Методика изучения эвфемизмов на уроках русского языка в 5 классе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 04.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ 5
1.1 Понятие эвфемизм в русском языке 5
1.2 Место изучения эвфемизмов в курсе русского языка в 5 классе 10
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ЭВФЕМИЗМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ 15
2.1 Формы, методы изучения эвфемизмов на уроках русского языка в 5 классе 15
2.2 Анализ учебников по русскому языку на предмет изучения темы эвфемизмов в 5 классе. Комплекс упражнений по изучению эвфемизмов на уроках русского языка в 5 классе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Упражнения, направленные на формирование умения моделировать эвфемизмы и создавать собственные.Упражнения, направленные на формирование умения использовать эвфемизмы в собственной речи (устной и письменной) и редактировать собственную речь в соответствии с коммуникативной ситуацией.Можно предложить следующие упражнения:Попробуй найти объяснение следующим эвфемизмам: человек с ограниченными возможностями здоровья;решить проблему с носом;технический персонал, клининг-менеджер;пожилой человек;воздушная поддержка;оптимизация;фантазировать;принимать подарки;представительный мужчина;наивный человек.Найди эвфемизмы, попробуй их объяснить:«Про Калиновича как мужчины, так и дамы, его видевшие, тоже говорили, что он нехорош собой, но имеет чрезвычайно умное выражение в лице».«Парубок заметил тот же час, что отец его любезной не слишком далек, и в мыслях принялся строить план, как бы склонить его в свою пользу».«Девушки подняли крик, перемешались; но после, ободрившись, перебежали на другую сторону, увидя, что Каленик не слишком был скор на ноги».«К этому присоединились еще увеличенные вести о чуде, виденном волостным писарем в развалившемся сарае, так что к ночи все теснее жались друг к другу; спокойствие разрушилось, и страх мешал всякому сомкнуть глаза свои; а те, которые были не совсем храброго десятка и запаслись ночлегами в избах, убрались домой»«В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась, и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу».«Секретарь, не получавший подарков лет десять, возразил на это, что стряпчий подлец, а стряпчий отвечал, что не подлец, а тот подлец, кто платки из карманов ворует, и ударил секретаря вдругорядь в щеку». «Видно, однако же, что, для подкрепления угасающих сил, он нередко прибегает к напитку, вследствие чего и нос его приобрел все возможные оттенки фиолетового цвета».Найди фразеологические эвфемизмы, попробуйте их объяснить.Он приехал к нам двадцать лет назад, и, сам когда-то пострадавший от зелёного змия, ужаснулся.Отец его, когда-то директор крупного завода на Урале, давно почил в бозе.Зорин, напротив, уверял меня, что если доктора и смотрители жёлтого дома не безумные, так по одному упрямству и злобе не хотят видеть, что у него вместо правой ноги отличная гитара.Найди в газетной статье эвфемизмы, попробуйте их объяснить.РИА Новости. От 16.03.2015. Отрывок из статьи «Минфин: проблемы Греции с ликвидностью незначительные»: Отвечая на вопрос о погашении долга, министр финансов страны ЯнисВаруфакис сообщил, что проблемы Греции с ликвидностью «незначительные и маленькие», а реструктуризация долга поможет стране выплатить его. «Помогите нам расти, и мы сможем погасить долг», – приводятся его слова на сайте немецкого телеканала.Предложи примеры жизненных ситуаций, при которых можно было бы использовать следующие эвфимизмы:звезд с неба не хватает;полный;ограниченные возможности здоровья;позаимствовать;товар повышенного спроса;сотрудница клининговой компании.Какую лексику маскируют данные слова?Таким образом, можно говорить о том, что в учебниках по русскому языку для 5 класса нет упражнений на эвфемизмы. Мы предложили ряд упражнений, которые могут быть использованы.ЗАКЛЮЧЕНИЕРечь человека богата и интересна, она может многое сказать о его культуре и личных качествах. Умение следить за речью и владеть языком показывает моральный облик человека, его мировоззрение. Все эмоции, чувства, мысли передаёт наше слово. Оно может сделать нас близкими – объединять людей (кооперация), а может стать началом разъединения, противостояния, конфронтации. Нас связывает язык, он помогает познавать мир и развиваться. Чтобы понимать и быть понятым, важно правильно употреблять те или иные слова. Для этого применяется масса средств, в т.ч. и эвфемизмы.Эвфемизмы в целом являются средством замены слов, выражений грубой направленности, табуированной лексики на выражения более мягкого, благозвучного характера. Также эвфемизмы используются в тех случаях, когда именовать объект его реальным наименованием недопустимо по иным соображениям.Подлинное разнообразие организации словесного материала для создания речевого акта – эвфемизм, очень широко. Эвфемизм диалогичен: он направлен на собеседника и используется исходя из этой направленности.Эвфемизмы в курсе русского языка в 5 классе прямо не изучаются, однакоопосредованно целый ряд тем могут быть с ними связаны. При этом знание эвфемизмов крайне важно для обучающихся в их общении с другими членами социуме и формировать эти знания, а также навыки применения эвфемизмов, следует как можно раньше. Как следствие, для восполнения пробела в изучении эвфемизмов в современной учебно-методической литературе педагогу необходимо самостоятельно разрабатывать и применять различные упражнения для изучения эвфемизмов в 5 классе. При изучении эвфемизмов уроках русского языка в 5 классе можно использовать такие методы как объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод., метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Работа может вестись в индивидуальной, групповой, парной форме. В настоящее время эвфемизмы в курсе основной школы в целом и в 5 классе в частности не проходятся, они затрагиваются опосредованно. Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвдюшкиннаА.А. Понятие эвфемизма. Эвфемизм как средство выражения гендерной вежливости / А.А. Авдюшкина, А.С. Солодилова // Научный вестник, 2022. – № 11-4 (97). – С. 50-52.Алимов Т.Э. Функции политических эвфемизмов / Т.Э. Адимов, К.Б. Фазилова // Вестник науки и образования, 2022. – № 8 (128). – С. 41-43.Арсентьева Ю.С. Аспекты изучения эвфемизмов в английском и русском языках / Ю.С. Арсентьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. – № 127. – С. 136-142.Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.А. Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Прросвешение, 2018. – 239 с.Дегтярева А.Р. К вопросу о функциональной классификации эвфемизмов русского языка / А.Р. Дегтярева, М.А. Осадчий // Вестник Кемеровского государственного университета, 2012. – № 2. – С. 128-132.Зверева М.И. Эвфемизм как разноаспектное понятие / М.И. Зверева // Филология: научные исследования, 2018. – № 3. – С. 13-18.Кудряшова А.П. Об использовании эвфемизмов / А.П. Кудряшова // Форум молодых ученых, 2018. – № 4 (20). – С. 758-762.ЛадыженскаяТ.А. Русский язык. 5 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 223 с.ЛадыженскаяТ.А. Русский язык. 5 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 207 с.Ларин Ю.А. История русского языка и обще языкознание (избранные работы): учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.А. Ларин. – М.: Просвещение, 1977. МилоенкоЕ.О. Специфика функционирования эвфемизмов в индивидуальном лексиконе: автореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.02.19 / Е.О. Милоенко. – Курск, 2009. – 23 с.Минюань С. Влияние заимствованнных эвфемизмов на эвфемизмы русского языка / С. Минюань // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Сборник материалов XLI Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 87-92.Москвин В.П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка: эвфемия: псевдоэвфемия, криптолалия, эхопов язык, дезинформации, образцовая выразительность / В.П. Москвин. – 2-е изд. – М.: ЛЕНАНД, 2007. – 260 с.Никитина И.Н. Социальные эвфемизмы в современных русском и английском языках / И.Н. Никитина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2011. – № 7. – С. 54-57.Пастухова О.Д. Об эвфемизмах и табу / О.Д. Пастухова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2017. – № 11-1 (77). – С. 141-144.Пестова М.С. Эвфемизмы в деловом дискурсе / М.С. Пестова, А.О. Кагалева // Перевод и сопоставительная лингвистика, 2013. – № 9. – С. 92-95.ПодласыйИ.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2013. – 777 с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 23.05.2023).Примерная рабочая программа основного общего образования русский язык (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/7dca02ecacbff7a8a5b2f1ec40a06ac5.pdf (дата обращения: 23.05.2023).Разумовская М.М. Русский язык 5: учебник: в 2 ч. Ч. 1 / М.М. Разумовская, С.Т. Львов, В.И. Капинос и др. – 9-е изд., стер. – М.: Просвещение: Дрофа, 2020. – 192 с.Разумовская М.М. Русский язык 5: учебник: в 2 ч. Ч. 2 / М.М. Разумовская, С.Т. Львов, В.И. Капинос и др. – 9-е изд., стер. – М.: Просвещение: Дрофа, 2020. – 159 с.Русский язык: 5 класс: методическое пособие к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2019. – 260 сСластенинВ.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.СолодиловаИ.А. Критерии идентификации эвфемизмов / И.А. Солодилова, Т.Ю. Соколова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. – № 11 (211). – С. 73-78.Шмелев А.Д. Русский язык. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович; под ред. А.Д. Шмелева. – 6-е изд., стер. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 319 с.Шмелев А.Д. Русский язык. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович; под ред. А.Д. Шмелева. – 6-е изд., стер. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 315 с.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / С.Д. Якушева. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 254 с.
2. Алимов Т.Э. Функции политических эвфемизмов / Т.Э. Адимов, К.Б. Фазилова // Вестник науки и образования, 2022. – № 8 (128). – С. 41-43.
3. Арсентьева Ю.С. Аспекты изучения эвфемизмов в английском и русском языках / Ю.С. Арсентьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011. – № 127. – С. 136-142.
4. Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.А. Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Прросвешение, 2018. – 239 с.
5. Дегтярева А.Р. К вопросу о функциональной классификации эвфемизмов русского языка / А.Р. Дегтярева, М.А. Осадчий // Вестник Кемеровского государственного университета, 2012. – № 2. – С. 128-132.
6. Зверева М.И. Эвфемизм как разноаспектное понятие / М.И. Зверева // Филология: научные исследования, 2018. – № 3. – С. 13-18.
7. Кудряшова А.П. Об использовании эвфемизмов / А.П. Кудряшова // Форум молодых ученых, 2018. – № 4 (20). – С. 758-762.
8. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 223 с.
9. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учебник: в 2 частях. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 207 с.
10. Ларин Ю.А. История русского языка и обще языкознание (избранные работы): учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.А. Ларин. – М.: Просвещение, 1977.
11. Милоенко Е.О. Специфика функционирования эвфемизмов в индивидуальном лексиконе: автореферат дис. … кандидата филологических наук: 10.02.19 / Е.О. Милоенко. – Курск, 2009. – 23 с.
12. Минюань С. Влияние заимствованнных эвфемизмов на эвфемизмы русского языка / С. Минюань // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Сборник материалов XLI Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 87-92.
13. Москвин В.П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка: эвфемия: псевдоэвфемия, криптолалия, эхопов язык, дезинформации, образцовая выразительность / В.П. Москвин. – 2-е изд. – М.: ЛЕНАНД, 2007. – 260 с.
14. Никитина И.Н. Социальные эвфемизмы в современных русском и английском языках / И.Н. Никитина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2011. – № 7. – С. 54-57.
15. Пастухова О.Д. Об эвфемизмах и табу / О.Д. Пастухова // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2017. – № 11-1 (77). – С. 141-144.
16. Пестова М.С. Эвфемизмы в деловом дискурсе / М.С. Пестова, А.О. Кагалева // Перевод и сопоставительная лингвистика, 2013. – № 9. – С. 92-95.
17. Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И.П. Подласый. – М.: Юрайт, 2013. – 777 с.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 23.05.2023).
19. Примерная рабочая программа основного общего образования русский язык (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/7dca02ecacbff7a8a5b2f1ec40a06ac5.pdf (дата обращения: 23.05.2023).
20. Разумовская М.М. Русский язык 5: учебник: в 2 ч. Ч. 1 / М.М. Разумовская, С.Т. Львов, В.И. Капинос и др. – 9-е изд., стер. – М.: Просвещение: Дрофа, 2020. – 192 с.
21. Разумовская М.М. Русский язык 5: учебник: в 2 ч. Ч. 2 / М.М. Разумовская, С.Т. Львов, В.И. Капинос и др. – 9-е изд., стер. – М.: Просвещение: Дрофа, 2020. – 159 с.
22. Русский язык: 5 класс: методическое пособие к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2019. – 260 с
23. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
24. Солодилова И.А. Критерии идентификации эвфемизмов / И.А. Солодилова, Т.Ю. Соколова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. – № 11 (211). – С. 73-78.
25. Шмелев А.Д. Русский язык. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович; под ред. А.Д. Шмелева. – 6-е изд., стер. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 319 с.
26. Шмелев А.Д. Русский язык. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович; под ред. А.Д. Шмелева. – 6-е изд., стер. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 315 с.
27. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / С.Д. Якушева. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 254 с.