Государственное управление в Российской Федерации: понятие, признаки, содержание и принципы
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 21.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Общая характеристика государственного управления 5
1.1.Понятие, признаки и функции государственного управления 5
1.2.Виды государственного управления 11
1.3.Принципы и методы государственного управления 15
Глава 2.Формы государственного управления: понятие и виды. Проблемы государственного управления в России 21
2.1.Правовые формы государственного управления 21
2.2.Неправовые формы государственного управления 23
2.3. Проблемы государственного управления в России 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Все это, безусловно, отражалось на процессах муниципального и государственного управления, которые оказывают воздействие как на самое государство и его развитие, так и на его граждан.Следовательно, принимая во внимание все проблемы, которые возникают в том либо другом времени, и все недочеты ранее действовавших программ общественного развития, государство должно исполнять две базовые задачи, которые связаны с преобразованием процедуры управления государством. В первую очередь, следует выработать новые концепции управления государством, которые могли бы оказать позитивное воздействие на стабилизационные процессы, а также прогресс государства и общества в целом, а во-вторых, найти методы, которые поспособствовали бы практической реализации подобных концепций. Одна из основных проблем государственного управления на современном этапе состоит в отсутствии должного понимания значения всей отечественной системы государственного и муниципального управления, а также в отсутствии подходящих концепций реформ. Отдельное внимание необходимо уделить формированию необходимой информационной основы управления государством, и, как следствие, наведению порядка в области государственной статистики и необходимых статистических показателей. Все это говорит о важности проведения детального анализа общественных потребностей и нужд для того, чтобы обеспечить соответствующую программу развития общества. Также необходимо исследовать вопрос, связанный с оценкой эффективности управления государства, для того, чтобы обладать возможностью оценивать качество того либо другого нововведения. Обязательным условием следует признать возможность использования этих методов оценки на любом уровне государственного управления, что делает исследование эффективности взаимосвязи муниципального и государственного управления более наглядным. Еще одной проблемой, которая требует скорейшего разрешения, признается необходимость обеспечения децентрализации федеративного государства при сохранении относительного единства. Конституция РФ, гарантируя равноправие каждому субъекту РФ, в определенных собственных статьях, обладающих пространственным толкованием, предоставляет возможность одним субъектам иметь широкий перечень прав, нежели другим, что образует противоречия между ними и порождает конфликты. И вместо того, чтобы заниматься развитием региона и повышением качества жизни, они тратят время, силы и ресурсы на разрешение споров. В качестве примера вышеизложенной ситуации могут выступать многочисленные двусторонние соглашения, которые заключаются между республиками и органами федерального уровня. У первых сформировалась возможность не платить некоторые федеральные налоги, что ущемляло права областей и краев в экономической сфере. В конечном счете, все это привело к развитию сепаратизма, выразившуюся в стремлении сформировать новые республики.Должного внимания заслуживает ситуация, сформировавшаяся в отношениях между муниципальной и государственной властью в связи с вопросами их полномочий, разграничением компетенции между ними и их взаимодействием. Также необходимо откорректировать нормативно-правовую основу государственного управления, т.к. в некоторых случаях Конституция РФ содержит противоречивые положения, требующие доработки либо пересмотра.Государственное управление должно быть преобразовано преимущественно в комплексе с плановым характером, для того, чтобы стабилизировать определенные области жизни общества, предоставив при этом возможность развиваться рыночной системе экономики. В сущности, в последние годы Российская Федерация была на переходном этапе, как и система управления государством, и разные преобразования лишь подтверждали данный факт, что государственное управление следует доработать, т.е. существуют значительные недочеты. Следовательно, увеличения воздействия государства частично привело к экономической стагнации и, ка следствие, формированию кризиса. Осуществленная реформа административного управления лишь увеличила число чиновников, не сделав их работу эффективнее. Эта реорганизация должна была установить ненужные и дублирующие функции, сделав механизм государственного управления более гибким и трехуровневым (агентства – министерства – службы). Однако, в практической деятельности получилось только увеличение общего количества работников при отсутствии повышения работоспособности новой системы. Следовательно, была создана новая реформа, она была нацелена на улучшение эффективности федеральной системы и обозначение определенных функций и полномочий государственного управления. Однако и тут образовались проблемы: отсутствие должного сообщения между обществом и государством, «шаткость» нормативной основы административного управления, неверный выбор органа, проводящий реформу, показатели рейтингов на международной основе, которые говорят о снижении показателя веры народа и показателя эффективности деятельности государственного управления, в том числе недочеты в методологии и организационном процессе в целом.Аналогичные проблемы испытывала реформа государственной службы.Следовательно, можно прийти к выводу, что государственное управление – это регулирование органами государства разных сторон жизни общества. Эта область в настоящее время обладает большим количеством проблем. Низкий уровень эффективности при большой численности государственных служащих, неточность формулировок, рождающая неясности и в распределении полномочий между государственными и муниципальными органами, и противоречащие статьи в нормативно-правовой базе, а также отсутствие необходимого информационного обеспечения со стороны государства. Все это требует разрешения, попытками которого были административные реформы последних лет, не давшие нужных результатов, что оставило основной курс модернизации государственного управления неизменным – улучшение нормативно-правовой базы, создание точного перечня вопросов, относящихся к объему компетенции как муниципальных, так и государственных органов. К этому же относится разработка эффективного способа информационного обеспечения государства и улучшение кадрового состава государственных служащих. Все эти решения должны быть найдены и реализованы для того, чтобы улучшить систему государственного управления.Также необходим глобальный пересмотр всей системы оказания государственных услуг с целью максимально качественного удовлетворения потребностей их получателей и передачи возможности оказывать большинство услуг частному сектору. Тогда можно будет определить, какие услуги в должном масштабе не получаются всеми гражданами, а какие, наоборот, не находят своих получателей. Появится возможность определения экономической эффективности услуг. И только на данном этапе можно приступать к административной реформе в узком ее понимании, то есть распределению полномочий между различными по своей специфике органами исполнительной власти — формирующими политику, исполняющими и контролирующими. В результате должна возникнуть четкая картина, которая позволит каждому чиновнику, от самого мелкого функционера до менеджеров топ-уровня, понимать, где начинаются и где заканчиваются его полномочия. Итак, чтобы повысить эффективность государственного управления, России на данный момент необходим новый виток масштабных административных реформ, включающий сокращение бюрократического аппарата, улучшение качества государственных услуг, переход к «информационному» обществу и новый пересмотр структуры и функционала центральных органов исполнительной власти. Однако очевидно, что если не начинать реформу с подготовительных мер, очерченных нами выше, реформа не решит проблему коррупции и человеческого фактора, что фактически и произошло в России за последние несколько лет. Здесь необходима эволюция всей модели управления от господства неформальных практик к более регламентированной деятельности. И только тогда административная реформа сможет привести к значимому повышению эффективности государственного управления и качества государственных услуг, что в числе прочего должно способствовать снижению коррупции на всех уровнях власти.ЗаключениеПонятие «государственное управление» характеризует область научного знания и вид социального управления - сферу практической деятельности, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни.Разделение властей предполагает не только функционально-компетенционную определенность каждой ветви единой государственной власти, но и оснащение их механизмом, с помощью которого они воплощаются в конкретной практической деятельности.Государственная власть должна действовать, проявлять себя соответствующим образом в разнообразных общественных отношениях. Это означает, что необходим механизм ее реализации, придающий ее ветвям динамический характер. Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами. Данное условие полностью применимо и к исполнительной власти, точнее - к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих.Процесс государственного управления имеет своим содержанием деятельность субъектов административного права, которая осуществляется посредством определенных административно-правовых форм, процедур и методов. Административно-правовая форма - это юридическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Она представляет собой юридически значимые способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и обязанностей, отражающих особенности их правового статуса. Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие основные административно-правовые формы как:- издание административно-правовых актов (правовых актов управления);- заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);- совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).Наряду с этими правовыми формами осуществления исполнительной власти выделяются также неправовые формы в виде организационных действий и материально-технических операций (информирование, инструктирование, проведение совещаний, консультаций и т.д.).Таким образом, с научных позиций рациональное объяснение природы и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой. Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020Научная и учебная литература:1. Административное право России: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.] ; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 484 с.2. Административное право. Учебник под ред. А. В. Зубача. – М.: Проспект. – 2022. – 530с. 3. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с. 4. Акимова П.А. Понятие и признаки государственного управления в Российской Федерации // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. - 2022. - С. 359-362.5. Аминов И.Р., Миннигареева Г.В. Актуальные проблемы правового регулирования государственного и муниципального управления // Журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2020. - № 21. - С. 782-786.6.Аникиенко В.С. Государственное управление и его методы // Межотраслевые проблемы формирования правовой культуры в молодежной среде. Сборник научных статей.- 2022. - С. 7-10.7. Афанасьев К.К. К вопросу о понятии «формы государственного управления» // Журнал «Проблемы права: теория и практика». – 2020. - № 50. - С. 7-108. Братановский С.Н., Галицкая Н.В. Концептуальные подходы к понятию государственного управления в российской административно-правовой науке // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2021. - № 3 (56).- С. 33-36.9. Головня А.М. Государственное управление: понятие и сущность // Журнал «NovaUm.Ru».- 2022. - № 37. - С. 48-51.10. Горбунов М.С. Классификация принципов государственного управления // Журнал «Молодой ученый». -2021. -№ 28 (370). - С. 87-90.11. Дораева М.К. Формы и методы государственного управления // Журнал «Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка и иных служб ОВД». Сборник научных статей. – Москва. - 2022. - С. 128-132.12. Зубкова Я.А., Кошокова С.Я. Формы и методы государственного управления в Российской Федерации // Журнал «Научные исследования XXI века». - 2021. - № 3 (11). - С. 143-146.13. Коренев А.П. Правовые формы деятельности органов государственного управления // Журнал «Административное право и процесс». - 2020. - № 2. - С. 7-11.14.Лахно В.В., Гашникова Д.В., Булгаров М.А. Современные проблемы теории государственного управления // Журнал «Современная школа России. Вопросы модернизации». - 2021. - № 8-1 (37). - С. 64-65.15. Михайлова О.В., Яцина А.С. Анализ проблем государственного управления в России // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Сборник научных статей. - 2020. - С. 239-24416. Осинцев Д. В. Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 617 с.17. Попов Л. Л. Административный процесс РФ. Учебник. -М.:РГ-Пресс. - 2021. – 352с.18. Прищепа Д.А. Функции государственного управления // Основные проблемы информатизации бизнес-процессов и образования в регионах России. Сборник научных статей. – 2021. – С. 355-35819. Пушкарёва Н.А. Государственное и публичное управление: ароморфоз понятий // Журнал «Государственное управление». - 2020. - № 17. - С. 59-70.20. Соловьёв Е.А. Актуальные подходы к понятию государственного управления // Право, общество, государство: проблемы теории и истории. Сборник научных статей. - 2020. - С. 121-123.21.Тахумова А.А., Коровин А.А. Уровни и виды государственного управления // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. Сборник научных статей. – Москва. - 2022. - С. 247-251.22.Терлецкий А.О. Законы и принципы государственного управления // Журнал «NovaUm.Ru». - 2020. - № 25. - С. 177-178.23. Ульянов А.Д., Жаглин А.В. Административно-правовые методы в сфере государственного управления // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2021. - Т. 12. - -№ 2 (44). - С. 270-277.24.Шепилова А.Р. Понятие и цели государственного управления // Журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2021. - № 6 (122). – С.122-123
2. Административное право. Учебник под ред. А. В. Зубача. – М.: Проспект. – 2022. – 530с.
3. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
4. Акимова П.А. Понятие и признаки государственного управления в Российской Федерации // Теоретические и правоприменительные проблемы современного российского права. Сборник научных статей. - 2022. - С. 359-362.
5. Аминов И.Р., Миннигареева Г.В. Актуальные проблемы правового регулирования государственного и муниципального управления // Журнал «Инновации. Наука. Образование». - 2020. - № 21. - С. 782-786.
6. Аникиенко В.С. Государственное управление и его методы // Межотраслевые проблемы формирования правовой культуры в молодежной среде. Сборник научных статей.- 2022. - С. 7-10.
7. Афанасьев К.К. К вопросу о понятии «формы государственного управления» // Журнал «Проблемы права: теория и практика». – 2020. - № 50. - С. 7-10
8. Братановский С.Н., Галицкая Н.В. Концептуальные подходы к понятию государственного управления в российской административно-правовой науке // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2021. - № 3 (56).- С. 33-36.
9. Головня А.М. Государственное управление: понятие и сущность // Журнал «NovaUm.Ru».- 2022. - № 37. - С. 48-51.
10. Горбунов М.С. Классификация принципов государственного управления // Журнал «Молодой ученый». -2021. -№ 28 (370). - С. 87-90.
11. Дораева М.К. Формы и методы государственного управления // Журнал «Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка и иных служб ОВД». Сборник научных статей. – Москва. - 2022. - С. 128-132.
12. Зубкова Я.А., Кошокова С.Я. Формы и методы государственного управления в Российской Федерации // Журнал «Научные исследования XXI века». - 2021. - № 3 (11). - С. 143-146.
13. Коренев А.П. Правовые формы деятельности органов государственного управления // Журнал «Административное право и процесс». - 2020. - № 2. - С. 7-11.
14. Лахно В.В., Гашникова Д.В., Булгаров М.А. Современные проблемы теории государственного управления // Журнал «Современная школа России. Вопросы модернизации». - 2021. - № 8-1 (37). - С. 64-65.
15. Михайлова О.В., Яцина А.С. Анализ проблем государственного управления в России // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. Сборник научных статей. - 2020. - С. 239-244
16. Осинцев Д. В. Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 617 с.
17. Попов Л. Л. Административный процесс РФ. Учебник. -М.:РГ-Пресс. - 2021. – 352с.
18. Прищепа Д.А. Функции государственного управления // Основные проблемы информатизации бизнес-процессов и образования в регионах России. Сборник научных статей. – 2021. – С. 355-358
19. Пушкарёва Н.А. Государственное и публичное управление: ароморфоз понятий // Журнал «Государственное управление». - 2020. - № 17. - С. 59-70.
20. Соловьёв Е.А. Актуальные подходы к понятию государственного управления // Право, общество, государство: проблемы теории и истории. Сборник научных статей. - 2020. - С. 121-123.
21. Тахумова А.А., Коровин А.А. Уровни и виды государственного управления // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. Сборник научных статей. – Москва. - 2022. - С. 247-251.
22. Терлецкий А.О. Законы и принципы государственного управления // Журнал «NovaUm.Ru». - 2020. - № 25. - С. 177-178.
23. Ульянов А.Д., Жаглин А.В. Административно-правовые методы в сфере государственного управления // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2021. - Т. 12. - -№ 2 (44). - С. 270-277.
24. Шепилова А.Р. Понятие и цели государственного управления // Журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2021. - № 6 (122). – С.122-123