Художественное наследие М. да Караваджо в творчестве Х. Тербрюггена, Г. ван Хонтхорста, Д. ван Бабюрена
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Караваджо и особенности его творчества ………………………
1.1.Караваджо – основоположник стиля в живописи………………..
1.2.Караваджо и его место в зарубежном искусстве…………………………
1.3.Караваджо и особенности его работ……………………………………
Глава 2.Наследие Караваджо и его наследие……………………………
2.1.Караваджо и его последователи и ученики………………………………
2.2.Хендрик Янс Тербрюген и влияние на его творчество Микеланджело Меризи ди Караваджо…………………………………………………………
2.3.Геррит ван Хонтхорст и влияние на его творчество Микеланджело Меризи ди Караваджо…………………………………………………………………………
2.4.Дирк ван Бабюрен и влияние на его творчество Микеланджело Меризи ди Караваджо……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………
Приложения………………………………………………………………………
Утрехтскиекараваджисты внимательно изучали работы мастера. Хотя живописцы Утрехта и объединили общий подход к живописи Караваджо со своим собственным стилем, в их картинах, доживших до наших дней, редко можно найти прямую отсылку к его известным композициям.«Караваджизм» оказывает воздействие на искусство в Северных Нидерландах до второй половины столетия. Принципы «караваджизма» имели особо важное значение для развития голландского искусства тем, что они способствовали формированию стиля молодого Рембрандта.Изучая и разглядывая картину Мастера «Самсон и Далила», от которой глаз не оторвать, можно простоять не одну минуту. Сюжет известен- красавица Далила, а на картине она действительно очень красива, узнав что вся физическая сила Самсона кроется в его волосах, она опаивает мужественного героя и во сне отрезает прядь его волос, лишая таким образом его силы. Потом она раскается в своем предательстве, но будет поздно – последуют трагические события. К этому сюжету обращались композиторы, кинематографисты. Волшебная музыка Сен-Санса привлекала и не единожды фигуристов. Насколько интересно это полотно у Геррита? Оно безусловно волшебно. Формат картины= вертикальный. В центре картины вмы видим предательскую правую руку коварной Далилы. Свет от свечи,кторую услужливо держит служанка Далилы, немного освещает лицо и грудб героини. Все остальное «тонет» во мраке- и сам Самсон, и служанка, голова Далилы и левая ее рука, которая поддерживает локон Самсона в то время как в правой руке ножницы, сыгравшие столь важную и трагическую роль в библейских сказаниях. Отличительная особенность – очень грамотная композиция. Очень лаконичное изображение. В центре картины – предательская рука Далилы, и все остальное как бы растворяется в потемках, так как свеча не может равномерно освещать все помещение подобно светильнику.Мастер Хонтхорст отличался театрализацией, так называемой, живописной режиссурой мизансцен – будь то комедия или трагедия, что наглядно демонстрирует это полотно.Он был влюблен в Караваджо, вначале во всем копировал его, за что был определен искусствоведами того времени как мастер «утрехтскогокараваджизма».Хонтхорст любил писать интимные жанровые сцены. библейские композиции.В его полотнах - эффект искусственного ночного освещения, изысканный колорит красок, ранее (до него) не сочетаемых между собой, мягкие контрасты в работе со светом .Очень интересна его картина «Дуэт». И при написании этого полотна мы видим насколько мастер умело использует работу со светом. На картине артисты. Происходит видимо репетиция представления. Свеча, равномерно освещающая сюжет и пространство картины почти скрыта за клавиром, виден практически только фитиль, над которым артисты видимо вокального жанра распеваются. И у этого мастера, по сути боготворившего Караваджо , можно наблюдать превосходство ученика над учителем. Артисты в костюмах, причудливых и весьма колоритных, у актрисы обнажена левая дышащая и соблазнительно округлая грудь. Скорее всего, актриса даже не видит и не чувствует этого нюанса- своего обнажения- оба артиста очень увлечены распевкой.А его работа «Герцог Бекингем и его семья» выполнена совсем в другой манере- групповой парадный портрет. Герцог и его жена позируют художнику в статичной форма. На моделях парадные или просто нарядные костюмы. Мода на героях – времен Карла Первого Стюарта. По видимомуБекингем тот самый, фаворит королей Якова 1 и Карла Первого, герой романов Александра Дюма и ЖюльеттыБенцони. На полотне вижна скрупулезная работа над деталями, что тоже было свойственно и Караваджо. Дети в левой части полотна в парадной одежде. Художником выписаны малейшие детали их костюмов. Все полотно освещено равномерно, но это и является особенностью парадного портрета. Сюжет немного оживляется тем, что герцогиня поддерживает руками младшего ребенка. В остальном все как будто застывшая картинка. Совсем по другому воспринимается работа художника «Концерт». Этот сюжет мы видели и у Караваджо и у Тербрюггена. И как же различны эти работы. У Хонтхорста самое колоритное и объемное полотно. У первых двух мы наблюдаем камерный сюжет – 3 персонажа, а у Хонтхорста сразу восемь. Правда не знаю почему, но крайние 2 персонажа справа как бы вне композиции- думается что они там либо случайно написаны, либо художник подобно Караваджо зашифровал в картине чьи то изображения. На самом деле, если закрыть ту сладкую парочку , концерт останется концертом, смысл и сюжет не изменятся . Вся картина залита светом, модели очень оживлены, все в ярких нарядах. В руках у женщин – музыкальные инструменты. Они поют.Все веселы и в настроении… 2.4. ДиркванБабюрен и влияние на его творчество Микеланджело Меризиди Караваджо.Бабюрен основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы «караваджизма». Мастер был последователем Караваджо. Для нас скорее именно этот художник менее известен, чем его соратники по учению Караваджо. В его работах прослеживается стиль и методы Караваджо. нидерландский живописец, наряду с Хонтхорстом и Тербрюггеном крупнейший представитель Утрехтской школы караваджизма.Ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. У Караваджо он заимствовал композиционную выразительность, контрастное освещение и стремление к реалистическому изображению натуры — черты, ставшие характерными для «караваджизма».Многим картинам Бабюрена присущ оттенок грубоватого натурализма, что в определённой мере было вызовом протестантской морали. С 1612 по 1620 работал в Риме. Там вместе с Давидом де Хаеном он учится у Караваджо, под воздействием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. У Караваджо он заимствовал композиционную выразительность, контрастное освещение и, в особенности, простонародный тип персонажей - черты, ставшие характерными для его живописного стиля. В Италии известность ему принесли прежде всего картины на религиозные сюжеты.Яркий пример этому – картина ««Святой Себастьян, посещаемый святой Ириной и ее служанкой». Подобный сюжет мы уже встречали у ХендриксаЯнсаТербрюггена в картине «Святой Себастьян по заботой Ирины и ее служанки». Сюжет не нов, к этому сюжету обратился и Бабюрен. Отличия есть существенные. Если у Тербрюггена СвятогоСабастьяна только пытаются отвязать от колонны и вынимают из тела стрелы, и композиция сюжета представляет собой равнобедренный треугольник, то у ванБабюрена это прямоугольник. Композиция занимает фигурами и рыцарским снаряжением практически все полотно картины. Тело измученного Святого Себастьяна обмякло в руках двух женщин – Святой Ирины и ее служанки.Верняя фигура Святой Ирины в джижении. Красная мантия ее так взлетела, что понятно, что картина как фотография зафиксировала действие снятие Себастьяна от колонны или дерева. Святая Ирина пытается вынуть стрелу из правого подреберья, как и у Тербрюггена, а левая рука также практически не видна. Служанка бережно поддерживает обмягшее тело. Отличие полотен еще в том, что у ванБабюрена тело Святого Себастьяна выписано более белым , без лишних теней и ткани, драпирующей тело. В правом нижнем углу картины лежит груда мужских рыцарских доспехов.Эта картина демонстрирует караваджистские тенденции: художник создает сцену с помощью сильной и искусственной светотени, которая освещает тело святого Себастьяна и верхнюю часть тела святой Ирины и ее служанки, оставляя остальную часть живописного плана в тени. Только на переднем плане мы можем разглядеть мужские доспехи.Преобладали в его творчестве в эти годы жанровые сюжеты, в частности столь любимые всеми караваджистами изображения музыкантов. Картины Бабюрена с выдвинутыми на передний план крупными полуфигурами, с контрастной светотенью отличаются звучностью цвета и широкой, темпераментной манерой исполнения. Многим из них присущ оттенок грубоватого натурализма.Композицию «Положение во гроб», во многом основанную на одноименной картине Караваджо, будут впоследствии часто копировать; она останется одной из самых знаменитых картин XVII века на религиозную тематику. Надо отметить что по манере работы именно эта работа наиболее близка к творчеству Караваджо. Однотонный фон сероватого оттенка. Тело Христа бережно уже сняли с креста и готовятся положить в склеп. Картина кажется скорее графической работой чем живописным полотном. Кроме тела Христа остальные фигуры кажутся сильно постановочными. Как будто художник не художник, а фотограф. «Улыбочку», - говорит он и все как могут замирают. Или улыбаются, или пытаются принять ту позицию или форму, чтобы выглядеть поприличнее.Заключение.Художественное наследие Микеланджело Меризиди Караваджо многогранно и велико.Издавна у различных слоев населения был устойчивый интерес к западно-европейской и в частности голландской живописи XVII. В одной курсовой нет возможности исследовать и назвать всех великих мастеров.Перед автором курсовой стояли задачи:Изучить творчество и наследие Микеланджело Меризиди Караваджо.Рассмотреть разнообразие методов и стиля работы Караваджо.Провести анализ наследия Караваджо в творчестве Тербрюггена.Провести анализ наследия Караваджо в творчестве ванХонтхорста.Провести анализ наследия Караваджо в творчествеванБабюрена.Объектом курсовой работы были работы Караваджо,Тербрюггена, ванХонтхорста, ванБабюрена.По мнению автора все поставленные задачи были выполнены, цель исследования достигнута, работа снабжена достаточно большим количеством приложений.Список литературы:Игорь Долгополов. «Рассказы о художниках», М., «Изобразительное искусство», 1982г.в 2 томах.Игорь Долгополов. «Мастера и шедевры», М., Изобразительное искусство», 1986г, в 3 томах.Кузнецов Ю. И. «Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже». — Л.: «Аврора», 1979.Микеланджело ди Караваджо. Документы и воспоминания современников. М.,1975Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. Основные проблемы и ведущие мастера, М., 1999г.Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.Малая история искусств. Западноевропейское искусство XVII века. М.,1974.Ротенберг Е.И. Западноевропейская живописьXVII века.(серия «Памятники мирового искусства»), М., 1971.Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.,1989.Всеобщая история искусств. М.,1963, т.4.Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. Основные проблемы и ведущие мастера. М., 1999.Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л., 1984.Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII века, М., 1971.«Искусство Западной Европы XVII-XX веков, М., «Просвещение»,1988г, в 2-х томах. ПриложенияПриложение 1.Микеланджело Меризиди КараваджоФрагмент картины «Давид, победивший Голиафа», 1600 год.Приложение 2.Микеланджело Меризиди КараваджоФрагмент картины «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1609 год.Приложение 3Караваджо Успение Богоматери (Смерть Марии), 1605–1606.Образ Успения (смерти) БогоматериПриложение 4Караваджо «Лютнист»Приложение 5Микеланджело Меризи де КараваджоПриложение 6«Святой Себастьян по заботой Ирины и ее служанки»Автор ХендрикЯнсТербрюггенПриложение 7«Концерт»Автор ХендрикЯнсТербрюггенПриложение 8«Призвание святого Матфея»Автор ХендрикЯнсТербрюггенПриложение 9«Самсон и Далила»Автор ГерритванХонтхорстПриложение 10«Дуэт»Автор ГерритванХонтхорстПриложение 10«Герцог Бекингем и его семья» »Автор ГерритванХонтхорстПриложение 11«Концерт»Автор ГерритванХонтхорстПриложение 12«Святой Себастьян, посещаемый святой Ириной и ее служанкой»Автор ДиркБабюренПриложение 13«Положение во гроб»Автор ДиркванБабюренПриложения 14, 15, 16, 17, 18,19.Автор ГерритванХонтхорстПриложения 20, 21, 22, 23, 24, 25Микеланджело Меризиди Караваджо
2. Игорь Долгополов. «Мастера и шедевры», М., Изобразительное искусство», 1986г, в 3 томах.
3. Кузнецов Ю. И. «Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже». — Л.: «Аврора», 1979.
4. Микеланджело ди Караваджо. Документы и воспоминания современников. М.,1975
5. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. Основные проблемы и ведущие мастера, М., 1999г.
6. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.
7. Малая история искусств. Западноевропейское искусство XVII века. М.,1974.
8. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века.(серия «Памятники мирового искусства»), М., 1971.
9. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. М.,1989.
10. Всеобщая история искусств. М.,1963, т.4.
11. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. Основные проблемы и ведущие мастера. М., 1999.
12. Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л., 1984.
13. Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII века, М., 1971.
14. «Искусство Западной Европы XVII-XX веков, М., «Просвещение»,1988г, в 2-х томах.