Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Отражение понятия «музыкальные способности» в отечественной и зарубежной литературе 5
2. Формирование музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ 9
3. Особенности организации музыкально-ритмической деятельности у детей старшего дошкольного возраста 12
Заключение 22
Список литературы 24
Система Орфа предполагает собой использование инструментов – это основа музыкального развития ребёнка. Инструмент может, сделан из любого материала, любой формы и раскраски:- дудочка;- барабан;- ложки;- цимбалы;- маракасы; - трещотка и т.д.Выделим основные преимущества методики К. Орфа:- организация практики по методики достаточно проста и доступна каждому музыкальному преподавателю, учителю или руководителю. Главное изначально понять и выделить для себя важное; - система легко взаимодействует с другими различными методикам и формами работы за счёт своей универсальности; - даёт возможность развивать любого ребёнка с любыми базовыми знаниями. По нашему мнению методика К. Орфа – это лучшая методика, которая достаточно хорошо влияет на все сферы развития. Можно использовать методику К. Орфа с методиками из области музыкальной терапии. Как в пассивной, так и активной форме. Например, музыкальная терапия (релаксация) с спокойным движением. Возможно так же применение техник арт-терапии. Большую пользу в развитии коммуникативных навыков оказывают музыкально – дидактические и театрализованные игры, развивающие слуховое внимание детей, ритмический слух. Средствами таких игр формируется ритмическое чувство, укрепляется координация движений, согласованность.Дидактическая игра пользуется большим спросом в дошкольных учреждениях. Задача обучение и развитие. Задачи скрыты для детей, они отходят на второй план, первый план – игра. Дидактическая игра – это обучение, через игру. Такой вид позволяет педагогу добиться поставленных целей и результатов. Дидактическая игра развивает:- общую и мелкую моторику;- произвольное внимание;- сенсорные способности;- музыкальный слух;- воображение и ассоциации;- мышление; Содержание дидактической игры зависит от программы обучения учреждения. Игровые элементы и действия не определяются самостоятельно без поставленной задачи. Например, в логопедической группе музыкально-дидактическая игра – развивает коммуникативные навыки. Театрализованная игра начинает развиваться в период с 3х до 7 лет. Этот период развития подражания своему персонажу, переживания и понимания деятельности. В настоящее время театрализованная игра не рассматривается, как отдельный вид игры, она входит в комплекс всех видов игр. Одни учёные считают, что это театрализованная игра, это некий вид проявления «драматизации». Л.С Выготский писал, что, «всякая драма связана с игрой», исходя из этого, можно сделать вывод, что в любой игре есть драма [12]. Следует отметить, что Л.С. Выготский был первым отечественным педагогом, который считал, что применения музыкально-ритмической деятельности в развитии дошкольника играет большую роль и влияет на его полноценное становление личности. В игре – драме дети стараются перевоплотиться в героев, ведут поиски новых интересных путей и выходов, в той или иной выдуманной или описанной в книжке задумок. Музыкальная игра – помогает настроить контакт между ребёнком и взрослым. Также музыкальная игра, это возможность постичь что-то новое для ребёнка. В музыкальной игре чаще всего используют также дыхательные техники, «гипносон» (отдых под музыку) и т.д.Заключительный этап. В процессе реализации непосредственной образовательной музыкальной деятельности можно использовать и упражнения с предметами, и игры, и исполнение коммуникативных танцев или их фрагментов, и круговые танцы, народные хороводные игры, которые вызывают у детей чувство удовольствия и радости.Резюмируя вышесказанное, методика формирования коммуникативной компетенции дошкольников может быть основана на всех видах музыкальной деятельности. Но именно в ритмическом движении ребенок раскрывает свой потенциал, раскрепощается, становится увереннее в собственных силах. Формирование коммуникативных качеств в этом случае происходит естественным образом.Анализируя изученный материал можно сделать вывод о том, что коммуникативные навыки дошкольников зависят от ряда факторов. Так, общение ребенка со сверстниками не менее важно, нежели общение с взрослыми. При этом как семья, так и детский коллектив формируют личность будущего человека. Ребенок, взаимодействуя, учится познавать мир, сопереживать, воспитывает ответственность, самостоятельность и «чувство плеча». Иными словами без развития коммуникативных навыков невозможно формирование разносторонне развитой личности.Музыкально-ритмическая деятельность представляет собой один из видов творческой деятельности, в которой содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основной является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.Методика повышения коммуникации дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности предполагает включение ее во все виды детской деятельности - от воспитательно-образовательной деятельности до режимных моментов.ЗаключениеНами был проведен теоретический анализ, который показал, что на сегодняшний день существует большое количество противоречий по теме развития художественного вкуса. Музыкальные способности – это один их главных элементов эстетики, который формируется под воздействием множества факторов. Было выявлено, что сегодня к развитию музыкальных способностей относятся достаточно серьезно, но при этом многие учителя затрудняются в подборе правильных методик, которые будут работать в комплексе. Музыкальные способности – это главный элемент в полноценном развитии ребёнка, который формирует в личности эстетические качества. Ребёнок, который имеет высокий музыкальные способности, наделён он понимает творчество не только на поверхностном уровне, но и разбирается в его гармонических элементах. Нами были так же рассмотрены основные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. В младшем возрасте – ребёнок начинает осознавать мир по-новому. Это связанно с тем, что в его жизни начинается серьёзный школьный этап. Исходя из этого, многие учителя должны обратить внимание на организацию образовательного процесса в игровой форме. Дети дошкольного возраста – это возраст, когда ребёнок ещё не понимает грани между развитием дошкольника и школой, поэтому чтобы смягчить его адаптацию к новым условиям следует использовать на занятиях игровые методики [9, с. 12]. Многие исследователи считают, что именно в младшем школьном возрасте следует уделить большее внимание развитию художественного вкуса, так как ребёнок начинается познавать этот мир совершенно по-другому. Он начинает самостоятельно анализировать синтетические связи, понимать художественные элементы и сопоставлять их музыкой. Следует отметить, что большинство авторов придерживаются мнения, что именно материнская забота с первых дней малыша способствует развитию художественного вкуса. Это происходит через показ картинок, окружающего мира, пения колыбельных и детских песен, прослушивания классической музыки. Так же следует отметить, что музыкальные способности не может развиваться без музыкального воздействия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на музыкальных занятиях педагог должен стараться работать с двумя сферами. Теоретический анализ позволил нам определить основные методики и направления работы по формированию музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях музыки в общеобразовательной школе. Список литературыАрчажникова, Л. Г. Методика музыкального воспитания[Текст] / Л.Г. Арчажникова. – М.: МГЗПИ, 1990. - 52 с.Ветлугина, H.A. Музыкальное развитие ребенка[Текст]/ Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1997. - 415 с. Выготский, Л. С. Воспитание и личность / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1978. -344 с. – ISBN 5-09-001760-3.Гатауллина, Н.Т. Совершенствование вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности: в условиях православных учебных заведений [Текст]/ Н.Т. Гатаулина. – М.: Педагогика, 2018. – 342 с. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства[Текст]/ К.С. Давлетова. - М.: Педагогика, 1966. - 349с.Золкин, А.Л. Эстетика [Текст]/ А.Л. Золкин. – М.: Юнити, 2012. – 447 с. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст]/ К.Э. Изард. — СПб.: Питер, 2006. - 463 с. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст]/ Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение1989. - 191 с.Кащенко,Н. А. Коррекционная педагогика[Текст] / Н. А. Кащенко. – М.: Психология, 2001. -288 с.Киященко,Н. И. Эстетическое творчество[Текст]/ Н.М. Киященко. – М.:Просвещение, 1984. - 110 с.Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст]/ Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. - 304 с.Лисина, М. И. Психология детства [Текст]/ М. И. Лисина. – М.: Педагогика 1980. - 242 с.Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие [Текст]/ Л.И. Маленкова. – М.: Педагогика,2002.-480 с.Мухина, B.C. Детская психология: учебное пособие [Текст]/ B.C. Мухина. – М.: Музыка, 2005.-445 с.Немов, Р. С. Общая психология[Текст]/ Р. С. Немов – М.: Юрайт, 2014. – 739 с. Никитин, И.П. Эстетика [Текст]/ И.П. Никитин. – М.: Юрайт, 2012. – 674 с. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст]/ Я. А. Понамарев. - М.: Педагогика,1976. - 280 с. Портер, А. Психология [Текст]/ А. Портер. – М.: Бомбер, 2022. – 256 с. Сивкова,Н. И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников [Текст]/ Н.И. Сивкова. – Екатеринбург: Музыка, 1999. - 57с.Сивухина, Е. А. Формирование музыкальных способностейучащегося намузыкальных занятиях: на материале учебно-воспитательной работы вфортепиано - исполнительском классе [Текст] / Е.А. Сивухина. – М.: Эксмо,2007. - 54 с. Стрихар, О. И. Формирование музыкально-эстетического вкуса икругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на занятиях музыки [Текст]/ О.И. Стрихар // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 423-425.Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст]/ Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. - 355 с.Челышева, Т.В. Спутник учителя музыки [Текст]/ Т.В. Челышева. - М.: Просвещение. 1993. - 198 с.Шаров, Ю. В. Вкус надо воспитывать [Текст]/ Ю.В. Шаров. - НСК.: Новосибирскоекнижное издательство, 1960. - 80 с.ЭльконинД.Б. Психология воспитания [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1984. - 432 с.
2. Ветлугина, H.A. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1997. - 415 с.
3. Выготский, Л. С. Воспитание и личность / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1978. -344 с. – ISBN 5-09-001760-3.
4. Гатауллина, Н.Т. Совершенствование вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности: в условиях православных учебных заведений [Текст]/ Н.Т. Гатаулина. – М.: Педагогика, 2018. – 342 с.
5. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства [Текст] / К.С. Давлетова. - М.: Педагогика, 1966. - 349 с.
6. Золкин, А.Л. Эстетика [Текст] / А.Л. Золкин. – М.: Юнити, 2012. – 447 с.
7. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. — СПб.: Питер, 2006. - 463 с.
8. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение 1989. - 191 с.
9. Кащенко, Н. А. Коррекционная педагогика [Текст] / Н. А. Кащенко. – М. : Психология, 2001. - 288 с.
10. Киященко, Н. И. Эстетическое творчество [Текст] / Н.М. Киященко. – М. :Просвещение, 1984. - 110 с.
11. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] / Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
12. Лисина, М. И. Психология детства [Текст] / М. И. Лисина. – М.: Педагогика 1980. - 242 с.
13. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие [Текст] / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогика,2002.- 480 с.
14. Мухина, B.C. Детская психология: учебное пособие [Текст] / B.C. Мухина. – М.: Музыка, 2005.- 445 с.
15. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов – М.: Юрайт, 2014. – 739 с.
16. Никитин, И.П. Эстетика [Текст] / И.П. Никитин. – М.: Юрайт, 2012. – 674 с.
17. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Понамарев. - М.: Педагогика,1976. - 280 с.
18. Портер, А. Психология [Текст] / А. Портер. – М.: Бомбер, 2022. – 256 с.
19. Сивкова, Н. И. Влияние инноваций на формирование мотивации обучения современных школьников [Текст] / Н.И. Сивкова. – Екатеринбург: Музыка, 1999. - 57 с.
20. Сивухина, Е. А. Формирование музыкальных способностей учащегося на музыкальных занятиях: на материале учебно-воспитательной работы в фортепиано - исполнительском классе [Текст] / Е.А. Сивухина. – М.: Эксмо,2007. - 54 с.
21. Стрихар, О. И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на занятиях музыки [Текст] / О.И. Стрихар // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 423-425.
22. Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. - 355 с.
23. Челышева, Т.В. Спутник учителя музыки [Текст] / Т.В. Челышева. - М.: Просвещение. 1993. - 198 с.
24. Шаров, Ю. В. Вкус надо воспитывать [Текст] / Ю.В. Шаров. - НСК.: Новосибирское книжное издательство, 1960. - 80 с.
25. Эльконин Д. Б. Психология воспитания [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1984. - 432 с.