Александра Второго Отмена крпостного права, земская, городская, военная, правовая, образования, цензурная (25-30 страниц) (Мне нужен файл word или PowerPoint)
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 17.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Крестьянская реформа 3
2. Городская и военная реформы 7
3. Судебная реформа 11
4. Реформа образования 13
5. Цензурная реформа 21
Заключение 25
Список литературы 26
Ею провозглашалась независимость судей, которая обеспечивалась несовпадением административных и судебных округов и несменяемостью судей.
Судебная реформа 1864 года устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации; создание четкой системы судебных инстанций; отделение предварительного следствия от судебного; несменяемость судей и следователей; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора. Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.
Реформой устанавливалась простая и стройная система судебных органов, состоящая из двух ветвей: мировая юстиция (мировые судьи и их съезды) и общие судебные места (окружные суды и судебные палаты). Обе ветви, не пересекаясь, замыкались на Сенате как высшей судебной инстанции. Мировой судья судил единолично. Его решение могло быть обжаловано в съезд мировых судей округа (мировой съезд).
Мировые судьи подразделялись на участковых и почетных. Первые состояли на жалованье, вторые отправляли правосудие на общественных началах и не были связаны пределами участка. Почетный судья вступал в дело, если обе тяжущиеся стороны избирали его для решения своего спора.
«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» представлял собой кодекс, в котором менее тяжкие преступления (проступки), подведомственные мировым судьям, были отделены от «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Устав состоял из 13 глав. Глава 1 содержала общие положения и перечень наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Главы 2-9 речь шла о мелких преступлениях против общественного и политического порядка, неправомерных действиях против правительства и так далее. В главах 10-13 речь шла о неправомерных действиях против личной безопасности, чести семьи и так далее.
Сам же процессуальный порядок рассмотрения дел в органах мировой юстиции регламентирован Уставами гражданского и уголовного судопроизводств.
Основная масса уголовных и гражданских дел рассматривалась окружными судами. Судебная палата выступала как апелляционная инстанция для окружных судов. Она также рассматривала в качестве суда первой инстанции дела особой важности. В том случае, если в рассмотрении дела окружным судом принимали участие присяжные заседатели, оно не подлежало пересмотру в апелляционном порядке судебной палатой, но приговор по этому делу мог быть изменен или отменен Сенатом при установлении грубого нарушения закона в порядке кассационном. Этот порядок при отмене приговора предусматривал новое рассмотрение дела в окружном суде. Апелляционный пересмотр означал новое рассмотрение дела судом высшей инстанции.
Венцом судебной реформы являлся суд присяжных или, как его называли, суд общественной совести, суд улицы. Последнее название употребляли, если хотели унизить значение этого института. Отправление правосудия присяжными состояло в участии 12 представителей общества (жюри) в судебном следствии, в самостоятельном вынесении на основе народного правосознания вердикта о виновности или невиновности подсудимого. Это их решение имело для коронного суда значение категорического императива.
Судебной реформой была создана ранее не существовавшая в России адвокатура. До реформы роль защитников выполняли лица, зачастую не подготовленные в юридическом отношении и, более того, с сомнительной репутацией. Их действия во многих случаях сводились к умению давать взятки секретарям и судьям, к затяжке рассмотрения дел.
Величие судебной реформы 1864 года не только в том, что она утвердила в правах гражданства и возвеличила идею правосудия. Она создала новую духовно-нравственную атмосферу в России, расширила фронт общественного противостояния бюрократической государственности.
Образование независимой судебной власти, «судебной республики» дает основание рассматривать реформу как первый шаг к правовому государству. В императорском указе правительствующему Сенату от 20 ноября 1864 года подчеркивается как одна из главных целей судебной реформы «возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность». Кроме того, одним из актов реформы «Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» устанавливалось право мировых судей проверять закономерность постановлений и распоряжений органов исполнительной власти (ст. 29). Действовало это положение далеко не в полную силу, вернее сказать, почти не действовало, поскольку великая реформа не вписывалась в строй самодержавия. Мрачно соприкасаясь с «судебной республикой», постоянно давила на нее своими сводами самодовлеющая бюрократическая надстройка, почти не затронутая реформой. Но само по себе законодательное предусмотрение такого правомочия позволяло суду держать под определенным правовым прицелом бюрократию, хотя и местного значения.
Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды по военным делам. Высшие царские сановники – члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы – судились особым Верховным уголовным судом. Еще «Положениями 19 февраля 1861 года» в деревне вводился сословный крестьянский волостной суд, который судил крестьян по мелким гражданским и уголовным делам на основании обычного крестьянского, а не государственного права. С 1866 года, когда судебные учреждения только начали вводиться, шли различные исключения, «дополнения» и «уточнения», ограничивавшие сферу деятельности новых судов. В 1866 году судебные чиновники фактически находились в зависимости от губернаторов: они должны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям».
Придание общественного характера отправлению правосудия, хотя и частичное, также являет собой важную черту правовой государственности.
Таким образом, суть судебной реформы можно четко определить через положения судебных уставов от 20 ноября 1864 года:
1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда;
2. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в Уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели…;
3. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий: во-первых, состоящих в русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее 25 лет и не более 70 лет от роду и, в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели…;
4. Никто не может быть наказан за преступления или проступки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к наказанию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу…».
В результате проделанной работы можно выделить следующие достоинства судебной реформы 1864 года, а именно: возникла новая судебная система, коренным образом изменившая правовые процедуры и судебную власть; судебная власть оформилась как отдельная отрасль законодательства, суд стал самостоятельной политической структурой; суды проходили в присутствии обвиняемых.
Недостатки данной реформы заключались в том, что ее не приняли консервативные чиновники, считавшие, что Российской империи не следовало вставать на путь демократизации; присяжные вели судебные дела, исходя только из конституционного строя, остальное решалось в судебной палате, в которую входили представители высших сословий; также реформа привела к возникновению судебной бюрократии, коррупции, что создало сомнительную репутацию в обществе судебной реформе, проведенной императором Александром II.
Реформа образования
Развитие индустриального общества требовало отмены сословных ограничений. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочей силе, что требовало расширения начального образования. Все это и обусловило реформы системы просвещения. Датой проведения реформы высшего образования следует считать 18 июня 1863 года, когда был принят самый либеральный университетский устав за весь период истории Российской империи. Он был подготовлен под руководством министра народного просвещения А.В. Головнина, рассмотрен особой комиссией во главе с бывшим попечителем Московского учебного округа С.Г. Строгановым, одобрен Государственным советом и утвержден императором Александром II. Устав предоставил университетам довольно широкую автономию. Его основными положениями стали: утверждение в составе каждого университета 4 факультетов (медицинского, юридического, историко- филологического, физико-математического); передача Университетскому Совету главных полномочий в управлении университетом, в том числе избрание ректора, проректоров и деканов; восстановление университетского суда, получившего дисциплинарные функции; получение возможности стать студентом с 17 лет после окончания гимназии; предоставление университетам самостоятельности в делах внутреннего управления (функцией попечителя учебного округа оставалось только наблюдение за законностью действий Совета; однако студенты не получили права на корпоративное устройство, а вольнослушатели более не допускались в университеты). Устав 1863 года действовал вплоть до издания нового университетского устава 1884 года.
С целью повышения качества образовательного процесса в университетах молодые преподаватели под руководством Н.И. Пирогова были отправлены за границу; умножилось число кафедр; увеличилось годовое денежное содержание преподавателей в два и более раза, по сравнению с прежним; были расширены средства университетских библиотек, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий; введена преподавательская должность «приват-доцент», допускавшая к чтению лекций не входящих в штат университета преподавателей после представления ими диссертации. В период деятельности министра народного просвещения А.В. Головнина открылся Новороссийский университет в Одессе. В 1866 году на посту министра его сменил Д.А. Толстой и в следующие 15 лет в России открылись университеты в Томске и Варшаве, историко-филологические институты в Нежине и Петербурге.
Школьная реформа (1864 год) утвердила принцип всесословности при получении среднего образования. В 1869 году были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы. Положение о начальных народных училищах 1864 года имело особенность, заключающуюся в отмене государственной и церковной монополии на образование. Начальные училища теперь могли открывать общественные учреждения и частные лица; срок обучения в них не превышал 3-х лет; туда принимались дети всех сословий, без различия вероисповедания. Положение вводило и новую систему управления начальными школами – в каждом уезде и в каждой губернии были созданы коллегиальные органы – уездные и губернские училищные советы.
Став в 1866 году министром народного просвещения, Д.А. Толстой стремился установить бюрократический контроль ведомства просвещения над начальным образованием. Предыдущее положение 1864 года возлагало руководство начальными школами на независимые от администрации губернские и уездные училищные советы. Еще в 1869 году Д.А. Толстой добился создания должностей губернских инспекторов народных училищ, подчиненных попечителю учебного округа. В 1871 году последовала министерская инструкция, предписывавшая инспекторам активно вмешиваться в назначение учителей, что не соответствовало действовавшему законодательству и лишь вызвало конфликты инспекторов с земствами и иными учредителями школ. В связи с этим, в 1874 г. было издано новое Положение о начальных народных училищах, которое усиливало административное наблюдение над деятельностью губернских и уездных училищных советов, ограничивая их деятельность чисто хозяйственными вопросами. Данное Положение, одобренное Государственным советом и утвержденное императором Александром II, действовало до 1917 года.
В 1864 году был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 году утверждено «Положение о начальных народных училищах». В гимназиях отменялись телесные наказания учеников, разрешалось освобождать неимущих учеников от платы за обучение, допускалось получение гимназического аттестата экстерном. Гимназии впервые были разделены на два вида: классические и реальные. В классических гимназиях преобладало гуманитарное образование (прежде всего, преподавание латинского и греческого языков). В реальных гимназиях упор делался на естественные науки (математику, естествознание). Кроме того, был введен новый тип школ – прогимназии, включавшие 4 младших класса классической гимназии. Они обычно открывались в небольших городах и облегчали их жителям доступ к образованию. Выпускники прогимназии могли поступить сразу в 5-й класс классической гимназии, после окончания которой им открывался доступ в университет без экзаменов. Выпускники же реальных гимназий могли поступать на конкурсной основе в технические и сельскохозяйственные институты. Следствием данных преобразований стала демократизация системы образования, появление возможности у представителей низших сословий на получение образования.
На рубеже 1860-1870-х гг. среди молодежи начали активно распространяться идеи революционного нигилизма. В этих условиях консервативный министр народного просвещения Д.А. Толстой убедил Александра II провести реформу средней школы – с целью сделать упор не на такие предметы, которые развивают «поверхностное вольномыслие» (например, историю и русскую словесность), а на механическое усвоение точных понятий (важнейшую роль в школе предполагалось отдать древним языкам и математике). Проект Устава гимназий и прогимназий 1871 года, подготовленный под руководством министра, был отклонен Государственным советом, но утвержден императором Александром II.
Новый устав признавал классическим образованием только гимназическое. Реальные гимназии были понижены до ранга реальных училищ с сокращенным (6-летним) курсом. Значительно увеличивалось преподавание математики и черчения, латинского и греческого языков, при этом было сокращено преподавание естествознания, истории, русского языка и литературы. Курс гимназии увеличился до 8 лет (не считая приготовительного класса). Преподавателям предписывалось сочетать учебную работу с воспитательной. Вводился институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Устав 1871 года формально действовал до 1918 года, однако преподавание древних языков в большом объеме вызывало значительное недовольство и со временем сокращалось.
Эпоха Александра II ознаменовалась быстрым развитием женского образования. С конца 1850-х гг. в Российской империи начали возникать женские бессословные гимназии. В 1858 году открыли Мариинское, Коломенское, Васильеостровское и Петербургское женские училища. В том же году они появились в Вильне, Ковно, Гродно и Минске (с преподаванием польского языка). В 1859 году женские училища были открыты в Вышнем Волочке, Киеве и Саратове, а в 1860 году – Вознесенское в Петербурге. Спустя 10 лет, 24 мая 1870 года было утверждено «Положение» о женских гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства народного просвещения, в результате чего все 60 училищ были преобразованы в гимназии, состоявшие из приготовительного, семи общих и восьмого педагогического классов. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ. В 1860-х гг. началось общественное движение за женское высшее образование в Российской империи. С 1859 года женщинам дозволялось посещать в качестве вольнослушательниц университетские лекции, а в 1860-х – 1870-х гг. стали открываться высшие женские курсы: в 1869 г. – Лубянские курсы в Москве, Аларчинские в Санкт-Петербурге; в 1870 году – Владимирские курсы в Петербурге для обоих полов; в 1872 году – Московские высшие женские курсы и Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге; 1876 год – Казанские курсы; 1878 году – Бестужевские и Киевские курсы.
В целом, политика Александра II в области народного образования была направлена на поиск его оптимального варианта, гарантирующего возможность модернизации страны при сохранении стабильности государства. В связи с этим, реформирование сферы образования развивалось в условиях непростого взаимодействия двух политико-образовательных парадигм – либеральной и консервативной. Несмотря на то, что масштабная модернизация министра народного просвещения А.В. Головнина была приостановлена после его отставки в 1866 году и прихода нового министра Д.А. Толстого, все меры первой половины 60-х гг. XIX в., безусловно, оказали влияние на современную систему российского образования, завершив ее становление.
Цензурная реформа
Либерализация нашла свое проявление в цензурной политике. Правда, действия носили неоднозначный характер.
В 1863 году цензура была передана в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати, что несколько ужесточало цензурный надзор. При этом спустя два года, 6 апреля 1865 года, были утверждены новые Временные правила о цензуре. Они не представляют собой полного цензурного устава; они только реорганизуют главное управление, устанавливают институт карательной цензуры наряду с цензурой предварительной и ещё некоторые менее важные нововведения. Главные задачи цензуры остались неизменными, как они были формулированы в Цензурном уставе 1828 года.
С 1876 году большая часть статей временных правил была включена в новое издание Цензурного устава; другие статьи перенесены в учреждения министерств (Свод Законов т. 1, ч. II). В 1886 и 1890 гг. появились новые издания Цензурного устава со включением статей из узаконений позднейшего времени и статей, имевших второстепенное значение. Вследствие различных наслоений, отложившихся на Цензурном уставе, в редакционном отношении он являлся одной из наименее удовлетворительных частей Свода Законов. Статьи, говорившие об одном и том же, разнесены по разным отделам (так, общие принципы цензуры были установлены в статье 4-й и затем в ст. 93 и след.); некоторые стороны цензурной практики были совершенно не согласованы и страдают внутренними противоречиями (так, например, взыскание, налагаемое на периодическое издание, подлежащее предварительной цензуре, было строже, чем наказание, налагаемое на издание, освобождённое от такой цензуры; первая могла быть налагаема без объяснения мотивов, тогда как вторая должна быть непременно мотивирована; первая была определена законом 1862 года, вторая заимствована Цензурным уставом из Временных правил 1865 года – и этим хронологическим различием объяснялась странная непоследовательность).
Основные принципы, установленные Цензурным уставом и временными правилами 1865 года, следующие. Запрещались печатные произведения:
1) когда они клонятся к поколебанию учения православной церкви,
2) подрывают уважение к верховной самодержавной власти или к коренным государственным постановлениям,
3) оскорбляют добрые нравы и благопристойность или
4) честь какого-либо лица непристойными выражениями или обнародованием того, что относится до его нравственности или домашней жизни, а тем более клеветой.
Не должны допускаться дерзкие и буйственные мудрования, равно противные истинной вере и истинному любомудрию (ст. 94), сочинения, излагавшие вредные учения социализма и коммунизма (ст. 95), возбуждавшие неприязнь и ненависть одного сословия к другому (ст. 96); сочинения и статьи о несовершенстве существовавших постановлений дозволяются только в том случае, если они написаны тоном, приличным предмету, и притом только в книгах выше 10 печатных листов или в журналах с подписной ценой не ниже 7 руб. в год (ст. 97 и 99); не разрешалось распространение по одним слухам предполагаемых правительством мер, пока они не объявлены законным образом (ст. 100) и т. д.
Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел тоже освобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного, с точки зрения правительства, авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении «вредного направления» – подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу). А в 1873 году министр внутренних дел получил право своим распоряжением приостанавливать выпуск любого издания, затрагивавшего вопросы государственной важности, оглашение которых противоречит интересам государства.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что тот объём реформ, которые реализовал Александра II, можно назвать «Александровской» модернизацией. Решительные действия императора продвинули Россию в сторону прогрессивного типа развития. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием «великих».
Таким образом, реформы Александра II способствовали ускоренному развитию страны, привели к серьезным изменения в политической системе общества.
Список литературы
Иванов, А.Б. История государства и права России в 2 ч. Часть 2. Вторая половина XIX-начало XXI века: учебник и практикум для вузов / А.Б. Иванов, С.А. Егоров; под общей редакцией В.Н. Карташова. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 309 с.
История государства и права России: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Юрайт, 2023. – 180 с.
История государства и права России. XVII век – начало ХХ века: учебник для вузов/ В.Е. Рубаник [и др.]; под общей редакцией В.Е. Рубаника. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 300 с.
История России в 2 ч. Часть 1. До начала ХХ века: учебник для вузов / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 348 с.
История России: учебник и практикум для вузов / К.А. Соловьев [и др.]; под редакцией К.А. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 244 с.
Иванов, А.Б. История государства и права России в 2 ч. Часть 2. Вторая половина XIX-начало XXI века: учебник и практикум для вузов / А.Б. Иванов, С.А. Егоров; под общей редакцией В.Н. Карташова. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 10.
История России: учебник и практикум для вузов / К.А. Соловьев [и др.]; под редакцией К.А. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 117.
История России в 2 ч. Часть 1. До начала ХХ века: учебник для вузов / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 254.
История России в 2 ч. Часть 1. До начала ХХ века: учебник для вузов / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 256.
История государства и права России: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Юрайт, 2023. –С. 86.
История государства и права России. XVII век – начало ХХ века: учебник для вузов/ В.Е. Рубаник [и др.]; под общей редакцией В.Е. Рубаника. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 210.
10
2. История государства и права России: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Юрайт, 2023. – 180 с.
3. История государства и права России. XVII век – начало ХХ века: учебник для вузов/ В.Е. Рубаник [и др.]; под общей редакцией В.Е. Рубаника. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 300 с.
4. История России в 2 ч. Часть 1. До начала ХХ века: учебник для вузов / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 348 с.
5. История России: учебник и практикум для вузов / К.А. Соловьев [и др.]; под редакцией К.А. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 244 с.