Логопедическая работа в разновозрастной группе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 24.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ……………………………………………………7
1.1 Анализ опыта педагогической работы в разновозрастной группе в ДОУ………………………………………………………………………………...7
1.2 Виды речевых нарушений у дошкольников……………………….8
1.3 Приемы и методы выявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...13
Выводы по главе 1………………………………………………………...15
Глава 2. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста…….17
2.1 Программы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………………….17
2.2 Программы логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………………………………….27
2.3 Основные направления логопедической работы на логопедическом пункте в ДОУ……………………………………………………………………32
Выводы по главе 2…………………………………….…………………..33
Заключение………………………………………………………..………34
Библиографический список……………………36

Фрагмент для ознакомления

Наряду с закреплением всех приобретенных навыков, ребенок знакомится с буквами, их графическим изображением, слогом и словом.К концу всех этапов дети, окончившие курс специального образования, готовятся к усвоению общеобразовательной школьной программы. Они способны различать на слух и произношение все фонемы родного языка, сознательно контролировать звучание своей и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, запоминать порядок звуков и их положение в слове, что является решающим фактором в предотвращении нарушений письма и чтения.Программа также предлагает список оборудования и материалов, игр и игровых упражнений, обучающих игровых ситуаций для каждого раздела.Программа обучения для детей с ОНР, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха и внимания, была разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В "Программе обучения и воспитания детей с ОНР". Авторы предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учетом возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В нем работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. Процесс обучения разделен на три периода. В течение первого периода обучения детей учат четко, даже преувеличенно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и различать среди других звуков. Включены упражнения для удержания в памяти серии, состоящей из 3-4 гласных звуков, что очень важно для профилактики фонологических нарушений и их коррекции. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с развитием способности слышать эти звуки среди других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие этого звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Большое внимание уделяется запоминанию слоговых рядов, таких как та - ат, пу - ап - пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с ударением на ударный слог. Упражнения на распознавание звука в слове, подбор картинок, придумывание слов с этим звуком выполняются во время игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, они переходят к определению его места в слове. Способность различать гласные и согласные позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.). Во втором периоде новым является акцент на дифференциацию (на слух и произношение) звуков по принципу твердости и мягкости, звонкости и глухоты, продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются различать согласную в слове, определять ее положение (начало, середина, конец слова); составлять такие слоги, как ас-са, цу-цо и т.д. В этом случае гласная определяется в позиции после согласной: мак, суп, кошка и т.д. В конце второго периода обучения дети самостоятельно устно анализируют слоги, такие как са-со-су, объединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.). В то же время на практике термины усваиваются: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение.В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения теперь является не отдельный звук в составе слова, а все слово в целом. Детей учат делить слова на слоги. В качестве визуальной поддержки используется схема, где слово обозначено длинной полоской, слоги обозначены короткими полосками. Гласные звуки выделены красными кружочками, согласные - синими. К концу третьего периода дети самостоятельно анализируют и синтезируют односложные слова (рак, шум, лук), слоги с сочетанием согласных (сто, шко, стю) и такие слова, как: стол, стул, шкаф.Инновация, нововведение (от английского innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественное повышение эффективности процессов или продуктов, которые востребованы рынком. Это конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его воображения, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инноваций является вывод на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественное повышение эффективности производственных систем. Термин "инновация" означает "обновление" (или "изменение") и приставку "ин", что переводится с латыни как "в направлении", если переводить дословно - "в направлении перемен". Само понятие инновации впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Инновация - это не всякое новшество или рационализаторство, а только то, которое серьезно повышает эффективность существующей системы.2.3 Основные направления логопедической работы на логопедическом пункте в ДОУ Дошкольный логопедический центр - одна из самых молодых форморганизации коррекционной речевой помощи детям с нарушениями речи. В настоящее время дошкольные логопедические центры получают все большеераспространение. Этому способствует целый ряд причин. Преждевсего, это резкое увеличение числа детей с различными нарушениями речи, это стремление дошкольных учреждений соответствовать современным требованиям к дошкольному образованию и потребностям родителей. Но приорганизации такой модели логопедической работы с детьми логопеды иногдасуществуют проблемы, требующие неординарного подхода, как в организации, так и в подборе содержания коррекционно-педагогической работы.Важным в образовательном процессе дошкольного образования является осуществлениекоррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление иустранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С целью проведения коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический центр, который обеспечивает индивидуальный и системный подход к коррекции речевых нарушений. ДОУ разрабатывает "Положение о логопедическом центре" в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:-Законом РФ от 10.07.1992 № 3266 – I «Об образовании». – Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08 г. № 666); Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.00 г. № 2. – Инструктивным письмом Минобразования РФ от 18.07.79 г. № 345-М «Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах». – Письмом Минобразования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.00 № 27/906-6. – Рекомендациями Департамента науки и образования Самарской области № 239 от 08.12.03 г. по выбору и использованию образовательных программ и ведению документации. – Положение о логопедическом пункте ДОУ. – Тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования». – Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 91 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ ы в дошкольных образовательных учреждениях». В Положении отмечаются основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопедического пункта в ДОУ, изложены условия для получения логопедической помощи детям, имеющим речевую патологию.Основными задачами логопедического центра являются:– своевременное выявление нарушений речевого развития учащихся;– определение их уровня и характера;– направление детей с нарушениями речи в IPPC (медицинскую, психолого-педагогическую комиссию) для определения соответствующей формы и программы обучения;– коррекция нарушений в развитии устной речи;– профилактика более серьезных речевых расстройств у учащихся,включая нарушения письменной речи;– консультативная, методическая, воспитательная работа среди специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей (законных представителей) воспитанников;– совершенствование методов логопедической работы в соответствиис возможностями, потребностями и интересами учащихся.В течение учебного года логопедический центр проводит работупо различным направлениям: организационному; диагностическому; коррекционному; профилактическому; научно-методическому.В начале учебного года дети старшей и подготовительной групп зачисляются в речевой центр с протоколами от MППC (медико-психолого-педагогической комиссии) со следующими логопедическими заключениями (Р.И. Лалаева): ФНР - фонетическое расстройство речи или НПОЗ - нарушение произношения отдельных звуков в речи. речь. дети с дислалией (дизартрия или стертая форма дизартрии); ФФНР у детей с дислалией (дизартрия или стертаяформа дизартрии); ФФНР у детей с дислалией (дизартрия или стертая форма дизартрии).форма дизартрии); IV уровень ОНР (по Т.Б. Филичевой) у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или ЗПР. Логопедическое обследование иидентификация детей этого возраста проводятся в феврале предыдущегоучебного года. В эти периоды проводится диагностическое обследование детей младшего и среднего возраста с целью выявления неговорящих детей и детей свыраженным отставанием в речевом развитии. В зависимости от количества ивозраста детей с речевой патологией, структуры и тяжести ихдефекты речи, организация коррекционной речевой работы могут бытьразными.В случаях преобладания достаточно однородных легких речевых нарушений (дислалия, легкая дизартрия), при отсутствии выраженных ФФНР и ОНР при наличии большого количества детей (от 16 до 20)возможно организовать логопедическую помощь в дошкольном логопедическом центре путем набора временных подгрупп для в первом, а затем и во втором полугодии. А в случаях небольшого числа (до 12-15) для детей того же возраста, например, преимущественно с ЗПР без выраженного дизартрического компонента, возможно организовать логопедические занятия по типу занятий в компенсаторных группах для детей с ЗПРР как по содержанию, так и по срокам коррекционной речевой работы, полностью реализуя программу Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркиндля детей с ОНРЛ. Максимальная вместимость логопедического кабинета дошкольного учрежденияколичество участников не должно превышать 20-25 человек. На каждого учащегося, зачисленного в речевой центр в начале учебного года, логопед ежегодно заполняет речевую карточку в соответствии с речевым заключением, выданным логопедом после обследования (с 1 по 15 сентября).Продолжительность пребывания детей в речевом центре определяется МППК (медицинской, психолого-педагогической комиссией) и фиксируется в протоколах. Дети забираются слогопедических занятий в течение учебного года индивидуально, по мере необходимости, коррекция речевых нарушений, и другой ребенок из списка ожидания немедленно зачисляется на вакантное место для занятий по коррекции речи. То есть состав детей в логопедическом центре дошкольного учреждения представляет собой открытую и чрезвычайно мобильную систему, поскольку даже зачислениедетей в классы происходит не одновременно, а в разное время в течение учебного года. Следовательно, наиболее подходящий и эффективныйформа организации занятий в логопедическом центре дошкольного учреждения - индивидуальная и подгрупповая. Логопедические занятия проводятся в соответствии со стандартами СанПин 2.4.1.1249-03. Дети сгруппированы в подгруппы по сходному типу нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации звуков в количестве 2-4 человек, а дети сгруппированы в подгруппыпо сходным заключениям логопеда. Состав и периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий определяется логопедом в зависимости от этапа коррекционной работы, по мере формирования навыков произношения. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 10-15минут. Подгруппа – 20-25 мин. С большим количеством детей с ФПР и одному учителю-логопеду невозможно решить проблему полной коррекции речевых нарушений у детей, занимающихся в логопедическом центре, без привлечения к коррекционному процессу родителей детей и специалистов дошкольных учреждений. Поэтому учитель-логопед должен быть главным организатором икоординатор коррекционно-педагогического процесса. Активное вовлечение воспитателей дошкольных учреждений и родителей в коррекционный процесс является одним из важнейших условий гарантированного качества и высокой эффективностикоррекционно-речевого процесса в условиях логопедического центра. Родители и воспитатели тех групп, дети которых занимаются с логопедом, должны проводить консультативно-методическую работу по вовлечению их в коррекционный речевой процесс и обеспечивать преемственность в этой работе. Исключение из занятий в речевом центре возможно по следующим причинам: если ребенок бросил дошкольное учреждение или имеет систематические, немотивированные пропуски занятий.Общее руководство логопедическим центром и участниками педагогического процессаосуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением. Руководитель обеспечивает создание условий для коррекционно-педагогической работы с детьми; выделяет кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам; обеспечивает его специальнымоборудованием; соответствует требованиям конфигурации речевого центра; осуществляет взаимодействие учителя-логопеда с медицинскими работниками;учителя и другой преподавательский состав, участвующий всоздает оптимальные условия для организации преемственности в работе логопеда и преподавательского состава; осуществляет контроль за деятельностью речевого центра.Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с речевой патологией, за ход и результаты коррекционных речевых воздействий; взаимодействует с учителями по вопросамвопросы развития речи; развитие коммуникативных способностей и т.д. способностей учащихся в процессе их обучения; их подготовка и участие в различных конкурсах и мероприятиях дошкольного и городского уровней; оказывает консультативную помощь учителям и родителям (законным представителям);поддерживает контакты со школами, логопедами детских поликлиник; участвует в работе методического объединения учителей-логопедов города; повышает свою профессиональную квалификацию. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает дошкольникам с нарушениями речи комфортные условиядля развития, воспитания и дрессировки; создает среду психолого-педагогическойи речевой поддержки; осуществляет профилактику и коррекцию недостатковзанимается речевым развитием детей по заданию учителя-логопеда; обеспечивает общую и речевую подготовку к школе; повышает психолого-педагогическуюкультуру и компетентность родителей, поощряя их к речевому развитиюдошкольников в семье. Диагностическая и профилактическая работа учителя-логопеда включает в себя логопедическое обследование детей от 3 до 7лет в дошкольном учреждении в феврале-марте (ежегодно). Для комплектования речевого центра дети с нарушениями речи старшей и подготовительной группвоспитанники детского сада направляются к логопеду поликлиники для обследования и дальнейшей организации их прохождения городской МППК (медицинской, психолого-педагогической комиссией), проводимой ежегодно в апреле-мае. Средигрупп детей, состоящих на учете у логопеда в январе, проводится контрольный участок развития речи для мониторинга результатов работы запервое полугодие. А в апреле-мае подводятся итоги коррекционной работыучителя-логопеда за учебный год путем обследования детейзарегистрирован в речевом центре членами городской МППК (медицинской, психолого-педагогической комиссии). В группах младшего и среднего дошкольного возраста, по результатам обследования, проводится профилактическая работа в форме бесед иконсультаций для воспитателей; для родителей неговорящих детей и детей стяжелыми формами нарушений речи, которые в обязательном порядке направляются клогопеду поликлиники для проведения терапевтическое обследование для дальнейшего развития речи;при необходимости медикаментозная коррекция проводится узкими специалистами.ЗаключениеВ нашей работе ставились и были решены следующие задачи:Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей с нарушением речи в разновозрастных группах ДОУ.Многочисленные исследования, которые были посвящены изучениюособенностей развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками, показали, чтов течение первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими,включая родственников и воспитателей, проходит несколько важных этаповв своем развитии. Так, А.Э. Аркин [2, стр. 34] придерживался мнения, что когда ребенокнаходится в детском саду, реализуются две основные потребности.2. Раскрыто понятие разновозрастной группы и особенности педагогической работы в ней.Также один из ведущих педагогов В.Н. Аванесова [1, стр. 44] в своей работе"Воспитание и тренировка в разновозрастной группе" описывает особенности работыс детьми в разновозрастной группе: обосновывает различные варианты организациидетей в процессе работы, игр, занятий. Также даны рекомендации по методикевоспитательной работы. В дополнение, рассматриваются вопросы планирования занятий с детьми разного возраста. В.Н. Аванесова[1, стр. 41] утверждает, что содержание потребностей детей в совместных развлечениях, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. 3.Рассмотрен опыт по организации педагогической работыразновозрастной группе ДОУ. Основными направлениями работы службы поддержки в течение всего периода обучения в группе с ФФНР являются:1. Диагностическая работа.2. Аналитическая работа.3. Организационная работа.4. Консультативная работа.5. Профилактическая работа.6. Коррекционно-развивающая работа.4.Выявлены особенности проведения занятий в разновозрастной группе ДОУ.Диагностическая и профилактическая работа учителя-логопеда включает в себя логопедическое обследование детей от 3 до 7лет в дошкольном учреждении в феврале-марте (ежегодно). Для комплектования речевого центра дети с нарушениями речи старшей и подготовительной группвоспитанники детского сада направляются к логопеду поликлиники для обследования и дальнейшей организации их прохождения городской МППК (медицинской, психолого-педагогической комиссией), проводимой ежегодно в апреле-мае.Библиографический список:Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе[Текст]-\Аванесова В.Н: М.: Просвещение, 1994 176 с.Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова-\Е.А. Аркин.Е.Ф- В. В. М. Просвещение, 1967 - 221-235 сБуре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села»(в условиях разновозрастной группы). [Текст]-\ Буре Р.С., Михайленко Н.Я – М.,1998Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формированиякоммуникативных умений у младших школьников: дис. канд. пед. наук; [Текст]-\Бушуева Г.М -13.00.02. Калининград, 2003 206 c.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старшихдошкольников: метод. реком. для воспитателей и методистов дошк. образ.Учрежд; [Текст]-\ Бычкова С.С.- М.: Аркти, 2002 95 с. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст]: учеб. пособие /Б.С.Волков. – 2-е изд. – М.: Владос, 2007 – 252 с.Волкова Т.В., Фетисова Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группесемейного детского сада журнал»; [Текст]-\Волкова Т.В., Фетисова Т.С.Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет.: [Текст]-\Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.-М.: Просвещение, 2002 - 76 с.Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процессав разновозрастных группах детского сада [Текст]-/Е.Н. Герасимова. – СПб. Питер,2002 – 339 c.Герасина Е. В. Детская психология: пособие для родителей и педагогов —[Текст]-/ Герасина Е. В.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010 — 285 с.Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г.[Текст]-/ В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 - 112 c.Гуськова О.А., Суроткина Н.А. Организация разновозрастного общения устарших дошкольников. [Текст]-/Гуськова.О.А., СуроткинаН.А.- Вестникнаучных конференций. 2016 № 3-4 (7). С. 43-45.Давыдова, О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка. [Текст]-/О. И.Давыдова, С. М. Вялкова. - М. ; ТЦ Сфера, 2008 - 112 с.Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольныхучреждениях». [Текст]-/ Доронова Т.Н.- ж-л «Д/в» - 1984 - №2, с.46-50.Доронова, Т.Н. Предпосылки организации совместнойдеятельности вразновозрастной группе малокомплектного детского сада [Текст]-/ Т.Н. Доронова,В.Г. Щур, С.Г. Якобсон -Дошкольное воспитание. – 2015 – № 6 – С. 12-16Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольноговозраста педагогами ДОУ. [Текст]-/Дьяченко.О.М- Психологическая наука иобразование. - 1992 - №2. - с. 18-24Ильюшкина С.Л. Педагогические условия организации учебно-воспитательногопроцесса в разновозрастных группах общеобразовательной школы: автореф.Дисс. канд. пед. наук. [Текст]-/ Ильюшкина С.Л -Ярославль, 1998 19 с.Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве:дис. канд. пед. наук; [Текст]-/ Ильяшенко М.В.- 13.00.02. М., 1998 140 cИртегов А. В. Психологический климат в группе. Пути формированияблагоприятного психологического климата в детских коллективах. [Текст]-/Иртегов А. В. - Уссурийск: Молодой ученый, 2011 — 97 с.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М.: Просвещение, 1978. Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении // Логопед в детском саду. – 2005. – № 1.Ковалёва, Г.А. Воспитывая маленького гражданина... : практическое пособие дляработников ДОУ. [Текст]-/ Г. А. Ковалёва. - М. : АРКТИ, 2003 - 80 с. - (Развитиеи воспитание дошкольника.)Комплексные занятия с детьми 3-7 лет : формирование мелкой моторики,развитие речи. авт.-сост. [Текст]-/ Н. Л. Стефанова. -Волгоград : Учитель, 2012.-261 с.Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. [Текст]-/ ЛисинаМ.И- М.: Просвещение, 2006 76 с.Макаренко А.С. О воспитании. [Текст]-/ Макаренко А.С - М., 1988 -150с.Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст]-\В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с

Введение

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение языковыми законами и нормами, т.е. овладение грамматической структурой, а также их практическим применением, практическое умение использовать усвоенный языковой материал, а именно умение полностью, связно, последовательно и доходчиво передавать окружающим содержание готового текста. Отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемую информацию и правильно ее выражать.
В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. В процессе психологического развития ребенка возникает сложное качественное единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Но есть много людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов много: влияние экологии, наследственность, нездоровый образ жизни родителей, педагогическая запущенность. И люди с такими расстройствами нуждаются в помощи специалистов.
Эта проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот этап жизни требует специального изучения, анализа и особого внимания ученых и практиков.
Развитие связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии изначально является сложным процессом, который многократно усложняется при наличии общего недоразвития речи (ОНР).
Тяжелые нарушения речи могут повлиять на психическое развитие, особенно на формирование, более высоких уровней познавательной активности, из-за тесной взаимосвязи речи и мышления и ограниченных социальных, в частности речевых контактов, в ходе которых осуществляется познание ребенком окружающей среды.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения выявлены в исследовании А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстуальной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, развитие связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающим миром [1].
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались учеными: Е.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной, и другими.
Исследование, проведенное Н.Г. Смольниковой по развитию структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследование Е.П. Коротковой об особенностях усвоения дошкольниками различных функциональных типов текстов уточняет и дополняет методику обучения связной речи [Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2005, стр. 52].
Также всесторонне изучены методы и приемы обучения связной речи дошкольников: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картинок в развитии связной речи, В.В. Гербова много пишет о возможности использования картинок в процессе обучения дошкольников рассказыванию историй, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи с точки зрения развития детского творчества. Но предлагаемые методы и приемы развития связной речи в большей степени ориентированы на изложение фактического материала для детских рассказов, они в меньшей степени отражают интеллектуальные процессы
Проблемами коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые: Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова ПО АЛФ. Речевые расстройства могут затрагивать различные компоненты речи. Другие влияют на фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что приводит к нарушениям речи и письма. Сложные нарушения речи охватывают как фонетико–фонематические, так и лексико–грамматические аспекты языка, приводят к общему недоразвитию речи от ее полного отсутствия или лепечущего состояния до развитой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Такие нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной коррекционной работы, однако в практике педагогов существует необходимость соблюдения комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития связной речи с III уровнем ОНР.
Таким образом, актуальность проблемы поиска новых, более эффективных, научно обоснованных способов развития связной речи у дошкольников с нарушением речи определила выбор темы нашего исследования: «Логопедическая работа в разновозрастной группе».
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы, информационных источников и педагогического опыта, теоретически обосновать основную работу логопеда в разновозрастной группе ДОУ.
Объект исследования: процесс логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ.
Предмет исследования: содержание логопедической работы в разновозрастной группе ДОУ.
Задачи исследования:
1. провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей с нарушением речи в разновозрастных группах ДОУ;
2. раскрыть понятие разновозрастной группы и особенности педагогической работы в ней;
3. рассмотреть опыт по организации педагогической работы в разновозрастной группе ДОУ.
4. выявить особенности проведения занятий в разновозрастной группе ДОУ.
Методы исследования: анализ литературных источников по заданной теме, наблюдение, изучение документов, беседа, анализ, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
 культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями Л.С. Выготского;
 концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
 методология системного подхода А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.Б. Блауберга и др.;
Структура исследования: из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.