Лэпбук как средство развития представлений о временах года у детей 4-5 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 35 35 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Развитие представлений о временах года у детей 4-5 лет………5
1.1 Определения понятия представления о временах года………………….5
1.2 Особенности развития представления о временах года у детей 4-5 лет...8
1.3 Обьем представлений о временах года доступные, детям 4-5 лет……….13
1.4 Методы ознакомления дошкольников с природой………………………..14
1.5 0собенности работы воспитателя развитие о временах года у детей 4.5 лет…………………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Развитие представления о временах года у детей 4-5 лет посредствам лэпбука……………………………………………………………19
2.1 Определение понятия «Лэпбук»…………………………………………….19
2.2 История создания лэпбука…………………………………………………20
2.3 Особенности изготовления «лэпбука» для детей дошкольного возраста..21 2.4 Значение лэпбука для развития детей дошкольного возраста……………25
2.5 Использования лэпбука в работе воспитателя по ознакомлению с временами года детей 4-5 лет………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..34
Фрагмент для ознакомления

В этом упражнении важно не допускать закрепления традиционных графических изображений и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственные творческие способности ребенка. В то же время важно поддерживать интерес детей к этому занятию, а использование неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должно способствовать творческому развитию детей. Лепка из пластилина или глины - очень интересное, увлекательное и полезное занятие. В последние годы, по словам авторов Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, "соленое тесто и бумажная масса стали очень популярными материалами для лепки. В детском саду используются три вида лепки: предметная (ребенок лепит один предмет), сюжетная (изображает действия нескольких персонажей или персонажа и предметы), декоративная (посуда; предметы декоративно-прикладного искусства, свистульки, матрешки; украшение плоских фигурок различными объемными элементами подробности)" [16; 6]. Приложение — позволяет ребенку познакомиться с различными способами работы с бумагой. Дети знакомятся с различными техниками вырезания из бумаги, учатся правильному и безопасному обращению с ножницами, осваивают различные способы создания выразительного изображения, наклеивания бумаги или отдельных ее частей.Строительство - это целенаправленный процесс решения технических задач, связанных с созданием зданий, приведением объектов, их частей и элементов в определенное взаимное расположение. Существует три вида конструктивной деятельности ребенка: по образцу, по условиям, по плану. В детском саду для строительства используются большие (напольные) и маленькие (настольные) строительные материалы, а также конструкторы с различными способами соединения деталей, конструктивные и логические игры. Художественная (ручная) работа - это вид производственной деятельности, тесно связанный с нанесением и дизайном. Работы в стиле оригами, атрибуты для игр, пальчиковый и настольный театр, кукольная мебель изготавливаются из бумаги и картона. Организация продуктивной деятельности детей должна быть добровольной, основанной на партнерстве детей со взрослым. В то же время перед учителем стоит не только задача демократизации стиля поведения (переход от обязательных, регламентирующих к более свободным, раскрепощенным отношениям), но и важная проблема отбора интересного контента, способного привлечь и удержать внимание детей.Дети овладевают многими практическими навыками, которые впоследствии понадобятся для выполнения самых разнообразных работ, приобретают навыки, позволяющие им чувствовать себя независимыми. Комплексный подход успешно внедряется на занятиях по продуктивной деятельности. Занятия позволяют снять детские страхи, перенапряжение. Продуктивная деятельность по моделированию объектов окружающего мира приводит к созданию реального продукта, в котором идея предмета, явления, ситуации получает материальное воплощение в дизайне, рисунке, трехмерном изображении.В дошкольном учреждении продуктивная деятельность организуется в соответствии с ее индивидуальными видами в рамках специальных занятий, которые одинаковы для всех (вне контекста специфических интересов детей). Часто целью таких занятий является обучение ребенка особым навыкам и умениям работать с определенными материалами и инструментами.Этот контент разбросан по многочисленным методическим разработкам, пособиям, альбомам (для моделирования, рисования, конструирования и т.д.). Но для того, чтобы учитель мог организовывать занятия в форме партнера, иметь возможность гибко проектировать работу с детьми, ему самому необходимо уметь выбирать подходящий контент из имеющегося набора, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, с другой стороны, являются интересы детей из группы.Среди развивающих функций продуктивной деятельности необходимо отметить ее участие в эмоциональном и личностном развитии ребенка - в развитии "чувства инициативы", которое проявляется в способности самоутверждаться как деятель и творец, распоряжаясь материалами и инструментами, реализуя свои планы.Продуктивная деятельность, в силу своей творческой природы, как никакая другая форма детской активности, создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результатов в соответствии с внутренними или внешне заданными стандартными качествами. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает в человеке основы трудолюбия.Репрезентативный (моделирующий) характер продуктивной деятельности обеспечивает развитие у ребенка образного мышления, фантазии, умения соотносить целое – части, систематизировать свойства и взаимосвязи в объективном мире в процессе практического использования различных материалов. Производственная деятельность открывает широкие возможности для развития творческой активности. Разнообразные конструктивные, визуальные, пластические материалы, которые ставят перед детьми вопрос: "Что из этого можно сделать?" - стимулируют генерирование идеи и ее реализацию.Любой вид производственной деятельности способствует совершенствованию ручной моторики, создает условия для формирования специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования инструментов (карандаш, кисть, ножницы и т.д.).Навыки работы со специфическими инструментами и материалами закладываются уже в младшем дошкольном возрасте в процессе тестирования возможностей этих материалов. В среднем дошкольном возрасте дети переходят к целенаправленной продуктивной деятельности (с заранее определенной целью-планом), а на седьмом году жизни начинает срабатывать мотивация "сделать доброе дело".Развитие продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного определения цели-плана (не просто "Что будет", а "Что я хочу сделать"), имеет в рамках этой тенденции две линии: 1. Движение к точности (копирование образца с учетом параметров будущего набора продуктов извне);2. творческая разработка вашей собственной идеи и ее реализация в соответствии с вашими внутренними критериями качества.В процессе продуктивной деятельности у ребенка активно развивается зрительная память, развивается речь, наглядно-образное мышление, фантазия, восприятие, внимание, способность анализировать, обобщать. У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, зрение, общая и мелкая моторика рук, координация движений, усидчивость, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и обсуждать идею вместе, быть активными, инициативными, независимыми и творческими.Итак, понятие "продуктивная деятельность" охватывает несколько видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, традиционно представленные в жизни детей и занимающие в ней существенное место. В процессе продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста развиваются и формируются зрительные восприятия, воображение, память, чувства и другие психические процессы. У детей развиваются такие личностные качества, как аккуратность, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие.2.5 Использования лэпбука в работе воспитателя по ознакомлению с временами года детей 4-5 летГлавное правило работы с лэпбуком - умение классифицировать объекты по существенному признаку, обобщать, обновлять знания и расширять словарный запас о разных временах года: приметах и явлениях природы, объектах человеческой деятельности, сезонных продуктах питания, дикой природе и занятиях детей в разное время года.Это правило игры способствует решению речевых и познавательных задач.Это пособие может быть использовано для контроля за восприятием дошкольниками времен года. Педагог предлагает ребенку выбрать открытку с определенным временем года, а затем закрепить ее на игровом фоне. Далее дошкольник выбирает подходящую одежду и одевает девочку.Для того чтобы развить у детей воображение, речевые способности, чувство юмора, можно предложить детям сочинять небылицы, фантастические истории. Для этого вам нужно изменить правила игры. Воспитатель разрывает логическую цепочку.Работа с пособием предполагает несколько вариантов участия воспитателя:- на этапе обучения педагог непосредственно участвует в игре (предлагает ее, рассказывает (напоминает) правила, распределяет участие, непосредственно играет с детьми);- на этапе закрепления педагог косвенно влияет на игру (находится рядом), при необходимости исправляет ошибки детей, подсказывает;- на этапе полного усвоения правил педагог только наблюдает и делает для себя определенные выводы о знаниях детей.Варианты игр, упражнений, заданий лэпбука "Времена года"Игра № 1 "Деревья"Задачи: развить целенаправленный, сильный, продолжительный ротовой выдох, расширить кругозор и словарный запас детей по лексическим темам "Весна", "Зима", "Лето", "Осень".Ход игры.Педагог знакомит ребенка с временами года. Он говорит, что они отличаются не только названиями, но и определенными погодными условиями. Предлагает заглянуть на первые страницы ноутбука и обратить внимание на то, как выглядят деревья весной, зимой, летом и осенью. А затем он предлагает выдувать снежинки и цветы деревьев на листья, чтобы оживить картинку.Игра № 2 "Четвертый лишний"Задачи: развивать умение классифицировать объекты по существенному признаку, обобщать, обновлять знания и расширять словарный запас о временах года (приметы и явления природы, объекты человеческой деятельности, сезонные продукты питания, дикая природа и занятия детей в разное время года).Ход игры. Педагог предлагает ребенку игровое поле, на котором необходимо выбрать "лишний" предмет и закрепить на нем прищепку с характерным знаком нужного времени года, затем объяснить свои действия. Игра включает в себя набор карточек и прищепок.Игра № 3 "Одень девочку Аню по сезону"Задачи: развивать мелкую моторику, зрительный гнозис, обогащать словарный запас (название одежды и ее материал), развивать представления детей об одежде, ее связи с холодным и теплым временами года.Ход игры. Педагог предлагает ребенку выбрать открытку с определенным временем года, а затем закрепить ее на игровом фоне (в комнате на стене). Далее студент выбирает подходящую одежду и одевает Аню. Игра включает в себя набор одежды и карточку-подсказку.Игра № 4 "Лото"Задачи: расширить представления детей о временах года (зима, весна, лето, осень), сезонных явлениях, развивать зрительную память, устную речь, наблюдательность, формировать умение определять время года по характерным признакам, закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительных суффиксы, а также попрактиковаться в согласовании притяжательных местоимений "мой", "моя моя", "моя моямоя" с существительными в роде и числе.Ход игры. (1-й вариант). Ребенок выбирает нужную карточку для заданного фона, устно выполняет задание персонажей, которые изображены в углу картинки, и закрывает пустое окно на заднем плане.(2-я версия игры от 2-х участников).Педагог раздает участникам игры по одному фону. Маленькие карты тасуются и раскладываются на столе картинкой вниз. Каждый по очереди берет по одной карточке и смотрит, соответствует ли она его происхождению, в зависимости от времени года. Если это так, он закрывает окно на своем фоне этой маленькой карточкой и устно выполняет задание, используя символы. Если нет, то карточку необходимо положить обратно на стол картинкой вниз. Победителем становится тот, кто первым закроет все окна на своем фоне. Символ "Сердечко" - назовите картинку ласково; символ "Ладошка" - педагог предлагает ребенку представить, что все картинки принадлежат ему, после чего предлагает ответить на вопросы: "Чей, чей, чей, чей этот предмет?" Например: "Чьи сапоги?" - "Мои сапоги".Играя с лэпбуком, у детей развиваются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы о предметах и явлениях. Дети используют этот макет в соответствии со своей собственной идеей, сюжетом игры, что способствует развитию творческих способностей и воображения.ЗаключениеИтак, было установлено, что времена года - это циклические изменения в природе. В возрасте 5-6 лет дети учатся различать время года по характерным изменениям в окружающей среде. Они понимают циклическую природу этих изменений. В дошкольном возрасте дети знакомятся с живой и неживой природой. Это делается с помощью наблюдений, экологических троп, историй и бесед. Дети учатся распознавать времена года, стоящие за изменениями в природе. Цель воспитателя - сформировать у дошкольников целостную картину сезонности и временных изменений. Во второй главе установлено, что ноутбук - это портфолио или коллекция небольших книг с карманами и окошками, которые позволяют размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это своего рода книга, которую ученик собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, творчески оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для ноутбука является плотная бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что ноутбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала студента, который учит его творчески мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только его кругозор, но и формируя необходимые навыки и способности преодолевать трудности и решать проблемы. Одним из преимуществ ноутбука является то, что работа над его созданием может быть индивидуальной, парной или групповой. Работая индивидуально, один студент занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст]/ История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. 2. Ганзен, В. А. Системные описания в психологи [Текст]/ В. А. Ганзен. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 2014. – 176 с. 3. Зотов, В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Автореферат дис. …канд.пед.наук: 13.00.01[Текст]. - М.,1998. - 16 с. 4. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст]. Избр. пед.соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, - 1982. Т.1. - 656 с. 5. Кудрявцев, В. Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода [Текст]/ В. Т. Кудрявцев. – Рига : Психологический центр «Эксперимент», 2009. – Ч. 1. – 160 с. 6. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]/ А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей : сб. ст. под ред. Ананьева Б. Г. – М. : «Известия АПН РСФСР», 2016. – Вып. 86. – 223 с. 7. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста : автореферат дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. А. Мусейибова. – Л., 2014. – 19 с. 8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб для студ. вузов [Текст]/ В. С. Мухина. – 3-е изд., стереотип. – М. :Издат. Центр «Академия», 2018. – 456 с. 9. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры [Текст]//Дошкольное воспитание. - 1997. - №1. - С.30-35. 10. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336. 11. Песталоцци, И.Г. Книга матерей или Руководство для матерей, как научить своих детей наблюдать и говорить [Текст]/История дошкольной зарубежной педагогики. - М.: Просвещение. - 1974, С.155 - 164. 12. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст]. М. :Издат. Центр «Академия», 2018. – 126 с. 13. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т-х. Т.5 [Текст]/ Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с. 14. Ибрагимова,Ф.Х. Правила поведения в природе [электронный ресурс]/ Ф.Х.Ибрагимова.- Режим доступа : http:// festival.lseptember.ru/artisles/560372/ (дата обращения: 17.02.2020) 15. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст]/ Под ред. Л.П.Печко, - М.: Педагогика, 1984. - 136 с.

1. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст]/ История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
2. Ганзен, В. А. Системные описания в психологи [Текст]/ В. А. Ганзен. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 2014. – 176 с.
3. Зотов, В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Автореферат дис. …канд.пед.наук: 13.00.01[Текст]. - М.,1998. - 16 с.
4. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст]. Избр. пед.соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, - 1982. Т.1. - 656 с.
5. Кудрявцев, В. Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода [Текст]/ В. Т. Кудрявцев. – Рига : Психологический центр «Эксперимент», 2009. – Ч. 1. – 160 с.
6. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]/ А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей : сб. ст. под ред. Ананьева Б. Г. – М. : «Известия АПН РСФСР», 2016. – Вып. 86. – 223 с.
7. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста : автореферат дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. А. Мусейибова. – Л., 2014. – 19 с.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб для студ. вузов [Текст]/ В. С. Мухина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издат. Центр «Академия», 2018. – 456 с.
9. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры [Текст]//Дошкольное воспитание. - 1997. - №1. - С.30-35.
10. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.
11. Песталоцци, И.Г. Книга матерей или Руководство для матерей, как научить своих детей наблюдать и говорить [Текст]/История дошкольной зарубежной педагогики. - М.: Просвещение. - 1974, С.155 - 164.
12. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст]. М. : Издат. Центр «Академия», 2018. – 126 с.
13. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т-х. Т.5 [Текст]/ Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
14. Ибрагимова,Ф.Х. Правила поведения в природе [электронный ресурс]/ Ф.Х.Ибрагимова.- Режим доступа : http:// festival.lseptember.ru/artisles/560372/ (дата обращения: 17.02.2020)
15. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст]/ Под ред. Л.П.Печко, - М.: Педагогика, 1984. - 136 с.