«ОТЧЁТНЫЙ КОНЦЕРТ КАК ФОРМА ДОСТИЖЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
Заказать уникальную дипломную работу- 55 55 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 03.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА 6
1.1. Понятие «любительский коллектив» и его сущность в системе культурно-досуговой деятельности 6
1.2. Любительский коллектив как социокультурная среда нравственного воспитания молодежи 15
1.3. Педагогические условия в подготовке к участию в конкурсе на подтверждения звания «Образцовый коллектив любительского самодеятельного творчества» 21
ГЛАВА 2. КОНЦЕРТ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Специфика режиссуры отчётного концерта любительского коллектива 34
2.2. Технология подготовки и проведения отчетного концерта 36
2.3. Анализ отчётного концерта на подтверждение звания «Образцовый коллектив любительского самодеятельного творчества» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Выделение главных особенностей концерта. Проявление драматического конфликта через композицию путем монтажа.Отчётный концерт обычно тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. А также задачи режиссера, которые он перед собой должен ставить при реализации концерта. Режиссер концерта не должен забывать, что вводимые им элементы, выразительные средства, приемы не должны никоим образом нарушать смысл и характер номеров, выбранных для концерта. При подготовке отчётного концерта режиссер должен прежде всего добиться четкой идейной выразительности и художественной образности. Специфика режиссуры отчётного концерта базируется на следующих принципах:Важно, чтобы отчётный концерт начинался и завершался наиболее ярким, «показательным» номером. В начале концерта это повысит зрительский интерес, в завершении – сделает концерт запоминающимся и целостным.Если в содержании концерта представлены разнообразные по стилям и жанрам номера, важно, чтобы в начал были представлены «классические» номера. К современным формам зрелищных номеров следует переходить постепенно.Не стоит ставить подряд однотипные и похожие номера. Кроме того, после массового номера обычно не ставят номер солиста, однако в этом бывают исключения.Важное значение имеет учёт возрастных особенностей участников концерта. Так, если отчётный концерт представляют разновозрастные дети, то младшую возрастную категорию целесообразно представлять в начальной части концерта, но не самыми первыми.Как правило, перед началом концерта осуществляют контрольный просмотр всех номеров. Ко всем номерам отчётного концерта предъявляется ряд требований:Номер должен быть законченнымНомер должен соответствовать идейной составляющей отчётного концертаВажно, чтобы каждый номер соответствовал возрастным особенностям как участников, так и зрительской аудитории.Продумывание конферанса имеет важное значение в режиссуре отчётного концерта. Конферанс необходим для создания у зрителей праздничного настроения, для изложения необходимой информации о номерах и участниках концерта, для поздравления и награждения участников. В некоторых случаях конферанс может сгладить организационные недочёты отчётного концерта.Учёт целевой аудитории является важной составляющей режиссуры отчётного концерта. Важно принимать во внимание интересы рассматриваемой аудитории, её ключевые особенности, психологические характеристики.Таким образом, специфика режиссуры отчётного концерта любительского коллектива представляет собой комплексную деятельность, которая принимает во внимание цели и задачи концерта, особенности его участников и зрительской аудитории.2.2. Технология подготовки и проведения отчетного концертаПри подготовке отчётного концерта большое значение имеет выбор его темы. «Тема — это круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии». Понятие «тема» в «Толковом словаре» Владимира Ивановича Даля трактуется так: «тема - задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждают». Тема должна быть раскрыта, решена, поэтому для усиления смысла данной операции к слову «тема» не случайно добавлено слово «задача». Если тему понимать как задачу, сценарист будет искать решение задачи.Понятие «идея» связано прежде всего с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен в данном концерте.Сценарно-режиссерский ход — это прием, с помощью которого осуществляется связь эпизодов и построение целостной композиции представления. Сценарно-режиссерский ход формирует образный строй концерта. «Сверхзадача, - говорит Георгий Александрович Товстоногов, - режиссёрская концепция», «Мысль, которая оцарапала сердце художника». Сверхзадача выступает как начальная точка мышления сценариста. Говоря об искусстве, Виссарион Григорьевич Белинский писал, что «мышление есть действие, а всякое действие необходимо предполагает при себе движение». Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем». Говоря о мизансцене, можно сказать, что это наиболее выразительный прием для внешнего расположения вокалистов на сцене. Благодаря мизансцене, режиссер может донести до зрителя, чем живет исполнитель в момент действия, какую задачу он в данный момент решает. Хорошая, верная мизансцена является следствием ряда задач: раскрытие сквозного действия, целостности образов, поисков физического самочувствия действующих лиц и наконец, атмосферы, в которой протекает действие. Всё это формирует и формируется мизансценой.Существенное влияние в отчётном концерте оказывает сценография, она является живописным украшением сцены. Сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, концерта, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве. Музыка - один из важнейших элементов отчётного концерта. Музыка несет в себе все функции драматургического элемента, создает единое целое с основной идеей концерта, влияет не только на зрителя, но и на творческое состояние вокалистов. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение, повышает тонус сценического состояния. По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории. Сюжетная музыка в отчётном концерте в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельного вокального произведения, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора. Сюжетная музыка может: − Характеризовать исполнителей − Указывать на место и время действия − Создавать атмосферу, настроение сценического действия − Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.Ввести условную музыку значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокально-хоровые средства. Условная музыка может: − Эмоционально усилить диалог и монолог. − Характеризовать действующих лиц. − Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля.− Обострять конфликт. Самый долгий период при подготовке отчётного концерта является репетиционный процесс. Для того, чтобы участники каждого эпизода смогли приспособится к сценической площадке, сформировать систему ориентиров, отрепетировать выходы и уходы, и исполнить свою композицию в целом, а главный режиссер - постепенно, без спешки и суеты, смонтировал концерт, был разработан график репетиций, который состоит из: застольной репетиции, репетиции «в выгородке», вокальных репетиций, монтировочной репетиции, прогонных репетиций и генеральных репетиций.Репетиция − основная форма подготовки отчётного концерта, предусматривающая чтения и обсуждения концерта, его многократное исполнение по отдельным произведениям и всей композиции в целом. Репетиция проводится под руководством режиссера. Виды репетиций: застольные, «в выгородке», монтировочные, прогонные и генеральные. Застольная репетиция - первый этап репетиционного процесса, включающий в себя: - первую читку сценария; - уточнение смыслов и действенных задач в произведениях исполнителей; - действенный и смысловой анализ основы и т.п. Репетиция в выгородке - репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями и т.д. Во время репетиций в выгородке: вокалисты определяли тексты своих песен, получали тексты для заучивания.Далее были проведены монтировочные репетиции, где проходила отработка всего, что связано с оформлением и технической стороной концерта, велась работа с реквизитом и костюмами. Следующие репетиции - прогонные их целью является исполнение и отработка концерта в его временной последовательности, такие репетиции проходили с декорациями, реквизитом и костюмами. Окончательным этапом репетиционного процесса является генеральный прогон – концерт без зрителей. Генеральная репетиция с полностью готовой оформленной сценой, с костюмами, декорациями и реквизитом проходила с использованием оформления сцены, костюмов и грима. Данная репетиция является и сдачей отчётного концерта.2.3. Анализ отчётного концерта на подтверждение звания «Образцовый коллектив любительского самодеятельного творчества»Разработка и реализация отчётного концерта любительского коллектива «Музыка моей души» является своего рода «теорией» концерта, который в последствие был воплощён на сцене, включает в себя обоснование выбора темы для концерта, определение темы, идеи, сверхзадачи, разработка сценарного плана, монтажа и множество других компонентов, которые будут разобраны в процессе. Название для отчётного концерта вокального любительского коллектива выбрано не случайно: вокальное творчество в значительной степени влияет на эмоциональное состояние человека. Она во многом формирует духовную культуру личности, что особенно важно для представителей молодого поколения.Исходя из краткого обоснования выбора темы концерта, можно определить тему, идею, конфликт и сверхзадачу отчётного концерта «Музыка моей души» Тема отчётного концерта «Музыка моей души» - позитивное влияние вокального творчества на жизнь людей.Идея: вокальное творчество способно вдохновить человека на значимые поступки в его жизни.Сверхзадача отчётного концерта «Музыка моей души»: донести до зрителей духовную ценность вокальных произведений.Сценарно-режиссерский ход в концерте – рассказ о том, как песни объединяют людей, помогают им в различных жизненных ситуациях. Сценографическое решение – моушн-дизайн – определяло визуальный режиссерский прием. Перед тем, как приступить к написанию сценария отчётного концерта «Музыка моей души», был составлен сценарный план – это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей. Выстроена композиционная структура отчётного концерта. Композиционная структура отчётного концерта «Музыка моей души»: 1. Экспозиция − дает эмоциональный настрой аудитории, информацию о предстоящем действии, его персонажах и обстоятельствах. В отчётном концерте экспозицией является 1 эпизод.2. Завязка − откуда начинается действие в сценарии, дающее импульс для развития последующих эпизодов. В концерте: 2 эпизод.3. Развитие действия − развитие сюжета, каждый из эпизодов которого имеет свою внутреннюю композицию, построение, проходящее через замысел сценария. В концерте развитие действие начинается с 3 эпизода.4. Кульминация − высшая эмоциональная точка в развитии основного действия. 4 эпизод.5. Развязка − всецело истощает, разрешает изображённый конфликт и приводит нас к финалу. В концерте разрешение конфликта происходит в 5 эпизоде.6. Финал − заключительный аккорд мероприятия. Выход всех участников концерта. Финалом отчётного концерта послужил 6 эпизод « В концерте, помимо исполнения песен, также использовались выразительные средства: 1. Мизансценирование. 2. Манера актерской игры. 3. Сценография и элементы оформления. 4. Костюмы. В отчётном концерте мы использовали различные виды мизансцен: − Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего-либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем − Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста − Шахматная – зрительное увеличение количества актеров на сцене − Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство Так, например, в самом начале отчётного концерта, во время прочтения выступления ведущих они выходят на сцену на 2-ой план, в точечную мизансцену, которая создает атмосферу небольшого хауса, читают поочередно текст, поворачиваясь к зрителям. Во время финальной песни все вокалисты выходят со свечами в руках в шахматной мизансцене, данная мизансцена дает зрительное увеличение актеров. Важную роль в создании отчётного концерта играет правильное распределение выступающих вокалистов, для этого была проведена первая встреча с участниками концерта. При распределении последовательности мы исходили из типажей вокалистов, их вокальных и артистических способностей. В сценографии отчётного концерта «Музыка моей души» использовался моушн-дизайн – приём «ожившие картины», благодаря которым в оде выступления каждого вокалиста на большом экране возникала определённая анимация, соответствующая тематике музыкального произведения.Костюмы вокалистов тщательно продумывались. Принималось во внимание, чтобы особенности костюма не только подходили выступающему вокалисту, но и соответствовали анимации и сценическому оформлению.В отчётном концерте «Музыка моей души» звучала большое количество сюжетной музыки, а в финале концерта исполнялась общая песня всех участников концерта. Условная музыка в отчётном концерте «Музыка моей души» звучала во время монологов ведущих, она позволяла эмоционально усилить монолог и раскрыть содержание их высказываний. Также использовалось шумовое и звуковое оформление концерта. Они применяются для усиления художественного воздействия. С их помощью мы повышали эмоциональное напряжение концерта.После подбора музыкального оформления концерта была составлена звуковая партитура, которая является режиссерским документом и отражает звуковое и шумовое сопровождение. Для отчётного концерта «Музыка моей души была основана постановочная группа, в которую входили: - художник по сцене и костюмам; - светорежиссер; - звукорежиссер; - руководитель вокального коллектива. Художник создавал декорации и костюмы к отчётному концерту, определял видеоряд. Видеоряд служит в концерте дополнительным выразительным средством. Художник тщательно отобрал документальный материал, фотографии и видео нарезки, которые усиливали вокальные номера и придавали им достоверность. Светорежиссёр обеспечил световое оформление концерта, которое является неотъемлемой составляющей целостного восприятия зрителем действия, среды и вокальных произведений. Звукорежиссер подобрал звуковое решение отчётного концерта, отвечал за живое звучание, настраивал звук и следил за тем, чтобы качество передачи звука не пропадало независимо от развития событий. Руководитель вокального коллектива отвечал за организацию и отработку вокальных номеров. Для успешной реализации проекта отчётного концерта «Музыка моей души важно было правильно составить и провести организационно-творческую работу. При создании сценария учитывались возможности сценической площадки, уровень подготовки участников отчётного концерта и сроки на реализацию проекта. Перед реализацией проекта велась работа с административной группой, которая отвечала за смету расходов, рекламу и афишу. В смете на проведение отчётного концерта «Музыка моей души» были прописаны требуемые расходы на материалы при создании реквизита, костюмов, оформления сцены, разработки афиши.При подборе костюмов использовалась костюмерная.Чтобы информировать общественность о нашем отчётном концерте, мы создали афишу и разместили рекламу в социальных сетях. Афиша − это объявление на поверхности (обычно стене), которое сообщает об увлекательном культурном событии и размещается в местах большого скопления людей. Афиша содержала следующую информацию: − название концерта; − дату и время; − место проведения концерта; − адрес, проезд и телефон места проведения концерта. В социальные сети мы также разместили афишу отчётного концерта и составили небольшое видео про него, которое выставили на страницу вКонтакте. Для того, чтобы реализация проекта была успешной, необходимо было качественно провести все подготовительные этапы. Для этого был составлен план подготовки отчётного концерта, который представлен в Приложении данной работы.Был составлен монтажный лист, который является составной частью режиссёрской документации, его записью монтажного развития театрализованного действия во времени и пространстве. Монтажный лист помогал в работе звуко-/светорежиссера. В монтажный лист входило: − Реплики. − Что происходит на сцене (действия). − Музыкальные композиции. − Видеоряд. − Свет. − Время-длительность композиции. В ходе организации отчётного концерта установлено, что тема отчётного концерта является очень актуальной: она направлена на духовно-нравственное воспитание современной молодёжи и подростков. Концепция отчётного концерта соответствует современным представлениям о проведении зрелищных мероприятий. Это представляет интерес для молодого поколения и находит эмоциональный отклик аудитории.Для отчётного концерта было полностью продуманы музыкальное сопровождение. Это позволило существенно повысить выразительность и эмоциональность мероприятия.Все запланированные репетиции концерта прошли в срок. Все вокалисты своевременно получили роли и справились с ними в полном объёме. Информация о месте и времени проведения отчётного концерта была представлена в социальной сети вК. Также был разработан печатный баннер, который необходим для привлечения аудитории.Запланированное время начала концерта – 17 ч.; концерт начался в 17 ч 10 минут. Необходимая пауза была направлена на то, чтобы все зрители успели занять свои места.Планируемое время окончания концерта составило 18 ч 30 минут, фактически концерт был окончен в 18 ч 40 минут, что связано с задержкой начала концерта.Концерт посетили 110 зрителей, среди которых большинство составили представители молодого поколения.В соответствии с полученными отзывами, отчётный концерт был принят очень тепло и получил самые высокие оценки зрителей.В целом все поставленные задачи решены, цель достигнута.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ проведенном исследовании нам удалось рассмотреть особенности демонстрации достижений любительского коллектива посредством отчётного концерта. Поставленные перед нами задачи были выполнены:- изучить понятие «любительский коллектив» и рассмотреть его сущность в системе культурно-досуговой деятельности;- выявить сущность любительского коллектива как форму социокультурной среды нравственного воспитания молодежи - охарактеризовать способы демонстрации достижений коллектива- определить педагогические условия в подготовке к участию в конкурсе на подтверждения звания «Образцовый коллектив любительского самодеятельного творчества»- провести обзор специфики режиссуры отчётного концерта любительского коллектива- дать характеристику технологии подготовки и проведения отчетного концерта- провести анализ отчётного концерта на подтверждение звания «Образцовый коллектив любительского самодеятельного творчества».В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены особенности любительского коллектива, описаны. педагогические условия в подготовке к участию в конкурсе на подтверждения звания «Образцовый коллектив любительского самодеятельного творчества».Во второй главе определена специфика режиссуры отчётного концерта, технология подготовки отчётного концерта, проведён анализ отчётного концерта.По результатам исследования можно сделать следующие выводы:Любительский коллектив представляет собой объединение в определённом творческом направлении, деятельность которого не регламентируется законодательными актами. Любительское творчество в своём становлении прошло ряд этапов, в ходе которых происходило существенное изменение организации творческих мероприятий, что во многом связано с социально-экономическими преобразованиями. На смену приходили всё более совершенные формы драматических действ, менялось и функциональное значение театрального творчества в народе: от первобытного, утилитарного - до обличительно-сатирического и нравственно-эстетического. Современный любительский коллектив представляет собой важную основу морально-нравственного воспитания молодого поколения. В этом возрасте формируется культура поведения, устанавливаются важные жизненные ценности.В рамках данного исследования определены особенности режиссуры отчётного концерта. При этом отмечено, что режиссура отчётного концерта любительского коллектива основана на ряде принципов, которые принимают во внимание особенности участников и представителей зрительской аудитории.Рассмотрена технология подготовки отчётного концерта. При этом показано, что ключевое значение имеют следующие этапы: выбор темы, выдвижение идеи, определение сверхзадачи, выстраивание композиции, организация работы постановочной группы, организация репетиционного процесса.В рамках данной исследовательской работы представлен анализ отчётного концерта на подтверждение звания «Образцовый коллектив любительского самодеятельного творчества» на примере отчётного концерта вокального любительского коллектива «Музыка моей души». При этом определены основные этапы подготовки и проведения концерта, отмечены результаты его проведения.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПРИЛОЖЕНИЕ
1. Алексеев-Яковлев, А.Я. Музыкальные фестивали [Текст] / А.Я. Алексеев-Яковлев. − М. : Веха, 2006. – 129 с.
2. Бетехтин, В. Современная концертная организация: формы деятельности и пути развития [Текст] / В.Бетехтин// Справочник руководителя учреждения культуры. −2003.− № 6.− С.31-36.
3. Васильев, К.Р. Организация фестивалей [Текст] / К.Р. Васильев. - М.: Веха, 2007.− 156 с.
4. Васильева, Т.Г. Учет особенностей аудитории в процессе создания и реализации культурно-досуговых программ в условиях рынка [Текст] / Т.Г. Васильева // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. ст. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств.− М. − 2003.− Вып. 4. − С.82-87.
5. Дмитриев, Ю. Номер // Эстрада России. XX век.. Энциклопедия [Текст] / Ю. Дмитриев. – М., 2004. – С. 452
6. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры.[Текст] – М. Классика-XXI., 2003, с. 151-168.
7. Дуков, Е.В. Современная концертная деятельность в зеркале статистики [Текст] // Обсерватория культуры. − 2004. − № 4. − С. 31–37.
8. Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: учеб. пособие для вузов культуры и искусств [Текст] / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2004. – 215 с.
9. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2007.- 480 с.
10. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. Пособие [Текст] / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. – М.: МГУК, 1998. – 469 с.
11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии [Текст]: учебная программа / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.− М.: МГУКИ, 2001. – 136 с.
12. Колотурский, А. Концертное дело: формы существования в новой реальности [Текст] / А.Колотурский// Справочник руководителя учреждения культуры. − 2003. − №2. − С.13-21.
13. Коновалов, В.М. Концертная деятельность любительского эстрадного коллектива. [Текст] [учебно – методическая программа] – М., МГУКИ, 2000. – 21с.
14. Лурье, А.С. Специфика концертной деятельности. Лекция [Текст]/ А.С.Лурье. − М.: РАТИ,1996. − 21 с.
15. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников (Сценарная технология): [Текст] учебное пособие / О.И.Марков. – Краснодар: КГУ культуры и искусств, 2004. – 370с.
16. Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарьсправочник [Текст] / В. Е.Новаторов. − Омск: Алтайский государственный институт культуры, Омский филиал, 1992. − 182 c.
17. Плахин, Г.В. Организация фестивально-конкурсных форм самодеятельного творчества [Текст] / Г.В.Плахин// Культура и социум: Материалы Всерос. Конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион (13- 14апр. 2000 года)». − Тюмень: ТГУ,2000. – С.23-25.
18. Рубб, А.А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения. Конспект лекций [Текст] /А.А. Рубб. − Изд. третье. Перераб. и доп.− М.: АПРИКТ, 2005. − 67 с.
19. Туев В.В. Социально – культурная деятельность в таблицах и схемах [Текст] / В.В. Туев. – Барнаул: АлтГАКИ, 2006.- 87с. С. 35-39
20. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта [Текст] / И.М. Туманов. − М.: Просвещение, 1979. − 88 с.
21. Рекомендации по проектированию концертных залов [Электронный ресурс] // URL: http://www.acousticmaterial.ru/Acoustic%20Articles/Recomendations%20for%20acoustic%20design %20of%20concert-halls.pdf