Международная миграция рабочей силы: современные тенденции и её влияние на рынок труда России.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 77 77 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 20.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты современной международной миграции рабочей силы 5
1.1 Сущность, функции и особенности международной миграции рабочей силы……………………………………………………………………………..5
1.2 Классификация видов миграции рабочей силы 18
1.3 Законодательные основы в сфере международной миграционной политики 24
Глава 2. Анализ миграционных потоков в России и в мире 29
2.1 Анализ миграционных проблем и динамика миграции в развитых странах 29
2.2 Динамика и особенности миграции населения в развивающихся странах 47
2.3 Современные тенденции миграции рабочей силы в России 50
Глава 3. Основные направления совершенствования международной миграционной политики в России 57
3.1. Совершенствование миграционной политики в России с использованием международного опыта 57
3.2. Оценка эффективности государственной политики в сфере миграции 60
Заключение 64
Список использованной литературы 66

Фрагмент для ознакомления

Наибольшее число трудовых мигрантов прибыло из Узбекистана и Таджикистана. Среди регионов, принявших больше всего иностранных работников, лидировали Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Иркутская область, Свердловская область, Приморский край, Амурская область, Самарская область и Красноярский край.Во втором квартале 2022 года на миграционный учет с регистрацией по месту пребывания встали 4,16 млн иностранцев, при этом работу в качестве цели приезда указали 3,12 млн человек (75%). Это рекордно высокое квартальное значение за весь период доступной статистики - с 2017 года. Число трудовых мигрантов в "санкционном" втором квартале 2022 года оказалось на треть больше, чем годом ранее - за тот же период 2021 года в Россию на заработки приехали только 2,34 млн иностранцев. В первом квартале 2022 года количество въехавших в страну иностранных работников составляло 2,76 млн.Минимальный приток иностранной рабочей силы фиксировался во втором квартале 2020 года, что было связано в первую очередь с карантинными ограничениями. Тогда в страну прибыло всего 330 тыс. трудовых мигрантов, то есть в пять раз меньше, чем за второй квартал 2019 года. Показатель же нынешнего года в два раза превышает даже допандемийные значения.Рисунок 14-Количество прибывших в Россию трудовых мигрантов, млн. человек "Если в первом квартале 2022 года на фоне резкого обвала рубля наблюдался отток трудовых мигрантов, то во втором - он был с лихвой компенсирован, наоборот, массовым притоком иностранной рабочей силы: в дополнение к вернувшимся работникам в Россию приехало множество новых. На это повлияло, прежде всего, неожиданно сильное укрепление рубля, в результате которого российский рынок труда стал более привлекательным для иностранцев, ведь их заработки в валюте выросли. Таким образом, мигранты смогли увеличить денежные переводы домой. Немаловажно, что строительная отрасль, в которой занято значительно число трудовых мигрантов, демонстрировала рост. При этом дефицит рабочих рук в российской экономике никуда не исчез - невзирая на кризисные явления, безработица осталась на низком уровне. В итоге выходцы из стран СНГ получили неплохие возможности для заработка в России", - обращает внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.Половина всех трудовых мигрантов (1,54 млн человек, или 49,6%) имела узбекское гражданство, около трети пришлось на уроженцев Таджикистана (952 тыс. человек, или 30,5% от всех трудовых мигрантов). Также в немалом количестве трудиться в Россию прибыли граждане Киргизии (223,4 тыс. человек, или 7,2%), Армении (108,2 тыс. человек, или 3,5%), Азербайджана (79 тыс. человек, или 2,5%), Белоруссии (42,7 тыс. человек, или 1,4%), Казахстана (34,6 тыс. человек, или 1,1%), Китая (32,2 тыс. человек, или 1%), Украины (без ДНР и ЛНР; 28,2 тыс. человек, или 0,9%), а также Молдавии (17,2 тыс. человек, или 0,6%). На уроженцев остальных стран пришлось 1,7%, или 54,2 тыс. человек.Рисунок 15-Распределение трудовых мигрантов по странам происхождения, II кв. 2022 г., тыс. человекНа заработки в Россию во втором квартале приезжали не только граждане бывших союзных республик, но и выходцы из дальнего зарубежья - Европы и Америки, в том числе уроженцы Сербии (3,7 тыс. человек), Германии (1,7 тыс. человек), Италии (1,6 тыс. человек), Великобритании (1,2 тыс. человек), Франции (1,1 тыс. человек), США (561 человек), Польши (546 человек), Испании (489 человек), Чехии (314 человек), Румынии (312 человек), Нидерландов (277 человек), Бразилии (275 человек), Греции (243 человека), Австрии (226 человек), Канады (189 человек), Словакии (180 человек), Португалии (178 человек), Швеции (173 человека), Финляндии (162 человека), Венгрии (137 человек) и других стран.Также с "трудовыми" намерениями в страну въехали по одному представителю таких экзотических государств, как Антигуа и Барбуда, Габон, Джибути, Западная Сахара, Мозамбик, Папуа Новая Гвинея, Эсватини (бывш. Свазиленд), Сент-Китс и Невис, Танзания, Того, Экваториальная Гвинея и Эритрея.Во втором квартале особенно заметно вырос приток трудовых мигрантов из Узбекистана - на 416,2 тыс. человек, или на 36,9%, по сравнению со вторым кварталом 2021 года. Им практически не уступают по численности (и даже опережают по темпу прироста) гастарбайтеры из Таджикистана (+406,9 тыс. человек, или +74,6%). Также увеличилось количество прибывших из Азербайджана (+11,2 тыс. человек, или +16,5%), Китая (+8 тыс. человек, или +32,8%), Киргизии (+4,1 тыс. человек, или +1,9%), Вьетнама (+2,5 тыс. человек, или +58,3%), Филиппин (+1,5 тыс. человек, или рост в 5,3 раза), Индии (+857 человек, или +26,6%), Таиланда (+629 человек, или рост в 2,3 раза), а также ОАЭ (+327 человек, рост в 28 раз).Рисунок 16 - Страны, обеспечившие наибольший приток трудовых мигрантов во II кв. 2022 г.Около 40% всех трудовых мигрантов обосновались в Москве и Подмосковье - всего 1,24 млн человек, также значительная часть иностранных работников зарегистрировалась в Санкт-Петербурге и Ленобласти (385,7 тыс. человек, или 12,4% всех трудовых мигрантов). В число регионов, привлекающих многочисленные трудовые ресурсы из-за рубежа, также вошли Краснодарский край (86,2 тыс. человек, или 2,8%), Иркутская область (75,2 тыс. человек, или 2,4%), Свердловская область (69,3 тыс. человек, или 2,2%), Приморский край (57,4 тыс. человек, или 1,8%), Амурская область (54 тыс. человек, или 1,7%), Самарская область (51,8 тыс. человек, или 1,7%), а также Красноярский край (50,6 тыс. человек, или 1,6%). Порядка миллиона трудовых мигрантов рассредоточились по другим регионам России.Рисунок 17-Распределение трудовых мигрантов по регионам, II кв. 2022 г., тыс. человекНаименее привлекательными для работы иностранцы сочли Ненецкий автономный округ (там по месту пребывания зарегистрировалось всего 543 трудовых мигранта), Марий-Эл (762 человека), Калмыкию (857 человек), Тыву (886 человек), Чечню (1284 человека), Еврейскую автономную область (1811 человек), Чувашию (1884 человека), Хакасию (2664 человека), Северную Осетию (2686 человек), а также Чукотку (2688 человек).Исследование показало активность миграции во всем мире. Наиболее активная миграция наблюдается из стран с более низким уровнем развития экономики и уровня жизни населения, в более экономическим развитые страны. Проведенный корреляционный анализ подтвердил выше указанных вывод в том, что наблюдается прямая зависимость между показателем ВВП на душу населения и миграционным мировым потоком. То есть между уровнями развития экономики страны, уровнем жизни и активностью миграции. В рамках второй главы были выявлены проблемы миграционной деятельности в мире. Все проблемы были отнесены к четырем разным группам: правового характера, экономического, политического и социального. Глава 3. Основные направления совершенствования международной миграционной политики в России3.1. Совершенствование миграционной политики в России с использованием международного опытаК путям решения выявленных проблем можно отнести:- оптимизация и усовершенствование законодательства в отношении миграции населения;- изменение мировоззрения коренного населения стран с целью восприятия мигрантов в более лояльном виде;- в рамках трудовой миграции проведение отбора мигрирующего населения с целью выбора наиболее квалифицированных кадров;- пресечение нелегальной миграции и т.д. Основная цель в области трудовой миграции — создание работающей (не игнорируемой российскими работодателями и мигрантами) модели привлечения иностранной рабочей силы, которая вытекала бы из реальных потребностей российского рынка труда, не ущемляя прав российских работников, и при этом гарантировала права трудовых мигрантов. При этом политика по привлечению трудовых мигрантов должна быть дополнительным, а не основным инструментом исправления ситуации на рынке труда. Мероприятия:1. Создание надежной информационной базы как основы для разработки миграционной политики. Необходимо расширить диапазон демографических, социально- экономических, профессионально-квалификационных характеристик мигрантов, собираемых и публикуемых статистическими органами с тем, чтобы они могли стать информационной основой для проведения научных исследований, определяющих роль и место мигрантов в российской экономике, степень их интегрированности в российское общество, участие в процессах воспроизводства населения. Необходим государственный заказ на проведение разносторонних научных исследований в миграционной сфере. По результатам этих исследований должна выстраиваться система принятия решений в области совершенствования и концептуального единства управления миграционными процессами в России. Конкретное действие: - сбор данных по дополнительной квалификации (дополнительные курсы, курсы повышения квалификации и пр.) у мигрантов;- отражение отдельной характеристикой данных по семейному положению до 3-его колена.Так же внедрение информационной системы, которую необходимо специализировано разработать под миграционный отдел МВД РФ. 2. Усилить экономическую составляющую в стратегии борьбы с незаконной миграцией. Мировым миграционным опытом доказано, что там, где ужесточается миграционный режим и сужаются каналы легального трудоустройства для трудовых мигрантов, возрастает сегмент незаконного трудоустройства. А ведь наиболее эффективные меры по борьбе с незаконной миграцией и нерегистрируемым трудоустройством хорошо известны. Они носят, прежде всего, экономический характер. Широкое государственное наступление на теневую экономику — вывод из тени строительства, сферы услуг, коммунального хозяйства — имело бы своим результатом выход из тени и мигрантов, которые как раз в этих отраслях сконцентрированы. Конкретное действие: проверки фактические сотрудниками миграционной службы организаций, проводимые без предупреждения. Оценка доходов организации и численности персонала (если у организации числится 1-2 человека среднесписочного персонала и доходы на миллионы, то соответственно, присутствует рабочая сила, не учтенная). 3. Упрощение порядка академической мобильности и учебной миграции. Привлечение иностранных преподавателей и научных сотрудников способно придать новый импульс реализации идеи инновационного развития экономики России, стимулировать развитие сферы высоких технологий, дать возможность российским студентам освоить передовые методы управления и организации производства. Привлечение иностранных студентов из стран СНГ в российские вузы может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал стран — партнеров России, которая имеет как экономическое измерение (подготовка кадров для развития национальных экономик государств СНГ), так и политическое измерение (то, что принято называть «мягкой силой», которая способна укрепить политические позиции России в регионе).Конкретное действие: заключение договоров по обмену студентами и преподавателями с ВУЗами других стран. На данный момент подобное направление осуществляется частично и минимально: иногда между ВУЗами проводится обмен студентами, но в основном эта касается медицинских ВУЗов РФ и приезда в них иностранных студентов. Данное направление необходимо расширить:- заключение договоров по обмену студентами последних курсов ВУЗов по разным специальностям;- заключение договоров по обмену преподавателями ВУЗов по разным специальностям.4. Сопровождать проведение миграционной политики широкой разъяснительной работой в обществе. Формирование адекватного психологического климата в обществе должно быть важным элементом системы управления миграцией. Государство должно препятствовать формированию негативных стереотипов, относящихся к мигрантам («мигранты повышают преступность в обществе», «мигранты отнимают рабочие места у россиян» и т. п.), которые многократно опровергнуты результатами научных исследований. Миграционная политика должна быть понятна и пользоваться, если не поддержкой, то пониманием населения. 5. Развивать общественно-государственное партнерство в сфере управления миграцией. В частности, функции по интеграции мигрантов могут быть делегированы органам местного самоуправления и институтам гражданского общества. Бизнес может быть привлечен к развитию миграционной инфраструктуры, оценке потребностей в привлечении иностранной рабочей силы, профессиональной подготовке мигрантов. Экспертное сообщество, международные организации и некоммерческие фонды могут участвовать в создании института научной экспертизы готовящихся административных решений. 6. Развивать международное сотрудничество в целях оптимизации миграционных процессов. Приоритетными партнерами России в деле межгосударственного миграционного сотрудничества должны оставаться страны СНГ, которые являются как основными миграционными донорами для страны, так и геополитическими партнерами в деле развития региональной интеграции. Основное внимание должно быть уделено дальнейшему развитию единого рынка труда в рамках ЕАЭС, созданию соответствующих институтов, координирующих трудовую миграцию внутри Союза. Перспективным является развитие межгосударственного миграционного сотрудничества в рамках БРИКС. Декларативный характер такого сотрудничества имеет все шансы перейти в практическую плоскость, учитывая принципиально различную демографическую ситуацию в странах-участницах БРИКС, которая может послужить локомотивом для формирования миграционных потоков между странами организации. 7. Обеспечение согласованности экономических и геополитических интересов России при осуществлении миграционного взаимодействия со странами СНГ. Страны СНГ являются основными миграционными донорами России, но одновременно — и основными ее геополитическими союзниками и партнерами по региональной интеграции. В связи с этим представляется, что миграционные взаимоотношения России с бывшими союзными республиками должны иметь особый характер, как это имеет место в их экономических и политических взаимоотношениях.3.2. Оценка эффективности государственной политики в сфере миграцииОценить эффективности государственной политики в сфере миграции на основании приведенных мероприятий в предыдущем разделе можно сделать только в плановом виде. На основании фактических и прогнозных показателей по трудовой миграции с аналитических обзоров Росстата РФ приведем таблицу по численности населения: данные фактические за 2022 год и прогнозные на 2035 год. Таблица 6 – Динамика численности населения: данные фактические за 2022 год и прогнозные на 2035 годСтранаЯпонияИталияПольшаГерманияКитайРФФранцияСША202263,432,521,844,3853,88632,7171,9203551,826,718,538,4747,876,331,4181,12035 к 20220,820,820,850,870,880,870,961,052035-2015, млн. -11,6-5,8-3,3-5,9-106-9,7-1,3+9,3Таким образом видно, что будет наблюдаться снижение численности населения всех возрастов, что повлечет за собой снижение численности трудоспособного населения, которое можно заместить миграцией – трудовыми мигрантами. Приведенные в предыдущем разделе направления совершенствами государственной политики в области трудовой миграции позволят повысить эффективность учета трудовой миграции, что снизит нелегальных мигрантов, позволить увеличить потоки трудовых мигрантов легальных и их трудовое оформление в РФ. Данные рекомендации позволят увеличить трудовые миграционные потоки из основных стран, из которых в РФ идет поток трудовой миграции – приведем далее прогноз по ним. Рисунок 18 - Прогноз сальдо миграции России с Казахстаном на 2022-2023 гг.Миграционный потокРоссии с Казахстаном в ближайшие два года будет относительно стабильным. В2022 году значение сальдо миграции будет находиться в интервале от 44 506 чел.до 73 802 чел. и точечный прогноз приблизительно будет равен 59 154 чел., тогдакак в 2023 году значения показателя будут колебаться в пределах от 57 118 до89 779 чел. и точечный примерно составит 73 449 чел.Рисунок 19 - Прогноз сальдо миграции России с Узбекистаном на 2022-2023 гг.Согласно расчетам, сальдо миграции России с Узбекистаном в 2022 годубудет варьироваться от 44 506 чел. до 73 802 чел. и точечный прогноз составит59 154 чел, тогда как в 2023 году интервал будет равен от 57 118 до 89 779 чел.,а точечный – 73 449 чел.Рисунок 20 -Прогноз сальдо миграции России с Арменией на 2022-2023 гг.Наконец, миграционный прирост с Арменией в 2022 году будет находиться винтервале от 41 187 чел. до 76 805 чел. и точечный предположительно составит58 996 чел., а в 2023 году от 56 805 чел. до 96 514 чел. и точечный прогнозожидается на уровне 76 659 чел.Проведенный анализ позволил определить несколько стран, обеспечивших наибольший миграционный прирост России за несколько последних лет, это Казахстан, Узбекистан и Армения. ЗаключениеТрудовая миграция является важным аспектом социальной-экономического развития страны. Так как мигрирующая рабочая сила способствует развитию и непрерывному функционированию всех отраслей страны. Потоки трудовой миграции: в страну - входящие потоки миграции, из страны – исходящие потоки миграции формулируют собой общий миграционный поток. Данный миграционный поток может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономику страны в целом. Социологический анализ в рамках исследования трудовых миграционных потоков представляет собой исследование статистических данных по численности населения, которое формирует собой миграционные потоки. Для данного исследования применяются такие методики социологического анализ-а как анализ, синтез, сравнительный анализ, качественный и количественный анализ данных. По проведенному исследования учебной и научной информации был сделан вывод, что на трудовые миграционные потоки, в частности их динамику, структуру, оказывают влияние некоторые факторы: вероятность или уже возникшие военные действия, природные катаклизмы, геноцид коренного населения, религиозные расхождения населения внутри одной территории, текущая и прогнозируемые экономические ситуации в стране. На основании этого можно сказать, что основу трудовой миграции составляет человек, решивший по каким либо причинам изменить место жительства и место работы.Население любой страны является ее «будущим», ее трудовыми ресурсами. Правительство каждой страны стремиться сформировать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности, доступного качественного обучения, работы и качества и уровня жизни населения. Если в стране не сформированы данные условия для трудоспособного населения, то оно стремиться найти их в другой стране и на данном этапе возникает миграция трудового населения, то есть трудовая миграция.Особенности демографических процессов в мире, экономическое и научно-техническое развитие принимающих мигрантов стран, а также условия, определяющие рынки рабочей силы в странах ее исхода, соотношение темпов роста/сокращения численности населения трудоспособного возраста, величины спроса на труд и трансформация потребностей рынка труда являются факторами, обуславливающими масштабы международной трудовой миграции, географические направления и ее качественную компоненту.Повышение спроса на высококвалифицированную и квалифицированную рабочую силу способствует ориентации миграционной политики государств на ее привлечение и удержание через либеральный миграционный режим и преференциальные программы. И как следствие в миграционном потоке увеличивается доля лиц с высшим образованием, усиливается роль образовательной миграции, растут ее масштабы, интенсифицируются потоки высококвалифицированных специалистов.В то же время трансформируется роль международной трудовой миграции, меняется ее место в системе мирохозяйственных связей: миграция становится средством, содействующим глобализации стран и регионов, важнейшим фактором демографического развития и экономического роста.Анализ и оценка трудовых миграционных потоков в развитых и развивающихся странах показал, что экономически развитые страны привлекают трудовых мигрантов по причине наличия рабочих мест и множество разных производств (Китай), высокого уровня жизни и качество населения (США, Германия), наличия рабочих мест и высокой оплаты труда (РФ). Корреляционный анализ показал, что от миграционных потоков в прямой и высокой зависимости находится ВВП проанализированных стран. То есть миграционные трудовые ресурсы способствуют развитию и росту доходности разных сфер и отраслей, которые в свою очередь увеличивают вклад в ВВП стран. Основными проблемами трудовой миграции, которые были выявлены в рамках исследования являются: нелегальная миграция, неэффективный учет трудовых мигрантов, отсутствие единой базы данных с полноценными данными по мигрантам. С целью совершенствования выявленных проблем можно отнести:- сбор данных по дополнительной квалификации (дополнительные курсы, курсы повышения квалификации и пр.) у мигрантов;- отражение отдельной характеристикой данных по семейному положению до 3-его колена.- внедрение информационной системы, которую необходимо специализировано разработать под миграционный отдел МВД РФ;- проверки фактические сотрудниками миграционной службы организаций, проводимые без предупреждения. Оценка доходов организации и численности персонала (если у организации числится 1-2 человека среднесписочного персонала и доходы на миллионы, то соответственно, присутствует рабочая сила, не учтенная);- заключение договоров по обмену студентами и преподавателями с ВУЗами других стран. На данный момент подобное направление осуществляется частично и минимально: иногда между ВУЗами проводится обмен студентами, но в основном эта касается медицинских ВУЗов РФ и приезда в них иностранных студентов. Данное направление необходимо расширить: заключение договоров по обмену студентами последних курсов ВУЗов по разным специальностям и заключение договоров по обмену преподавателями ВУЗов по разным специальностям.Список использованной литературыНормативно-правовые акты и корпоративные документы Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ в редакции от 24.02.2021 года № 28-ФЗ [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения 12.05.2023)Монографии, учебники, учебные пособия, справочно-энциклопедические, периодические издания и Интернет-ресурсы на русском языкеАбрамова С.Б., Антонова Н.Л., Меренков А.В. Методология и методы социологического изучения социальных изменений: учебное пособие/ С.Б. Абрамова, Н.Л. Антонова, А.В. Меренков.- М.: изд. Уральского университета.- 2020 год.- 117 с.Иванов Д.В., Левина М.М., Егорова Е.Н. Международно-правовая политика ЕС в области вынужденной и трудовой миграции: учебное пособие/ Д.В. Иванов, М.М. Левина, Е.Н. Егорова.- М.: Проспект. – 2023 г. – 312 с. Гониева А.О. Современные тенденции и проблемы международной миграции рабочей силы / А.О. Гониева // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. — 2019. — Т. 14. — № 2. — С. 150-157Жантлисова Е.А. Зарубежный опыт регулирования международной миграции рабочей силы: возможности применения в России / Е.А. Жантлисова, О.Н. Чеботарева // Наука и производство Урала. — 2019. — Т. 15. — С. 67-68Каслс С., Миллер М.Дж. Международное движение населения в современном мире: учебное пособие/ С. Касла, М.Дж. Миллер- М.: Дело. – 2022 г. – 512 с. Панькин П.В. Миграционное воздействие на рынок труда России / П.В. Панькин // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 11-2. — С. 47-49Рязанцев С.В., Брагин А.Д., Рязанцева Н.С. Положение трудовых мигрантов в регионах мира: вызовы пандемии Ковид – 2019: научная статья/ С.В. Рязанцев, А.Д. Брагин, Н. С. Рязанцев.- М.: Экономика и право.- стр. 7-22Суяркова О.В. Влияние трудовой миграции на экономику стран – реципиентов / О.В. Суяркова // Электронный научный журнал. 2019. № 3 (25). С. 170-174Шпакловский Ю.Г., Евтушенко В.И. Миграция как способ реализации экологических прав граждан: монография/ Ю.Г. Шпакловский, В.И. Евтушенко. - М.: НОРМА. – 2020 г. – 176 с.Mehdi Afzali. COVID-19 Pandemic in IRAN: Socio-Demographic Consequences and Migration MobilityRahman Mohammed Maksudur. COVID-19 Affecting Internal and International Migrants of South AsiaЛеденёва В.Ю., Безвербная Н.А. Формирование образа мигранта в СМИ и социальных сетях на фоне эпидемии COVID-19: научная статья/ В.Ю. Леденева, Н.юА. Безвербная.- М.: Экономика и право.- стр. 7-22Лампадова С.С. Обеспечение миграционной безопасности Российской Федерации органами внутренних дел: монографияМонографии, учебники, учебные пособия, справочно-энциклопедические, периодические издания и Интернет-ресурсы на иностранных языкахMigration and Remittances: Recent Developments and Outlook. Migration and development brief. Washington, D.C. World Bank Group. Labour migration Data. Data Briefing Series, - Geneva: ILO. International Migration Outlook, - OECD Publishing, Paris OECD. Global Migration Data Analysis Centre: Data Briefing Series, Geneva IOM Headquarters. Тютерева А.Р., Кузнецов М.М. Возможности применения заребужного опыта для усовершенствования миграционной политики РФ[Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-zarubezhnogo-opyta-dlya-usovershenstvovaniya-migratsionnoy-politiki-rf (дата обращения 12.05.2023)Уродовских В.Н., Трутенко Е.В. Структурно-динамический анализ и прогноз сальдо миграции в России за период 2012-2023 года[Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dinamicheskiy-analiz-i-prognoz-saldo-migratsii-v-rossii-za-period-s-2012-po-2023-gody (дата обращения 12.05.2023)Рубинская Э.Д. Динамика и структура международной трудовой миграции: глобальные тренды[Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-i-struktura-mezhdunarodnoy-trudovoy-migratsii-globalnye-trendy (дата обращения 12.05.2023)Павловских Е.В. Демографический прогноз РФ через призму миграции[Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskiy-prognoz-rossii-cherez-prizmu-migratsii (дата обращения 12.05.2023)Интернет- ресурсы и другие источники Официальный сайт Центрального банка РФ, [Электронный ресурс]. URL.: http://www.cbr.ru/statistics/Default.aspx?Prtid=tg(дата обращения 12.05.2023) Всемирный банк «Миграция и денежные переводы», [Электронный ресурс]. URL.: http://documents.worldbank.org/curated/en/834141468032337514/pdf/384260PUB0RUSS033B00PUBLIC00RUSSIAN.pdf(дата обращения 12.05.2023)Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL.: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 12.05.2023)Официальный сайт МВД РФ- статистика по миграционным потокам [Электронный ресурс]. URL.: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения 12.05.2023)Отчет деятельности Российского совета по международным делам [Электронный ресурс]. URL.: https://rcbc.ru/sites/default/files/analytics/2020-07-16_rsmd_rossiysko-kitayskiy_dialog_2020.pdf (дата обращения 12.05.2023) Международная организация по миграционным потокам 2022 год [Электронный ресурс]. URL.: http://msumun.ru/ru/committees/iom/report.pdf (дата обращения 12.05.2023)ВВП на душу населения Германии [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/DEU (дата обращения 12.05.2023)ВВП на душу населения Китая [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/CHN (дата обращения 12.05.2023)ВВП на душу населения РФ [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/RUS (дата обращения 12.05.2023)ВВП на душу населения США [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/USA (дата обращения 12.05.2023)В ООН оценили влияние пандемии на число мигрантов [Электронный ресурс]. URL.: https://www.rbc.ru/society/16/01/2021/600211cd9a794765a6da5873 (дата обращения 12.05.2023)Понятие и основные значения миграции [Электронный ресурс]. URL.: https://pokeda.ru/migratsiya-chto-eto-takoe.html#close (дата обращения 12.05.2023)Миграционный кризис в ЕС [Электронный ресурс]. URL.: https://immi-grantcentr.ru/migratsiya/migratsionnyj-krizis-v-evrope-prichiny-masshtaby-perspektivy-razvitiya (дата обращения 12.05.2023)Современные проблемы международной миграции [Электронный ресурс]. URL.: https://spravochnick.ru/ekonomika/sovremennye_problemy_mezhdunarodnoy_migracii/ (дата обращения 12.05.2023)Глобальный прогноз по миграции на кратко и средне срочную перспективу [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyy-prognoz-po-migratsii-na-kratko-i-srednesrochnuyu-perspektivu (дата обращения 12.05.2023)Проблемы и противоречия международной статистики по миграции [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-mezhdunarodnoy-statistiki-po-migratsii (дата обращения 12.05.2023)World Migration Report 2022 [Электронныйресурс]. URL.: https://worldmigrationreport.iom.int/wmr-2022-interactive/ (дата обращения 12.05.2023)Work force. International Labor Migration[Электронныйресурс]. URL.: https://intellect.ml/work-force-international-labor-migration-6298 (дата обращения 12.05.2023)INTERNATIONAL MIGRATION LAW [Электронныйресурс]. URL.: https://www.iom.int/international-migration-law (дата обращения 12.05.2023)Legal migration and integration [Электронныйресурс]. URL.: https://home-affairs.ec.europa.eu/policies/migration-and-asylum/legal-migration-and-integration_en (дата обращения 12.05.2023)Migration as seen from developed countries: demographic realities, ideology and political choices [Электронныйресурс]. URL.: https://ideas4development.org/en/migration-seen-developed-countries/ (дата обращения 12.05.2023)INTERNATIONAL MIGRATION AND GLOBALIZATION: GLOBAL TRENDS AND PERSPECTIVES [Электронныйресурс]. URL.: https://www.sociostudies.org/almanac/articles/international_migration_and_globalization-_global_trends_and_perspectives/ (дата обращения 12.05.2023)

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты и корпоративные документы
1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ в редакции от 24.02.2021 года № 28-ФЗ [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения 12.05.2023)
Монографии, учебники, учебные пособия, справочно-энциклопедические, периодические издания и Интернет-ресурсы на русском языке
2. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л., Меренков А.В. Методология и методы социологического изучения социальных изменений: учебное пособие/ С.Б. Абрамова, Н.Л. Антонова, А.В. Меренков.- М.: изд. Уральского университета.- 2020 год.- 117 с.
3. Иванов Д.В., Левина М.М., Егорова Е.Н. Международно-правовая политика ЕС в области вынужденной и трудовой миграции: учебное пособие/ Д.В. Иванов, М.М. Левина, Е.Н. Егорова.- М.: Проспект. – 2023 г. – 312 с.
4. Гониева А.О. Современные тенденции и проблемы международной миграции рабочей силы / А.О. Гониева // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. — 2019. — Т. 14. — № 2. — С. 150-157
5. Жантлисова Е.А. Зарубежный опыт регулирования международной миграции рабочей силы: возможности применения в России / Е.А. Жантлисова, О.Н. Чеботарева // Наука и производство Урала. — 2019. — Т. 15. — С. 67-68
6. Каслс С., Миллер М.Дж. Международное движение населения в современном мире: учебное пособие/ С. Касла, М.Дж. Миллер- М.: Дело. – 2022 г. – 512 с.
7. Панькин П.В. Миграционное воздействие на рынок труда России / П.В. Панькин // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 11-2. — С. 47-49
8. Рязанцев С.В., Брагин А.Д., Рязанцева Н.С. Положение трудовых мигрантов в регионах мира: вызовы пандемии Ковид – 2019: научная статья/ С.В. Рязанцев, А.Д. Брагин, Н. С. Рязанцев.- М.: Экономика и право.- стр. 7-22
9. Суяркова О.В. Влияние трудовой миграции на экономику стран – реципиентов / О.В. Суяркова // Электронный научный журнал. 2019. № 3 (25). С. 170-174
10. Шпакловский Ю.Г., Евтушенко В.И. Миграция как способ реализации экологических прав граждан: монография/ Ю.Г. Шпакловский, В.И. Евтушенко. - М.: НОРМА. – 2020 г. – 176 с.
11. Mehdi Afzali. COVID-19 Pandemic in IRAN: Socio-Demographic Consequences and Migration Mobility
12. Rahman Mohammed Maksudur. COVID-19 Affecting Internal and International Migrants of South Asia
13. Леденёва В.Ю., Безвербная Н.А. Формирование образа мигранта в СМИ и социальных сетях на фоне эпидемии COVID-19: научная статья/ В.Ю. Леденева, Н.юА. Безвербная.- М.: Экономика и право.- стр. 7-22
14. Лампадова С.С. Обеспечение миграционной безопасности Российской Федерации органами внутренних дел: монография
Монографии, учебники, учебные пособия, справочно-энциклопедические, периодические издания и Интернет-ресурсы на иностранных языках
15. Migration and Remittances: Recent Developments and Outlook. Migration and development brief. Washington, D.C. World Bank Group.
16. Labour migration Data. Data Briefing Series, - Geneva: ILO.
17. International Migration Outlook, - OECD Publishing, Paris OECD.
18. Global Migration Data Analysis Centre: Data Briefing Series, Geneva IOM Headquarters.
19. Тютерева А.Р., Кузнецов М.М. Возможности применения заребужного опыта для усовершенствования миграционной политики РФ [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-zarubezhnogo-opyta-dlya-usovershenstvovaniya-migratsionnoy-politiki-rf (дата обращения 12.05.2023)
20. Уродовских В.Н., Трутенко Е.В. Структурно-динамический анализ и прогноз сальдо миграции в России за период 2012-2023 года [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dinamicheskiy-analiz-i-prognoz-saldo-migratsii-v-rossii-za-period-s-2012-po-2023-gody (дата обращения 12.05.2023)
21. Рубинская Э.Д. Динамика и структура международной трудовой миграции: глобальные тренды [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-i-struktura-mezhdunarodnoy-trudovoy-migratsii-globalnye-trendy (дата обращения 12.05.2023)
22. Павловских Е.В. Демографический прогноз РФ через призму миграции [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskiy-prognoz-rossii-cherez-prizmu-migratsii (дата обращения 12.05.2023)
Интернет- ресурсы и другие источники
23. Официальный сайт Центрального банка РФ, [Электронный ресурс]. URL.: http://www.cbr.ru/statistics/Default.aspx?Prtid=tg (дата обращения 12.05.2023)
24. Всемирный банк «Миграция и денежные переводы», [Электронный ресурс]. URL.: http://documents.worldbank.org/curated/en/834141468032337514/pdf/384260PUB0RUSS033B00PUBLIC00RUSSIAN.pdf (дата обращения 12.05.2023)
25. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL.: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 12.05.2023)
26. Официальный сайт МВД РФ- статистика по миграционным потокам [Электронный ресурс]. URL.: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения 12.05.2023)
27. Отчет деятельности Российского совета по международным делам [Электронный ресурс]. URL.: https://rcbc.ru/sites/default/files/analytics/2020-07-16_rsmd_rossiysko-kitayskiy_dialog_2020.pdf (дата обращения 12.05.2023)
28. Международная организация по миграционным потокам 2022 год [Электронный ресурс]. URL.: http://msumun.ru/ru/committees/iom/report.pdf (дата обращения 12.05.2023)
29. ВВП на душу населения Германии [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/DEU (дата обращения 12.05.2023)
30. ВВП на душу населения Китая [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/CHN (дата обращения 12.05.2023)
31. ВВП на душу населения РФ [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/RUS (дата обращения 12.05.2023)
32. ВВП на душу населения США [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sularu.com/vvp_pcap/USA (дата обращения 12.05.2023)
33. В ООН оценили влияние пандемии на число мигрантов [Электронный ресурс]. URL.: https://www.rbc.ru/society/16/01/2021/600211cd9a794765a6da5873 (дата обращения 12.05.2023)
34. Понятие и основные значения миграции [Электронный ресурс]. URL.: https://pokeda.ru/migratsiya-chto-eto-takoe.html#close (дата обращения 12.05.2023)
35. Миграционный кризис в ЕС [Электронный ресурс]. URL.: https://immi-grantcentr.ru/migratsiya/migratsionnyj-krizis-v-evrope-prichiny-masshtaby-perspektivy-razvitiya (дата обращения 12.05.2023)
36. Современные проблемы международной миграции [Электронный ресурс]. URL.: https://spravochnick.ru/ekonomika/sovremennye_problemy_mezhdunarodnoy_migracii/ (дата обращения 12.05.2023)
37. Глобальный прогноз по миграции на кратко и средне срочную перспективу [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnyy-prognoz-po-migratsii-na-kratko-i-srednesrochnuyu-perspektivu (дата обращения 12.05.2023)
38. Проблемы и противоречия международной статистики по миграции [Электронный ресурс]. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-mezhdunarodnoy-statistiki-po-migratsii (дата обращения 12.05.2023)
39. World Migration Report 2022 [Электронный ресурс]. URL.: https://worldmigrationreport.iom.int/wmr-2022-interactive/ (дата обращения 12.05.2023)
40. Work force. International Labor Migration
[Электронный ресурс]. URL.: https://intellect.ml/work-force-international-labor-migration-6298 (дата обращения 12.05.2023)
41. INTERNATIONAL MIGRATION LAW
[Электронный ресурс]. URL.: https://www.iom.int/international-migration-law (дата обращения 12.05.2023)
42. Legal migration and integration [Электронный ресурс]. URL.: https://home-affairs.ec.europa.eu/policies/migration-and-asylum/legal-migration-and-integration_en (дата обращения 12.05.2023)
43. Migration as seen from developed countries: demographic realities, ideology and political choices [Электронный ресурс]. URL.: https://ideas4development.org/en/migration-seen-developed-countries/ (дата обращения 12.05.2023)
44. INTERNATIONAL MIGRATION AND GLOBALIZATION: GLOBAL TRENDS AND PERSPECTIVES [Электронный ресурс]. URL.: https://www.sociostudies.org/almanac/articles/international_migration_and_globalization-_global_trends_and_perspectives/ (дата обращения 12.05.2023)