Платон

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Риторика
  • 13 13 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 21.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Риторика в диалогах Платона, 4
Диалог “Федр” как источник по риторике Платона 4
2. Диалог “Горгий” как источник по риторике Платона 5
3. Роль этики в риторике Платона 6
4. Платон и Аристотель как критики софистики и основатели риторики как науки 7
5. Теория речи Платона 9
6. Изложение принципов построения речи по Платону 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Фрагмент для ознакомления

Пистис должен содержать аргументы в пользу своей позиции или против позиции противника; он должен быть убедительным, сильным и сообразным с характером слушателей. Эпилог должен подвести итог речи или повторить основные положения; он должен быть эмоциональным, призывающим к действию или вызывающим сочувствие.Таким образом, Платон представляет свое видение теории речи как системной науки о постижении истины через диалектическое мышление и соответствующее ей выражение.6. Изложение принципов построения речи по ПлатонуПлатон не только теоретически разрабатывал принципы построения речи, но и практически демонстрировал их в своих диалогах, которые являются образцами высокого красноречия. В своих диалогах Платон стремится не только изложить свои философские идеи, но и заинтересовать, увлечь и убедить своих читателей или слушателей. Для этого он использует различные приемы и средства речи, которые можно выделить в следующие группы:Структурные приемы. Платон строго соблюдает принцип единства и целостности речи, разделяя ее на четкие части: пролог, диегезис, пистис и эпилог. Он также стремится к последовательности и логичности изложения, используя различные связки, переходы и повторы. Он также умело варьирует объем и форму частей речи в зависимости от цели и характера диалога.Стилистические приемы. Платон обладал богатым словарным запасом и мастерством словообразования. Он использовал разнообразные тропы и фигуры речи, такие как метафоры, сравнения, аллегории, антитезы, гиперболы, литоты, эвфемизмы, анафоры, эпифоры, параллелизмы и др. Он также учитывал стилистическую окраску слов и выражений, выбирая то или иное средство в зависимости от тогонастроения и эмоций, которые хотел передать.Психологические приемы. Платон умело работал с аудиторией, привлекая ее внимание и интерес к своей речи. Он использовал различные способы обращения к слушателям или читателям: задавал вопросы, приводил примеры из жизни или мифологии, делал комплименты или насмешки, апеллировал к авторитетам или здравому смыслу, использовал иронию или сарказм. Он также стремился к созданию доверительной атмосферы в диалоге, показывая свое уважение и сочувствие к собеседнику.Этические приемы. Платон не ограничивался лишь информационной или убеждающей функцией речи, но также ставил перед собой цель воспитания души своего слушателя или читателя. Он стремился не только донести до него свою философскую истину, но и вызвать у него любовь к мудрости и добродетели. Для этого он использовал различные приемы воздействия на эмоции и чувства своего адресата: вызывал у него радость или горе, страх или надежду, стыд или гордость. Он также показывал ему примеры достойного или недостойного поведения в разных жизненных ситуациях.Таким образом, Платон показывает свое мастерство построения речи как способа выражения своих философских воззрений и как средства воздействия на душу своего слушателя или читателя.ЗаключениеВ данном реферате мы рассмотрели теорию речи Платона, одного из величайших древнегреческих философов и риторов. Мы показали, как Платон связывает свою теорию речи с своей философской системой объективного идеализма, согласно которой существует два уровня реальности: мир идей и мир вещей. Мы также изучили основные принципы построения речи по Платону, которые он излагает в своих диалогах, в частности в “Федре” и “Государстве”. Мы выделили четыре группы приемов и средств речи, которые Платон использует для достижения своей цели: структурные, стилистические, психологические и этические. Мы также проанализировали примеры применения этих приемов и средств в диалогах Платона.Мы пришли к выводу, что теория речи Платона является не только глубоким и последовательным философским учением, но и практическим руководством для ораторов и писателей. Платон демонстрирует, как можно постигать истины через диалектическое мышление и выражать их красиво и убедительно через красноречие. Платон также показывает, как можно воздействовать на душу своего слушателя или читателя, вызывая у него любовь к мудрости и добродетели. Теория речи Платона оказала огромное влияние на развитие риторики и литературы в древности и средневековье, а также на современную лингвистику и коммуникативистику.Список использованной литературыБахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 -424 с.Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988 - 704 с.Добров Г.М., Ковалева Н.А., Лебедева Е.В., Степанов Ю.С. Риторика: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2001 -400 с.Карасик В.И., Слободчиков В.И., Тарасов Е.Ф., Шмелев А.Д., Шмелева О.Ю. Риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И Карасика и В.И Слободчикова - М.: Академия, 2005 - 336 с.Коптяева Н.В., Степанова Е.В., Чернышова Т.В., Шапиро В.Д., Яковлева Е.Н., Яковлев Н.Н., Риторика: Учебное пособие / Под ред В Д Шапиро - М.: Флинта: Наука, 2006 - 352 с.Лосев А. Ф. Платон и его предшественники. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960 - 608 с.Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1-4. М.: Мысль, 1990-1994. - Т. 1 - 704 с., Т. 2 - 704 с., Т. 3 - 656 с., Т. 4 - 720 с.Риторика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред А АРеана - СПб.: Питер, 2006 - 560 с.Риторика: Учебное пособие / Под ред А АРеана - СПб.: Питер, 2007 - 528 с.Цицерон М.Т. Оратор. Ораторское искусство. М.: Наука, 1972 - 448 с.

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 -424 с.
2. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988 - 704 с.
3. Добров Г.М., Ковалева Н.А., Лебедева Е.В., Степанов Ю.С. Риторика: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2001 -400 с.
4. Карасик В.И., Слободчиков В.И., Тарасов Е.Ф., Шмелев А.Д., Шмелева О.Ю. Риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И Карасика и В.И Слободчикова - М.: Академия, 2005 - 336 с.
5. Коптяева Н.В., Степанова Е.В., Чернышова Т.В., Шапиро В.Д., Яковлева Е.Н., Яковлев Н.Н., Риторика: Учебное пособие / Под ред В Д Шапиро - М.: Флинта: Наука, 2006 - 352 с.
6. Лосев А. Ф. Платон и его предшественники. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960 - 608 с.
7. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1-4. М.: Мысль, 1990-1994. - Т. 1 - 704 с., Т. 2 - 704 с., Т. 3 - 656 с., Т. 4 - 720 с.
8. Риторика: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред А А Реана - СПб.: Питер, 2006 - 560 с.
9. Риторика: Учебное пособие / Под ред А А Реана - СПб.: Питер, 2007 - 528 с.
10. Цицерон М.Т. Оратор. Ораторское искусство. М.: Наука, 1972 - 448 с.