Живопись эпохи барокко
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 14.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧСКАЯ СПРАВКА
2. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ В СТИЛЕ БАРОККО
3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАЦИИИ
3.1. ИТАЛИЯ
3.2. ИСПАНИЯ
3.3. ФРАНЦИЯ
3.4. ФЛАМАНДИЯ
3.5. ГОЛЛАНДИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Николя Пуссен. Успение Богородицы. 1623. Холст, масло. Церковь св. Панкратия, Стерренбек, БельгияКлод Лорренпри участии Филиппо Лаури. Пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской. Около 1646—1647 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Клод Лоррен. Утро в гавани. 1634 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Жорж де Латур Жорж де Латур был французским художником эпохи Барокко, известным тем, что писал религиозные светотеневые сцены при свечах. В его работах заметно большое влияние Караваджо, для которого характерны эффекты света и тьмы в живописи, но уникальность в том, что он применяет эту технику к жанровым сюжетам. [10]Жорж Де Латур. Магдалина с дымящимся пламенем. Около 1640, холст, масло.Жорж Де Латур. Шулер с бубновым тузом. Ок. 1630. ЛуврЖорж Де Латур, «Поклонение пастухов». Ок. 1644. Лувр, ПарижФЛАМАНДИЯСтиль живописи, созданный во Фландрии в 17 веке, известен как фламандское Барокко.[6]Ключевые моменты:Фламандская живопись в стиле Барокко примечательна тем, что она была разделена на различные тематические категории истории, портрета, жанра, пейзажа и натюрморта.Питер Пауль Рубенс был выдающимся художником стиля фламандского Барокко; он был доминирующим художником исторической живописи и черпал влияние из итальянской живописи.Картины Адриана Брауэра послужили примером жанровой живописи Фландрии 17 века. Они изображали сцены повседневной жизни крестьян и отличались выразительной проработкой лиц.Vanitas, тип натюрморта, призванный проиллюстрировать бессмысленность земной жизни и быстротечность всех земных занятий, стал очень популярным во фламандской живописи 17 века.Ключевые термины:монументальный: большой, величественный и импозантный.Vanitas: тип живописи с иконографией, которая символизирует мимолетное качество жизни, славу, богатство и счастье на земле.ФламандскоеБароккоСтиль живописи, созданный во Фландрии в 17 веке, известен как фламандское Барокко. Этот стиль создавался примерно с 1585 года, когда Голландская республика отделилась от южных регионов Габсбургской Испании, примерно до 1700 года, когда правление Габсбургов закончилось после смерти короля Карла II. Антверпен — дом Питера Пауля Рубенса и Энтони Ван Дейка — занимал видное место в художественном производстве в это время, как и Брюссель и Гент в меньшей степени. Питер Пауль Рубенс, выдающийся художник стиля фламандского Барокко, оказал сильное влияние на художественную эстетику 17 века.[8]Категории фламандской живописиФламандская живопись в стиле Барокко примечательна тем, что она была разделена на разные тематические категории, и художники того времени, как правило, специализировались в одной из этих областей. Эти жанры включали историю, портретную живопись, жанровые картины, пейзаж и натюрморт. Подобная иерархия жанров станет официальной в рамках Французской академии в 17веке.[9,10]Историческая живописьИсторическая живопись, считавшаяся самым благородным жанром в 17 веке, состояла из изображений исторических, библейских, мифологических и аллегорических сцен. Питер Пауль Рубенс был доминирующим художником в этой категории, хотя его ученик Энтони Ван Дейк также стал заметным. Больше, чем в любой другой категории, фламандские художники-историки продолжали черпать влияние из итальянской живописи. Рубенс провел девять лет в Италии, изучая работы мастеров, и именно он ввел в живопись монументальную сцену охоты. Примером этого является его работа "Охота на волка и лисицу", которая изображает благородную битву в большом масштабе и была вдохновлена его изучением классической древности.[9,10]Питер Пауль Рубенс, “Воздвижение креста”, 1610-11, масло по дереву, Собор Богоматери, Антверпен. Питер Пауль Рубенс. Страшный суд, низвержение проклятых (Откр. 20:11-15). 1615—1616, масло по дереву. Мюнхен, Старая пинакотека.ПортретыПортретные картины были, по большей части, монументальными или в натуральную величину, хотя групповой и семейный портрет приобрел известность в 17 веке. Хотя Рубенс не был портретистом, он выполнил несколько ранних работ в этой категории. Он также оказал влияние через своего ученика Антониса Ван Дейка, который стал придворным художником английского короля Карла I и оказал влияние на последующую портретную живопись в Англии.[9,10]Питер Пауль Рубенс. Конный портрет герцога Лерма. 1603, масло, холст. Мадрид, Музей ПрадоАнгличане предпочитали импортировать художников, а не продвигать отечественных. Английская живопись не вступит в свои права до появления пейзажистов следующего столетия.[9]Антонис ван Дейк, Карл I на охоте, ок. 1635, холст, масло, Лувр. Антонис ван Дейк. Карл I с трёх сторон. 1635 г. Королевская коллекция.Жанровая живописьЖанровые картины изображали сцены из повседневной жизни и были очень распространены во Фландрии 17 века. На этих картинах изображены люди без какой-либо определенной индивидуальности, обычно занятые деятельностью, связанной с “крестьянской жизнью”. Многие художники жанра следуют традиции Питера Брейгеля Старшего в изображении низших классов. Картины Адриана Брауэра, на которых часто изображены дерущиеся и пьющие крестьяне, служат примером фламандской жанровой живописи. Брауэр известен тем, что рисует свои предметы в интерьере, а не снаружи, сцены. Он также был известен своими выразительными мимическими этюдами, характерными для жанра под названием “tronies” (лица) и воплощенными в таких работах, как “Курильщики”.Эта жанровая картина включает автопортрет – фигуру в середине, которая поворачивается лицом к зрителю. Другие портреты принадлежат Яну Коссье, Яну Ливенсу, Йоосу ван Крейсбеку и Яну Давидсу де Хему. [8, 9]Адриан Брауэр, “Курильщики”, ок. 1636, панно маслом.Адриан Браувер. Компания крестьян. 1630, Частная коллекцияАдриан Браувер. Торопыга. 1642, Частная коллекцияПейзажиПейзажная живопись была еще одной важной категорией в 17 веке. Стиль развился из ранних фламандских пейзажных картин 16 века, которые не были особенно реалистичными и использовали полуавиационный, или космический, вид, типичный для Питера Брейгеля Старшего. Примерно в это время также стала популярной архитектурная живопись интерьера, изображающая реалистичные интерьеры существующих церквей и соборов.[7]Питер Пауль Рубенс, Пейзаж с видом на "Хет Стин", 1636.Ян Вильденс. Пейзаж с Христом и его учениками по дороге в Эммаус.НатюрмортыЦветочный натюрморт был широко распространен во Фландрии 17 века, популяризирован Брейгелем Старшим около 1600 года. Его сыновья, Ян Брейгель Младший и Амброзиус Брейгель, также были известными специалистами по цветоводству того времени. Другие сюжеты или подкатегории натюрморта включали натюрморт с банкетом, натюрморт с животными и сцены с гирляндами. В основе натюрмортов часто лежало моралистическое послание о краткости жизни, примером чего является “vanitas”. A vanitas - символический натюрморт, призванный проиллюстрировать бессмысленность земной жизни и быстротечность всех земных занятий. Картины Vanitas были очень популярны во фламандской и голландской живописи 17 века, и они часто включают иконографические символы, такие как черепа, цветы, гниющие фрукты, часы, часики, дым и песочные часы, все из которых призваны передать эфемерную (короткую и мимолетную) природу жизни на земле.[6, 9,10]Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.Питер Буль, 1663.ГОЛЛАНДИЯВ Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембрандта — в Амстердаме, Я. Вермеера — в Делфте, противостоявших экспрессивности барочного искусства южных провинций Нидерландов. В отсутствие барочной эстетики на первый план вышли не жанры парадного портрета и дворцовых аллегорий, а пейзаж, изображения бытовых сценок и интерьеров уютной голландской жизни. [3, 9,10]В Голландии, как уже говорилось, барокко было более сдержанным по форме, но глубоким по содержанию конфликтов. Большую известность приобрело творчество Яна Вермеера (Jan Vermeer van Delft) и Франца Халса (Frans Hals). Ян Вермеер. «Аллегория Живописи» (1666/1668)Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665)А с наибольшей силой духовную мощь вечных тем воплотил в живописи Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого привлекали сюжеты, где человеческие переживания достигают своего пика. [3, 7, 9,10]Рембрандт. «Ночной дозор» (1642)Рембрандт. «Возвращение блудного сына». (1666/1669, Эрмитаж)ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;4. Динамика, импульсивность;5. Декоративность, живописность, излишество элементов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВСловарь иностранных слов. — М.: «Русский язык», 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8Власов В. Г. Барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 53, 54—84Даниэль С. М.. Рембрандт: [Альбом]. — СПб.: Аврора, [2002] (Серия: Великие мастера живописи). — 158, [1] с.: ил., цв. ил. — ISBN 5 7300 0696 9Базен Ж. Барокко и рококо. М.: Слово, 2001. ISBN 5-85050-493-1Свидерская М. И. Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стильХ. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.Барокко в живописи // Википедия. [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко_в_живописи (дата посещения: 11.05.2023)Жанровая живопись Фландрии//Арт Планета. [Электронный ресурс]. - 2004-2023. - URL: https://smallbay.ru/article/genre_painting.html(дата посещения: 11.05.2023)Барокко//Very Important Lot. [Электронный ресурс]. - URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/barokko-prichudlivaya-zhemchuzhina-evropejskoj-kultury(дата посещения: 11.05.2023)Baroque Painting// Boise State University. [Электронный ресурс]. - URL: https://boisestate.pressbooks.pub/arthistory/chapter/baroque-painting/(дата посещения: 11.05.2023)
1. Словарь иностранных слов. — М.: «Русский язык», 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
2. Власов В. Г. Барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 53, 54—84
3. Даниэль С. М.. Рембрандт: [Альбом]. — СПб.: Аврора, [2002] (Серия: Великие мастера живописи). — 158, [1] с.: ил., цв. ил. — ISBN 5 7300 0696 9
4. Базен Ж. Барокко и рококо. М.: Слово, 2001. ISBN 5-85050-493-1
5. Свидерская М. И. Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиль
6. Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.
7. Барокко в живописи // Википедия. [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко_в_живописи (дата посещения: 11.05.2023)
8. Жанровая живопись Фландрии // Арт Планета. [Электронный ресурс]. - 2004-2023. - URL: https://smallbay.ru/article/genre_painting.html (дата посещения: 11.05.2023)
9. Барокко // Very Important Lot. [Электронный ресурс]. - URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/barokko-prichudlivaya-zhemchuzhina-evropejskoj-kultury (дата посещения: 11.05.2023)
10. Baroque Painting // Boise State University. [Электронный ресурс]. - URL: https://boisestate.pressbooks.pub/arthistory/chapter/baroque-painting/ (дата посещения: 11.05.2023)