Семейная система. Дисфункциональная семья. Роли и правила в дисфункциональной семье

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 16 16 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 24.06.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
1. Введение….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….….3
2. Семья как система…….….….….….….….….….….….….….….….….….4
3. Распределение ролей в дисфункциональной семье…….….….….……..12
4. Заключение…….….….….….….….….….….….….….….….….….…….15
5. Список использованной литературы…….….….….….….….….….…....16
Фрагмент для ознакомления

Однако, когда проблема становится очевидной, члены семьи чувствуют себя неудобно ее обсуждать и не знают как найти выход из трудной ситуации. Все члены семьи находятся в болезненном состоянии, что делает невозможным самостоятельно справиться с проблемой. В то же время, помощь из вне не может прийти, поскольку никто не знает о проблеме или стесняется открыть ее обсуждение. В этой ситуации близкие люди могут узнать о возможных лечебных центрах и методах лечения, но не могут передать эту информацию внутри закрытой семейной системы. Круг, который окружает семью, блокирует помощь извне и не позволяет проблеме найти выход и решение.Такое состояние семейной системы может продолжаться на протяжении многих лет, где зависимый член не приносит никакой пользы и не выполняет свои обязанности, распределяя равномерно нагрузку на всех других членов семьи. Это становится тяготой и обузой для всей семьи, и с каждым годом эта нагрузка увеличивается, и ресурсы семьи постепенно истощаются. В таких условиях выживание становится трудным, а первоначальное значение семьи и ее смысл утрачиваются. Распределение ролей в дисфункциональной семье Правила, которые были установлены, определяют, что каждый член семьи должен быть готов поддержать других в беде и стать опорой в борьбе с болезнью. Каждый из них может выразить свою помощь по-своему. В такой ситуации, супруг или супруга вынуждены выступать как костыль и главный спонсор болезни. Но это не означает, что это помощь будет идеальна. Ведь, когда члены семьи не могут контролировать количество употребляемого алкоголя и наркотиков в случае химической зависимости, они начинают контролировать последствия. В результате этого появляется определенное попустительство, которое объясняется желанием защитить человека от боли. Однако, такое поведение направлено не столько на защиту самого человека, сколько на защиту всей семьи от нежелательных последствий. Именно из-за этого потакательная позиция может усугубить ситуацию и продлить болезнь. Покрывая человека, который страдает от зависимости, член семьи помогает ему избежать болезненных ситуаций и избегать признания проблемы. Он в определенной мере оттягивает настоящий момент правды и не позволяет человеку понять связь между болезнью и причиной ее возникновения.В печальной пьесе, разыгрываемой на фоне алкоголизма или наркомании, на роль главных жертв приходят дети. Маленькие невинные души, увязшие в бездонной пропасти наркотической зависимости своих родителей. Эти дети оказываются в группе особого риска –им грозит упасть в глубокий колодец алкоголизма или наркомании, а также столкнуться с внутренними трудностями, особенно взрослея. Именно поэтому каждый ребенок, оставленный наедине со своими мучениями и тяжелыми мыслями, нуждается в помощи. Из опыта знаем, что дети реагируют на данную проблему по-разному. Одни пытаются помочь и защитить того родителя, который не употребляет алкоголь или наркотики. Другие, не смотря на все, стараются защитить зависимого родителя. Некоторые даже рискуют конфронтировать и попытаться остановить его, а многие просто ощущают сильный стресс и испытывают неприятные эмоции, и как следствие у них могут начаться трудности в школе или других сферах жизни. Для выживания в непростой семейной ситуации дети вырабатывают свои собственные, уникальные, стратегии. Они защищаются как могут, чтобы почувствовать себя в безопасности. Действующие основательно и конкретно в детстве, эти механизмы защиты могут оказаться вредными во взрослой жизни - стать источником различных проблем.Некоторые дети выделяются в семье, обладая первоклассными навыками и особым подходом к жизни. Они становятся героями, «вывесками» семьи. В доме они берут на себя дополнительные обязанности, отлично успевают в учебе, становятся лидерами и организаторами жизни семьи. Их ставят на почетное место, чтобы продемонстрировать, насколько они зрелые и ответственные. Как маленькие взрослые, они стремятся получить любовь и одобрение своих родителей, поэтому они должны быть всегда первыми. Следующий ребенок вынужден выделиться из толпы за счет своего бунтарства. Его жизнь похожа на каталог неудач: место героя занято, и он получает крики и шлепки по попе вместо одобрения. Поле пересажено "маленьким злодеем", у которого нет другого выбора, кроме как привлекать внимание. Они страдают от чувства нелюбви, ненужности и неважности, что заставляет их вести себя нагло и вызывающе, пытаясь отомстить, когда вырастут. Но за маской закоснелого мятежника скрывается страх, отвержение и неадекватность, чему часто не уделяется должного внимания.Однако, когда первые две роли заняты, на сцену выходит "миротворец" и "спасатель". Этот ребенок принимает на себя роль шута, миря всех и сглаживая конфликты. Но за этим показным весельем скрывается испуганный ребенок, который играет роль буфера, чтобы скрыть свои страхи и тревоги.В дисфункциональной семье четвертая роль принадлежит "потерянному ребенку". Он остается без внимания и заботы, вынужденный зависеть только от своих собственных ресурсов. Его внутренний мир богат, но его чувства и эмоции подавляются, что заставляет его чувствовать себя неуверенным в себе и своих способностях. В то время как другие дети, воспитанные в таких семьях, могут столкнуться с проблемами выражения чувств и эмоций, потерянный ребенок может никогда не обрести уверенности и стать эмоционально здоровым взрослым. Он может стать манипулятором, который нуждается в контроле над другими, чтобы чувствовать свою ценность. Спасатели, которые в детстве старались заботиться о других, могут стать жертвами манипуляций окружающих, что усложняет их контроль над жизнью. Некоторые "потерянные дети" никогда не осознают своих личных потребностей и продолжают заботиться о других, поэтому им трудно добиться успеха в жизни. Бунтари могут столкнуться с трудностями, связанными с ассимиляцией в обществе, и могут обнаружить, что общественная среда не соответствуют их потребностям и угасают в асоциальной жизни.В дисфункциональныхсемьях редко можно встретить чистый тип ребенка. Обычно юные существа успевают побывать в нескольких ролях, исполняя несколько функций в одной семье. Особенно остро это проявляется среди детей алкоголиков, которые, по статистике, составляют до 50-60% всех алкоголиков в обществе.Удручающий факт заключается в том, что поведение химически зависимых лиц как членов семьи становится привычным. Именно негибкая реакция и повторяемость событий закрепляют дисфункциональные модели поведения и реагирования. Бездействие, страх перед новым и нежелание измениться делают членов семьи реактивными и боязливыми в любой жизненной ситуации. При этом образ жизни из активного превращается в реактивный.Если ничего не менять и не принимать меры для изменения семейной динамики, родственники продолжат играть свои роли вечно. Такие алкогольные патологии не оставляют выбора, они вечно сохранивают свои маски несчастных людей. Велика вероятность того, что они будут экспрессивными и застывшими на всю жизнь. Это навсегда закрепит распределение ролей в семье и, соответственно, влияние дисфункциональных переживаний останется во всей их новой семье. Такие семьи являются питательной почвой для рождения новых полных недостатков личностей, их поколений алкоголиков, наркоманов и других инвалидов семейной динамики.ЗаключениеТаким образом, семейная система играет важную роль в формировании личности и дальнейшей жизни человека. Однако, дисфункциональная семья может привести к негативным последствиям, включая психологические проблемы и социальную дезадаптацию. Роли и правила в дисфункциональной семье могут быть негативными, ограничивающими и приводящими к конфликтам. Проведение психологической коррекции и положительного воздействия на семейную систему может помочь изменить отрицательные аспекты и укрепить семейные связи. Важно осознать, что способность принимать и поддерживать положительные отношения в семье важна для здоровья и благополучия каждого члена семьи.Список литературыСтаршенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей Психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006. – 368 c.

1. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей Психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006. – 368 c.