договор пассажирской перевозки и перевозки багажа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
  • 44 44 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 18.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика договора пассажирской перевозки
и перевозки багажа ……………………..………………….………….……5
1.1. Понятие и элементы договора пассажирской перевозки и
перевозки багажа ….…………………………………………………. 5
1.2. Классификации по договору пассажирской перевозки и перевозки
багажа ……………………………………………………….….……..10
1.3. Классификации по договору пассажирской перевозки и перевозки
багажа………………………………………………………………….17
Глава 2. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа ……21
2.1. Права и обязанности перевозчика …………………………..……..….21
2.2. Права и обязанности пассажира ..……………………………………..24
2.3. Ответственность сторон по договору пассажирской перевозки и
перевозки багажа…………………………………………………………..…32
Глава 3. Сравнение норм международных конвенций о перевозках с нормами внутреннего транспортного законодательства………………38
Заключение………….………………………………………...………………41
Список использованных источников…………..…………………………42

Фрагмент для ознакомления

Согласно положениям гл. 59 ст. 1064 ГК РФ законодательно закреплено, что вред, причиненный физическому лицу или его имуществу, должен быть возмещен виновником данного инцидента.Однако, условия транспортных уставов и кодексов имеют раз отличий.Так, согласно ст. 113 УЖТ ограничивается общей отсылкой к законодательству РФ по регулированию ответственности перевозчика за нанесениеурона пассажиру. Что касается ВК, то здесь прописананеукоснительная обязанность перевозчика установленным образом ответить за причинение вредажизни или здоровью пассажира воздушного судна. Следует подчеркнуть, что в данном случае указанная ответственность распространяется на период от момента досмотра при посадке пассажира до момента отбытия пассажира из аэропорта (ст. 117 ВК РФ).Ответственность пассажира во время исполнения договора пассажирской перевозки и перевозки багажа в ГК РФ не обозначена, однако, в соответствии с транспортным законодательством она имеет место быть.Так, в соответствии со ст. 111 УЖТ неверное наименование багажа и сведений о его свойствах, пассажир уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы. Если отправленные к перевозке предметы в качестве багажа запрещены, следовательно пассажир уплачивает штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа. На автомобильном транспорте меры ответственности за такие правонарушения аналогичные.Повреждение имущества перевозчика пассажиром предусматривает также ответственность пассажиров за подобные деяния. Так, в соответствии со ст. 112 УЖД при поездке пассажира железнодорожном транспорте, последний,в обязательном порядке, компенсирует утерю или повреждение предметов, которые были ему выданы в процессе перевозки.При этом, если пассажир не оплатил проезд, устанавливается административная ответственность в виде уплаты штрафа.Граждане, в том числе, являющиеся пассажирами, несут ответственность также за соблюдение правил прибывания в местах повышенной опасности и поведения на железной дороге в соответствиис приказом Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 18[8].Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажираЗаконодателем прописана в п. 1 ст.795 ГК РФ ответственность перевозчика за задержку отправления, либо несвоевременное прибытие на конечную станцию средства перевозки пассажира. Поскольку в ГК не прописана величина штрафов, они прописываются в кодексах по видам транспортаОсобо следует отметить, что к вышеуказанным недочетам перевозки не применяется п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» [9], при этом, штрафы, установленные КВВТ и УЖТ, исчисляются аналогичным образом. Как указано в положениях п. 2 ст. 116 КВВТ и ст. 110 УЖТ при несвоевременном отбытии пассажирского судна, либо прибытиив пункт назначенияс задержкой по времени,перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда. Следует особо подчеркнуть, что это правило не распространяется на городской, пригородный транспорт и на переправы. При этом, перевозчик может доказывать, что эти обстоятельства были следствием форс-мажорных событий, что отменяет штрафные санкции.Что касается штрафных санкций на морском и воздушном транспорте, тов соответствии со ст. 196 КТМ за позднее отправление судна, перевозящего пассажира, либозадержку прибытия, перевозчик обязан выплатить пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа, при условии отсутствия обстоятельств непреодолимой силы. Следовательно, положения КТМ допускает назначение размера штрафа собственно перевозчиком при фиксации суммы максимальной неустойки.Как прописано в ст. 120 ВК, при опоздании в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% размера провозной платы.Особо необходимо отметить, что при задержке отправления, пассажир имеет право отказаться от перевозки и затребовать возврат полной уплаченной суммы. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажираНормы, регламентирующие ответственность перевозчика, зафиксированные законодателем в с.800 ГК РФ, представляют собой отсылочный характер. Эти нормы устанавливают деликтную ответственность перевозчика при условии, что договорными обязательствами не предусмотрена их повышенная степень ответственности.При всех видах перевозки практикуется страхование жизни и здоровья пассажира. Согласно положениям ст.133 ВК воздушная перевозка предполагает обязательное страхование.Положениями ст. 98 КВВТ, ст. 113 УЖТ также предусмотрено обязательное страхование на всю перевозку.Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» [6] законодательно зафиксированоличное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта.Необходимо сказать об исключении из этого правила: вышеуказанное правило нельзя применять к пригородным, городским и международных перевозкам.Следует подчеркнуть, что страховые тарифы согласовываются в установленном порядке и утверждаются надзорным органом по страхованию.Собственно, проездной документ уже содержит страховой тариф и оплачивается пассажиром при покупке.При наступлении страхового случая составляется акт о несчастном случае, который направляется и потерпевшему (либо его наследникам) и в страховую компанию для целей выплаты страхового возмещения.Согласно положениям п. 2 ст. 133 ВК, страховая сумма по воздушным перевозкам составляет на каждого пассажира не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на день продажи билета.Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажаПеревозчик обязан отвечать за сохранность багажа с момента передачи его пассажиром на ответственное хранение. Это правило оговорено во всех кодексах по видам транспорта. При этом, ответственность отменяется, если перевозчик докажет, что это были непреодолимые обстоятельства. Однако, исключительно ст.166 КТМ предусмотрено отсутствие вины перевозчика обстоятельством, исключающим его ответственность. Что касается кодексов по видам транспорта, то некоторые (ст. 95 УЖТ, ст. 118 КВВТ, ст. 166 КТМ) содержат перечисление случаев, исключающих ответственность. К таким случаям относятся и форс-мажорные обстоятельства, и неизвестные заранее свойства упаковки и т.д.При этом, положениями ст. 118 УЖТ, ст. 168 КТМ предусмотрена ответственность перевозчика при наличии вины, которую должен доказать заявитель.Как правило, при потере багажа заявление перевозчику имеет право направить гражданин, у которого находится багажная квитанция.Законодателем в ст. 121 УЖТ, ст. 125 ВК, ст. 162 КВВТ прописано, что если выявлена недостача при порче багажа, при этом, имеет право направить претензию лицо, которое имеет на руках коммерческий акт о недостаче.В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 7564/97[7] прокомментирована позиция суда, что цена груза зафиксирована в договоре или счете, она не подлежит пересмотру.В ситуациях, когда нет таких сведений, имеется возможность определить цену по похожим товарам. Никаких иных подробностей определения цены ГК РФ не комментирует.Как прописано в п. 2 ст. 119 ВК, что стоимость утерянного груза может определяться по средней цене аналогичного груза в месте его выдачи.Что касается перевозки морем, что здесь в ст.190 КТМ прописано, что компенсация за утерю или порчу багажа не должна превышать 1,8 тыс. - 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. При этом, это правило зафиксировано при международных перевозках для иностранных граждан.Если стороны перевозки являются субъектами нашего государства, то здесь действуют положения и нормы, прописанные российским законодателем в п. 2, 3 ст. 796 ГК.Глава 3. Сравнение норм международных конвенций о перевозках с нормами внутреннего транспортного законодательстваНа современном этапе в нашей стране действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ; Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 № 24-ФЗ; Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ; Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.При этом, в международном законодательстве существуют специальные нормы и принципы обозначения перевозчика, а также возможности, исключающие соответствующую ответственность.В обязательном порядке следует указать Конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12.101929 [1]. В данном документепрописаноисключение ответственности, если перевозчик докажет, что нанесенный вред имел место быть из-за ошибки в пилотаже, вождении воздушного судна или в навигации. Также в обязательном порядке требуется представить доказательства максимально предпринятых мер в целях недопущения вреда. Как прописано в ст. 167 КТМ, навигационная ошибка служит основанием освобождения от ответственности морского перевозчика при международной перевозке.Следует особо подчеркнуть, что международные договоры фиксируют пределы ответственности перевозчика. Так, в Варшавской конвенции 1929 г. в случае перевозки официально зарегистрированного багажа, ответственность перевозчика максимально ограничена размером в 250 фран.франков за кг. При этом, в ст. 170 КТМ законодателем также прописан максимальный предел ответственности за багаж.Как известно, при международных перевозках превалируют для применения нормы международных договоров.В случае заграничной морской перевозки особенности ответственности предусмотрены КТМ. Как указано в ст.360 КТМ, если телесные повреждения или смерть пассажиров судна вызвана одним происшествием, то верхний предел ответственности собственника транспортного средства ограничен суммой в 175000 расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с судовым свидетельством.Для международной морской перевозки не действуют основания ответственности перевозчика, установленные гл. 59 ГК, в частности, нормы об ответственности, без зависимости от наличия вины при причинении вреда средством повышенной опасности (ст. 1079 ГК). При этом, на основании положений ст. 186 КТМ морской перевозчик при заграничной перевозке несет всю меру ответственность за смерть пассажира и телесные повреждения, если происшествие случилось в процессе перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, а также его команды вследствие не превышенных полномочий (ст. 186 КТМ). Доказывать причиненный вред здоровью и багажу обязан заявитель.Однако, собственно вина перевозчика, его команды, сопровождающей перевозку предполагается, если не доказано иное, если смерть пассажира или увечье, а также утеря багажа, произошли вследствие кораблекрушения, посадки судна на мель, пожара на судне. Согласно Конвенцииоб унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12.10.1929, перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна, либо в процессе мероприятий при посадке и высадке.При этом, перевозчик освобождается от ответственности в случае доказательства предпринятых всех необходимых мер в целях предотвращения случившегося события.При перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 125 тыс. франков. Более высокий максимальный предел возмещения может быть согласован сторонами путем договорных обязательств.Следует отметить, что суды фактически применяют положения Монреальской конвенции1999г.[2], хотя договоры международной воздушной перевозки из России за границу и в обратном направлении регулируются Варшавской конвенцией. Обычная логика судебных решений состоит в следующем: поскольку положения договора перевозки (фактически - правила перевозчика) не определяют применимое к договору право, на основании ст. 1211 ГК РФ к договору применяется право перевозчика. Соответственно, если перевозчиком выступает иностранная авиакомпания, то применяется иностранное право. Далее следует вывод о применении к такому договору Монреальской конвенции в качестве такого иностранного права.В практическом плане применение к договору международной перевозки пассажиров иностранного права затруднено необходимостью сопоставления в каждом конкретном случае норм иностранного права с вышеуказанными нормами Варшавской конвенции и российского законодательства.ЗаключениеПоскольку наша страна обладает огромной территорией и широко разветвленным транспортным сообщением, максимально важным является правильная и объективная правовая регламентация транспортной системы.Как известно, в транспортной системенашего государствафункционируют такие виды транспорта, как железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт. Собственно, всеми видами транспорта посредством регламентации и надзора занимается Минтранс России.По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет "формулярное право", а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена. Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ.Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками. В связи с этим, действующая система транспортного законодательства требует постоянного внимания и унификации с положительными международными нормами. Список использованных источниковПо главе 1Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/Учебное пособие под редакцией А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого, Гражданское право, том 2, 2005. С.467-474 // http://romanpirogov1.narod.ru/olderfiles/1/Grazhdanskoe_pravo_v_3t_T2_pod_red-19714.pdfСтатья Дудченко А.В. Договор перевозки пассажира и багажа: основные черты и ответственность сторон, ст. 131-132 // https://elibrary.ru/download/elibrary_18063315_38277108.pdfУчебное пособие, Беспалов Ю.Ф., 2012, Договорное право // https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17842084_93648202.pdfЕгиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 151Мосашвили В.В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011. С. 85—86По главе 2Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) - Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) - "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015)Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.) - "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 31.12.2014) является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.) - "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014)Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.) - Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров"Постановление Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 7564/97Приказ Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 18О защите прав потребителей: федеральный закон от 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. 14.07.2022 г.) По главе 31.Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г.2. Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999г.

По главе 1
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
2. Учебное пособие под редакцией А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого, Гражданское право, том 2, 2005. С.467-474 // http://romanpirogov1.narod.ru/olderfiles/1/Grazhdanskoe_pravo_v_3t_T2_pod_red-19714.pdf
3. Статья Дудченко А.В. Договор перевозки пассажира и багажа: основные черты и ответственность сторон, ст. 131-132 // https://elibrary.ru/download/elibrary_18063315_38277108.pdf
4. Учебное пособие, Беспалов Ю.Ф., 2012, Договорное право // https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17842084_93648202.pdf
5. Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 151
6. Мосашвили В.В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011. С. 85—86

По главе 2
1. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) - Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
2. Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) - "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015)
3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.) - "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 31.12.2014) является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.) - "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014)
5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.) - Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
6. Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров"
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 7564/97
8. Приказ Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 18
9. О защите прав потребителей: федеральный закон от 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. 14.07.2022 г.)

По главе 3
1. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г.
2. Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999г.