Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в современных социально экономических условиях.
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 21.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Правовой статус военнослужащих как субъектов пенсионных отношений и отношений социального обеспечения 6
1.2 Сущность и особенности пенсионного обеспечения военнослужащих 13
1.3 Правовая основа пенсионного обеспечения военнослужащих 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 25
2.1 Виды пенсий, назначаемых военнослужащим 25
2.2 Порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий военнослужащим 30
2.3 Проблемы назначения и выплаты пенсий военнослужащим, предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
Размер пенсии устанавливается в процентном отношении к денежному содержанию, которое сотрудник получал в период службы (учитывается не только срок службы, но и общий трудовой стаж). 2.3 Проблемы назначения и выплаты пенсий военнослужащим, предложения по совершенствованию законодательства и практики его примененияНа сегодняшний день в научных источниках часто встречается обсуждение круга субъектов по обеспечению пенсией в связи с потерей кормильца, которые основаны на связи правового и социального характера такой пенсии, ее назначением, с ограничениями по кругу лиц, установленными законодательством. Следует обратить внимание, что нормы законодательства не всегда соответствуют требованиям действительности, практика показывает различные правовые коллизии и пробелы. В частности, в обычной жизни граждан часто присутствуют фактические семейные отношения между родственниками, которые не названы в законах. Например, это могут быть отношения между племянниками, тетями и дядями. Законодательством часто не оговаривается такое обстоятельство, как фактические отношения.Выполнение семейных обязанностей, независимо от их субъектов, должно выступать дополнительным основанием для наступления правовых последствий в сфере пенсионного обеспечения в случае смерти фактического кормильца. В соответствии с общим правилом, право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые состояли на иждивении гражданина. В то же время, указанное правило порождает достаточное количество проблем, связанных с иждивением.Однако мы считаем неудачным пример, который встречается в литературе, этом пример рождения ребенка вне зарегистрированного брака, когда мужчина отказывается признавать ребенка и погибает. Указывается, что проблема состоит в том, что факт отцовства после гибели мужчины почти невозможно установить в исковом производстве суда. На практике такая проблема достаточно редка. Закон предоставляет право на получение пенсии по потере кормильца детям погибшего, то есть, средством защиты прав в данном случае является установление отцовства. Действительно, установление отцовства возможно только при жизни лица. Однако законодательством допускается установление факта признания отцовства (ст. 50 СК РФ[2], ст. 264 ГПК РФ[3]).Более того, в 2016 году по инициативе Совета Федерации в первом чтении в Государственной Думе РФ был принят проект федерального закона, которым предлагалось внести изменения в законодательство, расширив круг лиц, получающих право на получение пенсии по случаю потери кормильца. В проекте закона было предложено, наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей и детьми умершей одинокой матери, включить в данный круг детей, в свидетельстве о рождении которых в графах «отец» и «мать» сведения отсутствуют[17].Обоснование указанного законопроекта состояло в том, что, так как имеется право на пенсию по случаю потери кормильца-родителя, то неважно, каким образом он потерял кормильца. В соответствии с такой позицией, можно утверждать, что подтверждение факта смерти (предоставление свидетельства о смерти) должно выступать поводом к назначению пенсии, так как, если в официальных документах нет информации о родителях (родителе), должно предполагаться их отсутствие.Отметим, что указанный проект до сегодняшнего дня не был принят, поскольку его посчитали экономически невыгодным. Данный вывод был связан с предположением расширенного толкования, ведь под приведенные формулировки попадают как дети, никогда не имевшие ни одного из родителей, так и дети, которые юридически имеют только одного родителя (дети матерей-одиночек, так как согласно положениям законопроекта, такие дети «лишились» отца).По нашему мнению, решение данной проблемы должно носить, скорее, не правовой, а информационный характер. Действительно, установление отцовства после смерти возможно только в том случае, если умерший гражданин признавал себя отцом ребенка. В противном же случае установление отцовства возможно только при жизни. В таком случае обязанность защиты прав ребенка возлагается на мать или иного законного представителя, который должен позаботится об имущественном положении ребенка и, в том числе с этой целью, установить отцовство.Кроме того, не следует забывать о том, что рассматриваемый вид пенсии связан именно с потерей кормильца, то есть, утратой человека, который материально содержал ребенка (или иное лицо). Отсутствие какой-либо связи свидетельствует о том, что кормильцем погибший не являлся, а, соответственно, с его смертью негативных последствий не наступило.Поэтому решение проблемы не должно быть основано на искусственном расширении понятия «потеря кормильца», следует создать иную социальную выплату, назначаемую данной специфической группе детей.Таким образом, одним из проблемных аспектов реализации функции пенсии, как вида социального обеспечения, является предоставление такой пенсии лицам, потерявшим кормильца. Данный вид пенсии связан с утратой у гражданина, не имеющего возможности самостоятельного получения дохода, возможности нахождения на иждивении у другого гражданина, который должен содержать первого в силу прямого указания закона, нормы которого основаны на родственных связях. Утрата кормильца представляет для гражданина, находившегося на иждивении, негативное последствие, которое компенсируется государством за счет пенсионных выплат. Однако, на наш взгляд, на сегодняшний день, в законодательстве в данной сфере существуют проблемы, связанные с недостаточным урегулированием перечня лиц и, соответственно, перечня связей, основанных на содержании, дающих право на получение пенсии по потере кормильца. Данный недостаток подлежит устранению в указанном выше порядке. Одной из актуальных проблем практического характера на сегодняшний день, по нашему мнению, является формулировка определения страхового стажа – одной из основных категорий, имеющих значение для назначения страховых пенсий по старости. В легально закрепленном определении, приведенном выше, страховой стаж определяется как продолжительность определенных периодов, учитываемых при определении права на трудовую пенсию. Представляется, что указание на такой критерий, как учет периодов при определении права на пенсию, наиболее подходит для тех периодов, которые прямо названы в законе, как исключения из общего правила (ст. 11 Закона о страховых пенсиях). Применительно к периодам, в течении которых производились страховые отчисления, данный критерий не должен являться определяющим, поскольку, как показывает анализ судебной практики, вопрос об учете периодов решается ПФР, что не всегда свидетельствует о правильности принимаемых данным органом решений. В настоящее время практика применения судами законодательства складывается таким образом, что за основу принимается факт уплаты либо не уплаты страховых взносов работодателем. Например, в суд обратился гражданин, который в иске к УПФР требовал включить один из периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии по старости. УПФР гражданину было отказано, так как за указанный период страховые отчисления указанным работодателем не производились. С такой позицией согласились вышестоящие суды. В частности, суд кассационной инстанции указал на то, что истцом не представлены доказательства трудовых отношений с работодателем в спорный период, а также не представлены доказательства уплаты работодателем страховых взносов за указанный период в ПФР[20].В то же время, согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п. 9 постановления Пленума от 11.12.2012 № 30[20], неисполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов за работника не является основанием для невключения периода работы в страховой стаж. Судами такой период при рассмотрении дел о назначении пенсии должен приниматься во внимание в пользу работника.На основании изложенного представляется необходимым внести изменения в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях, в частности, в определение страхового стажа, из которого предлагается исключить слово «учитываемая», заменив его на «подлежащая учету в соответствии с законом», а также заменив фразу «…в течение которых уплачивались страховые взносы…» на фразу «…в течение которых уплачивались или должны были уплачиваться страховые взносы…».Другой, актуальной на наш взгляд, проблемой исчисления страхового стажа для назначения пенсии по старости, является ограничение количества периодов по уходу за детьми до полутора лет, включаемых в страховой стаж, тремя периодами (не более четырех с половиной лет в общей сложности), согласно ст. 11 Закона о трудовых пенсиях. Представляется, что такое ограничение не соответствует проводимой государством демографической политике, а также требованиям о социальном обеспечении граждан. Так, лица, которые в семье имеют четырех и более детей, ограничены в возможности получения в последующем достаточного пенсионного обеспечения при назначении пенсии по старости, поскольку часть периодов по уходу за детьми не будет зачтена в страховой стаж, что окажет влияние на размер формируемой пенсии.При этом, анализ судебной практики свидетельствует о том, что подсчет страхового стажа является сложным не только для граждан, которыми ставится вопрос о включении определенных периодов в стаж для назначения пенсии, но и для судебных органов. Например, судом кассационной инстанции было возвращено на новое рассмотрение гражданское дело, в котором решение нижестоящим судом было принято на основании одного из представленных расчетов, одновременно был представлен другой расчет, разнящийся с первым, который не был принят судом во внимание. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что суд кассационной инстанции указывает на обязанность нижестоящего суда предложить произвести верный расчет ПФР, который является заинтересованным лицом по делу[20].Таким образом, в настоящее время государством проводится такая социальная политика, которая направлена на демографический рост и одновременное улучшение качества жизни семей с детьми, особенно, многодетных семей. Государством обеспечивается принятие и реализация специальных программ, направленных на финансирование поддержания многодетных семей. Данной тенденции, как было отмечено, не соответствует подход законодателя к учету в качестве периодов страхового стажа всех периодов ухода за детьми до полутора лет.В связи с изложенным считаем целесообразным внести изменения в п. 3 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, исключив из него фразу «…но не более четырех с половиной лет в общей сложности». Данное изменение в законодательстве позволит предоставить полноценные гарантии получения пенсии гражданам, которыми созданы многодетные семьи. В заключении главы можно сделать вывод о сложности правоприменения в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. Проблема заключается в двух основных моментах: общие нормы законодательства о пенсионном обеспечении сами по себе являются достаточно запутанными, сложными для восприятия и применения, при этом специальные нормы законодательства о назначении и выплате пенсий военнослужащим, основанное на общем подходе, усложняется вопросами расчета пенсии, стажа для назначения пенсии, что влечет возникновение споров бывших сотрудников (или членов их семьи) с ведомством. Решение проблем видится в детальном анализе законодателем тех правовых норм, которые наиболее часто выступают основанием спора в судебной практике, и внесении на основании анализа соответствующих изменений.ЗаключениеИзложенное позволяет сделать вывод о том, что сущность правового статуса военнослужащих и членов их семей в праве социального обеспечения заключается в реализации государством социальной функции через предоставление обеспечения указанным гражданам посредством пенсионных правоотношений, которыми являются такие отношения государства в лице уполномоченных органов, и гражданина, которые складываются в результате возникновения права на получение определенного вида пенсии. Кроме того, в результате возникновения пенсионных правоотношений происходит распределение последствий социальных рисков в перечисленных случаях между участниками служебной деятельности при помощи государственных механизмов.Пенсия как правовая категория имеет важное значение для реализации социальной политики государства. Данным способом обеспечения выполняются две основные функции социальной поддержки населения: восполнение материального положения военнослужащих, которые в силу служебного положения не имеют возможности вступать в иные трудовые и предпринимательские отношения или вести иную деятельность, которая бы приносила доход, а также взаимосвязи работающего и неработающего населения. Вторая функция выполняется через установление правовых норм, применение которых способствует достижению баланса между поступлением и расходованием средств пенсионного фонда (поступлением страховых взносов и выплатой пенсий). Понятие «пенсионные правоотношения» строится на двух основных элементах: пенсия и отношения гражданина с государством по поводу ее получения.Пенсионные правоотношения выступают одной из наиболее важных частей социальной функции государства, одной из которых является организация пенсионного обеспечения и управления им, они реализуются в рамках проводимой государством социальной политики. Допускаются различные варианты как формирования, так и проведения этой политики в области пенсионного обеспечения.Несмотря на то, что в настоящее время система нормативно-правовых актов, регулирующих сферу назначения и выплаты страховых пенсий, является достаточно развитой, представляется, что нормы законодательства недостаточно упорядочены, отдельные положения дублируются, законы за время их существования значительно изменились, поскольку изменился подход государства к порядку назначения и выплаты пенсий. В связи с указанным считаем необходимым на сегодняшний день упорядочить нормы, регулирующие отдельные виды пенсионного обеспечения, что позволит выделить пенсии военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан в части правового регулирования в отдельный межотраслевой правовой институт.В настоящее время законодательством о пенсионном обеспечении для военнослужащих и членов их семей предусмотрено три вида пенсионного обеспечения: за выслугу лет, в связи с наступлением инвалидности и членам семьи по случаю потери кормильца. В связи с изменениями в законодательстве, которые произошли в 2022 году, можно выделить подвид пенсионного обеспечения по инвалидности, который предусматривает назначение пенсии по указанному основанию для лиц, участвовавших в боевых действиях по призыву и в добровольческих формированиях. Для данной категории граждан пенсия по инвалидности установлена значительно ниже, чем для военнослужащих. При этом характер службы последних в случаях, не связанных с участием в боевых действиях, связан с значительном меньшим риском для здоровья и жизни. Поэтому считаем размер пенсии, установленной для лиц, участвовавших в боевых действиях по призыву и в добровольческих формированиях, необоснованно низким. С целью устранения данного недостатка предлагается установить размер пенсии для указанной категории граждан в процентном отношении к размеру содержания в период участия в боевых действиях. Кроме того, нормы о пенсионном обеспечении военнослужащих сосредоточены в Законе о пенсионном обеспечении, который носите специальный характер по отношению к иным законам о пенсиях. В связи с этим считаем целесообразным включить положения, закрепленные в ст. ст. 8, 15 Закона о государственном пенсионном обеспечении (ФЗ № 166-ФЗ) в нормы Закона о пенсионном обеспечении, соответствующие виду пенсионного обеспечения. Длявоеннослужащих и членов их семей законодательством закреплены особые условия назначения, расчета и выплаты пенсии. В настоящее время законодательством предусмотрено три вида пенсии: за выслугу лет, по инвалидности, а также по случаю потери кормильца для членов семьи сотрудника в случае его гибели. При этом размер пенсии определяется в зависимости от срока службы, в зависимости от которой исчисляется трудовой и страховой стаж. Размер пенсии устанавливается в процентном отношении к денежному содержанию, которое сотрудник получал в период службы (учитывается не только срок службы, но и общий трудовой стаж). Правоприменение в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей является достаточно сложным. Проблема заключается в двух основных моментах: общие нормы законодательства о пенсионном обеспечении сами по себе являются достаточно запутанными, сложными для восприятия и применения, при этом специальные нормы законодательства о назначении и выплате пенсий военнослужащим, основанное на общем подходе, усложняется вопросами расчета пенсии, стажа для назначения пенсии, что влечет возникновение споров бывших сотрудников (или членов их семьи) с ведомством. Решение проблем видится в детальном анализе законодателем тех правовых норм, которые наиболее часто выступают основанием спора в судебной практике, и внесении на основании анализа соответствующих изменений. Библиографический списокКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О статусе военнослужащих» // Российская газета. 1998. № 104.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 29.12.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.200.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. № 139. 21.07.1999.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» // Российская газета. № 6. 15.01.2014 (прил. 1 - 4).Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 (ред. от 04.08.2015) «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. № 44. 13.03.2002.Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 № 1005-ПП (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69.Информация ДТСЗН г. Москвы от 02.05.2017 «Ежемесячные компенсационные выплаты к пенсиям военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства в г. Москве (независимо от факта работы), в 2017 году» // СПС Консультант Плюс.Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (ред. от 07.11.2022) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.10.1993. № 40. Ст. 3753.Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Российская газета. 2014. № 232.Проект Федерального закона № 22435-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (внесен членом СФ В.И. Матвиенко) (принят в первом чтении 21.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.05.2023).Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» // Российская газета. 2016. № 15.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета. № 295. 21.12.2012.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета. 2012. № 295.Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по делу № 88-14402/2022 // СПС Консультант Плюс.Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 по делу № 88-23774/2021 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2021 по делу № 33-19082/2021 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2021 по делу № 33-43500/2021 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского городского суда от 15.07.2022 по делу № 33-21639/2022 // СПС Консультант Плюс.Арутюнян Д.Г. Правовые позиции верховного суда российской федерации по вопросам социального обеспечения // Регион и мир. 2021. № 1. С. 28-32.Дончевская Л.В., Кузин Н.Н., Шкварок В.М. Возможности кодификации системы норм права социального обеспечения в российском законодательстве // Юридическая наука. 2023. № 3. С. 59-62.Николаев А.С. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2022. № 21. С. 390-397.Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021.221 с.Передня Д.Г. Организационные факторы формирования управленческой культуры органов внутренних дел // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 4 (289). С. 70-78.Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 8-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. С. 197 с.Тонконогов А.В. Проблемы реализации законных прав вдов военнослужащих и сотрудников правоохранительной системы Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 5. С. 56-58.Харитонова Т.А. Понятие пенсионного обеспечения военнослужащих // Вопросы российской юстиции. 2021. № 15. С. 444-451.Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021. С. 32.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
4. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О статусе военнослужащих» // Российская газета. 1998. № 104.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.
7. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 29.12.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.
8. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.200.
9. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. № 139. 21.07.1999.
10. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» // Российская газета. № 6. 15.01.2014 (прил. 1 - 4).
12. Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 (ред. от 04.08.2015) «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. № 44. 13.03.2002.
13. Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 № 1005-ПП (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69.
14. Информация ДТСЗН г. Москвы от 02.05.2017 «Ежемесячные компенсационные выплаты к пенсиям военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства в г. Москве (независимо от факта работы), в 2017 году» // СПС Консультант Плюс.
15. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (ред. от 07.11.2022) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.10.1993. № 40. Ст. 3753.
16. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Российская газета. 2014. № 232.
17. Проект Федерального закона № 22435-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (внесен членом СФ В.И. Матвиенко) (принят в первом чтении 21.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 20.05.2023).
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» // Российская газета. 2016. № 15.
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета. № 295. 21.12.2012.
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета. 2012. № 295.
21. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по делу № 88-14402/2022 // СПС Консультант Плюс.
22. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 по делу № 88-23774/2021 // СПС Консультант Плюс.
23. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2021 по делу № 33-19082/2021 // СПС Консультант Плюс.
24. Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2021 по делу № 33-43500/2021 // СПС Консультант Плюс.
25. Апелляционное определение Московского городского суда от 15.07.2022 по делу № 33-21639/2022 // СПС Консультант Плюс.
26. Арутюнян Д.Г. Правовые позиции верховного суда российской федерации по вопросам социального обеспечения // Регион и мир. 2021. № 1. С. 28-32.
27. Дончевская Л.В., Кузин Н.Н., Шкварок В.М. Возможности кодификации системы норм права социального обеспечения в российском законодательстве // Юридическая наука. 2023. № 3. С. 59-62.
28. Николаев А.С. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2022. № 21. С. 390-397.
29. Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021. 221 с.
30. Передня Д.Г. Организационные факторы формирования управленческой культуры органов внутренних дел // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 4 (289). С. 70-78.
31. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 8-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. С. 197 с.
32. Тонконогов А.В. Проблемы реализации законных прав вдов военнослужащих и сотрудников правоохранительной системы Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 5. С. 56-58.
33. Харитонова Т.А. Понятие пенсионного обеспечения военнослужащих // Вопросы российской юстиции. 2021. № 15. С. 444-451.
34. Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021. С. 32.