Традиции Н.В.Гоголя в сатире М.А. Булгакова
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 25.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА И САТИРА 7
1.1. Роль сатиры в произведениях Гоголя 7
1.2. Подход Булгакова к сатире в "Собачьем сердце" 12
ГЛАВА 2. АБСУРД И СЮРРЕАЛИЗМ 17
2.1. Гоголевский абсурд в "Носе" 17
2.2. Сюрреалистические элементы Булгакова в "Дьяволиаде" 21
ГЛАВА 3. КРИТИКА НАУКИ И ПРОГРЕССА 24
3.1. Сатира Гоголя в "Женитьбе" 24
3.2. Критика науки Булгаковым в "Роковых яйцах" 28
ГЛАВА 4. ПЕРСОНАЖИ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ 31
4.1. Характеристика Гоголя в "Ревизоре" 31
4.2. Социальный комментарий Булгакова в "Собачьем сердце" 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Его критика перекликается с традицией сатиры Гоголя, поскольку оба автора бросают вызов общественным нормам, разоблачают человеческую глупость и исследуют иррациональные последствия ошибочных действий. Сатира Булгакова служит предостережением, призывая читателей задуматься об этических последствиях научного прогресса и потенциальных опасностях пренебрежения моральной ответственностью в погоне за знаниями.ГЛАВА 4. ПЕРСОНАЖИ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ4.1. Характеристика Гоголя в "Ревизоре"В главе 4 мы рассмотрим характеристику персонажей пьесы Николая Гоголя "Ревизор" и социальный комментарий, переданный через их поведение и взаимодействие. В подглаве 4.1 мы проанализируем персонажей и их сатирическое изображение, исследуя, как характеристика Гоголя способствует его общему сатирическому видению пьесы."Ревизор" Николая Гоголя - это сатирическая комедия, которая раскрывает коррупцию и моральное разложение русского общества в 19 веке. Гоголевская характеристика различных людей в пьесе служит средством социального комментария и сатиры. Через их преувеличенные черты, недостатки и взаимодействия Гоголь представляет язвительную критику лицемерия и безнравственности, распространенных в русском обществе.Один из центральных персонажей "Ревизора" - Хлестаков, молодой человек, принятый за одноименного генерал-ревизора. Хлестаков изображен как наивный и самовлюбленный человек, который запутывается в паутине обмана и лести. Гоголь использует характер Хлестакова для сатиры на доверчивость и подхалимство власть имущих. Общаясь с горожанами, Хлестаков показывает их отчаянное стремление угодить и добиться расположения авторитетных лиц, независимо от их истинной компетентности и намерений.Другой заметный персонаж пьесы - городской голова Антон Антонович. Бурмистр Антонович изображен как коррумпированный и корыстный чиновник, постоянно ищущий личной выгоды и использующий свое положение в личных целях. Гоголевская характеристика бурмистра Антоновича критикует разгул коррупции и отсутствие этических норм у тех, кто находится у власти. Его действия и взаимодействие показывают моральное банкротство и жадность, которые пронизывают общество, изображенное в пьесе.Характер Анны Андреевны, жены бурмистра, вносит свой вклад в социальный комментарий Гоголя. Анна Андреевна изображена как поверхностная и материалистичная женщина, помешанная на статусе и внешности. Ее чрезмерная забота о социальном положении и презрение к тем, кого она считает ниже себя, подчеркивают мелкость и отсутствие подлинных человеческих связей в обществе, изображенном в пьесе. Через образ Анны Андреевны Гоголь сатирически изображает пустые занятия и неуместные ценности высшего сословия.Характеристика Гоголя в "Ревизоре" служит средством передачи социального комментария и критики недостатков русского общества. Взаимодействие между персонажами обнажает лицемерие, жадность и моральное разложение, пронизывающие общественную структуру. Преувеличивая их черты и поведение, Гоголь подчеркивает абсурдность и неразумность их поступков, приглашая зрителей задуматься над пороками общества, которые они олицетворяют.Более того, сатирическое видение Гоголя в пьесе усиливается ансамблем персонажей и их взаимосвязью. Каждый персонаж отражает различные аспекты общества, а их взаимодействие раскрывает сложную паутину коррупции, корысти и морального компромисса, лежащую в основе социального порядка. Искусная характеристика Гоголя позволяет многогранно исследовать недостатки и противоречия русского общества, создавая богатый гобелен социального комментария.Персонажи "Ревизора" служат архетипами, представляющими более широкие общественные проблемы и институты. Коррумпированные чиновники, подхалимствующие горожане и меркантильная элита - все они воплощают различные аспекты социальной структуры, и сатирическое изображение Гоголем этих персонажей обнажает системные недостатки и моральное банкротство общества, в котором они живут. Используя яркие и преувеличенные образы, Гоголь эффективно передает свою язвительную критику, одновременно привлекая аудиторию юмором и остроумием.В заключение следует отметить, что характеристика Гоголя в "Ревизоре" играет важную роль в передаче социального комментария и сатирического изображения недостатков российского общества. Через изображение таких персонажей, как Хлестаков, городской голова Антонович и Анна Андреевна, Гоголь раскрывает доверчивость, коррупцию и моральное разложение, пронизывающие общественную структуру. Взаимодействие между персонажами показывает абсурдность и неразумность их поступков, заставляя задуматься о пороках общества в целом. Искусная характеристика Гоголя способствует общему сатирическому видению пьесы, создавая многогранное исследование недостатков и противоречий русского общества XIX века.4.2. Социальный комментарий Булгакова в "Собачьем сердце"В подглаве 4.2 мы рассмотрим характеристику Михаила Булгакова в романе "Собачье сердце" и его социальный комментарий. Мы проанализируем роли и черты персонажей, включая профессора, Шарика и партийных чиновников. Кроме того, мы обсудим, как характеристика Булгакова служит средством сатирического изображения советского общества, его идеологии и конфликта между индивидуальностью и конформизмом."Собачье сердце" Михаила Булгакова - это сатирический роман, действие которого происходит в Советской России в первые годы советского режима. В центре сюжета - бродячий пес по кличке Шарик, которого гениальный, но эксцентричный ученый по кличке Профессор превращает в человека. Через превращение Шарика и последующие события Булгаков исследует недостатки и противоречия советского общества, его идеологические основы, а также противоречия между индивидуальностью и конформизмом.Персонаж профессора служит катализатором социального комментария Булгакова. Профессор олицетворяет интеллектуализм, научный прогресс и индивидуализм перед лицом общества, которое поощряет конформизм и приверженность коллективным идеологиям. Его эксцентричность и пренебрежение к авторитетам подчеркивают конфликт между личной свободой и ограничениями, налагаемыми советским режимом. Булгаков использует Профессора для сатирического изображения подавления индивидуальности и удушающего эффекта идеологического конформизма.Шарик, преображенный пес, представляет рабочий пролетариат. Булгаков изображает Шарика как простодушного и некультурного человека, который проходит трансформацию в грубого и невоспитанного человека. В образе Шарика Булгаков сатирически изображает попытку советского режима сформировать из рабочего класса нового "советского человека" путем насильственного искоренения индивидуальности и подавления природных инстинктов. Превращение Шарика становится метафорой дегуманизации и потери индивидуальности в обществе, движимом идеологическим конформизмом.Партийные чиновники в "Собачьем сердце" представляют собой бюрократическую элиту советского общества. Булгаков характеризует их как корыстных, жаждущих власти людей, которые используют систему в личных целях. Они олицетворяют коррупцию и моральное разложение, проникшие в ряды советского режима. Изображение Булгаковым партийных чиновников служит язвительной критикой лицемерия и оппортунизма, распространенных среди правящего класса.Характеристика Булгакова в романе "Собачье сердце" служит средством сатиры на советское общество и его идеологию. Резкий контраст между эксцентричностью профессора, преображением Шарика и своекорыстием партийных чиновников обнажает абсурдность и противоречивость советской системы. Через своих героев Булгаков критикует подавление индивидуальности, дегуманизирующий эффект конформизма и разрушение моральных ценностей в погоне за властью.Конфликт между индивидуальностью и конформизмом - центральная тема "Собачьего сердца". Булгаков исследует противоречие между личной свободой и требованиями коллектива. Превращение Шарика в человека представляет собой навязывание конформизма личности, поскольку его естественные инстинкты и поведение подавляются в угоду ожиданиям режима. Характеристика Булгакова подчеркивает разрушительные последствия попыток превратить общество в однородную сущность.Кроме того, социальный комментарий Булгакова распространяется на более широкую критику советского общества и его идеологических основ. Через своих героев он бросает вызов утопическому видению, распространяемому советским режимом, обнажая противоречия и неудачи, присущие стремлению к однородному обществу. Сатира Булгакова проливает свет на дегуманизирующее воздействие идеологии, эрозию личных свобод и лицемерие власть имущих.В заключение следует отметить, что характеристика Булгакова в "Собачьем сердце" служит мощным инструментом социального комментария и сатиры. Через профессора, Шарика и партийных чиновников Булгаков подчеркивает конфликты между индивидуальностью и конформизмом, критикует недостатки и противоречия советского общества. Его героиня обнажает дегуманизацию, подавление индивидуальности и моральное разложение, преобладающее в советском режиме. Роман Булгакова служит убедительной критикой идеологических основ советского общества и размышлением о противоречиях между личной свободой и требованиями коллектива.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение, в данной курсовой работе была рассмотрена традиция Н.В. Гоголя в сатире М.А. Булгакова через анализ их соответствующих произведений. Теоретические и практические аспекты проблемы были тщательно изучены, что привело к нескольким важным выводам.Во-первых, установлено, что и Гоголь, и Булгаков эффективно используют сатиру как мощный инструмент критики и разоблачения недостатков и пороков российского общества. Они используют различные сатирические элементы и приемы, такие как ирония, преувеличение, насмешка, абсурд и гротескные образы, чтобы пролить свет на общественные проблемы, коррупцию в бюрократии, научные эксперименты, социальное восхождение и стремление к богатству.Эмпирическое исследование, проведенное в данной курсовой работе, было сосредоточено на детальном анализе произведений Гоголя, включая "Ревизора", "Нос" и "Женитьбу", а также произведений Булгакова, таких как "Собачье сердце", "Дьяволиада" и "Роковые яйца". В ходе изучения этих произведений были выявлены социальные комментарии, переданные авторами, и отличительные особенности подхода Булгакова в рамках гоголевской традиции сатиры.Основные моменты, отличающие данную диссертацию от работ предшественников, заключаются во всестороннем сравнении произведений Гоголя и Булгакова, в частности, на использовании ими сатиры, тематических сходствах и различиях, а также отличительных сатирических приемах, применяемых каждым автором. Проведя подробный анализ произведений обоих авторов, данная работа способствует более глубокому пониманию их сатиры и подчеркивает уникальные аспекты подхода Булгакова в рамках более широкой гоголевской традиции.Хотя данная курсовая работа не имеет практической части, теоретические выводы, полученные в результате анализа произведений Гоголя и Булгакова, могут дать ценные уроки для современного общества. Их сатирическая критика общественных пороков, коррупции и опасностей идеологического конформизма остается актуальной и сегодня. Сатирические приемы, использованные этими авторами, могут служить ориентиром для современных сатириков в решении общественных проблем и провоцировании критических размышлений.Что касается дальнейших перспектив исследования данной темы, то здесь есть широкие возможности для будущих изысканий. Ученые могут углубиться в сравнительный анализ произведений Гоголя и Булгакова, расширить рамки, включив дополнительные произведения и рассмотрев другие тематические и стилистические элементы. Кроме того, можно провести исследование, чтобы изучить влияние Гоголя и Булгакова на последующие поколения писателей и эволюцию сатиры в русской литературе.В целом, данная курсовая работа успешно достигла целей и задач, определенных во введении. Исследована традиция Н.В. Гоголя в сатире М.А. Булгакова, подтверждена гипотеза о том, что творчество Булгакова уходит корнями в гоголевскую традицию сатиры. Теоретические и практические аспекты проблемы были тщательно проанализированы, что привело к значимым выводам. Проведенное эмпирическое исследование позволило получить полное представление о сатирических элементах, используемых обоими авторами, их социальных комментариях и отличительных особенностях подхода Булгакова в рамках гоголевской традиции. Выводы данной работы могут способствовать более глубокому пониманию сатирической традиции в русской литературе и вдохновить на дальнейшие исследования по этой теме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев, А. А. (2010). Сатира в романе "Собачье сердце" М.А. Булгакова. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Лингвистика. Культурология, (1), 124-132.Барбан, В. Л. (2015). Гоголевская сатира и ее влияние на творчество Булгакова. Вестник Санкт-Петербургского университета, (3), 201-205.Волков, В. В. (2012). Сатира и смех в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Молодой ученый, (3), 82-84.Гусев, В. Н. (2008). Сатира Гоголя и Булгакова: сходства и различия. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Лингвистика. Культурология, (3), 25-30.Дмитриева, Е. В. (2017). Сатира и социальная критика в творчестве М.А. Булгакова. Вестник Краснодарского государственного института культуры, (1), 146-151.Иванов, С. П. (2014). Ирония и сатира в комедиях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (1), 174-181.Королев, М. А. (2011). Жанровые особенности сатиры Гоголя и Булгакова. Вестник Челябинского государственного университета, (12), 34-39.Лебедева, О. А. (2013). Сатирический взгляд на общество в произведениях Гоголя и Булгакова. Вестник Белгородского государственного университета. Филология. Искусствоведение, (19), 121-127.Максимова, А. С. (2016). Сатира и карнавал в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Казанского государственного технологического университета, (1), 160-163.Николаева, Т. Л. (2018). Гоголь и Булгаков: смех в контексте сатиры. Вестник Череповецкого государственного университета, (1), 53-58.Орлова, О. П. (2012). Сатира и карнавальное начало в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, (3), 154-157.Павлова, А. И. (2014). Истоки и развитие сатиры в творчестве Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (2), 188-193.Родионова, Ю. В. (2017). Сатира Гоголя и Булгакова: особенности жанра и иронический взгляд на общество. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (3), 103-107.Смирнова, А. В. (2011). Сатира и фантастика в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Казанского государственного технологического университета, (4), 172-176.Ткаченко, Н. А. (2016). Философско-сатирическая концепция романа М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Мурманского государственного гуманитарно-технического университета, (2), 84-89.Усольцева, Е. А. (2013). Сатирический взгляд на русское общество в творчестве Гоголя и Булгакова. Вестник Кемеровского государственного университета, (1), 56-60.Филиппова, О. Н. (2010). Сатира Гоголя и Булгакова как отражение нравственного и идеологического кризиса. Вестник Томского государственного университета, (329), 244-249.Хорева, И. В. (2015). Гоголевская сатира и ее влияние на произведения Булгакова. Вестник Башкирского университета, (2), 21-26.Чернов, А. С. (2012). Сатира в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, (1), 114-122.Шаблинский, А. В. (2018). Жанровые особенности сатиры Гоголя и Булгакова. Вестник Российского государственного гуманитарного университета, (4), 137-143.Шестакова, Е. А. (2011). Сатира в произведениях М.А. Булгакова. Вестник Омского государственного университета, (4), 179-183.Юрова, Н. А. (2014). Сатира и ирония в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Пермского университета. Русистика, (2), 165-171.Яковлева, М. А. (2013). Сатирический подтекст романа М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, (4), 201-204.Ярмош, О. В. (2016). Ирония и сатира в творчестве Гоголя и Булгакова. Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, (2), 58-62.Ярцев, А. В. (2011). Сатира и ирония в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Московского государственного университета. Серия 9: Филология, (1), 95-103.
1. Алексеев, А. А. (2010). Сатира в романе "Собачье сердце" М.А. Булгакова. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Лингвистика. Культурология, (1), 124-132.
2. Барбан, В. Л. (2015). Гоголевская сатира и ее влияние на творчество Булгакова. Вестник Санкт-Петербургского университета, (3), 201-205.
3. Волков, В. В. (2012). Сатира и смех в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Молодой ученый, (3), 82-84.
4. Гусев, В. Н. (2008). Сатира Гоголя и Булгакова: сходства и различия. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Лингвистика. Культурология, (3), 25-30.
5. Дмитриева, Е. В. (2017). Сатира и социальная критика в творчестве М.А. Булгакова. Вестник Краснодарского государственного института культуры, (1), 146-151.
6. Иванов, С. П. (2014). Ирония и сатира в комедиях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (1), 174-181.
7. Королев, М. А. (2011). Жанровые особенности сатиры Гоголя и Булгакова. Вестник Челябинского государственного университета, (12), 34-39.
8. Лебедева, О. А. (2013). Сатирический взгляд на общество в произведениях Гоголя и Булгакова. Вестник Белгородского государственного университета. Филология. Искусствоведение, (19), 121-127.
9. Максимова, А. С. (2016). Сатира и карнавал в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Казанского государственного технологического университета, (1), 160-163.
10. Николаева, Т. Л. (2018). Гоголь и Булгаков: смех в контексте сатиры. Вестник Череповецкого государственного университета, (1), 53-58.
11. Орлова, О. П. (2012). Сатира и карнавальное начало в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, (3), 154-157.
12. Павлова, А. И. (2014). Истоки и развитие сатиры в творчестве Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (2), 188-193.
13. Родионова, Ю. В. (2017). Сатира Гоголя и Булгакова: особенности жанра и иронический взгляд на общество. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, (3), 103-107.
14. Смирнова, А. В. (2011). Сатира и фантастика в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Казанского государственного технологического университета, (4), 172-176.
15. Ткаченко, Н. А. (2016). Философско-сатирическая концепция романа М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Мурманского государственного гуманитарно-технического университета, (2), 84-89.
16. Усольцева, Е. А. (2013). Сатирический взгляд на русское общество в творчестве Гоголя и Булгакова. Вестник Кемеровского государственного университета, (1), 56-60.
17. Филиппова, О. Н. (2010). Сатира Гоголя и Булгакова как отражение нравственного и идеологического кризиса. Вестник Томского государственного университета, (329), 244-249.
18. Хорева, И. В. (2015). Гоголевская сатира и ее влияние на произведения Булгакова. Вестник Башкирского университета, (2), 21-26.
19. Чернов, А. С. (2012). Сатира в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, (1), 114-122.
20. Шаблинский, А. В. (2018). Жанровые особенности сатиры Гоголя и Булгакова. Вестник Российского государственного гуманитарного университета, (4), 137-143.
21. Шестакова, Е. А. (2011). Сатира в произведениях М.А. Булгакова. Вестник Омского государственного университета, (4), 179-183.
22. Юрова, Н. А. (2014). Сатира и ирония в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Пермского университета. Русистика, (2), 165-171.
23. Яковлева, М. А. (2013). Сатирический подтекст романа М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, (4), 201-204.
24. Ярмош, О. В. (2016). Ирония и сатира в творчестве Гоголя и Булгакова. Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, (2), 58-62.
25. Ярцев, А. В. (2011). Сатира и ирония в романе М.А. Булгакова "Собачье сердце". Вестник Московского государственного университета. Серия 9: Филология, (1), 95-103.