Смысложизненные ориентации личности, в период прохождения кризиса середины жизни
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 26.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ 8
1.1 Психологические аспекты изучения проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста 8
1.2 Особенности протекания возрастного кризиса середины жизни 14
1.3 Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему ценностей и смысложизненных ориентаций личности 24
Выводы по теоретическому исследованию 33
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни 39
2.3. Анализ результатов исследования 52
Выводы по эмпирическому исследованию 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………68
По 20% испытуемых показали низкий уровень напряжения в связи с потерей смысла жизни.Результаты исследования по методике «Ценностные ориентации» Рокича представлены в таблице 5 и на рисунке 7.Таблица 5Показатели ценностных ориентаций у мужчинТерминальные ценностиЗначимыеИндифферентныеНезначимыеИнструментальные ценностиЗначимыеИндифферентныеОтвергаемыеАктивная деятельная жизнь16%Аккуратность20%Жизненная мудрость12%Воспитанность10%Здоровье14%Высокие запросы20%Интересная работа18%Жизнерадостность15%Красоты природы и искусства28%Исполнительность20%Любовь4%Независимость10%Материально обеспеченная жизнь24%Нетерпимость к недостаткам15%Наличие хороших и верных друзей32%Образованность10%Общественное признание12%Ответственность10%Познание20%Рационализм20%Продуктивная жизнь16%Самоконтроль20%Развитие20%Смелость20%Развлечения12%Твердая воля20%Свобода12%Терпимость20%Счастливая семейная жизнь24%Честность20%Счастье других4%Чуткость20%Творчество20%Широта взглядов20%Уверенность в себе12%Эффективность в делах20%Рис.7 Терминальные ценности мужчинГистограмма показывает, что самыми значимыми для большинства мужчин терминальными ценностями являются: - счастливая семейная жизнь (24%);- познание (20%);- материально обеспеченная жизнь (24%);- интересная работа (18%);- здоровье (14%).Таким образом, для большинства мужчин важно крепкое здоровье, интересная работа, материальная обеспеченность и счастливая семейная жизнь. Незначимыми были отмечены такие ценности, как: творчество (20%), развитие (20%), развлечения (12%), общественное признание (12%), красота природы и искусства (28%).Рис. 8 Инструментальные ценности мужчинГистограмма показывает, что самыми значимыми для большинства мужчин инструментальными ценностями являются:- исполнительность (20%);- честность (20%);- эффективность в делах (20%);- воспитанность (10%);- независимость (10%);-ответственность (10%);- образованность (10%).Незначимыми отмечены: высокие запросы (20%), самоконтроль (20%), терпимость (20%), чуткость (20%), широта взглядов (20%).Таблица 6 Показатели ценностных ориентаций у женщинТерминальные ценностиЗначимыеИндифферентныеНезначимыеИнструментальные ценностиЗначимыеИндифферентныеОтвергаемыеАктивная деятельная жизнь20%Аккуратность20%Жизненная мудрость10%Воспитанность10%Здоровье20%Высокие запросы20%Интересная работа20%Жизнерадостность10%Красоты природы и искусства10%ИсполнительностьЛюбовь10%Независимость10%Материально обеспеченная жизнь10%Нетерпимость к недостаткам10%Наличие хороших и верных друзей10%Образованность20%Общественное признание20%Ответственность20%Познание20%Рационализм20%Продуктивная жизнь10%Самоконтроль20%Развитие10%Смелость10%Развлечения20%Твердая воля10%Свобода20%Терпимость20%Счастливая семейная жизнь20%Честность20%Счастье других10%Чуткость10%Творчество10%Широта взглядов10%Уверенность в себе10%Эффективность в делах10%В подвыборке женщин значимые ценностные ориентации несколько отличаются от мужских (рис. 9).Рис.9 Терминальные ценности женщинКак видим, наиболее важными для женщин терминальными ценностями являются:- любовь (24%);- интересная работа (18%);- познание (20%);- счастливя семейная жизнь (24%). Рис.10 Инструментальные ценности женщинВ значимых инструментальных ценностях тоже есть различия, так для женщин, в отличие от мужчин очень важны: аккуратность (20%), честность (20%), воспитанность (10%).Таким образом, на этом этапе исследования нами были получены и проанализированы эмпирические данные, свидетельствующие о степени проявленности кризиса среднего возраста у испытуемых, о наличии которого могут свидетельствовать выявленные нами показатели удовлетворённости жизнью, степени структурированности смысложизненных ориентаций личности и наличие кризисных переживаний утраты смысловой ориентациив актуальный период жизнедеятельности испытуемых.2.3. Анализ результатов исследованияИтак, проведя исследование мы пришли к следующим выводам:1) Исследование психологического и социального возраста личности показало, что высокий уровень данного показателя проявляется в группе мужчин у 12% респондентов, а в группе женщин – у 36% респондентов. Люди, обладающие высоким уровнем, оптимистичные, позитивно относятся к миру, к себе, к своему окружению, это довольные жизнью и своим положением в ней личности. Низкий уровень данного показателя не был выявлен у женщин, но был выявлен у мужчин – у 16%. Обычно это пессимистичные, отстраненные, замкнутые люди, могут проявлять неуместную раздражительность. Использование U-критерия Манна-Уитни показало достоверность различий в социально-психологическом возрасте женщин и мужчин. Так, для женщин свойственны более высокие показатели данного критерия, ежели для мужчин.2) Исследование удовлетворенностью жизнью показало схожесть показателей женщин и мужчин. Данный показатель преимущественно проявился в выборке на среднем уровне (72% мужчины и 76% женщины), то есть проживаемая ими жизнь представляется как «нормальная», в которой удовлетворяются основные потребности, отсутствуют явные выраженные стрессы и т.д. Низкая удовлетворенность выявлена у одного человека в женской части выборки. Высокий уровень удовлетворенности выявлен у 20% женщин, мужчинам же высокие показатели были не присущи. Мужчины более критичны к себе, переживая кризис среднего возраста, зачастую не довольны именно своей профессиональной самореализацией, упущенными возможностями, поэтому высокий уровень удовлетворенности и не проявляется.3) Тест смысложизненных ориентаций показал, как и в предыдущей методике, схожесть результатов. Средние значения по всем шкалам практически идентичны, то есть и женщинам, и мужчинам, свойственны целеустремленность, ответственность, принятие проживаемой жизни, погруженность в этот процесс. Отсутствие различий по данному критерию может говорить о том, что в современном мире социальная роль женщин претерпела изменения, они все больше зациклены на профессиональной самореализации, достижению материальных благ и т.д.В общем, не смотря на одинаковую тенденцию в смысложизненных ориентациях у мужчин и женщин, можно выделить все же ряд отличий:- мужчины склонны в большей степени считать себя сильными личностями и контролировать свою жизнь, им присуща решительность и свобода при принятии решений, а также при воплощении их в жизнь;- мужчинам в большей степени свойственна ориентация в своей жизненной активности на результат, что говорит о рационализме и прагматичности, а также о потребности быть эффективным в достижении поставленных целей.Высокий уровень смысложизненных ориентаций проявлен у 96 % женщин и у 80% мужчин.4) Исследование смысложизненного кризиса показало, что и в мужской, и в женской выборках по 20% испытуемых показали низкий уровень напряжения в связи с потерей смысла жизни.Общей тенденцией ввыраженности кризиса как у мужчин, так и у женщин является их примерноравномерное распределения по уровням, но большая часть испытуемыхпоказала средний уровень выраженности кризиса – 40 % женщин и мужчин показали указанный результат. Так же по 40% мужчин и женщинпродемонстрировали высокий уровень смысложизненного кризиса.При выявленной типичности данных можно выделить и установленныеразличия. Большая выраженность переживания по поводу утраты смыслажизни присущ женщинам, у которых преобладают показатели среднего ивысокого уровня напряжения. Им присущи переживания потери смысла ихжизненной активности, обесценивание прежне значимых ценностей исмыслов, столкновение во внутреннем плане параметров значимыхценностей с возможностями их реализации в реальной жизни. Такиепереживания, возможно, порождают снижение удовлетворенности собой ижизнью, приводят к чувству опустошенности, что проявляется в сниженииактивности и ориентации на будущее. Это, как правило, сопровождаетсянегативной оценкой собственной продуктивности и не позволяет личностиреконструировать свою жизнь и поведение с ориентацией на желаемоебудущее.Те же тенденции выявлены и у испытуемых-мужчин, но женщиныглубже и острее переживают кризис смысла жизни, чем мужчины. У мужчинже зачастую происходит избегание кризисных переживаний, илиотсутствуют показатели, свидетельствующие об их наличии.5) Исследование инструментальных и терминальных ценностей показало, что для большинства мужчин значимыми терминальными ценностями являются: счастливая семейная жизнь (24%), познание (20%), материально обеспеченная жизнь (24%), интересная работа (18%), здоровье (14%).Для женщин значимыми терминальными ценностями являются: любовь (24%), интересная работа (18%), познание (20%), счастливя семейная жизнь (24%). Как видим, женщины выбрали «любовь» одной из главных терминальных ценностей, а мужчины – материально обеспеченную жизнь. Тем не менее, семья в приоритете и мужчин, и у женщин.Значимыми для большинства мужчин инструментальными ценностями являются: исполнительность (20%); честность (20%); эффективность в делах (20%); воспитанность (10%); независимость (10%); ответственность (10%); образованность (10%).Для женщин: аккуратность (20%), честность (20%), воспитанность (10%).Таким образом, мы видим, что наряду с общими чертами проживания кризиса и смысложизненными ориентациями у мужчин и женщин, существуют и различия, которые были определены нами и в теоретической части исследования. Для того чтобы проиллюстрировать результаты исследования, представим описание кейса в выборке мужчин.Виталий, 37 лет, разведен, работает менеджером по подбору персонала в ритейлинговой фирме Москвы.В исследовании Виталий продемонстрировал следующие показатели (таблица 7).Таблица 7Показатели исследования респондента Виталия (респондент № 19)ШкалаБаллыУровеньПсихологический и социальный возраст личности26НизкийЖизненная включенность3СреднийРазочарование в жизни5Усталость от жизни6Беспокойство от жизни5Цели в жизни26СреднийПроцесс жизни21Результат20Локус контроля «Я»13Локус контроля «Жизнь»30Смысложизненный кризис5СреднийМатериально-обеспеченная жизнь1Высокий приоритетИнтересная работа2Высокий приоритетЭффективность в делах1Высокий приоритетИсследование психологического и социального возраста Виталия показало низкий уровень, так респонденту присущи сниженный уровень жизненной активности, пессимизм, будущее видится ему скорее в негативном свете, преобладает чувство неопределенности, на настоящий момент оценивает себя с позиции несостоятельности, несмотря на имеющиеся в жизни профессиональные достижения. Однако развод повлиял на оценке его достижений как личности, неудачи в личной жизни «перевесили» достижения в профессиональной.Показатели удовлетворенности жизнью на среднем уровне: Виталий переживает по повожу жизненных достижений, не испытывает удовольствия от происходящих событий, хотя и отдает себе отчет в том, что в его жизни случались очень значимые события, успехи, достижения, но на текущий момент он сомневается в том, настолько ли они были значимы, как ему казалось; так же он испытывает сомнения по поводу жизненных перспектив, чувствует, что теряет над жизнью контроль.Тест смысложизненных ориентаций также выявил средний уровень. Шкала «Цели в жизни» показаывает, что у Виталия присутствуют определенная целеустремленность, однако на данный момент он ставит под сомнение правильность, уместность, направленность этой цели. Шкала «Процесс жизни» у данног респондента говорит о неудовлетворенности текущими жизненными событиями, жизнь не воспринимается им как насыщенное, интересное, динамичное событие, хотя приятные события случаются и респондент на них реагирует, отдает отчет в том, что они происхлдят в отличие от тех людей, кто показал низкий уровень по исследуемому криетрию.Шкала «Результативность» показывает, что Виталий отмечает как свои достижения так и «провалы». Тем не менее на данном этапе он сконцентрирован на неудачах, анализирует и зацикливается на то, что не удалось, ежели на успехах и значимых достижениях.Шкала «Локус контроля «Я»» выражена слабо, так респондент не считает себя на данный момент личностью достаточно сильной для того, чтобы взять под контроль свою жизнь, поставить новые четкие цели и следовать им.Шкала «Локус контроля «Жизнь»» получила большее количество баллов, поэтому можно заключить, что Виталий осознает, что жизнь в целом – явление подконтрольное и если приложить усилия, то ее можно упорядочить, взять под контроль и добиться желаемого. Показатели смысложизненного кризиса у Виталия находятся на среднем уровне, следовательно, интенсивность переживаний по поводу текущей жизненной ситуации, смены ориентиров, неопределенности не так высока, гиперболизирована, да, определенные события вызывают у него уныние и разочарование, но в тоже время происходя события, которые могут его порадовать, он рефлексирует это. Также респонденту присуще затруднение в упорядочивании ценностей, что на текущий жизненный момент первично, а что – вторично. Среди ценностных значений большое значение имеют материально обеспеченная жизнь, интересная работа и эффективность в делах.Выводы по эмпирическому исследованию1. Исследование проводилось онлайн с использованием google-форм. Выборку составили 50 человек – 25 мужчин и 25 женщины возраста 37-39 лет.Цель исследования – изучить смысложизненные ориентации мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни.2. Исследование удовлетворенностью жизнью показало схожесть показателей женщин и мужчин. Данный показатель преимущественно проявился в выборке на среднем уровне (72% мужчины и 76% женщины), то есть проживаемая ими жизнь представляется как «нормальная», в которой удовлетворяются основные потребности, отсутствуют явные выраженные стрессы и т.д. Низкая удовлетворенность выявлена у одного человека в женской части выборки. 3. Тест смысложизненных ориентаций показал, как и в предыдущей методике, схожесть результатов. Средние значения по всем шкалам практически идентичны, то есть и женщинам, и мужчинам, свойственны целеустремленность, ответственность, принятие проживаемой жизни, погруженность в этот процесс. 4. Исследование смысложизненного кризиса показало, что и в мужской, и в женской выборках по 20% испытуемых показали низкий уровень напряжения в связи с потерей смысла жизни.5. Общей тенденцией в выраженности кризиса как у мужчин, так и у женщин является их примерно равномерное распределения по уровням, но большая часть испытуемых показала средний уровень выраженности кризиса – 40 % женщин и мужчин показали указанный результат.ЗАКЛЮЧЕНИЕЖизненные возрастные кризисы – это выбор варианта жизненной организации личности. Кризис может быть, как конструктивным вариантом развития личности, так и результатом неправильного воспитания. Жизненный кризис – это переходный период, когда происходит ломка и активная смена жизненных ролей личности. В психологической науке существуют различные трактовки понятия «смысл». Каждый человек в психологии трактует его, исходя из тех явлений, которые они изучают. Существуют такие варианты определения смысла жизни как: понимание смысла жизни как созданной человеческой деятельностью, смысл жизни как уже существующий в мире и смысл жизни созданный в процессе коммуникации человека и мира.Жизненный кризис характеризуется трудностями усвоения новых жизненных ролей, или осложнением в связи с возможностью избавиться от старой жизненной роли. К этому времени человек уже имеет определенный жизненный опыт, который помогает ему понять, что жизнь невозможна прожить по максимуму, что каждый человек имеет определенные возможности, существующие без препятствий и ограничений в достижении цели. Происходит коррекция планов, которые в настоящее время не реализовали. Возникает потребность начать жизнь сначала, найти новую работу, сменить место жительства, расстаться или совершенствоваться в профессиональном росте. Жизнь человека тесно связана с этим понятием. Однако каждая личность живет для чего-то, то есть ставит перед собой определенные цели. Однако целимогут меняться или достигаться в неполной мере. Тогда человек начинает задумываться, а именно такую жизнь он себе выстраивал? К этому хотел прийти? Эти размышления приводят к возникновению нормативного кризиса смысла жизни, с которым сталкивается каждый человек.Поэтому изучение закономерностей возникновения и протекания кризиса смысла жизни является важным направлением исследования в психологии.Во время написания работы, перед нами был поставлены задачи. Решая поставленные задачи мы сделали следующие выводы:1. У человека на рубеже третьего-четвертого десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Происходит переоценка ценностей, вызывающая самоанализ икритический пересмотр собственной личности; кризисные состояния связаны не только с психическим, но и с социальным развитием личности (Л. В. Выготский).2. Кризис среднего возраста явление очень условное, так как оно может наступить как раньше, так и позже, может проявляться с разной силой, даже может иметь одноразовый, кратковременный характер и встречаться определенными «наплывами».Мужчины в этот период чаще всего меняют место работы или пытаются изменить образ жизни, однако их сосредоточенность на карьере остается неизменной.3. У женщин с наступлением кризисного периода часто меняются приоритеты, которые были поставлены ими в начале взрослости. Женщин, ранее направлявшихся на семейный уют, начинают привлекать к себе определенные профессиональные цели, то есть те,кто раньше не желали самореализации сейчас желают самосовершенствоваться, семейные обязанности отходят на другой план.Во время кризисного процесса человеку важно подтверждение его социального положения. Наблюдается все большая потребность в достойной работе, ощущении стабильности и безопасности. Внутренние переживания во время кризиса бывают разными. Это зависит от особенностей темперамента, характера и развития психических процессов человека.4. Изучение теоретических основ возникновения и протекания кризиса смысла жизни дает возможность отметить, что переживание вышеупомянутого кризиса обусловлено удовлетворенностью собой, браком и профессиональной деятельностью. 5. Исследование психологического и социального возраста личности показало, что высокий уровень данного показателя проявляется в группе мужчин у 12% респондентов, а в группе женщин – у 36% респондентов. Люди, обладающие высоким уровнем, оптимистичные, позитивно относятся к миру, к себе, к своему окружению, это довольные жизнью и своим положением в ней личности.Исследование удовлетворенностью жизнью показало схожесть показателей женщин и мужчин. Данный показатель преимущественно проявился в выборке на среднем уровне (72% мужчины и 76% женщины), то есть проживаемая ими жизнь представляется как «нормальная», в которой удовлетворяются основные потребности, отсутствуют явные выраженные стрессы и т.д.Общей тенденцией в выраженности кризиса как у мужчин, так и у женщин является их примерно равномерное распределения по уровням, но большая часть испытуемых показала средний уровень выраженности кризиса – 40 % женщин и мужчин показали указанный результат. Так же по 40% мужчин и женщин продемонстрировали высокий уровень смысложизненного кризиса. Исследование инструментальных и терминальных ценностей показало, что для большинства мужчин значимыми терминальными ценностями являются: счастливая семейная жизнь (24%), материально обеспеченная жизнь (24%), интересная работа (18%), здоровье (14%). Для женщин значимыми терминальными ценностями являются: любовь (24%), интересная работа (18%), счастливя семейная жизнь (24%). Значимыми для большинства мужчин инструментальными ценностями являются: исполнительность (20%); честность (20%); эффективность в делах (20%). Для женщин: аккуратность (20%), честность (20%), воспитанность (10%).СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. ˗ М.: Прометей, 2018. ˗ 384 с.Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути //Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. ˗ 2017. ˗ № 1. ˗ C. 165- 200.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. ˗ СПб: Питер, 2018.˗ 288 с.Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2018.˗ 264 с.Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемыгеронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2018. ˗ 512 с.Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческоепонимание развитие человека. Учебник. М.: Смысл, 2019. ˗ 448 с.Ассаджиоли Р., Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когдапреобразование личности становится кризисом. М.: Ганга, 2018. ˗ 468 с.Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни //Психологический журнал. ˗ 1994. ˗ №1 (15). ˗ С. 63.Бендас Т. В. Гендерная психология. Учебное пособие. СПб: Питер,2017. ˗ 431 с.Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ. М.: Институтобщегуманитарных исследований, 2017. ˗ 272 с.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ˗ СПб.: Питер, 2018. ˗ 400 с.Большая Российская Энциклопедия. В 30-ти томах. Том 5. М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006. ˗ 784 с.Большунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблемаотношений детского и взрослого общества в современном мира // Развитиечеловека в современном мире. ˗ 2019. ˗ 31. ˗ С. 7-17.Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М.:Никея, 2019. ˗ 912 с.Ван Дорцен Э. Экзистенциальное консультирование ипсихотерапия на практике. М.: Институт общегуманитарных исследований,2020. - 368 с.Винокурова А. Л. Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примересотрудников государственных и коммерческих организаций) // ВестникСанкт-Петербургского университета. ˗ 2008. ˗ №2. ˗ С. 123-127.Волкова Т. Г. Психология самосознания. М.: Директ-Медиа, 2018. ˗296 с.Выготский Л. С. Лекции по психологии. М.: Перспектива, 2018. ˗ 148с.Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.:Юрайт, 2019. ˗ 281 сГалай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенностисубъективной оценки значимости базовых ценностей и возможности ихреализации у студентов первого курса педагогического вуза // Сибирскийпсихологический журнал. ˗ 2015. ˗ № 56. ˗ С. 167-176.Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М: Смысл, 2018. ˗ 272 с.Горбатова Е. А. Психологическое сопровождение клиентов,переживающих кризис среднего возраста // Ученые записки СПГИПиСР.2020. ˗ №1. ˗ С. 70-77.Григорьева И. А. Пожилые женщины: «вниз по лестнице» возрастаи гендера // Женщина в российском обществе. ˗ 2018. ˗ № 1 (86). ˗ С. 5-18.Демина Л. Д. Психологическое здоровье личности: монография.Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. ˗ 140 с.Дильтей В. Описательная психология. М.: Рипол-Классик, 2018. ˗ 290с.Думнова Э. М. Специфика самоидентификации социальногосубъекта в условиях транзитивного общества // Идеи и идеалы. ˗ 2017. ˗ №3. ˗ С.73-80.Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов вусловиях профессионально-образовательного пространства вуза //Образование и наука. ˗ 2018. ˗ № 7 (116). ˗ С. 75–86.Журавлева Н. А. Психология социальных изменений. М.: Институтпсихологии РАН, 2018. ˗ 528 c.Захарова Л. Ю. Возраст человека как идентификационный признак// Энциклопедия судебной экспертизы. ˗ 2018. ˗ №2. ˗ С. 88-94.Зотова О. Ю. Психологическое благополучие личности:монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. ˗ 312 с.Ильин Е. П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. ˗ СПб: Питер, 2018. ˗ 688 c.Карбовская Н. Основные стратегии и методологии гендерногоинтегрирования. К.: Украинский Женский Фонд, 2018. ˗ 214 с.Клецина И. С. Гендерная социализация в пожилом возрасте //Социальная психология и общество. ˗ 2020. ˗ Том 11. ˗ № 3. ˗ C. 22-34.Козлов В. В. Гендерная психология. Саратов.: Вузовскоеобразование, 2014. ˗ 177 c.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. ˗ СПб: Питер, 2019. ˗ 940 с.Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественныхпсихологов. СПб: Питер, 2009. ˗ 464 с.Леванова Е. А. Жизненный путь личности как психологопедагогический феномен // Вестник Костромского государственногоуниверситета им. Н. А. Некрасова. ˗ 2018. ˗ Т. 18. ˗ № 3. ˗ С. 175-177.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. ˗ 527с.Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-оеизд. М.: Смысл, 2019. ˗ 18 с.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.:Академия, 2019. ˗ 656 с.Мэй Р. Экзистенциальная психология. Экзистенция. Новоеизмерение психиатрии и психологии. М.: Эксмо Апрель-Пресс, 2021. ˗ 624 с.Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, 2021. ˗ 400 с.Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогическогоисследования. ˗СПб: Питер, 2014.˗ 325 с.Овсянник О. А., Фоминова А. Н. Особенности жизнестойкостиженщин у разных возрастных групп // Вестник МГОУ.˗ 2015. ˗№2. ˗С. 28-33Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. ˗ СПб: Питер, 2019.˗ 713 с.Сапогова Е. Е. Кризис среднего возраста: понимание, переживание, преодоление // Человек, искусство, вселенная. ˗ 2016. ˗ №1. ˗ С. 291-299Фоминова А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастнойаспект. Монография. М.: Прометей, 2021. ˗ 294 с.Hushidari M. Midlife Crisis or Male Wound? A Psychoanalytical Study of the Protagonist’s Behaviour as Midlife Crisis / M. Hushidari. – 2007. – p. 26Giuntella O. THE MIDLIFE CRISIS / O. Giuntella, McManus S. // NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH. – Vol. 9 – 2022. – 73 p. Kiesow H. Dissecting the midlife crisis: disentangling social, personality and demographic determinants in social brain anatomy / H. Kiesow // Communications Biology. – 2021. – Vol. 4. – 12 p.Schmidt S. The feminist origins of the midlife crisis / S. Schmidt // The Historical Journal. – Vol. 61. – 2018. – pp. 503-523Rawat S. The Midlife Crisis - “Her” Experience / S. Rawat // International Journal of Scientific and Research Publications (IJSRP) – Vol. 10. – 2020. – p. 495-510Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. Философский ипсихологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личностив отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] //Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №4 (19). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-i-psihologicheskiy-aspekty-izucheniyasmyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literatureГаврилова Е. И. Психологическое консультирование в работе сосмыслом жизни [Электронный ресурс] // Психологические проблемы смыслажизни и акме. 2020. №XXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-v-rabote-so-smyslom-zhizniИлюшина И. Н. Проблема ценностей и ценностных ориентаций впсихологии // Вестник ГУУ. 2018. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-vpsihologiiКарпинский, К. В. Опросник смысложизненного кризиса.Монография [Электронный ресурс]. Гродно: издательство ГрГУ, 2008. 108 с.URL: http://bayer.dp.ua/karpinskiy.pdfКлючников С. Ю. Консультация психолога по теме кризис среднего возраста [Электронный ресурс]. URL: http://kluchnikov.ru/temykonsultaczij/sczenarii-zhizni-vozrastnye -krizisy/Манукян В. Р. К вопросу о кризисе середины жизни [Электронныйресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-krizise-serediny-zhizniМарова В. А. Кризисы среднего возраста, объективностьсуществования феномена в разных психологических теориях [Электронныйресурс] // Вопросы науки и образования. 2018. №7 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizisy-srednego-vozrasta-obektivnost-suschestvovaniyafenomena-v-raznyh-psihologicheskih-teoriyahGondek D. Mental health crisis in midlife – a proposed research agenda / D. Gondek // Research Ideas and Outcomes [электронныйресурс]. – https://riojournal.com/article/62024/download/pdf/Mann-Whitney U Test: Assumptions and Example [электронныйресурс]. – URL: https://www.technologynetworks.com/informatics/articles/mann-whitney-u-test-assumptions-and-example-363425
1.Абрамова Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. ˗ М.: Прометей, 2018. ˗ 384 с.
2.Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути //
Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. ˗ 2017. ˗ № 1. ˗ C. 165- 200.
3.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. ˗ СПб: Питер, 2018.
˗ 288 с.
4.Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2018. ˗ 264 с.
5.Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы
геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2018. ˗ 512 с.
6.Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое
понимание развитие человека. Учебник. М.: Смысл, 2019. ˗ 448 с.
7.Ассаджиоли Р., Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когда
преобразование личности становится кризисом. М.: Ганга, 2018. ˗ 468 с.
8.Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни //
Психологический журнал. ˗ 1994. ˗ №1 (15). ˗ С. 63.
9.Бендас Т. В. Гендерная психология. Учебное пособие. СПб: Питер,
2017. ˗ 431 с.
10.Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ. М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2017. ˗ 272 с.
11.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ˗ СПб.: Питер, 2018. ˗ 400 с.
12.Большая Российская Энциклопедия. В 30-ти томах. Том 5. М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006. ˗ 784 с.
13.Большунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мира // Развитие человека в современном мире. ˗ 2019. ˗ 31. ˗ С. 7-17.
14.Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. ˗ 912 с.
15.Ван Дорцен Э. Экзистенциальное консультирование и
психотерапия на практике. М.: Институт общегуманитарных исследований,
2020. - 368 с.
16.Винокурова А. Л. Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере
сотрудников государственных и коммерческих организаций) // Вестник
Санкт-Петербургского университета. ˗ 2008. ˗ №2. ˗ С. 123-127.
17.Волкова Т. Г. Психология самосознания. М.: Директ-Медиа, 2018. ˗ 296 с.
18.Выготский Л. С. Лекции по психологии. М.: Перспектива, 2018. ˗ 148 с.
19.Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2019. ˗ 281 с
20.Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности
субъективной оценки значимости базовых ценностей и возможности их
реализации у студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский
психологический журнал. ˗ 2015. ˗ № 56. ˗ С. 167-176.
21.Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М: Смысл, 2018. ˗ 272 с.
22.Горбатова Е. А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста // Ученые записки СПГИПиСР.
2020. ˗ №1. ˗ С. 70-77.
23.Григорьева И. А. Пожилые женщины: «вниз по лестнице» возраста
и гендера // Женщина в российском обществе. ˗ 2018. ˗ № 1 (86). ˗ С. 5-18.
24.Демина Л. Д. Психологическое здоровье личности: монография.
Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. ˗ 140 с.
25.Дильтей В. Описательная психология. М.: Рипол-Классик, 2018. ˗ 290 с.
26.Думнова Э. М. Специфика самоидентификации социального
субъекта в условиях транзитивного общества // Идеи и идеалы. ˗ 2017. ˗ №3. ˗ С. 73-80.
27.Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в
условиях профессионально-образовательного пространства вуза //
Образование и наука. ˗ 2018. ˗ № 7 (116). ˗ С. 75–86.
28.Журавлева Н. А. Психология социальных изменений. М.: Институт психологии РАН, 2018. ˗ 528 c.
29.Захарова Л. Ю. Возраст человека как идентификационный признак
// Энциклопедия судебной экспертизы. ˗ 2018. ˗ №2. ˗ С. 88-94.
30.Зотова О. Ю. Психологическое благополучие личности: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. ˗ 312 с.
31.Ильин Е. П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. ˗ СПб: Питер, 2018. ˗ 688 c.
32.Карбовская Н. Основные стратегии и методологии гендерного
интегрирования. К.: Украинский Женский Фонд, 2018. ˗ 214 с.
33.Клецина И. С. Гендерная социализация в пожилом возрасте //
Социальная психология и общество. ˗ 2020. ˗ Том 11. ˗ № 3. ˗ C. 22-34.
34.Козлов В. В. Гендерная психология. Саратов.: Вузовское
образование, 2014. ˗ 177 c.
35.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. ˗ СПб: Питер, 2019. ˗ 940 с.
36.Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных
психологов. СПб: Питер, 2009. ˗ 464 с.
37.Леванова Е. А. Жизненный путь личности как психологопедагогический феномен // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. ˗ 2018. ˗ Т. 18. ˗ № 3. ˗ С. 175-177.
38.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. ˗ 527 с.
39.Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-ое
изд. М.: Смысл, 2019. ˗ 18 с.
40.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2019. ˗ 656 с.
41.Мэй Р. Экзистенциальная психология. Экзистенция. Новое
измерение психиатрии и психологии. М.: Эксмо Апрель-Пресс, 2021. ˗ 624 с.
42.Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, 2021. ˗ 400 с.
43.Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. ˗ СПб: Питер, 2014. ˗ 325 с.
44.Овсянник О. А., Фоминова А. Н. Особенности жизнестойкости
женщин у разных возрастных групп // Вестник МГОУ. ˗ 2015. ˗ №2. ˗ С. 28-33
45.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. ˗ СПб: Питер, 2019. ˗ 713 с.
46.Сапогова Е. Е. Кризис среднего возраста: понимание, переживание, преодоление // Человек, искусство, вселенная. ˗ 2016. ˗ №1. ˗ С. 291-299
47.Фоминова А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастной
аспект. Монография. М.: Прометей, 2021. ˗ 294 с.
48.Hushidari M. Midlife Crisis or Male Wound? A Psychoanalytical Study of the Protagonist’s Behaviour as Midlife Crisis / M. Hushidari. – 2007. – p. 26
49.Giuntella O. THE MIDLIFE CRISIS / O. Giuntella, McManus S. // NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH. – Vol. 9 – 2022. – 73 p.
50.Kiesow H. Dissecting the midlife crisis: disentangling social, personality and demographic determinants in social brain anatomy / H. Kiesow // Communications Biology. – 2021. – Vol. 4. – 12 p.
51.Schmidt S. The feminist origins of the midlife crisis / S. Schmidt // The Historical Journal. – Vol. 61. – 2018. – pp. 503-523
52.Rawat S. The Midlife Crisis - “Her” Experience / S. Rawat // International Journal of Scientific and Research Publications (IJSRP) – Vol. 10. – 2020. – p. 495-510
53.Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. Философский и
психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности
в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] //
Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №4 (19). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-i-psihologicheskiy-aspekty-izucheniyasmyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature
54.Гаврилова Е. И. Психологическое консультирование в работе со
смыслом жизни [Электронный ресурс] // Психологические проблемы смысла
жизни и акме. 2020. №XXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
psihologicheskoe-konsultirovanie-v-rabote-so-smyslom-zhizni
55.Илюшина И. Н. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в
психологии // Вестник ГУУ. 2018. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-vpsihologii
56.Карпинский, К. В. Опросник смысложизненного кризиса.
Монография [Электронный ресурс]. Гродно: издательство ГрГУ, 2008. 108 с.
URL: http://bayer.dp.ua/karpinskiy.pdf
57.Ключников С. Ю. Консультация психолога по теме кризис среднего возраста [Электронный ресурс]. URL: http://kluchnikov.ru/temykonsultaczij/sczenarii-zhizni-vozrastnye -krizisy/
58.Манукян В. Р. К вопросу о кризисе середины жизни [Электронный
ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-krizise-serediny-zhizni
59.Марова В. А. Кризисы среднего возраста, объективность
существования феномена в разных психологических теориях [Электронный
ресурс] // Вопросы науки и образования. 2018. №7 (19). URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/krizisy-srednego-vozrasta-obektivnost-suschestvovaniyafenomena-v-raznyh-psihologicheskih-teoriyah
60.Gondek D. Mental health crisis in midlife – a proposed research agenda / D. Gondek // Research Ideas and Outcomes [электронный ресурс]. – https://riojournal.com/article/62024/download/pdf/
61.Mann-Whitney U Test: Assumptions and Example [электронный ресурс]. – URL: https://www.technologynetworks.com/informatics/articles/mann-whitney-u-test-assumptions-and-example-363425