Совершенствование деятельности органов муниципального управления по поддержке малого и среднего предпринимательства (на примере Ивановской области)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 70 70 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 22.06.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства 6
1.1. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в России и зарубежных стран 6
1.2. Нормативно-правовая база оказания поддержки малому предпринимательству 18
1.3. Направления, принципы и основные мероприятия системы муниципальной поддержки малого предпринимательства 19
2. Анализ муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ивановской области 32
2.1. Состояние малого и среднего предпринимательства в Ивановской области 32
2.2. Анализ деятельности ОМВ по поддержке малого и среднего предпринимательства в Ивановской области 37
2.3. Проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства в Ивановской области 46
3. Совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ивановской области 53
3.1. Улучшение институциональной среды малого и среднего предпринимательства в Ивановской области 53
3.2. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Ивановской области 56
Заключение 63
Список литературы 68
Фрагмент для ознакомления

Можно отдельно выделить проблемы, с которыми регулярно сталкиваются субъекты МП Ивановской области:- неравномерное социально-экономическое развитие муниципальных районов города;- уменьшение привлекательности малого предпринимательства как вида деятельности человека в бизнесе;- снижение объема реализации товаров, продукции, услуг, работ малого предпринимательства;- снижение объемов поддержки экономики города от региональных властей;- снижение уровня конкурентоспособности малого предпринимательства в сравнении с более крупными представителями бизнеса. Также следует более детально остановиться на мерах поддержки МП во время пандемии Covid-19, которая случилась в 2020 году. 25 марта 2020 года Президент России В.В. Путин обратился к гражданам России и объявил нерабочей неделю с 28 марта по 5 апреля. Были закрыты все торговые точки за исключением продуктовых магазинов и аптек, запрещено посещение мест массового отдыха, прекращено движение общественного транспорта, введен запрет на посещение религиозных объектов и т.д. Количество субъектов МСП в Ивановской области в наиболее пострадавших отраслях представлено на рисунке 12. Рисунок 12 – Количество субъектов МСП в Ивановской области в наиболее пострадавших отраслях[19]По данным Администрации Ивановской области, в марте 2020 года пострадавшими были признаны предприятия, которые ведут свою деятельность в 19 видах ОКВЭД, а к маю этого же года список был расширен до 46 видов ОКВЭД. Была приостановлена деятельность 68,4 тысячи предприятий, на которых трудилось 678,7 тысяч сотрудников. Доля пострадавших СМСП составила 36,2%. С целью государственной поддержки МП в период самоизоляции были введены следующие меры:1. Федеральные налоговые меры:- предоставление отсрочки по налоговым платежам и отчислениям в социальные внебюджетные фонды сроком на 6 и более месяцев;- для пострадавших отраслей от пандемии коронавирусной инфекции предоставляется отсрочка сдачи налоговой отчетности, переносы сроков уплаты налоговых платежей и платежей в социальные внебюджетные фонды;- снижение объема взносов во внебюджетные фонды с 30% (объем обязательных платежей) до 15%;- приостановление мер взысканий по налогам и сборам до 01.07.2022 года;- запрет на принятие положения о банкротстве малого предпринимательства;- понижение ставки УСН для малого предпринимательства, работающего на данном специальном режиме по системе доходы до 5%, по системе доходы за минусом расходы до 3%;- отмена уплаты авансовых платежей по ресурсным и имущественным налогам;2. Финансовые меры и кредитная поддержка:- предоставление возможности получения льготного кредитования 0% для выплаты заработной платы представителям малого предпринимательства, работающих в наиболее пострадавших от пандемии отраслях;- гранты на решение неотложных задач для малого предпринимательства и вливания в оборотные активы;3. Имущественные меры поддержки:- освобождение от арендных платежей по земельным участкам, взятым в аренду у государства;- освобождение от арендных платежей по объектам недвижимости, взятым в аренду у государства.Таким образом, в период пандемии были оперативно разработаны меры по государственной поддержке МСП, которые затронули основные сферы взаимодействия предпринимательства и государства. Совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ивановской области3.1. Улучшение институциональной среды малого и среднего предпринимательства в Ивановской областиДля повышения эффективности предпринимательского климата в РФ функционирует комплекс имущественной поддержки МСП. В данный комплекс включены конкретные направления: -  уменьшение сроков осуществления регистрации права на объекты имущества;- уменьшение налоговых ставок по налогу на имущество;- снижение общего количества требуемых к прохождению процедур для получения разрешения на строительство;- формирование доступных для МСП льготных программ лизинга. Далее представим критерии, по которым проводится оценка эффективности процедуры регистрации права собственности МСП:- среднее время регистрации права собственности;- средняя численность процедур для проведения регистрации права собственности;- оценка удовлетворенности представителем малого предпринимательства проведенной процедурой регистрации права собственности. Имущественную поддержку МСП в г. Ивановской области можно реализовать с помощью нескольких инструментов:- нормативно-правовые: законодательная и методологическая документация для проведения процедуры регистрации права собственности;- организационно- имущественные: обмен информацией по проведенной регистрации права собственности на объекты для малого предпринимательства между государственными органами исполнительной власти;- проектно-целевые: реализация модели, утвержденной в нормативно-правовом документе Распоряжение Правительства РФ №147-р.;- финансово-экономические: арендные ставки на объекты имущества для сдачи в аренду малому предпринимательству, сроки договоров аренды, заключённые с представителями малого предпринимательства, налоговые льготы и пр. В таблице 9 представлены показатели по регистрации прав собственности субъектов МСП. Таблица 9 – Изменение показателей по имущественной поддержке субъектам МСП в Ивановской области[7]Наименование показателя2020 г.2012 г.2022 г.Процедуры по регистрации права собственности (количество)3,03,03,0Время выполнения одной процедуры по регистрации собственности (дней)19,015,015,0Стоимость выполнения одной процедуры по регистрации собственности (% от стоимости товарного склада)0,10,20,2Индекс качества системы управления земельными ресурсами (0-30) 26,026,026,0На основании сформированной таблицы 9 видно, что общая численность процедур регистрации имущества в собственность МП не измены на протяжении трех лет (2020-2022 годов) и составляют 3 ед. процедуры. При этом, наблюдается снижение временного ресурса на выполнение данных процедур с 19 до 15 дней, что является положительным фактором. Отрицательным фактором можно выделить повышение стоимости выполнения процедур с 0,1% до 0,2% от стоимости регистрируемого объекта собственности. Нейтральным фактором является индекс качества, который за все три года остался неизменным и равен 26 п.п. Данное значение находится близким к высшему значению индекса качества 30 п.п. Это является показателем того, что качества проведения регистрационных услуг устраивает представителей МСП. Так же изучение вопроса регистрации права собственности показало, что отсутствует нормативное регулирование данного вопроса в процессе взаимодействия с государственными органами исполнительной власти города. Данный аспект позволяет возникнуть коррупционной составляющей в органах исполнительной власти, занимающейся регистрацией прав собственности. К недостаткам имущественного вида поддержки МСП можно отнести не соответствие фактических данных об имущественном положении МСП и данных, которые присутствуют в базе данных регистрационных и прочих органах исполнительной власти. С этой целью можно предложить сформировать отдельные структурные подразделения, которые будут нести ответственность за актуализацию и обновление баз данных по объектам имущества МСП. Далее приведены предлагаемые направления, которые будут способствовать повышению эффективности регистрационных процедур прав собственности на объекты имущества МСП:- предоставление сведений в Росреестр и из него в другие государственные органы исполнительной власти и работы с малым предпринимательством в электронном виде;- на официальном сайте Росреестра подробное описание всех оказываемых услуг малому предпринимательству;- проведение консультаций и информирования малого предпринимательства с помощью СМИ и горячей линии Росреестра;- оптимизация процесса взаимодействия МФЦ и Росреестра по регистрации прав собственности для малого предпринимательства;- внедрение электронного документооборота в процесс межведомственного взаимодействия;- проведение мониторинга работы СМЭВ.В качестве второй значимой проблемы имущественных мер поддержки МСП является высокая арендная плата за объекты имущества. Данный аспект является значительной статьей расходов МСП в процессе их функционирования. Поэтому Правительству города предлагается разработать и внедрить направление поддержки МСП в общую программу, суть которого будет заключаться в формировании сертификатов на аренду объекта недвижимости, земельного участка сроком от 1 (одного) месяца по сниженным арендным ставкам или по льготе (за счет субсидирования из местного / муниципального уровня бюджета). Данные сертификаты так же можно предложить к использованию МСП, которые функционируют в наиболее пострадавших от пандемии отраслях, с целью их финансовой поддержки. На основании выше изложенного можно сделать вывод, что предлагаемые направления в отношении имущественных мер поддержки МСП позволят отладить данный механизм и сделать его более эффективным. Предложенные направления и мероприятия можно реализовать с помощью проектной деятельности или в виде дородной карты. 3.2. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Ивановской областиВо втором предлагаемом направлении повышения эффективности поддержки МСП в г. Ивановской области можно предложить повышение коммуникаций и взаимодействия МСП и органов городской исполнительной власти. Предлагается внести изменения в критерии определения победителей в конкурсе на право получения финансовой помощи по программе «Кредитование коммерческими банками МСП». Основным критерием получения финансовой помощи по льготным условиям является «Пополняемость и оборачиваемость оборотных средств МСП». Максимальный балл по данному критерию составляет 6 п.п. Но для тех МСП, у которых нехватка оборотных средств является основным проблемным аспектом и именно по данной причине МСП планируют получить льготную финансовую поддержки от коммерческих банков Ивановской области, по данному критерию балл выходит минимальный и коммерческие банки отказывают в льготной финансовой поддержке. В результате выявлена проблема: МСП не хватает оборотных средств для получения льготной финансовой поддержки на увеличение оборотных средств. С целью устранения данной проблемы можно предложить увеличить балл по критерию «Пополняемость и оборачиваемость оборотных средств МСП» с 6 п.п. до 8 п.п. Тогда значимость критерия будет увеличена и по кассовому разрыву МСП смогут претендовать на получение льготной финансовой поддержке. В рамках данного мероприятия предлагается повысить количество баллов с 6 до 8. Данное повышение позволит приравнять «пополнение оборотных средств» к «инвестиции в основные средства».Также в качестве одного из предложений выступает расширение финансовой помощи МСП, которая заключается в финансирование деятельности МСП при условии что деятельность МСП является социальной. На сегодняшний день в Ивановской области уже реализуются процессы подготовки МСП к социальному предпринимательству в рамках действующих фондов: Наше будущее, Достижение молодых, Навстречу переменам, Фонд социальных инвестиций.Для расширения социального предпринимательства необходимо сформировать критерии отнесения МСП к социальному МСП. К подобным субъектам МСП относятся малые предприниматели, которые предоставляют рабочие места в общей численности не менее 50% социально незащищенным группам людей, к которым относят: инвалидов, родителей многодетных семей, пенсионеров, население предпенсионного возраста. Также в рамках сложной экономической обстановки, рекомендуется реализовать следующие мероприятия:1. Оказание помощи в закупочной деятельности по оборудованию для ведения предпринимательской деятельности: на основании 54-ФЗ от 22.05.2003 года в обязательном порядке введены он-кассы. А так как они являются дорогостоящим и не все представители малого предпринимательства имеют возможность приобрести данное оборудование. Следовательно, необходима мера финансовой поддержки для приобретения данного вида оборудования;2. Формирование специальных условий для осуществления межведомственного взаимодействия организаций, которые оказывают поддержку малому предпринимательству (консультационная помощь, формирование документации, электронный документооборот и пр.);3. Разработка и внедрение системы «магазин малых закупок»: развитие системы государственных и коммерческих закупок для малого предпринимательства в одном месте. Так же планируется повысить эффективность коммуникационной деятельности Правительства города и МСП. С этой целью можно предложить следующие направления: – внедрение единого регламента по сопровождению инновационных и инвестиционных проектов;– разработать инвестиционную карту Ивановскойобластиа, отражающей МСП, которые получили и получают поддержку разного вида;– запуск прямого коммуникационного канала МСП = Правительство региона;– повышение объема оказания финансовой поддержки МСП;– предоставление государственных гарантий;– разработка поддержки «одного окна» для субъектов МСП;– совместная разработка программ кредитования субъектов МСП с банковским сектором. Данные мероприятия направлены на расширение участия государственной власти Ивановской области в развитии МСП. С 2018 года в России действует государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», согласно которой государство поддерживает МСП путем внедрения цифровых технологий и упрощения налогообложения. Так, 2019 год стал последним годом, когда субъекты МСП будут обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность в бумажном виде. С 2020 года отчетность будет распознаваться налоговыми органами с помощью специального идентифицирующего робота, который также будет оповещать об имеющихся ошибках в отчетности. Также в редакции Налогового Кодекса содержатся изменения о том, что отчетность в бумажном виде предоставляется только МСП с численностью не более 15 человек, включая сотрудников, работающих по договорам гражданского характера. С 2021 года окончательно отменяется налоговая система в виде ЕНВД, как не соответствующая принципам взимания налогов. Предприятиям рекомендовано переходить на УСН, а предприниматели могут перейти на патентную систему налогообложения либо выбрать уплату налога на профессиональный доход. Система налогообложения является одним из эффективных стимулов создания предприятий МСП, поэтому налоговое стимулирование выступает одним из эффективных инструментов государственной поддержки МСП. Усиление налоговой нагрузки на малое предпринимательство способов снижения налоговой нагрузки. Это приводит к недополучению части налоговых доходов бюджетом. С целью совершенствования налогообложения субъектов МСП предлагается реализовать следующие направления:- применение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль;- разработка специализированных и индивидуальных налоговых льгот для малого предпринимательства;- возможность использования налоговых режимов (специальных) для освобождения от уплаты некоторых налогов;- применение для малого предпринимательства упрощенной формы налогового администрирования;- понижение региональных налоговых ставок для инвесторов, которые осуществляют финансирование деятельности малого предпринимательства.Развитие мер налогового стимулирования должно быть в первую очередь направлено на те виды экономической деятельности, в которых более всего заинтересовано государство. Следует снижать налоги, объектами которых выступают основные средства. В частности, следует снизить величину земельного и имущественного налога. Поскольку в текущей версии Налогового кодекса РФ, разрешено установление величины налога местными органами власти (ограничивается максимальный размер налоговых ставок), то следует рассмотреть возможность сокращения величины налоговых ставок по земельному и имущественному налогу для отраслей, которые в наибольшей степени пострадали от пандемии Covid-19. Также рекомендуется пересмотреть размер налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения. Сейчас в Ивановской области величина налоговой ставки по системе налогообложения «Доходы минус Расходы» составляет 6%. При этом регионы РФ обладают правом самостоятельно устанавливать величину налоговой ставки по УСН в пределах от 5 до 15%. Для того, чтобы стимулировать инвестиционную деятельность МП налоговую ставку рекомендуется снизить до минимального значения. Также при УСН субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать величину налога по методу начисления «Доходы» в размере от 1 до 6 % для некоторых категорий налогоплательщиков. Органы государственной власти также могут воспользоваться данной возможностью с целью дополнительного стимулирования отдельных видов деятельности. В качестве одного из направлений дальнейшего развития системы налогообложения малых и средних предприятий можно предложить внедрение торгового сбора. Поскольку в период пандемии многие розничные и оптовые магазины были вынуждены уйти в офлайн-режим (например, запустить собственные интернет-магазины, заключить сотрудничество с электронными торговыми площадками типа Ozon и Wildberriеs), налог на прибыль может быть частично заменен торговым сбором, представляющим из себя фиксированный платеж, осуществляемым торговыми площадками, на которых осуществляется торговля. Сложность реализации данного направления связана с необходимостью перерасчета налога на прибыль, а также возможностью использования данной льготы недобросовестными компаниями как способа ухода от налогов. Также рекомендуется перерасчитать величину взносов в государственные внебюджетные фонды. В 2020 году доходы значительной части субъектов МСП значительно упали, но перед предпринимателями осталась обязанность оплачивать заработную плату и вносить с заработной платы сотрудников социальные взносы. Предлагается разработать систему налоговых каникул, по которым субъекты МСП могут отсрочить оплату страховых взносов либо предоставить налоговые вычеты на оплату страховых отчислений. С целью повышения инвестиционного климата в Ивановской области предлагается реализовать следующие мероприятия:- освобождение от уплаты налоговых платежей в течение первых 2- х лет с начала регистрации и работы представителя малого предпринимательства;- предоставление налоговых выплат малому предпринимательству, занимающемуся инновационной и научной деятельностью;- установление на законодательном уровне максимально возможную налоговую нагрузку на представителей малого предпринимательства в размере 20%;- обеспечение условий для осуществления легализации предпринимательства, осуществляемого самозанятым населением.Таким образом, одной из эффективных мер по государственной поддержке МСП Ивановской области выступает совершенствование налогообложения субъектов МСП. В качестве направлений были определены меры по снижению налогового бремени предприятий, упрощение передачи отчетности в ФНС.ЗаключениеТаким образом, в результате написания магистерской диссертации были получены следующие выводы.Эффективное функционирование субъектов МСП служит приоритетным направлением социально-экономической политики Российской Федерации. По данным Росстат в России по состоянию на 01.01.2020 года зарегистрировано более 5,6 млн. субъектов МСП. При этом в Ивановской области зарегистрировано более 360 тысяч МСП. Обеспечить эффективное и качественное функционирование МСП как в Российской Федерации, так и в Ивановской области целесообразно с помощью эффективных мер поддержки государства в рамках специальных программ развития. Главным и приоритетным направлением государственной политики в области оказания поддержки малому и среднему предпринимательству служит организация благоприятного климата в сферах финансов и инвестиций, обеспечение оптимальных организационно-правовых условий. Приоритетным направлением также является поддержка малого предпринимательства в сельских районах. В Ивановской области, как и в ряде других субъектов России, существуют множество проблем, которые оказывают негативное влияние на развитие МСП. При этом предпринимательству мешают организационные, финансово-материальные проблемы, высокая зависимость от ряда факторов внешней среды, что значительно сдерживает его развитие. Для преодоления указанных проблем необходим комплекс мер, включающий экономические, правовые, организационные, что позволит сформировать благоприятную среду для развития МСП в регионе.В качестве направлений совершенствования механизма государственной поддержки МСП в Ивановской области предлагаются следующие направления:– совершенствование порядка предоставления в собственность объектов субъектам МСП имущества Ивановской области;– расширение участия предприятий МСП в государственном заказе Ивановской области;– направления совершенствования налогообложения субъектов МСП в Ивановской области.Государственная поддержка МСП в Ивановской области осуществлялась в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной помощи, правовой поддержки, поддержка ремесленников и социальных предпринимателей и т.д. Общее число субъектов МСП в Ивановской области составляет 359 777 предприятий. При этом наблюдается тенденция сокращения числа юридических лиц МСП и увеличение количества индивидуальных предпринимателей. Наиболее востребованным видом деятельности в МП является оптовая торговля (29%), а также розничная торговля (13%). Это связано с легкостью входя на рынок торговли, а также быстротой получения первой прибыли. Общий объем финансирования программ поддержки МСП составил 171 061 тыс. руб. вместо запланированных 186 761 тыс. руб. Фактический объем финансирования, менее запланированного на 15 700 тыс. руб. или на 8,41%. В работе были определены основные проблемы существующей системы государственной поддержки МСП в Ивановской области:1. Излишняя концентрация МСП в таких отраслях, как розничная и оптовая торговля. 2. Инфраструктурные ограничения, такие как сложности с подключением к водоснабжению и сетям электроэнергии, высокие темпы строительства, трудности с транспортной доступностью, ухудшение качества дорог. 3. Нехватка и качество трудовых ресурсов. 4. Неравномерность социально-экономического развития районов Ивановской области. Были выделены проблемные аспекты, с которыми регулярно сталкиваются МСП Ивановской области:– неравномерность социально-экономического развития районов Ивановской области, что приводит к повышению роста заработной платы в зависимости от близости к центральной части города, притягивание трудовых ресурсов в более развитые районы;– снижение привлекательности МСП как вида предпринимательской деятельности;– сокращение объемов реализованных товаров и услуг;– замедление экономического роста и вклада в экономику города;– преобладание субъектов МСП в сфере торговли, в то время как промышленность и инновационная деятельность остаются не популярными;– снижение конкурентоспособности МСП в сравнении с более крупными предприятия (аналитическое исследование). В качестве направлений совершенствования механизма государственной поддержки МСП в Ивановской области были определены следующие направления:1. Совершенствование порядка предоставления в собственность субъектам МСП имущества Ивановской областиБыло предложено повысить информированность субъектов МСП посредством СМИ и открытия горячей линии, упростить порядок регистрации прав собственности, обеспечить межведомственное электронное взаимодействие. Для устранения расхождений в Перечне объектов для передачи в собственность субъектам МСП рекомендуется создать в Комитете экономической политики и стратегического планирования отдела, ответственного за обновление и отслеживание данной информации. 2. Расширение участия предприятий МСП в государственном заказе Ивановской областиВ рамках сложной экономической обстановки, рекомендуется реализовать следующие мероприятия:– помощь в закупке оборудования, необходимого для предпринимательства;– создание условий для межведомственного взаимодействия между организациями, способствующими поддержке и развитию МСП в Ивановской области;– реализация магазина малых закупок. С целью упрощения решения части вопросов, связанных с вопросами ведения предпринимательства, рекомендуется модернизировать информационную поддержку МСП. В данном направлении предлагается:– внедрение единого регламента по сопровождению инновационных и инвестиционных проектов;– разработать инвестиционную карту Ивановской области, отражающей МСП, которые получили и получают поддержку разного вида;– запуск прямого коммуникационного канала МСП = Правительство региона;– повышение объема оказания финансовой поддержки МСП;– предоставление государственных гарантий;– разработка поддержки «одного окна» для субъектов МСП;– совместная разработка программ кредитования субъектов МСП с банковским сектором. 3. Усовершенствовать налогообложение субъектов МСП в Ивановской области:– применение пониженной ставки по налогу по прибыли;– разработка и применение индивидуальных для МСП налоговых льгот;– разработки и применение для МСП специальных налоговых режимов, а так же освобождение от уплаты некоторых налоговых платежей для ИП;– создание упрощенного налогового администрирования;– ведение упрощенной учетной деятельности (и бухгалтерской и налоговой).Таким образом, разработанные мероприятия позволят повысить эффективность государственной поддержки МСП в Ивановской области. Список литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 97 от 12.08.1998 г. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 N230-ФЗ. [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 38 от 14.08.1996 г.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// Российская газета. – №51 от 02.04.1999 г. Федеральный «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]// /КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 23.05.2023).Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения 23.05.2023).Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный доступ] – Режим обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/15.01.2020 (дата обращения 23.05.2023). Постановление Правительства Ивановской области от 30 июня 2014 года N 554 «О государственной программе Ивановской области «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Ивановской области» [Электронный ресурс] – Режим обращения: http://docs.cntd.ru/document/822403701 (дата обращения 23.05.2023).Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 30 марта 2018 года) // Российская газета. – № 76 от 07.05.2018 г. Лиленко, А.Т. К вопросу о государственной поддержке предпринимательства/ А.Т. Лиленко //Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2020. – № 1 (33). – С. 25-30.МСФО для предприятий МСП: учебник / под ред. В.Г. Гетьмана. –М.: ИНФРА-М, 2020. – 451 с. Мухаев, Р. Т. GovernmentRelations: теория, стратегии и национальные практики. Полное руководство: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 393 с.Единый реестр субъектов МСБ [Электронный доступ] – Режим обращения: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 23.05.2023). Комплексный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ивановской области [Электронный доступ] – Режим обращения: http://cipit.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2018/02/01/Комлекнсый_мониторинг_деятельности_2017.pdf (дата обращения 23.05.2023)Матюшов, М.В. Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании / М.В. Матюшов [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/rid_88289876812d4be8905abd9feec1bdc9.pdf (дата обращения 23.05.2023)Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017-2021 годы (с изменениями на 8 сентября 2020 года) [Электронный ресурс] – Режим обращения: http://docs.cntd.ru/document/456035469 (дата обращения 23.05.2023)Отчет Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Ивановской области [Электронный доступ] – Режим обращения:derit.ivanovoobl.ru (дата обращения 23.05.2023)Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 23.05.2023)Официальный сайт Центра развития и поддержки предпринимательства Ивановской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://xn--37-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/ (дата обращения 23.05.2023)

Список литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.05.2020) [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 97 от 12.08.1998 г.
2.Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006 N230-ФЗ. [Электронный ресурс]// Российская газета. – № 38 от 14.08.1996 г.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// Российская газета. – №51 от 02.04.1999 г.
4.Федеральный «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс]// /КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».
5.Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 23.05.2023).
6.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный доступ] – Режим обращения: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (дата обращения 23.05.2023).
7.Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный доступ] – Режим обращения: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/15.01.2020 (дата обращения 23.05.2023).
8.Постановление Правительства Ивановской области от 30 июня 2014 года N 554 «О государственной программе Ивановской области «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Ивановской области» [Электронный ресурс] – Режим обращения: http://docs.cntd.ru/document/822403701 (дата обращения 23.05.2023).
9.Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 30 марта 2018 года) // Российская газета. – № 76 от 07.05.2018 г.
10.Лиленко, А.Т. К вопросу о государственной поддержке предпринимательства/ А.Т. Лиленко //Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2020. – № 1 (33). – С. 25-30.
11.МСФО для предприятий МСП: учебник / под ред. В.Г. Гетьмана. –М.: ИНФРА-М, 2020. – 451 с.
12.Мухаев, Р. Т. Government Relations: теория, стратегии и национальные практики. Полное руководство: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 393 с.
13.Единый реестр субъектов МСБ [Электронный доступ] – Режим обращения: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 23.05.2023).
14.Комплексный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ивановской области [Электронный доступ] – Режим обращения: http://cipit.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2018/02/01/Комлекнсый_мониторинг_деятельности_2017.pdf (дата обращения 23.05.2023)
15.Матюшов, М.В. Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании / М.В. Матюшов [Электронный ресурс]. – Режим обращения: http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/rid_88289876812d4be8905abd9feec1bdc9.pdf (дата обращения 23.05.2023)
16.Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017-2021 годы (с изменениями на 8 сентября 2020 года) [Электронный ресурс] – Режим обращения: http://docs.cntd.ru/document/456035469 (дата обращения 23.05.2023)
17.Отчет Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Ивановской области [Электронный доступ] – Режим обращения: derit.ivanovoobl.ru (дата обращения 23.05.2023)
18.Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 23.05.2023)
19.Официальный сайт Центра развития и поддержки предпринимательства Ивановской области [Электронный доступ] – Режим обращения: https://xn--37-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/ (дата обращения 23.05.2023)