Росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове: символика, расположение в пространстве храма, особенности стиля.
Заказать уникальный доклад- 4 4 страницы
- 4 + 4 источника
- Добавлена 10.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Мандрола – это особая форма нимба, сияние овальной формы, внутри чего художники и мастера помещают изображение Христа и Девы Марии, иногда святых. Мандорла всегда отсутствует на фрескахСпасо-Преображенского собора Псковского Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.Подводя итог, можно сказать, что типичнаясцена представляет собой композицию, украшенную орнаментом архитектурный стаффаж на фоне лазурно-синегонеба и оливково-зеленого позема, к которомумогут добавлятьсядополнительные элементы,подводящие зрителя к восприятию главного действия сюжета.К особенностям фона фресок Спасо-Преображенского собора можно отнести широкое использование архитектурного стаффажа: стилизованных разноцветных построекразбеленныхтонов (зеленых, оливковых, салатовых, голубых,желтых, охряных), фланкирующих композициис одной или с двух сторон, иногда с объединяющей их перегородкой. Верхнюю часть зданийвенчают башнеобразные, куполообразные илиплоские крыши, украшенные ромбовидным, сетчатым или чешуйчатым орнаментом. Почти всем композициям присущи характерные детали: верхняя и средняя частьзданий отделаны ленточным одноцветным орнаментом с геометрическим или растительнымузором, в том числе с меандром из спиральных завитков; нижняя часть стен изображена в виде кирпичной кладки.В композициях протоевангельского циклавстречаются немногочисленные изображенияпредметов мебели и посуды. Лаконичность, суровостьи простота деталей фона является художественным приемом, позволяющим отвлечь внимание от бытовых земных вещей и мыслей, и направить их восприятие на центральныесакральные образы композиций. Такой стильфресокявляется иератическим (священным), когда религиозная идея преобладает над свободным творчеством художников. Искусство Спасо-Преображенского собора стало своего рода образцом, на который ориентировались создатели росписей при составлениииконографических программ позже в период становления христианства на Руси [4].Храмы и часовни монастыря:1. Собор Спаса Преображения.2. Церковь св. Стефана.3. Колокольня.Другие постройки монастыря:4. Братский корпус (XVIII- XIX вв.).5. Настоятельский корпус (XVIII- XIX вв.).6. Бывшее братское кладбище.7. Администрация музея.8. Святые врата.9. Стены ограды.Список литературыКиселева Н. А. Художественное восприятие древнерусских фресок протоевангельского цикла Мирожского монастыря. Обсерватория культуры. 2019.КудрявцеваО. А. Книжное собрание Мирожского монастыря. Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова. 2004.Мотеюнайте И. В. Псковский Спасо-Преображенский Мирожский собор в массовой культуре города. Теории и практики культуры. 2022.Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2021.
1. Киселева Н. А. Художественное восприятие древнерусских фресок протоевангельского цикла Мирожского монастыря. Обсерватория культуры. 2019.
2. Кудрявцева О. А. Книжное собрание Мирожского монастыря. Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова. 2004.
3. Мотеюнайте И. В. Псковский Спасо-Преображенский Мирожский собор в массовой культуре города. Теории и практики культуры. 2022.
4. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., 2021.