Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ как составляющей междисциплинарной связи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 52 52 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 26.07.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ СВЯЗИ 7
1.1. Особенности межпредметных связей в изучении ОБЖ 7
1.2. Сущность понятий «функциональная грамотность», формирование функциональной грамотности в рамках изучения ОБЖ 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Методическая разработка по проблеме формирования функциональной грамотности на примере грамотности в области информационно-коммуникативных технологий на уроках ОБЖ как составляющей междисциплинарной связи 27
2.2. Результаты исследования уровня сформированности у обучающихся функциональной грамотности на примере грамотности в области информационно-коммуникативных технологий на констатирующем этапе эксперимента 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ЛИТЕРАТУРА 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Фрагмент для ознакомления

» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Отключить компьютер от Интернета) в 32,14% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 100,0% случаев (рисунок 14).При ответе на вопрос «Вам пришло письмо: «Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Удалю письмо, не читая) в 39,29% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 89,29% случаев (рисунок 15).Рисунок 14 – Ответы на вопрос «Что нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?»Рисунок 15 – Ответы на вопрос «Вам пришло письмо: «Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?»При ответе на вопрос «Троянская программа опасна тем, что:» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Маскируется под полезную программу и выполняет вредоносные действия) в 17,86% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 92,86% случаев (рисунок 16).Рисунок 16 – Ответы на вопрос «Троянская программа опасна тем, что: … »При ответе на вопрос «Ваш друг в социальной сети просить о финансовой помощи.  Что Вы будете делать?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Позвоню другу и спрошу в чем дело) в 39,29% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 82,14% случаев (рисунок 17).При ответе на вопрос «К Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Сообщу родителям) в 32,14% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 78,57% случаев (рисунок 18).Рисунок 17 – Ответы на вопрос «Ваш друг в социальной сети просить о финансовой помощи.  Что Вы будете делать?»Рисунок 18 – Ответы на вопрос «К Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?»При ответе на вопрос «Друг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Удалю, т.к. это вирус) в 7,14% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 100,0% случаев (рисунок 19).Рисунок 19 – Ответы на вопрос «Друг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?»При ответе на вопрос «Какие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?» до эксперимента дети выбрали верный ответ (Все перечисленное) в 17,86% случаев. После окончания эксперимента верный ответ был выбран в 100,0% случаев (рисунок 20).Рисунок 20 – Ответы на вопрос «Какие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?»Динамика полученных результатов представлена в таблице 1.Таблица 1Динамика полученных результатовТестДинамика, %Какой из паролей кажется Вам наиболее безопасным?+50,0Что, по Вашему мнению, является признаком достоверной информации в Интернете (можно выбрать несколько вариантов ответа)?+57,14+42,86В каком случае можно доверять письму от незнакомого пользователя?+67,86Ваш друг в переписке в соц. сетях скинул Вам ссылку и попросил проголосовать за него. Ваши первоочередные действия?+60,71Что нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?+67,86Вам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?+50,0Троянская программа опасна тем, что:+75,0Ваш друг в социальной сети просить о финансовой помощи.  Что Вы будете делать?+42,86К Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?+28,57Друг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?+92,86Какие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?+82,14Таким образом, можно говорить о том, что отмечается позитивная динамика в части понимания детьми основ безопасности в Интернете.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазделение на отдельные предметные области в известной степени искусственно, создано человеком. В природе невозможно выделить какой-либо предмет, процесс, явление, которое бы не являлось совокупностью различных предметных областей. Как следствие и система обучения должна ориентироваться на МС. Одним из предметов школьного образования является ОБЖ. В частности, ОБЖ тесно связаны с такими предметами как биология, физика, химия, география, история, физическая культура, информатика, обществознание. При этом отмечается ряд проблем в обеспечении МС в ОБЖ. Особенно интенсивными являются проблемы несогласованности разных предметов, что снижает эффективность обучения по данному предмету.Функциональная грамотность с одной стороны – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться, функционировать в ней, с другой стороны – умение применять полученные знания для решения жизненных задач, с третьей стороны – совокупность познавательных, эмоциональных, поведенческих навыков, которые позволяют человеку жить и трудиться, развивая свой потенциал, эффективно функционировать в обществе. Выделяются читательская, математическая, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.Функциональная грамотность – это многообразное понятие, она включает в себя большое число компонентов, поэтому определение всех ее аспектов в рамках курсовой работы малореально. Мы взяли один из компонентов – функциональная грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, которая позволяет проиллюстрировать межпредметные связи между ОБЖ и информатикой. Для формирования функциональной грамотности обучающихся на примере грамотности в области информационно-коммуникативных технологий мы разработали занятие на тему «Безопасность в сети Интернет»проводились в форме нестандартного урока. Анализ результатов анкетирования позволил заключить, что разработанный и проведенный урок является эффективным средством формирования функциональная грамотность в области информационно-коммуникативных технологий. Эта его эффективность отчасти обусловлена тем, что были использованы межпредметные связи.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.ЛИТЕРАТУРААлександрова Е.В., АниськинаН.В. Гапонова Ж.К. и др. Формирование функциональной грамотности школьников: новые дидактические решения: коллективная монография. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2021. – 307 с.Андреева Е.В., Савельева Е.А. Школа развития функциональной грамотности // MAGISTERIUM. Журнал о педагоге и для педагога, 2022. – №4. – С. 58-63АрустамовЭ.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: для использования в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 207 с.БажукО.В., БерестовскаяЛ.П., ВагенляйтнерН.В. и др. Формирование функциональной грамотности школьников: учитель-текст-ученик: монография / под общ.ред. Н.Д. Федяевой, Н.И. Чуркиной. – Омск: Издательство ОМГПУ, 2021. – 209 с.Безукладников К.Э., Готлиб, Д.Л. ЗанинаК.А. и др. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников : коллективная монография / под общ.ред. М.А. Худяковой. – Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т., 2021. – 170 с.Блинов Ю.Б. Межпредметные связи в обучении ОБЖ // Инновационная наука, 2016. – № 11-3. – С. 161-166.Буш А.Ф., Зайцева О.С., Зверева И.М. Задачи как основа организации межпредметных связей физики, математики и основ безопасности жизнедеятельности при изучении радиации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика, 2019. – № 4. – С. 30-40.ГаберИ.В. Возможности учебного предмета ОБЖ при формировании глобальной компетенции // Физиологические и психофизиологические особенности организма в онтогенезе. Материалы Всероссийской научной конференции, 2021. – С. 168-176.Гапонова Ж.К., Карпова К.В., КорсуковаЕ.А. и др. Формирование функциональной грамотности школьников: трансфер дидактических решений: коллективная монография / под ред. Е.И. Смирнова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. – 277 с.Горобец Л.Н.,  Бирюков И.В., Попова Т.П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования, 2022. – № 3 (94). – С. 84-86.Егорова Г.И., Маринова А.А. Образовательный потенциал функциональной грамотности в параметрах концептуальности и региональной практики // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2022. – №4(79). – С. 32-44.Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности // Отечественная и зарубежная педагогика, 2021. – № 1 (4). – С. 166-176.Журавлева П.В., ГафнерВ.В Роль организации межпредметных связей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании культуры безопасности // Грани педагогики безопасности, 2019. – С. 102-106. Иванова М.М. Подготовка будущих учителей физической культуры и ОБЖ к использованию межпредметных связей в обучении основ безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования, 2019. – № 5 (78). – С. 247-250. Кирйигитов Б., Носирова Б. Значение межпредметной связи при усвоении учебного материала  // Матрица научного познания, 2019. – № 12. – С. 251-256.Кислякова С.С. Межпредметные связи в обучении «Основам безопасности жизнедеятельности» и их значение в повышении качества образования // Здравоохранение, образование и безопасность, 2020. – №4(24). – С.110-118.КовцунА.А., КохичкоА.Н. Научные подход к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа, 2022. – №6. – С. 99-109.Кожемякина Л.В. Применение междисциплинарных связей при изучении химии // Инновационная наука, 2022. – № 6-2. – С. 91-94.КозельскийВ.Н. Формирование основ функциональной грамотности в рамках школьного курса ОБЖ // КонференциумАСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2022. – № 3. – С. 42-46.Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2020. – № 4. – С. 56-63.Корякина Е.М., БоглановВ.В. Формирование функциональной грамотности у учащихся старших классов на уроках ОБЖ (из опыта работы) // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2022. – С. 272-277.Кособрюхов Д.А. Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 87-92.Лобова М.А., КоленчукЛ.А., Редько В.И., Никулин С.Ю. Использование медпредметных связей // Вестник научных конференций, 2022. – № 9-1 (85). – С. 70-71.Матвеев С.Г. О возможностях школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в реализации межпредметных связей // Здравоохранение, образование и безопасность, 2020. – №3(23). – С. 66-74.Мирзоев М.С. Информационная безопасность школьников в информационно-сетевой среде // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде. Сборник научных статей, 2021. – С. 296-305.НурмуратоваК.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика, 2019. – № 1 (23). – С. 14-18.ОдиноковА.С. Теоретико-методологические подходы к формированию междисциплинарных связей // Педагогический журнал, 2021. – Т. 11. – № 4-1. С. 79-87. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9-е классы : рабочая программа: предметная линия учебников под редакцией С. Н.  Егорова: учебное пособие / Б.О. Хренников, Н. В.  Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов. – М: Просвещение, 2021. – 61 с.ПакинаТ.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России // Вестник педагогических наук, 2022. – №5. – С.201-206.Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/43920f982f0df3ac1deb2e98b657a513.pdf (дата обращения: 27.05.2023).Прокофьева Н.Б., Осипова Е.В. Школьное изучение географии опасных явлений (на примере грозы) и формирование опыта ОБЖ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: география и геоэкология, 2021. – № 1 (33). – С. 96-104.Романова Л.С., ЗолтуевА.В. Междисциплинарная интеграция курса «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке будущих педагогов // Педагогический журнал, 2020. – Т. 10. – № 4-1. – С. 208-218.Сапожников А.С. Современные социальные опасности как фактор чрезвычайных ситуаций // Безопасность в профессиональной деятельности. Сборник научных статей IV Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 81-89.СпасскаяЛ.А., Спасский Ю.Н., ХрамковаС.В. Междисциплинарные связи и уровни организации учебного процесс // Вестник научных конференций, 2023. – № 3-1 (91) – С. 82-84. Струкова О.Н. Межпредметные связи как важнейшее средство комплексного подхода к обучению основ безопасности жизнедеятельности / О.Н. Струкова // Наука и образование: новое время, 2018. – №1(24). – С.124-128. ХайбулаевМ.Х. Особенности функциональной грамотности учителя сельской малокомплектной школы // Образование и право, 2022. – №10. – С. 199-208.Хасанов А.А. Межпредметные связи и их функции // Отечественная и зарубежная педагогика, 2012. – № 1 (5). – С. 130-132.ЧеберякМ.И. Исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования межпредметных связей ОБЖ и Биологии // Инновационные научные исследования, 2021. – № 4-1 (6). – С. 149-159.ЧисленскийА.В. Уроки ОБЖ и истории в школьном музее // Основы безопасности жизнедеятельности, 2019. – № 6 (234). – С. 36-38.ШуленинаН.С. Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности // ОБД: основы безопасности жизнедеятельности, 2022. – № 2. – С. 39-46.ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНКЕТАУважаемый школьник!В современном Интернете таиться много опасностей. Предлагаемый тест позволить оценить уровень Ваших знаний в данной области. Необходимо дать ответы на все вопросы теста. Выберите тот вариант ответа, который соответствует действительности и обозначьте его удобным для себя способомВаш пол? МужскойЖенскийВаш возраст? ____ летКакой из паролей кажется Вам наиболее безопасным?12345QWErtyИван19928AnKKnqIЧто, по Вашему мнению, является признаком достоверной информации в Интернете (можно выбрать несколько вариантов ответа)?Данную информацию можно проверитьИнформация доступна, понятна, хорошо запоминаетсяИнформация хорошо оформленаАвтор – известный специалист в той области, о которой говоритсяВ каком случае можно доверять письму от незнакомого пользователя?Автор письма ссылается на общих друзейАвтор письма ссылается на принадлежность к общей компанииАвтор письма обращается в Вам по имениНи в какомВаш друг в переписке в соц. сетях скинул Вам ссылку и попросил проголосовать за него. Ваши первоочередные действия?Пройду по ссылкеПозвоню другу и выясню в чем делоИспользую специальные ресурсы для проверки ссылки и, при ее безопасности, пройдут по нейПроигнорирую сообщениеЧто нужно сделать в первую очередь, если компьютер подвергся атаке?Отключить компьютер от ИнтернетаВыйти из браузераПроверить сохранились ли важные файлыЗапустить антивирусную программуВам пришло письмо: «Чтобы выиграть миллион в нашей лотерее, вам нужно зарегистрироваться на этом сайте (ссылка на сайт). Регистрация закрывается завтра. Не пропустите!». Ваши действия?Пройду по ссылкеНапишу ответное письмо с просьбой разъяснить условия лотереиУдалю письмоТроянская программа опасна тем, что:Маскируется под полезную программу и выполняет вредоносные действияСнижает производительность операционной системыЕе сложно распознать, т.к. она действует скрытноВсе вышеперечисленноеВаш друг в социальной сети просить о финансовой помощи.  Что Вы будете делать?Отправлю другу деньгиПозвоню другу и спрошу в чем делоПроигнорирую сообщениеК Вам в социальной сети обратился незнакомый человек того же возраста, что и Вы и предлагает обменяться фотографиями. Ваши действия?Попрошу фотографию, а потом отправлю своюЗаблокирую этого человекаСообщу родителямДруг через социальные сети прислал Вам файл Реферат.exe, говорят о том, что это информация для Вашего домашнего задания. Ваши действия?Удалю, т.к. это вирусОткрою, чтобы проверить содержимоеПроверю файл через антивирусную программу и потом откроюПозвоню другу и спрошу в чем делоКакие персональные данные нельзя сообщать в Интернете?Место работы родителейДомашний адресРеквизиты банковской картыВсе перечисленноеСпасибо за участие в опросе!

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Е.В., АниськинаН.В. Гапонова Ж.К. и др. Формирование функциональной грамотности школьников: новые дидактические решения: коллективная монография. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2021. – 307 с.
2. Андреева Е.В., Савельева Е.А. Школа развития функциональной грамотности // MAGISTERIUM. Журнал о педагоге и для педагога, 2022. – №4. – С. 58-63
3. АрустамовЭ.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: для использования в образовательном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 207 с.
4. БажукО.В., БерестовскаяЛ.П., ВагенляйтнерН.В. и др. Формирование функциональной грамотности школьников: учитель-текст-ученик: монография / под общ.ред. Н.Д. Федяевой, Н.И. Чуркиной. – Омск: Издательство ОМГПУ, 2021. – 209 с.
5. Безукладников К.Э., Готлиб, Д.Л. ЗанинаК.А. и др. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников : коллективная монография / под общ.ред. М.А. Худяковой. – Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т., 2021. – 170 с.
6. Блинов Ю.Б. Межпредметные связи в обучении ОБЖ // Инновационная наука, 2016. – № 11-3. – С. 161-166.
7. Буш А.Ф., Зайцева О.С., Зверева И.М. Задачи как основа организации межпредметных связей физики, математики и основ безопасности жизнедеятельности при изучении радиации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика, 2019. – № 4. – С. 30-40.
8. ГаберИ.В. Возможности учебного предмета ОБЖ при формировании глобальной компетенции // Физиологические и психофизиологические особенности организма в онтогенезе. Материалы Всероссийской научной конференции, 2021. – С. 168-176.
9. Гапонова Ж.К., Карпова К.В., КорсуковаЕ.А. и др. Формирование функциональной грамотности школьников: трансфер дидактических решений: коллективная монография / под ред. Е.И. Смирнова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. – 277 с.
10. Горобец Л.Н., Бирюков И.В., Попова Т.П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования, 2022. – № 3 (94). – С. 84-86.
11. Егорова Г.И., Маринова А.А. Образовательный потенциал функциональной грамотности в параметрах концептуальности и региональной практики // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2022. – №4(79). – С. 32-44.
12. Ермоленко В.А. Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности // Отечественная и зарубежная педагогика, 2021. – № 1 (4). – С. 166-176.
13. Журавлева П.В., ГафнерВ.В Роль организации межпредметных связей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании культуры безопасности // Грани педагогики безопасности, 2019. – С. 102-106.
14. Иванова М.М. Подготовка будущих учителей физической культуры и ОБЖ к использованию межпредметных связей в обучении основ безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования, 2019. – № 5 (78). – С. 247-250.
15. Кирйигитов Б., Носирова Б. Значение межпредметной связи при усвоении учебного материала // Матрица научного познания, 2019. – № 12. – С. 251-256.
16. Кислякова С.С. Межпредметные связи в обучении «Основам безопасности жизнедеятельности» и их значение в повышении качества образования // Здравоохранение, образование и безопасность, 2020. – №4(24). – С.110-118.
17. КовцунА.А., КохичкоА.Н. Научные подход к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа, 2022. – №6. – С. 99-109.
18. Кожемякина Л.В. Применение междисциплинарных связей при изучении химии // Инновационная наука, 2022. – № 6-2. – С. 91-94.
19. КозельскийВ.Н. Формирование основ функциональной грамотности в рамках школьного курса ОБЖ // КонференциумАСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2022. – № 3. – С. 42-46.
20. Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2020. – № 4. – С. 56-63.
21. Корякина Е.М., БоглановВ.В. Формирование функциональной грамотности у учащихся старших классов на уроках ОБЖ (из опыта работы) // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2022. – С. 272-277.
22. Кособрюхов Д.А. Формирование функциональной грамотности на уроках ОБЖ // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 87-92.
23. Лобова М.А., КоленчукЛ.А., Редько В.И., Никулин С.Ю. Использование медпредметных связей // Вестник научных конференций, 2022. – № 9-1 (85). – С. 70-71.
24. Матвеев С.Г. О возможностях школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в реализации межпредметных связей // Здравоохранение, образование и безопасность, 2020. – №3(23). – С. 66-74.
25. Мирзоев М.С. Информационная безопасность школьников в информационно-сетевой среде // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде. Сборник научных статей, 2021. – С. 296-305.
26. НурмуратоваК.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика, 2019. – № 1 (23). – С. 14-18.
27. ОдиноковА.С. Теоретико-методологические подходы к формированию междисциплинарных связей // Педагогический журнал, 2021. – Т. 11. – № 4-1. С. 79-87.
28. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9-е классы : рабочая программа: предметная линия учебников под редакцией С. Н. Егорова: учебное пособие / Б.О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов. – М: Просвещение, 2021. – 61 с.
29. ПакинаТ.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России // Вестник педагогических наук, 2022. – №5. – С.201-206.
30. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/43920f982f0df3ac1deb2e98b657a513.pdf (дата обращения: 27.05.2023).
31. Прокофьева Н.Б., Осипова Е.В. Школьное изучение географии опасных явлений (на примере грозы) и формирование опыта ОБЖ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: география и геоэкология, 2021. – № 1 (33). – С. 96-104.
32. Романова Л.С., ЗолтуевА.В. Междисциплинарная интеграция курса «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке будущих педагогов // Педагогический журнал, 2020. – Т. 10. – № 4-1. – С. 208-218.
33. Сапожников А.С. Современные социальные опасности как фактор чрезвычайных ситуаций // Безопасность в профессиональной деятельности. Сборник научных статей IV Всероссийской научно-практической конференции, 2022. – С. 81-89.
34. СпасскаяЛ.А., Спасский Ю.Н., ХрамковаС.В. Междисциплинарные связи и уровни организации учебного процесс // Вестник научных конференций, 2023. – № 3-1 (91) – С. 82-84.
35. Струкова О.Н. Межпредметные связи как важнейшее средство комплексного подхода к обучению основ безопасности жизнедеятельности / О.Н. Струкова // Наука и образование: новое время, 2018. – №1(24). – С.124-128.
36. ХайбулаевМ.Х. Особенности функциональной грамотности учителя сельской малокомплектной школы // Образование и право, 2022. – №10. – С. 199-208.
37. Хасанов А.А. Межпредметные связи и их функции // Отечественная и зарубежная педагогика, 2012. – № 1 (5). – С. 130-132.
38. ЧеберякМ.И. Исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования межпредметных связей ОБЖ и Биологии // Инновационные научные исследования, 2021. – № 4-1 (6). – С. 149-159.
39. ЧисленскийА.В. Уроки ОБЖ и истории в школьном музее // Основы безопасности жизнедеятельности, 2019. – № 6 (234). – С. 36-38.
40. ШуленинаН.С. Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе преподавания ОБЖ и внеурочной деятельности // ОБД: основы безопасности жизнедеятельности, 2022. – № 2. – С. 39-46.