Е.И. Замятин «Мы»
Заказать уникальный доклад- 8 8 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 27.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье, — и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это? Древняя мечта о Рае… Вспомните: в раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там — блаженные, с оперированной фантазией (только потому и блаженные) — ангелы, рабы Божьи…» Писатель не был верующим человеком, его понимание Рая сугубо авторское, и это дает основание сделать следующий вывод: «Замятин одинаково обвиняет все церкви. Поскольку, с его точки зрения, не может быть единственной, неизменной правды (истины), то никакая организация, ни один институт не могут претендовать на обладание ею, и поэтому подчинение православной церкви — такой же абсурд, как и подчинение рациональной утопии».В романе Е.Замятина «Мы» показано рационализированное общество, ограниченное Зеленой Стеной некое Единое Государство, в котором существует большое количество ограничений для его жителей, включая цветовой спектр. В романе проводится параллель между миром за Стеной и миром вне стены, между цветами этих миров.Перечислим основные цвета Единого государства: голубой розовый, серый. Неудивительно, что их так мало, ведь люди в этом Государстве стремятся быть машиноравными, поэтому цвета их ограничены тем, что все главные герои показаны через числа (Д-502, 1-330, О-90 и т.д.). Основные цвета мира вне Стены -- желтый (золотистый), синий, зеленый, красный, оранжевый, малиновый, янтарный… Их невозможно перечислить все. Именно они символизируют первичный, изначальный мир. В этой антиутопии Замятин показывает прообраз того общества, которое он предвидит. Нет ни одного намека на Россию, однако мы понимаем, что подразумевает автор.6. Особенности портретной характеристики персонажей, роль художественной детали, ее символизмПри всем разнообразии способов передачи психологического состояния персонажей преобладающим является косвенный психологизм, т.е. передача психологического состояния в его внешнем выражении: жесте, характере речи, мимике.Прямого анализа психологического переживания такой способ передачи психологии лишен, сам психологический подтекст остается в глубине. Однако такой способ передачи психологии чрезвычайно уплотняет повествование и, что очень важно, придает узнаваемость, запоминаемость персонажам романа. В романе идей, идеологическом романе, это немаловажное качество, поскольку в таком произведении персонажи, как правило, ценны не сами по себе, не своим внутренним миром, неповторимостью, а как иллюстрации к тем или иным идеям, неизбежно выпрямленные, плоскостные.Особенно важной здесь является художественная деталь, всегда в той или иной мере значимая в любом произведении. В эстетике Е. Замятина художественная деталь лидирует, является ведущим принципом организации портрета героя, что определяется общим импрессионистическим характером изображения.Е. Замятин «прибегает к гротескному принципу типизации. Он не ставит цель проникнуть в глубины психологии, раскрыть диалектику души персонажей. Замятинский психологизм скрыт в подтексте его произведений. На поверхности остается внешний портрет героя, нарисованный крупными мазками, яркими красками. В портретной живописи Замятина преобладающей является поэтика постоянной детали, имеющей чаще всего иронически-гротескную окраску. Обыгрывая деталь, писатель подчеркивает определяющую черту характера персонажа, его психологии и нравственных принципов».Внешне зримым предстает общий внешний облик персонажей: I-330 — «тонкая, упрямо-гибкая, как хлыст»; О — «состоящая из окружностей»; S — «дважды изогнутый».Лица отсюда, снизу, не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими, величественными квадратными очертаниями. Но зато руки,.. так иногда бывает на фотографических снимках: слишком близко, на первом плане поставленные руки — выходят огромными, приковывают взор — заслоняют собою все. Эти тяжкие, пока еще спокойно лежащие на коленях руки — ясно: они — каменные, и колени — еле выдерживают их вес… И вдруг одна из этих громадных рук медленно поднялась — медленный, чугунный жест.Жест в этом портретном описании становится символом давления государства на человека. Нет лица, личности, но есть человек-функция. На этом месте мог бы быть любой другой, важна не его психологическая, эмоциональная, творческая уникальность, а важна его роль носителя власти. Благодетель тоже винтик Единого Государства, хотя и находится на вершине власти. Социальная, функциональная определенность персонажей в романе Замятина обусловливает и особенности их психологического восприятия и поведения.