монография / Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Хизбуллина. – Казань : Казанский гос. энергетический ун-т, 2014. – 140 с.
Хусаинова Р. Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Вят. гос. гуманитар. ун-т. Киров, 2005. 18 с
Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности: монография / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева. – Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2014. – 194 с.
Шумских Т.Ю. Влияние сети интернет на процессы социальной адаптации школьников и студентов / Т.Ю. Шумских, М.В. Буданова // Центральный научный вестник. –2017. –Т. 2. –№ 9 (26). С. 3-6.
Южанина, Н. С. Социокультурная адаптация в межэтнических взаимодействиях: монография / Н. С. Южанина, М. А. Южанин. – М.: МИИТ, 2013. – 273 с.