Этическая беседа как средство воспитания нравственных чувств у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности использования этической беседы в процессе воспитания нравственных чувств у детей дошкольного возраста 6
1.1 Сущность процесса нравственного воспитания 6
1.2 Общая характеристика нравственных чувств у детей дошкольного возраста 10
1.3 Роль этической беседы в нравственном воспитании дошкольников 14
Глава 2. Методические особенности использования этической беседы в процессе воспитания нравственных чувств у детей дошкольного возраста 18
2.1 Методика проведения этических бесед с дошкольниками 18
2.2 Разработка конспекта занятия этической беседы для детей дошкольного возраста 22
Заключение 27
Список использованной литературы и источников 29
Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сопоставления разных мотивов одного и того же действия, одни и те же мотивы приводят к разным действиям.3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.4. Вопрос должен привлечь внимание дошкольников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка распознавать состояние человека по внешним признакам, понимать это состояние, а значит, и сопереживать.Таким образом, в ходе основной части беседы педагог должен разъяснить нормы поведения, вызвать желание им следовать.Заключительный этап. В конце беседы необходимоподвести итоги и сформулировать нравственную установку, которой должны следовать дети. Это нравственное отношение может быть выражено в виде общего вывода из беседы, или в виде правила поведения, или в виде примера, которому дети должны подражать [3].Завершить беседу можно формулировкой правил поведения: «Давайте установим правила и будем им следовать».Например, в конце разговора о чутком, доброжелательном отношении к товарищам воспитатель должен сказать: «Вот вы сейчас правильно говорили, как надо относиться к товарищам. Но надо не только уметь говорить. Но и поступать по-товарищески. Сейчас мы пойдём на прогулку, будем играть в новую игру «Ловишка, дай пару» и научимся помогать товарищам, научимся выручать их из беды». Связь этических бесед с последующей деятельностью является одним из условий их эффективности [13].Таким образом, одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, с помощью которых дети усваивают нормы и правила нравственного поведения. В ходе беседы взрослый не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет главное, что стимулирует у детей желание думать, высказывать свое мнение и доказывать его.2.2 Разработка конспекта занятия этической беседы для детей дошкольного возрастаВ данном параграфе мы разработали конспект занятия этической беседы (таблица 1) для детей дошкольного возраста.Конспект этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Будь вежлив».Цель: формирование у детей нравственно-этических качеств.Задачи: Обучающая: учить осознанно относиться к действиям людей, уметь правильно оценивать эти действия.Воспитательная: воспитывать желание быть вежливым. Побуждать детей к совершению нравственных поступков, формировать желание совершать положительные поступки и осуждать отрицательные поступки.Развивающая: развивать разговорные навыки, использовать разные типы предложений в качестве ответов на вопросы.Оборудование: картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его); мяч, картинки «Что такое хорошо и что такое плохо». Предварительная работа: беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Всегда будь вежлив», чтение: В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости», дидактические игры и упражнения «Вежливый ручеек», «Кто кому уступит место», рассматривание картин, иллюстраций.Таблица 1. – Технологическая карта этической беседы на тему «Будь вежлив»Части НОДДеятельность воспитателяДеятельность детейВводная частьВоспитатель приносит картинку (девочка уронила платок, а мальчик поднял). Ребята, посмотрите, какую картинку я вам принесла. Посмотри на нее и скажи мне, правильно ли поступил этот мальчик? Как вы думаете, что мальчик сказал девочке? Значит, что можно сказать про детей, какие они? Почему вы так думаете? Сегодня мы поговорим о вежливости.Рассматривают картину.– Правильно.– Возьми, пожалуйста, свой платочек! – Спасибо тебе. – Вежливые, воспитанные – Потому что девочка и мальчик говорили слова «пожалуйста», «спасибо».Основная частьКак вы думаете, что такое вежливость? Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим нравилось с вами общаться.Чтобы быть вежливым человеком, нужно не только использовать вежливые слова, но и употреблять их правильно.«Давным-давно вежливого человека называли вежа, что значит всезнающий. Наше слово «Вежливость» происходит от слова «вежа». Вежливость была и остается очень важным качеством для всех людей, поэтому вежливости когда-то учили в школе. Вежливость – очень важное качество для каждого человека. Для того чтобы проявить вежливость, существуют специальные вежливые слова. Что означают слова «пожалуйста» и «спасибо»? Как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными?Сейчас я проверю, знаете ли вы «волшебные» слова? Я прочитаю начало стихотворения, а вы должны сказать последнее слово:В обмене добрых слов участвуйте И говорите чаще… Не проявляйте днем лень Сказать при встрече… Вы после завтрака могли бы Сказать всем поварам… Из вежливости, не из жалости Почаще говори…. Когда уходишь всем на прощание Скажи простое… Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов. – А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем. Физкультминутка «Будь внимателен» – Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Будьте любезны, руки вперед. Опустите руки, пожалуйста. Будьте добры, наклоните голову вперед. Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо. Будьте любезны, садитесь на свои места.Ребята, давайте рассмотрим ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе. Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок?Как попросить соседа за столом передать хлеб?Как вежливо попросить о помощи, если ручка не пишет?Молодцы, а теперь предлагаю вам сыграть в игру «Вежливые слова».Воспитатель бросает детям мяч, и дети по очереди говорят вежливые слова.Какие пословицы о вежливости вы знаете?Ребята, достаточно ли говорить вежливые слова, чтобы быть вежливым человеком? Дидактическое упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо».Молодцы, все отлично поработали.– До свиданья.Встают.Ничего не делают. Хлопают.Ничего не делают. Прыгают.Вытягивают руки вперед, опускают.Делают наклоны. Присаживаются на места. – Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот, кто вежлив.– Ваня, передай, пожалуйста, хлеб… – Помоги,пожалуйста, застегнуть пуговицу… дети по очереди называют вежливые слова.– Доброе слово – слаще меда. Доброе слово согревает, дурное – огорчает. Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека. Из «спасибо» и шапку не сошьешь. «Спасибо» в карман не положишь, домой не принесешь. – нет, нужно делать хорошие поступки.Одна группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и черный (плохие поступки) кружки.Заключительная часть Какие правила вежливости мы знаем? Что нужно делать, чтобы быть вежливым человеком?1) вежливость проявляется в отношениях с людьми;2) вежливый человек не станет доставлять другим проблем и оскорблений;3) быть вежливым с товарищами, не давать кличек и прозвищ; 4) в разговоре и игре всегда помогать слабому, заступаться за него, не оскорблять младших;5) не отвечать грубостью на хамство;6) приучить себя всегда помнить о других.Таким образом, в процессе реализации разработанной этической беседы у детей сформируются нравственные чувства и поступки, такие, как вежливость, бережное, гуманное отношение к близким и к окружающему миру, осознание плохих и хороших поступков.ЗаключениеНравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно усваивает нормы и правила поведения и отношений, принятые в народном обществе, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у личности определенного набора нравственных чувств.Дошкольное детство – важнейший период в нравственном развитии человека. Нравственное воспитание происходит в результате целенаправленных педагогических воздействий, приобщения ребенка к нравственным нормам поведения в процессе различной деятельности, имеющей нравственное значение.Одним из самых эффективных методов нравственного воспитания в детском саду является этическая беседа.Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено программными требованиями в детском саду. Но в силу программных задач воспитания педагог должен конкретизировать их, выработать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом индивидуальных особенностей детей.В ходе беседы педагог опирается на жизненный опыт дошкольников. Этическая беседа обязательно должна соответствовать возрастным особенностям детей и нести конкретную ситуацию для обсуждения. Даже в беседе существенно наличие ситуации выбора и наличие связи с последующей деятельностью детей.Эффективность этического воспитания зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные изменения личности учащегося, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Эффективность этических бесед зависит и от того, насколько умело воспитатель воздействовал на чувства детей.Таким образом, можно сделать вывод, что положительная роль этической беседы в развитии нравственных чувств у дошкольников связана с постоянным накоплением и осмыслением нравственных фактов, отношений, принятием нравственных решений и осуществлением ответственного выбора. Для этого после каждой беседы важно побуждать детей проявлять любовь к своей стране, эмпатии и сопереживанию по отношению к родным, близким, к сверстникам, ко всем людям в реальном поведении.Список использованной литературы и источниковАринин, А. Н. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал / А.Н. Аринин, Б.И. Коваль, Т.Б. Коваль. - Москва: Наука, 2019. - 368 c.Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для педагога / И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2019. - 318 c. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. - М.: Лакоценин С. С., 2020. - 432 c.Вакуленко, Ю.А. Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах. Для детей 4-5 лет / Ю.А. Вакуленко. - М.: Учитель, 2019. - 904 c.Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 277 c.Герасимов, С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи / С. Герасимов. - М.: Просвещение, 2019. - 384 c.Гербова, В. В. Комплексное перспективное планирование в старшей группе детского сада / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 423 c.Доронова, Т.И. Воспитание, образование и развитие детей в детском саду / Т.И. Доронова. - М.: Просвещение, 2020. - 698 c.Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 112 c.Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2019. - 240 c.Кожевникова, И.Ю. Духовно-нравственное воспитание / И.Ю. Кожевникова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 176 c.Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2019. - 304 c.Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2018. - 186 c.Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2018. - 385 c.Ромашкова, Е.В. Картотека форм нравственного воспитания / Е.В. Ромашкова. - М.: Сфера, 2020. - 279 c.Рымчук, Н. С. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности / Н.С. Рымчук. - М.: Академия развития, 2020. - 256 c.Савченко, В.И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 574 c.Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2018. - 120 c.Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 276 c.Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании / Ф.П. Черноусова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 694 c.
1. Аринин, А. Н. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал / А.Н. Аринин, Б.И. Коваль, Т.Б. Коваль. - Москва: Наука, 2019. - 368 c.
2. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для педагога / И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2019. - 318 c.
3. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. - М.: Лакоценин С. С., 2020. - 432 c.
4. Вакуленко, Ю.А. Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах. Для детей 4-5 лет / Ю.А. Вакуленко. - М.: Учитель, 2019. - 904 c.
5. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 277 c.
6. Герасимов, С. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи / С. Герасимов. - М.: Просвещение, 2019. - 384 c.
7. Гербова, В. В. Комплексное перспективное планирование в старшей группе детского сада / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 423 c.
8. Доронова, Т.И. Воспитание, образование и развитие детей в детском саду / Т.И. Доронова. - М.: Просвещение, 2020. - 698 c.
9. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 112 c.
10. Казаченок, Н. В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок, Н.В. Шмелева. - М.: Просвещение, 2019. - 240 c.
11. Кожевникова, И.Ю. Духовно-нравственное воспитание / И.Ю. Кожевникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 176 c.
12. Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2019. - 304 c.
13. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2018. - 186 c.
14. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2018. - 385 c.
15. Ромашкова, Е.В. Картотека форм нравственного воспитания / Е.В. Ромашкова. - М.: Сфера, 2020. - 279 c.
16. Рымчук, Н. С. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие внимания, памяти, коммуникативных навыков, волевых и нравственных качеств личности / Н.С. Рымчук. - М.: Академия развития, 2020. - 256 c.
17. Савченко, В.И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 574 c.
18. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2018. - 120 c.
19. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 276 c.
20. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании / Ф.П. Черноусова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 694 c.