Трансформация жанрового канона в фильме

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 41 41 страница
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 22.06.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 4
1 Теоретические аспекты феноменов массового кинематографа и постмодернизма 8
1.1 История массового кинематографа и появления в нем постмодернизма 8
1.2 Постмодернизм в кино 23
2 Анализ фильма «Последний киногерой» 29
2.1 История фильма «Последний киногерой» 29
2.2 Разбор фильма «Последний киногерой» 34
Заключение 37
Библиографический список 39

Фрагмент для ознакомления

Но их боссы решили, что такой подход может принести картине рейтинг R (который присваивается фильмам для взрослых) и помешать ей охватить как можно более широкую аудиторию.Целью студийного руководства было получение рейтинга PG-13 (ограничение по возрасту 13+).Сценаристам был заказан второй вариант.Стремление к фильму с кассовыми сборами в 200 миллионов долларов означало, что «он должен был быть больше для детей, шутки должны были быть более глупыми», а также, что часть насилия необходимо было смягчить и убрать соответствующие формулировки в диалогах.Несмотря на очевидное отступление от канонов боевика, как сказал герой А. Шварценеггера, который сыграл самого себя в роли продюсера фильма про Джека Слейтера, «пусть любители боевиков не переживают», поскольку пробел с меньшим количеством убийств будет восполнен «хорошим сюжетом, эмоциями и глубиной».Действительно, Голдман привнес в фильм больше эмоций, например, изобразив доброжелательную фигуру бывшего злого киномеханика, который снабдил Дэнни волшебным билетом, чтобы тот присоединился к Слейтеру в его фильме. Тем не менее, тандем «Дж. Мактирнан – А. Шварценеггер» был недоволен.«Когда (Голдман) представил свой черновик, который был гораздо серьезнее и реальнее, они поняли, что это не доставит особого удовольствия зрителям», потому они решили вернуться к Блэку и Арнотту. Из-за выхода на семейный просмотр фильм не получался, но«они не знали, как это исправить. Никто не хотел сказать: «Начните сначала».А. Шварценеггер комментирует провал фильма «недостатком динамики», которую все ждут от боевика. «И теперь нам оставалось только надеяться, что обилие потрясающих трюков и бьющая через край энергия обеспечат успех «Последнему киногерою».Многие в Голливуде считают, что, хотя Мактирнан является одним из величайших режиссеров экшн-сцен в индустрии, юмор и обрисовка характеров не являются его сильной стороной, о чем свидетельствует его последняя на тот момент картина «Знахарь» (1992) — приключенческая драма, действие которой разворачивается в бразильском тропическом лесу. Она едва окупилась.Хотя и Мактирнан, и Шварценеггер с согласия высшего руководства студии приняли большинство творческих решений, касающихся «Последнего киногероя», актеру было предоставлено право вето на каждый аспект фильма — право, которым он постоянно пользовался даже в вопросах, которые традиционно являются прерогативой студии. Так, он не только вносил коррективы в маркетинговые материалы фильма, но и участвовал в запуске. Columbia перенесла дату премьеры на 18 июня, чтобы позиционировать фильм как летний блокбастер, дополненный обычным набором привязок к таким компаниям, как BurgerKing и Matteltoys. Это отбросило картину в тень «Парка юрского периода», премьера которого состоялась неделей ранее.Дата была выбрана неудачно еще и потому, что обременяла команду жестким графиком подготовительного, съемочного и постпродакшен-периодов. К примеру, на подготовку к съемкам было отведено всего восемь недель; в отличие от этого, у «Парка юрского периода» было преимущество в более, чем двухлетнем планировании.Однако для сценариста Блэка нехватка времени не имела значения. Он винит в неудачах фильма прессу, которая не только публиковала «слух за слухом» еще до премьеры фильма, но и «после фильма с удвоенной силой».«Это веселый, экспериментальный, дикий фильм, но не совсем та летняя машина, какой она должна была быть», — сказал Блэк. — «Внезапно все набросились на это, как будто Арнольду нельзя было позволить сделать что-то другое».Отойдя от канонов боевика и желая сделать на него пародию в ироничном постмодернистском ключе, авторы нарушили существующие стереотипы и тем самым подспудно перевели фильм из блокбастеров в категорию авторских, что вызвало недоумение у широкого зрителя.Разбор фильма«Последний киногерой»Для того, чтобы проанализировать то, как авторы отошли от канонов и нарушили существующие жанровые стереотипы, приведем некоторые общие характеристики из работы  Павла Черепанова,  отечественного сценариста, разработавшего «Теорию жанров». Согласно теории жанров, жанр для зрителя — это метка, указывающая на присутствие в фильме некоторых характерных элементов.Суть жанра «экшн», к поджанру которого относится боевик, — разрешение конфликта через физическое противостояние. В непосредственно боевике противником героев выступает человек. Экшн должен быть динамичным и зрелищным, видимо, благодаря этому он считается «низким жанром» среди кинокритиков.  Говоря о фильмах для семейного просмотра, отметим, что, как правило, семейный фильм является мультижанром с участием комедии. Кроме того, в них отсутствуют неприемлемые для показа детям элементы: насилие, ненормативная лексика, эротические сцены, и присутствует позитивная мораль. Получается, что по сюжету «Последнего киногероя» противостояние героев и антагонистов в виде отрицательных персонажей (Бенедикта и кинозлодея из «Джека Слейтера-3») есть, но разрешение конфликта происходит магическим путем, а не через физическое противостояние. Во-первых, с помощью волшебного билета, благодаря которому по легенде сценаристов можно вызвать любого злодея из любого фильма, для противостояния герою в финале вызывается его погибший в предыдущей серии злодей. То есть весь предыдущий путь герой боролся с одним антагонистом, а под конец вместо того, чтобы победить его (убить) по канонам боевика, он встречается с другим антагонистом, который уже для зрителя погиб, и побеждает его. Во-вторых, встреча происходит в реальном мире, у которого другие законы (погибший может воскреснуть только в кино). С одной стороны, месть главного героя этому злодею оправдана (он убил его сына), с другой — этот злодей умер и никак не может противостоять герою боевика.Следовательно, классическую экшн-концовку фильму подпортил фэнтезийный элемент, рассчитанный на детское восприятие.Кроме того, поскольку в семейном фильме основная целевая аудитория — родители, которые рассчитывают на интересный ребенку сюжет с доброй моралью в финале, то нужно задаться вопросом, удовлетворяет ли фильм этим ожиданиям. Сюжет, безусловно, интересный, но поскольку действие происходит в двух мирах, и персонажи периодически «ныряют» между ними, то единство сюжетной линии главных персонажей с точки зрения ребенка довольно сложно проследить. Получается, что он может упустить какой-то момент, важный для понимания истории, и фильм ему не понравится, поскольку будет непонятным.Мораль в финале также есть. Так, герой А. Шварценеггера становится более человечным и отказывается от насилия в пользу выращивания цветов на загородном участке. А мальчик Дэнни уходит из мира фантазий в реальный, где у него есть мать, о которой нужно заботиться, и другие, привычные для реальности, проблемы, который требуют внимания (цитируя героя А. Шварценеггера — это «прыщи, проблемы с извержением семени и развод»).Но насколько эта мораль заинтересует ребенка или даже подростка? Скорее всего, это мораль для взрослых людей, которые хотят быть более человечными и более настоящими (что означает не убегать от реальных проблем в мир компьютерных игр, алкоголя и прочих эскапистских возможностей), а ребенку она не будет близка в силу отсутствия у него таких психологических запросов.Кроме того, выше мы отметили, что экшн должен быть динамичным, то есть зрителя не должно отпускать напряжение и эмоциональный накал. А. Шварценеггер отмечал, как мы показывали выше, что фильм нединамичный, что означает его несоответствие этому жанровому канону. Действительно, все эти переходы между мирами и прочие магические элементы, а также пародийное комментирование сюжетных поворотов, которое постоянно делают главные герои, снижают динамику, поскольку заставляют зрителя задумываться вместо того, чтобы с широко открытыми глазами наблюдать за зрелищем.То есть получается, что пародия на жанровый фильм, которая по задумке должна была иронизировать над его канонами, вымыла саму суть выбранного жанра, снизив динамику и обеспечив слабую концовку, когда «последний киногерой» вместо того, чтобы пойти в паб с выжившим товарищем или уплыть с красивой девушкой на яхте по волнам, отправляется на дачу выращивать цветы.И даже, если это еще можно списать на стремление сценаристов оставить добрую мораль в истории для семейного просмотра, то отсутствие простого для неискушенного восприятия ребенка (да и взрослого, который на момент 1993 года еще не привык к сложным постмодернистским историям) сюжета сводит подобные намерения на нет.Таким образом, можно сделать вывод, что заявленный жанр «экшн» не выдерживается. Фэнтези и комедия имеют свои каноны, которые прослеживать мы не будем, поскольку это не является предметом нашего исследования, но очевидно, что фильм выходит за рамки и этих жанров также (поскольку заявлен экшн— в самом названии фильма LastActionHero, — создатели пытались показать именно динамичное зрелище, хоть и приправленное «хорошим сюжетом, эмоциями и глубиной»). Из-за несоответствия ожиданиям публики все попытки расширить целевую аудиторию до максимально широкой путем смешивания жанров в мультижанровый фильм для семейного просмотра вполне логично провалились.ЗаключениеМы провели исследование с целью изучения эстетики, принципов постмодернизма и результатов их применения в кино. Для достижения цели мы последовательно выполнили ряд задач исследования. А именно, мы:1)Изучили историю массового кинематографа и появления в нем постмодернизма. Оказалось, что постмодернизм в кино отмечается исследователями с 1990-х годов, хотя само по себе явление возникло гораздо раньше - как ответ модернизму, который исчерпал себя в середине 20-го века. 2)Рассмотрели постмодернизм в кино. Эстетика и принципы постмодернизма в кино проявились в следующих характеристиках киноязыка и сценария как составляющих кинопродукта:- нелинейность драматургии- цитаты, реминисценции, аллюзии- алогичность, калейдоскопичность видеоряда- гибридность эстетики (классическая и инновационная)- ирония образов, в т.ч. за счет переосмысления знакомых зрителю смыслов3)Исследовали историю фильма «Последний герой». Как выяснилось, основной причиной неудачи фильма явилось то, что продюсером был актер А. Шварценеггер, а режиссером - Дж. Мактирнан, который считается мастером экшн-жанра. Тандем не смог удовлетворить ожидания целевой аудитории проекта (семейной), в силу непрофессиональности одного и специализации на зрелищах, а не на обрисовке характеров и юмора другого (хотя именно это и требовалось в мультижанровом фильме, которым чаще всего является семейное кино).Кроме того, неудачный исход в этом творческом тандеме чувствовали уже на этапе разработки сценария, поскольку понимали, что даже с многократными доработками сюжета (как это и происходило) фильм не доставит особого удовольствия зрителю.4)Проанализировали практические результаты использования эстетики и принципов постмодернизма — на примере фильма «Последний киногерой». Здесь было задействовано игровое начало - главный принцип постмодернизма, когда в алогичной (например, калейдоскопичной или какой-то иной) манере творцом произведения складываются необходимые детали. В случае с фильмом «Последний герой» таковыми деталями явились хитросплетения сюжета и пародийные вставки в диалогах, что по существу усилило глубину восприятия фильма (появилась многослойность, позволяющая отслеживать иронию над типичным героем и сюжетом боевиков), но снизило динамику. Недостаток динамики и подвел фильм к провалу, как считает исполнительный продюсер А. Шварценеггер. С точки зрения семейного фильма было нарушено правило интересного для детей сюжета и доброй морали, поскольку разворачивающаяся в двух мирах история с постоянно возникающими то в одном, то в другом мире персонажами, достаточно сложна для неискушенного восприятия детей и вообще зрителей того времени. А имеющаяся мораль очеловечивания и избавления от эскапизма не близка детям, а взрослым ее одной было недостаточно, чтобы получить удовольствие от фильма в жанре экшн.Кроме того, мы заметили визуальные и вербальные аллюзии на различные произведения кинематографа (Волшебник из страны Оз, Парк юрского периода и др.), что характерно для кино постмодернизма. Однако это мало помогло фильму быть более привлекательным для зрителя.В завершение исследования мы отмечаем, что жанровые каноны на то и существуют, чтобы их соблюдать и позволять зрителю получить те эмоции, за которыми он пришел. Смешение жанров действительно возможно в фильме для семейного просмотра, однако в этом случае постмодернизм с его игрой был лишним, поскольку он усложнил восприятие и сделал фильм непонятным ни для детей, ни для их родителей. Библиографический списокАнтон Долин о важности игры в “Жмурки” URL: http://kinopressa.ru/1990 Больше, чем «беспечный ездок»: режиссерский путь Денниса Хоппера URL: https://clck.ru/FWtBVБранская Е. В., Панфилова М. И. Модерн, модернизм, постмодернизм (к определению понятий) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-modernizm-postmodernizm-k-opredeleniyu-ponyatiyГеращенко Л.Л. Коротков Р.П. «Мытье и стирка» или постмодернизм в отечественном кино URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mytie-i-stirka-ili-postmodernizm-v-otechestvennom-kino Главные фильмы французской «новой волны» URL: https://arzamas.academy/materials/1396Глебкина Н. В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950-1960-х гг.: автореферат диссертации кандидата культурологии: 24.00.01 – [Электронный ресурс] / Глебкина Наталия Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. гуманит. университет]. – Москва, 2010. – 26 с. URL: https://www.dissercat.com/content/reprezentatsiya-povsednevnosti-v-sovetskom-kinematografe-kontsa-1950-1960-kh-gg Егорова Т. К. Музыка советского фильма: дис. … докт. искусствоведения. — М., 1998. – 463 с.«Знахарь» URL: https://www.kinopoisk.ru/film/10926/boxКино Италии. Неореализм: Сборн. /Сост. Г.Д. Богемский. — М.: Искусство, 1989.Кино тоталитарной эпохи URL: http://media.ls.urfu.ru/495/1270/2793/2666/1368 Ковтонюк Ф.В. Социально-экономические особенности и этапы исторического развития киноиндустрии на примере США и России URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-osobennosti-i-etapy-istoricheskogo-razvitiya-kinoindustrii-na-primere-ssha-i-rossiiКритики о фильме «Трудно быть Богом»: невыносимо, омерзительно, но гениально. URL: https://culturavrn.ru/cinematv/11635 Луков А. В., Луков Вл. А. Авангард во французском кино 1920-х годов: от «Молчания» Л. Деллюка до «андалузского пса» Л. Бунюэля и С. Дали URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Lukovs_Avant-garde/#_ftn1 Любарская И. Несладкая жизнь. «Бумер», режиссер Петр Буслов URL: https://old.kinoart.ru/archive/2003/08/n8-article5 Маньковская Н. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. — М.–СПб.: Изд-во «Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга», 2009. — с.30Мастер: Сергей Эйзенштейн URL: https://tvkinoradio.ru/article/article13020-master-sergej-ejzenshtejn Овсянникова-Трель А. Художественные функции киномузыки в контексте постмодернистской эстетики URL: https://clck.ru/PehXw Парфентьева Е. Н. Факторы изменений песенного жанра в советском кино в 1930–1960-е годы URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34845934 Посмотри в глаза чудовищ Алексей Балабанов рассказывает Роману Волобуеву о фильме «Жмурки» URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/alexei_balabanov/ «Сандэнс»: 30 лет независимого кино URL: https://www.kinopoisk.ru/article/2327838Свободное кино URL: https://www.km.ru/kino/encyclopedia/svobodnoe-kino Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово Предстоятеля (2009-2011). Собрание трудов. Серия 1. Том 1 URL: https://clck.ru/V7bnb Советский андеграунд, итальянский неореализм и другие течения, которые навсегда изменили мир кино URL: https://kulturologia.ru/blogs/030519/42999Соцреализм как художественный стиль и как инструмент власти URL: https://arzamas.academy/materials/1549 Трюффо Ф. Трюффо о Трюффо: фильмы моей жизни. - М: Радуга, 1987. Тугуши С. А. «Авторское кино» как феномен культуры XX века URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskoe-kino-kak-fenomen-kultury-hh-veka Туркин В. К. Драматургия кино URL: https://kinodramaturg.ru/v-k-turkin-dramaturgiya-kino/2 Усувалиев С. И. Бинарная оппозиция «традиции -новаторство» в первых историях советского кино Н. М. Иезуитова и Н. А. Лебедева URL: https://cyberleninka.ru/article/n/binarnaya-oppozitsiya-traditsii-novatorstvo-v-pervyh-istoriyah-sovetskogo-kino-n-m-iezuitova-i-n-a-lebedeva Фильм «Последний киногерой» URL: https://vk.com/video492072919_456239520 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028769 Цыркун Н. «Феномен постмодернизма» и новое российское кино URL: https://clck.ru/V6hcvЧерепанов П. Теория жанров URL: https://knigogid.ru/books/236180-teoriya-zhanrov Чернова О. С. Формирование и развитие экранного образа в операторском искусстве: автореферат диссертации кандидата искусствоведения: 17.00.03. – Москва, 2013. – 25 с. URL: http://www.ipk.ru/ftpgetfile.php?id=365 Шварценеггер А. Вспомнить все: Моя невероятно правдивая история URL: https://biography.wikireading.ru/62160 Шеметова Т.Н. Клиповое интернет-сознание как тип пралогичного мышления URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-internet-soznanie-kak-tip-pralogichnogo-myshleniyaЩербаков И. Хмурое утро «Последнего киногероя» URL: https://dtf.ru/cinema/946259-hmuroe-utro-poslednego-kinogeroya Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. — М., 2000. — С. 10Эко У. Заметки на полях «Имени розы». — М.: Книжная палата, 1989. — С. 469‘Last Action’: Too Many Heroes? : Big-Name Star, Director and Writers--So What Happened? URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1993-06-30-ca-8552-story.htm

1 Антон Долин о важности игры в “Жмурки” URL: http://kinopressa.ru/1990
2 Больше, чем «беспечный ездок»: режиссерский путь Денниса Хоппера URL: https://clck.ru/FWtBV
3 Бранская Е. В., Панфилова М. И. Модерн, модернизм, постмодернизм (к определению понятий) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-modernizm-postmodernizm-k-opredeleniyu-ponyatiy
4 Геращенко Л.Л. Коротков Р.П. «Мытье и стирка» или постмодернизм в отечественном кино URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mytie-i-stirka-ili-postmodernizm-v-otechestvennom-kino
5 Главные фильмы французской «новой волны» URL: https://arzamas.academy/materials/1396
6 Глебкина Н. В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950-1960-х гг.: автореферат диссертации кандидата культурологии: 24.00.01 – [Электронный ресурс] / Глебкина Наталия Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. гуманит. университет]. – Москва, 2010. – 26 с. URL: https://www.dissercat.com/content/reprezentatsiya-povsednevnosti-v-sovetskom-kinematografe-kontsa-1950-1960-kh-gg
7 Егорова Т. К. Музыка советского фильма: дис. … докт. искусствоведения. — М., 1998. – 463 с.
8 «Знахарь» URL: https://www.kinopoisk.ru/film/10926/box
9 Кино Италии. Неореализм: Сборн. /Сост. Г.Д. Богемский. — М.: Искусство, 1989.
10 Кино тоталитарной эпохи URL: http://media.ls.urfu.ru/495/1270/2793/2666/1368
11 Ковтонюк Ф.В. Социально-экономические особенности и этапы исторического развития киноиндустрии на примере США и России URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-osobennosti-i-etapy-istoricheskogo-razvitiya-kinoindustrii-na-primere-ssha-i-rossii
12 Критики о фильме «Трудно быть Богом»: невыносимо, омерзительно, но гениально. URL: https://culturavrn.ru/cinematv/11635
13 Луков А. В., Луков Вл. А. Авангард во французском кино 1920-х годов: от «Молчания» Л. Деллюка до «андалузского пса» Л. Бунюэля и С. Дали URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Lukovs_Avant-garde/#_ftn1
14 Любарская И. Несладкая жизнь. «Бумер», режиссер Петр Буслов URL: https://old.kinoart.ru/archive/2003/08/n8-article5
15 Маньковская Н. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. — М.–СПб.: Изд-во «Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга», 2009. — с.30
16 Мастер: Сергей Эйзенштейн URL: https://tvkinoradio.ru/article/article13020-master-sergej-ejzenshtejn
17 Овсянникова-Трель А. Художественные функции киномузыки в контексте постмодернистской эстетики URL: https://clck.ru/PehXw
18 Парфентьева Е. Н. Факторы изменений песенного жанра в советском кино в 1930–1960-е годы URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34845934
19 Посмотри в глаза чудовищ Алексей Балабанов рассказывает Роману Волобуеву о фильме «Жмурки» URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/alexei_balabanov/
20 «Сандэнс»: 30 лет независимого кино URL: https://www.kinopoisk.ru/article/2327838
21 Свободное кино URL: https://www.km.ru/kino/encyclopedia/svobodnoe-kino
22 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово Предстоятеля (2009-2011). Собрание трудов. Серия 1. Том 1 URL: https://clck.ru/V7bnb
23 Советский андеграунд, итальянский неореализм и другие течения, которые навсегда изменили мир кино URL: https://kulturologia.ru/blogs/030519/42999
24 Соцреализм как художественный стиль и как инструмент власти URL: https://arzamas.academy/materials/1549
25 Трюффо Ф. Трюффо о Трюффо: фильмы моей жизни. - М: Радуга, 1987.
26 Тугуши С. А. «Авторское кино» как феномен культуры XX века URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskoe-kino-kak-fenomen-kultury-hh-veka
27 Туркин В. К. Драматургия кино URL: https://kinodramaturg.ru/v-k-turkin-dramaturgiya-kino/2
28 Усувалиев С. И. Бинарная оппозиция «традиции -новаторство» в первых историях советского кино Н. М. Иезуитова и Н. А. Лебедева URL: https://cyberleninka.ru/article/n/binarnaya-oppozitsiya-traditsii-novatorstvo-v-pervyh-istoriyah-sovetskogo-kino-n-m-iezuitova-i-n-a-lebedeva
29 Фильм «Последний киногерой» URL: https://vk.com/video492072919_456239520
30 Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028769
31 Цыркун Н. «Феномен постмодернизма» и новое российское кино URL: https://clck.ru/V6hcv
32 Черепанов П. Теория жанров URL: https://knigogid.ru/books/236180-teoriya-zhanrov
33 Чернова О. С. Формирование и развитие экранного образа в операторском искусстве: автореферат диссертации кандидата искусствоведения: 17.00.03. – Москва, 2013. – 25 с. URL: http://www.ipk.ru/ftpgetfile.php?id=365
34 Шварценеггер А. Вспомнить все: Моя невероятно правдивая история URL: https://biography.wikireading.ru/62160
35 Шеметова Т.Н. Клиповое интернет-сознание как тип пралогичного мышления URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-internet-soznanie-kak-tip-pralogichnogo-myshleniya
36 Щербаков И. Хмурое утро «Последнего киногероя» URL: https://dtf.ru/cinema/946259-hmuroe-utro-poslednego-kinogeroya
37 Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. — М., 2000. — С. 10
38 Эко У. Заметки на полях «Имени розы». — М.: Книжная палата, 1989. — С. 469
39 ‘Last Action’: Too Many Heroes? : Big-Name Star, Director and Writers--So What Happened? URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1993-06-30-ca-8552-story.htm