Правовое положение женщин в Древней Руси

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Семейное право
  • 19 19 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 13.06.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 2
1 Источники права, регулирующие правовое положение женщины в Древней Руси 4
2 Правовое положение женщин в Древней Руси в различных сферах жизни 7
3 Право женщины в семейном праве Древней Руси 12
Заключение 18
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

При этом, используя термин «парафернальное» имущество, которое является собственностью жены, не соединяется полностью с имуществом мужа и которым она может распоряжаться по своему усмотрению. Впоследствии парафернальное имущество жены передавалось мужу только на основе доверенности, а обеспечением добросовестности управления им служила законная ипотека на имуществе мужа в пользу жены.Приданное не терялось в общем имуществе новой семьи, в которую переходила женщина. В случае если связь, соединяющая женщину с этой семьей, разрывалась, то приданное должно было быть выделено из общего имущества. В случае смерти матери приданное поступает к ее детям, даже если у ее мужа, есть дети от другой жены они не наследуют такое имущество [4]. Устав князя Владимира предполагал возможность конфликта вдовы с братьями, снохой, свекровью и собственными детьми по поводу «живота». Это показывает высокую самостоятельность женщины, состоящей в браке в сфере имущественных отношений и особенно после смерти супруга.Подтвердить имущественную состоятельность замужних женщин можно тем, что материальную ответственность по долгам мужа жена несла только в случае его смерти, причем в этом случае она выступала в качестве наследника и мы сталкиваемся здесь с примером универсального правопреемства, которое было свойственно древнерусскому праву [6].Вслед за обращением Руси в христианство брак и семейная жизнь были поставлены под защиту и наблюдение Церкви. Согласно «Церковному уложению», муж подвергался штрафу в случае прелюбодеяния. Права дочери были также защищены. Если родители принуждали свою дочь к браку против ее воли, и она совершала самоубийство, они считались ответственными за ее смерть [4].После принятия христианства на Руси был установлен новый семейный кодекс. Решение о разводе принималось по предписанным правилам и, обязательно должно было происходить по обоюдному согласию.Если муж самовольно уходил от жены, последней полагалась денежная компенсация. Сумма «откупа» зависела от социального статуса супругов. Размеры компенсаций были указаны в юридическом документе «Устав князя Ярослава о церковных судах». По нему боярин, например, платил брошенной жене компенсацию «за сором» 300 гривен, смерд - 2 рубля.Расторжение брака согласно законам Древнерусского государства было крайне редким и нежелательным событием, но вполне допустимым. Для расторжения церковного брака требовалось наличие одного из поводов, которые были перечислены в Церковном уставе. Закон регулировал имущественные споры, которые моли возникать между супругами во время развода. Жена сохраняла право на свое приданое, она имела право передавать его по наследству. Брак мог быть расторгнут по следующим основаниям: 1.Смерть одного из супругов (статус вдовства). Вступить в другой брак вдовец или вдова могли через год.2. Развод (осуществляла церковь). Поводы к разводу:- прелюбодеяние одного из супругов;- отсутствие детей в течении 3-х лет (неспособность к брачному сожительству);- объявление жены ведьмой.3. Мирская смерть (уход в монастырь одного из супругов). Принимавший монашество должен отдать церкви имущество. Церковь принимала лиц, не имевших детей или имевших взрослых детей.4. Признание брака недействительным (доказано, что не соблюдено одно из условий вступления в брак)[14].Даже при негативном отношении церкви к разводам возможностью развестись пользовались как простые люди, так и князья. Первым был князь Владимир Великий. После принятия христианства ему пришлось развестись со многими своими женами-язычницами. Роман Мстиславович Галицкий заставил жену уйти в монастырь и на основании этого развелся с ней. Евдокия, супруга Святослава Всеволодовича (князя владимирского) сама ушла в монастырь, предварительно «отпустив» мужа. Князь московский Василий III 20 лет прожил с браке с Соломонией Сабуровой. За все это время у них так и не родились дети. После этого князь женился во второй раз. Вторая супруга родила ему сына - Ивана, прозванного впоследствии Грозным.Сам Иван Грозный тоже разводился. Он делал это неоднократно, предварительно насильно заточив неугодных супруг в монастырь (Анна Колтовская, Анна Васильчикова). Так же развелся с первой женой Евдокией Лопухиной и Петр I. Царь заставил женщину принять постриг, после чего официально с ней развелся [14]. Проблема прекращения брака являлась, вероятно, одной из центральных в древнерусском семейном праве. Ее особое место, по мнению M.K. Цатуровой, в том, что семейные узы представляли собой вид угнетения. Заключая брак в раннем возрасте часто по выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, а позднее, сложная и дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту область семейного права.Таким образом, можно сделать вывод о том, что семейное право, после принятия христианства в Древней Руси, сделало очень большой шаг в решении вопроса правовой защиты древнерусской женщины. В языческой Руси правовой статус женщин регулировался обычаями. Для того чтобы брак считался заключенным, невесту умыкали, за нее откупались, что основывалось на устных договоренностях сторон – родители молодой женщины договаривались с женихом или его родственниками. Существовали как моногамные, так и полигамные семьи. После принятия христианства на Руси церковь начала регулировать брачные отношения по модели византийского брачно-семейного законодательства, что предопределило правовую защиту женщин в дальнейшем развитии российского общества.ЗаключениеРассмотрев правовое положение женщин в Древней Руси, можно сделать вывод, что их правовой статус был весьма ограничен, что предопределило их правовую защиту. Это было связано с влиянием религиозных норм (правовое положение женщин в семье в основном регулировалось нормами канонического и римского права) и тем фактом, что древнерусское государство не разработало механизмов защиты прав женщин и предоставило это мужчинам. Одним из самых известных и важных источников семейного права в Древней Руси являлся Домострой с авторитарной ролью главы семьи, которому женщина обязана подчиняться.Правовые нормы, закреплявшие имущественные, наследственные и социальные права женщин в Древней Руси, основывались на существующей экономической организации общества. Именно экономическая организация древнерусского общества и, как следствие, его социальная иерархия, феодальное расслоение обуславливали разницу в правах женщин в зависимости от их социально-классовой принадлежности.Принятие христианства в Древней Руси сделало очень большой шаг в решении вопроса правовой защиты древнерусской женщины. Была создана христианская модель семьи и брака. Закон регулировал имущественные споры, которые могли возникнуть между супругами во время развода. Все это предопределило правовую защиту женщин в дальнейшем развитии российского общества.Список литературыБеляева H.B. Регулирование брачных отношений у русских славян в семейном праве // B мире права. 2021. № 2. C. 18-23.Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях//H.И. Костомаров, И.E. Забелин. M.: Юрист, 2011. 303 c. Женщина Древней Руси как субъект преступления и объект преступного посягательства https://superinf.ru(дата обращения: 13.05.2023).Заключение брака на Руси https://superinf.ru(дата обращения: 13.05.2023).Кириллова T.K. Правовое положение женщин Древней Руси (IX-XV вв.). // История государства и права. 2020. № 1.C. 3-8.Медведев B.Г. Условия и порядок заключения брака по русскому семейному праву (XIII - XV вв.)//История государства и права. 2019. №21. C. 6-9Омельянчук C.B. Формы и процедура заключения языческих браков в Киевской Руси // История государства и права. 2017. № 8. C. 14–16.Омельянчук C.B. Расторжение христианского брака в Древней Руси // История государства и права. 2021. № 1. C. 13–17.Пушкарева H.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. 286 c.Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. // Молодой ученый.https://moluch.ru(дата обращения: 13.05.2023).Сизиков M.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. M.: Юрист, 2008. 320 c.Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. M.: Академия, 2020. 472 c.Цатурова M.K.Русское семейное право XVI-XVIII вв. M.: Юрид. лит., 2011. 112 c.Цатурова M.K.  Три века русского развода (XVI–XVIII века) M.: Логос, 2011. 288 c.

Список литературы

1. Беляева H.B. Регулирование брачных отношений у русских славян в семейном праве // B мире права. 2021. № 2. C. 18-23.
2. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях// H.И. Костомаров, И.E. Забелин. M.: Юрист, 2011. 303 c.
3. Женщина Древней Руси как субъект преступления и объект преступного посягательства https://superinf.ru (дата обращения: 13.05.2023).
4. Заключение брака на Руси https://superinf.ru (дата обращения: 13.05.2023).
5. Кириллова T.K. Правовое положение женщин Древней Руси (IX-XV вв.). // История государства и права. 2020. № 1. C. 3-8.
6. Медведев B.Г. Условия и порядок заключения брака по русскому семейному праву (XIII - XV вв.)//История государства и права. 2019. №21. C. 6-9
7. Омельянчук C.B. Формы и процедура заключения языческих браков в Киевской Руси // История государства и права. 2017. № 8. C. 14–16.
8. Омельянчук C.B. Расторжение христианского брака в Древней Руси // История государства и права. 2021. № 1. C. 13–17.
9. Пушкарева H.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. 286 c.
10. Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. // Молодой ученый. https://moluch.ru (дата обращения: 13.05.2023).
11. Сизиков M.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. M.: Юрист, 2008. 320 c.
12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. M.: Академия, 2020. 472 c.
13. Цатурова M.K. Русское семейное право XVI-XVIII вв. M.: Юрид. лит., 2011. 112 c.
14. Цатурова M.K. Три века русского развода (XVI–XVIII века) M.: Логос, 2011. 288 c.