Мотивация персонала и механизм ее реализации в организации
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 15.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический аспект мотивации персонала и механизмов ее реализации в организации 5
1.1. Методы мотивации сотрудников в основе генезиса влияния благополучия на профессиональную апатию и факторы мотивации 5
1.2. Психология управления влиянием благополучия на профессиональную апатию и факторы мотивации 9
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации персонала и механизмов ее реализации в организации 14
2.1. Управление мотивацией сотрудников 14
2.2. Выявление векторов эффективности факторов мотивации 20
2.3. Проблемы по векторам мотивации повышения эффективности использования рабочего времени на предприятии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
Результата можно достигнуть быстрее и с минимальными затратами. Всегда можно что-то доработать и улучшить. Часто приходится менять уже созданный продукт, и нет гарантии, что этот процесс когда-нибудь завершится. Риск никогда не выпустить итоговую версию. Продукт готов к использованию еще на ранних этапах разработки, пусть и не с полной функциональностью. Постоянная спешка сказывается на качестве. Соблазн решить задачи простейшим способом, не заботясь о правильности (подход «работает, и ладно»). Результат – снижение качества продукта и накопление дефектов. Высокая сплоченность коллектива. Персонал развивается творчески, чему-то учится, обменивается опытом. Высокие требования к профессионализму, обучаемости и коммуникативным навыком специалистов. Компания адаптирована к конкуренции и вызовам меняющегося мира. Не подразумевает автономности. Но не все умеют работать в таком тесном взаимодействии, без личного пространства. Приоритет живому общению, меньше письменной документации. Нужен хороший бизнес-аналитик на роль владельца продукта. Поощряет разработчиков экспериментировать, искать новые решения, не ограничивая себя жесткими стандартами. Совещания и стэнд-апы могут превратиться в перепалки и попытку обвинить другого. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Провели исследование по доминантам мотивации персонала и механизмам ее реализации в организации с целью выяснить роль и влияние благополучия на профессиональную апатию и факторы мотивации, рассмотрев личностные особенности и их влияние на эффективность профессиональной деятельности - можем констатировать вывод: цель исследования достигнута - представили теоретические и практические основы мотивации персонала. Цель была достигнута за счёт решения следующих задач нашего исследования:
- представили основные виды и модели карьеры;
- раскрыли психологию управления карьерой сотрудников;
- провели анализ профессиональной карьеры сотрудников;
- сформулировали суть борьбы с кризисом профессионального развития;
Деловая карьера, как самоцель благополучия помогает снизить риски профессиональной апатии – это планомерное продвижение личности, обусловленное совершенствованием ее профессиональных навыков, а также ростом социального значения, статуса и уровня дохода.
Одна из приоритетных задач грамотного руководителя – построить управление карьерным ростом в компании, поскольку карьера сотрудников является важным ресурсом, от которого зависит эффективность, устойчивость и жизнеспособность организации.
Карьерный рост персонала является одним из механизмов, благодаря которым компания движется вперед.
В чем заключается карьерный рост: положение сотрудника в компании может меняться разными способами. Их совокупность скрывается в понятии деловой карьеры. Сотрудник может продвигаться по служебной иерархии вверх до тех пор, пока это позволяет пирамида иерархии компании. Такой процесс карьерного роста называется вертикальным.
В какой-то момент для большинства работников это продвижение неизбежно прекращается, а отсутствие карьерного роста становится проблемой и для работника, и для его компании.
Существует также горизонтальная карьера – смена видов деятельности как в рамках одной организации, так и в процессе смены мест работы.
Наконец, карьерным ростом можно считать и допуск сотрудника в элитарные круги, находящиеся в событийном центре компании, – или так называемая центростремительная карьера. Освоение человеком социального и профессионального пространства вокруг него должно находиться в балансе с его внутренним, индивидуальным развитием. Только тогда его карьеру можно будет назвать полноценной, а влияние благополучия на профессиональную апатию и факторы мотивации, положительным.
Под внутренним развитием мы понимаем повышение профессионализма (расширение навыков, приумножение знаний), повышение авторитета и престижа сотрудника, а также его финансового благосостояния.
Внешний компонент полноценной карьеры включает продвижение по должности, получение новых позиций и статусов, достижение новых уровней материального вознаграждения. Целью карьерного роста должно быть достижение гармонии между внешними и внутренними компонентами – только тогда можно говорить о позитивных сторонах мотивации персонала и успешном применении механизмов ее реализации в организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Басовский, Л. Е. Менеджмент: учебное пособие / Л. Е. Басовский. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 256 с.
Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 415 с.
Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 311 с.
Грушенко В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие. Москва: ИНФРА - М, 2018. - 288 с.
Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2017. - 288 c.
Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2018. - 364 c.
Исаева, О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c.
Кабанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2018. - 56 c.
Каштанова, Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: Учебно-практическое пособие / Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2017. - 64 c.
Коммуникативный менеджмент: Учебное пособие / Шунейко А.А., Авдеенко И.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
Латфуллин Г. Р. Теория менеджмента: Учебник для вузов. 2-е изд. Латфуллин Г. Р., Никитин А. С., Серебренников С.С. Питер: 2019. - 464 с.
Литвак Б. Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учеб. Пособие / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2018. – 180 с.
Масленников В.В. «Экономические основы менеджмента. Раздел VI в учебнике «Теория менеджмента» / Под ред. А.М. Лялина», Издательство «Интеллект-бизнес-групп», 2018. – 321 с.
Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. Люберцы: Юрайт, 2016. -492 c.
Менеджмент: Учебное пособие/ / Райченко А.В., Хохлова И.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2017. - 80 c.
Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2018. - 280 c.
Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
Никулин Л.Ф., Масленников В.В., Бусалов Д.Ю. Методология: иерархия и сети в менеджменте. Уч. пос. Прима-пресс Экспо, 2019. 412 с.
Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 513 c.
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Родионова. — 3-е изд., испр. и перераб. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. - 306 с.
Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КноРус, 2018. - 624 c.
Федорова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2019. - 432 c.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 6 – Основные показатели баланса рабочего времени в расчете на одного работника ООО «Фасадные системы»
№ Показатели Рабочее время, чел/дн. Динамика
(факт) Выполнение плана, % план факт 2020 / 2022
2021 / 2022
2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 1 Среднегодовое число штат. должностей 119 119 119 119 119 119 0 0 100 100 100 2 Календарный фонд времени, дн. 365 365 365 365 365 365 0 0 100 100 100 3 Праздничные и выходные дни 115 117 118 115 117 118 0 0 100 100 100 4 В том числе количество дней, отработанных в праздники 93 93 93 93 93 93 0 0 100 100 100 5 Номинальный фонд времени, дн. (стр. 2 - стр. 3 + стр. 4) 343 341 340 343 341 340 0 0 100 100 100 6 Нормируемые невыходы на работу, дни (стр. 7 +
стр.8+стр.9+ стр.10) 89 93 84 89 93 84 0 0 100 100 100 В том числе: 7 очередные и дополнительные отпуска 45 45 45 45 45 45 0 0 100 100 100 8 учебные отпуска 15 15 15 15 15 15 0 0 100 100 100 9 по больничным листам 29 33 24 29 33 24 0 0 100 100 100 10 Неявки с разрешения администрации 0 0 0 0 0 0 0 0 100 100 100 11 Явочный (активный) фонд рабочего времени, дн. (стр. 5-стр.6) 254 248 256 254 248 256 0 0 100 100 100 Окончание таблицы 6 – Основные показатели баланса рабочего времени в расчете на одного работника ООО «Фасадные системы»
№ Показатели Рабочее время, чел/дн. Динамика
(факт) Выполнение плана, % план факт 2020 / 2022
2021 / 2022
2020 2021 2022 2020 2021 2022 2020 2021 2022 12 ненормируемые целодневные невыходы 0 0 0 0 0 0 0 0 100 100 100 13 Полезный фонд рабочего времени, дн. (стр.11-стр.12) 254 248 256 254 248 256 0 0 100 100 100
Таблица 7 – Фонд рабочего времени за 2021 – 2022 гг.
Показатель Единица измерения Значение Изменение 2021 г. 2022 г. Численность персонала Чел. 119 119 0 Отработано дней работником за год Дней 248 256 8 Отработано часов работником за год Час. 1984 2048 64 Продолжительность раб. дня Час. 8 8 0 Таблица 7 - Хронометраж рабочего времени руководителя и специалиста бухгалтерии ООО «Фасадные системы»
ООО «Фасадные системы» Отдел: БУХГАЛТЕРИЯ Отделение:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Рабочее место / должность: ЭКОНОМИСТ 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: ПРЕДМЕТ ТРУДА
И ТЕХНОЛОГИЯ: ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ОПЛАТА
ТРУДА: Индивидуальный труд в составе экономического подразделения Центральной Бухгалтерии выполнение должностных обязанностей экономиста экономического подразделения Центральной Бухгалтерии нормированная: оклад, премии
на основе KPI Карты комплексной технологии калькулирования затрат и доходов в сводном БДР (аббревиатура: «Бюджет доходов и расходов») Специализированная
экономическая технология
(аббревиатура: «СЭТ 4.1.»)
в составе 1С Бухгалтерия версии 8.3. материальное стимулирование (на основе KPI)
по факту
достижения плановых показателей Маршрутная карта коммуникаций преобразования первичных документов в сводный БДР 2. ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОЦЕССА
ТРУДА ВРЕМЯ МЕТОДЫ ТРУДА СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА комплекс первичной калькуляции 80 минут:
09:00 – 10:20 Маршрутная карта коммуникаций преобразования первичных документов в сводный БДР контрольная точка «СЭТ 4.1.»
по РАСХОДАМ
в 12:50 сводная
калькуляция расходов 160 минут:
10:20 – 13:00 перерыв 60 минут:
13:00 – 14:00 отдых, приём пищи контрольная точка «СЭТ 4.1.»
по РАСХОДАМ
в 14:35 сводная
калькуляция расходов 35 минут:
14:00 – 14:35 Маршрутная карта коммуникаций
«СЭТ 4.1.»
преобразования первичных документов в сводный БДР загрузка баз данных
в 1С 8.3. 15 минут:
14:35 – 14:50 контрольная точка «СЭТ 4.1.»
по ДОХОДАМ
в 15:50 сводная
калькуляция доходов 70 минут:
14:50 – 16:00 загрузка баз данных
в 1С 8.3. 15 минут:
16:00 – 14:15 проверка синхронизации «СЭТ 4.1.» положительная оценка проверки сводный БДР
«СЭТ 4.1.» 30 минут:
16:15 – 16:45 калькулирование
статей БДР время принятия БДР в 16:45 ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОЦЕССА ТРУДА ВРЕМЯ МЕТОДЫ ТРУДА СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА комплексный отчёт: 75 минут:
16:45 – 18:00 заполнение
форм отчётности «СЭТ 4.1.» К. отчёт сдан
в 17:50 ИТОГО на БДР: 480 минут
ежедневно функционал и инструментарий
регламента калькулирования БДР в «СЭТ 4.1.» 3. РАБОЧЕЕ МЕСТО Пространственная организация рабочего места и «Организационная оснастка» 4. ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА «НПА» из таблицы – карты требований охраны труда: пункты 01 – 14; 5. УСЛОВИЯ ТРУДА «НПА» из таблицы – карты требований охраны труда: пункты 01 – 14; 6. НОРМЫ ТРУДА «НПА» из таблицы – карты требований охраны труда: пункты 01 – 14; 7. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНИТЕЛЮ Высшее экономическое образование, подтверждение квалификации ежегодно. карту составили
(дата, подпись) СОГЛАСОВАНО
(с кем, дата, подпись) УТВЕРДИЛ
(дата, подпись) ИЗМЕНЕНИЯ
(условный код)
Таблица 8 - Анализ временных показателей, свидетельствующих о наличии проблемы эффективного использования рабочего времени:
ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОЦЕССА ТРУДА ВРЕМЯ МЕТОДЫ ТРУДА СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА комплекс первичной калькуляции 80 минут:
09:00 – 10:20 Маршрутная карта коммуникаций преобразования первичных документов в сводный БДР контрольная точка «СЭТ 4.1.»
по РАСХОДАМ
в 12:50 сводная
калькуляция расходов 160 минут:
10:20 – 13:00 перерыв 60 минут:
13:00 – 14:00 отдых, приём пищи контрольная точка «СЭТ 4.1.»
по РАСХОДАМ
в 14:35 сводная
калькуляция расходов 35 минут:
14:00 – 14:35 Маршрутная карта коммуникаций
«СЭТ 4.1.»
преобразования первичных документов в сводный БДР загрузка баз данных
в 1С 8.3. 15 минут:
14:35 – 14:50 контрольная точка «СЭТ 4.1.»
по ДОХОДАМ
в 15:50 сводная
калькуляция доходов 70 минут:
14:50 – 16:00 загрузка баз данных
в 1С 8.3. 15 минут:
16:00 – 14:15 проверка синхронизации «СЭТ 4.1.» положительная оценка проверки сводный БДР
«СЭТ 4.1.» 30 минут:
16:15 – 16:45 калькулирование
статей БДР время принятия БДР в 16:45 комплексный отчёт: 75 минут:
16:45 – 18:00 заполнение
форм отчётности «СЭТ 4.1.» К. отчёт сдан
в 17:50 ИТОГО
на БДР: 480 минут
ежедневно функционал и инструментарий
регламента калькулирования БДР в «СЭТ 4.1.»
Таблица 9 – примеры формирования листков наблюдений
Лист наблюдения за сотрудниками финансового отдела (фронтальная сторона)
Лист наблюдений № 1
Объекты наблюдений Вид деятельности № Должность (профессия),
Ф. И. О. ПЗ Подготовительно-заключительная 1 Ведущий специалист, Журавлева Е.В. ОБ Обслуживание рабочего места 2 Специалист 1-й категории, Петрова М.А. ОД Основная 3 Специалист 2-й категории, Поликарпова М.Н. ВД Вспомогательная 4 Специалист, Васнецова А.Е. НР Непредвиденные работы, требующие срочного выполнения ПОТ Простои по организационно-техническим причинам ПНТ Простои, связанные с нарушением трудовой дисциплины Должность, Ф. И. О. наблюдателя: старший менеджер Никитина Е. В. ОТЛ Отдых и личные надобности
Лист наблюдения за сотрудниками финансового отдела (оборотная сторона)
Лист наблюдений за 03.04.2023 г.
Дата Время
наблюдения Объекты наблюдения 03.04.2023 1 2 3 4 Условный шифр вида деятельности 1 9:05 ОБ ОБ ПНТ ПНТ 2 9:30 ОД ВД ОД ПЗ 3 11:20 ОД НР ПНТ ПНТ 4 11:50 ВД ОД ОД ОД 5 12:55 ОТЛ ОД ПНТ ПНТ 6 14:30 ПНТ ПНТ ПНТ ПНТ 7 15:10 ВД ОД ВД ОД 8 16:50 ОД ВД НР ОД 9 17:20 ОД ОД ОД ПНТ 10 17:50 ПОТ ОБ ОБ ОБ Время начала наблюдений: 9:05 Время окончания наблюдений: 17:50
Таблица 10 - Фотография рабочего (фрагмент)
Объект исследования: сотрудник фин. отдела - Зинаида Боброва
Дата наблюдения: 02.04.2023
Начало наблюдения: 10 ч 00 мин
Конец наблюдения: 19 ч 00 мин
Продолжительность рабочего дня: 8 ч (480 мин)
Условия работы: нормальные
Виды работ Текущее время Продолжительность, мин Шифр Подготовка рабочего места 10.05 17 ОБ Запуск организационной техники и оборудования 10.22 10 ПЗ Просмотр электронной почты 10.32 15 ОПО Просмотр новостей 10.47 7 ОПВ Печать листовок 10.54 13 ОПВ … … … … Нерегламентированный перерыв 12.07 15 ПНД Звонок постоянному клиенту 12.22 10 ОПО Звонок потенциальному клиенту 12.32 20 ОПО
Анализ причин возникновения проблемы с рабочем временем:
Суммируем показатели по каждому виду затрат за все дни, когда вели наблюдение. Результат разделим на количество дней и получим среднеарифметическое значение. Так сможем увидеть фактическую раскладку баланса рабочего времени сотрудника (результат анализа экономических последствий – в таблице ниже), а также выявим факторы, снижающие эффективность его работы (результат анализа экономических последствий – в таблице 3 ниже). Используя данные из таблицы, рассчитаем коэффициент полезного использования рабочего времени по следующей формуле:
Кисп= (Тпз+ Топ + Тоб + Тотл) / Тсм × 100(%),
где Тпз – подготовительно-заключительное время, мин;
Топ – оперативное время – и основное, и вспомогательное, мин;
Тоб – время обслуживания рабочего места, мин;
Тотл – время на отдых и личные надобности, мин;
Тсм – продолжительность рабочего дня / смены, мин.
Таблица 11 - Фактический баланс рабочего времени
Виды затрат времени Продолжительность Индекс минуты % Подготовительно-заключительное время 40 8,5 ПЗ Обслуживание рабочего места 17 3,6 ОБ Оперативное время: оперативное время основное оперативное время вспомогательное 316 174142 66,6 36,630 ОПОПООПВ Отдых и личные надобности 8 1,7 ОТЛ Регламентированные перерывы 60 12,5 ПТ Нерегламентированные перерывы, в том числе нарушения трудовой дисциплины 39 8,1 ПНД Простои по организационно-техническим причинам 12 2,5 ПНТ Итого 480 100
Анализ порядка выполнения процесса труда, определившего возникновение выявленной проблемы
Таблица 12 - Факторы, которые снижают эффективность работы
Помеха Продолжительность, мин Возможные причины потерь рабочего времени Как можно снизить затраты Опоздание к началу смены и после обеда 8 Недисциплинированность Сделать выговор Посторонние разговоры 11 Недисциплинированность Сделать выговор Затраты времени на включение оборудования (перезагружает компьютер) 36 Устаревшее оборудование Оптимизировать программное обеспечение, обновить технику Затраты времени на работу в интернете 15 Низкая скорость подключения Поменять браузер
2
2
2
1. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учебное пособие / Л. Е. Басовский. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 256 с.
2. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 415 с.
3. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 311 с.
4. Грушенко В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие. Москва: ИНФРА - М, 2018. - 288 с.
5. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2017. - 288 c.
6. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2018. - 364 c.
7. Исаева, О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c.
8. Кабанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2018. - 56 c.
9. Каштанова, Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: Учебно-практическое пособие / Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2017. - 64 c.
10. Коммуникативный менеджмент: Учебное пособие / Шунейко А.А., Авдеенко И.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
11. Латфуллин Г. Р. Теория менеджмента: Учебник для вузов. 2-е изд. Латфуллин Г. Р., Никитин А. С., Серебренников С.С. Питер: 2019. - 464 с.
12. Литвак Б. Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учеб. Пособие / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2018. – 180 с.
13. Масленников В.В. «Экономические основы менеджмента. Раздел VI в учебнике «Теория менеджмента» / Под ред. А.М. Лялина», Издательство «Интеллект-бизнес-групп», 2018. – 321 с.
14. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. Люберцы: Юрайт, 2016. -492 c.
15. Менеджмент: Учебное пособие/ / Райченко А.В., Хохлова И.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
16. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2017. - 80 c.
17. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2018. - 280 c.
18. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
19. Никулин Л.Ф., Масленников В.В., Бусалов Д.Ю. Методология: иерархия и сети в менеджменте. Уч. пос. Прима-пресс Экспо, 2019. 412 с.
20. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 513 c.
21. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
22. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.Н. Родионова. — 3-е изд., испр. и перераб. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. - 306 с.
23. Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КноРус, 2018. - 624 c.
24. Федорова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2019. - 432 c.