«Особенности предупреждения нарушений чтения и письма у младших школьников»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 37 37 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 21.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1 Феномен дислексии и дисграфии в научной литературе 5
2 Содержание процесса предупреждения нарушений чтения и письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 13
3 Анализ методов предупреждения нарушений чтения и письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
Заключение 32
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления

Кроме того, автор предлагает ряд упражнений на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста среди которых выделяет:называние букв, правильно или зеркально записанных;составление букв из палочек;определение буквы на ощупь;узнавание букв, записанные на спине (дермолексия);подбор слога на заданный звук;составление слогов из букв разрезной азбуки;составление слоговых схем;подбор слов к звуковым и слоговым схемам;составление слов по начальным звукам предложенных слов;деление слов на слоги;чтение слов в обратном порядке;добавление в слова пропущенные буквы;составление слов из перепутанных слогов, предложений из слов, данных в начальной форме.Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко предлагают следующие методы коррекционной работы:словесные методы (беседа, объяснение), способствующие формированию понятия слово;наглядные методы (соотнесение слова с предметом, графическое обозначение слов, схематическое изображение предложения);практические методы(звуко-буквенный анализ слова, распространение предложения на основе вопросов,пересказ текста);работа с учебником.Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи авторы рекомендуют больше времени отводить на реализацию наглядно-пракктических методов, чем словесных.И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова в рамках профилактической деятельности отмечают значимость развития звукового анализа и синтеза, фонематического слуха, слуховой и зрительной памяти. С помощью словесных методов педагог формирует основные понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Практические методы – упражнения помогают формировать умение различать на письме оптически близкие буквы, графически обозначать мягкие и твердые согласные звуки, производить звукобуквенный анализ слов. Работа по освоению навыковдифференциации парных звуков по методике И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковойна подготовительном этапе проводится с помощью метода зрительно-предупредительного диктанта. Методика проведения зрительно-предупредительного диктанта заключается в определении пропущенных смешиваемых букв в тексте, записанном на доске. Сначала ученики прочитывают текст,вписывают цветными мелками смешиваемые буквы в слова, читают еще раз и запоминают текст. Затем записывают текст под диктовку. По окончании записи сверяют свой вариант с образцом и исправляют ошибки любым цветным карандашом, кроме красного. Использование данного методаразвивает у школьников зрительное внимание, память, воспитывает самоконтроль с опорой на доску или учебник, а позже самостоятельно.Логопедическая работа по развитию звукового анализа по методике И. Н. Садовниковой строится с использованием метода письмо без тетради и ручки, который предполагал определение звуков с опорой на цифровой ряд. При отработке данного навыка звуковой анализ осуществляется с опорой на слуховые представления. Детям предлагались следующие задания: определить первый звук, место заданного звука в слове, количество звуков в слове, назвать все звуки в слове последовательно.Метод письмо без тетради и ручки способствует развитию именно тех навыков, которые у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием являются недостаточно сформированными. Так, школьники научаются производить дифференциацию фонем на основе следующих игровых упражнений: анализ артикуляции сходных по артикуляционно-акустическим признакам звуков, выбор соответствующего артикуляционного профиля, повторение слоговых рядов отраженно, подбор буквы, соответствующей произнесенному звуку,чтение слоговых таблиц, запись слогов под диктовку, выбор и запись слов с заданным звуком, словарные диктанты.Также следует выделить следующий метод составления схемы слова, способствующий формированию звукослогового анализа и синтеза. Схема содержит информацию о звуковом и слоговом составе слова, границы слога, о гласных и согласных звуках, наличии твердого или мягкого знака, также схема используется при чтении слогов, слов. Графическое наглядное изображение звукового и слогового состава слова обеспечивает детям с дефектами развития фонетико-фонематического компонента речи опираться на зрительный сохранный анализатор, что является подкреплением при формировании акустического анализа и синтеза.Н.Ю. Киселева предлагает для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза применять метод сканирования слова. Данный метод основан на выделении средней буквы в слове и определении по одной соседней буквы справа и слева. Анализ заканчивается, когда названы все буквы слова. После этого произносится все слово полностью (синтез слова). По завершении осуществляется слуховой диктант для проверки усвоения звуко-буквенного состава отработанных слов. Методы стимулированияи мотивации деятельностиК данной группе методов с учетом особенностей работы с детьми с речевыми нарушениями, выделенными А.Н. Корневым, следует отнести метод использования игр и игровых форм организации познавательной деятельности (И.А. Зимняя).Среди данной группы методов следует выделить следующие:короткие игры, которые предполагают освоение или закрепление навыка посредством игровой формы (например, дидактическая игра «Вылечи слово», «Живые звуки» и т.д.);игровые оболочкипредставляют собой более длительные и содержательные игры, которые охватывают весь урок и представляют его в виде игры (например, «Путешествие в страну звуков и букв» или «Помоги Буратино»);длительные игры являются более продолжительными (несколько дней) и направлены на закрепление навыка.Методы контроля и самоконтроляН.Ю. Киселева советует использует предваряющие методы формирования контроля, к которым относится:музыкальный метод (по методике Л.С. Цветковой), содержание которого заключается в пропевании слов предложения с опорой на схему с последующей записью данного предложения по схеме;метод ритмизированного чтения (Т.Г. Визель) или послоговое орфографическое чтение слов и фраз, который предполагает чтение слов и предложений с выделением слогов и дальнейшую запись отработанных слов, предложений с проговариванием;метод опоры на стимульные карточки (П.Я. Гальперин, Н.П. Подольский), на которых записан алгоритм проверки записанного текста, по мере перевода действий контроля на внутренний план (интериоризация) карточку перестают использовать.Выделяют также текущий и результирующий контроль. К методам текущего контроля относят письмо с проговариванием вслух, последовательность обучения которому включает следующие этапы: 1) учитель проговаривает речевой материал, а ученик записывает;2) ученик одновременно записывает и проговаривает лексический материал вслух;3) ученик постепенно переходит от громкого проговаривания к шепотному, а далее к проговариванию только сложных слов.Использование метода результирующего контроля предполагает:сравнение текста, в котором имеются типичные для ученика неточности, с образцом;исправление ошибок;списывание текста и его самопроверка;проверка текста с выделением слогов, маркирование гласных; ритмизированное чтение текста.Анализ существующих методов в практике логопедии позволил определить методы работы по предупреждению нарушений письма и чтения у школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены основные три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации деятельности, методы контроля и самоконтроля. А также описаны методы сучетом содержания предупредительной работы со школьниками с фонетико-фонематическими нарушениями: на уровне буквы, слога, слова, предложения, текста. ЗаключениеПисьменная речь является надстройкой над устной речью и формируется на ее базе в процессе специального обучения. Письменная речь – это особая речевая функция, которая имеет сложную структуру и включает в себя два компонента: чтение (рецептивный вид письменной речи) и письмо (продуктивный вид).Овладение письменной речью характеризуется установлением новых связей между слышимым и произносимым словом, видимым и записываемым словом и обеспечивается согласованностью действий ряда анализаторов – акустического, оптического, кинестетического, кинетического, пространственного, при участии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление). Анализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил также расширить знания о дисграфии и дислексии, ее механизмах и проявлениях. Дисграфия многими учеными трактуется как нарушение письменной деятельности, которое характеризуется наличием стойких, повторяющихся ошибок, связанных с несформированностью высших психических функций и операций, участвующих в акте письма. Дислексия представляет собой расстройство распознавания слов при чтении, которое приводит к нарушениям техники чтения и понимания прочитанного.У детей с нарушениями речи процесс овладения письменной речью затруднен и имеет ряд особенностей.Учитывая сложную психофизиологическую структуру письменной речи, А.Н. Корнев отмечает необходимость уже на ранних этапах развития ребенка проводить работу по предупреждению нарушений чтения и письма, что особенно значимо для детей с нарушениями речи. Автор указывает на значимость работы по развитию функционального базиса с детьми с недоразвитием фонетико-фонематического компонента речи.Фонетико-фонематическое нарушение проявляется в отставании и недостаточной сформированности произношения звуков, их узнавания и различения. Данные дефекты наблюдаются при различных видах речевых нарушений и могут проявляться как первичное или вторичное нарушение. Процесс предупреждения дисграфии и дислексии у младших школьников предполагает развитие фонетико-фонематической стороны речи, включающей коррекцию нарушений звукопроизношения и совершенствование фонематических процессов, звукового анализа и синтеза.Предупреждение ошибок в письменной речи школьников диктует выбор эффективных методов коррекционной работы, которые были подобраны на основе методикИ.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнева, а также с учетом структуры такого речевого нарушения, как фонетико-фонематическое недоразвитие.Метод – это способ достижения обучающих целей. В методологии выделяют разные виды методов, среди которых следует выделить методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации деятельности; методы контроля и самоконтроля. Использование в учебной деятельности методов предупреждения нарушений письменной речи у школьников поможет избежать проявлений дисграфии и дислексии у учащихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. К таким методам были отнесены следующие: письмо без тетради и ручки, метод сканирования, музыкальный метод, метод ритмизированного чтения. Описанные методы предполагают работу на фонетическом,фонематическом уровнях, работу по совершенствование фонематической дифференциации звуков, языкового анализа и синтеза. Описанные в данном исследовании методы помогают вычленять последовательные этапа работы со словом, предложением, обдумывать свои действия, регулировать их и оценивать результат.Таким образом, цель исследования реализована, проведен теоретический анализ методов предупреждения дислексии и дисграфии у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Список литературыАНЯ, НЕВЕРНО ЛИТЕРАТУРА ПРЕДСТАВЛЕНА!!!! СМОТРИТЕ В РЕКОМЕНДАЦИЯХ!!!!Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладениядетьми чтением и письмом. – Известия АПН РСФСР,1955, вып.70. – С.104-148.Ахутина, Т. В. Hейpoпсихoлoгическая диaгнoстикa, oбследoвaние письма и чтения млaдших школьникoв / Под oбщей pедaкцией T. B. Aхyтиной, О. Б. Иншаковoй. – Mосква : B. Cекaчев, 2008. – 128 с.Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение, 1985. – 208 с.Борисевич, А. Р. Методы обучения и их классификация // Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 346-369.Боскис, Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторыхрасстройствах артикуляции. – Известия АПН РСФСР, 1948. – С.167-191.Визель, Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005. – 127 с.Волкова, Л. С. Виды речевых нарушений и дифференцированный подход к их устранению // V Всесоюзная сессия по дефектологии: Тез. докл. – М., Просвещение, 1967. – С. 217–219.Грушевская, М. С. Результаты массового изучения письма младших школьников / М. С. Грушевская // Дефектология. – 1981. – № 3. – С. 32-37.Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – Санкт-Петербург : изд-во КАРО, 2006. – 296 с.Каше, Г. А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. – С. 11-13.Киселева, Н. Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии// Логопед, 2008. – № 7.Колповская, И. К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 72 с. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: – МиМ, 1997. – 286 с.Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: пособие / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1967. – 367 с. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 316 с. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с. Ляудис, В. Я., Негурэ, И. П. Психологические основыформирования письменной речи у младших школьников. – Москва :Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.Мисаренко, Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г. Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте : Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. – Москва : Просвещение, 1991. – 237 с.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – Москва: ВЛАДОС, 1995. – 255 с.Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – Москва : АРКТИ, 2005. – 400 с.Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиесянарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классовмассовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1965. – С. 33-46.Токарева, О. А. Расстройства письма и чтения / О. А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – С. 5.Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : Нарушение и восстановление : Учеб. пособие / Л. С. Цветкова. – Москва : Юристъ, 1997. – 255 с.Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. –Москва: ИНТОР, 1998. – 112 с.Яковлев, С. Б. Логопедическая работа по коррекцииаграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыминарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Л., 1988. – 16 с. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. – Москва : Просвещение. 2009. – 8 с.Юрова, Е. В.250 упражнений для развития устной речи / Е. В. Юрова. – Москва : АСТ : Астрель, 2000. – 255 с.

Список литературы
АНЯ, НЕВЕРНО ЛИТЕРАТУРА ПРЕДСТАВЛЕНА!!!! СМОТРИТЕ В РЕКОМЕНДАЦИЯХ!!!!
1.Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. – Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. – С. 104-148.
2.Ахутина, Т. В. Hейpoпсихoлoгическая диaгнoстикa, oбследoвaние письма и чтения млaдших школьникoв / Под oбщей pедaкцией T. B. Aхyтиной, О. Б. Иншаковoй. – Mосква : B. Cекaчев, 2008. – 128 с.
3.Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение, 1985. – 208 с.
4.Борисевич, А. Р. Методы обучения и их классификация // Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика : учеб.-метод. пособие / И. И. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И. И. Цыркуна. – Минск : БГПУ, 2012. – С. 346-369.
5.Боскис, Р. М., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции. – Известия АПН РСФСР, 1948. – С. 167-191.
6.Визель, Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005. – 127 с.
7.Волкова, Л. С. Виды речевых нарушений и дифференцированный подход к их устранению // V Всесоюзная сессия по дефектологии: Тез. докл. – М., Просвещение, 1967. – С. 217–219.
8.Грушевская, М. С. Результаты массового изучения письма младших школьников / М. С. Грушевская // Дефектология. – 1981. – № 3. – С. 32-37.
9.Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – Санкт-Петербург : изд-во КАРО, 2006. – 296 с.
10. Каше, Г. А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978. – С. 11-13.
11. Киселева, Н. Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // Логопед, 2008. – № 7.
12. Колповская, И. К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. Сборник: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 72 с.
13. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург: – МиМ, 1997. – 286 с.
14. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии: пособие / Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1967. – 367 с.
16. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
17.Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 316 с.
18. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 80 с.
19. Ляудис, В. Я., Негурэ, И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.
20. Мисаренко, Г. Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями / Г. Г. Мисаренко. – Москва: Академия, 2004. – 336 с.
21. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте : Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. – Москва : Просвещение, 1991. – 237 с.
22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
23. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 285 с.
24. Садовникова, И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – Москва: ВЛАДОС, 1995. – 255 с.
25. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – Москва : АРКТИ, 2005. – 400 с.
26. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма // Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1965. – С. 33-46.
27. Токарева, О. А. Расстройства письма и чтения / О. А. Токарева. – Москва: Просвещение, 1969. – 80 с.
28. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – С. 5.
29. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения : Нарушение и восстановление : Учеб. пособие / Л. С. Цветкова. – Москва : Юристъ, 1997. – 255 с.
30. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – Москва: ИНТОР, 1998. – 112 с.
31. Яковлев, С. Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Л., 1988. – 16 с.
32. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – Москва: Аркти, 2007. – 360 с.
33. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. – Москва : Просвещение. 2009. – 8 с.
34. Юрова, Е. В. 250 упражнений для развития устной речи / Е. В. Юрова. – Москва : АСТ : Астрель, 2000. – 255 с.