Межэтническое взаимодействие. Этнические стереотипы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 16 16 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Межэтническое взаимодействие 3
Понятие и признаки этнических стереотипов 6
Функции этнических стереотипов 10
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

При определенных социально-политических условиях стимулируется эффективное влияние этнических стереотипов на консолидацию этнической группы, а также психологическое единение ее членов. Представляясь одними из наиболее эффективных психологических регуляторов различных межэтнических взаимодействий, этнические стереотипы непосредственно отражают динамику исодержаниеданных отношений, выступая очень чутким индикатором их состояния, диагностируя появление напряженности во взаимоотношениях, или указывая на их благополучность истабильность [1].Этнические стереотипы способствуютрешению следующихэтносоциальных задач: защита территории и этнических границ, предпочтение соплеменников (соотечественников) мигрантам (пришельцам), основывающееся на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (в ряде случаев непримиримой) в отношении к иноплеменникам. Этнические стереотипына социальном уровне обладают двумя функциями: идеологизирующей (сохранение иформированиегрупповой идеологии, которая объявняет поведение группы) и идентифицирующей(образование и сохранение благоприятного образа «мы», формирование которого происходит в первую очередьпри помощи невербальных средстви ритуалов).Главная опасность этнических стереотипов заключается в том, что они помогаютформированию национальных предрассудков - негативного неоправданно отношения имнения о чужом народе или отдельных его членов, склонность негативным образом действовать в отношении к людям чужого народа. В свою очередь предрассудки в некотором смысле провоцируют дискриминацию, предполагающую предубеждение иосуждениепротив человека исключительно на основании его идентификации с определённой этнической группой. Установки на межличностное взаимодействие обусловлены установками на общение между группами и как правило сочетаются с ними. В случае предубеждения учитываются в первую очередь внешние данные. Предубеждение представляет собой неблагоприятную,негативнуюустановку к группе или к ее отдельным членам; она отличается стереотипными убеждениями; установка напрямую вытекает больше из внутренних процессов носителя, чем из фактически проводимой проверки свойств группы, о которой может идти речь. В соответствии с этим, речь идет об обобщенной установке, которая ориентирует на враждебное отношение ко всем членам конкретной этнической группы, внезависимости от их индивидуальности. Иррациональность предубеждения заключается не только в том, что оно способно существовать независимо от личного опыта, оно зачастуюспособно полностью противоречить ему. Стоит отметит, что люди, когда объясняют свое враждебное отношение к какой-либо этнической группе, они,как правило, называют какие-то определенные отрицательные черты, которые свойственны, по их мнению, данной конкретной группе. При этом те же самые черты, которые были взяты безотносительно к этой группе, могут вовсе не вызывать отрицательной оценки или оцениваются значительно мягче. В данном случае напрямуюотражается и историческая традиция, которая была воплощена в исторических сочинениях, обычаях, литературе, и консерватизм принятой системы воспитания. Особенно велико при этом именно значение воспитания [2]. Многочисленные проведенные исследования демонстрируют, что подавляющее большинство людей усваивают определенные стереотипы или предубеждения в детстве, до того, как приобретают со временем возможность критически осмыслить различную получаемую информацию. Этнические предубеждения, в частности оказывают наиболее губительное влияние и на их жертвы, и на самих их носителей ограничивая сферу общения и взаимодействия между представителями различных этнических групп, а также вызывая настороженность с обеих сторон, непосредственно мешают установлению интимных,более близкихчеловеческих отношений. В свою очередь отчужденность существеннозатрудняет контакты и формирует новые недоразумения.Этнические стереотипы, как правило, редко проявляются на уровне поведенияв случае отсутствия явной враждебности в отношениях между этническими группами, но в условиях конфликта илинапряженности данные стереотипы становятся основными определяющими детерминантами, слабо поддающимися управлению имодификации, они заостряются,ужесточаютсяи начинают играть преобладающее значение в реальном поведении людей, вплоть до открытой враждебности.ЗаключениеМежэтническое взаимодействие - фактор, не только во многом определяющий собственно этнические процессы, но и активно связанный с такими сферами жизнедеятельности как политика, экономика, социальные отношения, культура и др.В современных условиях формирования единого экономического и информационного пространства проблемы регулирования межэтнических отношений, межкультурных контактов, защиты национальных традиций приобретают особую актуальность в свете выработки и поисков адаптационных механизмов.Исключительная важность научного анализа проблемы межэтнического взаимодействия определяется тем, что именно посредством взаимодействия планируется, организуется деятельность многоэтничного сообщества, организации, коллектива. От совершенствования процессов межэтнического взаимодействия во многом зависит и будущее самого общества.Этнический стереотип – это вид социального стереотипа. Это устойчивый, эмоционально насыщенный, достаточно упрощенный, и схематизированный обобщенный образ этнической группы, обобщённые устойчивые представления о каком-либо народе. В содержании этнического стереотипа, как правило, зафиксированы оценочные мнения, относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Помимо этого, в содержании этнического стереотипа могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей определенной национальности.Этнические стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. Они в целом легко распространяются на всех ее представителей. В них фиксируются наиболее характерные для того, или иного этноса черты, складывающиеся в результате межэтнического и межкультурного общения, так, как только в контакте с другими этносами осознается, формируется, закрепляется нечто специфическое для данного народа и данной культуры.Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2014. - 416с.Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 2014. - 271с.Кашкин В.Б, Смоленцева Е.М. Этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации // «Культурные табу и их влияние на результат коммуникации». - М.: Воронеж: ВГУ, 2015. - 367с.Коваленко Г.М. Этнопсихологический стереотип// Этнопсихологические стереотипы в средние века. - М.: Наука, 2010. - 349с.Матис, В. И. Культура межнационального общения: учебное пособие для вузов М.:Алтайской гос. академии культуры и искусств, 2013. - 399с.Павленко В. П., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - 483с.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. - М.: Альфа-М, 2006. - 256с.Синевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 203 с.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. - М.: Слово, 2008. - 624 с.Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие. - М.: Томского политехнического университета, 2013. - 100с.

Список литературы
1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2014. - 416с.
2.Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 2014. - 271с.
3.Кашкин В.Б, Смоленцева Е.М. Этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации // «Культурные табу и их влияние на результат коммуникации». - М.: Воронеж: ВГУ, 2015. - 367с.
4.Коваленко Г.М. Этнопсихологический стереотип// Этнопсихологические стереотипы в средние века. - М.: Наука, 2010. - 349с.
5.Матис, В. И. Культура межнационального общения: учебное пособие для вузов М.:Алтайской гос. академии культуры и искусств, 2013. - 399с.
6.Павленко В. П., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - 483с.
7.Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. - М.: Альфа-М, 2006. - 256с.
8.Синевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - 203 с.
9.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. - М.: Слово, 2008. - 624 с.
10.Фрик Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие. - М.: Томского политехнического университета, 2013. - 100с.