Развитие малого предпринимательства в РФ в условиях санкций
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 38 + 38 источников
- Добавлена 20.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА в РОССИИ 11
1.1 Малый бизнес-сущность, характеристика и классификация 11
1.2 Этапы становления и развития малого бизнеса в России 15
1.3 Нормативно-правовые основы регулирования малого бизнеса в России 23
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИП КУЗНЕЦОВА К.А.) 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ИП Кузнецова К.А. 31
2.2 Анализ внутренней среды ИП Кузнецова К.А. 42
2.3 Анализ внешней среды ИП Кузнецова К.А. 46
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ САНКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 52
3.1 Проблемы функционирования малого бизнеса в России в условиях действия внешних санкций 52
3.2 Предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в России с целью повышения его конкурентоспособности 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
При этом в связи со спецоперацией так же ушел и иностранный бизнес. Это случилось из-за санкций и риска потерять репутацию. Произошел массовый отказ ведения деловых отношений со страной [12]. Соответственно, с рынка начали уходить поставщики, с которыми работали предприниматели. В середине марта 2022-го года на территории Российской Федерации заблокировали популярные социальные сети [14]. Но именно они были хорошим возможным источником дохода для предпринимателей, т.к. многие использовали данные платформы в виде рекламы для продвижения своего бизнеса. Существенность данных изменений подтверждается актуальными исследованиями аудитории социальных сетей. Так, по данным Mediascope, с начала специальной военной операции в Украине по 15 апреля 2022 года среднесуточное время потребления контента в социальных сетях снизилось с 71 минуты до 57 минут в день, причем качественное снижение зафиксировано с даты блокировки Instagram (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ), на которую приходилось до 20% общего потребления социальных сетей. При этом аналитики фиксируют рост среднесуточного охвата в «ВКонтакте» (с 38% до 41% за 2 месяца с 24 февраля) и Telegram (с 22% до 34% с 20 февраля по 15 апреля), что говорит о перераспределении потоков информации среди основных социальных сетей (рис.3.1).
Рисунок 3.1 Среднесуточный охват социальных сетей в РФ на апрель 2022 года
Источник: Mediascope (дата обращения: 11.06.2023)
Таким образом, ИП Кузнецова К.А. лишилась еще одного источника дохода. Такое явление – это итог давления на государство в связи с боевыми действиями на территории Украины. Происходит тотальное подорожание всех товаров, ввозимых в страну [2].
На фоне этого снизилась рентабельность ИП Кузнецова К.А., т.к. из-за подешевевшего рубля приходится тратить больше денег [22]. Затем благодаря политике ЦБ валюта стремительно окрепла, но появилась следующая проблема – это стало невыгодно для международных сделок. Разрыв цепочки поставок коснулся 40% бизнесменов из РФ – клиентов ИП Кузнецова К.А.
Самым популярным негативным последствием для ИП Кузнецова К.А. стало уменьшение числа заказов, клиентов. Согласно отчету бизнес-омбудсмена Бориса Титова, санкции для бизнеса РФ несут крайне негативный характер. Из-за них пострадало около 84% компаний [3].
Вводится ряд мер поддержки бизнеса в новых условиях его существования, который значительно облегчает процесс решения проблем, связанных с поставкой сырья, материалов и технологий из стран, которые ввели санкции против России. Поэтому можно предложить меры по поддержке малого бизнеса. Для этого рассмотрим структуру численности работников по секторам малого бизнеса (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Структура численности работников по секторам малого бизнеса
Отрасль Годы 2022 г. к 2020 г., % 2020 2021 2022 Промышленность
10 9,7 9,1 91 Транспорт 2,2 1,9 1,2 54,55 Связь 0,6 0,3 0,4 66,67 Строительство 17,2 16,9 15,1 87,79 Торговля и общественное питание 43,1 42,8 38,4 89,1 Общекоммерческая деятельность 6 5,7 5,2 86,67 Продолжение таблицы 3.1
Отрасль Годы 2022 г. к 2020 г., % 2020 2021 2022 Наука 2,9 2,6 1,9 65,51 Иные отрасли 20,4 20,1 16,7 81,86 Источник: [9]
Итак, наибольшую долю в структуре малого бизнеса составляют предприятия торговли и общественного питания. Объясняется это тем, что в России торговля – это сфера, в которой занято работников больше, чем в других отраслях.
Поскольку, малое предпринимательство – это основа рознично-торговой сферы, а основная сфера, где функционируют малые предприятия в России – торговая отрасль, то предлагается разработать целевую программу повышения конкурентоспособности малых предприятий в сфере торговли.
Проблема – отрицательное влияние санкций на деятельность малых предприятий в сфере торговли. Для того, чтобы малый бизнес в стране продолжал существовать, необходима разработка программы государственной поддержки.
Программа рассчитана на 2023-2024 годы и реализуется в один этап.
Государственным заказчиком Программы является Департамент предпринимательства и инновационного развития.
Таблица 3.2 Сетевое планирование развития инфраструктуры торговли
Задача Длительность Начало Окончание Создание рабочей группы 14 дней 01.01.23 20.01.23 Подбор участников 6 дней 01.01.23 08.01.23 Постановка целей и задач 6 дней 08.01.23 22.01.23 Назначение ответственных 2 дней 22.01.23 20.01.23
Продолжение таблицы 3.2
Задача Длительность Начало Окончание Мониторинг разработки и реализации программы 21 месяцев 30.03.23 04.11.24 Промежуточный отчет за 1 квартал 1 день 01.04.23 01.04.23 Промежуточный отчет за 2 квартал 1 день 01.08.23 01.08.23 Промежуточный отчет за 3 квартал 1 день 01.10.23 01.10.23 Годовой отчет 5 дней 24.12.23 30.12.23 Промежуточный отчет за 1 квартал 2024 1 день 01.04.24 01.04.24 Промежуточный отчет за 2 квартал 2024 1 день 01.08.24 01.08.24 Промежуточный отчет за 3 квартал 2024 1 день 01.10.24 01.10.24 Корректировка градостроительных планов совместно с муниципальными образованиями 2,5 месяцев 20.01.23 30.03.23 Заключение соглашений с муниципальными образованиями, и организация субсидирования компенсаций пониженной арендной платы 21 месяцев 30.03.23 04.11.24 Мониторинг разработки и реализации программы 21 месяцев 30.03.23 04.11.24 Субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство торговой и логистической инфраструктуры 21 месяцев 30.03.23 04.11.24 Государственные гарантии по кредитам на строительство торговой и логистической инфраструктуры
21 месяцев 30.03.23 04.11.24 Обеспечение взаимодействия с предпринимателями и бизнесом в формате частно-государственного партнерства 21 месяцев 30.03.23 04.11.24 Оценка результатов 2 месяца 04.11.24 02.01.24 Формирование отчета 1,5 месяцев 07.11.24 19.12.24 Предоставление отчета 6 дней 19.12.24 25.12.24 Источник: Составлено автором
Указанные направления по совершенствованию системы регулирования и поддержки предпринимательских структур позволят обеспечить рост ВРП и, как следствие, обеспечить рост инновационного потенциала, конкуренции и активизировать инновационную деятельность предприятий.
3.2 Предложения по совершенствованию деятельности малого бизнеса в России с целью повышения его конкурентоспособности
Для разработки методики по формированию модели региональной целевой программы развития малого предпринимательства в условиях санкций предлагается следующая Целевая программа «Развитие малых предприятий торговли с целью поддержания малых предприятий в условиях санкций на 2023-2024 годы» (таблица 3.3).
Таблица 3.3 Паспорт Целевой программы «Развитие малых предприятий торговли с целью поддержания конкуренции на 2023-2024 годы»
Наименование Программы Региональная целевая программа «Развитие малых предприятий торговли с целью поддержания конкуренции на 2023-2024 годы» 1 2 Основание для разработки Программы Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации»
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации Наименование Программы Региональная целевая программа «Развитие малых предприятий торговли с целью поддержания конкуренции на 2023-2024 годы»
Продолжение таблицы 3.3
Наименование Программы Региональная целевая программа «Развитие малых предприятий торговли с целью поддержания конкуренции на 2023-2024 годы» 1 2 Государственныйзаказчик Программы Департамент предпринимательства и инновационного развития Разработчик Программы Департамент предпринимательства и инновационного развития Основание для разработки Программы Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации»
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации Наименование Программы Региональная целевая программа «Развитие малых предприятий торговли с целью поддержания конкуренции на 2023-2024 годы» Государственныйзаказчик Программы Департамент предпринимательства и инновационного развития Разработчик Программы Департамент предпринимательства и инновационного развития Цель Программы Достижение показателя оборота розничной торговли малых предприятий к концу 2024 года до уровня 1,049 млрд. рублей Задачи Программы Содействие торговой деятельности малых предприятий и создание благоприятных условий для ее развития.
Повышение экономической и физической доступности товаров, качества и культуры торгового обслуживания населения;
Обеспечение экономической и социальной стабильности на потребительском рынке;
Повышение инвестиционной активности в торговой сфере;
Совершенствование форм и методов государственно-правового регулирования в торговой сфере;
Улучшение финансового состояния и обеспечения эффективной деятельности организаций торговли;
Реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на рынок товаров отечественного производства местных производителей (потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, продовольствия);
Развитие информационно-коммуникационных технологий и систем в сфере торговли малых предприятий. Сроки реализации Программы 2023-2024 годы (реализуется в один этап)
Продолжение таблицы 3.3
Наименование Программы Региональная целевая программа «Развитие малых предприятий торговли с целью поддержания конкуренции на 2023-2024 годы» 1 2 Объемы и источники финансирования Программы Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий – 85 659 062 тыс. рублей, в том числе по годам:
2023 год – 43 229 531 тыс. рублей; 2024 год - 42 429 531 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы из бюджета уточняются ежегодно в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год.
Планируемые результаты Программы (количественныеи качественные показатели эффективности реализации Программы) Основные социально-экономические показатели сектора торговли малых предприятий к 2024 году в текущих ценах:
Вклад в ВРП: 20% - 22%
Оборот сектора: 79,5 – 100,0 млн. руб.
Среднемесячная продажа потребительских товаров на душу населения: 18,7– 19 тыс. руб. на человека
Занятость: 22%-23% от общего количества занятых в экономике
Производительность розничной торговли: 1,3 – 1,5 млн. руб. на занятого
Заработная плата: 22,3 – 25,6 тыс. руб. на человека в месяц
Обеспеченность современными продовольственными торговыми площадями: 250 – 290 кв. м на одну тысячу человек
Цель программы заключается в увеличении оборота розничной торговли к концу 2024 года до уровня 1,049 млрд. руб. Задачи программы заключаются в следующем (рисунок 3.2):
Рисунок 3.2 – Задачи целевой программы
С помощью предложенных в программе мероприятий можно повысить оборот малых торговых предприятий на 1 % в 2023 г. и на 4 % в 2024 г. В результате будут достигнуты следующие результаты (рисунок 3.3):
Рисунок 3.3 – Планируемые результаты целевой программы
Приведем описание программных мероприятий:
Обеспечение условий для проведения ярморочных мероприятий.
Требуется упростить процедуры организации ярмарок и выставок, поскольку ярмарки представляют собой важную инфраструктуру для повышения активности малого бизнеса. Вовлечение большого количества субъектов малого предпринимательства повысит конкуренцию на рынке и даст толчок производства товаров и услуг. Прогнозируемое увеличение площади ярморочных площадок 16 189,6 м2.
Развитие удаленных форматов торговли.
Создание оптово-логистических центров, что позволит снизить затраты за счет привлечения инвестиций на сумму 23,7 млрд. руб.
Развитие новых форматов торговли. Будет произведена санация старых форматов торговли на рынке. В 2023 г. старых форматов торговли будет 12000 ед., в 2024 г. – 9500 ед.
Развитие инфраструктуры торговли.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» существуют индикаторы реализации программы (таблица 3.4):
Таблица 3.4 – Индикаторы реализации целевой программы
Индикатор Ед. измерения Планируемое значение показателя по годам 2023 2024 1 2 3 4 Площадь объектов ярморочной торговли м2 7432,3 8757,3 Количество разрешений на строительство небольших торговых объектов Ед. 515 700 Рыночная площадь на 1000 человек населения м2 250 290 Количество организаций, не использующих новый формат торговли Ед. 12000 9500 Количество привлеченных на развитие инфраструктуры торговли
денежных средств млрд. руб. 5,7 6,6 Сумма инвестиций ритейлеров на строительство
оптово-логистических центров млрд. руб. 13,4 10,3 Количество операторов доставки Ед. 3 2
Проведем оценку эффективности. В главе 2 было выяснено, что 24% респондентов заявили, что их организация сократила затраты на маркетинг. 24 % сообщили об увеличении расходов, еще 24% отметили, что планируют увеличение бюджета. Поэтому можно предположить, что после реализации программы к ИП Кузнецова К.А. вернутся прежние клиенты и выручка вырастет на 24 % и составит:
106724+(106724/100*24) = 132338 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив материал, я могу сделать окончательные выводы о том, что малый бизнес очень важен для экономики, так как малые предприятия играют центральную роль в экономическом росте и сокращении масштабов нищеты в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
Проанализировав мировой опыт малого и среднего предпринимательства и его поддержки, где главное - поддержка со стороны государства в интересах нации, можно сделать вывод, что Россия еще в начале пути. Главными проблемами, препятствующими росту и развитию сектора МСП в России, являются:
- отсутствие единой правительственной организации, ответственной за развитие и финансирование сектора МСП, за правовое регулирование деятельности и урегулирование споров, за продвижение поправок в законодательстве в рамках развития МСП;
- неблагоприятный экономический климат в стране;
- сложность и в некоторых случаях невозможность получения финансовой поддержки.
В данной работе рассмотрены проблемы развития малого и среднего бизнеса в условиях экономических и иных санкций, введения новых законопроектов. Раскрыто воздействие санкций и механизм их влияния на экономику страны в целом. Изучено влияние санкций на развитие бизнеса, проведен обзор нововведений со стороны государства, как ответной реакции на указанные факторы.
Государство готово помочь начинающим предпринимателям, которые делают первые шаги в малом или среднем бизнесе. А именно: предоставить налоговые льготы или гарантии по кредитам, обучить основам бизнеса, проконсультировать. Для этого существуют специальные программы государственной поддержки предпринимательства.
В работе была предложена программа поддержки малых предприятий в условиях санкций, реализация которой позволит повысить выручку ИП Кузнецова К.А. на 24 %.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения 20.06.2023).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с уч. поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 20.06.2023).
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (Дата обращения 20.06.2023).
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/ (Дата обращения 20.06.2023).
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/; Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 20.06.2023).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (Дата обращения 20.06.2023).
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (Дата обращения 20.06.2023).
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения 20.06.2023).
Авдулова К.Н. Социальная сеть Facebook как платформа для интернет-рекламы // Интернет-маркетинг. 2010. № 3. С. 130-144.
Бакеева Д.А. Продвижение бренда и тенденции развития рекламы в социальных сетях (на примере интернет-ресурсов «Вконтакте», «Facebook», «Одноклассники», «instagram») // В сборнике: Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 91-94.
Баранова А.С. Туристический бизнес малых городов ярославской области // В сборнике: Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.А. Резник. Пенза, 2023. С. 57-61.
Батанцова Е.Э. Особенности поддержки малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций (на примере волгоградской области) // Студенческий вестник. 2019. № 43-1 (93). С. 90-92.
Безгребельная А.С., Цепанина Е.Д. Специфика запуска рекламы в instagram и facebook в 2022 году // В сборнике: Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 85-91.
Глущенко А.В., Озерина О.А. Финансовые ресурсы малого бизнеса: значение и проблемы финансирования в условиях санкций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 11 (539). С. 2-7.
Горбов А.В. Таргетированная реклама в социальных сетях Facebook и «Вконтакте» // Интернет-маркетинг. 2021. № 1. С. 48-55.
Гришанина А.В., Харламова Е.Е. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций // NovaInfo.Ru. 2019. Т. 1. № 99. С. 50-55.
Гуськова М.Д. Особенности языка интернет-блогеров (на примере рекламы в социальных сетях «вконтакте», facebook, instagram) // В сборнике: Российская наука в современном мире. Сборник статей XXXIII международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 167-170.
Демирчев П.П. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса россии в условиях санкций // В сборнике: Актуальные аспекты модернизации российской экономики. Сборник научных трудов по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 276-280.
Дроботенко О.Н., Кирка А.В. Практика политического менеджмента: основные технические критерии эффективной политической рекламы в facebook // В сборнике: актуальные вопросы права и управления. Материалы I Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 22-24.
Интернет-маркетинг: руководство для участников проекта «полёт бабочки» / Маслов Д.В., Кирьянов А.Е., Арефьева И.Е., Бадалов А.Б. // Навигатор в мире науки и образования. 2017. № 2 (35). С. 161.
К вопросу о современных мерах государственной поддержки регионального малого бизнеса в условиях международных санкций / Бобкова Е.Ю., Григорьянц И.А., Фурсов А.Л., Черкасова Е.В. // Гуманитарный научный журнал. 2022. № 3. С. 34-39.
Кёниг А.Ю., Шигапова А.Р. Особенности рекламы в социальных сетях на примере Facebook // В сборнике: Современный PR: теория, практика, образование. Материалы XII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 153-155.
Левкина Н.Н. Основные проблемы малого бизнеса в условиях новых санкций против РФ // Научные исследования и разработки. Экономика. 2022. Т. 10. № 4. С. 47-52.
Малый и средний бизнес Российской Федерации в условиях санкций / Ковтун Е.Н., Толмачева Т.А., Кудрина Л.В. // В сборнике: Молодые экономисты - будущему России. Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 208-211.
Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в 2022 году в условиях санкций / Земцов М.С., Карачевская П.В., Крохина А.О., Бутрина Ю.В. // В сборнике: молодой исследователь. материалы 9-й научной выставки-конференции научно-технических и творческих работ студентов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет. 2022. С. 175-182.
Мурадова С.А. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций // Научный Лидер. 2022. № 27 (72). С. 61-63.
Рожкова Ж.А. Реклама на Facebook: что соцсеть предлагает компаниям сегодня // Интернет-маркетинг. 2012. № 3. С. 136-143.
Рузаева А.В. Сравнительный анализ рекламы образовательных продуктов на facebook в сша и в россии // В сборнике: Электронный бизнес. Управление интернет-проектами. Инновации. сборник трудов участников VIII Студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Корнилов ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ф-т бизнеса и менеджмента, школа бизнес-информатики. 2016. С. 331-334.
Рульков В.С. Нейронные сети в сфере интернет-маркетинга // В сборнике: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. материалы XXXХI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2018. С. 18-21.
Самохвалов А.Ю. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях санкций 2022 года // Финансовый бизнес. 2022. № 7 (229). С. 53-55.
Сапожникова С.М. Основы планирования деятельности торговых предприятий малого бизнеса региона в условиях санкций // В сборнике: перспективы развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции : В 3 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р., 2018. С. 28-34.
Сибекова А.Р. Малый и средний бизнес России в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4-2 (86). С. 126-130.
Сулейманова А.М. Антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях западных санкций // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 4. С. 448-451.
Хикматуллина Д.А. Социальная реклама в социальной сети Facebook // В сборнике: Цивилизация знаний: российские реалии. Сборник трудов XXI Международной научной конференции. 2020. С. 589-592.
Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. 2022. № 6. С. 42-48.
Чиркова А.В. Малый бизнес в России в условиях международных санкций // Менеджмент: теория и практика. 2018. № 1-2. С. 73-76.
Шагера С.С. Налоговая поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций // Дневник науки. 2022. № 4 (64). – С. 1-6.
2
Коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных организаций)
Потребительские кооперативы
Крестьянские (фермерские хозяйства)
Индивидуальные предприниматели
Условия отнесения к субъектам малого предпринимательства
Структура уставного капитала (только для юридических лиц)
Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; общественных и религиозных организаций
Иностранных юридических лиц, иностранных граждан, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса
0-120 млн. руб.
121-800 млн. руб.
800-2000 млн. руб.
Более 2000 млн. руб.
0-15 человек
16-100 человек
101-250 человек
Более 250 человек
Малые ()
Средние
Малые (без микро)
Микропредприятия
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения 20.06.2023).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с уч. поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 20.06.2023).
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (Дата обращения 20.06.2023).
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
5. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/ (Дата обращения 20.06.2023).
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/; Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ// Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 20.06.2023).
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (Дата обращения 20.06.2023).
8. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (Дата обращения 20.06.2023).
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения 20.06.2023).
10. Авдулова К.Н. Социальная сеть Facebook как платформа для интернет-рекламы // Интернет-маркетинг. 2010. № 3. С. 130-144.
11. Бакеева Д.А. Продвижение бренда и тенденции развития рекламы в социальных сетях (на примере интернет-ресурсов «Вконтакте», «Facebook», «Одноклассники», «instagram») // В сборнике: Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 91-94.
12. Баранова А.С. Туристический бизнес малых городов ярославской области // В сборнике: Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.А. Резник. Пенза, 2023. С. 57-61.
13. Батанцова Е.Э. Особенности поддержки малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций (на примере волгоградской области) // Студенческий вестник. 2019. № 43-1 (93). С. 90-92.
14. Безгребельная А.С., Цепанина Е.Д. Специфика запуска рекламы в instagram и facebook в 2022 году // В сборнике: Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 85-91.
15. Глущенко А.В., Озерина О.А. Финансовые ресурсы малого бизнеса: значение и проблемы финансирования в условиях санкций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 11 (539). С. 2-7.
16. Горбов А.В. Таргетированная реклама в социальных сетях Facebook и «Вконтакте» // Интернет-маркетинг. 2021. № 1. С. 48-55.
17. Гришанина А.В., Харламова Е.Е. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России в условиях санкций // NovaInfo.Ru. 2019. Т. 1. № 99. С. 50-55.
18. Гуськова М.Д. Особенности языка интернет-блогеров (на примере рекламы в социальных сетях «вконтакте», facebook, instagram) // В сборнике: Российская наука в современном мире. Сборник статей XXXIII международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 167-170.
19. Демирчев П.П. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса россии в условиях санкций // В сборнике: Актуальные аспекты модернизации российской экономики. Сборник научных трудов по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 276-280.
20. Дроботенко О.Н., Кирка А.В. Практика политического менеджмента: основные технические критерии эффективной политической рекламы в facebook // В сборнике: актуальные вопросы права и управления. Материалы I Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 22-24.
21. Интернет-маркетинг: руководство для участников проекта «полёт бабочки» / Маслов Д.В., Кирьянов А.Е., Арефьева И.Е., Бадалов А.Б. // Навигатор в мире науки и образования. 2017. № 2 (35). С. 161.
22. К вопросу о современных мерах государственной поддержки регионального малого бизнеса в условиях международных санкций / Бобкова Е.Ю., Григорьянц И.А., Фурсов А.Л., Черкасова Е.В. // Гуманитарный научный журнал. 2022. № 3. С. 34-39.
23. Кёниг А.Ю., Шигапова А.Р. Особенности рекламы в социальных сетях на примере Facebook // В сборнике: Современный PR: теория, практика, образование. Материалы XII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 153-155.
24. Левкина Н.Н. Основные проблемы малого бизнеса в условиях новых санкций против РФ // Научные исследования и разработки. Экономика. 2022. Т. 10. № 4. С. 47-52.
25. Малый и средний бизнес Российской Федерации в условиях санкций / Ковтун Е.Н., Толмачева Т.А., Кудрина Л.В. // В сборнике: Молодые экономисты - будущему России. Сборник научных трудов по материалам ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 2019. С. 208-211.
26. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в 2022 году в условиях санкций / Земцов М.С., Карачевская П.В., Крохина А.О., Бутрина Ю.В. // В сборнике: молодой исследователь. материалы 9-й научной выставки-конференции научно-технических и творческих работ студентов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет. 2022. С. 175-182.
27. Мурадова С.А. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций // Научный Лидер. 2022. № 27 (72). С. 61-63.
28. Рожкова Ж.А. Реклама на Facebook: что соцсеть предлагает компаниям сегодня // Интернет-маркетинг. 2012. № 3. С. 136-143.
29. Рузаева А.В. Сравнительный анализ рекламы образовательных продуктов на facebook в сша и в россии // В сборнике: Электронный бизнес. Управление интернет-проектами. Инновации. сборник трудов участников VIII Студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Корнилов ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ф-т бизнеса и менеджмента, школа бизнес-информатики. 2016. С. 331-334.
30. Рульков В.С. Нейронные сети в сфере интернет-маркетинга // В сборнике: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. материалы XXXХI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2018. С. 18-21.
31. Самохвалов А.Ю. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях санкций 2022 года // Финансовый бизнес. 2022. № 7 (229). С. 53-55.
32. Сапожникова С.М. Основы планирования деятельности торговых предприятий малого бизнеса региона в условиях санкций // В сборнике: перспективы развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции : В 3 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р., 2018. С. 28-34.
33. Сибекова А.Р. Малый и средний бизнес России в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4-2 (86). С. 126-130.
34. Сулейманова А.М. Антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях западных санкций // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 4. С. 448-451.
35. Хикматуллина Д.А. Социальная реклама в социальной сети Facebook // В сборнике: Цивилизация знаний: российские реалии. Сборник трудов XXI Международной научной конференции. 2020. С. 589-592.
36. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. 2022. № 6. С. 42-48.
37. Чиркова А.В. Малый бизнес в России в условиях международных санкций // Менеджмент: теория и практика. 2018. № 1-2. С. 73-76.
38. Шагера С.С. Налоговая поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций // Дневник науки. 2022. № 4 (64). – С. 1-6.
Вопрос-ответ:
Каковы основные этапы становления и развития малого бизнеса в России?
Основные этапы развития малого бизнеса в России включают в себя десятилетия 1990-х и 2000-х годов, когда после распада СССР и перехода к рыночной экономике началось активное развитие частного предпринимательства. В это время были созданы неформальные малые предприятия, которые затем превратились в официально зарегистрированных ИП и малые фирмы.
Какие нормативно-правовые основы регулируют малый бизнес в России?
Малый бизнес в России регулируется рядом нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который определяет основные принципы государственной политики в области малого предпринимательства. Также существуют региональные законы и нормативные акты, которые устанавливают специальные льготы и поддержку для малого бизнеса.
Каким образом санкции влияют на развитие малого предпринимательства в России?
Санкции оказывают негативное влияние на развитие малого предпринимательства в России. Они приводят к ограничениям внешнеторговой деятельности, сокращению доступа к финансовым ресурсам и снижению инвестиций. Это затрудняет развитие и рост малых предприятий, особенно в отраслях, связанных с импортозависимыми технологиями и товарами.
Каковы теоретические основы формирования и развития малого предпринимательства в России?
Теоретические основы формирования и развития малого предпринимательства в России основываются на концепциях рыночной экономики, свободного предпринимательства и конкуренции. Также важными аспектами являются развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, создание благоприятного делового климата и обеспечение правовой защиты предпринимателей.
Какова сущность и характеристика малого бизнеса в России?
Малый бизнес в России - это предпринимательское предприятие, которое имеет небольшой объем производства и численность сотрудников, а также отличается от больших предприятий по своей рыночной ориентации и гибкости в принятии решений. Характеристики малого бизнеса включают независимость в принятии управленческих решений, высокую степень трудоустройства, инновационность и гибкость в адаптации к изменяющимся условиям рынка.
Какие этапы становления и развития малого бизнеса можно выделить в России?
В России можно выделить несколько этапов становления и развития малого бизнеса. Начало этого процесса связано с перестройками экономики в начале 1990-х годов, когда были приняты законы о свободной предпринимательской деятельности. Затем следовал период финансового кризиса и снижения интереса к малому бизнесу. Однако с начала 2000-х годов наблюдается рост числа малых предприятий и увеличение их доли в экономике страны.
Какие нормативно-правовые основы регулируют малый бизнес в России?
Малый бизнес в России регулируется рядом нормативно-правовых актов. Основным законодательным актом является Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Кроме того, существуют различные постановления и приказы правительства, которые регламентируют особенности создания и функционирования малых предприятий, предоставление им государственной поддержки и др.
Каким механизмом развития малого предпринимательства в России можно примерить на примере ИП Кузнецова?
Механизм развития малого предпринимательства в России можно проиллюстрировать на примере ИП Кузнецова. Он начал свой бизнес с небольшого магазина, но благодаря успешным управленческим решениям и развитию собственного бренда, его предприятие стало приносить все больше прибыли. ИП Кузнецов также использовал различные меры государственной поддержки для развития своего бизнеса, например, получение льготных кредитов и участие в государственных программах.
Какие основные этапы становления и развития малого бизнеса в России?
В статье указано, что становление и развитие малого бизнеса в России проходит через несколько этапов: от периода возникновения первых частных предпринимателей до формирования законодательной базы и государственной поддержки. Также отмечается, что важной ролью в развитии малого бизнеса в стране сыграло время проведения санкций.