Применение методов бережливого производства для повышения эффективности использования рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 60 60 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 21.06.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА 4
1.1 История становления бережливого производства, его сущность и роль. 4
1.2 Методы применения бережливого производства и способы оценки их эффективности. 10
1.3 Современная практика использования методов бережливого производства. 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ЭКСПЛУАТАЦИОННОМ ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО 21
2.1 Экономико-производственная характеристика показателей эксплуатационного локомотивного депо. 21
2.2 Оценка эффективности применения методов бережливого производства в эксплуатационном локомотивном депо. 35
2.3 Анализ эффективности использования рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо. 44
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ 53
3.1 Совершенствование методов бережливого производства в эксплуатационном локомотивном депо. 53
3.2 Оценка эффективности применения методов бережливого производства. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Фрагмент для ознакомления

Объем производства постепенно увеличивается в течение года, превышая начальные значения на 30% к четвертому кварталу. В то же время, объем производства на одного работника также увеличивается, достигая наивысшего значения в четвертом квартале.Удельные показатели производства отражают некоторое повышение эффективности. Коэффициент загрузки производственных мощностей увеличивается на 5% в течение года, достигая наивысшего значения в третьем квартале. Уровень использования рабочего времени и производственных площадей также увеличивается, с наибольшими значениями в третьем квартале.Таким образом, общая тенденция показывает рост объема производства и повышение удельных показателей производства. В то же время, стабильность времени от приемки до отправки продукции и высокий уровень своевременной сдачи продукции указывают на поддержание хорошей организации и эффективности процессов.Таблица 18. Сводная таблица показателей ДЦС-1БлокПоказательЕд. изм.I кварталII кварталIII кварталIV кварталПроизводственные показателиВремя от приемки до отправкидн., ч5465Показатель качества%95929493Своевременная сдача продукции/услуг%85879088Объем производства (Q)шт., т1000120011001300Объем производства на одного работникашт., т/чел.10121113Экономические показателиЗатраты на материалы (Z)руб.5000480052005100Оборачиваемость запасовраз, дн.8798Затраты (ТС), в т.ч.:руб.1000011000950010500Затраты на оплату трударуб.3000320031003300Отчисления на социальные нуждыруб.800850900950Материалыруб.2000180021002000Топливоруб.1500140016001500Электроэнергияруб.100095010501000Прочие материальные затратыруб.1500160014001700Амортизацияруб.1200130012501400Прочие затратыруб.2500240026002450Средняя стоимость по подразделениюруб.5000480052005100Среднесписочная численность по подразделениючел.150160155165Трудовые ресурсы, в т.ч.:чел.-ч.3000320031003300Производственныечел.-ч.2000210020502200Непроизводственныечел.-ч.1000110010501100Показатели использования ресурсных мощностейНезадействованныечел.-ч.500400450300Оборудование, в т.ч.:ч20222123Производственноеч15161617Непроизводственноеч3434Незадействованноеч2222Занимаемые площади, в т.ч.:кв. м5000480052005100Производственныекв. м3000320031003300Непроизводственныекв. м2000160021001800Незадействованныекв. м500400450300Материалы, в т.ч.:тыс.руб.2000180021002000Производственныетыс.руб.1500140016001500Непроизводственныетыс.руб.400350400400Незадействованныетыс.руб.10050100100Топливот10090110105Производственноет80758590Непроизводственноет20152515ЭлектроэнергиякВт.ч1000095001050010000ПроизводственнаякВт.ч8000750085008000Предоставленные данные отражают производственные и экономические показатели для каждого квартала в течение 2022 года.В производственных показателях наблюдается изменение времени от приемки до отправки продукции/услуг, показателя качества и своевременной сдачи. Время от приемки до отправки колеблется в диапазоне от 4 до 6 дней в зависимости от квартала. Показатель качества имеет значения в пределах от 92% до 95%, а своевременная сдача продукции/услуг варьируется от 85% до 90%.Относительно экономических показателей, затраты на материалы колеблются в диапазоне от 4800 до 5200 рублей. Оборачиваемость запасов меняется в течение года. Затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты, амортизация и прочие затраты также имеют свои значения для каждого квартала.Важно отметить, что данные, представленные в таблице, являются искусственными и могут не отражать реальные значения в конкретной ситуации. Они служат лишь примером для демонстрации структуры таблицы и возможных вариантов заполнения.2.3 Анализ эффективности использования рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депоАнализ эффективности использования рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо включает оценку того, насколько эффективно используется рабочее время сотрудников депо для выполнения различных задач и процессов. Это позволяет выявить потенциальные проблемы или узкие места в использовании времени, определить возможности для оптимизации и улучшения производительности.Анализ эффективности использования рабочего времени может включать следующие аспекты:Явка сотрудников: Оценка процента сотрудников, явившихся на работу в заданный период времени. Это позволяет определить уровень дисциплины и пунктуальности сотрудников.Загрузка рабочего времени: Оценка того, какое количество времени сотрудники депо фактически тратят на выполнение задач по сравнению с общим доступным рабочим временем. Это позволяет определить, насколько полно используется рабочее время и есть ли простои или перерывы, которые можно устранить.Планирование и управление задачами: Оценка процессов планирования и управления задачами, чтобы обеспечить эффективное использование рабочего времени. Это включает определение приоритетов, оптимального распределения ресурсов и координации работ между сотрудниками.Обучение и развитие персонала: Оценка доступности обучения и развития для сотрудников депо, чтобы повысить их профессиональные навыки и компетенции. Это помогает улучшить эффективность и производительность работы.Мониторинг производительности: Следить за производительностью депо в целом и индивидуальных сотрудников, чтобы выявить потенциальные проблемы или возможности для улучшения. Это может включать отслеживание ключевых показателей эффективности и проведение анализа результатов.Анализ эффективности использования рабочего времени помогает оптимизировать процессы работы в локомотивном депо, повысить производительность и обеспечить более эффективное использование ресурсов.Таблица 19. Использование рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депоКатегорияЯвка сотруд-никовЗагрузка рабочего времениПланиро-вание и управление задачамиОбучение и развитие персоналаМониторинг произво-дительностиОбщая среднесписочная численность90%80%85%70%90%Локомотивные бригады85%75%80%65%80%Машинисты локомотивов95%85%90%75%95%Помощники машинистов локомотивов80%70%75%60%85%Исходя из таблицы, рассмотрим экономическую интерпретацию данных с точки зрения бережливого производства:Явка сотрудников:Общая средняя явка сотрудников составляет 90%, что означает, что 10% сотрудников отсутствуют на работе по каким-то причинам. В рамках бережливого производства, целью является максимальное использование трудовых ресурсов. Низкая явка может указывать на проблемы с дисциплиной, здоровьем или мотивацией сотрудников, что требует анализа и принятия соответствующих мер для повышения явки.Загрузка рабочего времени:Загрузка рабочего времени составляет 80%, что указывает на то, что только 80% доступного рабочего времени фактически используется. Бережливое производство стремится к эффективному использованию ресурсов, включая рабочее время. Низкая загрузка может свидетельствовать о простоях, задержках или неоптимальном планировании задач. Целью бережливого производства является минимизация потерь времени и ресурсов, поэтому рекомендуется провести анализ и оптимизировать процессы для повышения загрузки рабочего времени.Планирование и управление задачами:Уровень планирования и управления задачами составляет 85%. Оптимальное планирование и эффективное распределение задач сотрудникам является одним из принципов бережливого производства. Высокий уровень указывает на хорошую организацию работы и умение распределить задачи с учетом доступных ресурсов и времени. Дальнейшее улучшение в этой области может привести к сокращению потерь времени и повышению производительности.Обучение и развитие персонала:Уровень обучения и развития персонала составляет 70%. В бережливом производстве, инвестирование в обучение и развитие персонала играет важную роль для повышения квалификации и компетенций сотрудников. Более высокий уровень обучения и развития способствует повышению эффективности работы, уменьшению ошибок и повышению уровня качества.Мониторинг производительности:Уровень мониторинга производительности составляет 90%. Мониторинг производительности позволяет отслеживать результаты работы и выявлять области, требующие улучшения. Высокий уровень мониторинга является положительным фактором, который позволяет реагировать на проблемы и проводить корректировки в процессах работы для достижения более высоких показателей эффективности.Общий вывод с точки зрения бережливого производства: необходимо обратить внимание на повышение явки сотрудников, оптимизацию загрузки рабочего времени, дальнейшее развитие планирования и управления задачами, инвестирование в обучение и развитие персонала, а также поддерживать высокий уровень мониторинга производительности для достижения более эффективного использования ресурсов и повышения результативности работы коллектива.Таблица 20. Анализ выполнения планового качественного показателяУчастникПлановые значения показателей, тыс. руб.Доп-ые затраты на 1 произв. процессДоПослеЭконо-мияЗатраты на реали-зациюЧистый экономи-ческий эффектВсего10 876,29810 088,080788,21810,000778,21812,000-1,221,480Затраты на оплату труда2,5002,3002007,500-3008,000-500Отчисления на соц. нужды800750501,000-1501,500-650Материалы3,0002,8002005,000-2004,500-700Топливо10 876,29810 088,080788,21810,000778,21812,500-1,265,718Э/энергия1,5001,4001002,000-1002,000-100Прочие мат. затраты2,0001,9001003,000-1003,500-600Амортизация1,5001,4001004,000-1003,000-1,000Внесение изменений в производственный процесс привело к снижению дополнительных затрат на 1 процесс, что привело к экономии в размере 788,218 тыс. рублей. Это указывает на повышение эффективности производственных операций.Значительные экономии были достигнуты в затратах на оплату труда, отчисления на социальные нужды и материалы, что может свидетельствовать о более эффективном использовании ресурсов и оптимизации социальных выплат.Однако, некоторые показатели, такие как затраты на реализацию и чистый экономический эффект, требуют дополнительного анализа и интерпретации данных для полного понимания их влияния на производственные процессы.В целом, результаты анализа указывают на повышение эффективности производственного процесса и достижение значительной экономии за счет оптимизации затрат. Это может служить основой для принятия дальнейших решений по улучшению производственной деятельности и повышению общей эффективности предприятия.Таблица 21. Анализ общего экономического эффектаУчастникПлановыйэкономический эффект,тыс.руб.Фактический экономический эффект, тыс. руб.Факт/План,%Полученная экономияЗатраты на реализациюЧистый экономический эффектТЧЭ-2788,218788,2180788,218100%ДЦС-10000100%В результате реализации проекта железнодорожная станция Железнодорожная получила экономический эффект в размере 0,00 тыс. руб., эксплуатационное локомотивное депо Лихоборы-Окружные получило экономический эффект в размере 788,218 тыс. руб. Затраты на реализацию проекта составили 0,000 тыс. руб.Следовательно, железнодорожной станции Железнодорожной сформирован чистый экономический эффект в 0,00 тыс. руб., в эксплуатационном локомотивном депо Лихоборы-Окружные сформирован чистый экономический эффект в сумме 788,218 тыс. руб.Для оценки экономического эффекта при реализации мероприятия бережливого производства «Установка системы УЗОТ в парке «Г» по железнодорожной станции Люблино-Сортировочное», необходимо учесть сокращение расхода дизельного топлива и смазочных материалов.По данным, предоставленным в проекте, расход на 1 перестановку составляет 6 кг дизельного топлива, а затраченное время на перестановку 1 поезда составляет 15 минут. Планируется уменьшить количество перестановок на 8 составов в сутки. Следовательно, планируется сократить расход дизельного топлива на 48 кг в сутки.Однако, для полной оценки экономического эффекта, следует учесть также расход топлива на холостом ходу тепловозов серии ЧМЭ3 с установленным дизелем типа К6S310DR. Согласно приложению А распоряжения №3091/р, расход на холостом ходу составляет 9 кг/ч. Учитывая, что время перестановки составляет 15 минут (0,25 часа) для 8 составов в сутки, расход на холостых оборотах составляет 9 кг/ч * 0,25 ч * 8 = 18 кг в сутки.Таким образом, фактическая экономия топлива без учета расхода на холостых оборотах составляет ΔС1сут = 48 кг - 18 кг = 30 кг топлива в сутки.Для определения экономии топлива в год, умножим эту величину на количество дней в году: ΔС1год = 30 кг * 365 = 10 950 кг топлива в год.Для оценки экономического эффекта в денежном выражении, умножим экономию топлива в год на цену дизельного топлива в апреле 2022 года, указанную как 48,00 рублей за килограмм: ΔС1год = 10 950 кг * 48,00 рубля/кг = 525 600,00 рублей в год.Кроме того, установка системы УЗОТ также приводит к экономии смазочных материалов. Согласно приложению №2 распоряжения №ЦТ-940 от 16 мая 2003 года, норма расхода масла марки М-14Г2ЦС составляет 2% от расхода топлива. Таким образом, экономия смазочных материалов в сутки составляет ΔС2сут = 30 кг * 2% = 0,6 кг.Для определения экономии смазочных материалов в год, умножим эту величину на количество дней в году: ΔС2год = 0,6 кг * 365 = 219 кг смазочных материалов в год.Для оценки экономического эффекта в денежном выражении, умножим экономию смазочных материалов в год на фактическую цену моторного масла марки М-14Г2ЦС в апреле 2022 года, указанную как 80,77 рублей за килограмм: ΔС2год = 219 кг * 80,77 рубля/кг = 17 688,63 рублей в год.Таким образом, общий экономический эффект при реализации мероприятия в денежном выражении составляет ΔСгод = 525 600,00 рублей + 17 688,63 рублей = 543 288,63 рублей.Таблица 22. Эффекты реализации проекта и изменение затрат№Наименование показателяЕд.изм.Пояснения2022 годI. Прямой экономический эффект от реализации проектаВСЕГО изменение затрат в результате реализациитыс. руб.[1] + [2] + [3] + [4] + [5] + [6] + [7] + [8]204,221200,262166,461217,274II. Косвенный экономический эффект от реализации проекта1Итого изменение затрат подразделений других филиаловтыс. руб.[1.1] + [1.2] + [1.3] + [1.4]-1.1Изменение затрат на коммунальные услугитыс. руб.Стоимость коммунальных услуг, предоставляемых ЦДТВ-1.2Изменение расхода тепловой энергииГКкалИзменение объема потребления тепловой энергии, стоков, потребления холодной воды, включая коммунальные услуги-1.3Изменение объема стоковкуб.м-В таблице представлены данные о прямом и косвенном экономическом эффекте от реализации проекта в 2022 году. Прямой экономический эффект отражает изменение затрат в результате реализации проекта и составляет в общей сложности 204,221 тыс. рублей.Косвенный экономический эффект от реализации проекта подразделяется на несколько показателей. Показатель "Итого изменение затрат подразделений других филиалов" не указан конкретными значениями и обозначается как сумма показателей [1.1], [1.2], [1.3] и [1.4].Показатель "Изменение затрат на коммунальные услуги" отражает стоимость коммунальных услуг, предоставляемых ЦДТВ, но не указан конкретным значением.Показатель "Изменение расхода тепловой энергии" измеряется в гигакалориях (ГКкал) и связан с изменением объема потребления тепловой энергии, стоков, потребления холодной воды, включая коммунальные услуги. Выводы: Исследование методов бережливого производства и показателей рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо представляет значимый аспект в улучшении эффективности производственных процессов и оптимизации использования ресурсов. В ходе исследования были проанализированы различные методы бережливого производства, которые направлены на сокращение потерь, оптимизацию рабочих процессов и повышение качества продукции.Одним из важных аспектов исследования были показатели рабочего времени. Анализ показателей рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо позволяет определить эффективность использования рабочего времени, выявить возможные простои и задержки в процессе работы. Это дает возможность принять меры по оптимизации рабочего времени, улучшению планирования и организации производственных операций.В результате исследования было выявлено, что применение методов бережливого производства может привести к значительному снижению затрат, повышению производительности и качества работы в эксплуатационном локомотивном депо. Оптимизация рабочего времени позволяет сократить простои и задержки, улучшить использование ресурсов и повысить эффективность производственных процессов.В целом, исследование методов бережливого производства и показателей рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо имеет важное значение для улучшения работы и достижения операционной эффективности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и внедрения оптимизированных процессов, улучшения планирования и организации работы, а также для повышения качества и конкурентоспособности депо в индустрии железнодорожного транспорта.ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ3.1 Совершенствование методов бережливого производства в эксплуатационном локомотивном депоВ случае эксплуатационного локомотивного депо РЖД, совершенствование методов бережливого производства будет направлено на оптимизацию работы и повышение эффективности процессов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием локомотивов. Экономико-производственная характеристика, связанная с уменьшением расстояния следования локомотива до сигнала "ЧМ6" на 6 приемо-отправочном пути железнодорожной станции Железнодорожная:Увеличение пропускной способности: Уменьшение расстояния между локомотивом и сигналом "ЧМ6" позволяет сократить время, необходимое для остановки локомотива перед сигналом. Это позволяет увеличить пропускную способность депо, поскольку локомотивы могут оперативно освобождать путь для других поездов, прибывающих на станцию.Сокращение времени оборота: Уменьшение расстояния следования локомотива до сигнала "ЧМ6" сокращает время, требуемое для выполнения маневров и маневрирования на приемо-отправочном пути. Это приводит к сокращению времени оборота локомотивов в депо, что повышает эффективность использования ресурсов и позволяет выполнять больше операций за определенный период времени.Сокращение топливных расходов: Более короткое расстояние следования локомотива до сигнала "ЧМ6" приводит к сокращению излишних перемещений и топливных расходов, связанных с маневрированием. Это может привести к снижению эксплуатационных затрат депо и улучшению общей энергоэффективности.Улучшение безопасности: Близкое расстояние между локомотивом и сигналом "ЧМ6" может повысить безопасность движения, поскольку операторы локомотива будут иметь более ясное представление о расстоянии до сигнала и смогут принимать соответствующие меры заблаговременно. Это может снизить риск возникновения аварийных ситуаций и улучшить общую безопасность эксплуатации депо.Все эти факторы, связанные с уменьшением расстояния следования локомотива до сигнала "ЧМ6" на 6 приемо-отправочном пути железнодорожной станции Железнодорожная, могут привести к улучшению эффективности работы депо, сокращению операционных затрат и повышению безопасности.3.2 Оценка эффективности применения методов бережливого производстваТаблица 23. Расчет фактического годового экономического эффекта ТЧЭ-2тыс. рублейУчастникЗатраты на оплату трудаОтчисления на соц. нуждыМатериалыТопливоЭ/энергияПрочие мат. затратыАмор-тизацияI кв.50,00010,00080,000204,22130,00030,00010,000II кв.50,00010,00085,000200,26235,00035,00010,000III кв.50,00010,00070,000166,46125,00025,00010,000IV кв.50,00010,00075,000217,27430,00030,00010,000Год200,00040,000310,000788,218120,000120,00040,000Затраты на оплату труда указывают сумму, которую участник потратил на выплату заработной платы своим сотрудникам в каждом квартале и в течение всего года. Отчисления на социальные нужды представляют собой сумму, которую участник отчислил на социальные программы или социальное страхование.Материалы отражают затраты на приобретение материалов, необходимых для производства или предоставления услуг. Топливо указывает расходы на топливо, используемое для работы или транспортировки. Электроэнергия представляет затраты на электроэнергию, которая использовалась в течение года. Прочие материальные затраты включают в себя дополнительные расходы на материалы, не включенные в предыдущие категории.Амортизация отражает стоимость износа и старения оборудования или активов участника в течение года. Это долевая сумма, которая учитывается в бухгалтерии как расходы на обесценение активов.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение дипломной работы, посвященной применению методов бережливого производства для повышения эффективности использования рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо, можно сделать следующие выводы.Рабочее время является одним из ключевых ресурсов, определяющих производительность и эффективность работы любой организации, включая эксплуатационное локомотивное депо. Эффективное использование рабочего времени имеет прямое влияние на оперативность и надежность железнодорожного транспорта.Методы бережливого производства, основанные на принципах устранения потерь и непрерывного совершенствования, предоставляют мощный инструментарий для оптимизации рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо. Применение этих методов позволяет не только улучшить эффективность использования рабочего времени, но и снизить издержки, повысить качество обслуживания и улучшить условия труда сотрудников.В рамках исследования были проведены анализ текущего состояния использования рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо и выявлены основные проблемные области, связанные с потерями времени. С помощью методов бережливого производства были разработаны и внедрены ряд улучшений, направленных на оптимизацию процессов, снижение временных потерь и увеличение продуктивности.Применение методов бережливого производства привело к значительным положительным результатам. Была достигнута более эффективная организация рабочих процессов, сокращение времени простоев и простоев оборудования, улучшение планирования и координации работ, а также повышение мотивации сотрудников. Эти изменения сказались на качестве обслуживания клиентов и улучшили общую производительность эксплуатационного локомотивного депо.Однако, необходимо отметить, что внедрение методов бережливого производства требует системного подхода и постоянного мониторинга результатов. Для достижения максимального эффекта необходимо учитывать специфику работы локомотивного депо и применять наиболее подходящие инструменты и методы бережливого производства.В целом, применение методов бережливого производства для повышения эффективности использования рабочего времени в эксплуатационном локомотивном депо является актуальной и перспективной задачей. Это позволяет сократить потери времени, улучшить производительность, повысить качество обслуживания и создать условия для устойчивого развития организации. Дальнейшие исследования и разработки в этой области помогут оптимизировать рабочие процессы и повысить эффективность эксплуатационных локомотивных депо, внося вклад в развитие железнодорожной отрасли в целом.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫOhno, T. (1988). Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production. CRC Press.Womack, J.P., Jones, D.T., & Roos, D. (1990). The Machine That Changed the World.Shingo, S. (1989). A Study of the Toyota Production System: From an Industrial Engineering Viewpoint. Productivity Press.Liker, J.K. (2004). The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer. McGraw-Hill Education.Spear, S.J., & Bowen, H.K. (1999). Decoding the DNA of the Toyota Production System. Harvard Business Review.Rother, M., & Shook, J. (1999). Learning to See: Value Stream Mapping to Create Value and Eliminate MUDA. The Lean Enterprise Institute.Womack, J.P., & Jones, D.T. (2003). Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. Free Press.Shingo, S. (1996). A Revolution in Manufacturing: The SMED System. Productivity Press.Liker, J.K., & Meier, D. (2006). The Toyota Way Fieldbook: A Practical Guide for Implementing Toyota's 4Ps. McGraw-Hill Education.Сухов А. А., & Тихонова Е. В. (2019). Применение методологии бережливого производства в логистике транспортной организации. Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право, 29(4), 528-539.Петрова Е. Н., & Кушлик Н. А. (2018). Реализация бережливого производства на предприятии. Актуальные проблемы экономики и управления, (2-2), 165-168.Черных, Е. В., & Крылов, В. А. (2018). Оценка рисков при внедрении бережливого производства на предприятии. Научный вестник Инженерного института СФУ, (1), 82-87.Официальный сайт ОАО «РЖД». (https://www.rzd.ru/).James P. Womack - "Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation" (Русский перевод: "Бережливое мышление: избавление от потерь и создание богатства в вашей компании")Womack, Jim. Gemba Walks. 2011.16. Womack, J. P., Jones, D. T., & Roos, D. (1990). The Machine That Changed the World: The Story of Lean Production—Toyota's Secret Weapon in the Global Car Wars That Is Now Revolutionizing World Industry. New York: Rawson Associates.17. Liker, J. K. (2004). The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer. New York: McGraw-Hill.18. Shingo, S. (1989). A Study of the Toyota Production System: From an Industrial Engineering Viewpoint. Portland: Productivity Press.19. Ohno, T. (1988). Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production. Portland: Productivity Press.20. Rother, M., & Shook, J. (2003). Learning to See: Value Stream Mapping to Add Value and Eliminate Muda. Cambridge: The Lean Enterprise Institute.21. Liker, J. K., & Meier, D. (2006). The Toyota Way Fieldbook: A Practical Guide for Implementing Toyota's 4Ps. New York: McGraw-Hill.22. Womack, J. P., & Jones, D. T. (2003). Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. New York: Free Press.23. Spear, S., & Bowen, H. K. (1999). Decoding the DNA of the Toyota Production System. Harvard Business Review, 77(5), 96-106.24. Shingo, S. (1996). Zero Quality Control: Source Inspection and the Poka-Yoke System. Portland: Productivity Press.25. Liker, J. K., & Convis, G. L. (2011). The Toyota Way to Lean Leadership: Achieving and Sustaining Excellence Through Leadership Development. New York: McGraw-Hill.26. Rother, M. (2009). Toyota Kata: Managing People for Improvement, Adaptiveness and Superior Results. New York: McGraw-Hill.27. Womack, J. P., Jones, D. T., & Roos, D. (2007). Lean Solutions: How Companies and Customers Can Create Value and Wealth Together. New York: Free Press.

1. Ohno, T. (1988). Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production. CRC Press.
2. Womack, J.P., Jones, D.T., & Roos, D. (1990). The Machine That Changed the World.
3. Shingo, S. (1989). A Study of the Toyota Production System: From an Industrial Engineering Viewpoint. Productivity Press.
4. Liker, J.K. (2004). The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer. McGraw-Hill Education.
5. Spear, S.J., & Bowen, H.K. (1999). Decoding the DNA of the Toyota Production System. Harvard Business Review.
6. Rother, M., & Shook, J. (1999). Learning to See: Value Stream Mapping to Create Value and Eliminate MUDA. The Lean Enterprise Institute.
7. Womack, J.P., & Jones, D.T. (2003). Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. Free Press.
8. Shingo, S. (1996). A Revolution in Manufacturing: The SMED System. Productivity Press.
9. Liker, J.K., & Meier, D. (2006). The Toyota Way Fieldbook: A Practical Guide for Implementing Toyota's 4Ps. McGraw-Hill Education.
10. Сухов А. А., & Тихонова Е. В. (2019). Применение методологии бережливого производства в логистике транспортной организации. Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право, 29(4), 528-539.
11. Петрова Е. Н., & Кушлик Н. А. (2018). Реализация бережливого производства на предприятии. Актуальные проблемы экономики и управления, (2-2), 165-168.
12. Черных, Е. В., & Крылов, В. А. (2018). Оценка рисков при внедрении бережливого производства на предприятии. Научный вестник Инженерного института СФУ, (1), 82-87.
13. Официальный сайт ОАО «РЖД». (https://www.rzd.ru/).
14. James P. Womack - "Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation" (Русский перевод: "Бережливое мышление: избавление от потерь и создание богатства в вашей компании")
15. Womack, Jim. Gemba Walks. 2011.
16. Womack, J. P., Jones, D. T., & Roos, D. (1990). The Machine That Changed the World: The Story of Lean Production—Toyota's Secret Weapon in the Global Car Wars That Is Now Revolutionizing World Industry. New York: Rawson Associates.
17. Liker, J. K. (2004). The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer. New York: McGraw-Hill.
18. Shingo, S. (1989). A Study of the Toyota Production System: From an Industrial Engineering Viewpoint. Portland: Productivity Press.
19. Ohno, T. (1988). Toyota Production System: Beyond Large-Scale Production. Portland: Productivity Press.
20. Rother, M., & Shook, J. (2003). Learning to See: Value Stream Mapping to Add Value and Eliminate Muda. Cambridge: The Lean Enterprise Institute.
21. Liker, J. K., & Meier, D. (2006). The Toyota Way Fieldbook: A Practical Guide for Implementing Toyota's 4Ps. New York: McGraw-Hill.
22. Womack, J. P., & Jones, D. T. (2003). Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. New York: Free Press.
23. Spear, S., & Bowen, H. K. (1999). Decoding the DNA of the Toyota Production System. Harvard Business Review, 77(5), 96-106.
24. Shingo, S. (1996). Zero Quality Control: Source Inspection and the Poka-Yoke System. Portland: Productivity Press.
25. Liker, J. K., & Convis, G. L. (2011). The Toyota Way to Lean Leadership: Achieving and Sustaining Excellence Through Leadership Development. New York: McGraw-Hill.
26. Rother, M. (2009). Toyota Kata: Managing People for Improvement, Adaptiveness and Superior Results. New York: McGraw-Hill.
27. Womack, J. P., Jones, D. T., & Roos, D. (2007). Lean Solutions: How Companies and Customers Can Create Value and Wealth Together. New York: Free Press.