Метафора как средство реализации языковой личности поэта-рокера Ильи Кормильцева (группа Наутилус Помпилиус)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 30 30 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 01.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теория языковой личности в современной лингвистике 7
1.1 Языковая личность поэта: анализ научной литературы 7
1.2 Функционирование метафоры в русской рок-поэзии 12
Глава 2. Функционирование метафоры в текстах поэта Ильи Кормильцева 18
2.1 «Свет» как метафора в творчестве поэта 18
2.2 «Путешествие» как метафора в творчестве поэта 20
2.3 «Море» как метафора в творчестве поэта 21
2.4 «Птица» как метафора в творчестве поэта 23
Заключение 26
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

2.3 «Море» как метафора в творчестве поэтаНельзя не отметить и метафору «море», которое, по мнению поэта, представляет собой нечто бесконечное, необъемное. Так, приведем пример из композиции «Бегущая вдаль»:«…мы боялись себя мы дичились другихвесь мир кроме нас знал нашу мечтуобнять эту ночь, где окна слепыраздавив в объятьях ее пустотуно я сидел с тобою не касаясь рукислушая твой голос как радио небесзаполняющее музыкой море тоскизовущее оленей в безвыходный лес».В данном примере фигурирует «море тоски», которое представляет собой бесконечное и безвыходное положение лирического героя. Но, в то же время, «море», безусловно, символизирует и звуки, которые он получает от музыки. Данная метафора очень точно раскрывает языковую личность поэта, поскольку он, очевидно, ассоциировал свою жизнь с музыкой, а музыку, соответственно, с одной стороны, с неотъемлемой частью его бытия, а, с другой – нечто бесконечное, внеземное. На последнее также указывает и другая метафора – «радио небес», подразумевающее, что та музыка, которую слышит лирический герой, не может быть написана человеком, настолько она совершенна. Еще один пример можно увидеть в песне «Падал теплый снег»:«…у нее был муж,у него была жена,их город был мал,они слышали, какна другой сторонемешают ложечкой чай».При помощи данного отрывка из песни «Падал теплый снег» речь идет о взаимоотношениях между двумя людьми, которые Илья Кормильцев обозначает как «бесконечные» и «безграничные». Чай в данном случае символизирует «море» как образ многогранной, бессрочной и «без берегов» любви. Это особенно заметно на контрасте с небольшим размером города, который также описывается поэтом в данной композиции. 2.4 «Птица» как метафора в творчестве поэта«Птица», как символ полета, свободы, нередко встречается в произведениях группы «Наутилус Помпилиус», в частности, в песне «Бесы»:«…бесы просят служить, но я не служу никому,даже себе, даже тебе, даже тому, чья власть,если он еще жив наверху, то я не служу и ему,я украл ровно столько огня, чтобы больше его не красть,и бесы грохочут по крыше – такая ночь,длинная ночь для того, кто не может ждать,но она улетит быстрее, чем птица прочь,если б я точно не знал, я бы не стал гадать».В данном примере «птица» является противопоставлением «бесам», то есть, символом свободы и отношения Ильи Кормильцева к жизни. Здесь раскрывается языковая личность поэта, он демонстрирует свое отношение к жизни – для него ее смысл заключается в том, чтобы чувствовать себя отдельно от мира, самостоятельно, и, при этом, словно птице, направляться туда, куда ему захочется. Похожая метафора также заметна и в композиции «Летучая мышь»:«светла как печаль, безмятежна как сон,ты влетаешь как птица, садишься на пальцы,и я снова спасен,беззаботная лень, безымянная тень,ты накроешь мой дом туманным крылом,и закончится день».В данном примере летучая мышь, которая является символом тьмы и ночи, сравнивается с птицей, которая, напротив, часто олицетворяет день и свет. При помощи такой метафоры, Илья Кормильцев демонстрирует, что, по его мнению, далеко не всегда понятно с первого взгляда, что перед собой видит человек, и не всегда имеется возможность отличие «черное» от «белого». Нельзя также не отметить и композицию «Черные птицы»:«Чёрные птицы слетают с луны,Чёрные птицы кошмарные сны,Кружатся, кружатся всю ночьИщут повсюду мою дочь».В данном примере черные птицы с черными крыльями нападают на лирического героя, хотят забрать алмазы, навредить его дочери, герой хочет от них откупиться золотом, но птицам золото не нужно, потому что золотые монеты главного героя заржавели и ценности не представляют.Черные птицы в данном смысле – это не злодеи, а учителя, советчики короля, его проводники по жизненному пути. Каждый куплет они грозятся забрать самое дорогое, а он откупается деньгами, но безуспешно. Имеет ли истинную ценность богатство и власть – вероятно, это смысл песни. И наконец, в последнем куплете король меняет тактику, предлагает не богатство, а свои глаза, наверное, опять символ души, и тогда вороны улетают. Они поняли, что смогли донести до человека главную мысль – главное богатство не в золоте, а в близких, в их хорошей жизни и в чистой душе. Птицы не забирают ни душу, ни дочь, потому что разглядели в глазах короля понимание этой истины – это и было их целью.ЗаключениеТаким образом, языковая личность – это индивидуальный стиль использования языка, который формируется под влиянием различных факторов, таких как социокультурный контекст, образование, профессиональная деятельность, личностные особенности и т.д.Особенности языковой личности могут проявляться в различных аспектах языка. Связано это с тем, что каждый индивид имеет свой набор слов и выражений, которые он часто использует в речи. Например, один человек может часто употреблять слова из сферы бизнеса, другой – из сферы искусства и др. Кроме того, языковая личность может проявляться в особенностях использования грамматических конструкций. Например, один человек может предпочитать использовать активную форму глагола, другой – пассивную. Также это связано с интонацией и ритмом речи. Каждый индивид имеет свой уникальный интонационный и ритмический стиль речи, который может отражать его эмоциональное состояние или характер.Кроме того, проявление языковой личности связано с особенностями стиля общения. Языковая личность может проявляться в выборе стиля общения, например, формального или неформального, официального или неофициального. Нельзя не отметить и использование жестов и мимики. Каждый индивид имеет свой уникальный стиль использования жестов и мимики в речи, который может отражать его эмоциональное состояние или характер.В целом, языковая личность поэта – это уникальный образ мышления и выражения, который отличается от других людей. Она может включать в себя экспрессивность, креативность, использование метафор и символов, игру слов, стилистическую экспериментальность, использование диалектов и жаргона, а также глубокое понимание языка.Метафоры – это ключевой элемент идиостиля поэтов-рокеров, который позволяет им выражать сложные идеи и эмоции в простой и доступной форме. Они помогают слушателям лучше понимать и воспринимать поэзию рок-музыкантов и создают особую атмосферу и стиль в их творчестве.Метафора – это один из основных стилевых приемов в русской рок-поэзии. Она позволяет передать сложные и глубокие мысли, эмоции и чувства, создавая образы, которые привлекают внимание слушателей и вызывают у них сильные эмоции.В русской рок-поэзии прослеживаются основные черты функционирования метафоры. Метафоры в русской рок-поэзии создают яркие образы, которые помогают передать глубокий смысл и эмоциональную окраску текста. Также метафоры в русской рок-поэзии часто неожиданны и нестандартны, что делает тексты более интересными и запоминающимися.Метафоры в русской рок-поэзии часто имеют несколько значений, что позволяет слушателям интерпретировать тексты по-разному и находить в них новые смыслы. Кроме того, Метафоры в русской рок-поэзии часто используются для создания аллегорий, которые помогают передать сложные социальные и политические идеи.Отдельно необходимо отметить, что одной из главных особенностей языковой личности русского поэта периода перестройки была свобода слова. Поэты не боялись выражать свои мысли и чувства, даже если они не соответствовали официальной идеологии. Они использовали новые слова и выражения, играли со звучанием слов, создавая новые языковые образы.Илья Кормильцев, один из лидеров группы «Наутилус Помпилиус», известен своими глубокими текстами, в которых метафоры играют важную роль. Метафоры – это образные выражения, которые позволяют передать сложные и абстрактные понятия через конкретные образы.В текстах ИльиКормильцева метафоры используются для создания образов и ассоциаций, которые помогают понять смысл песен. Он часто использует природные явления, такие как свет, море, а также животных (птица) и человеческую жизнедеятельность (путешествие) чтобы описать эмоции и чувства.Список литературыАвилова Е. Р. Архетип героя в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2016. №16. С. 31-37.Бесков А. А. Русский рок: «Православное искусство», новая религия или «Славное язычество»? // Культура и искусство. 2020. №6. С. 10-28.Исаева Е. В. «Я хочу быть…»: апология смерти? апология любви? в тексте группы «Nautilus-Pompilius» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2011. №12. С. 162-166.Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5-20.Кормильцев И. Скованные одной цепью. Стихи / Рис. С. Бутусова. –М.: Советская эстрада и цирк, 1990. –64 с.Кушнир А. И. Кормильцев. Космос как воспоминание. – М.: РИПОЛ Классик, 2017. – 256 с.Кушнир А. И. Сергей Курехин. Безумная механика русского рока. – М.: ЗАО Фирма «Бертельсменн Медиа Москау АО», 2013. – 224 с.Лазарева О. В. Языковая личность: результаты и перспективы исследования // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. №2. С. 229-237.Милюгина Е. Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления [текст] / Е. Г. Милюгина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. №2. С. 53-60.Момотова Ю. Г. Понятие и структура языковой и вторичной языковой личности // Вестник ВятГУ. 2011. №2-3. С. 109-114.Никитина О. Э. Доминанты образа рок-героя в русской рок-культуре [текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2003. №7. С. 95-115.Пугачёва А. В. «Эти реки» Ильи Кормильцева: опыт интерпретации // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2014. №15. С. 214-218.Ртищева О. В. Языковая личность в культуре: направления исследований // Верхневолжский филологический вестник. 2021. №1 (24). С. 152-158.Рублик Т. Г. Языковая личность и ее структура // Вестник Башкирск. ун-та. 2007. №1. С. 99-101.Седых А. П., Квитко М. С. Языковая личность в науке // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. 2012. №3. С. 204-206.Селезова Е. А. Альбом «Разлука» (1986) «NautilusPompilius»: лирический субъект и образ исполнителя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2011. №12. С. 155-162.Скубиева Е. Н., Шпильная Н. Н. Модель языковой личности как носителя диалогической языковой способности // Филология и человек. 2022. №1. С. 37-52.Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. – М.: Инто, 1994. – 263 с.Черные птицы / Наутилус Помпилиус. [Электронный ресурс]. URL: https://reproduktor.net/nautilus-pompilius/chernye-pticy/ (Дата обращения: 22.05.2023).Шадурский В. В. Русская рок-поэзия и художественный прием // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2002. №6. С. 123-129.Шинкаренкова М. Б. Структура дискурса русской рок-поэзии // Политическая лингвистика. 2005. №16. С. 232-241.Янь К. Понятие «Языковая личность» в лингвистических и экстралингвистических исследованиях // МНКО. 2020. №1 (80). С.451-454.

1. Авилова Е. Р. Архетип героя в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2016. №16. С. 31-37.
2. Бесков А. А. Русский рок: «Православное искусство», новая религия или «Славное язычество»? // Культура и искусство. 2020. №6. С. 10-28.
3. Исаева Е. В. «Я хочу быть…»: апология смерти? апология любви? в тексте группы «Nautilus-Pompilius» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2011. №12. С. 162-166.
4. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5-20.
5. Кормильцев И. Скованные одной цепью. Стихи / Рис. С. Бутусова. – М.: Советская эстрада и цирк, 1990. – 64 с.
6. Кушнир А. И. Кормильцев. Космос как воспоминание. – М.: РИПОЛ Классик, 2017. – 256 с.
7. Кушнир А. И. Сергей Курехин. Безумная механика русского рока. – М.: ЗАО Фирма «Бертельсменн Медиа Москау АО», 2013. – 224 с.
8. Лазарева О. В. Языковая личность: результаты и перспективы исследования // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. №2. С. 229-237.
9. Милюгина Е. Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления [текст] / Е. Г. Милюгина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. №2. С. 53-60.
10. Момотова Ю. Г. Понятие и структура языковой и вторичной языковой личности // Вестник ВятГУ. 2011. №2-3. С. 109-114.
11. Никитина О. Э. Доминанты образа рок-героя в русской рок-культуре [текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2003. №7. С. 95-115.
12. Пугачёва А. В. «Эти реки» Ильи Кормильцева: опыт интерпретации // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2014. №15. С. 214-218.
13. Ртищева О. В. Языковая личность в культуре: направления исследований // Верхневолжский филологический вестник. 2021. №1 (24). С. 152-158.
14. Рублик Т. Г. Языковая личность и ее структура // Вестник Башкирск. ун-та. 2007. №1. С. 99-101.
15. Седых А. П., Квитко М. С. Языковая личность в науке // Вестник БГТУ имени В. Г. Шухова. 2012. №3. С. 204-206.
16. Селезова Е. А. Альбом «Разлука» (1986) «Nautilus Pompilius»: лирический субъект и образ исполнителя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2011. №12. С. 155-162.
17. Скубиева Е. Н., Шпильная Н. Н. Модель языковой личности как носителя диалогической языковой способности // Филология и человек. 2022. №1. С. 37-52.
18. Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. – М.: Инто, 1994. – 263 с.
19. Черные птицы / Наутилус Помпилиус. [Электронный ресурс]. URL: https://reproduktor.net/nautilus-pompilius/chernye-pticy/ (Дата обращения: 22.05.2023).
20. Шадурский В. В. Русская рок-поэзия и художественный прием // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2002. №6. С. 123-129.
21. Шинкаренкова М. Б. Структура дискурса русской рок-поэзии // Политическая лингвистика. 2005. №16. С. 232-241.
22. Янь К. Понятие «Языковая личность» в лингвистических и экстралингвистических исследованиях // МНКО. 2020. №1 (80). С. 451-454.