Особенности коммуникативной речи
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение………………………………………………………………….2-3
Глава 1. Речь. Коммуникативная речь и ее элементы
1.1.Понятие речи……………………………….……………………...4-7
1.2.Коммуникативная речь и ее значение…………………………..8-10
1.3. Вербальные элементы коммуникативной речи …………..…….11-15
1.4. Невербальные элементы коммуникативной речи………………16-18
Глава 2. Особенности коммуникативной речи
2.1. Культурные особенности коммуникативной речи…………...…19-23
2.2. Социальные аспекты коммуникативной речи…………………..24-28
Глава 3. Практические аспекты коммуникативной речи ……….…..29-32
Заключение………………………………………………………….....33-34
Список использованной литературы……………………………...….35-36
д.В рассказе А. П. Чехова "Новая дача" инженер Кучеров спрашивает деревенских мужиков, зачем они пускают скотину в его огород и сад, рубят деревья в лесу, перекопали дорогу. Он говорит им:" – Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою".Из всей его речи мужики уразумели только то, что надо платить (этот глагол понят ими в конкретном, вещественном смысле):" – Платить надо. Платите, говорит, братцы, монетой..."В другой раз, встретив крестьян, Кучеров говорит раздраженно, возмущенный бессмысленностью их поступков по отношению к нему и его семье:«Инженер остановил свой негодующий взгляд на Родионе [старом кузнеце] и продолжал:– Я и жена относились к вам, как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем презирать вас. Больше ничего не остается!..Придя домой, Родион помолился, разулся и сел на лавку рядом с женой.– Да... – начал он, отдохнув. – Идем сейчас, а барин Кучеров навстречу... Да... глядит на меня и говорит: я, говорит, с женой тебя призирать буду... Хотел я ему в ноги поклониться, да оробел... Дай Бог здоровья... Пошли им Господи...Степанида перекрестилась и вздохнула.– Господа добрые, простоватые... – продолжал Родион. – "Призирать будем..." – при всех обещал. На старостилети... оно бы ничего... Вечно бы за них Бога молил... Пошли, Царица небесная...».В понятие тактики речевого общения входят такие компоненты, как инициация коммуникативного контакта, установка на общение, "иллокутивное ограничение". Здесь имеется в виду согласование коммуникативных намерений участников, которое создается определенными речевыми актами - в виде просьб, требований, сообщений, приглашений, обещаний и т.д., - соотношением диалогических и монологических речевых форм, пауз (особенно разрешительных/неразрешительных, обязательных/необязательных, коротких/длительных) и т.д.С этой точки зрения давайте рассмотрим общение между врачом и пациентом.Как правило, они принадлежат к разным социальным слоям. Хотя инициатива обращения к врачу может исходить от пациента, "лидером" их диалога, несомненно, является врач. Он задает вопросы, и пациент обязан на них отвечать; он приказывает: - Дышите - Задержите дыхание - Разденьтесь - Лягте на кушетку - и пациент обязан подчиниться. Врач рекомендует, запрещает, пугает пациента возможными последствиями неподчинения его приказам, и это не вызывает протеста, поскольку является частью системы ролевых ожиданий, характеризующих социальную роль врача.Само взаимодействие "врач-пациент" обязательно предполагает коммуникативную установку (это можно сравнить с взаимодействием "экзаменатор-пациент", где коммуникативная установка может быть только у экзаменатора). Врач и пациент регулярно чередуют роли говорящего и слушающего, и хотя их общение обычно характеризуется как диалог, в этом диалоге допускаются и более или менее значительные монологические фрагменты речи - например, когда врач собирает анамнез и выслушивает рассказ пациента обо всех его прошлых и настоящих болезнях. Паузы между врачом и пациентом также являются нормой, но обычно врач контролирует их, например, при прослушивании сердечного ритма, измерении артериального давления и т.д. (ср. общение в "своем" социальном контексте, где паузы возникают спонтанно, а не вынуждаются одной из сторон, участвующих в общении).Различия в тактике речевого общения могут быть связаны и с тем, как используются одни и те же лингвистические и паралингвистические средства. Например, манера говорить в современном русском просторечии иногда считается интеллигенцией агрессивной (чрезмерная громкость обычной "информативной" речи, резкие интонации, преувеличенная, оживленная жестикуляция, телодвижения, имитирующие определенные физические процессы, и т.д.), в то время как, по мнению говорящего - носителя просторечия - такая манера общения не считается агрессивной. В интеллектуальном мире при передаче чужих мнений или высказываний не принято имитировать речь цитируемого лица; в разговорном мире имитация чужой речи с элементами подражания (негативная оценка говорящего, его действий и т.д.) является распространенным явлением.4. Невербальные компоненты коммуникативной ситуации - жесты, мимика, движения тела - более разнообразны и свободны, когда люди общаются "между собой". В чужой среде, и особенно при общении "снизу", эти компоненты находятся под социальным контролем, что сужает диапазон жестов и мимических реакций, и под самоконтролем коммуникантов.Из этой краткой характеристики различных аспектов речевого общения видно, что взрослый человек в целом обладает определенным набором социализированных норм общения, принятых в конкретном социальном коллективе, который включает в себя как собственно языковые нормы, так и правила социального взаимодействия. Эти нормы являются обязательными для людей данного языкового сообщества в их речевом поведении как в социально однородных, так и в социально неоднородных контекстах.Глава 3. Практические аспекты коммуникативной речиПрактические аспекты коммуникативной речи охватывают навыки и стратегии, которые помогают эффективно коммуницировать с другими людьми.Важным аспектом коммуникативной речи является умение активно слушать собеседника. Это включает умение сосредоточиться, понимать и интерпретировать сообщения, задавать вопросы для ясности и проявлять эмпатию к собеседнику.Активное слушание включает в себя:- Сосредоточение. Активное слушание начинается с умения сосредоточиться на собеседнике и его сообщении. Это означает устранение отвлекающих факторов и полное внимание, которое вы уделяете собеседнику.- Понимание и интерпретация. Активный слушатель стремится не только услышать слова, но и понять их значение и контекст. Он старается понять мнение, эмоции и намерения, выражаемые собеседником. Это включает умение распознавать невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и интонация, которые могут дополнительно передавать информацию.- Задавание вопросов. Активный слушатель задает вопросы, чтобы уточнить неясности и получить дополнительную информацию. Он задает вопросы, направленные на разъяснение, уточнение деталей или подтверждение понимания. Такие вопросы могут быть открытыми (требующими развернутого ответа) или закрытыми (требующими односложного ответа).- Эмпатия. Активный слушатель проявляет эмпатию к собеседнику, что означает способность поставить себя на его место и понять его чувства и переживания. Это помогает создать поддерживающую и доверительную атмосферу, а также позволяет лучше понять и реагировать на эмоциональные аспекты коммуникации.Активное слушание является ключевым навыком в эффективной коммуникации, поскольку оно способствует глубокому пониманию и установлению связи с собеседником. Этот навык можно развивать путем практики и осознанного внимания к своему слушательскому поведению.Так же важными аспектами коммуникативной речи являютсяточность и ясность выражения мыслей и идей. Следующие практические аспекты помогают достичь этой цели:Выбор подходящих слов: Это включает умение выбирать слова, которые наиболее точно передают ваше сообщение и соответствуют контексту коммуникации. Учтите целевую аудиторию и старайтесь использовать ясные и понятные термины, избегая слишком технической или сленговой лексики, если она может быть непонятной или неуместной.Структурирование высказывания: Организация и структурирование высказывания помогает передать мысли и идеи более последовательно и логично. Используйте вводные слова и фразы, чтобы связать предложения и абзацы между собой, и ставьте акцент на ключевые идеи и аргументы.Грамматическая правильность: Соблюдение грамматических правил является важным аспектом коммуникативной речи. Это включает использование правильных времен, согласование субъекта и глагола, а также правильную пунктуацию. Ошибки в грамматике могут привести к недопониманию или искажению смысла.Адаптация к формальности и неформальности: Коммуникативная речь должна быть адаптирована к контексту и требованиям формальности или неформальности коммуникации. Уровень формальности может варьироваться в различных ситуациях и культурах. Необходимо учитывать правила и ожидания, связанные с форматом общения, чтобы достичь наилучшего понимания и соответствия.Кроме вербальной речи, важно обращать внимание на невербальные сигналы, такие как жесты, мимика, интонация и тон голоса. Умение контролировать и интерпретировать эти невербальные сигналы помогает улучшить коммуникацию и передать эмоции и интонацию.Практический аспект коммуникативной речи включает умение адаптироваться к различным аудиториям и контекстам. Это включает понимание потребностей и ожиданий аудитории, использование подходящих языковых и культурных оборотов, и адаптацию стиля коммуникации для достижения наилучшего понимания и воздействия.Эмоциональный интеллект включает в себя умение распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Развитие эмоционального интеллекта помогает в установлении более эффективной коммуникации, улучшении взаимопонимания и разрешении конфликтов.Некоторые аспекты эмоционального интеллекта, которые могут быть применены в коммуникации:Распознавание эмоций: Это умение определить эмоциональное состояние себя и других людей. Распознавание невербальных выражений, таких как мимика, тон голоса, жесты и позы, помогает понять эмоциональное состояние собеседника и отреагировать соответственно.Понимание эмоций: Развитие способности понимать эмоции позволяет вникнуть в чувства, мотивации и потребности других людей. Это помогает создать эмпатию и понимание в коммуникации, а также адаптировать свой язык и выражение в зависимости от эмоционального состояния собеседника.Управление эмоциями: Это умение эффективно управлять своими эмоциями в процессе коммуникации. Самоконтроль и умение сохранять эмоциональную стабильность помогают избегать конфликтов, сохранять спокойствие и принимать взвешенные решения в сложных ситуациях.Выражение эмоций: Эффективное выражение эмоций в коммуникации помогает передать свои мысли и чувства собеседнику. Умение выбирать подходящие слова и тон голоса, а также использовать невербальные средства выражения, позволяет создать более глубокую и эмоциональную связь с другими людьми.Развитие эмоционального интеллекта способствует более гармоничным и эффективным взаимодействиям в коммуникации.Таким образом, практические аспекты коммуникативной речи включают в себя навыки и стратегии, которые можно развивать и совершенствовать с опытом и практикой. Они помогают установить эффективное взаимодействие с другими людьми и достичь ясного и продуктивного обмена информацией.ЗаключениеКоммуникативная речь играет ключевую роль в нашей жизни, позволяя нам передавать информацию, обмениваться идеями и мнениями, устанавливать взаимопонимание и строить отношения с другими людьми. Осознание и развитие различных аспектов коммуникативной речи, включая вербальные и невербальные элементы, культурные особенности, практические и эмоциональные аспекты, способствует улучшению наших коммуникационных навыков.Понимание значимости ясного выражения мыслей и эмоций, умение слушать и понимать собеседника, адаптироваться к культурным различиям и эффективно использовать невербальные средства коммуникации способствует улучшению качества нашей коммуникации.Развитие эмоционального интеллекта играет важную роль в установлении глубоких связей и эмоциональной соединенности с другими людьми. Умение распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других, помогает создавать доверие, эмпатию и гармоничные отношения.Поэтому, осознавая важность коммуникативной речи и уделяя время развитию соответствующих навыков, мы можем стать более эффективными и успешными в нашей коммуникации, достигая глубокого понимания, сотрудничества и гармонии с окружающими нами людьми.Улучшение коммуникативной речи имеет множество практических выгод как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. В деловом контексте, хорошая коммуникация способствует установлению прочных рабочих отношений, повышает эффективность работы в команде и способствует достижению общих целей. Ясное и убедительное выражение мыслей помогает убеждать и влиять на других людей, а умение слушать и понимать позволяет эффективно решать проблемы и разрешать конфликты.В личной жизни, хорошие коммуникационные навыки способствуют укреплению отношений с партнером, семьей, друзьями и коллегами. Они способствуют более глубокому взаимопониманию, эмоциональной связи и улучшению общения. Умение выразить свои эмоции и потребности, а также эффективно воспринимать и реагировать на эмоции других, помогает создавать доверие, сопереживание и поддержку.Поэтому, развитие коммуникативной речи является непременным для нашего личностного и профессионального роста. Оно помогает нам стать более эффективными коммуникаторами, облегчает установление связей с другими людьми и способствует гармоничным отношениям. Используя свои навыки коммуникации на практике, мы можем достичь большего взаимопонимания, успешного взаимодействия и сотрудничества с окружающими нас людьми.Список используемой литературыАксенова, Т. А. Коммуникативные стратегии и тактики: Учебное пособие. - Москва: Флинта, 2018. - 247 с.Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2017. — 544с.Верба, Е.С. Риторика и коммуникативная культура. - Москва: Аспект Пресс, 2018.- 183 с.Горелов, И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. - М: Лабиринт, 2003. - 320 с.Гриценко, Л. П., Ляшевская, О. Н. Основы коммуникативной речи: Учебно-методическое пособие. - Москва: Флинта, 2020. – 317 с.Ковалева, О. Коммуникативные стратегии и тактики в профессиональной речи: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 362 с.Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2019. - 544 с.Малютина, Е. В. Коммуникативная речь: Учебное пособие. - Москва: Академия, 2016.-191 с.Национальные отличия речевых этикетов в разных странах. Режим доступа: http://etiket-slovo.narod.ru/6.htmlПолякова, Н. А. Коммуникативная речь: Учебное пособие. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.-389 с.Смолин, Г. Л. Коммуникативная речь. - Москва: Высшая школа, 2020.-255 с.Ушаков, Д. Н. Коммуникативная речь: Теория и практика. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.-307 с.Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения/ Н. И. Формановская. — М.: Высшая школа, 1989. — 159с.Шахов, Б. М. Коммуникативная речь. - Москва: Академия, 2019.-250 с.Швыркова, Т. Н. Коммуникативная речь: Учебное пособие. - Москва: Издательство Юрайт, 2020.-194 с.
1.Аксенова, Т. А. Коммуникативные стратегии и тактики: Учебное пособие. - Москва: Флинта, 2018. - 247 с.
2.Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л. А. Введенская. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2017. — 544с.
3.Верба, Е.С. Риторика и коммуникативная культура. - Москва: Аспект Пресс, 2018.- 183 с.
4.Горелов, И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. - М: Лабиринт, 2003. - 320 с.
5.Гриценко, Л. П., Ляшевская, О. Н. Основы коммуникативной речи: Учебно-методическое пособие. - Москва: Флинта, 2020. – 317 с.
6.Ковалева, О. Коммуникативные стратегии и тактики в профессиональной речи: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 362 с.
7.Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2019. - 544 с.
8.Малютина, Е. В. Коммуникативная речь: Учебное пособие. - Москва: Академия, 2016.-191 с.
9.Национальные отличия речевых этикетов в разных странах. Режим доступа: http://etiket-slovo.narod.ru/6.html
10.Полякова, Н. А. Коммуникативная речь: Учебное пособие. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.-389 с.
11.Смолин, Г. Л. Коммуникативная речь. - Москва: Высшая школа, 2020.-255 с.
12.Ушаков, Д. Н. Коммуникативная речь: Теория и практика. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.-307 с.
13.Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения/ Н. И. Формановская. — М.: Высшая школа, 1989. — 159с.
14.Шахов, Б. М. Коммуникативная речь. - Москва: Академия, 2019.-250 с.
15.Швыркова, Т. Н. Коммуникативная речь: Учебное пособие. - Москва: Издательство Юрайт, 2020.-194 с.