Проблема арабского влияния на испанскую культуру XVII-XX вв.
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 28.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В XVII-XX ВВ 7
1.1 Особенности культурного развития Испании как результат арабского влияния 7
1.2 Национальный характер Испании в XVII-XX вв. 11
ГЛАВА 2. СХОДСТВО АРАБСКОЙ И ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУР. 18
2.1. Архитектура на рубеже XVII-XX вв Испании. 18
2.2. Декоративно-прикладное искусство, живопись XVII-XX вв Испании. 21
2.3. Философия и литература Испании в XVII-XX вв. 25
2.4 Арабский след в науке Испании XVII-XX вв. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Снизу орнамент начинается от арок с нишами, разделенными небольшими мраморными колоннами. Окна имеют форму подковы и расположены между планками отделки. В результате мы можем сказать, что прежняя архитектура Испании периода арабского господства поражает своим величием и роскошью, особенно Соборная мечеть в Кордове, дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде, а также башня Хиральда в Севилье.Великолепные дворцы правителей халифата в Кордове были невозможны, если в стране не было достаточно высокого уровня процветания и, например, если торговля и ремесла не были развиты на должном уровне. Это действительно было так. Сельскохозяйственный сектор экономики активно и успешно развивается благодаря большому классу мелких землевладельцев. Хотя у него не было богатого опыта в сельском хозяйстве, у них практически не было опыта его использования. Точно так же они действовали в Азии, где активно использовались достижения покоренных народов. Они были Мосарабами, а не арабами. И все же, благодаря большому успеху, можно было собирать урожай с виноградных лоз, несмотря на запрет ислама на употребление вина. Однако некоторые ортодоксальные халифы неоднократно отдавали приказы уничтожить виноградники. С другой стороны, мусульмане выращивают в Испании много сельскохозяйственных культур. Например, рис, гранаты, сахарный тростник и различные восточные фруктовые деревья. Как правило, их используют для выращивания пальм. Испанское господство в Испании. Эта вода активно используется в городах Гранада, Мурсия и Валенсия. В отличие от других мусульманских стран, крестьяне использовали римский календарь для сельскохозяйственных работ, а не арабский календарь, который использовался в повседневной жизни. Согласно этой гипотезе, система счисления, которую мы называем арабской, была заимствована арабами у индийцев и ввела знак, обозначающий ноль ("0").Что касается системы образования, то в период арабского господства не существовало централизованной образовательной системы, контролируемой и поддерживаемой государством. Первый университет на Востоке появился в Багдаде (1065). В Испании так и не был создан университет, хотя позже (в XIII веке) король Кастилии Альфонсо Мудрый организовал мусульманский колледж в Мурсии, где арабский ученый преподавал различные науки не только маврам, но и евреям. И христиане. Со временем эти школы уступили место учебным заведениям, где плата за обучение была платной, чтение и особенно письмо стали настолько популярными, что подавляющее большинство мусульман в Испании получили образование, и это различие положительно отличает их. из всех других европейских стран. Все это время государственное образование в Испании было частным. Халифы практиковали оплату приезда иностранных ученых в Испанию для проведения публичных лекций; однако такие лекции не были регулярными; однако постоянной системы государственного образования разработано не было. Хакам II (халиф Кордовы (961-976)) основал несколько школ для обучения детей бедняков. Этому примеру Халифы Хакама II в мусульманской Испании последовали многие люди, которые активно строили школы для обучения малообеспеченных слоев населения без государственной поддержки. Государство напрямую не участвовало в образовательной сфере, в то время как мусульманское духовенство активно начинало свою деятельность, если речь заходила о религиозном образовании, полностью проповедуя учение пророка Мухаммеда. В ходе развития различных отраслей научного знания сформировалось огромное количество самых разнообразных течений (даже среди ортодоксальных мусульман). Книги так называемых "еретиков" неоднократно уничтожались огнем, а сами они подвергались изгнанию.В системе образования существовало два уровня: начальный и высший. Основными предметами, которые учащиеся изучали в начальной школе, были грамматика и основы мусульманской веры. Основой этого учения является чтение и переписывание Корана. Студенты заучивали наизусть фрагменты поэтических произведений арабских поэтов и основные части грамматики, а также примеры эпистолярного стиля. Студенты писали на полированных деревянных досках тонкой палочкой, смоченной в краске (предполагаемый каламбур). В целом образование было бесплатным, но позже эти школы уступили место учебным заведениям, где учащиеся платили за обучение. Бесплатное высшее образование не имело строго организованной системы. В зависимости от своего культурного уровня и предпочтений, любой учитель изучал то, что считал необходимым. Изучались религиозные традиции, комментарии к Корану, грамматика, словарный запас, медицина, философия и, прежде всего, юриспруденция и литература. Следовательно, можно прийти к выводу, что процесс взаимодействия может происходить на разных уровнях человеческого общества, и самое главное, заимствование чуждых элементов из культуры происходит лишь в той мере, в какой это необходимо. Арабы не во всем повторяли чужеродную культуру, они принимали только те элементы, которые им подходили и легко приживались на арабоязычной почве. Покорив народы с более богатым культурным наследием, арабы сумели не только сохранить свои собственные национальные особенности, но и ассимилировать многие элементы традиций других цивилизаций, что сформировало уникальный контекст для возникновения новой культуры. Следует отметить, что процесс восприятия был двусторонним, то есть арабы не только перенимали чужую культуру, но и влияли на нее. Благодаря исламизации и арабизации местное население участвовало в процессе культурного обмена и взаимного влияния.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, мы можем рассматривать феномен синтеза арабо-испанской культуры с двух точек зрения: с одной стороны, как продукт мусульманского Запада, а с другой, как неотъемлемую часть культуры мусульманского Востока.Средневековая мусульманская Испания является ярким примером культуры, которая смогла преодолеть изоляцию традиционных политических, этнических и эстетических стереотипов благодаря отличным коммуникативным навыкам всех субъектов. Благодаря диалогу представители разных культур воспринимались как равноправные участники процесса общения. Важно, чтобы все культурные группы были объединены общими целями сосуществования. Отличительной чертой формирования этой синкретической культуры является преодоление границ странного путем преемственности, а не путем полного отрицания. Такая модель общения способствует рассмотрению образа другого с точки зрения лояльности и открытости восприятия. В то же время необходимо учитывать тот факт, что при длительных контактах влияние культуры NYE способствует постепенному привыканию и принятию новых влияний. В результате меняется идентичность культуры, но, тем не менее, она сохраняет свою специфическую структуру.Комплексный культурологический подход позволяет нам рассматривать цивилизацию средневековой мусульманской Испании как систему определенных процессов внутренней и внешней эволюции, а также взаимодействия всех ее элементов.В целом, мы можем сказать, что на каждом уровне взаимодействия цивилизаций мы можем наблюдать разное соотношение своего и чужого, поэтому, рассматривая социально-политическую структуру аль-Андалуса, мы можем видеть, что этот уровень общественной жизни претерпел наибольшие изменения. Благодаря продуманным действиям в политической и социальной сферах мусульманские завоеватели смогли заложить прочные основы лояльности местного населения, что позволило сторонам активно участвовать в формировании и обогащении арабо-исламской цивилизации на территории Пиренейского полуострова. Несмотря на то, что мусульмане проводили политику терпимости, они все же смогли установить свои собственные правила в управлении общественной жизнью в аль-Андалусе. Можно предположить, что это связано с социальной жизнью людей, которая, как правило, подвержена наибольшим изменениям.Что касается следующего уровня, уровня повседневной жизни, то это синтез зарубежной культуры и глубоких местных традиций. Это проявляется как в языке, так и в обычаях. Следует отметить, что процесс взаимовлияния здесь занимает больше времени, чем на социально-политическом уровне, поскольку он связан с личной жизнью человека. На этом уровне уже происходят изменения на уровне сознания, которые непосредственно влияют на поведение людей. В результате этого синтеза появился новый этнос со своим собственным самосознанием, которое проявилось в языке, нормах, ценностях и т.д. Во взаимодействии этнических групп происходила взаимная ассимиляция различных элементов культуры, и в то же время происходило закрепление новой этнической специфики. Таким образом, теория ситуативной природы этничности подтверждается. Этническая принадлежность основана на политической и культурной истории общества.Сферу искусства можно обозначить как следующий уровень взаимодействия культур. Изменения в этой области тесно связаны с уровнем повседневной жизни. С изменением сознания меняются и эстетические ценности и нормы, что приводит к появлению нового специфического искусства. Используя множество примеров из различных областей искусства, таких как архитектура, литература, музыка, а также философия и научные знания, мы можем обнаружить появление особых элементов в результате синтеза и взаимодействия различных национальных традиций. Процесс межкультурной коммуникации вышел за рамки всех уровней образования, от взаимной культурной терпимости до взаимного культурного единства. На наш взгляд, этот уровень можно воспринимать как результат взаимовлияния, синтеза культур.Изучение мусульманской Испании вносит важный вклад в изучение проблемы взаимовлияния культур, раскрывая механизм взаимодействия между своей и чужими до того, как они, странным образом сочетаясь, образуют утонченную и уникальную синкретическую цивилизацию, внесшую значительный вклад в мировую культуру.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.АлияХалдарбековнаШеранова ПРОБЛЕМЫ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО ФЕНОМЕНА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ // Scientificprogress. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-arabo-musulmanskogo-fenomena-v-srednevekovoy-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).Артамонова Екатерина Александровна Севильский драматург Хуан де ла Куэва: материалы к творческой биографии // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sevilskiy-dramaturg-huan-de-la-kueva-materialy-k-tvorcheskoy-biografii (дата обращения: 12.05.2023).Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1998.Бун Валентина Захаровна Испанский придворный портрет и французские портретисты во второй половине XVII — первой половине XVIII века // Новое искусствознание. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispanskiy-pridvornyy-portret-i-frantsuzskie-portretisty-vo-vtoroy-polovine-xvii-pervoy-polovine-xviii-veka (дата обращения: 12.05.2023).Гаджиева Х. Д. Система образования в Испании: прошлое и настоящее // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-ispanii-proshloe-i-nastoyaschee (дата обращения: 12.05.2023).Григорьева Т.П. Еще раз о Востоке и Западе//Иностранная литература. №7,1976.Гумеров И.Р., Зайнуллин Р.Р. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПАНИИ // Форум молодых ученых. 2017. №9 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-obrazovaniya-v-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).Дробышева Марина Николаевна Развитие культуры в эпоху Возрождения в Дубровнике // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2008. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kultury-v-epohu-vozrozhdeniya-v-dubrovnike (дата обращения: 12.05.2023).Дьяков Н. Н. Арабская культура и арабистика в Испании: страницы истории и современность // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arabskaya-kultura-i-arabistika-v-ispanii-stranitsy-istorii-i-sovremennost-1 (дата обращения: 12.05.2023).Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.Жук, М. И. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века : учебное пособие / М. И. Жук. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 224 с. - ISBN 978-5-9765-1019-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1595848 (дата обращения: 12.05.2023).История зарубежной литературы ХVIII в. : учебник / Д. Г. Алилова, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов [и др.] ; под. ред. Л. В. Сидорченко, А. П. Жукова. — 4-е изд., перераб. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2019. - 392 с. - ISBN 978-5-288-05960-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1245435 (дата обращения: 12.05.2023).Испания. Анфас и профиль / под ред. В.Л. Верникова. - М.: Весь Мир, 2007. - 480 с.: ISBN 978-5-7777-0384-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013151 (дата обращения: 12.05.2023).Карпина, Е. В. Жить в Испании. VivirenEspaña : учебник по страноведению Испании / Е. В. Карпина, Э. Ф. КероХервилья, И. В. Селиванова. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 212 с. - ISBN 978-5-9765-4268-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1863349 (дата обращения: 12.05.2023).Каптиков Анри Юрьевич Об одном из направленийроманскогостиляв архитектуре Испании // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-odnom-iz-napravleniyromanskogo-stilyav-arhitekture-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).Киселев, А. В. Испания. География. История : курс лукций / А. В. Киселев. - 3-е изд., испр. - Санкт-Петербург : КАРО, 2017. — 256 с. - ISBN 978-5-9925-1261-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1047670 (дата обращения: 12.05.2023).Красникова Е. О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности // Россия и мусульманский мир. 2014. №3 (261). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-formirovaniya-islama-v-korolevstve-ispaniya-ot-drevnosti-k-sovremennosti-1 (дата обращения: 12.05.2023).Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран : учебник : в 2 томах. / Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 720 с. - ISBN 978-5-91768-354-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1983257 (дата обращения: 12.05.2023).Курдина, Ж. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм : учебное пособие / Ж. В. Курдина, Г. И. Модина. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2021. - 206 с. - ISBN 978-5-9765-0928-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1234632 (дата обращения: 12.05.2023).Мельник С.В. Межрелигиозные отношения и управление религиозным фактором в Европе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhreligioznye-otnosheniya-i-upravlenie-religioznym-faktorom-v-evrope (дата обращения: 12.05.2023).Михайлова, Л. Б Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам : учебное пособие / Л. Б. Михайлова. - Москва : Прометей, 2013. - 288 с. - ISBN 978-5-7042-2423-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/536531 (дата обращения: 12.05.2023).Пашкова М.Н. Особенности развития системы образования в Испании // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-v-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).Перцик Е.Н. Города мира. М.: Международные отношения, 1999.Р.А. Абузярова, З.И. Туаевой "Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура" (Уфа, 1996)Савельев Юрий Ростиславович Неовизантийские мотивы в архитектуре Испании // Academia. Архитектура и строительство. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neovizantiyskie-motivy-v-arhitekture-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).Садыхова А.А. Европейский мультикультурализм: из истории взаимовлияния западноевропейской и арабо-мусульманской культур // ТРУДЫ СПБГИК. 2008. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-multikulturalizm-iz-istorii-vzaimovliyaniya-zapadnoevropeyskoy-i-arabo-musulmanskoy-kultur (дата обращения: 12.05.2023).Светлакова Ольга Альбертовна Монтескье и Испания // Вестник РХГА. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monteskie-i-ispaniya (дата обращения: 12.05.2023).Сим, Н. М. Архитектура Южной Испании эпохи барокко. Формирование национального стиля : монография / Н. М. Сим. - Москва : Прогресс-Традиция, 2018. - 408 с. - ISBN 978-5-89826-507-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1871371 (дата обращения: 12.05.2023).Тканко В. Ю. Арабский компонента как составляющая феномена испанской культуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arabskiy-komponenta-kak-sostavlyayuschaya-fenomena-ispanskoy-kultury (дата обращения: 12.05.2023).Устинова Ирина Владимировна Сочетание восточных и западных мотивов как проявление своеобразия развития испанской культуры // Вестник МГУКИ. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-vostochnyh-i-zapadnyh-motivov-kak-proyavlenie-svoeobraziya-razvitiya-ispanskoy-kultury (дата обращения: 12.05.2023).Хенкин Сергей Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия // Россия и мусульманский мир. 2013. №12 (258). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmane-v-ispanii-metamorfozy-istoricheskogo-bytiya (дата обращения: 12.05.2023).Хорева Лариса Георгиевна Испанская новелла как отражение национального менталитета // ИСОМ. 2017. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispanskaya-novella-kak-otrazhenie-natsionalnogo-mentaliteta (дата обращения: 12.05.2023).Чистякова Мария Александровна Основные этапы становления иберийской культуры как синтез восточных и западных традиций // RussianJournalofEducationandPsychology. 2015. №11 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-stanovleniya-iberiyskoy-kultury-kak-sintez-vostochnyh-i-zapadnyh-traditsiy (дата обращения: 12.05.2023).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1 Ф.ГойаПриложение 2Пласа Майор, МадридПриложение 3Стиль ЧурригерескоПриложение 4Королевский дворец, МадридПриложение 5Церковь иезуитской коллегии в саламанкеПриложение 6Собор Сан-исидро-эль-реаль в МадридеПриложение 7Монастырь Сан-Эстербан в СаламанкеПриложение 8Портал Музея истории МадридаПриложение 9Педро де Рибера, Св. ИеронимПриложение 10Эль Греко, Христос СпасительПриложение 11 Рибера, Св. СебастьянПриложение 12 Хиральда в Севилье
2. Алия Халдарбековна Шеранова ПРОБЛЕМЫ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО ФЕНОМЕНА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ // Scientific progress. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-arabo-musulmanskogo-fenomena-v-srednevekovoy-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).
3. Артамонова Екатерина Александровна Севильский драматург Хуан де ла Куэва: материалы к творческой биографии // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sevilskiy-dramaturg-huan-de-la-kueva-materialy-k-tvorcheskoy-biografii (дата обращения: 12.05.2023).
4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
5. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1998.
6. Бун Валентина Захаровна Испанский придворный портрет и французские портретисты во второй половине XVII — первой половине XVIII века // Новое искусствознание. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispanskiy-pridvornyy-portret-i-frantsuzskie-portretisty-vo-vtoroy-polovine-xvii-pervoy-polovine-xviii-veka (дата обращения: 12.05.2023).
7. Гаджиева Х. Д. Система образования в Испании: прошлое и настоящее // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-ispanii-proshloe-i-nastoyaschee (дата обращения: 12.05.2023).
8. Григорьева Т.П. Еще раз о Востоке и Западе//Иностранная литература. №7,1976.
9. Гумеров И.Р., Зайнуллин Р.Р. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПАНИИ // Форум молодых ученых. 2017. №9 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-obrazovaniya-v-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).
10. Дробышева Марина Николаевна Развитие культуры в эпоху Возрождения в Дубровнике // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2008. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kultury-v-epohu-vozrozhdeniya-v-dubrovnike (дата обращения: 12.05.2023).
11. Дьяков Н. Н. Арабская культура и арабистика в Испании: страницы истории и современность // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arabskaya-kultura-i-arabistika-v-ispanii-stranitsy-istorii-i-sovremennost-1 (дата обращения: 12.05.2023).
12. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.
13. Жук, М. И. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века : учебное пособие / М. И. Жук. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 224 с. - ISBN 978-5-9765-1019-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1595848 (дата обращения: 12.05.2023).
14. История зарубежной литературы ХVIII в. : учебник / Д. Г. Алилова, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов [и др.] ; под. ред. Л. В. Сидорченко, А. П. Жукова. — 4-е изд., перераб. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2019. - 392 с. - ISBN 978-5-288-05960-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1245435 (дата обращения: 12.05.2023).
15. Испания. Анфас и профиль / под ред. В.Л. Верникова. - М.: Весь Мир, 2007. - 480 с.: ISBN 978-5-7777-0384-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013151 (дата обращения: 12.05.2023).
16. Карпина, Е. В. Жить в Испании. Vivir en España : учебник по страноведению Испании / Е. В. Карпина, Э. Ф. Керо Хервилья, И. В. Селиванова. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 212 с. - ISBN 978-5-9765-4268-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1863349 (дата обращения: 12.05.2023).
17. Каптиков Анри Юрьевич Об одном из направленийроманского стиляв архитектуре Испании // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-odnom-iz-napravleniyromanskogo-stilyav-arhitekture-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).
18. Киселев, А. В. Испания. География. История : курс лукций / А. В. Киселев. - 3-е изд., испр. - Санкт-Петербург : КАРО, 2017. — 256 с. - ISBN 978-5-9925-1261-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1047670 (дата обращения: 12.05.2023).
19. Красникова Е. О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности // Россия и мусульманский мир. 2014. №3 (261). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-formirovaniya-islama-v-korolevstve-ispaniya-ot-drevnosti-k-sovremennosti-1 (дата обращения: 12.05.2023).
20. Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран : учебник : в 2 томах. / Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко, В.А. Савельев [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 720 с. - ISBN 978-5-91768-354-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1983257 (дата обращения: 12.05.2023).
21. Курдина, Ж. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм : учебное пособие / Ж. В. Курдина, Г. И. Модина. - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2021. - 206 с. - ISBN 978-5-9765-0928-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1234632 (дата обращения: 12.05.2023).
22. Мельник С.В. Межрелигиозные отношения и управление религиозным фактором в Европе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhreligioznye-otnosheniya-i-upravlenie-religioznym-faktorom-v-evrope (дата обращения: 12.05.2023).
23. Михайлова, Л. Б Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам : учебное пособие / Л. Б. Михайлова. - Москва : Прометей, 2013. - 288 с. - ISBN 978-5-7042-2423-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/536531 (дата обращения: 12.05.2023).
24. Пашкова М.Н. Особенности развития системы образования в Испании // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-v-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).
25. Перцик Е.Н. Города мира. М.: Международные отношения, 1999.
26. Р.А. Абузярова, З.И. Туаевой "Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура" (Уфа, 1996)
27. Савельев Юрий Ростиславович Неовизантийские мотивы в архитектуре Испании // Academia. Архитектура и строительство. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neovizantiyskie-motivy-v-arhitekture-ispanii (дата обращения: 12.05.2023).
28. Садыхова А.А. Европейский мультикультурализм: из истории взаимовлияния западноевропейской и арабо-мусульманской культур // ТРУДЫ СПБГИК. 2008. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-multikulturalizm-iz-istorii-vzaimovliyaniya-zapadnoevropeyskoy-i-arabo-musulmanskoy-kultur (дата обращения: 12.05.2023).
29. Светлакова Ольга Альбертовна Монтескье и Испания // Вестник РХГА. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monteskie-i-ispaniya (дата обращения: 12.05.2023).
30. Сим, Н. М. Архитектура Южной Испании эпохи барокко. Формирование национального стиля : монография / Н. М. Сим. - Москва : Прогресс-Традиция, 2018. - 408 с. - ISBN 978-5-89826-507-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1871371 (дата обращения: 12.05.2023).
31. Тканко В. Ю. Арабский компонента как составляющая феномена испанской культуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arabskiy-komponenta-kak-sostavlyayuschaya-fenomena-ispanskoy-kultury (дата обращения: 12.05.2023).
32. Устинова Ирина Владимировна Сочетание восточных и западных мотивов как проявление своеобразия развития испанской культуры // Вестник МГУКИ. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-vostochnyh-i-zapadnyh-motivov-kak-proyavlenie-svoeobraziya-razvitiya-ispanskoy-kultury (дата обращения: 12.05.2023).
33. Хенкин Сергей Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия // Россия и мусульманский мир. 2013. №12 (258). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmane-v-ispanii-metamorfozy-istoricheskogo-bytiya (дата обращения: 12.05.2023).
34. Хорева Лариса Георгиевна Испанская новелла как отражение национального менталитета // ИСОМ. 2017. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispanskaya-novella-kak-otrazhenie-natsionalnogo-mentaliteta (дата обращения: 12.05.2023).
35. Чистякова Мария Александровна Основные этапы становления иберийской культуры как синтез восточных и западных традиций // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №11 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-stanovleniya-iberiyskoy-kultury-kak-sintez-vostochnyh-i-zapadnyh-traditsiy (дата обращения: 12.05.2023).