Досрочный страховые пенсии в связи с выполнением работы с опасными , вредными , и тяжёлыми условиями труда
Заказать уникальную дипломную работу- 55 55 страниц
- 67 + 67 источников
- Добавлена 14.07.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Правовое регулирование досрочных страховых пенсий 4
1.1. Понятие пенсионного обеспечения в Российской Федерации, функции и виды 4
1.2. Историко-правовой анализ становления и формирования института досрочных страховых пенсий в Российской Федерации 9
1.3. Правовое регулирование досрочных страховых пенсий в связи с выполнением работы с опасными, вредными и тяжёлыми условиями труда 15
Глава 2. Практический аспект правового регулирования досрочных страховых пенсий 20
2.1. Порядок назначения досрочных страховых пенсий 20
2.2. Проблемы правового регулирования института досрочных страховых пенсий и пути их решения 25
2.3. Перспективы реформирования правового регулирования назначения досрочных страховых пенсий. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Помимо взносов, уплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, работодатели платят дополнительные взносы в профессиональный пенсионный фонд за работников,чьи обязанности связаны с неблагоприятными условиями труда. Если работник имеет стаж, необходимый для досрочного выхода напенсию в связи с неблагоприятными условиями труда, профессиональный пенсионный фонд выплачивает пенсию за период до наступления общеустановленного пенсионного возраста.В течение этого времени, такой работник может продолжать работатьна работах без неблагоприятных условий труда и приобретать дополнительный трудовой стаж. По достижении общеустановленного пенсионного возраста назначается страховая пенсия по старости.Таким образом, данная программа может значительно снизить финансовую нагрузку на СФР и увеличить размер страховых пенсий [53].Создание профессионального пенсионного фонда, поможет не только снизит нагрузку на СФР, но и гарантирует работнику уверенность в получении досрочной страховой пенсии, потому что она непосредственно будет состоять из тех отчислений, которые делал работодатель за работника. По мнению Н.В.Ахантьева и И.В.Качанова, стратегия дальнейшей реформы должна заключаться в совершенствовании тарифной системы страховых взносов в социальный фонд, изменении системы досрочных пенсионных выплат, развитии корпоративных пенсионных выплат и совершенствовании системы накопительных пенсионных выплат [35].Все предложенные данными авторами меры направлены на улучшение всей системы досрочных пенсий, что в свою очередь приведет к улучшению положения работников, которым положен досрочный выход на пенсию.Для улучшения системы досрочных пенсий необходимо менять всю систему ОПС, ведь досрочные пенсии неразрывно связаны с ней. Для решения подобных проблем необходим комплексный подход, направленный на реформирования системы и улучшения качества жизни граждан, получающих досрочные пенсионные выплаты. Д.Н Платыгин, считает, что для решения данных проблем необходимо преобразовать систему досрочного выхода на пенсию,то есть перейти к принципу мониторинга здоровья работников отраслей с высоким профессиональным риском на индивидуально-групповой основе, выявлятьиндивидуальнкю досрочную утрату трудоспособности отдельных лиц и обеспечить ее финансирование за счет механизма страхования [54,с.231-233].Введение мониторинга здоровья и индивидуального подхода к каждому работнику поможет улучшить качество жизни граждан, работающих на подобных предприятиях, снизит уровень производственных травм и повысит привлекательность данных видов работ из-за существования надежной системы пенсионного обеспечения в данной отрасли.Таким образом подводя итог всему, ранее изученному материалу можно говорить о том, что назначение досрочных пенсий осуществляется на основании определенных критериев, таких как риски, тяжелые условия труда и т.д. У досрочного пенсионного обеспечения существует ряд проблем, которые существенно влияют на благосостояние граждан, которые являются потенциальным получателям досрочных пенсионных выплат. Этим проблемам посвящены многие научные статьи, что несомненно помогает распространению информации о них среди населения, что должно привести к скорейшему их решению, потому, что граждане, работающие в опасных и вредных условиях, без сомнения заслуживают особого отношения и внимания со стороны государства за их нелегкий труд.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги по изученному материалу можно говорить о том, что нами были выполнены поставленные цели и задачи.Пенсионное обеспечение граждан выступает как важнейший механизм для всего государства и для отдельного гражданина, в частности. Связано это с тем, что в силу физиологических особенностей каждый человек в определенный момент вступает в тот возраст, когда уже не может в полной мере осуществлять полноценную трудовую деятельность и как следствие самостоятельно поддерживать свое финансовое состояние на должном уровне, достаточном для полноценной жизнедеятельности. Именно поэтому во всех развитых государствах предусмотрена система пенсионного обеспечения граждан, достигших преклонного возраста. Особое место в рамках пенсионного обеспечения занимает досрочное пенсионное обеспечение, которое распространяется на лиц, трудовая деятельность которых связана с опасными, вредными, и тяжёлыми условиями труда.Необходимость досрочного пенсионного обеспечения связана в первую очередь с тем, что лица, осуществляющие работу с опасными, вредными и тяжелыми условиями вреда в большей степени подвержены негативному влиянию на состояние здоровья, а также рисками получения профессиональных травм. Беря в расчет указанные факторы государство предоставляет им право на досрочный выход на пенсию, раньше общего установленного срока при совокупности ряда факторов:- наступление определенного возраста и наличие необходимого трудового стажа;- осуществление работодателем повышенных специальных взносов в Социальный фонд России.Таким образом можно говорить о том, что для получения возможности более раннего выхода на пенсию представляется необходимым соблюдение ряда факторов.Говоря же про проблемы досрочного пенсионного обеспечения следует отметить, что в целом они схожи с проблемами, присущими всей пенсионной системе – размеры перечисляемых работодателем взносов недостаточны для полноценного покрытия пенсионного обеспечения, вследствие чего нагрузка по выплате пенсий в большей степени ложится на государственный бюджет.В данной связи представляется необходимым отметить, что решением данной проблемы как в отношении страховых пенсий, так и в отношении досрочных страховых пенсий будет являться активный переход к негосударственному пенсионному обеспечению.При негосударственном пенсионном обеспечении бремя по формировании пенсии распределяется между государством, предоставляющим страховую пенсию, работником и работодателем, которые помимо обязательных страховых взносов делают самостоятельные пенсионные отчисления в Негосударственные пенсионные фонды и тем самым на самостоятельной основе формируют будущие пенсии.Однако представляется возможным говорить о том, что система негосударственного пенсионного обеспечения, по нашему мнению, в ближайшие годы не сможет полноценно заменить страховые пенсии, вследствие низких доходов населения и как следствие невозможности дополнительно откладывать денежные средства на будущую пенсию. Подводя итоги, по изученному материалу представляется возможным говорить о том, что пенсионное обеспечение является важным гарантом социальной защиты со стороны государства. Особенно это актуально для досрочных страховых пенсий в связи с выполнением работы с опасными, вредными, и тяжёлыми условиями труда, которые направлены на компенсацию вредных и опасных условий труда.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 2372.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 33.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 38244.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 48315.Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 69656.Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета от 30 декабря 2013 г. N 2957.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 49208.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 48329.Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 N 236-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 июля 2022 г. N 29 (часть I) ст. 520310.Федеральный закон от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 697511.Постановление Правительства РФ от 14 октября 2022 г. N 1830«О перечне рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 24 октября 2022 г. N 43 ст. 739412.Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 287213.Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть II) ст. 802914.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 31 декабря, 2012. –№ 53 (Часть II)15.Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» // Российская газета, N 118, 28.05.201416.Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ноябрь 1996 г. N 917.Письмо Минфина России от 24.03.2017 г. № 03-15-06/17278 // СПС «КонсультантПлюс»18.Письмо Минфина России от 24.03.2017 г. № 03-15-06/17262 // СПС «КонсультантПлюс»19.Письмо Минфина России от 25.09.2018 г. № 03-15-07/68350, Письмо Минфина России от 23.10.2017 г. № 03-15-06/69113 // СПС «КонсультантПлюс»20.Письмо Минфина России от 24.03.2017 г. № г. 03-15-06/17278 // СПС «КонсультантПлюс»21.Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) // «Российская газета». 1995. № 6722.Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991. № 52. Ст. 186523. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 61724.О государственных пенсиях: закон СССР от 14.07.1956 г. // Свод законов СССР, т.2, с. 532, 199025.О пенсиях и пособиях членам колхозов: закон СССР от 15.07.1964 г. // Ведомости ВС СССР, 1964, N 29, ст. 340 26.Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» // Социальное обеспечение в СССР. М.: Изд-во ВЦСПС «Профиздат», 1960. С. 7-2227.Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 // СПС «Консультант плюс»28.Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // СПС «Консультант плюс»29.Постановление Союзного Совета Социального Страхования при НКТ СССР от 29.02.1932 N 47 «Об улучшении пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца и старости» (вместе с «Временным списком вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсии») // Известия НКТ СССР, N 11, 193230.Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 N 309-КГ16-19585 по делу N А07-1237/2016 // СПС «Консультант плюс»31.Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 310-КГ18-7973 по делу N А14-3052/2017 // СПС «Консультант Плюс»32.Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017 // СПС «Консультант Плюс»33.Акбулатов Р. С. Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования / // Молодой ученый. 2012. № 7 (42). С. 203-208 34.Алиева Д. Р. Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 31.1 (373.1). С. 4-635.Ахантьева Н. В., Качанова И. В. Досрочные страховые пенсии в связи с работой в особых климатических условиях //Центральный научный вестник № 11(52), т.3, 2018. С.103-10436.Барбасова С. Обзор государственной политики СССР в области пенсионного обеспечения граждан // Вестник БИСТ. 2009. № 4(4). С. 108–11237.Батаев В.В. Проблемы и перспективы развития системы досрочных пенсий // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №1. С. 58-6138.Белоносова А.В., Кивелева Н.Н., Комарова О.В. Система льгот и компенсаций как фактор привлечения трудовых ресурсов в медицинские учреждения // Экономика труда. 2016. № 1. С. 81–9639.Бушуева И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 273–282 40.Вайсфельд Л.Д. Пенсионное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. 350 с. 41.Винокуров В.А. Рассуждения о понятиях «пенсия», «государственная пенсия» и о праве человека и гражданина на государственную пенсию в Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. 2022. №4 (28). С. 94-10142.Галаева Л.А., Короткова Т.А. Реализация права на досрочные страховые пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда: к постановке проблемы // Социально-политические науки. 2018. №5. С. 211-21843.Гумар Н.А., Есетова С.К., Тажмуратов Ш.Е. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения и виды пенсионных систем // Образование и право. 2021. №10. С. 119-13044.Диветайкина Т.Е. Право на досрочную страховую пенсию по старости отдельным категориям граждан // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции. Материалы международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Том Часть 1. Ответственные редакторы Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2017. С. 59-6145.Ерофеева С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. 2016. № 120. С. 290–295 46.Ерофеева С.С. Институциональные особенности пенсионной системы Российской Федерации: история и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №3. С. 318-32447.Игнатенко И. В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения РоссийскойФедерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. 2016. № 73. С. 45–49 48.Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В., Сергеева С.С. Направления совершенствования системы предоставления гарантий и компенсаций работникам ха работу в опасных (вредных) условиях труда // Экономика труда. 2021. №9. С. 1054-107349.Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956-1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4. С. 49-5450.Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения (2-е издание, дополненное). М.: «Юстицинформ», 2009. 653 с.51.Мустафин Р.Р. Лица, имеющие право на досрочную страховую пенсию по старости в Российской Федерации // Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Т. А. Сошникова, Е. Е. Пирогова. 2018. С. 315-319 52.Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. 160 с. 53.Пашкова Г.Г. Профессиональные пенсии в России: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. № 44. С. 147–158.54.Платыгин Д.Н. Пенсионные системы: досрочные пенсии: учебное пособия для вузов. - Д.Н. Платыгин, В.Д. Роик: Москва Юрайт. 2023. 495 с.55. Пудовкин А.В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Вестник МГИМО. 2015. №2 (41). С. 217-223 56.Раджабова Ж.К. Учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право» и «Уголовное право». Махачкала: ДГУНХ, 2019. 133 с. 57.Сазонова С. Проблемы доказывания специального страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости // Правовое регулирование общественных отношений на земле и в космическом пространстве. 2018. С. 93-9458.Соловьев А.К. Демографические риски российской пенсионной системы // Экономика региона. Изд-во ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук». Екатеринбург. 2016. Том 12. Вып. № 1. 324 с. 59.Твердохлебова Э.В., Самойлова А.В., Козлова О.Е. О реформировании подхода к назначению досрочных пенсий по старости в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №8. С. 174-17760.Тюрина А.В. Пенсионное обеспечение медицинских работников// STUDENT RESEARCH сборник статей VI Международного научно-практического конкурса. 2019. 157-160с. 61.Толковый словарь русского языка. Том III. Под редакцией Д.Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. 720 с.62.Туманянц К. А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. 2016. № 2. С. 140–147 63.Чванова О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России // Молодой ученый. 2020. № 42 (332). С. 258-260 64.Чернышова В. Ю. Проблемы правового регулирования института досрочных пенсий по старости / В. Ю. Чернышова // Актуальные проблемы современного законодательства : Сборник статей участников V Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Москва, 26 марта 2020 года / Под редакцией Е.В. Былинкиной, С.В. Дубовиченко, О.В. Садовской. Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2020. С. 194-204 65.Чернышова В. Ю. Проблемы правового регулирования института досрочных пенсий по старости / В. Ю. Чернышова // Актуальные проблемы современного законодательства : Сборник статей участников V Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Москва, 26 марта 2020 года / Под редакцией Е.В. Былинкиной, С.В. Дубовиченко, О.В. Садовской. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2020. С. 194-204 66.Юдина Е.В. Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области досрочного негосударственного пенсионного обеспечения // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. №5. С. 248-25267.Аксенов П. Пенсионным накоплениям добавят ответственности: ЦБ оценит инвестиции управляющих // Коммерсантъ. 2016. URL: http: //www. kommersant.ru /doc/3041416 (дата обращения: 20.05.2023)ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Досрочные страховые пенсииВозрастной ценз, пол и размер стажаОсобенности осуществляемой трудовой деятельностиМужчины – 50 лет. Трудовой стаж – 10 лет. Страховой стаж – 20 летЖенщины – 45 лет. Трудовой стаж – не менее 7 лет и 6 месяцев. Страховой стаж – 15 лет.Подземные работы, работа с вредными условиями труда и в горячих цехахМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – не менее 12 лет и 6 месяцев. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – не менее 10 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа с тяжелыми условиями трудаЖенщины – 50 лет. Трудовой стаж – не менее 15 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машинЖенщины – 50 лет. Трудовой стаж – 20 лет.Работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестьюМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – не менее 12 лет и 6 месяцев. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 10 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породыВозрастной ценз, пол и размер стажаОсобенности осуществляемой трудовой деятельностиМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – не менее 12 лет и 6 месяцев. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 10 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работахМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – не менее 12 лет и 6 месяцев. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 10 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудованияМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – 20 лет. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 15 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портахМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – не менее 12 лет и 6 месяцев. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 10 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения)Мужчины – 55 лет. Трудовой стаж – 20 лет. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 15 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутахВозрастной ценз, пол и размер стажаОсобенности осуществляемой трудовой деятельностиМужчины и женщины вне зависимости от возраста и страхового стажа:Не менее 25 лет - Не менее 20 лет - лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах; работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машинМужчины – трудовой стаж 25 лет.Женщины – трудовой стаж 20 лет.Работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;Мужчины – трудовой стаж не менее 25 лет.Женщины – трудовой стаж не менее 20 летРабота в летном составе гражданской авиацииМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – не менее 12 лет и 6 месяцев. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 10 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиацииМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – 20 лет. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 15 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиацииВозрастной ценз, пол и размер стажаОсобенности осуществляемой трудовой деятельностиМужчины и женщины. Возраст – 40 лет или вне зависимости от возраста. Трудовой стаж – 15 лет.Работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуацийМужчины – 55 лет. Трудовой стаж – 20 лет. Страховой стаж – 25 лет.Женщины – 50 лет. Трудовой стаж – 15 лет. Страховой стаж – 20 лет.Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободыМужчины и женщины – возраст 50 лет. Трудовой стаж – 25 лет. Работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераМужчины и женщины – трудовой стаж не менее 25 лет.Педагогическая деятельность в организациях для детей, независимо от их возрастаВозрастной ценз, пол и размер стажаОсобенности осуществляемой трудовой деятельностиМужчины и женщины – трудовой стаж 25 лет (в сельской местности и поселках), 30 лет (в городах»Работа, связанная с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохраненияМужчины и женщины – возраст 55-60 лет, либо не зависимо от возраста. Трудовой стаж – 15-30 лет.Творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организацияхПриложение 2Влияние нахождения профессии в Списке и результатов СОУТ на право работника на досрочную пенсиюПо СОУТ класс условий труда – вредные или опасныеПо СОУТ класс условий труда – оптимальные или допустимыеПрофессия включена в СпискиПраво на досрочную пенсию есть. Страховые взносы по дополнительному тарифу подлежат уплатеПрава на досрочную пенсию нет. Страховые взносы по дополнительному тарифу уплате не подлежатПрофессия не включена в СпискиПрава на досрочную пенсию нет. Страховые взносы по дополнительному тарифу уплате не подлежатПрава на досрочную пенсию нет. Страховые взносы по дополнительному тарифу уплате не подлежат
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831
5. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965
6. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета от 30 декабря 2013 г. N 295
7. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920
8. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832
9. Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 N 236-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 18 июля 2022 г. N 29 (часть I) ст. 5203
10. Федеральный закон от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6975
11. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2022 г. N 1830
«О перечне рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 24 октября 2022 г. N 43 ст. 7394
12. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2872
13. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть II) ст. 8029
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 31 декабря, 2012. –№ 53 (Часть II)
15. Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» // Российская газета, N 118, 28.05.2014
16. Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ноябрь 1996 г. N 9
17. Письмо Минфина России от 24.03.2017 г. № 03-15-06/17278 // СПС «КонсультантПлюс»
18. Письмо Минфина России от 24.03.2017 г. № 03-15-06/17262 // СПС «КонсультантПлюс»
19. Письмо Минфина России от 25.09.2018 г. № 03-15-07/68350, Письмо Минфина России от 23.10.2017 г. № 03-15-06/69113 // СПС «КонсультантПлюс»
20. Письмо Минфина России от 24.03.2017 г. № г. 03-15-06/17278 // СПС «КонсультантПлюс»
21. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) // «Российская газета». 1995. № 67
22. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991. № 52. Ст. 1865
23. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617
24. О государственных пенсиях: закон СССР от 14.07.1956 г. // Свод законов СССР, т.2, с. 532, 1990
25. О пенсиях и пособиях членам колхозов: закон СССР от 15.07.1964 г. // Ведомости ВС СССР, 1964, N 29, ст. 340
26. Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» // Социальное обеспечение в СССР. М.: Изд-во ВЦСПС «Профиздат», 1960. С. 7-22
27. Постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 // СПС «Консультант плюс»
28. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // СПС «Консультант плюс»
29. Постановление Союзного Совета Социального Страхования при НКТ СССР от 29.02.1932 N 47 «Об улучшении пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца и старости» (вместе с «Временным списком вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсии») // Известия НКТ СССР, N 11, 1932
30. Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 N 309-КГ16-19585 по делу N А07-1237/2016 // СПС «Консультант плюс»
31. Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 310-КГ18-7973 по делу N А14-3052/2017 // СПС «Консультант Плюс»
32. Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017 // СПС «Консультант Плюс»
33. Акбулатов Р. С. Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования / // Молодой ученый. 2012. № 7 (42). С. 203-208
34. Алиева Д. Р. Современные проблемы пенсионного обеспечения по старости в Российской Федерации // Молодой ученый. 2021. № 31.1 (373.1). С. 4-6
35. Ахантьева Н. В., Качанова И. В. Досрочные страховые пенсии в связи с работой в особых климатических условиях //Центральный научный вестник № 11(52), т.3, 2018. С.103-104
36. Барбасова С. Обзор государственной политики СССР в области пенсионного обеспечения граждан // Вестник БИСТ. 2009. № 4(4). С. 108–112
37. Батаев В.В. Проблемы и перспективы развития системы досрочных пенсий // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №1. С. 58-61
38. Белоносова А.В., Кивелева Н.Н., Комарова О.В. Система льгот и компенсаций как фактор привлечения трудовых ресурсов в медицинские учреждения // Экономика труда. 2016. № 1. С. 81–96
39. Бушуева И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 273–282
40. Вайсфельд Л.Д. Пенсионное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. 350 с.
41. Винокуров В.А. Рассуждения о понятиях «пенсия», «государственная пенсия» и о праве человека и гражданина на государственную пенсию в Российской Федерации // Экономика. Социология. Право. 2022. №4 (28). С. 94-101
42. Галаева Л.А., Короткова Т.А. Реализация права на досрочные страховые пенсии по старости в связи с работой в особых (производственных) условиях труда: к постановке проблемы // Социально-политические науки. 2018. №5. С. 211-218
43. Гумар Н.А., Есетова С.К., Тажмуратов Ш.Е. Теоретические основы пенсионного обеспечения населения и виды пенсионных систем // Образование и право. 2021. №10. С. 119-130
44. Диветайкина Т.Е. Право на досрочную страховую пенсию по старости отдельным категориям граждан // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции. Материалы международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Том Часть 1. Ответственные редакторы Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2017. С. 59-61
45. Ерофеева С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. 2016. № 120. С. 290–295
46. Ерофеева С.С. Институциональные особенности пенсионной системы Российской Федерации: история и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №3. С. 318-324
47. Игнатенко И. В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения РоссийскойФедерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. 2016. № 73. С. 45–49
48. Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В., Сергеева С.С. Направления совершенствования системы предоставления гарантий и компенсаций работникам ха работу в опасных (вредных) условиях труда // Экономика труда. 2021. №9. С. 1054-1073
49. Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956-1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4. С. 49-54
50. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения (2-е издание, дополненное). М.: «Юстицинформ», 2009. 653 с.
51. Мустафин Р.Р. Лица, имеющие право на досрочную страховую пенсию по старости в Российской Федерации // Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Т. А. Сошникова, Е. Е. Пирогова. 2018. С. 315-319
52. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. 160 с.
53. Пашкова Г.Г. Профессиональные пенсии в России: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. № 44. С. 147–158.
54. Платыгин Д.Н. Пенсионные системы: досрочные пенсии: учебное пособия для вузов. - Д.Н. Платыгин, В.Д. Роик: Москва Юрайт. 2023. 495 с.
55. Пудовкин А.В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Вестник МГИМО. 2015. №2 (41). С. 217-223
56. Раджабова Ж.К. Учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» для направления «Юриспруденция», профиля подготовки «Гражданское право» и «Уголовное право». Махачкала: ДГУНХ, 2019. 133 с.
57. Сазонова С. Проблемы доказывания специального страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости // Правовое регулирование общественных отношений на земле и в космическом пространстве. 2018. С. 93-94
58. Соловьев А.К. Демографические риски российской пенсионной системы // Экономика региона. Изд-во ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук». Екатеринбург. 2016. Том 12. Вып. № 1. 324 с.
59. Твердохлебова Э.В., Самойлова А.В., Козлова О.Е. О реформировании подхода к назначению досрочных пенсий по старости в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №8. С. 174-177
60. Тюрина А.В. Пенсионное обеспечение медицинских работников// STUDENT RESEARCH сборник статей VI Международного научно-практического конкурса. 2019. 157-160с.
61. Толковый словарь русского языка. Том III. Под редакцией Д.Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. 720 с.
62. Туманянц К. А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. 2016. № 2. С. 140–147
63. Чванова О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России // Молодой ученый. 2020. № 42 (332). С. 258-260
64. Чернышова В. Ю. Проблемы правового регулирования института досрочных пенсий по старости / В. Ю. Чернышова // Актуальные проблемы современного законодательства : Сборник статей участников V Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Москва, 26 марта 2020 года / Под редакцией Е.В. Былинкиной, С.В. Дубовиченко, О.В. Садовской. Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2020. С. 194-204
65. Чернышова В. Ю. Проблемы правового регулирования института досрочных пенсий по старости / В. Ю. Чернышова // Актуальные проблемы современного законодательства : Сборник статей участников V Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Москва, 26 марта 2020 года / Под редакцией Е.В. Былинкиной, С.В. Дубовиченко, О.В. Садовской. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2020. С. 194-204
66. Юдина Е.В. Деятельность негосударственных пенсионных фондов в области досрочного негосударственного пенсионного обеспечения // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. №5. С. 248-252
67. Аксенов П. Пенсионным накоплениям добавят ответственности: ЦБ оценит инвестиции управляющих // Коммерсантъ. 2016. URL: http: //www. kommersant.ru /doc/3041416 (дата обращения: 20.05.2023)