Конфронтация политических партий на Тайване
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 08.08.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Зарождение политических партий Тайваня
1.1 История отделения Тайваня от КНР
1.2 Тайваньская проблема в 1990-е годы
2 Исследование современных политических партий на Тайване
2.1 Политические партии Тайваня: проблемы взаимоотношений
2.2 Гоминьдан – принципиальный сторонник концепции единого Китая
Заключение
Список используемых источников
Один из его соратников по демократическому движению прежний председатель ДПП Ши Миндэ полтора года назад начал кампанию «Миллион против коррупции», пытаясь отправить в отставку тайваньского лидера. Последние три года правительство Чэнь Шуйбяня сотрясали коррупционные скандалы, в которые оказались замешаны советники и члены семьи тайваньского президента.
Информированный источник «Эксперта» в партии в ответ на это лишь пожимает плечами. «Мы молодая партия, у нас тогда не было политиков национального уровня, Чэнь был нашим единственным шансом», — говорит он. Более того, в середине 90−х Чэнь был очень хорошим мэром Тайбэя, это признают даже его оппоненты.
«Переломным в его карьере стало поражение на вторых мэрских выборах в 1998 году от Ма Инцзю. Чэнь решил, что тайваньские избиратели не обращают внимания на реальные дела, и стал делать ставку на апелляцию к национальным чувствам тайваньцев», — поясняет профессор Государственного политического университета Янь Чэншэн. Два раза — на выборах в 2000−м и в 2004 годах — эта тактика сработала. Но на третий обернулась разгромом для ДПП. «Теперь нам придется заново искать душу партии», — заключает Дженнифер Ху.
Ма Инцзю действительно настроен на диалог с Китаем, но при этом он вряд ли сможет отказаться от критики КНР. Особенно после предвыборной кампании, одним из ключевых вопросов которой стало (хоть и не по его желанию) нарушение прав человека в Тибете.
Ма — единственный из тайваньских политиков, ни разу не пропустивший ежегодные мероприятия в память жертв событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, и это замечают в Пекине. Три года назад Ма Инцзю не разрешили въехать в Гонконг по приглашению одного из местных университетов.
«Мне долго рассказывали, какой ужасный Ма Инцзю, а потом посоветовали все же проголосовать за него», — вспоминает в беседе с «Экспертом» свою последнюю поездку в КНР тайваньский профессор Янь Чэньшэн.
Так что Ма Инцзю, скорее всего, попытается отделить экономические переговоры от широкой политической и правозащитной дискуссии. «Нам нужна деполитизация отношений с Китаем, нормализация торговых и экономических связей», — поясняет «Эксперту» управляющий партнер тайваньской юридической компании Pamir Group Николас Чэн, голосовавший за Ма Инцзю. Чэн много работает с тайваньскими компаниям, инвестирующими в экономику Китая, и говорит, что инвесторы устали от перепадов в отношениях между островом и материком. «Бизнесу нужна нормализация движения товаров, услуг, капитала, людей и идей между двумя сторонами пролива. Все это должно определяться экономическими, а не политическими факторами», — утверждает Чэн.
Одним из главных предвыборных лозунгов Гоминьдана стало создание единого рынка с КНР. Под напором критики со стороны ДПП, напугавшей тайваньцев наплывом дешевой китайской рабочей силы, Ма стал осторожнее в формулировках, а после выборов и вовсе практически перестал касаться этой темы.
Теперь Ма Инцзю предпочитает рассуждать в духе теории малых дел — развитие экономических отношений будет идти постепенно, в соответствии с реальными потребностями острова. Вероятно, уже в самое ближайшее время будут отменены ограничения на размер инвестиций в Китай (сейчас — не более 40% уставного капитала), которые вынуждали многие тайваньские корпорации работать в КНР через офшоры. Ма Инцзю также говорит, что готов признать дипломы китайских университетов, — это позволит Тайваню приглашать на остров талантливых специалистов с материка.
Проблема интерпретаций иногда проявляется и в бизнесе. Бывший главный менеджер тайваньской компании электронной компании Sampo Хо Хэнчунь вспоминает, как перед прошлогодней сессией ВСНП к Sampo обратились представители китайских властей с просьбой предоставить несколько жидкокристаллических мониторов для залов заседания. На следующий день свое недовольство выразили представители флагмана китайской промышленности, компании Haier: «Как можно было дать такой заказ не китайской компании?» «Как вы смеете утверждать, что Sampo не китайская компания?» — в свою очередь, возмутились в канцелярии ВСНП. Вопросов у Haier больше не возникало.
Сегодня Ма Инцзю заявляет, что не будет цепляться к словам и готов проявить гибкость в переговорах с иностранными партнерами. «Соглашение о свободной торговле с Сингапуром сорвалось из-за того, что правительство Чэнь Шуйбяня отказалось называться “таможенная территория Тайваня, Пэнху, Цзиньмэна и Мацзу”. Мы согласны использовать эту формулировку, если это поможет нашей экономике», — говорит Ма Инцзю. Для правоверного сторонника ДПП это было бы равносильно национальному предательству, но большинство жителей острова явно высказались за реализм во внешней политике.
Ма вообще подкупает своей честностью в ответах на неудобные вопросы. Он открыто говорит о «долларовой дипломатии» со стороны Тайваня и утверждает, что остров планирует отказаться от покупки союзников — этот ответ вызвал оживление среди африканских и латиноамериканских журналистов.
Китайские власти теперь оказываются в непростой ситуации. На фоне заявлений неуравновешенного Чэнь Шуйбяня реляции китайского МИДа часто выглядели вполне здраво. Но теперь придется конкурировать с куда более прагматичным Ма Инцзю. Фактически Тайвань призывает отказаться от надоевших клише и пустой идеологической конфронтации и вести переговоры, исходя из реально сложившейся ситуации.
На первый взгляд этот путь кажется очень привлекательным для Китая. У Пекина больше не будет проблем с «провозглашением независимости» Тайваня, изменением конституции или названия острова, нервозности в отношениях в Тайваньском проливе явно поубавится.
Но, раз ступив на этот путь, Китай рискует попасть в западню. После начала полноформатного диалога с Гоминьданом рано или поздно Пекину придется признать, что Тайвань вот уже более 50 лет де-факто является самостоятельным государством со своими избранными парламентом и президентом, жители которого совсем не хотят жить в нынешней КНР. На самом деле именно сдача этого теста на адекватность (уже пройденного Тайванем) и станет главным условием для начала разговора о возможном объединении. Пока в Пекине продолжают твердить про кучку сепаратистов, стремящихся оторвать остров от горячего материнского (и материкового) сердца, вести по-настоящему серьезные переговоры о будущем острова с ним не будет ни один, даже самый лояльно настроенный к Китаю, тайваньский политик.
Безусловно, в рамках предложенной работы не представляется возможным рассмотреть все или даже большинство аспектов и факторов, связанных с обозначенной темой исследования. Однако целесообразно обозначить некоторые основные выводы применительно к изучаемому объекту.
Во-первых, современный Тайвань обладает всеми необходимыми признаками первичного участника как внутригосударственных, так и международных отношений.
Во-вторых, социум Китайской Республики на Тайване имеет четкую систему идеологических установок и готов последовательно реализовывать основные направления политического развития. Как ни странно, такая ситуация чревата возможностями обострения либо конфронтации международных отношений. Причем, в конфликт могут оказаться втянутыми державы, влияющие на формирование мирового порядка: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки и Япония.
В-третьих, позиция Тайваньских властей, предусматривающая сохранение формы правления, сформированной Гоминданом в конце 20-х годов, учитывая, что он был изгнан с материковой части Китая в 1949 году, при безусловной всесторонней поддержке единственной на сегодняшний день сверх державы (США) может привести к появлению новой формулы объединения разделенного народа по принципам либеральной демократии. Нельзя исключать стратегической заинтересованности США в существовании одного Китая в облике Китайской Республики, а не Китайской Народной Республики, что чревато повторением опыта Союза Советских Социалистических Республик. Имеется в виду создание деструктивной и неконтролируемой тенденции к глобальному распаду геополитических составляющих современной КНР. В этой связи, стратегия объединения Тайваня и КНР по принципу «одна страна-две системы», предложенный руководством материкового Китая видится наиболее приемлемым для обеспечения безопасности в северо–восточном азиатском регионе с выходом на Азиатско-тихоокеанский регион и в мире в целом.
В-четвертых, наиболее важный и самое главное полезный вывод, который целесообразно сделать, отсутствие обоюдного стремления конфликтующих сторон форсировать развитие ситуации по инициированию и проведению объединительных процессов.
Заключение
В Совместной декларации 1998 г. руководителями Японии и Китая выражена готовность к «партнерству в духе дружбы и сотрудничества» в XХI веке. Однако пока это больше напоминает заявление о намерениях. Как свидетельствует анализ, до сего времени японо-китайский политический диалог не отличался результативностью. Некоторые проблемы остаются неурегулированными со времен восстановления межгосударственных отношений в 1972 г. Одна из них – территориальный спор о принадлежности островов Сэнкаку (Дяоюйдао). С середины 90-х гг. внимание к ним привлечено в связи с якобы имеющимися в районе залежами нефти. Остроту ситуации придало решение Токио в 1996 г. о введении 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии, чем закреплялись права Японии на острова. Если в прежние годы больше инцидентов возникало в связи с использованием территории островов, то теперь – прилегающей акватории, где действуют китайские нефтепоисковые и другие суда. С трудом сторонам удается достигать согласия по разграничению рыболовных зон. Не утратила актуальности для японо-китайских отношений и тайваньская проблема. Это можно объяснить, с одной стороны, ужесточением курса Пекина на воссоединение КНР с Тайванем и стремлением получить для этого дипломатическую поддержку от Токио, с другой — расширением обязательств Японии в рамках альянса с США по ведению в чрезвычайной ситуации военных действий в прилегающих к Японии районах. Возможность распространения этих обязательств на Тайваньский пролив встречает резкую негативную реакцию со стороны руководителей КНР.
В японо-китайских отношениях не снята тема противоречий в военной сфере. Она не перестает быть источником периодически возникающей между сторонами полемики, взаимных обвинений и недоверия друг другу. В ряду поднимаемых проблем — требование китайской стороны о компенсации материального и морального ущерба, нанесенного Китаю японской агрессией. Японцы же считают, что вопрос получил разрешение при нормализации двусторонних отношений. Китайское руководство настойчиво добивается от официального Токио и покаяния за агрессию 1930 – 40-х гг., что вызывает негативную реакцию в общественно-политических кругах Японии.
В прессе Японии стало больше публиковаться критических материалов о политике КНР, особенно о наращивании ею своей военной мощи. Приводились оценки японских, американских специалистов о том, что китайские баллистические ракеты средней дальности способны достичь любой части японской территории. Одна из публикаций была озаглавлена: «Китай большую часть ракет нацеливает на Японию».
Каждая из проблем в двусторонних отношениях, будучи непростой, в то же время не является непреодолимой на пути развития отношений в тех областях, где интересы двух стран более всего совпадают. Складывается впечатление, что многие из проблем не разрешены отчасти из-за того, что нужны в качестве средства регулирования темпов развития отношений. Нельзя также не учитывать того, что в условиях внешнеполитической зависимости от Вашингтона Токио ограничен в выстраивании своего курса на китайском направлении политики. На данном этапе в большей степени от Пекина зависит определение той дистанции, которая сохраняется в отношениях между Японией и Китаем.
По результатам исследования, проведенного газетой «Иомиури», за последние годы негативные настроения в отношении друг друга среди населения Японии и Китая даже усилились. Из японцев в ходе опроса 1999 г. отрицательное отношение к Китаю выразили 45,9% (1995-й — 34,9%), положительное — 47,7 (1995-й — 54,6%), а среди китайских респондентов антияпонские настроения были выявлены у 50,4% (1995-й — 37,8%).
Таким образом, политического сближения между двумя партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству пока не происходит. И нынешнее положение, как представляется, может сохраняться долго. В обозримом будущем японо-китайские отношения, скорее всего, еще более усложняться, для них останется характерным сочетание сотрудничества с соперничеством.
На пути к политическому сближению Японии и Китая остается не одно препятствие. И такое положение имеет шансы сохраняться долго. До тех пор, пока, как представляется, между двумя странами не будет выработана согласованная модель политического взаимодействия. Этой моделью вряд ли можно считать декларированное сторонами в 1998 г. "партнерство на основе сотрудничества в XXI веке". При этом – в таком взаимодействии должна возникнуть и заинтересованность у Вашингтона. Вероятнее всего японо-китайские отношения останутся достаточно сложными, поскольку строятся на противоречивой основе: в сочетании сотрудничества с соперничеством, при непреодоленном недоверии друг к другу и наличии нерешенных проблем.
Список используемых источников
Ларин А.Г. Президент, или демократия с тайваньской спецификой / А.Г. Ларин. – М.: Муравей, 2009. – 135 с
Батчаев Э.О. Правовое регулирование деятельности политических партий на Тайване / Э.О. Батчаев. – М., 2003. – 94 с
Брежнев А.А. Китай: тернистый путь к добрососедству: Воспоминания и размышления. – М., 2008.
Восток в современных культурологических интерпретациях. - М., 2009.
Галенович Ю.М. Тайвань – отрезанный ломоть Китая? – Режим доступа: http://www.iass.msu.ru/info/nation/russia/2000/01/frame.htm, свободный.
Гельбрас В. Куда идет Китай // Мировая экономика и международные отношения. – М.,2009. - № 4. – С. 35 – 43.
Гельбрас В.Г. Проблемы международной безопасности в Тайваньском проливе. – Режим доступа: http://www.iass.msu.ru/news/full.html?id=2647, свободный.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М., 2010
Егоров К.А. Китайская Народная Республика: Политическая система и политическая динамика (80-е годы). – М., 2010.
Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка//Япония и современный мировой порядок. – М., 2009
История Китая и современность: Сб. тр. / Под ред. С.А. Тихвинского. – М., 2008.
Михеев В.В. Хождение на Тайвань: «Островная цивилизация» глазами русского журналиста / В.В. Михеев. – М.: Международные отношения, 2010. – 109 с., ил.
Принцип одного Китая и Тайваньский вопрос: Материалы пресс-канцелярии Госсовета КНР. – Режим доступа: http://www.chinadata.khv.ru/press_tw.htm, свободный
Deng Xiaoping's Six Conceptions for the Peaceful Reunification. – Режим доступа: http://www.chinataiwan.org/tra/sinica/sinica-02.htm, свободный
Position Paper on the Amendments to the “Act Governing Relations Between Peoples of the Taiwan Area and the Mainland Area”. – Режим доступа: http://www.mac.gov.tw/regional/ea/uschina/taiwact.htm, свободный
President Chen's 520 Inaugural Speech. – Режим доступа: http://www.mac.gov.tw/052r-112499-idx.html, свободный
President Chen's Televised Statement of the Peace Referendum on March 20. Режим доступа: http://www.state.gov.tw/regional/ea/uschina/taiwact.htm, свободный.
Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка // Япония и современный мировой порядок. – М., 2002. – С. 41.
Тайвань: Проблемы развития: Материалы научно-практической конференции. – М., 1990. – С. 109.
История Китая с древнейших времен и до наших дней. М., 1985. С. 276 – 277.
Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. – М., 1998. – С. 46.
Unification or Independence? – Режим доступа: http://www.mac.gov.tw, свободный.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М., 1997. – С. 68.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М., 1997. – С. 70.
История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – М., 1998. С. 341.
История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – М., 1998. – С. 357 – 358.
Мамаева Н.Л. Проблема исторической преемственности и политика Гоминьдана на Тайване. – Режим доступа: http://www.iaas.msu.ru, свободный.
Новое в изучении Китая: Сб. ст. / Под ред. М.А. Титаренко. – М., 1987. – С. 25 – 26.
Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. – М., 1998. – С. 57 – 58.
Национализм в международных отношениях России, стран Восточной Европы и Восточной Азии. – М., 1992. – С. 45 – 50.
Япония: полвека обновления. – М., 1995. – С. 192.
Справочник «Япония 2000»: ИДВ. 2000. – С. 175 - 176.
Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. – М., 1998. – С. 73.
Гельбрас В.Г. Проблемы международной безопасности в Тайваньском проливе. – Режим доступа: http://www.iass.msu.ru, свободный.
Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - № 2. – С. 43.
Шэн Лицзюнь Дилемма Китая: Тайваньский вопрос // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - № 5. - С. 187.
Меликсетов А.В. Тайваньский прецедент. – Режим доступа: http://www.iaas.msu.ru, свободный.
Галенович Ю.М. Тайвань – отрезанный ломоть Китая? – Режим доступа: http://www.iass.msu.ru, свободный.
Visits across the Taiwan Strait. – Режим доступа: http://www.tecro.org, свободный.
Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. - № 2. – С. 45.
3
2.Батчаев Э.О. Правовое регулирование деятельности политических партий на Тайване / Э.О. Батчаев. – М., 2003. – 94 с
3.Брежнев А.А. Китай: тернистый путь к добрососедству: Воспоминания и размышления. – М., 2008.
4.Восток в современных культурологических интерпретациях. - М., 2009.
5.Галенович Ю.М. Тайвань – отрезанный ломоть Китая? – Режим доступа: http://www.iass.msu.ru/info/nation/russia/2000/01/frame.htm, свободный.
6.Гельбрас В. Куда идет Китай // Мировая экономика и международные отношения. – М.,2009. - № 4. – С. 35 – 43.
7.Гельбрас В.Г. Проблемы международной безопасности в Тайваньском проливе. – Режим доступа: http://www.iass.msu.ru/news/full.html?id=2647, свободный.
8.Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. – М., 2010
9.Егоров К.А. Китайская Народная Республика: Политическая система и политическая динамика (80-е годы). – М., 2010.
10.Еремин В.Н. Япония в поиске ответов на изменения миропорядка//Япония и современный мировой порядок. – М., 2009
11.История Китая и современность: Сб. тр. / Под ред. С.А. Тихвинского. – М., 2008.
12.Михеев В.В. Хождение на Тайвань: «Островная цивилизация» глазами русского журналиста / В.В. Ми¬хеев. – М.: Международные отношения, 2010. – 109 с., ил.
13.Принцип одного Китая и Тайваньский вопрос: Материалы пресс-канцелярии Госсовета КНР. – Режим доступа: http://www.chinadata.khv.ru/press_tw.htm, свободный
14.Deng Xiaoping's Six Conceptions for the Peaceful Reunification. – Режим доступа: http://www.chinataiwan.org/tra/sinica/sinica-02.htm, свободный
15.Position Paper on the Amendments to the “Act Governing Relations Between Peoples of the Taiwan Area and the Mainland Area”. – Режим доступа: http://www.mac.gov.tw/regional/ea/uschina/taiwact.htm, свободный
16.President Chen's 520 Inaugural Speech. – Режим доступа: http://www.mac.gov.tw/052r-112499-idx.html, свободный
17.President Chen's Televised Statement of the Peace Referendum on March 20. Режим доступа: http://www.state.gov.tw/regional/ea/uschina/taiwact.htm, свободный.
Вопрос-ответ:
Какие политические партии активны на Тайване?
На Тайване существует несколько политических партий, самые известные из которых - Куоминтан (КНР) и Демократическая прогрессивная партия (ДПП). Также есть некоторое количество меньших партий.
Какова история отделения Тайваня от КНР?
Отделение Тайваня от КНР началось в 1949 году в результате гражданской войны в Китае. После поражения Куоминтан правящей партии, она бежала на Тайвань и считала его временной базой. Китай же продолжал считать Тайвань частью своей территории.
Какие проблемы возникали между Тайванем и КНР в 1990-х годах?
В 1990-х годах возникли серьезные проблемы между Тайванем и КНР на политическом и экономическом уровне. КНР настаивала на единстве Китая и угрожала применением силы, если Тайвань объявит официальную независимость. Конфронтация привела к напряженным отношениям между двумя странами.
Какие проблемы существуют взаимоотношений между политическими партиями на Тайване?
Существуют множество проблем взаимоотношений между политическими партиями на Тайване. Одна из главных проблем - различные взгляды на статус Тайваня. Куоминтан поддерживает концепцию единого Китая, в то время как ДПП стремится к официальному признанию Тайваня как независимого государства.
Кто является принципиальным сторонником концепции единого Китая на Тайване?
Принципиальным сторонником концепции единого Китая на Тайване является Куоминтан. Они считают, что Тайвань является частью Китая и должен объединиться с материковым Китаем. Однако, мнение Куоминтан не поддерживается всеми политическими партиями и жителями Тайваня.
Какие политические партии существуют на Тайване?
На Тайване существует несколько политических партий, включая Китайскую националистическую партию (Гоминьдан), Демократическую прогрессивную партию (ДПП) и Новую силу, а также некоторые другие меньшие партии.
Какова история отделения Тайваня от КНР?
Отделение Тайваня от КНР имеет сложную историю, которая началась после гражданской войны в Китае в 1949 году. В результате войны Коммунистическая партия Китая (КПК) выиграла и установила свою власть в Китае, в то время как Китайская националистическая партия (Гоминьдан) под предводительством Чан Кайши стала контролировать Тайвань. Установилось двустороннее отделение, и Тайвань стал провинцией Китая, но с относительной автономией.
Какая была тайваньская проблема в 1990-е годы?
В 1990-е годы на Тайване возникла проблема по отношению к его статусу в международном сообществе. Несмотря на то, что Тайвань формально претендовал на место Китая в ООН и других международных организациях, большинство стран признавали КНР и отказывались от установления официальных дипломатических отношений с Тайванем. Это привело к международной изоляции Тайваня и созданию сложностей в его внешних отношениях.